История музыки Восточной Азии (Китай, Корея, Япония) История музыки Восточной Азии (Китай, Корея, Япония) В настоящее время цивилизация Дальнего Востока известна далеко за его пределами. Сейчас трудно найти уголок земли, где были бы неизвестны явления различных областей культуры Китая, Кореи и Японии. Однако в области музыки многие явления музыкального наследия остаются неизвестными российской интеллигенции. Это не случайно. В отечественном музыкознании до настоящего времени нет работы, где освещалась бы история музыки стран Восточной Азии, хотя бы в конспективной форме. Предлагаемая читателям книга впервые в одном издании подробно знакомит российских читателей с историей и теорией, а также с некоторыми шедеврами традиционной музыки стран Восточной Азии (Китай, Корея, Япония), которые вместе составляют единый культурный ареал. Книга, излагающая в популярной форме важнейшие вехи музыкальной культуры Дальнего Востока, может быть использована не только в качестве учебного пособия для студентов музыкальных и педагогических вузов, но будет полезна всем, кто интересуется культурой Востока. Лань 978-5-8114-1066-8
979 руб.
Russian
Каталог товаров

История музыки Восточной Азии (Китай, Корея, Япония)

История музыки Восточной Азии (Китай, Корея, Япония)
Временно отсутствует
?
  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы о товаре
  • Отзывы ReadRate
В настоящее время цивилизация Дальнего Востока известна далеко за его пределами. Сейчас трудно найти уголок земли, где были бы неизвестны явления различных областей культуры Китая, Кореи и Японии. Однако в области музыки многие явления музыкального наследия остаются неизвестными российской интеллигенции. Это не случайно. В отечественном музыкознании до настоящего времени нет работы, где освещалась бы история музыки стран Восточной Азии, хотя бы в конспективной форме. Предлагаемая читателям книга впервые в одном издании подробно знакомит российских читателей с историей и теорией, а также с некоторыми шедеврами традиционной музыки стран Восточной Азии (Китай, Корея, Япония), которые вместе составляют единый культурный ареал. Книга, излагающая в популярной форме важнейшие вехи музыкальной культуры Дальнего Востока, может быть использована не только в качестве учебного пособия для студентов музыкальных и педагогических вузов, но будет полезна всем, кто интересуется культурой Востока.
Отрывок из книги «История музыки Восточной Азии (Китай, Корея, Япония)»
Введение
История мировой цивилизации убедительно показывает, что многие выдающиеся достижения в области науки и техники, культуры и искусства были осуществлены в странах Востока. Некоторые из них имели решающее значение для судеб человечества. На Востоке берут свое начало три древнейшие цивилизации мира: Китая, Месопотамии и Индии. Восток является родиной трех мировых религий (христианства, буддизма, ислама), а также индуизма, конфуцианства, даосизма и др.

Что такое Восток? Этот вопрос не такой простой, как может показаться на первый взгляд. «Восток» — понятие очень широкое, порой неопределенное. В древности восточными странами назывались местности, которые находились от Греции к востоку (Orient). Со временем, по мере расширения представления о земле, под термином «восток» начали подразумевать обширнейшую территорию от Урала до Тихого океана, т. е. весь азиатский континент. В настоящее время в географическое понятие «восток» входят: Западная Азия (Иран, Ирак, Сирия, Саудовская Аравия, Израиль, Иордания, Турция); Средняя Азия (Туркмения, Узбекистан, Таджикистан, Киргизстан, Казахстан, Тибет, Монголия); Северная Азия (Сибирь); Юго-Восточная Азия (Индонезия, Филиппины, Малайзия, Таиланд, Бирма, Кампучия, Вьетнам, Лаос, Сингапур и др.); Южная Азия (Индия, Шри-Ланка, Пакистан, Афганистан, Бангладеш, Непал); Восточная Азия или Дальний Восток (Китай, Корея, Япония).

Но когда речь идет не о географическом, а о цивилизационном и историко-культурном аспектах, граница Востока выходит далеко за пределы азиатского континента. Так, влияние музыки арабского, Ближнего Востока (иначе Западной Азии) простиралось далеко — до границ Северной Африки и Андалусии.

Если рассматривать Восток с точки зрения этико-философских, религиозных и культурных традиций, в рамках которых функционировали общества, можно выделить три основные цивилизации Востока: арабо-исламскую; индо-буддийскую; китайско-конфуцианскую.

Однако эти древние цивилизации были покорены европейцами, и к началу эпохи промышленного капитализма и империализма многие страны Востока были превращены в колонии. Они рассматривались колониальными державами лишь как поставщики сырья и дешевой рабочей силы. В течение длительного исторического времени в мире преобладало мнение, согласно которому вся мировая культура делится на высший и низший разряды. Европейская культура возводилась в ранг высшего разряда и претендовала на роль всеобщей и универсальной культуры. В области музыки эта точка зрения с наибольшей категоричностью была высказана автором капитального четырехтомного труда «История музыки» Августом Амбросом (1816–1876 гг.). Амброс считал восточную музыку «первобытной». Распространению этого антинаучного взгляда способствовала вся колониальная политика вплоть до второй мировой войны.

Пережитки этой политики до сих пор сохранились в сознании некоторых подданных бывших колониальных держав. Искоренить полностью этот взгляд («европоцентризм») и на деле доказать равенство наций не только в политическом и экономическом, но и в культурном отношении — задача современной культрологии и музыкознания.

Примечательно, что необходимость пересмотра концепций «западной гегемонии», «европоцентризма» и перехода к полицентрической музыкальной историографии, как отмечает М. Е. Кравцова1, одним из первых была осознана и публично высказана российским ученым С. М. Георгиевским (1851–1893 гг.) в монографии «Важность изучения Китая» (СПб., 1890 г.).

Цивилизация Дальнего Востока распространилась далеко за его пределы. Сейчас трудно найти уголок земли, где были бы неизвестны явления различных областей культуры Китая, Кореи и Японии. Издаются и комментируются произведения литературы, живописи, архитектуры и т. д. Запад интенсивно впитывает в себя достижения Востока, и на основе взаимодействия и взаимовлияния цивилизаций рождаются новые шедевры искусства и культуры.

Прогресс в понимании музыки Востока наметился с начала ХХ в., в особенности после второй мировой войны. Существенную лепту в признание равенства музыки Востока и Запада внесли видные ученые этномузыкологии, такие как Я. Кунст (1891–1960 гг.), А. Мерриэм (1923–? гг.), Б. Неттл (1889–1972 гг.) и другие. В частности, американский ученый А. Мерриэм в своем труде «Антропология музыки» («The Anthropology of music» — Evanston, 1964) обосновывал необходимость отхода от европоцентристского образа мышления и развития взаимопонимания между нациями и странами путем изучения различных национальных культур.

Однако в области музыкальной культуры этот процесс носит несколько односторонний характер. В настоящее время во всех странах Востока европейская музыка стала неотъемлемой частью музыкальной культуры. Что же касается музыки Востока, традиционное отношение к ней музыкантов Запада, мягко говоря, было нелестным. Известны презрительные слова Гектора Берлиоза о том, что китайская музыка пребывает в полнейшем мраке варварства и инфатильного невежества. И это было сказано о музыке Китая, развивавшейся на протяжении более трех тысяч лет и сохранившей для потомства трактат о музыке «Гуаньцзы» (VII в. до н. э.), выдающийся памятник музыкально-поэтической культуры «Шицзин» (V в. до н. э.).

Непосредственное знакомство с внеевропейской культурой стран Азии и Африки открыло путь к признанию художественной ценности культуры Востока. Сейчас с удовлетворением воспринимаются слова «теперь уже не вызывает сомнений, что по содержательной значительности, концепционности, виртуозности системы музыкально выразительных, формообразующих средств искусство устной традиции не уступает профессиональным жанрам европейской музыки и может с равным правом репрезентировать мировую музыкальную цивилизацию»2.

Тем не менее, как писал в своей книге «Звуки индийской музыки» замечательный представитель индийской культуры Рагхава Р. Менон, «слушать музыку раги почти столь же трудно, как научиться играть или петь её. От слушателя требуется едва ли не такое же искусство, как и от исполнителя»3. Для восприятия музыки инокультурной традиции необходима определенная подготовленность, желательно наличие хотя бы минимальной осведомленности в вопросах «грамматики» музыкальной системы.

В настоящее время российское востоковедение, особенно в области китаистики, — одна из наиболее плодотворно работающих отраслей гуманитарной науки. Лишь в области музыковедения научные достижения незначительны. В середине ХХ в. основоположник российской китаистики «новой школы» В. М. Алексеев писал о том, что музыка Китая — сплошная загадка. По сей день загадкой для многих остается музыка не только Китая, но всего Дальнего Востока. В большей части имеющихся монографий и учебных пособий по искусству и культуре, как правило, о музыке Востока почти ничего нет или приводятся общие сведения.

К настоящему времени на русском языке имеется лишь несколько специальных работ, посвященных отдельным жанрам и областям музыки. В числе немногих ученых и авторов диссертаций, посвятивших свои труды традиционной музыке Китая и Японии, можно назвать Г. М. Шнеерсона, Ф. Г. Арзаманова, С. А. Серову, В. И. Сисаури, С. Б. Лупиноса, Е. М. Алкон, Т. Г. Михееву, Е. В. Васильченко, Е. В. Виноградову, А. Н. Желоховцева, М. Ю. Дубровскую, М. В. Есипову, В. Н. Юнусову, Н. И. Чабовскую, Цзо Чженьгуан и др. При этом если мировое значение китайского или японского искусства более или менее общепризнано и оно разрабатывалось и разрабатывается в отдельных его проявлениях, то корейское же искусство, особенно музыкальное, как будто бы не существует. Оно неизвестно не только широкой публике, но и часто специалистам. В то же время без знания корейского искусства не может быть полного и объективного представления об искусстве стран дальневосточного региона. В настоящее время источником информации о традиционной музыке Кореи являются лишь статья М. М. Яковлева «Корейская музыка» в «Музыкальной энциклопедии» (1974, т.2. с. 943–950), немногие диссертации последних десятилетий, а также некоторые работы автора этого труда.

В свете этого состояние современного востоковедения в области музыкознания нельзя признать удовлетворительным.

Данное учебное пособие посвящено изучению музыкальной культуры стран Дальнего Востока (Китая, Кореи и Японии) в едином комплексе. По нашему убеждению, именно такое комплексное исследование позволяет, с одной стороны, наиболее объективно и всесторонне осветить общее и специфическое в музыкальной культуре каждой из стран Дальнего Востока. С другой стороны, оно дает возможность представить, что Восток и Запад — не замкнутое пространство со своими социальными и духовными образованиями, а часть всеобщего мироздания, где действуют универсальные законы общественного развития, регламентирующие родство многих явлений в социальной и духовной жизни общества.

Необходимость комплексного изучения музыкальной культуры Дальнего Востока вытекает из имеющей древнюю традицию его региональной общности, ставшей необратимой исторической реальностью к VII–VIII вв. Эта региональная общность культур исторически была предопределена, прежде всего, единством литературного языка, основанного на иероглифической письменности. Могут возникнуть возражения, построенные на общности латинского алфавита для большинства стран Европы, кириллицы для славянских народов, арабского письма для народов Западного и Среднего Востока. Однако у этих народов общность письменности, в отличие от иероглифов Дальнего Востока, не означает автоматическое понимание письменности одного народа другим.

С введением иероглифической письменности в Корее и Японии возрастает роль и влияние китайской цивилизации, ее философско-идеологической доктрины конфуцианства, даосизма и позднее — буддизма. Конфуцианство и даосизм, возникший как критика идеи конфуцианства, вместе составляют величественное здание древнекитайской философии. Неслучайно в Китае существовала поговорка: «Конфуцианство — это необходимая одежда китайца, а даосизм — его душа». Корея имела связь с Китаем с древнейших времен и воздвигала государственное устройство по китайским образцам, идейной доктриной которых было конфуцианство, а с конца IV в. — частично и буддизм. Япония устанавливала связь с Китаем через Корею. Япония начала поддерживать оживленные культурные и экономические связи с тремя государствами Кореи (Когурё, Пэкче и Силла) уже в IV–VI вв., а в VII–IХ вв. стала испытывать непосредственное влияние китайской цивилизации. Так, как свидетельствует японская историческая хроника «Нихонсёки», континентальная музыка впервые исполнялась в Японии в 453 г. корейскими музыкантами, прибывшими в Японию по случаю смерти императора Ингё (413–453). Такая связь естественным образом предопределила некоторую общность в развитии музыкальной культуры стран Дальнего Востока. Таким образом, музыкальная культура каждой из стран дальневосточного ареала при всей своей специфичности и самобытности обнаруживает неоспоримые свидетельства сопричастности друг другу.

Исходя из всего вышесказанного в данной работе рассмотрена музыкальная культура стран Дальнего Востока (Китай, Корея, Япония) с древнейших времен до середины ХХ в., а именно: история и теория музыки, шедевры традиционной музыки Китая, Кореи и Японии.

В заключение работы представлена краткая сравнительная хронология развития музыки Востока и Запада и характеристика музыки Восточной Азии с целью показать читателям общее и специфическое в музыкальной культуре каждой из стран Дальнего Востока, с одной стороны, и уникальность музыки Востока в целом, с другой. При этом автор обращает внимание читателей на то, что мир Востока не изолирован от всемирной истории и в нем можно уловить диалектику истории, порождающую общность социальных, духовных и культурных процессов в различных регионах мирового пространства.

Будущее мирового искусства немыслимо без связи с прошлым. Подлинное произведение искусства рождается только с опорой на прошлое, и только так обеспечивается вечная жизнь искусства. Ради вечной жизни искусства настало время познания не только музыки Запада народами Востока, что происходит достаточно интенсивно, но и музыки Востока народами Европы. Во взаимообогащении музыки Востока и Запада видится одна из дорог развития мирового музыкального искусства.

Историческая миссия стран Востока и Запада на нынешнем этапе их развития заключается в том, чтобы на основе синтеза европейской и традиционной культур активно и действенно участвовать в дальнейшем расцвете мирового культурного пространства. Универсализм не может зиждиться на характере и особенностях одной нации или одной страны. Универсализм — результат синтеза особенностей многих слагаемых. Логика подсказывает, что универсализм всеобщей (мировой) музыки следует искать в достижениях культуры разных народов и стран, а не отдельно взятой европейской музыки. Всестороннее объективное изучение музыки Востока — необходимый этап в этом важном процессе, и оно может внести много нового и существенного как в науку о музыке, так и в становление мировой музыкальной культуры грядущих времен.
Содержание
Введение .......... 9
Часть I. История музыки .......... 20

Глава 1. Китай .......... 21

Музыка Древнего Китая (XX в. до н. э. — III в. н. э. — период становления китайской музыки) .............. 23

Музыка раннего средневекового Китая (III в. — начало ХII в. — период проникновения иноземной музыки и начало расцвета китайской музыки) .......... 48

Музыка позднего средневекового Китая (начало ХIII в. — 1911 г. — период зрелости китайской музыки) .......... 67

Музыка Новейшего времени (с 1911 г. до наших дней) .......... 73

Глава 2. Корея .......... 80

Музыка Древнего Чосона (2333 г. до н. э. — I в. н. э) .......... 81

Музыка Периода трех государств (I в. до н. э. — 60-е гг. VII в.) .......... 82

Музыка Объединенного Силла (676–918 гг.) .......... 91

Музыка Корё (918–1392 гг.) .......... 96

Музыка Чосона (1392–1910 гг.) .......... 101

Музыка Новейшего времени (с 1910 г. до наших дней) .......... 114

О музыкальной культуре КНДР .......... 138

Глава 3. Япония .......... 142

Музыка Древней Японии (с древнейших времен до V в. н. э. — период проникновения континентальной музыки) .......... 143

Музыка ранней средневековой Японии (VI–VIII вв. — период проникновения континентальной музыки) ......... 146

Музыка «средней» средневековой Японии (IХ в. — первая половина ХVI в. — период становления национальной музыки) .......... 152

Музыка поздней средневековой Японии (вторая половина XVI в. — первая половина XIX в. — период развития национальной музыки) .......... 163

Музыка Новейшего времени (вторая половина ХIХ в. — по настоящее время — период проникновения европейской музыки) .......... 169

Глава 4. Некоторые обобщения .......... 178
Часть II. Теория музыки .......... 184

Глава 5. Китай .......... 185

Система «люй-люй» .......... 187

Ладовая организация .......... 190

Мелодическая и ритмическая организация .......... 193

Монодия и многоголосие .......... 194

Нотация музыки .......... 197

Классификация музыки .......... 199

Глава 6. Корея .......... 202

Музыкальный строй .......... 203

Ладовая организация .......... 204

Мелодическая организация .......... 206

Временная организация .......... 209

Транспозиция и модуляция .......... 212

Гармония и полифония .......... 214

Структурная организация .......... 216

Нотация музыки .......... 221

Классификация музыки .......... 226

Глава 7. Япония .......... 228

Звуковой материал .......... 229

Ладовая организация .......... 232

Мелодическая организация .......... 235

Временная организация .......... 237

Структурная организация .......... 240

Классификация музыки .......... 242

Глава 8. Некоторые обобщения .......... 245
Часть III. Музыкальные инструменты .......... 250

Глава 9. Китай .......... 251

Классификация инструментов .......... 251

Характеристика инструментов .......... 252

Глава 10. Корея .......... 266

Классификация инструментов .......... 266

Характеристика инструментов .......... 268

Глава 11. Япония .......... 284

Классификация инструментов .......... 284

Характеристика инструментов .......... 285

Глава 12. Некоторые обобщения .......... 296
Часть IV. Формы, жанры, шедевры .......... 298

Глава 13. Китай .......... 299

«Совершенная музыка» высокой традиции яюэ .......... 299

Песенно-поэтическая, песенно-танцевальная композиции .......... 304

Пекинская опера .......... 308

Инструментальная музыка .......... 319

Глава 14. Корея .......... 325

Ритуальная музыка .......... 325

Церемониально-банкетная музыка .......... 333

Военная музыка .......... 341

Классическая вокальная музыка .......... 344

Народная музыка .......... 351

Глава 15. Япония .......... 366

Церемониальная музыка .......... 366

Буддийская музыка .......... 374

Театральная музыка .......... 375

Инструментальная музыка .......... 388

Глава 16. Некоторые обобщения .......... 402
Часть V. Вместо заключения .......... 406

Глава 17. Краткая сравнительная хронология развития музыки Востока и Запада .......... 407

Древний мир (до III в. н. э.) .......... 407

Этап раннего феодализма (III–VIII вв.) .......... 411

Эпоха позднего феодализма (VIII–XIII вв.) .......... 414

Эпоха Возрождения (XIV–XVI вв.) .......... 422

Музыкальная культура XVII–XVIII вв. .......... 427

Музыкальная культура XIX в. ........... 430

Музыкальная культура XX в. .......... 430

Глава 18. Характеристика музыки Восточной Азии .......... 431

Глава 19. Музыка Восточной Азии в контексте мировой музыкальной культуры .......... 438
Приложение .......... 442

Нотное приложение .......... 443

Китайская музыка .......... 443

Корейская музыка .......... 453

Японская музыка .......... 492
Указатель терминов, названий произведений, учреждений в иероглифической записи .......... 522

По параграфам «Китай» .......... 522

По параграфам «Корея» .......... 527

По параграфам «Япония» .......... 533
Хронологическая таблица истории стран Восточной Азии .......... 540
Штрихкод:   9785811410668
Аудитория:   Общая аудитория
Бумага:   Офсет
Масса:   495 г
Размеры:   205x 130x 25 мм
Тираж:   1 500
Литературная форма:   Учебное пособие
Тип иллюстраций:   Черно-белые, Фотографии черно-белые
Отзывы
Найти пункт
 Выбрать станцию:
жирным выделены станции, где есть пункты самовывоза
Выбрать пункт:
Поиск по названию улиц:
Подписка 
Введите Reader's код или e-mail
Периодичность
При каждом поступлении товара
Не чаще 1 раза в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Мы перезвоним

Возникли сложности с дозвоном? Оформите заявку, и в течение часа мы перезвоним Вам сами!

Captcha
Обновить
Сообщение об ошибке

Обрамите звездочками (*) место ошибки или опишите саму ошибку.

Скриншот ошибки:

Введите код:*

Captcha
Обновить