Тереза Дескейру. Конец ночи Тереза Дескейру. Конец ночи Роман \"Тереза Дескейру\", входящий в список 100 лучших произведений мировой литературы, - это история сильной, несчастной и мятущейся женщины. Казалось бы, у Терезы было все, что необходимо человеку для счастья. Так что же заставило ее разрушить собственное благополучие? Роман \"Конец ночи\" - продолжение истории Терезы Дескейру. На сей раз вы видите эту женщину уже состарившейся, стоящей на грани смерти. Снова и снова она переживает заново прошедшую жизнь - и задастся вопросом: было ли в \"вечной тьме\", которой она продолжает считать свое существование, хоть что-то светлое и счастливое?.. АСТ 978-5-17-067814-3
284 руб.
Russian
Каталог товаров

Тереза Дескейру. Конец ночи

Временно отсутствует
?
  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы о товаре (1)
  • Отзывы ReadRate
Роман "Тереза Дескейру", входящий в список 100 лучших произведений мировой литературы, - это история сильной, несчастной и мятущейся женщины.
Казалось бы, у Терезы было все, что необходимо человеку для счастья. Так что же заставило ее разрушить собственное благополучие?
Роман "Конец ночи" - продолжение истории Терезы Дескейру. На сей раз вы видите эту женщину уже состарившейся, стоящей на грани смерти. Снова и снова она переживает заново прошедшую жизнь - и задастся вопросом: было ли в "вечной тьме", которой она продолжает считать свое существование, хоть что-то светлое и счастливое?..
Отрывок из книги «Тереза Дескейру. Конец ночи»
Господи, смилуйся, смилуйся над безумцами, над
безумными мужчинами и женщинами! Разве может считать их
чудовищами тот, кто один только знает, почему они
существуют на свете, отчего они стали такими и как они
могли бы не быть чудовищами?
Шарль Бодлер


Тереза, многие скажут, что ты не существуешь. Но я знаю
- ты существуешь: ведь уже годы и годы я слежу за тобой,
нередко останавливаю, когда ты проходишь мимо, и я срываю
с тебя маску.
Помню, как юношей я увидел твое бледное личико с
тонкими губами в душном зале суда, где судьбу твою решали
судейские чиновники, менее свирепые, чем расфуфыренные
дамы.
Позднее ты появилась передо мной в гостиной помещичьего
дома в образе молодой нервной женщины, которую раздражали
своими заботами старушки родственницы и простоватый муж.
"Да что это с ней? - говорили они. - Уж мыто, кажется,
предупреждаем все ее желания".
А с тех пор, сколько раз я любовался тобой, когда ты
сидела задумавшись, подперев изящной, но вовсе не
крошечной рукой свой прекрасный высокий лоб! Сколько раз я
видел сквозь живые прутья клетки, именуемой семьей, как ты
металась там, словно волчица, и косила на меня злобным и
печальным взглядом.
Многие, вероятно, будут удивляться, как я мог создать
образ, еще более отталкивающий, чем прочие мои герои.
Неужели мне никогда не удастся вывести на сцену людей,
излучающих добродетель, открытых сердцем? Однако у
человека "открытого сердца" не бывает трагических историй,
а мне ведомы драмы сердец замкнутых, тесно связанные с
грязной человеческой плотью.
Я хотел бы, Тереза, чтобы страдания привели тебя к
богу, долго питал надежду, что ты будешь достойна имени
святой Локусты. Но ведь многие из тех, кто верит, однако,
в искупление падших и страждущих душ, стали бы тогда
кричать о кощунстве.
Как бы то ни было, расставшись с тобой на шумной улице,
я надеюсь, что ты не будешь одинока.



1


Адвокат отворил дверь. Терезу Дескейру, стоявшую в коридоре у боковых
дверей зала суда, обдало холодом, и она глубоко вдохнула сырой осенний
воздух. Она боялась, что на улице ждут любопытные, и не решалась выйти. От
ствола платана отделился человек в пальто с поднятым воротником, она
узнала отца. Адвокат крикнул: "Дело прекратили" - и повернулся к Терезе:
- Можете выходить, никого нет.
Она спустилась по мокрым ступеням. Маленькая площадь и в самом деле
оказалась совсем безлюдной. Отец не поцеловал дочь, даже не взглянул на
нее, - он расспрашивал адвоката Дюро, и тот отвечал вполголоса, словно
боялся, как бы их не подслушали. До Терезы доносились обрывки разговора:
- Завтра получу официальное уведомление о прекращении дела "за
отсутствием состава преступления".
- А тут не может быть каких-нибудь сюрпризов?
- Нет, дело в шляпе, как говорится.
- После показаний моего зятя это стало ясно.
- Ясно... ясно... Всякое случается.
- Ну, раз, по собственному его утверждению, он никогда не считал
капель...
- Знаете, Ларок, в делах такого рода показания жертвы...
Раздался голос Терезы:
- Жертвы не было.
- Я хотел сказать - жертвы своей неосторожности.
Оба собеседника повернулись к молодой женщине, зябко кутавшейся в
накидку, и мгновение смотрели на ее бледное, ничего не выражавшее лицо.
Она спросила, где стоит коляска; оказалось, что отец велел кучеру ждать за
городом, на дороге к Бюдо, чтобы не привлекать внимания.
К счастью, темнело теперь рано. Да и добраться туда можно было по самым
тихим улицам этого главного города супрефектуры. Тереза шла посередине,
спутники - справа и слева от нее; они вновь заговорили между собой, как
будто ее тут не было, но, так как она, шагая между ними, мешала обоим, они
то и дело толкали ее локтями. Тогда она немного отстала и, сняв с левой
руки перчатку, стала отрывать мох со старых каменных стен, мимо которых
они проходили. Иногда ее обгонял какой-нибудь рабочий, ехавший на
велосипеде, или крестьянская тележка; спасаясь от брызг жидкой грязи,
Тереза прижималась к стене. Хорошо было, что сумрак скрывал лица и люди не
могли узнать ее. Запах свежеиспеченного хлеба и сырого тумана был для нее
не только привычным запахом, разливавшимся вечерами в этом маленьком
городке, Тереза находила в нем аромат жизни, наконец-то возвращенной ей;
она закрывала глаза, впивая дыхание уснувшей земли и мокрой травы, и
старалась не слышать разглагольствований низенького человека с короткими
кривыми ногами, который ни разу не обернулся, не взглянул на дочь - упади
она на краю дороги, ни он, ни адвокат Дюро и не заметили бы этого. Теперь
они уже не боялись говорить во весь голос.
- Господин Дескейру дал превосходные показания. Но ведь тут еще всплыл
рецепт! По существу, речь шла о подлоге... И доктор Педмэ подал в суд
жалобу...
- Он взял жалобу обратно...
- Но все-таки... Что за объяснение она дала! Какой-то незнакомый
человек передал ей рецепт...
Не столько от усталости, сколько из желания не слышать больше всех этих
слов, которыми оглушали ее много недель, Тереза все замедляла шаг, но
расстояние не могло заглушить пронзительный голос отца:
- Сколько раз я твердил ей: "Да придумай ты, несчастная, что-нибудь
другое... Придумай что-нибудь другое..."
Действительно, он достаточно твердил ей это, может отдать себе должное.
Почему же он все еще волнуется? То, что он называет честью их семьи,
спасено, ко времени выборов в сенат никто уже и вспоминать не будет об
этой истории. Так думала Тереза, и ей очень хотелось, чтобы эти двое ушли
далеко-далеко, но они в пылу спора остановились посреди дороги и все
говорили, говорили, жестикулировали.
- Уверяю вас, Ларок, смелость лучше всего: перейдите в наступление,
напечатайте статью в воскресном номере "Сеятеля". Если хотите, я могу за
это взяться. Заголовок дать энергичный, например "Гнусные слухи"...
- Нет, друг мой, нет! Нет! Да и что отвечать? Ведь совершенно очевидно,
что следствие вели спустя рукава, даже не прибегли к экспертизе
графологов. Выход, по-моему, только один: молчать и замять дело. Сам я
тоже буду действовать, приложу все старания, но в интересах семьи надо все
это замять... надо замять...
Собеседники двинулись дальше, и Тереза не слышала, что ответил адвокат.
Она тяжело вздохнула, жадно глотая сырой ночной воздух, как будто ей
грозило смертельное удушье, и вдруг ей вспомнилась Жюли Беллад, неведомая
ей бабка с материнской стороны; ее лицо осталось Терезе незнакомым;
напрасно было бы искать у Лароков или у Дескейру какого-нибудь портрета,
дагерротипа или фотографии этой женщины - никто о ней ничего не знал,
кроме того что она ушла из дому. И воображение подсказывало Терезе, что и
она тоже могла бы вот так исчезнуть, уйти в небытие и позднее ее дочка,
маленькая Мари, не нашла бы в семейном альбоме образа той, которая
произвела ее на свет. А сейчас Мари спит в детской и нынче поздно вечером,
приехав в Аржелуз, Тереза войдет к ней, прислушается в темноте к сонному
дыханию ребенка, склонится над кроваткой и, словно истомившись от жажды,
прильнет губами к дремлющему источнику жизни.
У придорожной канавы стояла коляска с опущенным верхом, свет от ее
фонарей падал на крупы поджарой пароконной упряжки. Справа и слева от
дороги темной стеной высился лес. С обоих дорожных откосов первые сосны
протягивали навстречу друг другу длинные ветви, переплетались верхушками,
и под этим зеленым сводом дорога уходила в таинственный мрак. Сквозь
спутанную сеть сосновых веток в вышине проглядывало небо. Кучер смотрел на
Терезу с явным любопытством. Она спросила, поспеют ли они на станцию Низан
к последнему поезду, и он успокоил ее, но сказал, что все-таки лучше не
мешкать.
- Вот задала я вам работы, Гардер. Но это уж в последний раз.
- Больше, стало быть, незачем приезжать?
Она кивнула головой, а кучер по-прежнему не сводил с нее глаз. Неужели
всю жизнь ее будут так разглядывать?
- Ну что? Ты довольна?
Отец, казалось, заметил наконец, что она тут. Тереза бросила быстрый,
испытующий взгляд на его желчное, землистое лицо; фонари коляски ярко
освещали желтоватую седую щетину бакенбардов, окаймлявших его щеки. Она
тихо ответила ему:
- Я столько выстрадала... Я совсем разбита...
И она умолкла: зачем об этом говорить? Ведь отец не слушает ее, совсем
не замечает. Какое ему дело до переживаний дочери! Для него важно только
одно: его карьера - восхождение к высотам сената, прерванное из-за
скандала с Терезой ("Все бабы - истерички или идиотки!"). По счастью, она
уже не носит фамилии Ларок, теперь она Дескейру. Она избежала суда
присяжных, и отец облегченно вздохнул. Но как помешать противникам
растравлять его рану? Завтра же он поедет к префекту департамента. Слава
богу, владелец газеты "Ланд консерватрис" у него в руках из-за скандальной
истории с совращением малолетних... Господин Ларок подхватил Терезу под
локоть.
- Садись скорее, пора ехать.
И тогда адвокат - быть может, с коварным умыслом или просто желая
что-то сказать Терезе на прощание - спросил, встретится ли она уже в этот
вечер с господином Дескейру. Она ответила: "Ну, конечно. Муж меня ждет..."
- и только тут, впервые после суда, представила себе, что через несколько
часов она переступит порог спальни, где лежит ее муж, еще не совсем
оправившийся от болезни, и что ей придется жить множество дней и ночей в
тесной близости с этим человеком.
С самого начала следствия она поселилась в доме отца за чертой города
и, конечно, не раз совершала точно такое же путешествие, как сегодня, но
тогда она думала только о том, чтобы как можно точнее информировать мужа;
перед тем как сесть в коляску, она выслушивала последние наставления Дюро
относительно тех ответов, какие должен давать ее муж при новых допросах, и
в те дни Тереза не испытывала никаких мучений, никакого чувства неловкости
при мысли, что она сейчас очутится лицом к лицу с больным мужем: ведь
тогда шла речь не о том, что произошло в действительности, но о том, что
важно было сказать или не говорить. Необходимость защиты сближала их, и
еще никогда они не были так спаяны, как в те дни, - их объединяла
маленькая Мари, плоть от плоти их. Они старательно сочиняли для
следователя простую и связную историю, которая могла бы удовлетворить его
логический ум. В дни следствия Тереза садилась в тот же самый экипаж,
который ждал ее и сейчас, но всякий раз ей тогда хотелось, чтобы поскорее
кончилось ее ночное путешествие, а теперь она мечтала о том, чтобы оно
длилось бесконечно! Тереза хорошо помнила, что стоило ей тогда сесть в
коляску, как ей уже не терпелось очутиться в Аржелузе, а дорогой она
припоминала, какие сведения ждет от нее Бернар Дескейру, не побоявшийся
заявить следователю, что однажды вечером жена рассказала ему, как совсем
незнакомый ей человек умолил ее заказать для него по рецепту его врача
лекарство, так как сам он уже не смеет показаться в аптеке, потому что
должен аптекарю денег... Но адвокат Дюро считал, что Бернару не следует
заходить слишком далеко и уверять, будто ему помнится, как он упрекал жену
за такую неосторожность...


Но вот кошмар рассеялся, и о чем же им с Бернаром говорить нынче
вечером? Ей так ясно представился затерявшийся в лесу дом, где он ждет ее;
она видела в воображении спальню с кафельным полом, низкую лампу на столе
среди газет и аптекарских склянок... Во дворе еще заливаются лаем
сторожевые псы, которых разбудил подъехавший шарабан, потом они умолкают и
вновь воцаряется торжественная тишина, словно в те ночи, когда она
смотрела, как Бернар мучается жестокими приступами рвоты. Тереза старалась
вообразить себе первый взгляд, которым они сейчас обменяются. А как
пройдет ночь и что будет завтра, и послезавтра, и в следующие дни и недели
- в этом доме, где им с Бернаром уже не надо больше, придумывать вместе
приемлемую версию пережитой драмы. Теперь между ними будет стоять только
то, что произошло в действительности... то, что произошло в
действительности... И в паническом страхе Тереза бормочет, повернувшись к
адвокату (на самом деле она говорит это для отца):
- Я рассчитываю пробыть несколько дней дома, с мужем. А когда ему
станет лучше, вернусь к отцу.
- Ах, так? Ну уж нет, милая моя, нет, нет!
Кучер заерзал на козлах, а Ларок добавил, понизив голос:
- Ты что, совсем с ума сошла? Уйти от мужа в такой момент? Нет уж,
будьте теперь неразлучны, будьте неразлучны. Слышишь? До самой смерти...
- Верно, папа. Что это мне в голову взбрело? Значит, ты сам станешь
ездить к нам в Аржелуз?
- К чему? Я буду ждать вас у себя, как обычно, по четвергам - в
ярмарочные дни. Приезжайте ко мне, как раньше приезжали!
Просто невероятно, что она до сих пор не уразумела, насколько опасно
для него и для всех малейшее нарушение приличий. Это смерть! Понятно?
Может он положиться на нее? Она причинила своей семье столько
неприятностей!..
- Ты будешь делать все, что велит тебе муж. Думаю, что я выражаюсь
совершенно ясно.
И господин Ларок втолкнул дочь в коляску.
Адвокат протянул Терезе руку с трауром под ногтями.
- Все хорошо, что хорошо кончается, - сказал он от всего сердца, ведь
если бы дело пошло обычным ходом, ему это было бы совсем невыгодно:
семейство Лароков и Дескейру пригласили бы защитником адвоката Пейрекава
из Бордоского судебного округа. Да, да, все хорошо кончилось.



2


Терезе нравился запах прелой кожи, свойственный старым экипажам.
Сигареты она забыла, но не очень этим огорчилась, так как терпеть не могла
курить в темноте. Фонари освещали откосы дороги, бахрому папоротников,
нижнюю часть стволов исполинских сосен. Груды щебня разрывали тень от
коляски. Иногда проезжала тележка, запряженная мулами, и мулы сами
сворачивали вправо, а задремавший возница даже и не просыпался. Терезе
казалось, что она никогда не доберется до Аржелуза, она надеялась, что
никогда не доберется; больше часа езды до станции Низан, потом поезд
узкоколейки с бесконечными остановками на каждой станции. Сойдет она в
Сен-Клере, а оттуда еще десять километров на шарабане (дорога там такая,
что ни один автомобиль не решится двинуться по ней ночью). На каждом
повороте еще может вмешаться судьба и избавить Терезу от страшной встречи.
Словом, опять заговорило воображение, которому она, несомненно, поддалась
бы накануне суда, если бы следствие поддержало обвинение, - тогда Тереза
мечтала бы о землетрясении. Она сняла шляпку, прижалась щекой к пахучей
кожаной обивке "виктории"; от толчков раскачивалась ее маленькая головка,
ее бледное лицо, вся она безвольно отдавалась дорожной тряске.
До этого вечера она жила, как затравленный зверь, но вот пришло
спасение, и только теперь она почувствовала безмерную усталость.
Ввалившиеся щеки, резко обозначившиеся скулы, полоска тонких губ и
великолепный высокий лоб. Словом, у нее лицо обреченного человека. Да,
хоть на суде ее и не признали виновной, она обречена на вечное
одиночество. Таким очарованием (а раньше она считалась в обществе
неотразимой) обладают все, у кого лицо выдает их тайные терзания, жгучую
душевную рану, если они не умеют скрывать свои муки. Забившись в угол
коляски, Тереза, эта разоблаченная отравительница, едет по ухабистой
дороге, проложенной в густой тени соснового бора, и тихонько проводит
правой рукой по своему лицу мученицы, заживо сжигаемой на костре. Что
скажет ей при встрече муж, после того как своими ложными показаниями он
спас ее? Конечно, сегодня он не задаст ей никакого вопроса... Но завтра?
Тереза закрывает глаза, потом, открыв их, смотрит вокруг; лошади идут
шагом, и она пытается определить, где она, что это за подъем. Ах, зачем
думать о встрече? Может быть, все будет гораздо проще, чем она воображает.
Не думать заранее. Заснуть... Почему она уже не в коляске? Стол, накрытый
зеленым сукном, за столом какой-то человек. А-а, это следователь... опять
он... Но ведь он же прекрасно знает, что дело прекращено. Однако он
отрицательно качает головой: дело не может быть прекращено, имеется новый
факт. Новый факт? Тереза отворачивается, чтобы враг не видел ее
исказившегося лица. "Вспомните хорошенько, сударыня, вы ничего не спрятали
во внутренний карман старой пелерины, которую носите теперь только в
октябре, когда идете на охоту, стрелять вяхирей? Ничего вы в кармане этой
пелерины не забыли?" Отпираться невозможно. Тереза задыхается. Не сводя
глаз со своей добычи, следователь кладет на стол пакетик, запечатанный
красным сургучом. Тереза могла бы наизусть сказать, что написано на
пакетике, а следователь вслух разбирает надпись резким своим голосом:

Хлороформ - 10 граммов
Аконитин - 2 грамма
Дигиталин - 0,2 грамма

Следователь разражается хохотом... Тормоз скрежещет о колесо. Тереза
просыпается, полной грудью вдыхает туман (должно быть, начался спуск к
Белому ручью). Вот так же в юности ей не раз снилось, что по ошибке ее
вторично заставляют сдавать выпускные экзамены, и сейчас она испытывает
такое же радостное чувство облегчения, какое приносило ей в те далекие
годы пробуждение от страшного сна. Немного беспокоило ее лишь то, что нет
официального документа о прекращении дела. "Но ведь ты же знаешь, что
сначала известят адвоката..."


Свободна! Чего же еще желать? Теперь для нее будет легче легкого жить
возле Бернара. Открыть ему всю душу, ничего не оставив в тени, - вот в чем
спасение. Вытащить на свет божий все, что было скрыто, и сделать это не
мешкая, нынче же вечером. Решение это переполняет сердце радостью. По
дороге в Аржелуз она успеет "подготовиться к исповеди", как говорила ее
благочестивая подруга Анна де ла Трав каждую субботу в счастливые дни
летних каникул. Милая младшая сестра Анна, невинное создание, какое
большое место ты занимаешь во всей этой истории! Самые чистые люди не
ведают, в чем они бывают замешаны каждый день, каждую ночь и какие
ядовитые семена прорастают там, где ступали их детские ножки.
Конечно, эта юная школьница была совершенно права, когда твердила своей
подружке Терезе, рассудительной насмешнице: "Ты и представить себе не
можешь, какое чувство освобождения испытываешь, когда признаешься на духу
во всем и получишь отпущение грехов, - все старое сотрется и можно зажить
по-новому". И действительно, стоило Терезе решить, что она все скажет, как
она и в самом деле почувствовала облегчение: "Бернар все узнает, я все ему
скажу..."
А что она ему скажет? С чего начать признания? Можно ли передать
словами это темное сплетение желаний, решений, непредвиденных поступков?
Как исповедуются те, кто сознает свои преступления? Но я-то ведь не
сознавала свое преступление. Я не хотела сделать то, в чем меня обвиняют.
Я сама не знала, чего я хотела. Я не знала, к чему ведет неукротимая сила,
клокотавшая во мне и вне меня. Сколько же она разрушила на своем пути!
Даже мне самой стало страшно..."
Фонарь с коптившей керосиновой лампой освещал побеленную известкой
стену железнодорожной станции Низан и стоявшую у дверей тележку. (Какая
тьма сгущается вокруг полосы света!) С поезда, стоявшего на запасном пути,
доносились гудки паровоза, похожие на мычание и печальное блеяние. Гардер
взял саквояж Терезы и снова впился в нее взглядом. Должно быть, жена
велела ему: "Посмотри хорошенько, какая она теперь, поди на ней лица
нет..." Тереза безотчетно одарила отцовского кучера прежней своей улыбкой,
из-за которой люди говорили: "Право, и не поймешь, хорошенькая она или
нет, просто чувствуешь на себе ее обаяние..." Тереза попросила Гардера
купить для нее билет - самой ей страшно было пройти к кассе через зал
ожидания, где сидели две фермерши: пристроив свои корзинки на коленях, обе
они вязали, покачивая головой.
Кучер принес билет, Тереза велела ему оставить сдачу себе. Он
притронулся рукой к фуражке, потом сел на козлы и, разобрав вожжи,
обернулся в последний раз - поглядеть на дочку своего хозяина.
Состав еще не был сформирован. Когда-то, приезжая летом на каникулы или
возвращаясь в город к началу учебного года, Тереза Ларок и Анна де ла Трав
радовались долгой остановке на станции Низан. Они закусывали в харчевне
яичницей с ветчиной, потом, обняв друг друга за талию, прогуливались по
дороге. Сейчас она такая темная и мрачная, но в те годы, уже отошедшие в
прошлое, Тереза видела ее всю белую, залитую лунным светом. Подружки
смеялись, глядя на свои длинные, сливавшиеся вместе тени. Разумеется,
говорили об учительницах, о подругах; одна защищала свой монастырский
пансион, другая - свой лицей. "Анна!" - громко произнесла в темноте
Тереза. Прежде всего надо рассказать Бернару об Анне... Но ведь Бернар
обожает точность. Он педантически классифицирует все чувства, каждое
рассматривает отдельно и знать не желает, какая сложная сеть путей,
переходов и переплетений существует меж ними. Как же ввести его в те
туманные области, где жила и страдала Тереза? А ведь это необходимо.
Остается только одно: сегодня вечером войти к Бернару в спальню, сесть у
его постели и повести его за собой шаг за шагом, пока он не остановит ее и
не скажет: "Теперь я понял. Встань. Я прощаю тебя".
Она прошла в темноте через садик начальника станции, услышала запах
хризантем, но самих цветов не могла различить. В купе первого класса
никого не было. Впрочем, при свете тусклого фонаря ее лица все равно никто
бы не разглядел. Читать невозможно, да и любой роман показался бы Терезе
пресным по сравнению с ее ужасной жизнью. Может быть, она умрет от стыда,
от тоски, от угрызений совести, от усталости, но только уж не от скуки.
Она забилась в угол, закрыла глаза. Да неужели такая умная женщина, как
она, не сможет рассказать всю эту драму так, чтобы суть ее стала понятной?
Да, да. Когда она кончит, Бернар поднимет ее и скажет: "Иди с миром,
Тереза, не тревожься больше. Мы будем жить в Аржелузе, в этом самом доме,
до самой своей смерти, и никогда между нами не встанет то, что произошло.
Мне хочется пить. Спустись сама в кухню, приготовь мне стакан оранжада. Я
выпью его залпом, даже если он окажется мутным. Я не испугаюсь, если у
него будет странный привкус, как у того шоколада, который я когда-то пил
по утрам. Помнишь, любимая, как у меня поднималась рвота? Милыми своими
руками ты поддерживала мне голову, не отводила взгляда от зеленоватой
жидкости, извергаемой моим желудком, приступы рвоты не пугали тебя. Но как
ты была бледна в ту ночь, когда я заметил, что у меня онемели и отнялись
ноги! Меня бил озноб, помнишь? А этот болван доктор Педмэ поражался, что
температура у меня очень низкая, а пульс такой частый..."
"Ах, нет, - думает Тереза, - он не поймет. Надо начать с самого
начала..." А где начало наших поступков? Наша судьба, когда мы хотим
обособить ее, подобна тем растениям, которые невозможно вырвать из земли
вместе со всеми корнями. Может быть, Терезе надо начать с детства? Но ведь
и само детство - это некий конец, завершение.


Детство Терезы - чистый, светлый исток самой мутной из рек. В лицее она
казалась ко всему равнодушной, словно и не замечала мелких драм, терзавших
ее подруг. Учительницы часто ставили им в пример Терезу Ларок: "Тереза не
ищет иной награды, кроме радостного сознания, что ее можно считать
олицетворением высоких человеческих чувств. Совесть - вот ее единственная
путеводная звезда. Гордая мысль, что она принадлежит к избранным натурам,
поддерживает ее надежнее, чем страх перед наказанием..." Так высокопарно
говорила о ней одна из учительниц. Тереза думает: "А была ли я счастлива?
Была ли я так чиста сердцем? Вся моя жизнь до замужества предстает передо
мной как свет и чистота, - несомненно, по контрасту с неизгладимой грязью
брачной ночи. Лицей и все, что предшествовало супружеству и рождению
ребенка, кажется мне теперь раем. Но тогда я этого не сознавала. Могла ли
я знать, что в те годы, когда еще не начиналась моя жизнь, я как раз жила
подлинной жизнью? Да-да, я была чиста, да, я была ангелом! Но ангелом,
исполненным страстей. Что бы там ни говорили мои учительницы, а я страдала
и доставляла страдания другим. Я радовалась, что могу причинить
кому-нибудь боль, и радовалась боли, которую причиняли мне мои подруги.
Страдания наши были очень чисты, никакие угрызения совести не
примешивались к ним: наши горести и радости доставляли нам невинные
развлечения".
А как приятно было Терезе сознавать, что она нисколько но хуже Анны, с
которой они встречались в летние месяцы под дубами Аржелуза. Тогда она
могла говорить этой девочке, воспитанной монашками Сакре-Кер: "Чтобы быть
такой же чистой, как ты, мне не нужны все эти ваши ладанки и бормотание
молитв". Да и чистота Анны де ла Трав проистекала главным образом из
неведения. Монахини-воспитательницы накидывали множество покровов на
реальную действительность, скрывая ее от своих воспитанниц. Тереза их
презирала за то, что они не видят разницы между добродетелью и неведением.
"Ты, дорогая, жизни не знаешь", - говорила она Анне в те далекие, такие
уже далекие дни чудесных летних каникул в Аржелузе... И вот, думая о них в
поезде узкоколейки, который тронулся наконец, Тереза говорит себе, что
именно с воспоминаний об этих днях ей и нужно начать, если она хочет во
всем разобраться. Невероятно, но это так - светлая заря нашей жизни уже
чревата самыми страшными грозами. "Небо голубое поутру - будет буря днем
иль ввечеру". А после бури увидишь развороченный ливнем цветник, сломанные
ветки и грязь. Когда-то Тереза жила, ни о чем не задумываясь, ничего не
загадывала, на жизненном ее пути не было никаких крутых поворотов, она
незаметно спускалась по склону, сначала медленно, потом все быстрее. И вот
юное, жизнерадостное существо, каким она была в те далекие дни летних
каникул, стало погибшей женщиной, которая возвращается нынче осенним
вечером в тот же Аржелуз, возвращается крадучись, под покровом темноты.
Как она устала! Зачем отыскивать тайные пружины того, что уже
совершилось? В оконном стекле отражается ее лицо, бледное, неподвижное,
как у мертвой, а за окном ничего не видно; колеса стучат по рельсам уже
по-другому, паровоз дает долгий гудок, поезд осторожно подходит к станции.
В темноте покачивается фонарь в чьей-то поднятой руке, какие-то люди
перекликаются, выкрикивают что-то на местном диалекте, пронзительно визжат
выгружаемые из вагона поросята. Это станция Юзест. А дальше - Сен-Клер, а
оттуда придется ехать до Аржелуза в шарабане. Так мало времени осталось у
Терезы, чтобы подготовиться к своей защите.



3


Аржелуз поистине стоит на краю света, дальше уж ни проехать, ни пройти.
Местные жители называют его "околоток": тут нет ни церкви, ни мэрии, ни
кладбища - просто несколько ферм, разбросанных вокруг ржаного поля;
находится он в десяти километрах от маленького городка Сен-Клер, с которым
его соединяет единственная и притом ужасная дорога. Вся в выбоинах и ямах,
она за Аржелузом разделяется на песчаные тропинки, и до самого океана, на
протяжении восьмидесяти километров, увидишь только болота, лагуны, чахлые
сосны, дюны, где пасутся овцы, у которых шерсть становится пепельно-серого
цвета к концу зимы. Все видные семьи Сен-Клера - выходцы из этого глухого
околотка. В середине прошлого века, когда сосновая смола и древесина стали
давать прибыль вдобавок к тем скудным доходам, какие жители Аржелуза
получали от своих овечьих отар, деды нынешней знати Сен-Клера переселились
в этот городок, а их прежние жилища в Аржелузе стали фермами. Резные балки
потолка да кое-где сохранившиеся мраморные камины свидетельствуют об их
барском происхождении. Но с каждым годом дома эти все больше оседают, и
кое-где широкая стреха обвисшей крыши почти уже касается земли.
Среди этих старых жилищ два еще остались господскими домами. Семейство
Ларок и семейство Дескейру сохранили давние постройки в том виде, в каком
унаследовали их от своих предков. Жером Ларок, член генерального совета
департамента и мэр города Б., главную свою резиденцию имел у въезда в
столицу супрефектуры, но ничего не хотел менять в своем аржелузском доме,
доставшемся ему от покойной жены (она умерла вскоре после рождения Терезы,
оставив ее грудным младенцем). Господин Ларок не удивлялся, что дочь его
любит проводить в Аржелузе летние каникулы. Она приезжала в июле и жила
там под надзором тети Клары, старшей сестры отца, глухой старой девы, тоже
любившей "этот уединенный уголок", потому что здесь, по ее словам, она не
видит, как все время шевелятся чьи-то губы, и знает, что и слышать тут
нечего, кроме шума ветра в сосняке. Господин Ларок радовался, что Аржелуз,
избавлявший его от присмотра за дочерью, сближает ее с Бернаром Дескейру,
за которого ей предстояло выйти замуж, как того желали оба семейства, хотя
их соглашение еще не носило официального характера. Бернар Дескейру
получил в наследство от отца дом в Аржелузе, стоявший рядом с домом
Лароков; правда, он там не появлялся до дня открытия охоты и оставался
ночевать только в октябре, так как устроил себе неподалеку "хижинку", куда
переселялся во время охоты на вяхирей. Зиму этот рассудительный юноша
проводил в Париже, где учился на юридическом факультете. Летом он не много
дней посвящал семье, так как ненавидел своего отчима Виктора де ла Трав,
за которого госпожа Дескейру, овдовев, вышла замуж, хотя у него за душой
не было гроша ломаного, а его мотовство служило предметом толков всего
Сен-Клера. Анна де ла Трав, сводная сестра Бернара, казалась ему маленькой
девочкой, не заслуживающей никакого внимания. Много ли больше думал он о
Терезе? Весь край считал, что они с Бернаром должны пожениться, так как их
владения, казалось, были просто созданы для того, чтобы соединиться, и
благоразумный юноша был согласен с этим всеобщим мнением. Но он ничего не
оставлял на волю случая и полагал, что умение хорошо наладить свою жизнь -
великое достоинство, которым можно гордиться. "Человек бывает несчастен
только по своей вине", - говорил он. Несмотря на молодость, он был
довольно толстым. До женитьбы он отводил одинаковое место труду и
удовольствиям; он любил и хорошо поесть, и выпить, а главное, любил охоту.
Но зато и занимался он юриспруденцией "как одержимый", по выражению его
матери, - ведь муж должен быть выше жены по образованию. Тереза и в юности
славилась своим умом, а ум, как известно, ведет к вольномыслию. Но Бернар
знал, чем можно урезонить женщину, и к тому же совсем было бы неплохо, как
его убеждала мать, заручиться поддержкой в лагере вольнодумцев, и господин
Ларок, отец Терезы, мог быть ему полезен. Итак, в двадцать шесть лет
Бернар Дескейру после путешествий в Италию, Голландию и Испанию, "заранее
солидно изученных", должен был жениться на Терезе Ларок, самой богатой и
самой умной девушке во всем крае, пусть даже и не самой хорошенькой. ("Но
как ее увидишь, сразу подпадаешь под ее обаяние, не замечая, хорошенькая
она или дурнушка".)
Тереза даже улыбнулась, таким карикатурным предстал в ее воображении
Бернар, произносивший эти слова. "Но, в сущности, он был гораздо развитее
большинства возможных для меня женихов". В ландах женщины куда тоньше
мужчин - ведь мужчины со школьной скамьи общаются только между собой и
душевной тонкости не приобретают; их сердце навсегда отдано ландам,
мыслями они всегда в ландах, для них ничего не существует, кроме
удовольствий, какие им предоставляют ланды; им казалось бы не только
разлукой с родным краем, но изменой ему, если бы они перестали походить на
своих фермеров, не говорили бы на местном диалекте, отказались бы от
грубых манер и диких повадок. А разве у Бернара под этой грубой оболочкой
нет своего рода доброты? Когда он был почти что при смерти, фермеры
говорили: "Как не станет его, то уж больше не найдешь здесь настоящего
хозяина". Да, есть у него и доброта, и здравый смысл, и добросовестность -
он никогда не говорит о том, чего не знает, не переоценивает своего ума и
способностей. Юношей этот неотесанный Ипполит был недурен собой, но
предпочитал не гоняться за девушками, а травить зайцев в ландах.


Однако совсем не его видит Тереза, прижавшись лбом к окошку вагона и
закрыв глаза, не он, равнодушный жених, возникает перед ее мысленным
взором, не Бернар, а его младшая сестренка Анна: вот она с раскрасневшимся
личиком катит на велосипеде в прежние, далекие дни из Сен-Клера в Аржелуз
в девятом часу утра, пока еще не настал самый зной, но уже цикады искрами
перелетают от сосны к сосне и под чистейшим небом земля уже начинает
обдавать жаром, как раскаленная печь, где гудит яркое пламя. Тучи мошкары
поднимаются над высокими зарослями вереска. "Накинь на плечи пелеринку, а
то у нас в гостиной холодно, как в погребе", - говорила Тереза, а тетя
Клара добавляла: "Деточка, я, конечно, дам вам попить холодненького, но
только немного погодя, когда вы остынете, вы ведь вся в поту". Анна
выкрикивала глухой тете Кларе слова приветствия. "Да ты не надрывайся,
милочка, она все по губам понимает"... Но Анна старательно выговаривала
каждое слово, искривляя во все стороны свой маленький ротик. Тетушка
отвечала невпопад, и наконец подружки, не выдержав, убегали в сад, чтобы
посмеяться на свободе.
В тесном купе Тереза вспоминает эти дни своей юности, такие чистые, но
исполненные неизъяснимого, трепетного блаженства, когда еще неведомо было,
что эти сияющие отблески радости - единственная ее доля счастья на земле.
Ничто, ничто не предвещало, что не будет у нее в жизни более светлых
минут, чем те, которые она проводила в разгар жаркого лета в темной
гостиной, на старом диване, обитом красным репсом, сидя рядом с Анной,
когда та рассматривала фотографии в альбоме, поддерживая его коленями.
Откуда же приходило тогда счастье? Разве было хоть малейшее сходство во
вкусах Анны и Терезы? Анна терпеть не могла читать, любила только шить,
болтать всякий вздор и смеяться. Ни о чем она всерьез не думала. А Тереза
с жадностью поглощала и романы Поль де Кока, и "Беседы по понедельникам"
Сент-Бева, и "Историю консульства" Тьера - словом, все, что валялось в
стенных шкафах загородного дома. Ничего общего во вкусах, и только в одном
были они единодушны: обеим очень нравилось быть вместе в эти знойные
летние дни, когда приходилось укрываться от огня небесного в полумраке
комнат. Иной раз Анна вставала посмотреть, спадает ли жара. Но едва она
приоткрывала ставни, солнечный свет врывался, как струя расплавленного
металла, и как будто загоралась циновка на полу, и вновь приходилось все
закрывать, прятаться от жгучих лучей.
Даже к вечеру, когда солнце только понизу окрашивало в красный цвет
стволы сосен и последний кузнечик неистово стрекотал у самой земли, под
дубами стояла жара. Подруги усаживались у кромки ржаного поля, словно на
берегу озера. Принимая переменчивые образы, над ними скользили грозовые
облака; пока Тереза успевала разглядеть крылатую женщину, которую Анна
увидела в небе, растаявшее видение вытягивалось в какого-то страшного
зверя.
В сентябре уже можно было после полдника выйти из дому, побродить по
безводному, жаждущему краю - в Аржелузе нет ни одного ручейка, нужно долго
идти среди песков, пока не доберешься до истоков речки под названием Юр.
Она рождается из множества родников, которые бьют в узких травянистых
ложбинках среди корней ольхи. В их ледяной воде босые ноги коченели, но
стоило ступням обсохнуть, их снова обжигала земля. Одна из тех "хижинок",
где в октябре прячутся охотники, подстерегая вяхирей, служила Терезе и
Анне убежищем от жары, не менее приятным, чем темная гостиная. Говорить им
было не о чем, да и не хотелось говорить, они не обменивались ни единым
словом; одна за другой проносились минуты этих долгих невинных привалов,
девушки не двигались, словно боялись пошевелиться, как охотник, когда он
услышит подлетающую стаю и подает спутникам знак: "Тише!" И обеим подругам
казалось, что от малейшего жеста рассеется неясное и такое чистое ощущение
счастья. Первой, очнувшись от дремоты, выходила из хижины и потягивалась
Анна, ей не терпелось пострелять на закате солнца жаворонков. Тереза не
выносила этой забавы, но шла вслед за подругой, не могла с ней расстаться.
Анна снимала с гвоздя охотничье ружье, которое не отдавало при выстреле.
Стоя на косогоре, Тереза смотрела, как охотница, забравшись в рожь, как
будто целится в солнце, намереваясь его погасить. Тереза затыкала себе
уши. Короткая ликующая трель обрывалась в синеве, и охотница подбирала
раненого жаворонка, осторожно сжимала его в ладонях и, лаская губами
перышки, вдруг душила его.
- Завтра приедешь?
- Ну что ты! Не каждый же день!
У Анны не было желания видеться с подругой ежедневно. На ее разумный
ответ нечего было возразить. Даже самой Терезе не приходило в голову
спорить, раз Анна предпочитает видеться реже. Конечно, ничто бы ей не
помешало приезжать каждый день, но зачем встречаться очень уж часто. "Так
в конце концов можно и опротиветь друг другу", - говорила она. Тереза
отвечала: "Да... да... Главное, не насилуй себя, приезжай, только когда
захочется, когда не будет ничего лучшего". Тоненькая, полудетская фигурка
исчезала вдали, на темной уже дороге слышался дребезжащий звонок
велосипеда.
Тереза возвращалась домой; фермеры издали кланялись ей, дети к ней не
подходили. В этот час овцы вразброд паслись под дубами, и вдруг вся отара
пускалась бежать, а пастух орал на них. Тетя Клара, поджидавшая племянницу
на крыльце, по обыкновению глухих людей начинала говорить, говорить без
умолку для того, чтобы не заговорила Тереза. Отчего становилось так
тоскливо? Читать не хотелось, ничего не хотелось делать, и Тереза вновь
отправлялась побродить. "Не уходи далеко, скоро ужин". Тереза выходила на
дорогу, там было пустынно до самого горизонта. У порога кухни начинал
звякать колокол. Пожалуй, уже пора и лампу зажигать. Тетя Клара неподвижно
сидела за столом, положив крест-накрест руки на скатерть, и для этой
глухой старухи тишина была столь же глубокой, как и для юной дикарки
Терезы.
Бернар, Бернар, как ввести тебя в этот неясный мир, тебя,
принадлежащего к породе слепцов, к безжалостной породе все упрощающих
людей? "Нет, - думает Тереза, - он с первых же слов прервет меня: "Почему
же вы вышли за меня замуж? Я ведь не бегал за вами..." В самом деле,
почему она вышла за него? Он действительно не проявлял нетерпения. Тереза
хорошо помнила, как мать Бернара, во втором браке госпожа де ла Трав,
сообщала всякому встречному и поперечному: "Он прекрасно мог бы подождать,
но она сама этого захотела, да, сама захотела. У нее, к сожалению, не
такие принципы, как у нас, она, например, курит, дымит, как паровоз, это
ее стиль. А все-таки характер у нее прямой, открытый, правдивый. Мы быстро
привьем ей здоровые взгляды. Конечно, не все нам по душе в этом браке...
Да, да... Вот, например, эта Беллад, ее бабка с материнской стороны... мы
же знаем... Но ведь все это уже позабылось, верно? Дело тогда замяли, не
довели до скандала. Скажите, пожалуйста, вы верите в наследственность? У
ее отца, разумеется, дурной образ мыслей, но поведение самое похвальное,
прямо святой человек. Дочери он всегда подавал только хорошие примеры. К
тому же и связи у него большие, они всегда могут пригодиться. И наконец,
надо же на некоторые вещи закрывать глаза. А кроме того - хотите верьте,
хотите нет, - Тереза богаче нас. Просто невероятно, но это так! Да еще она
преклоняется перед Бернаром, а это не повредит..."
Да, она преклонялась перед Бернаром, это ей давалось без труда. При
встречах в Аржелузе - в гостиной или под дубами, у кромки ржаного поля, -
ей стоило только вскинуть на него глаза, а уж он умел вызвать в ее взгляде
выражение простодушной влюбленности. Видеть у своих ног такую добычу
Бернару было, конечно, лестно, но это не удивляло его. "Не играй,
пожалуйста, с ней, - твердила мать, - она томится".
"Я вышла за него замуж из-за того, что..." Нахмурив брови, закрыв
ладонью глаза, Тереза старается вспомнить. Во-первых, сыграла роль
ребяческая радость, что благодаря этому браку она станет невесткой Анны.
Но радовало это главным образом самое Анну, Тереза же такие родственные
связи не ставила ни во что. По правде говоря (чего тут стыдиться?), для
нее было не безразлично, что у Бернара имение в две тысячи гектаров.
"Страсть к собственности была у нее в крови". В отцовском доме, когда
после долгих трапез убирали со стола посуду и подавали спиртные напитки,
Тереза зачастую оставалась в обществе мужчин и с интересом слушала их
разговоры о фермах, о фермерах, о крепежном лесе, сосновой смоле и
скипидаре. Ее увлекали цифры, подсчеты. Несомненно, ее соблазняла мысль
сделаться хозяйкой таких больших сосновых лесов. "Впрочем, и он тоже
влюбился в мои сосны". Но, может быть, в Терезе говорило более смутное
чувство, которое она сейчас пытается определить: быть может, она искала в
браке не столько материального могущества, богатства, сколько убежища. Что
толкнуло ее на этот брак, как не чувство страха? Юная, но практичная
девушка, с детства приученная к хозяйству, она поспешила войти в
подобающий для нее круг, занять в нем раз и навсегда определенное место.
Она хотела укрыться от какой-то невидимой опасности. Никогда она не
казалась такой рассудительной, как в пору ее помолвки с Бернаром, она
стремилась вступить в семейный клан, "устроиться", войти в добропорядочный
мирок, спасти себя.


В ту весну, когда их обручили, они ходили гулять по песчаной тропе,
которая вела от Аржелуза к Вильмежа. На дубах еще держались засохшие
листья, темными пятнами пачкавшие небесную лазурь, побуревший прошлогодний
папоротник приникал к земле, а из нее уже пробивались штыки новых побегов
ядовито-зеленого цвета. Бернар говорил: "Будьте осторожны, не бросайте
сигарету, может случиться пожар - в ландах совсем не осталось воды".
Тереза спрашивала: "А правда, что в папоротнике есть синильная кислота?"
Бернар не знал, достаточно ли ее в папоротнике, чтобы отравиться. И
ласково говорил: "Уж не хочется ли вам умереть?" Тереза смеялась. Он
сказал, что ей надо быть проще. Терезе вспомнилось, как она закрыла глаза,
а две большие руки сжали ее голову и низкий голос шепнул ей на ухо: "В
этой головке, верно, есть еще и другие ложные мысли?" Она ответила: "Вы их
изгоните, Бернар". Они с любопытством смотрели, как работают каменщики,
которые делали пристройку к ферме Вильмежа, Владельцы ее, проживавшие в
Бордо, предназначали эту ферму в качестве летней резиденции для своего
сына, у которого была "слабая грудь". Сестра его умерла от той же болезни.
Бернар презирал этих Азеведо. "Они клянутся и божатся, будто они не
евреи... А стоит только посмотреть на них! Да еще все страдают чахоткой и
прочими недугами". На душе у Терезы было спокойно. Скоро, к свадьбе, из
монастыря Сен-Себастьен приедет Анна. Она должна вместе с сыном помещика
Дегилема собирать пожертвования во время венчания. Анна просила Терезу
ответить ей "с обратной почтой" и описать в письме, как будут одеты другие
подружки невесты: "Нельзя ли прислать образчики тканей? Ведь в наших общих
интересах выбрать такие тона, чтобы они гармонировали друг с другом..."
Никогда еще Тереза не испытывала такого душевного покоя, ей казалось, что
это покой, а на самом деле то была дремота, сонное оцепенение ядовитого
гада, таившегося в ее груди.

Оставить заявку на описание
?
Содержание
Тереза Дескейру
(переводчик: Наталия Немчинова) Роман (c. 5-132)

Конец ночи
(переводчик: Довгалевская Н.) Роман (c. 133-317)
Штрихкод:   9785170678143
Аудитория:   Общая аудитория
Бумага:   Офсет
Масса:   335 г
Размеры:   208x 133x 18 мм
Тираж:   3 000
Литературная форма:   Авторский сборник, Роман
Сведения об издании:   Переводное издание
Тип иллюстраций:   Без иллюстраций
Переводчик:   Немчинова Наталия, Довгалевская Н.
Отзывы Рид.ру — Тереза Дескейру. Конец ночи
Оцените первым!
Написать отзыв
1 покупатель оставил отзыв
По полезности
  • По полезности
  • По дате публикации
  • По рейтингу
3
03.12.2011 21:47
В книге 2 романа "Тереза Дескейру" и роман-продолжение "Конец ночи". Книга о мятущейся женщине, которая не может найти себе покоя ни в замужестве, ни став матерью маленькой девочки. Даже освободившись от мужа и уехав в Париж, где она бы могла начать новую жизнь, она не находит себя. В романе-продолжении "Конец ночи" Тереза предстает перед читателем состарившейся, одинокой, полусумасшедшей и жалкой женщиной, которая мечется в своей квартирке-тюрьме. На мгновение наступает просветление - она влюбляется в юношу. И когда он отвечает ей взаимностью - вся страсть улетучивается и Тереза вновь погружается в свою жизнь - "НОЧЬ". Вся жизнь Терезы - какой-то сон, забытье, из которого она иногда выходит - становится деятельной, у нее яснеет ум, она что-то предпринимает, но вскоре опять наступает это "погружение в ночь" и она не может из него выйти до конца своих дней.
Эти романы оставляют послевкусие безысходности. Повторно прочитать эти произведения я бы не рекомендовала.
Нет 0
Да 1
Полезен ли отзыв?
Отзывов на странице: 20. Всего: 1
Ваша оценка
Ваша рецензия
Проверить орфографию
0 / 3 000
Как Вас зовут?
 
Откуда Вы?
 
E-mail
?
 
Reader's код
?
 
Введите код
с картинки
 
Принять пользовательское соглашение
Ваш отзыв опубликован!
Ваш отзыв на товар «Тереза Дескейру. Конец ночи» опубликован. Редактировать его и проследить за оценкой Вы можете
в Вашем Профиле во вкладке Отзывы


Ваш Reader's код: (отправлен на указанный Вами e-mail)
Сохраните его и используйте для авторизации на сайте, подписок, рецензий и при заказах для получения скидки.
Отзывы
Найти пункт
 Выбрать станцию:
жирным выделены станции, где есть пункты самовывоза
Выбрать пункт:
Поиск по названию улиц:
Подписка 
Введите Reader's код или e-mail
Периодичность
При каждом поступлении товара
Не чаще 1 раза в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Мы перезвоним

Возникли сложности с дозвоном? Оформите заявку, и в течение часа мы перезвоним Вам сами!

Captcha
Обновить
Сообщение об ошибке

Обрамите звездочками (*) место ошибки или опишите саму ошибку.

Скриншот ошибки:

Введите код:*

Captcha
Обновить