Педагогическая наука: история и современность Педагогическая наука: история и современность В учебном пособии рассматриваются пути исторического развития педагогики как науки. Здесь нашли отражение вопросы, связанные с поисками современной педагогикой самотождественности, горизонтов совершенствования, способов укрепления связей со смежными дисциплинами. Особое внимание в книге уделено осмыслению философских и общенаучных ориентиров педагогического знания, демонстрации органической связи педагогики и психологии — наук, ориентированных на человека. Тема развития личности представлена в пособии как объединяющая эти научные дисциплины. Становление многосложного методологического аппарата современной педагогики показано в историческом контексте. Учебное пособие предназначено студентам педагогических факультетов, аспирантам и докторантам, осуществляющим педагогические исследования, школьным педагогам и вузовским преподавателям, а также всем тем, кого интересуют проблемы современной педагогической науки и образования. ГЭОТАР-Медиа 978-5-9704-2087-4
625 руб.
Russian
Каталог товаров

Педагогическая наука: история и современность

Временно отсутствует
?
  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы о товаре
  • Отзывы ReadRate
В учебном пособии рассматриваются пути исторического развития педагогики как науки. Здесь нашли отражение вопросы, связанные с поисками современной педагогикой самотождественности, горизонтов совершенствования, способов укрепления связей со смежными дисциплинами. Особое внимание в книге уделено осмыслению философских и общенаучных ориентиров педагогического знания, демонстрации органической связи педагогики и психологии — наук, ориентированных на человека. Тема развития личности представлена в пособии как объединяющая эти научные дисциплины. Становление многосложного методологического аппарата современной педагогики показано в историческом контексте. Учебное пособие предназначено студентам педагогических факультетов, аспирантам и докторантам, осуществляющим педагогические исследования, школьным педагогам и вузовским преподавателям, а также всем тем, кого интересуют проблемы современной педагогической науки и образования.
Отрывок из книги «Педагогическая наука: история и современность»
1.1. Образование как институт
трансляции культуры
Разгадке тайны человека посвящено множество рели-
гиозных, философских и научных трудов. Однако пре-
тендовать на полное ее раскрытие сегодня не может
ни наука, ни философия, ни религия. Фокусируя свое
внимание на поиске сущности человека, они пытаются
найти стойкие, неизменные, изначально присущие ему
качества, черты, свойства. Последовательное выявле-
ние этих характеристик в контексте беспрестанно веду-
щегося процесса человекопознания приносит свои
плоды и приближает к раскрытию тайны человеческой
природы.
Среди выявленных на сегодняшний день человече-
ских характеристик можно выделить ряд определяющих,
принципиально значимых для бытия рода человеческо-
го. Среди таких характеристик весьма часто отмечают
разумность, способность к созданию мира культуры, к
наследованию опыта жизни, приобретенного человече-
ством в ходе истории и др.
Антропологические данные однозначно свидетель-
ствуют о том, что человек как вид продолжает оставать-
ся неизменным на протяжении нескольких сотен тысяч
лет. По крайней мере, сведений о каких-либо изменени-
ях человека как вида конкретными антропологическими
дисциплинами пока не обнаружено. Это дает основания
считать, что биологическая природа человека за это
время не подверглась эволюции. Вместе с тем было бы
наивным считать, что с человеком за время его существования в
универсуме ничего не происходило. Вне всяких сомнений, между
современным человеком и его далекими предками — колоссальная
дистанция. Появление существующих отличий в первую очередь
обусловлено тем путем культурного развития, который человек про-
шел за время своего исторического существования. Именно куль-
турная, а не биологическая эволюция предопределила отмечаемые
наукой изменения человеческой натуры. Многим антропологам этот
факт дает веские основания говорить о том, что человеческой при-
роды, которая была бы независимой от культуры, не существует.
Развивая эту мысль, американский антрополог К. Гирц замечает:
«люди без культуры вовсе не были бы умными дикарями… отбро-
шенными назад к жестокой мудрости своих инстинктов; они не
были бы ни благоразумными детьми природы… ни… наделенными
природой талантом обезьянами… Они были бы недееспособными
чудовищами с минимальным количеством полезных инстинктов,
еще меньшим количеством внятных чувств и полным отсутствием
интеллекта — умственными инвалидами»1.
Каким образом человек стал, выражаясь словами И.Г. Гердера,
«вольноотпущенником природы» доподлинно неизвестно. Понятно
лишь, что «Человек сумел открыть новый способ адаптации к окру-
жающей среде»2. Суть этого способа — символическое приспособ-
ление к действительности. Эрнст Кассирер, предложивший пони-
мать человека как символическое животное, считает, что у человека
на определенной стадии развития между системой рецепторов и
эффекторов появилось третье звено — символическая система. Она-
то и преобразила всю человеческую жизнь. «Человек живет отны-
не не только в физическом, но и в символическом универсуме.
Язык, миф, искусство, религия — части этого универсума, те разные
нити, из которых сплетается символическая сеть, запутанная ткань
человеческого опыта. Весь человеческий прогресс в мышлении и
опыте утончает и одновременно укрепляет эту сеть. Человек уже
не противостоит реальности непосредственно, он не сталкивается
с ней, так сказать, лицом к лицу… Он настолько погружен в линг-
вистические формы, художественные образы, мифические символы
или религиозные ритуалы, что не может ничего видеть и знать без
вмешательства этого искусственного посредника»1. Немецкий фило-
соф неизменно подчеркивает, что все формы культурной жизни есть
суть формы — символические, а их творец человек — символическое
существо (animal simbolicum).
«Человек символический» — это существо, творящее тексты
культуры, их понимающее и интерпретирующее. Этот аспект бы-
тия человека фокусно исследуется философской герменевтикой.
Совершенствование способности человека к пониманию и интер-
претированию не может не быть связано с очищением сознания и
обретением большей его ясности. Это освобождение сознания от
замутняющих его наслоений и напластований — предмет особого
внимания философской феноменологии. Трактовка культуры как
явления символического означает и то, что суть культурного твор-
чества состоит не в создании подобия уже известным предметам,
а в преображении мира, наделении его новыми смыслами.
Культура всегда исторична. Индивид как природное сущест-
во, находясь в пространстве культуры, приобретает характеристи-
ки, которые накладываются на его изначальную (биологическую)
природу. Эти характеристики образуют его «вторую (культурную)
природу». Жизнь человека, приобретшего «вторую природу», стала
подвластной двум линиям детерминации: природной и культурной.
Культурная детерминация подталкивает человека к жизни в трех
измерениях — прошлом, настоящем и будущем. Она настоятельно
требует воссоздания в потоке индивидуальной жизни культурного
опыта прошлого, его пополнения в настоящем и транслирования в
будущее. Такая детерминация позволяет людям стать существами,
творящими свою историю. В ходе реальной истории и выковываются
изменения культурной сущности человека.
Вполне можно говорить о том, что человек, творящий мир культу-
ры, создает себя сам. Этот процесс производства человеческой сущ-
ности носит социальный характер. «Люди вместе создают человече-
скую окружающую среду во всей совокупности ее социокультурных
и психологических образований, ни одно из которых нельзя понять в
качестве продуктов биологической конституции человека, которая…
устанавливает лишь внешние пределы производительной деятельно-
сти человека.

Оставить заявку на описание
?
Содержание
Предисловие
Глава 1. Человек обучающийся в контексте истории
Глава 2. Философские ориентиры педагогики
Глава 3. Общенаучные ориентиры современной педагогики
Глава 4. "Чему и как учить?": дидактические ориентиры педагогики
Глава 5. Психологические ориентиры педагогики:личность в психологии
Глава 6. Психологические ориентиры педагогики:психология развития
Глава 7. Психологические ориентиры педагогики: психология приобретения индивидуального опыта (научение)
Приложение
Штрихкод:   9785970420874
Аудитория:   Для специалистов
Бумага:   Офсет
Масса:   524 г
Размеры:   210x 150x 25 мм
Тираж:   1 000
Литературная форма:   Учебное пособие
Тип иллюстраций:   Без иллюстраций
Отзывы
Найти пункт
 Выбрать станцию:
жирным выделены станции, где есть пункты самовывоза
Выбрать пункт:
Поиск по названию улиц:
Подписка 
Введите Reader's код или e-mail
Периодичность
При каждом поступлении товара
Не чаще 1 раза в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Мы перезвоним

Возникли сложности с дозвоном? Оформите заявку, и в течение часа мы перезвоним Вам сами!

Captcha
Обновить
Сообщение об ошибке

Обрамите звездочками (*) место ошибки или опишите саму ошибку.

Скриншот ошибки:

Введите код:*

Captcha
Обновить