История культуры Китая История культуры Китая Предлагаемое учебное пособие - первая на русском языке книга, в которой дается полная картина истории развития и состояния культуры Китая от глубокой древности до наших дней и во всех образующих ее традициях и духовных ценностях. На страницах этой книги рассматриваются и объясняются возникновение, сущность и главные отличительные особенности китайских представлений о мире и человеке, верований, культов, философских учений, политической и художественной культуры, поведенческих принципов личности. Написанное на материале оригинальных (китайских) источников, авторитетной отечественной и зарубежной научной литературы и с учетом новейших теоретико-методологических установок, предлагаемое учебное пособие носит фундаментальный, энциклопедический характер. Оно рассчитано на самый широкий круг читателей, является необходимым изданием для составления любых общегуманитарных лекционных курсов (по истории цивилизации, мировой художественной культуры, философии, религий и т. д.),... Лань 978-5-8114-0063-8
873 руб.
Russian
Каталог товаров

История культуры Китая

Временно отсутствует
?
  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы о товаре
  • Отзывы ReadRate
Предлагаемое учебное пособие - первая на русском языке книга, в которой дается полная картина истории развития и состояния культуры Китая от глубокой древности до наших дней и во всех образующих ее традициях и духовных ценностях. На страницах этой книги рассматриваются и объясняются возникновение, сущность и главные отличительные особенности китайских представлений о мире и человеке, верований, культов, философских учений, политической и художественной культуры, поведенческих принципов личности. Написанное на материале оригинальных (китайских) источников, авторитетной отечественной и зарубежной научной литературы и с учетом новейших теоретико-методологических установок, предлагаемое учебное пособие носит фундаментальный, энциклопедический характер. Оно рассчитано на самый широкий круг читателей, является необходимым изданием для составления любых общегуманитарных лекционных курсов (по истории цивилизации, мировой художественной культуры, философии, религий и т. д.),...
Отрывок из книги «История культуры Китая»
Введение
Интерес к культуре Китая давно уже стал характерной чертой российского общества. Причем уже в Петровскую эпоху, когда впервые установились прямые и постоянные торгово-дипломатические и культурные связи между двумя странами, он диктовался не только геополитическими реалиями — непосредственным соседством России с могущественным дальневосточным государством. Как и Европа, Россия попала под обаяние богатства и экзотического своеобразия самой китайской культуры, представленной на тот момент преимущественно изделиями декоративно-прикладного искусства. Конечно, до определенного периода истории увлечение культурой Китая не выходило за рамки собирания частных коллекций, создания интерьеров в стиле «шинуазри» и тому подобных занятий, свойственных элите российского общества. Однако и эти занятия объективно способствовали распространению информации о Китае и его культурном достоянии в значительно более широкой социокультурной среде, что, в свою очередь, накладывало определенную печать на состояние отечественной духовной и материальной культуры. Трудно, например, представить себе зарождение и становление отечественного фарфорового производства вне влияния на него китайского фарфора.

С 30 – 40-х гг. ХIХ в. в России вступил в силу процесс подлинного знакомства с культурными традициями и наследием Китая. Начавшийся в узких академических кругах, этот процесс постепенно и неуклонно стал вовлекать в себя все более широкие слои отечественной интеллигенции. Лучшим подтверждением сказанному служит популярность ориентальных мотивов в российской литературе и изобразительном искусстве конца ХIХ – начала ХХ в., а также влияние дальневосточных идеологических систем на отечественные религиозно-философские искания того времени.

На протяжении советского периода и в зависимости от конкретной международной и внутриполитической ситуации отношение к Китаю в общественном сознании колебалось от идей «братания» с «угнетенными народными массами Китая» до откровенных антикитайских настроений. Параллельно, начиная ориентировочно с 60-х гг., в среде советской гуманитарной, творческой и даже технической интеллигенции наметился новый всплеск интереса к ориентальным и непосредственно китайским вероучениям, которые проникали в Советский Союз в предельно искаженных формах и далеких от оригинальных традиций переложениях. В результате в советском обществе сложились стереотипы восприятия духовных ценностей Китая как чего-то эзотерического, экзотического, далекого от повседневной жизни человека, а потому подлежащего изучению немногими отдельными лицами, поглощенными поисками путей духовного самоделания, и даже враждебного устоям и нормам советского общежития.

Подобные стереотипы, остающиеся в силе и по сей день, вступают во все более явное противоречие с культурно-идеологическими и политическими реалиями современного общества. Во-первых, знание важнейших событий истории китайской цивилизации и ее культурных достижений становится столь же обязательным качеством любого образованного человека, как и знание им истории и культуры древнего, античного мира, Европы и собственного Отечества. Во-вторых, в условиях интенсивно развивающихся и крепнущих межгосударственных, культурных и торговых контактов Российской Федерации с КНР такие знания приобретают все более прикладной характер. Они оказываются насущно необходимыми для специалистов и работников самого разного профиля: от, скажем, ученых-культурологов, занимающихся фундаментальными проблемами истории и культуры мировой цивилизации, до сотрудников туристических агентств и торговых фирм, которые для успешного исполнения своих служебных обязанностей должны иметь внятное и адекватное представление о природных и историко-культурных достопримечательностях Китая и об экспортируемых этой страной товарах, массово поступающих на отечественный рынок.

За последнее десятилетие отечественный книжный фонд значительно пополнился работами о Китае, по сравнению с 1990-ми гг., когда готовилось первое издание этого учебного пособия. Сегодня российскому читателю доступно внушительное число научной литературы, посвященной различным сферам духовной жизни китайского общества и культурным традициям. Среди них несколько авторских версий истории культуры Китая, монографии о развитии китайской цивилизации на различных ее этапах, о ее литературном творчестве и искусстве. Книги российских ученых удачно дополняют переведенные на русский язык работы выдающихся западных исследователей. Есть также серия антологий переводов китайских поэтических и прозаических произведений и, что особенно отрадно, конфуцианских и даосских канонических сочинений. Отдельного упоминания заслуживает 6-томное издание «Духовная культура Китая. Энциклопедия»» (М., 2006–2010), которое, будучи уникальным во многих отношениях научным проектом, содержит, если не исчерпывающие, то весьма полные сведения о важнейших культурных традициях Китая — религиозно-мифологических представлениях (т. 2), философии (т. 2), литературе (т. 3), общественно-политической мысли (т. 4), научных знаниях (т. 5) и искусстве (т. 6).

Тем не менее, предлагаемое учебное пособие, думается, не утратило ни своей научной актуальности, ни привлекательности для широкого круга читателя. Изначально имевшее цель попытаться реконструировать и осмыслить целостную картину истории китайской культуры в ее полном временнaом объеме (от неолитической эпохи до наших дней) и во всех существенных ее аспектах (от политической культуры и «высокой» художественной словесности до популярных простонародных форм и поведенческих стереотипов личности в интимной обстановке), оно по-прежнему может помочь читателю ориентироваться в «культурном пространстве» Китая.

Имея профессиональное востоковедное образование и проводя многолетнюю научно-исследовательскую работу в области истории культуры и литературы Китая, автор предлагаемого учебного пособия имела возможность опираться на первоисточники, авторитетную научную литературу, на собственные наблюдения и разработки. Теоретической базой предлагаемого учебного пособия, является гипотеза полицентрического происхождения китайской цивилизации, которая лишь недавно получила окончательное признание в мировом китаеведении. Именно она позволяет четко дифференцировать культурно-идеологические реалии по их региональной и временнaой принадлежности, а также дать качественно новые интерпретации многим из хорошо известных в науке историко-культурным явлениям и феноменам Китая. Кроме того, при анализе явлений и феноменов китайской культуры автор руководствовалась новейшими теоретико-методологическими установками и подходами, в первую очередь — цивилизационным подходом к народам мира.

Предлагаемое учебное пособие состоит из восьми отдельных тематических блоков (глав), связанных друг с другом общей логикой научного повествования. Первая (вводная) глава содержит в себе три самостоятельных раздела. В первом сообщаются общие сведения о естественно-географическом устройстве Китая, ареале обитания собственно китайского этноса и о важнейших историко-культурных центрах этой страны; во втором — краткий очерк истории развития отечественного и зарубежного китаеведения, включая сведения по истории российско-китайских отношений; в третьем — критически оцениваются теоретико-методологические подходы к изучению истории китайской культуры, до недавнего времени господствовавшие в мировой китаеведческой литературе, а также формулируются принятые в современной гуманитарии оценки места и роли китайской цивилизации в мировом историко-культурном процессе.

Глава 2 знакомит читателя с основными этапами истории развития китайской цивилизации. Она открывается разделом, в котором подробно разбираются имеющиеся на сегодняшний день варианты периодизации истории Китая, доказывается теоретическая и фактологическая несостоятельность формационного подхода к этой стране. Заключительный раздел этой главы тоже носит проблемный характер: в нем поднимаются и рассматриваются фундаментальные проблемы качественного своеобразия истории и существа китайской цивилизации.

В главе 3 дается аналитическое описание архаической культурной традиции Китая, реконструкция исходных для китайской цивилизации мировоззренческих моделей, ментальных констант и идеологических комплексов, пояснение на материале конкретных примеров путей и способов их функционирования в древнем и имперском китайском обществе. Здесь же показывается и объясняется начальный этап сложения китайской политической, художественной и материальной культуры (градостроительства и зодчества). Глава открывается тоже проблемным по своему характеру разделом, в котором излагаются и анализируются основные на сегодняшний день гипотезы этно- и культурогенеза Китая.

Глава 4 посвящена анализу архаико-мифологических представлений Китая с изложением центральных мифологических сюжетов и выделением опорных для художественной культуры Китая образов-мифологем. В заключительном разделе этой главы дается аналитическое описание китайских календарных празднеств как важнейшего представительного феномена популярной культуры Китая.

В главе 5 подробно разбираются ведущие для Китая оформленные идеологические системы — конфуцианство, даосизм и китайско-буддийская традиция. В каждом конкретном случае сообщается о происхождении и основных вехах истории развития данной системы, о представляющих ее письменных памятниках (канонической, околоканонической и постканонической литературе), о месте и роли этой системы в общекультурном субстрате Китая.

Глава 6 посвящена анализу поведенческих стереотипов китайцев, принципам досугового времяпрепровождения, организации семейной жизни и поведению в интимной обстановке. Все эти аспекты рассматриваются исходя из общекультурного контекста и в их связи с разобранными в предшествующих главах культурно-идеологическими традициями.

В главе 7 излагается история развития китайской письменности, включая собственно иероглифическое письмо, поэтическое творчество, повествовательную прозу, а также театральное искусство. Здесь же подробно говорится о категориях и свойствах китайских иероглифов, ведущих жанровых разновидностях, тематических направлениях и поэтологических основах китайской поэзии, о жанрах и формах повествовательной прозы и художественно-композиционных особенностях китайской драмы.

В главе 8 излагается история развития китайского изобразительного и декоративно-прикладного искусства с описанием конкретных памятников и художественных произведений, ведущих живописных школ и направлений, технико-декоративных особенностей главных для Китая разновидностей декоративно-прикладного искусства

Композиционная структура и содержание предлагаемого учебного пособия полностью отвечают всем требованиям государственного образовательного стандарта по подготовке студентов по специальности «Культурология». Вместе с тем модульный принцип построения делает предлагаемое учебное пособие универсальным учебно-познавательным изданием для преподавательского состава и учебно-студенческой аудитории средних и высших учебных заведений любого профиля. Каждый из входящих в него тематических блоков может использоваться в качестве теоретико-методологической и фактологической базы для создания самостоятельных лекционных курсов по истории, истории философии, общественно-политической мысли, литературы, искусства непосредственно Китая, истории российско-китайских отношений и истории развития китаеведения, а также в общегуманитарных лекционных курсах и программах.

Предлагаемое учебное пособие создано на базе кафедры теории и истории культуры СПб. Государственной Академии культуры и рекомендовано к печати учебно-методическим советом. Автор выражает искреннюю благодарность за помощь в написании этого учебного пособия сотрудникам кафедры теории и истории культуры СПб ГАК, возглавляемой д. философ. н., проф. С. Н. Иконниковой, своим коллегам-востоковедам — сотрудникам СПб. филиала Института востоковедения РАН, а также д. философ. н., проф. философского факультета СПб. государственного университета Е. А. Торчинову.

Оставить заявку на описание
?
Содержание
Введение .......... 7
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты изучения истории культуры Китая .......... 14

1. Архитектоника естественно-географического и историко-культурного ареала обитания китайского этноса .......... 15

2. История изучения культурного наследия Китая в российской и зарубежной гуманитарии .......... 21

3. Европоцентрический, китаецентрический и цивилизационный подходы к Китаю .......... 30

4. Определение места китайской цивилизации в мировом историко-культурном процессе с позиций современной науки .......... 33
Глава 2. Основные этапы истории развития китайской цивилизации .......... 36

1. Традиционный и научный варианты периодизации истории Китая .......... 37

2. Архаический Китай .......... 40

3. Древний Китай .......... 47

4. Традиционный Китай .......... 66

5. Китай в ХХ в. .......... 87

6. Природа и сущность династийных циклов и переходных периодов, их роль в истории китайской цивилизации .... 92
Глава 3. Архаическая культурная традиция. Исходные мировоззренческие модели, ментальные константы и идеологические комплексы .......... 98

1. Гипотезы этно- и культурогенеза китайской цивилизации .......... 99

2. Древнейшие космолого-онтологические и антропологические воззрения .......... 105

3. Архаико-идеологическая традиция в художественной и материальной культуре древнего и имперского Китая. Космологическая семантика и сакральный смысл музыкальных видов искусства, художественной словесности и строительства .......... 123

4. История сложения и типологические особенности политической культуры древнего и имперского Китая. Государственные верования, культы и комплекс представлений о верховной власти и ее носителе .......... 138
Глава 4. Мифологические представления .......... 148

1. Характеристика китайских мифологических представлений в современной науке .......... 149

2. Космогонические мифы .......... 154

3. Героические мифы .......... 162

4. Астральные мифологические сюжеты и образы-мифологемы .......... 171

5. Космолого-мифологические представления и культы южного и восточного регионов Древнего Китая .......... 177

6. Анимистические верования: представления о загробном мире и о душе .......... 183

7. Древние мифологические представления в популярной культуре традиционного и современного Китая. Календарные праздники .......... 187
Глава 5. Оформленные идеологические системы. Национальные учения, вероучения и китайско-буддийская традиция .......... 194

1. Ведущие древнекитайские философские школы и направления .......... 195

2. Конфуцианство .......... 201

3. Даосизм .......... 225

4. Китайско-буддийская традиция .......... 255
Глава 6. Культура и личность .......... 280

1. Феномен вариативности индивидуального вероисповедания .......... 281

2. Принципы досугового времяпрепровождения и роль досуга в формировании национальной художественной культуры .......... 287

3. Семейные устои и интимная жизнь .......... 294
Глава 7. Письменная культура и художественная cловесность .......... 314

1. Иероглифическая письменность .......... 315

2. Поэтическое творчество .......... 325

3. Жанры и формы художественной прозы .......... 334

4. Драма и театральное искусство .......... 342
Глава 8. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство .......... 348

1. Изобразительное искусство Древнего Китая .......... 349

2. Изобразительное искусство традиционного Китая. Станковая живопись: ведущие жанры и направления .......... 354

3. Декоративно-прикладное искусство и ремесла: лак, шелк, фарфор .......... 364
Заключение .......... 377
Рекомендуемая литература и приложения .......... 387
Приложение I. Контрольные вопросы и темы для письменных заданий .......... 398

Приложение II. Таблицы .......... 406

Таблица I. Периодизация истории Китая .......... 406

Таблица II. Пятичленная космологическая модель как универсальная классификационная схема китайской культуры .......... 408

Таблица III. Композиция годового цикла (времена года, месяцы и сезоны) .......... 411

Таблица IV. Композиция 60-летнего цикла по Дальневосточному календарю. Соотношение «животного» цикла с пространственными зонами, стихиями, цветовой символикой и Мужским (Ян) и Женским (Инь) космическими началами .......... 412

Таблица V. Пространственно-временная композиция года и суток по двенадцатиричному «животному» циклу .......... 413

Таблица VI. Гармония «звездного узора». 28 китайских зодиакальных созвездий .......... 414
Штрихкод:   9785811400638
Аудитория:   Общая аудитория
Масса:   430 г
Размеры:   205x 130x 32 мм
Тираж:   1 500
Литературная форма:   Научно-познавательная литература, Учебное пособие
Отзывы
Найти пункт
 Выбрать станцию:
жирным выделены станции, где есть пункты самовывоза
Выбрать пункт:
Поиск по названию улиц:
Подписка 
Введите Reader's код или e-mail
Периодичность
При каждом поступлении товара
Не чаще 1 раза в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Мы перезвоним

Возникли сложности с дозвоном? Оформите заявку, и в течение часа мы перезвоним Вам сами!

Captcha
Обновить
Сообщение об ошибке

Обрамите звездочками (*) место ошибки или опишите саму ошибку.

Скриншот ошибки:

Введите код:*

Captcha
Обновить