Русский язык и культура речи Русский язык и культура речи Создан в соответствии с утвержденной Министерством образования и науки РФ программой по русскому языку и культуре речи и включает наиболее актуальные для студентов неязыковых вузов темы, связанные со стилистической дифференциацией языка и жанровой спецификой построения текстов, с нормативными, коммуникативными и этическими аспектами устной и письменной речи, с принципами отбора языкового материала в зависимости от ситуации общения, с особенностями речевого поведения, с правилами оформления документов, деловых бумаг и других письменных текстов. Для студентов высших учебных заведений. Кнорус 978-5-406-00656-6
392 руб.
Russian
Каталог товаров

Русский язык и культура речи

  • Автор: Ольга Глазунова
  • Мягкий переплет. Крепление скрепкой или клеем
  • Издательство: Кнорус
  • Год выпуска: 2012
  • Кол. страниц: 248
  • ISBN: 978-5-406-00656-6
Временно отсутствует
?
  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы о товаре
  • Отзывы ReadRate
Создан в соответствии с утвержденной Министерством образования и науки РФ программой по русскому языку и культуре речи и включает наиболее актуальные для студентов неязыковых вузов темы, связанные со стилистической дифференциацией языка и жанровой спецификой построения текстов, с нормативными, коммуникативными и этическими аспектами устной и письменной речи, с принципами отбора языкового материала в зависимости от ситуации общения, с особенностями речевого поведения, с правилами оформления документов, деловых бумаг и других письменных текстов. Для студентов высших учебных заведений.
Отрывок из книги «Русский язык и культура речи»
Предисловие
Учебник создан в соответствии с утверждённой Министерством образования и нау-
ки РФ программой по русскому языку и культуре речи и включает наиболее актуальные
для студентов неязыковых вузов темы, связанные со стилистической дифференциацией
языка и жанровой спецификой построения текстов, с нормативными, коммуникативны-
ми и этическими аспектами устной и письменной речи, с принципами отбора языкового
материала в зависимости от ситуации общения, с особенностями речевого поведения,
с правилами оформления документов и деловых бумаг.
Доступность и последовательность изложения учебного материала, обилие упраж-
нений, требующих творчески-заинтересованного подхода, помогут студентам разо-
браться в непростых вопросах по лексике, орфоэпии, грамматике русского языка, не
включённых в школьную программу, но востребованных в повседневной жизни.
Структура и содержание учебника направлены на то, чтобы сформировать у уча-
щихся взгляд на нормы русского литературного языка не с позиций профессиональной
лингвистики, а с точки зрения более востребованной в технических вузах практической
необходимости. Обращение к принципам системной организации и взаимообуслов-
ленности языковых явлений на самых разных уровнях u1089 существования языка и во всех
функционально-стилистических его разновидностях облегчает процесс понимания
и усвоения учебного материала, повышает интерес и творческую активность студентов.
В конце каждой темы приведены вопросы, которые по усмотрению преподава-
теля могут быть заданы в процессе объяснения или предложены учащимся в качестве
домашних заданий. Сопутствующие учебно-просветительские тексты предназначены
для ознакомительного чтения учащихся, но могут быть использованы при обучении
реферированию, во время подготовки сообщений на заданные темы и в качестве основы
для проведения творческих дискуссий.
Представленный курс по русскому языку и культуре речи ориентирован на раскры-
тие аналитических способностей учащихся, формирование их языковой компетенции
и логического мышления. Цель пособия — заинтересовать студента, дать ему необхо-
димый минимум знаний, навыков и умений, который позволил бы ориентироваться
в вопросах построения устной и письменной речи, понять закономерности, опреде-
ляющие развитие русского языка, почувствовать их практическую целесообразность,
чтобы в дальнейшем он мог решать проблемы самостоятельно, чувствуя себя уверенно
в любой ситуации общения.
Автор выражает глубокую признательность научному руководителю сайта «Культура
письменной речи» (www.gramma.ru), руководителю программы «Филологические осно-
вы редактирования и критики» на факультете филологии и искусств СПбГУ Светлане
Викторовне Друговейко-Должанской за помощь в работе и высказанные замечания.

Оставить заявку на описание
?
Содержание
Предисловие . . 6
Раздел 1. Цели и задачи обучения культуре речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Когда появился термин «культура речи»? . . . . 7
В чём состоят цели и задачи обучения культуре речи? . . 8
Что такое норма в языке? . . . . 9
Что такое функциональные стили языка? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Упражнения . . 12
Редакторский практикум . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Тексты для дополнительного чтения, реферирования и обсуждения . . . . . . . . . . . . . 15
Раздел 2. Орфоэпические нормы русского языка . . 23
Что такое орфоэпия? . . 23
Орфоэпические нормы в области гласных . . . . . . . . . 24
Орфоэпические нормы в области согласных . . . . . . 25
Особенности московского и петербургского произношения . 27
О чём надо помнить при произношении заимствованных слов? . 28
Орфоэпические нормы в области ударения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Упражнения . . . . . . . . . . 33
Редакторский практикум . . . . 35
Тексты для дополнительного чтения, реферирования и обсуждения . . . . . . . . . . . . . 35
Раздел 3. Нормы употребления существительных: род и число . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
Колебания в роде у существительных . . . . . . . . . . 47
К какому роду относятся названия лиц женского пола
по профессии или должности? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
К какому роду относятся несклоняемые существительные? . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
Образование множественного числа существительных мужского рода . 52
Упражнения . . 54
Редакторский практикум . . 57
Тексты для дополнительного чтения, реферирования и обсуждения . . . . . . . . . . . . . 57
Раздел 4. Варианты падежных окончаний существительных . 72
Какую форму существительного в родительном падеже следует выбрать: «много
снега» или «много снегу»? . . 72
Как надо говорить: «сто грамм» или «сто граммов»? . . 73
Какой вариант, «ясель» или «яслей», «полотенцев» или «полотенец», соответствует
норме? . . 75
Формы творительного и предложного падежей существительных . 76
Упражнения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
Редакторский практикум . . 80
Тексты для дополнительного чтения, реферирования и обсуждения . . . . . . . . . . . . . 80
Раздел 5. Нормы склонения составных существительных и имён собственных . 89
Как склоняются составные существительные: «продажа u1076 диван-кроватей» или
«продажа диванов-кроватей»? . . . . . 89
Как склоняются географические названия: «в Перово» или «в Перове», «в городе
Москва» или «в городе Москве», «в городе Мытищи» или «в городе Мытищах»,
«выставка в Осака» или «выставка в Осаке»? . . . . . 91
Как склоняются составные географические названия: «в Камень-Каширском» или
«в Камне-Каширском», «во Франкфурт-на-Майне» или «во Франкфурте-на-Майне»? . 92
Варианты склонения имён собственных . . . . . . . . . . 94
Упражнения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
Редакторский практикум . . . . . . . . . . 102
Тексты для дополнительного чтения, реферирования и обсуждения . . . . . . . . . . . . 102
Раздел 6. Нормы образования и употребления прилагательных и числительных . . . . . 115
Варианты словообразования: «организационный» или «организаторский»,
«двусторонний» или «двухсторонний», «японо-российский» или «японско-
российский»? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
Варианты словоупотребления: полная и краткая форма прилагательных, степени
сравнения, предлоги «среди» и «из» в сочетании с превосходной степенью
прилагательных . . 117
Прилагательные и порядковые числительные в составе словосочетаний
и предложений: «две двоюродные сестры» или «две двоюродных сестры»,
«вопрос был трудный» или «вопрос был трудным», «к празднику Восьмое
марта» или «к празднику Восьмого марта»? . . . . . 119
Склонение числительных в русском языке . . 120
Упражнения . . 122
Редакторский практикум . . . 125
Тексты для дополнительного чтения, реферирования и обсуждения . . . . . . . . . . . . 126
Раздел 7. Нормы образования глаголов и глагольных форм . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139
Совершенный и несовершенный вид глаголов. Варианты словообразования:
«сосредоточивать» или «сосредотачивать»? . . . 139
Формы повелительного наклонения. Варианты словообразования: «очисти» или
«очисть», «выброси» или «выбрось», «езжай» или «поезжай»? . 141
Образование форм глаголов в инфинитиве и прошедшем времени: «достичь»
или «достигнуть», «глох» или «глохнул»? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
Образование форм глаголов в настоящем и будущем времени: «брызгает» или
«брызжет», «мерю» или «меряю», «лажуu187 » или «лазаю», «волочу» или «волоку»? . . . 144
Образование причастий и деепричастий: «мокнувший» или «мокший»,
«промёрзший» или «промёрзнувший», «экранизированный» или
«экранизованный», «увидев» или «увидя»? . . 145
Упражнения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147
Редакторский практикум . . 150
Тексты для дополнительного чтения, реферирования и обсуждения . . . . . . . . . . . . 151
Раздел 8. Нормы употребления предложно-падежных форм существительных
и инфинитивных конструкций . . . 161
Предложно-падежные формы при выражении объектных значений: «подарок
другу» или «подарок для друга», «скучать по нему» или «скучать о нём»,
«заведующий кафедрой» или «заведующий кафедры», «контроль за качеством»
или «контроль качества», «борьба с курением» или «борьба против курения»? . 161
Предложно-падежные формы при выражении причинных, целевых, временных,
локативных и количественных значений: «согласно решения» или «согласно
решению», «на благо общества» или «на благо обществу», «по прибытию» или
«по прибытии», «по пять тонн с гектара» или «по пяти тонн с гектара»? . 164
Предлоги «в» и «на» при выражении пространственных отношений. Варианты
предложно-падежных форм: «работать на селе» или «работать в селе»? . . . . . . . . 165
Употребление союза «чтобы» в инфинитивных конструкциях: «остался помочь» или
«остался, чтобы помочь», «зашёл передать привет» или «зашёл, чтобы передать
привет»? . . 167
Упражнения . . 169
Редакторский практикум . . . . 173
Тексты для дополнительного чтения, реферирования и обсуждения . . . . . . . . . . . . 173
Раздел 9. Порядок слов. Нормы употребления сказуемого при подлежащем
с количественным значением . . . . . . . . . . . . . . . . . 183
От чего зависит порядок слов в предложении? Что такое актуальное членение
предложения? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183
Положение подлежащего и сказуемого в стилистически нейтральной речи . . . . . . . . 185
Положение второстепенных членов предложения в стилистически
нейтральной речи . . . . . . . . . . . . . . 186
Форма сказуемого при подлежащем с количественным значением . . . . . . . . . . . . . 188
Упражнения . . 191
Редакторский практикум . . 197
Тексты для дополнительного чтения, реферирования и обсуждения . . . . . . . . . . . . 198
Раздел 10. Нормы построения простых и сложных предложений . 211
Какие ошибки встречаются при сочетании однородных членов предложения? . 211
Как следует оформлять причастный оборот в предложении? . 212
Каких ошибок следует избегать при использовании деепричастных оборотов? . 214
Ошибки в построении сложноподчинённых предложений. Указательное
местоимение в сложноподчинённых конструкциях . 216
Союзы и союзные слова в сложноподчинённых конструкциях с определительным
и причинным значением . . . . . . . . . . . . 218
Упражнения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 220
Редакторский практикум . . 227
Тексты для дополнительного чтения, реферирования и обсуждения . . . . . . . . . . . . 227
Литература . . . 240
Заключительная контрольная работа по курсу «Русский язык и культура речи» . 242
Штрихкод:   9785406006566
Аудитория:   Общая аудитория
Бумага:   Офсет
Тираж:   2 000
Литературная форма:   Учебник
Художник-иллюстратор:   Березина В.
Отзывы
Найти пункт
 Выбрать станцию:
жирным выделены станции, где есть пункты самовывоза
Выбрать пункт:
Поиск по названию улиц:
Подписка 
Введите Reader's код или e-mail
Периодичность
При каждом поступлении товара
Не чаще 1 раза в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Мы перезвоним

Возникли сложности с дозвоном? Оформите заявку, и в течение часа мы перезвоним Вам сами!

Captcha
Обновить
Сообщение об ошибке

Обрамите звездочками (*) место ошибки или опишите саму ошибку.

Скриншот ошибки:

Введите код:*

Captcha
Обновить