Микроэкономика Микроэкономика Фундаментальный учебник всемирно известных авторов, который выдержал уже пять изданий. В книге рассмотрены принципы микроэкономической теории: основы теории спроса и предложения; принципы ценообразования; структура рынка и конкурентная стратегия; издержки, эффективность и рынки факторов производства; капитальные вложения и рынки капитала; общее равновесие и экономическая эффективность; стратегическое взаимодействие фирм и другое. Предложена новейшая трактовка микроэкономики, в основе которой связь теории с управленческой практикой и выработкой социальной политики. Множество практических примеров, графических и табличных иллюстраций и отсутствие сложного математического аппарата облегчают восприятие материала. Издание рекомендуется студентам, аспирантам, преподавателям экономических факультетов и вузов. Питер 978-5-459-01019-0
790 руб.
Russian
Каталог товаров

Микроэкономика

Временно отсутствует
?
  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы о товаре
  • Отзывы ReadRate
Фундаментальный учебник всемирно известных авторов, который выдержал уже пять изданий. В книге рассмотрены принципы микроэкономической теории: основы теории спроса и предложения; принципы ценообразования; структура рынка и конкурентная стратегия; издержки, эффективность и рынки факторов производства; капитальные вложения и рынки капитала; общее равновесие и экономическая эффективность; стратегическое взаимодействие фирм и другое. Предложена новейшая трактовка микроэкономики, в основе которой связь теории с управленческой практикой и выработкой социальной политики. Множество практических примеров, графических и табличных иллюстраций и отсутствие сложного математического аппарата облегчают восприятие материала. Издание рекомендуется студентам, аспирантам, преподавателям экономических факультетов и вузов.
Отрывок из книги «Микроэкономика»
Глава 1. Вступительные замечания

автомобилей. Она показывает, как определяются цены на автомобили, сколько ав-
томобилестроительные компании инвестируют в строительство новых заводов и
сколько автомобилей производится каждый год. Изучая поведение и взаимодей-
ствие отдельных фирм и потребителей, микроэкономика раскрывает нам картину
того, как работают и развиваются отрасли и рынки, почему они отличаются друг
от друга и как они реагируют на политику государства и глобальные экономичес-
кие условия хозяйствования.

Напротив, макроэкономика имеет дело с агрегированными экономическими
показателями, такими как уровень и темп роста национального объема производ-
ства, процентные ставки, безработица и инфляция. Однако в последние годы гра-
ница между микроэкономикой и макроэкономикой становится все менее замет-
ной. Причина этого заключается в том, что макроэкономика также занимается
анализом рынков — к примеру, агрегированных рынков товаров и услуг, труда и
корпоративных облигаций. Чтобы понять, как функционируют эти совокупные
рынки, мы должны сначала понять поведение фирм, потребителей, рабочих и ин-
весторов, которые и образуют эти рынки. Таким образом, представители макро-
экономики начинают все больше интересоваться микроэкономическими основа-
ми совокупных экономических феноменов, и значительная часть макроэкономики
в действительности является расширенным продолжением микроэкономическо-
го анализа.


Часть I. Введение: рынки и цены

1.1. Тематика микроэкономики
Микроэкономика — отдел экономической науки, который имеет дело с поведени
ем отдельных экономических единиц — потребителями, фирмами, рабочими и ин
весторами, — а также с рынками, в состав которых они входят.

Макроэкономика — отдел экономической науки, который имеет дело с агрегиро
ванными экономическими переменными, такими как уровень и темп роста нацио
нального объема производства, процентные ставки, безработица и инфляция.

В одной из песен группы «Rolling Stones» говорится: «Вы не можете вечно полу-
чать то, что хотите». Это правда. Большинство людей (даже Мик Джаггер) с ран-
него детства принимают существование вещей, которые нельзя иметь или делать,
как нечто само собой разумеющееся. Однако для экономиста ограничения могут
стать навязчивой идеей.

Микроэкономика в основном связана с ограничениями — ограниченные доходы,
которые потребители могут потратить на товары и услуги, ограниченные бюджеты и
технические ноу-хау, которые фирмы могут использовать для производства каких-
либо вещей, определенное количество часов в неделю, которое работники распреде-
ляют между рабочим и свободным временем. Но микроэкономика также рассказы
вает и о способах установления большинства из этих ограничений. Говоря точнее,
речь в ней идет о распределении дефицитных ресурсов. Например, микроэкономика
объясняет, как потребители могут наилучшим образом распределить свои ограни-
ченные доходы между различными товарами и услугами, доступными для приобре-
тения. Она объясняет, как рабочие могут наилучшим образом распределить свое вре-
мя между работой и досугом или как определить выгодность одного вида работы в
противовес другому. Она же объясняет, как фирмы могут наилучшим образом рас-
пределить свои ограниченные финансовые ресурсы для найма дополнительных ра-
ботников вместо покупки нового оборудования и направить их на производство од-
ного набора товаров вместо другого.

В странах с плановой экономикой, таких как Куба, Северная Корея или быв-
ший Советский Союз, подобные решения о распределении ресурсов принимались
и принимаются в основном правительством. Фирмам указывалось, что и в каких
количествах производить, а также — как именно производить; у рабочих не было
большой гибкости при выборе места работы, количества рабочего времени или
даже места, где им жить. Потребители, в свою очередь, обычно имели возможность
выбора из очень ограниченного набора товаров. В результате многие инструменты
и понятия микроэкономики в этих странах имели ограниченное применение.

В современных рыночных экономиках потребители, работники и фирмы име-
ют более высокую степень гибкости и большие возможности выбора, когда они
приступают к распределению дефицитных ресурсов. Микроэкономика описывает
компромиссы (trade-offs), с которыми встречаются потребители, работники и фир-
мы, и показывает, как наилучшим образом достигаются эти компромиссы.

Идея достижения оптимальных компромиссов или уступок является важной
темой в микроэкономике — темой, с которой вы будете сталкиваться на протяже-
нии всей этой книги. Давайте рассмотрим ее более подробно.


Глава 1. Вступительные замечания

ПОТРЕБИТЕЛИ. Потребители имеют ограниченные доходы, которые могут
быть потрачены на широкий спектр товаров и услуг или сохранены на будущее.
Теория потребителя, предмет исследования глав 3, 4 и 5 этой книги, описывает то,
как потребители, основываясь на своих предпочтениях, максимизируют свое бла-
госостояние, решая купить большее количество одних товаров в ущерб покупке
других. Мы также увидим, как потребители решают вопрос о том, какую часть
своих доходов сберечь, жертвуя тем самым текущим потреблением ради собствен-
ного будущего потребления.

РАБОТНИКИ. Работники также сталкиваются с ограничениями и идут на оп-
ределенные компромиссы. Во-первых, люди должны решить, стоит ли вообще, и
если стоит, то когда, вступать в ряды рабочей силы. Варианты места работы, а
соответственно и шкала оплаты труда, доступные работнику, частично зависят от
образования и накопленных профессиональных навыков. Следовательно, человек
должен сделать выбор между работой сейчас (и получением дохода в настоящее
время) и продолжением своего образования (и надеждой получения более высо-
ких доходов в будущем). Во-вторых, работники сталкиваются с необходимостью
сделать выбор в отношении работодателя. К примеру, некоторые предпочитают
работать в крупных корпорациях, что предполагает бульшую безопасность в от-
ношении рабочего места, но ограничивает потенциальные возможности для про-
движения по служебной лестнице. Другие же делают выбор в пользу работы в не-
больших компаниях, где существует больше возможностей для продвижения, но
надежность рабочего места не так высока. Наконец, работники иногда должны
решать, сколько часов в неделю они готовы уделять работе, тем самым находя ком-
промисс между работой и свободным временем.

ФИРМЫ. Фирмы также напрямую сталкиваются с ограничениями относи-
тельно того, какие виды продуктов они могут производить, и с ограничениями на
ресурсы, доступные для их производства. К примеру, Ford Motor Company является
очень хорошим производителем легковых автомобилей и грузовиков, но она не
имеет возможности производить самолеты, компьютеры или выпускать фармацев-
тическую продукцию. Она также ограничена с точки зрения финансовых ресурсов
и текущих производственных возможностей своих заводов. С учетом данных огра-
ничений Ford должен принять решение о том, сколько транспортных средств каж-
дого вида он будет производить. Если он хочет производить большее количество
автомобилей и грузовиков на следующий год или через год, он должен решить, на-
нимать ли ему дополнительных работников, строить ли новые заводы или делать и
то и другое сразу. Теория фирмы, предмет исследования глав 6 и 7, рассказывает о
том, как принимать подобные компромиссные решения наилучшим образом.

Второй важной темой в микроэкономике считается роль цен. Все описанные
выше компромиссы основываются на ценах, с которыми сталкиваются потребите-
ли, работники или фирмы. Например, потребитель заменяет говядину цыплен-
ком, основываясь частично на предпочтениях в отношении каждого вида мяса, но
также и с учетом цен на них. Аналогично работники делают выбор между работой
и отдыхом, основываясь отчасти на той «цене», которую они могут получить за
свой труд, т. е. на заработной плате. А фирмы решают, нанимать ли им больше
работников или покупать больше станков, частично основывая свое решение на
ставках заработной платы и ценах на оборудование.


Часть I. Введение: рынки и цены

Микроэкономика также описывает, как определяются цены. В централизован-
но планируемой экономике цены устанавливаются правительством. В рыночной
экономике цены определяются в результате взаимодействия потребителей, работ-
ников и фирм. Эти взаимодействия возникают на рынках — собраниях продавцов
и покупателей, которые совместно определяют цену товара. На автомобильном
рынке, например, цены на автомобили определяются в результате конкуренции
между Ford, General Motors, Toyota и другими производителями, а также за счет
спроса со стороны потребителей. Центральная роль рынков — это третья важная
тема микроэкономики. Вскоре мы подробнее расскажем о природе и функциони-
ровании рынков.

Теории и модели

Подобно любой науке, экономическая наука имеет дело с объяснением и предска
занием наблюдаемого феномена. Почему, например, фирмы склонны нанимать и
увольнять сотрудников, когда цены на сырье и материалы, используемые фирмой,
изменяются? Сколько рабочих, вероятнее всего, будет нанято или уволено фир-
мой или отраслью, если цена сырья и материалов увеличится, скажем, на 10%?

В экономиксе, как и в других науках, объяснение и предсказание основывают-
ся на теориях. Теории создаются для того, чтобы объяснить наблюдаемый фено-
мен на языке некоторого набора правил и допущений. Теория фирмы, например,
начинается с простого предположения, — фирмы стараются максимизировать
свои прибыли. Теория использует это допущение, чтобы объяснить, как фирмы
выбирают то количество труда, капитала и сырья, которое они используют для
производства, и то количество продукции, которое они производят. Она также
демонстрирует, как эти варианты выбора зависят от цен на используемые факто-
ры производства, такие как труд, капитал и сырье, и тех цен, которые фирмы мо-
гут получить за произведенную продукцию.

Экономические теории также являются основой для прогнозирования. Так,
теория фирмы говорит нам, увеличится ли или снизится объем производства в
ответ на повышение ставок заработной платы или снижение цен на сырье и мате-
риалы. С помощью статистических и эконометрических методик теории можно
использовать для создания моделей, на основе которых составляются количе-
ственные прогнозы. Модель — это математическое представление фирмы, рынка
или какой-либо другой структуры, основанное на экономической теории. Напри-
мер, мы могли бы разработать модель конкретной фирмы и использовать ее для
прогнозирования того, насколько объем производства фирмы изменится в резуль-
тате, скажем, 10%-ного падения цен на сырье.

Статистика и эконометрика также позволяют нам измерить точность наших
прогнозов. Допустим, например, что по нашему расчету 10%-ное падение цены на
сырье и материалы приведет к 5%-ному росту объемов производства. Знаем ли мы
наверняка, что рост составит именно 5%, или он мог бы составить где-то между 3 и
7%? Количественная оценка точности прогноза или предсказания может быть так
же важна, как и само предсказание.

Ни одна теория, будь то в экономике, физике или любой другой науке, не явля-
ется абсолютно верной. Полезность и достоверность теории зависят от того, ока-
жутся ли успешными объяснение и прогнозирование набора явлений, которые


Глава 1. Вступительные замечания

предполагалось объяснять или предсказывать с помощью этой теории. Следова-
тельно, теории постоянно проверяются путем их сравнения с наблюдаемыми дан-
ными. В результате такого тестирования они часто видоизменяются или по-ново-
му формулируются, а иногда и отбрасываются. Процесс проверки и изменения
формулировок теорий является основным процессом в развитии экономикса как
науки.

Оценивая ту или иную теорию, важно помнить, что ее несовершенство неиз-
бежно. Это характерно для любой науки. Например, закон Бойля в физике связы-
вает объем, температуру и давление газа.1 Этот закон основывается на предполо-
жении, что отдельные молекулы газа ведут себя как очень маленькие, упругие би-
льярдные шары. Сегодня физики знают, что на самом деле газовые молекулы не
всегда ведут себя подобно бильярдным шарам, вот почему закон Бойля не выпол-
няется в условиях экстремальных температур и давления. Однако в большинстве
случаев он превосходно позволяет предсказать, как будет меняться температура
газа при изменении объема и давления, и, следовательно, является замечательным
инструментом для инженеров и ученых.

Подобные ситуации преобладают и в экономической науке. К примеру, фирмы
не максимизируют свои прибыли постоянно. Возможно, именно поэтому теория
фирмы добилась только ограниченных успехов в объяснении определенных ас-
пектов поведения фирмы, таких как распределение инвестиционных решений во
времени. Тем не менее теория все же объясняет широкий спектр явлений, относя-
щихся к поведению, росту и развитию фирм и отраслей экономики, и благодаря
этому является важным инструментом для менеджеров и людей, ответственных
за проведение государственной политики.

Позитивный и нормативный анализ

Микроэкономика занимается как нормативными, так и позитивными вопросами.
Позитивные вопросы связаны с объяснением и прогнозированием, нормативные
вопросы — с желаемым результатом. Предположим, американское правительство
вводит квоту на импорт иностранных автомобилей. Что произойдет с ценами, произ-
водством и объемами продаж автомобилей? Какое воздействие это изменение в по-
литике правительства окажет на американских потребителей? На работников авто-
мобилестроительной индустрии? Эти вопросы принадлежат к царству позитивного
анализа: утверждения, которые описывают взаимосвязь причины и следствия.

Позитивный анализ занимает центральное место в микроэкономике. Как мы
указывали ранее, теории создаются для того, чтобы объяснить какие-то явления,
сравнить их с данными наблюдения и использовать для создания моделей, с помо-
щью которых и составляются прогнозы. Использование экономической теории для
прогнозирования важно как для менеджеров фирм, так и для государственной по-
литики. Предположим, федеральное правительство рассматривает вопрос о по-

1 Роберт Бойль (1627–1691) — английский химик и физик, который экспериментально
установил, что давление (Р), объем (V) и температура (Т) связаны между собой следую-
щим образом: PV = RT, где R — это константа. Позднее физики вывели это соотношение
как следствие кинетической теории газов, которая описывает движение молекул газов на
языке статистики.


Часть I. Введение: рынки и цены

вышении налога на бензин. Такое изменение повлияло бы на цену бензина, потреби-
тельские предпочтения в отношении больших или небольших автомобилей, на то,
сколько времени люди будут ездить на автомобиле, и т. д. Нефтяные компании, ав-
томобилестроительные компании, производители запчастей к автомашинам и фир-
мы из сферы туристического бизнеса — все они нуждались бы в оценке воздействия
подобного изменения, чтобы проводить разумное планирование. Ответственные за
принятие решений в правительстве также нуждаются в количественных оценках ре-
зультатов повышения налога на бензин. Им понадобится определить издержки, гро-
зящие потребителям (возможно, с разбивкой по категориям доходов), результаты
повышения налога с точки зрения прибылей и занятости в нефтяной, автомобиле-
строительной и туристической отраслях, а также величину налоговых поступлений,
которые можно будет собрать в каждом году.

Иногда нам хочется выйти за пределы объяснений и предсказаний, чтобы за-
дать такие вопросы, как «Что для нас лучше всего?». Тут нам поможет нормативM
ный анализ, который позволяет выяснить, как действовать оптимально. Данный
вид анализа одинаково важен для менеджеров фирм и людей, принимающих ре-
шения в сфере государственной политики. Вернемся к вопросу о новом налоге на
бензин. Автомобильные компании хотели бы определить наилучшее соотноше-
ние (доводящее прибыль до максимума) крупных и небольших автомобилей, ко-
торые им следует производить в случае введения нового налога. В частности,
сколько денег следует инвестировать в то, чтобы сделать автомобили более эф-
фективными с точки зрения использования горючего? Для государственных по-
литиков первоочередным вопросом будет вопрос о том, удовлетворяет ли новый
налог интересам общества. Тех же самых целей (скажем, увеличения налоговых
поступлений и снижения зависимости от импортной нефти) можно было бы до-
стигнуть меньшей ценой за счет использования различных видов налогов, таких
как таможенные тарифы на импортируемую нефть.

Нормативный анализ занимается не только альтернативными вариантами
проводимой экономической политики; он также позволяет проектировать конк-
ретные варианты действий. Например, было решено, что налог на бензин являет-
ся желательной мерой. После этого мы задаем себе вопрос об оптимальном разме-
ре этого налога, чтобы сбалансировать издержки и выгоды от его введения.

Нормативный анализ часто сопровождается субъективными оценками. К при-
меру, сравнение между налогом на бензин и пошлиной на импортируемую нефть
могло бы привести к выводу о том, что налогом на бензин легче управлять, но он
окажет более сильное воздействие на потребителей с низкими доходами. В этот
момент общество должно выказать субъективную оценку, сделав выбор между
равенством и экономической эффективностью.1 Когда необходима субъективная
оценка, микроэкономика не в силах указать нам, какая политика лучше. Однако
она может обрисовать возможные компромиссы и тем самым помочь нам прояс-
нить некоторые вопросы и конкретизировать обсуждение.

1 Большинство субъективных оценок, порождаемых экономической политикой, сво-
дятся обычно именно к этому компромиссу—равенство или экономическая эффектив-
ность. Этот конфликт более подробно обсуждается в специальной литературе (см., напри-
мер: Arthur M. Okun, Equality and Efficiency: The Big Tradeoff (Washington: Brookings
Institute, 1975)).


Глава 1. Вступительные замечания

1.2. Что такое рынок?
Мы можем разделить отдельные экономические единицы на две обширные груп-
пы в зависимости от их функции — покупатели и продавцы. Покупатели — это
потребители, которые приобретают товары и услуги, а также фирмы, которые по-
купают труд, капитал, сырье и материалы, используемые ими для производства
товаров и услуг. К продавцам относятся фирмы, продающие товары и услуги; ра-
ботники, которые продают свои трудовые услуги; а также владельцы ресурсов,
которые предоставляют в аренду землю или продают минеральные ресурсы фир-
мам. Очевидно, что большинство людей и большая часть фирм действуют и в ка-
честве покупателей, и в качестве продавцов, но мы условимся думать о них как о
покупателях, когда они что-то приобретают, и как о продавцах, когда они что-то
продают.

Взаимодействия продавцов и покупателей, взятые вместе, формируют рынки.
Рынок — это набор продавцов и покупателей, которые через реальное или потен
циальное взаимодействие определяют цену товара или набора товаров. Например,
на рынке персональных компьютеров покупателями являются деловые предпри-
ятия, домашние хозяйства и студенты; продавцами выступают такие фирмы как
Compaq, IBM, Dell, Gateway и ряд других фирм. Заметьте, что рынок включает в
себя нечто большее, чем просто одну отрасль. Отрасль — это набор фирм, кото
рые продают одинаковые или тесно взаимосвязанные товары. Фактически отрасль
выступает на рынке в качестве стороны предложения.

Экономисты часто сталкиваются с определением рынка (market definition):
в плане того какие покупатели и продавцы должны включаться в состав конкрет-
ного рынка. При определении рынка потенциальные взаимодействия покупателей
и продавцов могут быть так же важны, как и их реальные взаимоотношения. При-
мером может служить рынок золота. Житель Нью-Йорка, который хочет купить
золото, будет взаимодействовать только с продавцами из Нью-Йорка. Но посколь-
ку издержки транспортировки золота сравнительно невелики по сравнению с его
стоимостью, покупатели из Нью-Йорка могли бы купить золото в Цюрихе, если бы
цены там были существенно ниже. Значительные различия в цене товара создают
потенциальную возможность для арбитража (arbitrage), т. е. для покупки товара
по низкой цене в одном месте и продажи его по более высокой цене где-нибудь еще.
Именно эта возможность арбитража предотвращает существенные различия цены
на золото в Нью-Йорке и Цюрихе и создает мировой рынок золота.

Рынки являются центром экономической деятельности, и многие из наиболее
интересных вопросов и проблем в экономиксе связаны с функционированием
рынков. Например, почему только небольшое число фирм конкурирует друг с
другом на отдельных рынках, в то время как на других рынках соревнуется между
собой множество фирм? Обязательно ли потребители оказываются в более выиг-
рышном положении в случае конкуренции большого числа фирм? Если так, дол-
жно ли правительство вмешиваться в деятельность рынков, на которых присут-
ствуют только несколько фирм? Почему на отдельных рынках цены взлетают и
падают быстро, а на других рынках цены мало изменяются? И какие рынки пред-
лагают наилучшие возможности для предпринимателя, собирающегося заняться
бизнесом?

Оставить заявку на описание
?
Аудитория:   Общая аудитория
Бумага:   Офсет
Масса:   826 г
Размеры:   240x 175x 28 мм
Оформление:   Частичная лакировка
Тираж:   1 000
Литературная форма:   Учебное пособие
Сведения об издании:   5-е издание
Тип иллюстраций:   Черно-белые
Переводчик:   Железниченко А., Жильцов С.
Отзывы
Найти пункт
 Выбрать станцию:
жирным выделены станции, где есть пункты самовывоза
Выбрать пункт:
Поиск по названию улиц:
Подписка 
Введите Reader's код или e-mail
Периодичность
При каждом поступлении товара
Не чаще 1 раза в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Мы перезвоним

Возникли сложности с дозвоном? Оформите заявку, и в течение часа мы перезвоним Вам сами!

Captcha
Обновить
Сообщение об ошибке

Обрамите звездочками (*) место ошибки или опишите саму ошибку.

Скриншот ошибки:

Введите код:*

Captcha
Обновить