В поисках Пути, Истины и Жизни. Том 4. Дионис, Логос, Судьба. Греческая религия и философия от эпохи колонизации до Александра В поисках Пути, Истины и Жизни. Том 4. Дионис, Логос, Судьба. Греческая религия и философия от эпохи колонизации до Александра В книге, посвященной Греции, автор с терпением и любовью ведет читателя по путям поиска Истины за древнегреческими поэтами и философами. И многое оказывается понятным и близким - ведь материализм и тоталитарная идеология, метафизика и оккультизм, агностицизм и вера в Судьбу вошли в наше сознание и европейскую культуру из древней Эллады. ИД "Жизнь с Богом" 978-5-903613-00-7
467 руб.
Russian
Каталог товаров

В поисках Пути, Истины и Жизни. Том 4. Дионис, Логос, Судьба. Греческая религия и философия от эпохи колонизации до Александра

Временно отсутствует
?
  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы о товаре
  • Отзывы ReadRate
В книге, посвященной Греции, автор с терпением и любовью ведет читателя по путям поиска Истины за древнегреческими поэтами и философами. И многое оказывается понятным и близким - ведь материализм и тоталитарная идеология, метафизика и оккультизм, агностицизм и вера в Судьбу вошли в наше сознание и европейскую культуру из древней Эллады.
Отрывок из книги «В поисках Пути, Истины и Жизни. Том 4. Дионис, Логос, Судьба. Греческая религия и философия от эпохи колонизации до Александра»
Каждый более или менее выдающийся афинянин принимал участие в политической жизни. И для Сократа, при его уме и общительности, это было бы вполне естественно. Между тем он упорно и сознательно избегал политического поприща. Не отказываясь от мелких должностей, на которые его избирали наряду с прочими гражданами, он не желал проявлять активности в общественных делах. Более того, он видел в этом помеху для своей миссии. На компромиссы он был менее всего способен, и ему претила необходимость кривить душой, льстить толпе и изощряться в демагогии, как это было принято среди партийных вождей.

Однако при всем этом Сократ считал себя нужным и полезным членом «экклесии», городской общины, поскольку он являлся другом и помощником тех, кто хотел сделать свою жизнь совершенной. Свободно же выполнять эту задачу Сократ, по его собственному мнению, мог лишь как «частное лицо» (1). Он общался, с кем хотел, когда хотел, и говорил, о чем хотел.

Кроме разношерстной толпы слушателей, у Сократа был и интимный круг последователей. С ними мудрец делился своими сокровенными мыслями, с ними зачастую оставлял обычный шутливый тон и беседовал о самых важных и серьезных вещах. К этим наивным и мятежным мальчикам он питал горячую любовь. Он был одновременно и сеятелем, и заботливым взращивателем, и жнецом. Он умел обращаться с учениками, направляя, подсказывая, вселяя в них веру и стремление к добру. Сократ знал, что в молодости особенно противятся менторскому тону и поучающему высокомерию, поэтому он делал свою «диалектику» тонкой, ненавязчивой, дружеской. «У меня нет учеников,— неустанно повторял он,— а только друзья, мы учимся вместе». Это действовало подкупающе. Сократ учил не только словом, но и живым примером. Его ясная мысль, широта, бодрость духа, закаленная воля вызывали восхищение. Многие, вероятно, думали: счастлив человек, который научился жить, как Сократ.

Надо заметить, что в окружении Сократа были люди весьма несхожие и даже противоположные по характеру. А для мудреца было важно не только их умение мыслить, но и их нравственное состояние. Так, его искренне тревожило легкомыслие Алкивиада, самовлюбленного аристократа, избалованного поклонением и безумно честолюбивого. Сократ видел, что Алкивиад мог бы стать гордостью Афин, продолжателем дела своего дяди Перикла. Но в то же время учитель знал, насколько легко Алкивиад может обмануть его надежды (2).

Кружок Сократа оказал благотворное влияние на Алкивиада, общение с философом пробуждало лучшие стороны в этой испорченной натуре.

«Когда я слушаю его,— говорил Алкивиад о Сократе,— сердце у меня бьется гораздо сильнее, чем у беснующихся корибантов (жрецы фригийской Богини-Матери, культ которой включал экстатические обряды), а из глаз моих от его речей льются слезы; то же самое, как я вижу, происходит со многими другими. Слушая Перикла и других превосходных ораторов, я находил, что они хорошо говорят, но ничего подобного не испытывал, душа у меня не приходила в смятение, негодуя на рабскую мою жизнь. А этот Марсий приводил меня часто в такое состояние, что мне казалось — нельзя больше жить так, как я живу» (3).

Однако впоследствии, как мы увидим, темное начало заглушило в душе Алкивиада семена добра, посеянные Сократом, и вместо славы Афин он стал их позором.

Иным человеком был Платон (420—348) — молчаливый, задумчивый юноша с замкнутым лицом. Его нельзя было назвать, как Алкивиада, красавцем: на портретах у него грубые, почти мужицкие черты. Но, подобно Алкивиаду, двадцатидвухлетний потомок царей мечтал о политической карьере. В доме своих богатых родителей Платон получил прекрасное образование; он увлекался спортом, поэзией, слушал лекции философа Кратила, ученика Гераклита, написал драму (4).

Встреча с Сократом круто изменила жизнь Платона. Уже на склоне лет он говорил: «Старшего моего друга, дорогого мне Сократа... я, не обинуясь, могу назвать справедливейшим из живших тогда людей» (5). Иными словами, на Платона, как и на Алкивиада, Сократ произвел впечатление прежде всего как личность. Но не меньшим было и умственное влияние Сократа на Платона. Он бросил занятия поэзией, сжег свою трагедию, так как понял, что настоящее его призвание — философия. Впоследствии, однако, литературные занятия сослужили Платону хорошую службу: он стал одним из тех немногих мыслителей, которые занимают видное место в мировой литературе.

О других учениках Сократа мы знаем меньше. Был среди них пылкий, увлекающийся Херофонт, тот, что вопрошал Оракула о мудрости Сократа, был Ксенофонт, искавший у учителя мудрости для того, чтобы с пользой управлять своим хозяйством. Не все ученики достигали успеха, общаясь с Сократом. Так, сын стратега Анита из-за своего слабоволия пренебрег уроками мудреца и, оказавшись во власти порочных наклонностей, под конец совершенно опустился. Иные уходили от Сократа, как уходили от софистов, лишь научившись у него умело рассуждать и строить цепь доказательств. Некоторые так и не смогли понять Сократа и покидали его разочарованными и озлобленными. Критий, например, порвал с философом после того, как тот осудил его поведение. Впоследствии, став на время политическим лидером Афин, Критий преследовал учителя своей ненавистью.

Одним словом, истинными учениками Сократа могли стать лишь те, кто стремился работать над собой и не гнался за внешними успехами.

Но добродетель для философа была, как мы помним, неотделима от знания; он прививал слушателям умение критически мыслить. И вскоре старшее поколение Афин начало с раздражением замечать, что у молодежи, слушавшей Сократа, появилась независимость в суждениях. То, что юноши все чаще стали высказывать «собственное мнение», отягчало извечный конфликт отцов и детей. К тому же бедственное положение города усилило влияние «охранительных» тенденций, в результате чего стали поговаривать, будто Сократ — опасный совратитель, внушающий ученикам неуважение к отечественным обычаям и вере, пренебрежение к авторитетам. Далеко не всем понятная манера Сократа вести беседы часто вела к искажению его мыслей и идей. Против философа постепенно зрело недовольство.

Оставить заявку на описание
?
Содержание
Часть I
СУМЕРКИ ОЛИМПА И ГРЕЧЕСКАЯ МИСТИКА

Глава первая.
ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК. ГЕСИОД.
Греция и Иония, 1000—600 гг. до н. э. Судьба религии Зевса. Греция после нашествия доринцев. Иония. Полисы и колонизация. Появление денег. Городская цивилизация и протест против нее крестьян. Гесиод, жизнь и творчество. Тяготение поэта к древнейшим культам. Отношение Гесиода к Олимпу. Легенда веков. Исторический пессимизм Гесиода.

Глава вторая.
ОЧЕЛОВЕЧЕННЫЕ БОГИ.
Спарта и Афины, VIII—VI вв. Спартанский режим. Афинская демократия и ее значение. Солон. Очеловечение богов греческого полиса. Отражение этого в религиозном искусстве. Дельфы и Аполлон. Афина. Слабые стороны гражданского культа. Учение о Судьбе. Пессимизм в греческой поэзии. Поиски забвения и утешения.

Глава третья.
МИСТЕРИИ ЭЛЕВСИНА.
Аттика, VII—VI вв. Древние религии умирающей и воскресающей природы. Миф об основании Элевсинского культа. Деметра. Надежда на бессмертие. Мистерия как священная драма. Греческая религия спасения.

Глава четвертая.
ДИОНИС.
Европейская Греция, ок. 650—550 гг. Вакханалии. Священное безумие Диониса. Происхождение вакхического культа. Демоническая сторона дионисизма. Меламп и попытки реформировать дионисизм. Дионисии. Вакх и Олимп.

Глава пятая.
ОРФИЧЕСКАЯ ТЕОСОФИЯ.
Афины, ок. VI в. Легенды об Орфее. Орфическая литература. Орфизм как теософия. Дуализм. Орфическая теогония и космогония. Дионис-Загрей. Зачаток единобожия. Антропология орфиков. Метемпсихоз. Дионис — бог-спаситель. Аскетизм.

Часть П
БОГ И ПРИРОДА. НАТУРФИЛОСОФЫ

Глава шестая.
МИР КАК ГАРМОНИЯ. ПИФАГОР.
Южная Италия. 540— 500 гг. Пифагор — первый «философ». Значение его личности. Жизнь Пифагора. Пифагорейский союз. Проповедь Пифагора. Циклизм: учение о вечном возвращении. Гармония космоса. Закономерность и числа. Дуализм. Судьба Пифагорейского союза.

Глава седьмая.
ИОНИЙСКИЕ МУДРЕЦЫ.
Малая Азия, 650—540 гг. Иония и Восток. Научная и философская мысль Милета. Место разума в познании. Единая Реальность. Фалес: вода как первооснова сущего. Был ли Фалес материалистом? Анаксимандр: учение о Беспредельном. Смысл термина «Апейрон». Ксенофан, жизнь и странствия. Умеренный скептицизм Ксенофана. Критика многобожия. Единый Бог в учении Ксенофана и отличие этого учения от библейского. Монизм.

Глава восьмая.
ПАРМЕНИД И ГЕРАКЛИТ — ДВА АНТИПОДА?
Элея и Эфес, 540—465 гг. Элейская школа. Парменид. Чистый разум — орудие познания. Всеобъемлющее Бытие. Освобождение от чувственного знания. Мир «мнения», или видимый космос. Абсолютное и относительное. Гераклит: личность и книга. Вселенский процесс. Закон противоречия и борьбы. Логос. Пантеизм. Божественный Огонь и вечный круговорот. Логос и Рок.

Глава девятая.
ОТ РАЗУМНОГО МИРА К МИРОВОМУ РАЗУМУ. АНАКСАГОР.
Афины, 500—430 гг. Греко-персидские войны. Начало расцвета Афин. Анаксагор как ученый. «Век Перикла». Идея Нуса, мирового Разума. «Космологическое доказательство бытия Божия». Гонение на Анаксагора. Философская религия, основанная на изучении природы.

Часть III
НА РАСПУТЬЕ

Глава десятая.
ПРОВИДЕНИЕ ИЛИ РОК? ЭСХИЛ.
Афины, 525—456 гг. Место трагиков в истории религиозной философии. Эсхил. Трилогия о Прометее — вызов богу-деспоту. Новый облик Зевса в «Орестее». Мойра и Дике. Грех и воздаяние. Цивилизация как оплот против хаотических сил.

Глава одиннадцатая.
ПЕРЕД ЛИЦОМ НЕВЕДОМОГО. СОФОКЛ.
Афины, V.в. Софокловский гимн человеку. Пелопоннесская война, смерть Перикла и бедствия Афин. «Эдип-царь» — трагедия Рока. Эдип-побежденный и Эдип-победитель. Попытка Софокла найти справедливость у богов. «Эдил в Колоне».

Глава двенадцатая.
ВО ВЛАСТИ СОМНЕНИЙ. ЕВРИПИД.
Афины, вторая половина V в. Еврипид и его отношение к мифологии. Мир человеческих страстей и поиски веры. «Вакханки». Колебания царя Пенфея. Дионис карает скептика. Внешняя победа божества.

Глава тринадцатая.
МЕХАНИЧЕСКАЯ ВСЕЛЕННАЯ. ДЕМОКРИТ.
Абдеры во Фракии, ок. 420 г. Обожествление Природы и его формы. Левкипп и Демокрит. Отличие атомизма от материализма. Дух и познание в учении Демокрита. Боги Демокрита. Связь его религии с магизмом.

Глава четырнадцатая.
СОФИСТЫ.
Афины и греческие колонии. V в. Кризис натурфилософии. Софисты как учители риторики. Протагор и его гносеология. «Человек — мера всех вещей». Релятивизм и его популярность. Агностицизм Г оргия. Вырождение софистики.

Часть IV
СОКРАТ

Глава пятнадцатая.
ДВУЛИКИЙ ФИЛОСОФ.
Афины, вторая половина V в. Личность Сократа; его двойственность. Источники для изучения жизни и философии Сократа. Основной вопрос, поставленный Сократом. Сократ-созерцатель. Оракул называет философа самым мудрым из людей. Сократ «испытывает» сограждан. Образ жизни Сократа.

Глава шестнадцатая.
САМОПОЗНАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ, БЛАГО.
«Познай самого себя». Благой смысл бытия. «Диалектика» Сократа. «Умственное акушерство». Школа мышления и индуктивный способ отыскания истины. Границы разума. Божество как высшее Благо. Промысл. Логическое обоснование веры.

Глава семнадцатая.
СОКРАТ И АФИНЫ.
Афины, 421—400 гг. Кружок Сократа: Алкивиад, Платон и другие ученики мудреца. Нападки на Сократа. «Облака» Аристофана. Успехи и измены Алкивиада. Понятие Сократа о праве. Политические перевороты в Афинах и отношение к ним Сократа.

Глава восемнадцатая.
СМЕРТЬ МУДРЕЦА.
Афины, 399 г. Причины ненависти к Сократу. Его обвинители. Сократ отказывается готовить апологию. Суд над философом: речи обвинителей, ответы Сократа. Голосование, приговор и последнее слово мудреца. Казнь Сократа.

Часть V
ПЛАТОН

Глава девятнадцатая.
«ГОДЫ СТРАНСТВИЙ» ПЛАТОНА.
Афины, Мегары, Египет, Сицилия, 399—387 гг. Платон и мировая культура. Роль платонизма дохристианского сознания. Платон и Сократ. Платон у Эвклида в Мегарах. Первые диалоги. Стиль и мастерство Платона-писателя. Полемика с софистами. Посещение Архита Тарентского. Влияние пифагорейства на Платона. Идея философа-правителя. Антидемократизм Платона. Первая неудача философа в Сиракузах.

Глава двадцатая.
МЕЖДУ ДВУХ МИРОВ.
Афины, 387—370 гг. Академия. Картина мира в притче о пещере. Разум на перекрестке двух миров; его неразрушимость и причастность высшему миру. Совершенное знание как «припоминание». Рациональное обоснование Платоном своего видения мира. Органы чувств и интеллектуальное постижение. Реальность мира эйдосов (идей). Интуиция. Общие понятия. Высшее Добро. Аскеза и подготовка к смерти. Отвращение к плоти.

Глава двадцать первая.
ГАРМОНИЯ БЕЗ СВОБОДЫ.
Афины — Сиракузы, 370—354 гг. Религия Платона. Эрот — сила, связующая миры. Идеальный
Полис. Сущность справедливости. Смена режимов как вырождение лучшего общества. Отсутствие опыта свободы у Платона. Статический строй. Навязанное добро. Авторитарное государство. Вторая неудачная попытка в Сиракузах. Дион.

Глава двадцать вторая.
ЛОГОС И ХАОС. ОТРЕЧЕНИЕ ОТ СОКРАТА.
Афины, 354—347 гг. Критика платонизма Аристотелем. Пересмотр Платоном своей системы. «Тимей». Учение о миротворении. Демиург и мировая душа. Власть Хаоса и Ананке. Социальное учение Платона в свете его космогонии. Режим «Законов». Трагедия Платона.

Часть VI
АРИСТОТЕЛЬ И КОНЕЦ СТАРОЙ ЭЛЛАДЫ

Глава двадцать третья.
ОТ АКАДЕМИИ ДО ЛИЦЕЯ.
Афины, Малая Азия, Лесбос, Македония, 347—335 гг. Платон и Аристотель. Аристотель в Атарнее и на Лесбосе. Возвышение Македонии. Аристотель при дворе Филиппа II. Александр и Аристотель. Херонея; конец независимой Эллады. Александр — царь. Основание Лицея в Афинах. Научные труды Аристотеля. Идея синтеза всех наук. «Органон» Аристотеля. Целостная картина мира.

Глава двадцать четвертая.
НАУЧНАЯ МЕТАФИЗИКА.
Разбор Аристотелем трудов своих предшественников. Критика им теории эйдосов. Материя и форма. Первичная материя и движение. Чистая Форма как высшее Бытие. Вселенная, тяготеющая к Божеству. Слабое в сравнении с Платоном влияние Аристотеля в дохристианском мире; причины этого.

Глава двадцать пятая.
АЛЕКСАНДР. ЗАПАД И ВОСТОК.
Греция и Азия, 334—322 гг. Политические воззрения Аристотеля. Идея всемирной монархии. Характер Александра. Борьба его с персами. Александр в Египте. «Сын Амона». Крушение державы Ахменидов. Перемены в образе жизни и политике Александра. Походы в Среднюю Азию и Индию. «Божественный монарх». Смерть Александра и Аристотеля. Итог трехвекового развития греческой философии. Ее оценка раннехристианскими писателями. Интерес греков к Востоку. Эллинизм сближает Европу и Азию. Греческий и иудейский мифы.

Краткая библиография

Принятые сокращения

Словарь терминов

Хронология
Штрихкод:   9785903613007
Аудитория:   Общая аудитория
Бумага:   Офсет
Масса:   545 г
Размеры:   205x 143x 20 мм
Тираж:   3 000
Литературная форма:   Духовно-просветительское издание
Тип иллюстраций:   Карты
Отзывы
Найти пункт
 Выбрать станцию:
жирным выделены станции, где есть пункты самовывоза
Выбрать пункт:
Поиск по названию улиц:
Подписка 
Введите Reader's код или e-mail
Периодичность
При каждом поступлении товара
Не чаще 1 раза в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Мы перезвоним

Возникли сложности с дозвоном? Оформите заявку, и в течение часа мы перезвоним Вам сами!

Captcha
Обновить
Сообщение об ошибке

Обрамите звездочками (*) место ошибки или опишите саму ошибку.

Скриншот ошибки:

Введите код:*

Captcha
Обновить