Тема с вариациями Тема с вариациями В этот сборник вошли две книги воспоминаний выдающегося русского композитора Николая Николаевича Каретникова: \"Темы с вариациями\" (1990) и \"Готовность к бытию\" (1992). По словам автора, \"разнообразнейшие люди, с которыми приходилось общаться, и события, в которых приходилось участвовать, показались мне чрезвычайно интересными, важными и даже необходимыми для феноменологии времени\". Героями автобиографических новелл Н.Н.Каретникова стали М.В.Юдина, В.Я.Шебалин, Г.Г.Нейгауз, Я.Б.Зельдович, А.А.Галич, А.Г.Габричевский, Д.Д.Щостакович, А.Д.Сахаров, отец Александр Мень и многие, многие другие. АСТ 978-5-271-35680-3
418 руб.
Russian
Каталог товаров

Тема с вариациями

  • Автор: Николай Каретников
  • Твердый переплет. Плотная бумага или картон
  • Издательство: АСТ
  • Год выпуска: 2011
  • Кол. страниц: 272
  • ISBN: 978-5-271-35680-3
Временно отсутствует
?
  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы о товаре (1)
  • Отзывы ReadRate
В этот сборник вошли две книги воспоминаний выдающегося русского композитора Николая Николаевича Каретникова: "Темы с вариациями" (1990) и "Готовность к бытию" (1992). По словам автора, "разнообразнейшие люди, с которыми приходилось общаться, и события, в которых приходилось участвовать, показались мне чрезвычайно интересными, важными и даже необходимыми для феноменологии времени". Героями автобиографических новелл Н.Н.Каретникова стали М.В.Юдина, В.Я.Шебалин, Г.Г.Нейгауз, Я.Б.Зельдович, А.А.Галич, А.Г.Габричевский, Д.Д.Щостакович, А.Д.Сахаров, отец Александр Мень и многие, многие другие.
Штрихкод:   9785271356803
Аудитория:   Общая аудитория
Бумага:   Офсет
Масса:   410 г
Размеры:   217x 145x 20 мм
Оформление:   Частичная лакировка
Тираж:   4 000
Литературная форма:   Автобиография
Тип иллюстраций:   Фотографии черно-белые
Отзывы Рид.ру — Тема с вариациями
Оцените первым!
Написать отзыв
1 покупатель оставил отзыв
По полезности
  • По полезности
  • По дате публикации
  • По рейтингу
3
10.02.2012 11:09
Современная пресса увидела в книге знаменитого композитора антропологию советской жизни в анекдотах, мемуарах и притчах
Новое издание объединяет под одной обложкой две книги Николая Каретникова, изданные в начале девяностых: «Темы с вариациями» (1990) и «Готовность к бытию» (1992). Среди прочих историй там есть рассказ из 1967 года об американской супружеской паре славистов, которые вот уже два года как живут в Москве и говорят по-русски почти без акцента. Заходит разговор о Галиче, песни которого слависты аттестуют как «очень милые». Каретников с другом дают им послушать «Балладу о прибавочной стоимости», те слушают, но говорят, что не понимают, отчего хозяева так бурно отреагировали на первоначальный отзыв о Галиче. Тогда те ставят пленку еще раз и на этот раз останавливают запись после каждой строчки и растолковывают смысл. После двухчасовой лекции слависты говорят, что теперь, мол, да, вот теперь они все поняли.

Вообще говоря, если рассчитывать на читателя хоть сколько-нибудь молодого, книгу Каретникова нужно снабжать комментарием не менее подробным, а то вон уже студенты Академии народного хозяйства просят объяснить им, что такое «отрицание отрицания». Балет, оцененный как «злобная вражеская вылазка», из-за того что при его сочинении автор пользуется средствами серийной додекафонии? Запрещенный композитор Малер? Один студент доносит на другого в том смысле, что увидел у товарища в руках партитуру Стравинского? Уже, боюсь, и людям постарше — по крайней мере тем, кому ничего или почти ничего не говорят слова «Постановление об опере “Великая дружба” В. Мурадели», придется, вообще говоря, многое объяснять в описываемых Каретниковым раскладах.

К счастью, «Темы с вариациями» — это не просто мемуары, а может, и вовсе не мемуары. Скорее перед нами нечто вроде «Виньеток» Александра Жолковского — с той разницей, что у последнего героем очередной истории часто становится фраза, стихотворение — и вообще текст. Каретников же всегда пишет о людях — и именно этот факт в сочетании с даром рассказчика и вполне композиторским слухом на устную речь делает эту книгу бóльшим, чем просто «мемуары»:

Являются строители. «Слышь, хозяин! Мы тебе люк для выгреба привезли!» — «Спасибо! Сколько я за него должен»? — «Рублей пятнадцать аккурат будет». — «А где вы его взяли?..» — «Понимаешь, мы идем, а он лежит…» — «Где лежит?» — «На дороге лежит. Ну, мы и...» — «Так вы его украли, что ли?» — «Обижаешь! Зачем украли? Мы его взяли». — «Но ведь просто так он лежать не мог! Там, рядом, ямы-то были выкопаны?» — «А как же! Он на краю ямы и лежал». — «Значит, его установить хотели». — «Может, хотели... а может, и нет...» — «Значит, он все же кому-то принадлежал!» — «Может, принадлежал…» — «Получается, что вы его украли». — «Да что ты, хозяин! Зачем украли! Мы его взяли! Мы, понимаешь, едем, а он лежит!..»

Так вот, основная познавательная ценность этих мемуаров — антропологическая. Каретников — внимательный и умный наблюдатель, в своем роде беспощадный, но абсолютно не мстительный. Заметная часть обаяния его записок — в огромной самоиронии, с которой он относится к себе самому, и в том факте, что даже самых несимпатичных своих героев он не ненавидит, а испытывает к ним скорее сострадание и слегка посмеивается над ними.

Не все каретниковские притчи смешны — есть среди них и вполне трагические, и страшноватые — вроде той, где А.Г. Габричевский (о котором, кстати, много есть и у Ардова) просит рассказать своего студента, вернувшегося из Флоренции, о своих впечатлениях; перехватывает у него инициативу; проводит слушателей, как пишет Каретников, «квартал за кварталом»; проводит их по трехчасовому маршруту и говорит: «А ведь я никогда там не был... Я долго жил в Германии, был в Париже и Лондоне… Я думал, что всегда успею увидеть Италию. Не успел... И теперь уже не увижу».

Из этой грустной части «Тем с вариациями» понятно, что отсутствие ненависти (при полной сохранности язвительности) и видимая легкость достались автору далеко не даром, а скорее что тяжелой каждодневной душевной работой, — и это еще один, возможно, главный урок, который может извлечь из книги Николая Каретникова любой человек. Даже тот, кто впервые слышит имя Тихона Хренникова и не имеет ни малейшего представления о том, что такое серийная додекафония.
Нет 0
Да 1
Полезен ли отзыв?
Отзывов на странице: 20. Всего: 1
Ваша оценка
Ваша рецензия
Проверить орфографию
0 / 3 000
Как Вас зовут?
 
Откуда Вы?
 
E-mail
?
 
Reader's код
?
 
Введите код
с картинки
 
Принять пользовательское соглашение
Ваш отзыв опубликован!
Ваш отзыв на товар «Тема с вариациями» опубликован. Редактировать его и проследить за оценкой Вы можете
в Вашем Профиле во вкладке Отзывы


Ваш Reader's код: (отправлен на указанный Вами e-mail)
Сохраните его и используйте для авторизации на сайте, подписок, рецензий и при заказах для получения скидки.
Отзывы
Найти пункт
 Выбрать станцию:
жирным выделены станции, где есть пункты самовывоза
Выбрать пункт:
Поиск по названию улиц:
Подписка 
Введите Reader's код или e-mail
Периодичность
При каждом поступлении товара
Не чаще 1 раза в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Мы перезвоним

Возникли сложности с дозвоном? Оформите заявку, и в течение часа мы перезвоним Вам сами!

Captcha
Обновить
Сообщение об ошибке

Обрамите звездочками (*) место ошибки или опишите саму ошибку.

Скриншот ошибки:

Введите код:*

Captcha
Обновить