Молитва согласно преданию Восточной Церкви Молитва согласно преданию Восточной Церкви Отец Томаш Шпидлик (1919-2010 гг.) родился в г. Бошковице (Моравия, ныне — Чешская Республика) и получил философское и богословское образование в различных европейских университетах. С 1954 г. он преподавал патриотическое и восточное богословие в Папском Восточном Институте, в Папском Григорианском Университете и в ряде других университетов. Впервые публикуемая в России книга о. Томаша «Молитва согласно преданию Восточной Церкви» представляет собой второй том «Систематического изложения духовной традиции христианского Востока» и посвящена деятельной жизни в Духе, в которой молитва имеет первостепенное значение. Основанная на многочисленных источниках, включающих в себя творения святых отцов и подвижников Восточной Церкви, книги богослужебного круга и примеры литургической поэзии, книга рассматривает все формы молитвенной жизни, понимаемой как непрерывный диалог человека с Богом. Данная книга является одновременно и свидетельством интереса к православной духовной традиции на Западе, и серьезным научно-богословским исследованием, помогающим лучше узнать историю молитвенной и богослужебной практики Православной Церкви. Даръ
660 руб.
Russian
Каталог товаров

Молитва согласно преданию Восточной Церкви

Временно отсутствует
?
  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы о товаре
  • Отзывы ReadRate
Отец Томаш Шпидлик (1919-2010 гг.) родился в г. Бошковице (Моравия, ныне — Чешская Республика) и получил философское и богословское образование в различных европейских университетах. С 1954 г. он преподавал патриотическое и восточное богословие в Папском Восточном Институте, в Папском Григорианском Университете и в ряде других университетов. Впервые публикуемая в России книга о. Томаша «Молитва согласно преданию Восточной Церкви» представляет собой второй том «Систематического изложения духовной традиции христианского Востока» и посвящена деятельной жизни в Духе, в которой молитва имеет первостепенное значение. Основанная на многочисленных источниках, включающих в себя творения святых отцов и подвижников Восточной Церкви, книги богослужебного круга и примеры литургической поэзии, книга рассматривает все формы молитвенной жизни, понимаемой как непрерывный диалог человека с Богом. Данная книга является одновременно и свидетельством интереса к православной духовной традиции на Западе, и серьезным научно-богословским исследованием, помогающим лучше узнать историю молитвенной и богослужебной практики Православной Церкви.
Отрывок из книги «Молитва согласно преданию Восточной Церкви»
Предисловие

Тема духовного учительства получает все большее распространение в трудах о молитве. Задача духовных отцов состояла в том, чтобы ввести своих «детей» в жизнь Духа, в которой молитва играет первостепенную роль. Как и при упражнении в добродетели, молитве необходимо обучаться, ее нужно объяснять и контролировать. «Подобно учителю, она подстегивает тех, кто начинает подвизаться в ней», — говорит Илия Екдик1. В среде египетских монахов призывы к духовной жизни обычно бы- вали достаточно краткими, в форме «апофтегм», но под этой простотой формы часто скрывался опыт долгой жизни. Евагрий был настолько восхищен этой простотой, что пытался под- ражать ей в своем знаменитом сочинении Слово о молитве2, настоящем трактате, раскрывающем особое, весьма определенное направление, сохраняющем при этом форму кратких высказываний, соединенных вместе без видимого определенного порядка. Преп. Иоанн Кассиан был довольно близок Евагрию. Его рассуждения о высочайших мистических восхищениях находятся в том же самом русле. Однако цель его Собеседований была более широкой. Он не хотел быть пропагандистом только одного направления, но стремился собрать и точно передать все наставления Отцов. И потому специальная глава, посвященная молитве,3 производит впечатление общего руководства, хотя и довольно краткого. Этот жанр развивался и совершенствовался, особенно позднее, когда основное место в духовной литературе стали занимать сборники изречений древних авторов. Их более поздние составители убеждали читателей в том, что они точно передают наставления Отцов, ничего не добавляя и не изымая. Часто это было их единственной заслугой, которую не следует недооценивать. Не будем забывать, что такой тип духовной литературы существовал вплоть до времени создания Добротолюбия — собрания наставлений и учений преимущественно о молитве.

Оставить заявку на описание
?
Содержание
Предисловие к изданию
Предисловие

Глава первая
ОБЩИЙ ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ

I. ОТЦЫ И ДУХОВНЫЕ ПИСАТЕЛИ
Ранние Отцы
Александрийские Отцы
Монашеские сочинения
«Золотой век» греческой патристики
Византийцы
Афонский исихазм
Копты
Сирийцы
Армяне
Грузины
Русские

II. БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ
Основные богослужебные книги, византийские и армянские
Книги коптов и эфиопов
Сирийская литургия

III. ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ
Греческая гимнография
Формы гимнологии византийского обряда
Сирийская поэзия
Армянская и грузинская гимнология
Эфиопские церковные песнопения

Глава вторая
БОГО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ДИАЛОГ

Необходимость молитвы
Определения молитвы
Различные формы молитвы
Молитва к Отцу
Сыновья через Сына, в Духе Святом
Единый Посредник
В Духе
Эпиклесис
Поклонение человеческой природе Христа
Созерцание тайн жизни Христа
Подражание святым
Экклезиальный анамнесис
Заступничество святых
Почитание Божией Матери
Ангелы

Глава третья
МОЛИТВА-ПРОШЕНИЕ

Обращаться с просьбами к Богу. Благодарение
Молитва-прошение в Божественной педагогике
Исполнение прошения
Воля Божия — закон для прошений
Очередность прошений
Просить о «важном»
Молитва о прощении грехов
Молитвы за других
Молитвы за усопших
Молитвы о временных благах
Настойчивость в молитве
Чудо

Глава четвертая
ТЕЛЕСНАЯ МОЛИТВА

Тело и молитва
Значение тела
Традиционные жесты
Крестное знамение
Коленопреклонения
Молитвословие
Воспитательный смысл словесной молитвы
Сила слов
Сакральный характер словесной молитвы
Произнесение установленных молитв или свободная молитва?
Глоссолалия
Молитвы краткие или продолжительные?
Многословие
Общая молитва
Пение
Псалмы

Глава пятая
ЛИТУРГИЧЕСКАЯ МОЛИТВА

I. ОБЩИННЫЙ ХАРАКТЕР ЛИТУРГИИ
Христианское собрание
Объединяющая сила обрядов

II. ДОКСОЛОГИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ЛИТУРГИИ
Сияние славы Божией
Литургия как наставление в истине
Созерцательный аспект литургии
Мистический характер литургии
Аллегорическое истолкование литургии
Красота литургии
Традиционное учение

III. ВОСПОМИНАТЕЛЬНЫЙ И ЕВХАРИСТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ЛИТУРГИИ
Воспоминание о великих деяниях Божиих
Праздничные дни — торжественный анамнесис
Духовное празднование праздничных дней
Благодарение — Евхаристия

IV. ЛИТУРГИЧЕСКИЙ ЭСХАТОЛОГИЗМ
Ожидание парусин
Эпиклесис
Покаянный эсхатологизм
Эсхатологический смысл богослужения
Освящение времени
Богослужение — время вдохновения

V. ТАИНСТВА
Христианская жизнь жизнь сакраментальна
Созерцательный характер Таинств
Эсхатологические молитвы
Экклезиологический характер Таинств
Подготовка к Таинствам
Крещение
Конфирмация
Частое причащение
Плоды Евхаристии
Евхаристия и мистический опыт
Исповедь
Соборование больных
Брак
Священство как служение на благо Церкви
Священническая духовность

Глава шестая
МЕДИТАТИВНОЕ ЧТЕНИЕ

I. ДУХОВНАЯ КНИГА
Духовное общение
«Второе плавание»?
Библия
Расширение понятия «Священное Писание»
Патристические сборники
Гомилии отцов
Жизнеописания святых

II. ПОИСКИ ДУХОВНОГО СМЫСЛА
По ту сторону «буквы»
«Исследовать Писания»
Типология и аллегория
Нравственная экзегеза
Мистическая экзегеза у сирийцев и армян

III. МЕДИТАЦИЯ
Haga — meletan — meditari
Заучивать наизусть
«Свидетельства» Писания
Дискурсивный разум в медитации
«Приложение своих способностей»
Воображение в процессе медитации

Глава седьмая
СОЗЕРЦАНИЕ

I. СОЗЕРЦАТЕЛЬНЫЙ ВОСТОК
Мария Востока — Марфа Запада?
Две различных ментальности: возражение против созерцания
Изучение словаря
Теория
Гносис
Определение созерцания

II. ОБЪЕКТ СОЗЕРЦАНИЯ
Созерцание сущих
Созерцание не есть видение «оболочки» вещей
Философское созерцание и его объект
Объект духовного созерцания — не философский логос, не идея, не определение
Наука «простая» и наука «духовная»
Неприятие монахами рационального познания
...
Различные «воплощения» Логоса
Голос вселенной
Воля Божия
«Премудрость мира»
Эсхатологическое видение

III. ОРГАН СОЗЕРЦАНИЯ
с — божественная способность
Только ...?
с интуитивный
Духовные чувства
озаренный
Чтобы познать «логои», человек должен быть «логикос»
От веры к гносису
очищенный

IV. ПРАКТИКА ВЕДЕТ К ТЕОРИИ
Определения
Озарению должно предшествовать очищение
Добродетели ведут к познанию
Любовь — «дверь в естественное ведение»
Жизнь во Христе ведет к озарению
Катабасис превращается в анабасис
От видимого к познанию невидимого
Весь человек вступает в отношения с Богом
Богословие времени и вечности
Аскетически-мистическое единство

V. СТУПЕНИ СОЗЕРЦАНИЯ
Схема Евагрия
Естественное созерцание
«Нравственное истолкование» космоса
Вдохновенная хвала Господу
Красота мира
Созерцание невидимой реальности
Созерцание Промысла
Созерцание Суда
Богословие
Небесное видение

Глава восьмая
МИСТИКА

I. У ПОРОГА НЕПОЗНАВАЕМОГО
Истина мистична
Тайна христианства
Пробуждение мистического познания в IV в.
Образы мистического восхождения
Восхождение на гору Синай

II. ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ
Апофатический путь
То, что подвластно чувствам, чуждо Богу
Отторжение образов в процессе молитвы
Воображаемые видения
За пределами рациональных концепций
Ученое незнание

III. СВЕТЛЫЙ МРАК
Вхождение во мрак
«Эрос» становится познанием
Кардинальная проблема нехристианской мистики
Эрос, насыщенный божественной агапэ
Эпектасис
Роль Христа в мистической жизни
Мученичество и воскрешение духа

IV. ЭКСТАЗ
Экстатические состояния
Экстаз — сосредоточение на объекте
Экстаз — «исступление»
Экстаз пророков
Экстаз — психологическое замирание человеческих способностей
Духовный экстаз
Духовная молитва по учению преп. Исаака Сирина

V. СИМВОЛИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ
Мир — это лес «символов»
Библейская мистика
Символизм видимого мира
Мистический смысл событий
Видение Бога через видение себя
Символы веры
Трансцендентная значимость желания блаженства
Символизм плотской любви
Символизм человеческого тела
Мистика Церкви
Опасности символического богословия
Обожествление плоти
Обожествление понятий
Все, что не есть Бог, может стать идолом

VI. МИСТИКА СВЕТА
Два вида мистики
Бог есть Свет
Две тенденции в мистике света
Евагрий: нагота ума — условие видения чистого света
«Сущностное знание»: видеть собственное сияние
Нагота духа — понятие традиционное
Сопоставление двух мистических путей
Свет в сердце по учению преп. Симеона Нового Богослова

IV. МИСТИКА СЕРДЦА
Важность понятия сердца для восточной духовности
Двойственность этого понятия
Сердце в Библии
Сердце в христианской антропологии
Восхождение духа к Богу
Дух в сердце
Сердце — основа единства человека
«Состояние» человека
Внимать сердцу
Познание сердца
Духовные чувства
Духовные утешения
Слезы

V. РАЗЛИЧНЫЕ СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ДУХОВНОГО ОПЫТА
Духовный язык
Духовное супружество
Духовное опьянение
Бдящий сон
Видеть место Божие
Пламенная молитва
Вйдение Бога в Его «энергиях»
«Анархическая» мистика, мистика «надежды» и «любви» по Вяч. Иванову

Глава девятая
РАСПОЛОЖЕНИЕ К МОЛИТВЕ

Подготовка к молитве

I. ОЧИЩЕННОЕ СЕРДЦЕ
Очищение
Ритуальное очищение
Нравственное очищение, очищение от греха
Апатейя
Забвение обид, амнесикакия
Печаль
Очищение плоти
Пост
Очищение чувств
Бегство от мира
Очищение ума (...)
Рассеяние
Брань с бесами
Испытание совести
Цель испытания совести

II. ДОБРОДЕТЕЛИ
Общее понятие добродетели
Благочестие
Простая вера, надежда
Страх Божий
Послушание
Смирение
Кротость, терпение
Нести крест
Пентос
Радость
Благодаренье
Бедность
Милостыня
Целомудрие
Любовь

III. МЕСТО МОЛИТВЫ
Для молитвы подходит любое место
Места, наиболее подходящие для молитвы
Христологический аспект христианского храма
Образ единой Церкви
Символ освященной вселенной, объединенной Христом
Зримая проповедь
Место благодати
Почитание икон
Творение — символ Несотворенного
Священническая функция художника
Духовное видение
Паломничество

Глава десятая
ИСИХАЗМ

I. ЕГО ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
История исихазма
Значение слова «исихия»
Спокойствие одиночества
Молчание
Америмния — внутреннее молчание
Непсис — антирресис
Внимание — ...
Видение Фаворского света
Памятование о Христе

II. ИИСУСОВА МОЛИТВА
История Иисусовой молитвы
Сила имени Иисуса в представлении некоторых русских авторов
Призывание Божественного имени в Библии и среди первохристиан
«Помилуй меня»
Бог и грешный человек
Ступени Иисусовой молитвы
Заменяет ли она другие молитвы?

III. ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ МЕТОД
Псевдо-Симеон
«Внешние пособия»
Темная келья
Низкий стул
Дыхани
Штрихкод:   2200000031228, 2200000052759
Аудитория:   12 лет и старше
Бумага:   Офсет
Масса:   664 г
Размеры:   216x 155x 30 мм
Тираж:   1 500
Литературная форма:   Духовно-просветительское издание
Сведения об издании:   Переводное издание
Тип иллюстраций:   Без иллюстраций
Редактор:   Абышко Л.
Переводчик:   Костомарова Наталия
Язык:   Русский
Метки:  Близкие метки
Отзывы
Найти пункт
 Выбрать станцию:
жирным выделены станции, где есть пункты самовывоза
Выбрать пункт:
Поиск по названию улиц:
Подписка 
Введите Reader's код или e-mail
Периодичность
При каждом поступлении товара
Не чаще 1 раза в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Мы перезвоним

Возникли сложности с дозвоном? Оформите заявку, и в течение часа мы перезвоним Вам сами!

Captcha
Обновить
Сообщение об ошибке

Обрамите звездочками (*) место ошибки или опишите саму ошибку.

Скриншот ошибки:

Введите код:*

Captcha
Обновить