Мотивация и личность Мотивация и личность Через сорок восемь лет после первого выхода в свет книга \"Мотивация и личность\" по-прежнему предлагает уникальные и влиятельные теории, не утратившие своего значения для современной психологии. Данное третье издание представляет собой переработку классического текста коллективом авторов, с сохранением оригинального стиля Маслоу. Целью переработки текста было придать ему бoльшую ясность и структурированность, сделав его таким образом пригодным для использования в учебных курсах по психологии. В третье издание вошли также развернутая биография Маслоу, послесловие редакторов, в котором они излагают практические и теоретические аспекты системы взглядов Маслоу, нашедших отражение в нашей жизни и обществе, и полная библиография трудов Маслоу. Питер 978-5-459-01029-9
392 руб.
Russian
Каталог товаров

Мотивация и личность

Мотивация и личность
Временно отсутствует
?
  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы о товаре (1)
  • Отзывы ReadRate
Через сорок восемь лет после первого выхода в свет книга "Мотивация и личность" по-прежнему предлагает уникальные и влиятельные теории, не утратившие своего значения для современной психологии. Данное третье издание представляет собой переработку классического текста коллективом авторов, с сохранением оригинального стиля Маслоу. Целью переработки текста было придать ему бoльшую ясность и структурированность, сделав его таким образом пригодным для использования в учебных курсах по психологии. В третье издание вошли также развернутая биография Маслоу, послесловие редакторов, в котором они излагают практические и теоретические аспекты системы взглядов Маслоу, нашедших отражение в нашей жизни и обществе, и полная библиография трудов Маслоу.
Отрывок из книги «Мотивация и личность»
Введение в теорию
мотивации


В этой главе представлены 17 положений, касающихся мотивации, которые должG
на включать любая разумная теория мотивации. Истинность некоторых из этих
положений настолько очевидна, что они могут показаться банальными. По моему
мнению, необходимо вновь обратить на них внимание. Другие положения могут
показаться менее приемлемыми и более спорными.

Холистический подход

Наше первое положение гласит, что личность представляет собой интегрироG
ванное, организованное целое. Осознание этого подтвержденного опытом и теоG
рией факта необходимо для того, чтобы было возможно разумное проведение
экспериментов и создание разумной теории мотивации. Это положение несет в
себе множество отдельных аспектов. Так, оно предполагает, что мотивирована
скорее личность в целом, нежели отдельная ее часть. В подобающей теории нет
такой данности, как потребность желудка или рта или потребность гениталий.
Все это лишь потребности личности. В пище нуждается Джон Смит, а не желуG
док Джона Смита. Более того, удовлетворение ощущает также личность в цеG
лом, а не просто отдельная ее часть. Пища утоляет голод Джона Смита, а не гоG
лод его желудка.

Обращение с голодом как с функцией исключительно желудочноGкишечноG
го тракта заставило экспериментаторов упустить из виду тот факт, что, когда
индивид голоден, изменяются не только отправления желудочноGкишечного
тракта, но и многие другие имеющиеся функции, возможно, даже большая их
часть. Меняется восприятие (вкус пищи воспринимается более остро, чем в иное
время). Меняются воспоминания (повышается вероятность воспоминаний о хоG
рошей еде по сравнению с другими моментами). Изменяется ход его мыслей —
человек склонен думать скорее о том, как раздобыть пищу, чем решать алгебраG
ические задачи. Этот список можно продолжить в связи практически с любой
способностью, возможностью или функцией, причем как физиологической, так
и психической. Иными словами, когда человек голоден, он испытывает голод
всем своим существом и отличается от той личности, которой является в друG
гие моменты времени.


Глава 1. Введение в теорию мотивации 47

Парадигма мотивационных состояний


Выбор голода в качестве парадигмы для всех прочих мотивационных состояний
является необоснованным и неразумным как с теоретической, так и с практичеG
ской точки зрения. При более внимательном рассмотрении этого вопроса станет
понятно, что потребность утолить голод представляет собой особый случай мотиG
вации, по сравнению со случаями общего характера. Он является более обособленG
ным (мы используем это слово в том значении, которое вкладывают в нее приверG
женцы гештальтпсихологии и последователи Гольдштейна), чем другие виды моG
тивации; более сложным, чем иные виды мотивации; наконец, он отличается от
других видов мотивации еще и тем, что известна его соматическая основа, что неG
обычно для мотивационного состояния. Каковы же более простые виды мотиваG
ции? Мы легко обнаружим их, проанализировав события рядового дня. Желания,
которые мелькают в нашем сознании, чаще всего связаны с одеждой, автомобиляG
ми, дружелюбием, компанией, похвалой, престижем и тому подобным. Как правиG
ло, желания такого рода называют вторичными или культурными влечениями и
рассматривают их как желания иного порядка по сравнению с действительно «доG
стойными» или основными влечениями, а именно физиологическими потребносG
тями. В действительности они для нас куда важнее и куда более обычны. Поэтому
в качестве образца вместо потребности утолить голод хорошо бы взять одно из этих
влечений.

Общепринятым было предположение о том, что все влечения будут функциоG
нировать по образцу физиологических влечений. Пришло время честно признать,
что это не так. Большинство влечений нельзя изолировать, нельзя определить их
соматическую локализацию, нельзя определить также, являются ли они единственG
ным процессом, который происходит в организме в данный момент. Типичное влеG
чение, или потребность, или желание, скорее всего, никогда нельзя будет однозначG
но отнести к конкретной, изолированной, локализованной соматической основе.
Очевидно, что типичное желание в большей мере является потребностью личности
в целом. Было бы гораздо лучше взять в качестве примера для исследования такое
влечение, как, например, желание денег, а не простую потребность утолить голод,
или же не отдельную частную цель, а более фундаментальное стремление, такое как
желание любви. Однако, учитывая все имеющиеся на данный момент сведения, мы,
скорее всего, никогда не сможем понять потребность в любви до конца, как бы
много мы ни знали о потребности утолить голод. Эту мысль можно сформулироG
вать и более определенно: при условии полного понимания потребности в любви
мы сможем узнать больше и об общих видах человеческой мотивации (включая
потребность в утолении голода), чем мы могли бы узнать благодаря скрупулезноG
му изучению влечения утолить голод.

В этой связи хорошо бы вспомнить критический анализ концепции простоты,
к которому так часто обращаются приверженцы гештальтпсихологии. Влечение
утолить голод, которое кажется простым, если сравнивать его с потребностью в
любви, в конечном счете оказывается не таким простым (Goldstein, 1939). ВидиG
мость простоты возникает при рассмотрении отдельных случаев, видов деятельности,


48 Часть I. Теория мотивации

которые осуществляются относительно независимо в рамках целостного организG
ма. Легко показать, что важный вид деятельности динамически взаимосвязан пракG
тически со всем, что имеет значение для личности. Зачем же тогда брать вид деG
ятельности, который в этом смысле совсем не является рядовым, деятельность,
которая выбрана для особого рассмотрения лишь потому, что с ней проще иметь
дело, используя привычный для нас (хотя не обязательно правильный) экспериG
ментальный прием изоляции, упрощения или рассмотрения независимо от друG
гих видов деятельности? Если мы стоим перед выбором, заниматься ли: 1) проG
стыми в экспериментальном отношении проблемами, которые являются тривиальG
ными или непродуктивными, или 2) экспериментальными проблемами, которые
пугающе сложны, но при этом важны, то мы без колебаний должны выбрать поG
следние.

Средства и цели

Если мы глубоко проанализируем рядовые желания, которые возникают у нас в
повседневной жизни, мы обнаружим, что они имеют, по крайней мере, одну важG
ную особенность: они обычно представляют собой скорее средства достижения
целей, чем сами цели. Нам хочется иметь деньги, чтобы мы могли купить машину.
В свою очередь нам хочется иметь машину, потому что машина есть у соседей,
а нам хочется быть не хуже, чем они, т. е. таким образом мы сможем сохранить саG
моуважение, а значит, добиться любви и уважения от окружающих. Обычно, когда
сознательное желание подвергают анализу, выясняется, что мы можем заглянуть
дальше и увидеть другие, более фундаментальные цели личности. Другими словаG
ми, здесь мы имеем дело с ситуацией, сходной с ролью симптомов в психопатолоG
гии. Симптомы важны не столько сами по себе, сколько благодаря тому, что они,
в конечном счете, означают, т. е. каковы могут быть их первичные цели или следG
ствия. Изучение симптомов самих по себе весьма важно, но изучение динамичеG
ского значения симптомов важнее, поскольку оно более плодотворно — например,
оно обеспечивает возможность психотерапии. Отдельные желания, которые мы
пропускаем через свое сознание десятки раз на дню, сами по себе не так важны, как
то, что они означают, куда они ведут, и что может обнаружить за ними более глуG
бокий анализ.

Отличительная черта такого более глубокого анализа состоит в том, что он приG
водит, в конечном счете, к определенным целям или потребностям, за которыми
мы уже ничего не обнаружим, т. е. к удовлетворению определенных потребностей,
которые и представляют собой конечную цель и, поGвидимому, не нуждаются в
дальнейшем подтверждении или демонстрации. У обычного человека эти потребG
ности имеют характерную особенность — они не слишком часто проявляются неG
посредственным образом, но зачастую являются концептуальными производными
от разнообразных конкретных осознанных желаний. Другими словами, это ознаG
чает, что изучение мотивации, в частности, должно представлять собой изучение
первичных целей или желаний или потребностей человека.


Глава 1. Введение в теорию мотивации 49

Неосознанная мотивация


Приведенные данные еще раз подтверждают необходимость разумной теории моG
тивации. Поскольку первичные цели человека не часто можно обнаружить непоG
средственно в сознании, мы сразу сталкиваемся с проблемой неосознанной мотиG
вации во всей ее полноте. При тщательном изучении сознательной мотивации в отG
дельности упускается многое из того, что столь же важно или даже более важно,
чем то, что выявляется в сознании. Психоанализ показывает, что взаимосвязь
между сознательным желанием и первичной подсознательной целью, лежащей в
его основе, далеко не всегда должна быть непосредственной. В действительности
эта взаимосвязь может быть и негативной, как при формировании реакции. А знаG
чит, мы можем заявить, что разумная теория мотивации не может позволить себе
не принимать во внимание подсознательное.

Общность человеческих желаний

В наше время имеется достаточно антропологических доказательств, свидетельG
ствующих о том, что фундаментальные или первичные желания всех людей разG
личаются далеко не так сильно, как их осознанные повседневные желания. ОсновG
ной причиной этого является то, что две различные культуры могут предусматриG
вать два совершенно разных способа удовлетворения конкретного желания, скажем
потребности в самоуважении. В одном обществе человек испытывает уважение к
себе, потому что он хороший охотник; в другом обществе потому, что он великий
целитель, или отважный воин, или чрезвычайно хладнокровный человек и т. д.
Если же мы задумаемся об основах этих желаний, то увидим, что желание одного
человека быть хорошим охотником имеет те же движущие силы, что и желание
другого быть хорошим целителем. А значит, мы можем утверждать, что было бы
полезнее объединить эти два внешне различных желания в одну категорию, чем
относить их к различным категориям на основании исключительно поведенческих
различий. Очевидно, что сами по себе цели куда более универсальны, чем пути,
которые избираются для их достижения, поскольку эти пути определяются особенG
ностями культуры. Люди больше похожи друг на друга, чем это кажется на первый
взгляд.

Сложная мотивация

Сознательное желание или мотивированное поведение могут послужить своего
рода каналом, через который могут проявляться и иные намерения. Существует
несколько способов продемонстрировать это. Например, хорошо известно, что
сексуальное поведение и осознанные сексуальные желания могут быть чрезвыG
чайно сложны с точки зрения лежащих в их основе подсознательных целей. Для
одного индивида сексуальное желание может в действительности означать жеG
лание убедить самого себя в своей мужественности. Для других индивидов в его
основе может лежать желание произвести впечатление, потребность в близости,


50 Часть I. Теория мотивации

дружеском отношении, безопасности, любви или во всем перечисленном в любом
возможном сочетании. На сознательном уровне сексуальное желание всех наG
званных индивидов может иметь одно и то же содержание, и, вероятно, все они
будут заблуждаться, полагая, что они стремятся лишь к сексуальному удовлетG
ворению. Но теперь мы знаем, что это не так, что пониманию данных индивидов
поможет рассмотрение того, что лежит в основе их сексуального желания и поG
ведения, а не того, как сами индивиды осознают это желание и поведение. (Это
справедливо как для подготовительной стадии такого поведения, так и для стаG
дии воплощения планов.)

Другим моментом, подтверждающим ту же точку зрения, служит обнаружеG
ние того, что один и тот же психопатологический симптом может одновременно
представлять несколько различных и даже противоречивых желаний. ИстеричеG
ский паралич руки может представлять одновременное воплощение желаний меG
сти, жалости, любви и уважения. Если рассматривать сознательное желание, как
в первом случае, или внешний симптом, как во втором примере, исключительно
с точки зрения манеры поведения, то это значит, что мы произвольно отбросили
возможность полного понимания поведения и мотивационного состояния индиG
вида. Необходимо подчеркнуть, что для поступка или осознанного желания исG
ключением, а не правилом является наличие всего одной мотивации.

Мотивационные состояния

В определенном смысле почти любое состояние организма, каким бы оно ни было,
представляет собой также и мотивационное состояние. ПоGвидимому, современные
концепции продолжают исходить из предположения, что мотивационное состояG
ние представляет собой особое необыкновенное состояние, резко отличающееся от
других событий в организме. Разумная теория мотивации, напротив, должна предG
полагать, что мотивация — непрерывна, она не прекращается, она сложна и нестаG
бильна и является почти универсальной характеристикой практически любого соG
стояния организма.

Задумайтесь, например, над тем, что мы имеем в виду, когда говорим, что челоG
век чувствует себя отвергнутым. Статическая психология и поставит точку в конG
це этого высказывания, и удовлетворится этим. Однако для динамической психоG
логии то же самое высказывание будет косвенно выражать множество вещей, и
тому найдется богатое эмпирическое подтверждение. Такое чувство оказывает
влияние на весь организм, как в соматическом, так и в психическом аспекте. Более
того, такое положение дел автоматически и неизбежно вызывает множество друG
гих событий, таких как навязчивое желание вернуть расположение, защитные поG
пытки разного рода, нарастание враждебности и т. д. Теперь понятно, что мы смоG
жем объяснить состояние, описанное при помощи утверждения «Этот человек
чувствует себя отвергнутым», лишь если добавим к нему еще многие и многие выG
сказывания, касающиеся того, что происходит с этим человеком вследствие того,
что он чувствует себя отвергнутым. Иными словами, ощущение отверженности
представляет собой мотивационное состояние.


Глава 1. Введение в теорию мотивации 51

Удовлетворение порождает новую мотивацию

Человек представляет собой испытывающее нужду животное и редко достигает
состояния полного удовлетворения, разве что на короткое время. Как только удовG
летворяется одно желание, тут же его место занимает другое. Когда и оно удовлеG
творено, на передний план выступает третье и т. д. Отличительной чертой человеG
ка на протяжении всей его жизни является то, что он беспрерывно чегоGто желает.
Здесь мы лицом к лицу сталкиваемся с необходимостью изучения взаимосвязей
между всеми мотивациями, при этом нам придется отказаться от изолированного
рассмотрения мотивационных единиц, если мы действительно стремимся прийти
к более широкому пониманию этого феномена. Появление влечения или желания,
действия, которые оно вызывает, и удовлетворение, которое наступает после доG
стижения цели, — все это вместе взятое дает нам лишь искусственный, изолироG
ванный, обособленный пример, в отрыве от целостного комплекса, который предG
ставляет собой мотивационный блок. Само появление потребности практически
всегда зависит от состояния удовлетворенности или неудовлетворенности всех проG
чих мотиваций, которые имеются в организме в целом, т. е. от факта, что такиеGто
достаточно интенсивные желания достигли состояния относительного удовлетвоG
рения. Само по себе наличие потребности уже свидетельствует о факте удовлетвоG
рения иных потребностей. У нас никогда не возникнет желания сочинять музыку,
или выстраивать математические системы, или заниматься украшением своего жиG
лища, или нарядно одеваться, если большую часть времени наш желудок пуст, или
же мы все время умираем от жажды, или если нам угрожает приближение катастG
рофы, или если все нас ненавидят. Таким образом, мы имеем два важных обстояG
тельства: 1) человек никогда не бывает удовлетворен, разве что относительно или
частично, и 2) потребности, поGвидимому, организованы сообразно своего рода
иерархии или степени доминирования.

Невозможность составить список влечений

Нам следует раз и навсегда отказаться от попыток составить атомистические списG
ки влечений или потребностей. Такие списки являются ошибкой с теоретической
точки зрения, и тому есть несколько причин. Прежде всего, они подразумевают
единообразие различных влечений, собранных в них, равенство их по силе и возG
можности появления. Это неверно, поскольку возможность появления любого отG
дельного желания в сознании зависит от состояния удовлетворенности или неудовG
летворенности других сильных желаний. Между вероятностью появления отдельG
ных желаний различного рода существует огромная разница.

ВоGвторых, составление таких списков косвенно предполагает изолированность
каждого из этих желаний от всех остальных. Разумеется, подобной изоляции не
существует.

ВGтретьих, поскольку составление такого списка влечений обычно осуществляG
ется на основании поведения, при этом упускается из виду практически все, что
нам известно относительно динамической природы влечений, например то, что их
сознательная и подсознательная стороны могут различаться между собой и что


52 Часть I. Теория мотивации

отдельное желание может представлять собой канал, посредством которого выраG
жаются несколько других желаний.

Составление такого списка — нелепое занятие еще и потому, что совокупность
влечений не имеет ничего общего с арифметической суммой отдельных разрозненG
ных членов. Они организованы, скорее, иерархически в соответствии с уровнем
конкретизации. А это означает, что совокупность влечений, которые выбираются
для внесения в список, зависит исключительно от выбранной для их исследования
степени конкретизации. Истинная картина представляет собой не множество леG
жащих рядом кубиков, но, скорее, комплект коробочек, из которых одна может соG
держать в себе 3 другие, а каждая из этих трех вмещать по 10 прочих, а в каждой из
этих 10 будет еще по 50 и т. д. Другой аналогией может служить гистологический
срез при разной степени увеличения. Таким образом, мы можем говорить о потребG
ности в удовлетворении или в уравновешивании, или, более конкретно, о потребG
ности утолить голод, или, еще более конкретно, о потребности наполнить желудок,
или, еще конкретнее, о потребности в протеинах, или же о потребности в конкретG
ном протеине и т. д. Огромное количество списков, которые имеются у нас на сеG
годняшний день, включают в себя потребности с различной степенью конкретизаG
ции. Наличие такой неразберихи позволяет понять, почему некоторые списки вклюG
чают триGчетыре потребности, а другие содержат сотни. При желании мы могли бы
составить список влечений, который содержал бы от одного влечения до миллиG
она, исключительно в зависимости от уровня конкретизации объекта исследоваG
ния. Более того, нужно признать, что, если мы попробуем обсудить фундаментальG
ные желания, мы должны будем четко осознать, что они являются комплексами
желаний, фундаментальными категориями или скоплениями желаний. Иными слоG
вами, такая перепись фундаментальных целей будет больше похожа на теоретичеG
скую классификацию, чем на каталожный список (Angyal, 1965).

Более того, во всех списках влечений, которые когдаGлибо публиковались, поG
видимому, косвенно подразумевается, что различные влечения взаимоисключаG
ют друг друга. Но такого взаимоисключения нет. Как правило, имеет место их чаG
стичное наложение друг на друга, так что становится почти невозможным четко и
однозначно отделить одно влечение от любого другого. Критикуя теорию влечеG
ний, следует также отметить, что истоком самого понятия о влечении как таковом
было, вероятно, первоочередное сосредоточение на физиологических потребноG
стях. Имея дело с подобными потребностями, очень легко выделить побуждение,
мотивированное поведение и целевой объект. Но отделить влечение от целевого
объекта, если мы говорим о желании любви, нелегко. Здесь возникает ощущение,
что само влечение, желание, цель и деятельность представляют собой одно и то же.

Классификация мотиваций с учетом основных целей

Совокупность данных, которые собраны на сегодняшний день, свидетельствует
о том, что единственный разумный базис, который может лежать в основе классиG
фикации мотиваций, — это основные цели или потребности, а не списки влечеG
ний в привычном смысле побуждения (скорее то, что «влечет», чем то, что «толкаG
ет»). Только фундаментальные цели сохраняют постоянство в том непрерывном


Глава 1. Введение в теорию мотивации 53

изменении, которое приходится учитывать психологическим теориям, принимаG
ющим динамический подход.

Разумеется, мотивированное поведение не является подходящим основанием
для классификации, поскольку то, что мы видим, может иметь множество различG
ных истолкований. Конкретная цель также не является подходящим основанием
для классификации по той же причине. Человек, имеющий потребность в пище и
ведущий себя соответствующим образом, чтобы получить ее, а затем поедающий и
пережевывающий ее, может на самом деле в первую очередь испытывать потребG
ность в безопасности, а не в пище. Индивид, который проходит через сексуальное
желание, процесс ухаживания, а затем вступает в брак и занимается любовью, в дейG
ствительности может стремиться в первую очередь к обретению самоуважения,
а не к сексуальному удовлетворению. Влечение в том виде, в котором оно интроG
спективно проявляется в сознании, мотивированное поведение и, казалось бы, очеG
видные цели или результаты, которые были объектом стремлений, — ни одно из
перечисленных явлений не может быть основанием для создания динамической
классификации мотивационной стороны человеческой жизни. Разве что при поG
мощи процесса логического исключения мы останемся с большей частью неосознанG
ными фундаментальными целями или потребностями, которые могут быть единG
ственно разумным основанием для классификации в рамках теории мотивации.

Неадекватность данных, полученных
при экспериментах с животными

Академические психологи в работах, касавшихся мотивации, в значительной мере
полагались на данные, полученные в процессе экспериментов на животных. Не
надо доказывать, что белая крыса — это не человек, но, к сожалению, необходимо
повторить это вновь, поскольку слишком часто результаты экспериментов на жиG
вотных воспринимаются как основные данные, опираясь на которые мы должны
выстраивать теории о человеческой природе. Разумеется, данные, касающиеся
животных, могут быть весьма полезны, но лишь при условии осторожного и разумG
ного подхода к ним.

Существуют и дополнительные соображения, касающиеся того, что теория моG
тивации должна быть антропоцентрической, а не сосредоточивать свое внимание
на животных. Прежде всего, следует обсудить понятие инстинкта, который мы
можем жестко определить как мотивационный блок, в пределах которого влечение,
мотивированное поведение и целевой объект или целевой результат в значительG
ной мере определяются наследственностью. По мере того как мы поднимаемся по
филогенетической шкале, мы наблюдаем устойчивую тенденцию к исчезновению
инстинкта, в понимании, определенном выше. Например, можно констатировать,
что, в соответствии с нашим определением, у белой крысы обнаруживаются пищеG
вой, половой и материнский инстинкты. У обезьяны определенно исчез половой
инстинкт, пищевой инстинкт в различных аспектах подвергся значительной модиG
фикации и лишь материнский инстинкт, без сомнений, имеет место. У человека,
в соответствии с нашим определением, исчезли все три, оставив вместо себя смесь
наследственных рефлексов, наследственных влечений, самостоятельного научения
Содержание
Оглавление


Предисловие к третьему изданию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
Благодарности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
Предисловие ко второму изданию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
Вступительное слово. Влияние Абрахама Маслоу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . .36
Влияние Маслоу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36
Краткая биография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .39
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . .44

Часть I. Теория мотивации

Глава 1. Введение в теорию мотивации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .46
Холистический подход . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .46
Парадигма мотивационных состояний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .47
Средства и цели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .48
Неосознанная мотивация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49
Общность человеческих желаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49
Сложная мотивация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49
Мотивационные состояния . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .50
Удовлетворение порождает новую мотивацию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .51
Невозможность составить список влечений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .51
Классификация мотиваций с учетом основных целей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .52
Неадекватность данных, полученных при экспериментах с животными . . . 53
Окружение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .54
Интегрированное действие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .55
Немотивированное поведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .56
Возможность достижения цели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .57
Реальность и бессознательное . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .57
Мотивация высших человеческих возможностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .58

Глава 2. Теория человеческой мотивации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .60
Иерархия базовых потребностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .60
Физиологические потребности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .60
Динамика иерархии потребностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .63
Потребности в безопасности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .63
Потребности в любви и принадлежности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .65
Потребности в уважении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .67
Потребность в самоактуализации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .68
Предпосылки удовлетворения базовых потребностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
Базовые когнитивные потребности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .69
Желания знать и понимать . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .69
Эстетические потребности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .72


Оглавление

Особенности базовых потребностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .72
Исключения из иерархии потребностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .72
Степени удовлетворения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .74
Неосознанные потребности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .75
Культурная специфика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .75
Сложная мотивация поведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .76
Немотивированное поведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .76
Сосредоточение на животных и на человеке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .77
Мотивация и патология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .77
Роль удовлетворения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .77
Функциональная автономия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .79

Глава 3. Удовлетворение базовых потребностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .80
Последствия удовлетворения базовой потребности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .81
Научение и удовлетворение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .83
Удовлетворение и формирование характера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .84
Удовлетворение и здоровье . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .87
Удовлетворение и патология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .89
Сущность теории удовлетворения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .90
Психотерапия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .90
Установки, интересы, вкусы и ценности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .90
Классификация типов личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .90
Скука и интерес . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .90
Счастье, радость, довольство, восторг и экстаз . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .91
Социальные последствия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .91
Уровень фрустрации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .91
Случайное, бесцельное поведение
и поведение с целью развлечения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .92
Автономия высших потребностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .92
Влияние удовлетворения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .92

Глава 4. Пересмотр теории инстинкта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .96
Важность пересмотра теории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .96
Критика традиционной теории инстинкта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .97
Редукционизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .97
Подход «все или ничего» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .98
Непреодолимые силы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .99
Примитивные импульсы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .100
Дихотомия инстинкта и разума . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .100
Антагонизм между инстинктами и обществом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .101
Обособленные инстинкты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .102
Подавление инстинктов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .102
Базовые потребности в теории инстинкта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .103
Инстинкты, свойственные только человеку . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .103
Фрустрация носит патогенетический характер . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .104
Удовлетворение носит здоровый характер . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .104


Оглавление

Побудительность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .104
Психотерапия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .105
Поощрение инстинктов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .105
Разрешение противоречия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .106

Глава 5. Иерархия потребностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .108
Различия между высшими и низшими потребностями . . . . . . . . . . . . . . . . . . .108
Выводы, сделанные на основании иерархии потребностей . . . . . . . . . . . . . . . 112

Глава 6. Немотивированное поведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .116
Копинг в сравнении с экспрессией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .118
Целенаправленное и бесцельное поведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .118
Парадокс— старание не стараться . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .119
Внешние и внутренние детерминанты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .121
Поведение, приобретенное в процессе научения, и поведение,
не связанное с научением . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .122
Возможность контроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .122
Воздействие на окружающую среду . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .123
Средства и цели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .124
Сознательное или бессознательное поведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .124
Экспрессивное поведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .124
Бытие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .125
Искусство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .126
Оценка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. .127
Игра . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . .127
Интеллектуальная экспрессия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .128

Часть II. Психопатология и соответствие норме

Глава 7. Происхождение патологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .130
Депривация и угроза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .130
Конфликт и угроза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .132
Индивидуальное определение угрозы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .134
Травма и болезнь как угроза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .134
Подавление самоактуализации как угроза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .135
Источник патологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .136
Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . .136

Глава 8. Является ли склонность к агрессивному поведению
инстинктивной? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
Животные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . .138
Дети . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . .140
Антропология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. .143
Клинический опыт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .144
Эндокринология и генетика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .144
Теоретическая оценка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .145
Склонность к деструктивному поведению: инстинктивная или
приобретенная? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .147


Оглавление

Глава 9. Психотерапия как добрые отношения между людьми . . . . . . . . . . 149

Психотерапия и удовлетворение потребностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .151
Шаманское исцеление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .151
Отсутствие связи между теорией и результатами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .152
Хорошие результаты достигаются различными методами . . . . . . . . . . . . . 152
Личность психотерапевта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .153
Улучшение без «психотерапии» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .153
Психотерапевтический эффект жизненного опыта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
Успешное лечение неподготовленными психотерапевтами . . . . . . . . . . . 153
Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. .154
Добрые отношения между людьми . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .155
Дружба: умение любить и быть любимым . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .156
Взаимоотношения: непременное условие для психотерапии . . . . . . . . . . 157
Психотерапия: обучение в процессе взаимоотношений . . . . . . . . . . . . . . . 158
Повседневная жизнь в качестве психотерапии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .160
Самотерапия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .161
Групповая психотерапия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .162
Хорошее общество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .163
Что такое хорошее общество? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .163
Как общество влияет на природу человека? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .165
Профессиональная психотерапия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .167
Методы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. .167
Инсайт и удовлетворение потребностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .169

Глава 10. Подходы к соответствию норме и здоровью . . . . . . . . . . . . . . . . .171

Традиционные представления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .172
Среднестатистическое значение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .172
Социальные нормы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .172
Культурные нормы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .173
Пассивная адаптация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .173
Отсутствие болезни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .174
Новые концепции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .174
Чем мы можем стать . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .176
Врожденные качества человеческой натуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .178
Разграничение между врожденным и случайным . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .179
Условия, необходимые для здоровья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .181
Окружение и личность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .182
Психологическая утопия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .183
Природа нормы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .183

Часть III. Самоактуализация

Глава 11. Самоактуализирующиеся люди: исследование психического
здоровья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186

Исследование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. .186
Материал и методы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .186
Сбор и презентация данных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .189


Оглавление

Результаты наблюдений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .189
Восприятие реальности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .190
Принятие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..192
Спонтанность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .193
Центрирование на проблеме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .195
Склонность к уединению . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .196
Автономия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .197
Свежесть восприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .198
Пиковые переживания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .199
Человеческое родство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .200
Скромность и уважение к окружающим . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .200
Межличностные отношения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .201
Этика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .202
Средства и цели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .203
Чувство юмора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .203
Креативность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .204
Сопротивление приобщению к культурным нормам . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205
Несовершенства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .207
Ценности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..209
Разрешение противоречий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .211

Глава 12. Самоактуализирующиеся люди и любовь . . . . . . . . . . . . . . . . . . .213
Открытость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . .213
Способность любить и быть любимым . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .214
Сексуальность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .214
ЭгоGтрансцендентность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .216
Веселость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .217
Уважение к другому человеку . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .217
Любовь как самовознаграждение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .217
Альтруистическая любовь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .219
Отчужденность и индивидуальность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .219

Глава 13. Креативность у самоактуализирующихся людей . . . . . . . . . . . . . 221
Исходные концепции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .221
Новые подходы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .222
Креативность самоактуализации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .223
Восприятие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .223
Самовыражение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .223
«Вторая наивность» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .223
Влечение к неизведанному . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .224
Разрешение противоречий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .224
Отсутствие страха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .225
Пиковые переживания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .226
Уровни креативности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .227
Первичный уровень . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .228
Вторичный уровень . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .228


10 Оглавление

Интегрированная креативность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .229
Креативность и самоактуализация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .230

Часть IV. Методология гуманитарных наук

Глава 14. Вопросы новой психологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .232
Научение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . .232
Восприятие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . .233
Эмоции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . .234
Мотивация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .235
Интеллект . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .236
Познание и мышление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .236
Клиническая психология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .237
Зоопсихология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .238
Социальная психология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .239
Личность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . .242

Глава 15. Психологический подход к науке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .244
Исследование ученого . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .244
Наука и человеческие ценности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .245
Понимание ценностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .245
Законы, созданные человеком, и законы природы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .246
Социология науки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .246
Различные подходы к реальности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .247
Психическое здоровье . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .248

Глава 16. Центрирование на средствах как противоположность
центрирования на целях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .249
Чрезмерное внимание к технике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .249
Центрирование на средствах и научная ортодоксия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .252

Глава 17. Формирование стереотипов как противоположность
познания истины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .255
Внимание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . .256
Восприятие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . .259
Научение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . .261
Мышление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . .265
Стереотипные проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .265
Стереотипные техники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .265
Стереотипные выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .266
Язык . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . .269
Теория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . .270

Глава 18. Холистический подход к психологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .272
ХолистическиGдинамический подход . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .272
Фундаментальная первооснова психологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .272
Холистическая методология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .273
Ограничения теорий причинности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .276


Оглавление 11

Концепция личностного синдрома . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .278
Медицинское применение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .278
Динамически взаимозаменяемые части . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .279
«Аромат личности» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .279
Психологический смысл . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .280
Реакция на проблему . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .280
Смысл целого, заложенный в его частях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .281
Взаимозаменяемость частей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .281
Сосредоточение на человеческом организме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .282
Особенности личностных синдромов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .282
Взаимозаменяемость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .282
Круговая причинность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .283
Сопротивление изменениям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .283
Восстановление нарушенного уровня синдрома . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .284
Изменения синдрома как единого целого . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .285
Внутренняя согласованность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .286
Склонность к крайностям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .287
Изменения под давлением извне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .287
Переменные: уровень и качество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .288
Культурные детерминанты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .288
Изучение личностного синдрома . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .289
Стандартные способы корреляции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .289
Уровни увеличения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .290
Группировка по смыслу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .291
Синдромы, взаимосвязанные в организме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .292
Уровень и качество личностных синдромов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .293
Личностные синдромы и поведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .294
Логическое и математическое
представление данных о синдроме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .296
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . .299

Послесловие. Наследие Абрахама Маслоу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 305
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . .305
Ощущение чуда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .306
Незаметная революция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .306
Психолог и философ науки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .307
Гуманистическая психология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .308
Теория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . .308
Гуманистическое движение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .309
Гуманистическая психотерапия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .309
Трансперсональная психология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .311
Возникновение трансперсональных представлений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 312
Исследование природы бытия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .312
Психотерапия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .312


12 Оглавление

Образование: гуманистические ценности и новые пути научения . . . . . . . . 313
Множественность интеллектов и креативность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .315
Гуманистическое обучение и переход к трансперсональному
обучению . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .315
Новые способы научения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .316
Влияние теории Маслоу на производство и менеджмент . . . . . . . . . . . . . . . . . 317
Гуманистические достижения в бизнесе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .318
Проект VALS: непосредственное применение иерархии потребностей . 319
Здоровье и человек в целом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .319
Холистическое здоровье . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .319
Исцеление самого себя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .320
Теория мотивации и самоактуализации и психология женщин . . . . . . . . . . . 321
Синергетическое общество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .322
Социальные представления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .322
Проблема зла . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .323
Взгляд в будущее . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .324
Непреходящее наследие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .325
Обзор ссылок на книгу «Мотивация и личность» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .325
Библиография и избранная литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 327
Гуманистическая и трансперсональная психология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 327
Образование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .328
Бизнес и менеджмент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .329
Здравоохранение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .330
Психология женщин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .331
Синергетическое общество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .331
Библиография трудов Абрахама Маслоу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 332
Послесловие научного редактора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .344
Алфавитный указатель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .349
Штрихкод:   9785459010299
Аудитория:   Общая аудитория
Бумага:   Офсет
Масса:   545 г
Размеры:   242x 172x 17 мм
Оформление:   Частичная лакировка
Тираж:   1 500
Литературная форма:   Учебное пособие
Сведения об издании:   3-е издание
Тип иллюстраций:   Без иллюстраций
Переводчик:   Мухина Н., Гутман Т.
Метки:  Близкие метки
Отзывы Рид.ру — Мотивация и личность
5 - на основе 2 оценок Написать отзыв
1 покупатель оставил отзыв
По полезности
  • По полезности
  • По дате публикации
  • По рейтингу
3
14.01.2012 11:46
Очень импонируют взгляды Маслоу, поэтому несмотря на наличие первого издания приобрела третье. Не пожалела.
Для тех, кто работает в данном направлении (или же учится на факультете психологии) - очень полезная литература. Не раз обращалась к ней в студенческие годы, да и сейчас на полке не пылится.
Часто переизданные книги особо не отличаются от своих предшественников, а здесь все поправки и дополнения пришлись к месту. Вообще, очень люблю серию Мастера Психологии от издательства Питер. И надеюсь в скором времени увидеть у них что-то новенькое.
Нет 0
Да 1
Полезен ли отзыв?
Отзывов на странице: 20. Всего: 1
Ваша оценка
Ваша рецензия
Проверить орфографию
0 / 3 000
Как Вас зовут?
 
Откуда Вы?
 
E-mail
?
 
Reader's код
?
 
Введите код
с картинки
 
Принять пользовательское соглашение
Ваш отзыв опубликован!
Ваш отзыв на товар «Мотивация и личность» опубликован. Редактировать его и проследить за оценкой Вы можете
в Вашем Профиле во вкладке Отзывы


Ваш Reader's код: (отправлен на указанный Вами e-mail)
Сохраните его и используйте для авторизации на сайте, подписок, рецензий и при заказах для получения скидки.
Отзывы
Найти пункт
 Выбрать станцию:
жирным выделены станции, где есть пункты самовывоза
Выбрать пункт:
Поиск по названию улиц:
Подписка 
Введите Reader's код или e-mail
Периодичность
При каждом поступлении товара
Не чаще 1 раза в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Мы перезвоним

Возникли сложности с дозвоном? Оформите заявку, и в течение часа мы перезвоним Вам сами!

Captcha
Обновить
Сообщение об ошибке

Обрамите звездочками (*) место ошибки или опишите саму ошибку.

Скриншот ошибки:

Введите код:*

Captcha
Обновить