Мой взгляд на литературу Мой взгляд на литературу В сборник вошли эссе, статьи и письма знаменитого писателя и философа Станислава Лема, посвященные проблемам литературы, большая часть которых ранее не публиковалась на русском языке. АСТ 978-5-17-036359-9
398 руб.
Russian
Каталог товаров

Мой взгляд на литературу

  • Автор: Станислав Лем
  • Твердый переплет. Плотная бумага или картон
  • Издательство: АСТ
  • Серия: Philosophy
  • Год выпуска: 2009
  • Кол. страниц: 857
  • ISBN: 978-5-17-036359-9
Временно отсутствует
?
  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы о товаре (3)
  • Отзывы ReadRate
В сборник вошли эссе, статьи и письма знаменитого писателя и философа Станислава Лема, посвященные проблемам литературы, большая часть которых ранее не публиковалась на русском языке.
Отрывок из книги «Мой взгляд на литературу»
Сильвические размышления IV: Прелести постмодернизма

Начинаю с середины, или с конца, или с другого места, потому что на этом основана современность. Впрочем, может уже кто-то додумался и до того, что следует взять Тициана, смешать с Веласкесом, приправить Босхом и подклеить порезанного на кусочки Вермеера – и это уже и есть постмодернистский гиперконцептуализм.

Старые ночные горшки, надетые на дли-и-инный телеграфный столб, с постаментом, как музыкальным автоматом, рукоятка которого должна быть воткнута в зад совы. Весьма современно. Порезанная на пласты автомобильная шина, украшенная розами и четками. Смело, но, может, уже не стоит так напрягаться, ибо разве нет вероятности, что кто-то уже давным-давно это придумал? Я не допускаю, чтобы другой человек, по фамилии Мел или похожей, недалеко от Огненной Земли написал бы «Осмотр на месте» по-испански и полностью независимо от Лема. Так далеко мыслью простираться я не смею. Однако, с другой стороны, я вижу, что чрезвычайно тяжело решиться на такую мысль, или группу понятий, или только слов, или цветов и четок, которая не является бессознательным повторением тождественного эпизода, где-то в мире уже кем-то художественно составленного.

Вообще все интересное, значительное, забавное, связное, логически разумное, колоритно вкусное, повествовательно захватывающее, сюжетно оригинальное было написано и очень давно где-то издано, поэтому теперь, если давление разбушевавшегося творческого вдохновения усилится, ничего другого не остается кроме как неинтересно молоть вздор, надоедать, внушать отвращение, разрушать, нелогично бормотать, грязно рисовать, скучать, дефабулировать и возносить ужасные конструкции на пьедесталы. Зося Б. сказала однажды о новой книге: «Это шедевр, но читать его невозможно». Отлично! Какое меткое замечание, какое актуальное! Я окружил себя горами печатной бумаги из-за посткоммунистической жадности, когда было запрещено все – научное, hard porno, альбомы, «IH Tribune», «Die Welt», «Le Monde», «New Scientist», «Science et Vie», «Природа», «Знамя», «Новый мир», «Огонек», «Аргументы и факты», «Economist». Я словно помешался на этом, ибо непрочитанные стопки приходится выкидывать, и я, который прежде эти источники знания, которые предлагал MPiK[372], высасывал до остатка, теперь тону в излишках. Отечественную прессу, собственно говоря, можно не читать, об отечественном телевидении нечего и говорить, дальние отголоски до меня доходят через третьих лиц, поскольку я запал на спутниковое TV. Все это почти как у Мак-Люэна: «Medium is the Message!» – «Средство есть сообщение». Показывают либо не цветное ретро, либо цветное, коронации и войны, первая и вторая мировая – любимая тема. Или фильмы – сериалы: светский, династический (меня сильно тошнит уже на титрах). Или человечек, который, если его придушить или приставить нож к горлу, или засунуть в несгораемый шкаф и закрыть, весь разбухнет до зеленого (фильм «Incredible Hulk»), станет два с половиной или три метра роста, сталь разрывает, как старые тряпки, кротко рыча, проходит через разрушенные им преграды и стены, причем сперва на крупном плане – сильно разбухающие мускулы рвут в лохмотья фланелевую рубашку. Жалко рубашку, и я не знаю, откуда он сразу же берет следующую. Или он же изображает фокусника и превращает наручники в носовой платок. И, кроме того, вечером все стреляют во всех, густо падают кровавые трупы, и все это изрезано рекламой. Реклама просто чудесная: какие-то пальмы, юг, прекрасные девушки целуются с очаровательными юношами и сразу отправляют в широко улыбающийся рот макароны, суп с пирожками, кока-колу, зубную пасту, помидоры, марципаны, мороженое, а также – электробритва самонаклоняющаяся и настоящие бумажные полотенца. После чего опять падают трупы, ибо стреляют гангстеры или модные сейчас женщины-убийцы без жалости и без трусиков. Только книг и чего-нибудь печатного как-то не рекламируют. Зато бюро путешествий и банки, банки, кредитные карты, а также ссуды – наоборот. Этого много, и современность разнообразна, но трупов масса. Отдельно сериал с господином доктором, ни один врач не имеет такой врачебной привлекательности, как этот актер. Happy end пропал не знаю, как давно, прекрасные девушки, женщины с раком (casus inoperabilis[373], inop сокращенно) мрут понемногу, врач их сопровождает, музыка, гроб в цветах, при таком докторе и умереть приятно, кровати, операции, жидкость из висящей бутылки, то есть капельница, инструменты и вновь труп. Как-то с трупом обратная связь происходит постоянно. И SF. «Star Trek» человекообразный и рисованный: все в цветных блузках, которые никогда не надо стирать (и в самом деле не стирают), никому в туалет не надо (и в самом деле не ходят), кнопки нажимают, и разные страшные чудовища, извергающие огонь, их атакуют, но ничего не будет, режиссер не позволит, он должен жить, и требует постоянных доходов, и это меня успокаивает, потому что Найт Райдер весь в прекрасных завитках, без оружия, c гангстерами справляется, авто, с которым он ведет разговоры, двигается туда и сюда. И такое на всех сорока программах, а кроме этого есть «Новости» (ARD, ZDF, Sat 3, ORF и т.д.), и в них то же самое плюс мчащиеся авто, плюс столкновения в гармошку (двенадцать или шестнадцать помятых автомобилей), плюс обломки самолетов, спасение, наводнение, тайфуны, все по шею, и опять трупы, ибо IRA, ибо баски, ETA, ибо бомбы, и Израиль, и арабы, и президент Буш, и Ельцин, и русские озабочены избытком свободы при нехватке продовольствия.

И здесь я вдруг вижу, что забыл на своей террасе насыпать пшеничных зерен воробьям и сейчас как можно скорее это сделаю и вновь засяду за всякую всячину. Деррида. Я купил его «Грамматологию» на немецком и ни в зуб, причем сильно. Введение в Деррида. Не справился. Деструктивизм деструктивный и постмодернизм постструктуралистический. Скорее я себе зубы повыламываю. К черту, ничего не пойму, а все в «Encounter» и «NYT Book Review» бормочут! «Деструкция, Поль де Ман». И прамодернизм. И супер. И Сьюзен Соннтаг. Итак, опять, но ничего, хоть и с разбегу и даже бегом. Легче мне было бы влезть на стеклянную гору, пока мне член Академии, очень мудрый пожилой человек, не объяснил на ухо: «Д. – дурак!». Вот так, просто. Logorrhea[374] и заразил всех во главе с американцами. Ага! Сексизм, «he or she, she or he»[375], да Бог, да Иисус, выше всего Матерь Божья. Соглашусь. Пасторы в воскресенье в проповедях наводят скуку. К счастью, по-английски: ничего не понимаю. Без иллюстраций. И иногда, но редко, красивый кусочек какого-нибудь музея, Египта, культура, часто в австрийском издании, ибо им приходится, потому что они должны. В общем, очень утомительно. Будто я не подгоняем, не принуждаем, и добровольность преобладает, но, с другой стороны, стопки «New Scientist», «Scientific American», «Природы», но я уже выбился из сил и сажусь, и загорается экран, и трупы в свежем состоянии, потому что опять бой или (сейчас, когда пишу) Олимпиада, и я думаю, господи, ведь у этих несущихся, катящихся конькобежцев повыскакивают диски из позвоночника, ибо они несутся, сложенные пополам, так долго, и так им или другим дьявольски важно, чтобы мяч попал в ворота или на теннисную ракетку, что, впрочем, весьма разумно, ибо за труд всей жизни перед похоронами (мертвых не награждают) можно получить Нобелевскую премию, а за эту ракетку или за меткий удар – и три, четыре раза столько же. Легче докопаться до миллионерства, чем дописаться: писать вообще не стоит. Особенно теперь количество написанного и по библиотекам, наполненным книжно-бумажным потопом, должно призвать к осознанию ситуации. Единственно этически правильной вещью, хорошим поступком, поступком писателя будет удержать вдохновение, приостановить или перестать что-либо писать. Ни напрасно мудрить, ни, Боже упаси, сложно фабулизировать, мастерски. Повествование резать на ломти и из них склеивать высшую, современную бессмыслицу. Нет и нет. Боже упаси, и сначала – публику, хотя она сама защитится, читая исключительно вздор. Нельзя никому запрещать ни докторов с медсестрами, ни Садов Любви (черт бы ее не побрал), ни палеовьетнамскую кухню (нога в соусе bernaise, не важно чья), ни миллиардеров, беззакония, ничего, включая дивно украшенный и оплетенный цветами зад Марыни. Это так. Закрыть, но дать понять. Кратко, с иллюстрациями или лучше на кассете, молча. Звуки оргазма c диска. Впрочем, CD – это уже порно. Нам не надо, самое большее – RTL plus для мужчин – мужской журнал в субботу, но я предпочитаю в эту пору спать!

СПОКОЙНОЙ НОЧИ!

Оставить заявку на описание
?
Содержание
Содержание

Моим читателям

Часть 1.
Опасные союзы
Голос автора в дискуссии над "Философией случая"
Признания антисемиота
Фантастическая теория литературы Цветана Тодорова
О непоследовательности в литературе
Маркиз в графе
Science Fiction: безнадежный случай - с исключениями
Мой взгляд на литературу

Часть 2.
О Достоевском без сдержанности
Лолита, или Ставрогин и Беатриче
Народная поэма Анджея Киевского
Предисловие к "Торпеде времени" А. Слонимского
Послесловие к "Войне миров" Г. Уэллса
Послесловие к "Убику" Ф. Дика
Послесловие к "Необыкновенным рассказам" С. Грабинского
Послесловие к "Пикнику на обочине" А. И Б. Стругацких
К истории возникновения романа "Осмотр на месте"

Часть 3.
"Сумма технологии". Послесловие к дискуссии
О сверхчувсвтенном познании
Тридцать лет спустя

Послесловие
Яжембский Е., Сцилла методологии и Харибда политики.


Дополнение
Часть 1. Письма, или сопротивление материи
Часть 2. Сильвические размышления
IV. Прелести постмодернизма
IX. Читаю Сенкевича
XXIII. Archeologie cyberspace
XXXII. Мой роман с футурологией
XL. Мой роман с футурологией II
XLII. Читаю Сенкевича II
XLIII. Моделирование Культуры, или Книги, которые я не напишу
XLIV. Зачем я пишу?
LXVII. Эпоха намеков
LIV - LIX. О Лесьмяне с отступлениями
LXII. Что изменилось в литературе?
LXXI. Что мне удалось предсказать
XCI. Поэзия и проза молодых
XCII. Мой писательский метод
XCIV. Перед Франкфуртской книжной ярмаркой
C. Прелести постмодернизма II
CI. Прелести постмодернизма III
CIII. Прелести постмодернизма IV
CIX. Межвоенное двадцатилетие
CX. Поэзия и проза молодых II
CXIX. Критикую критиков
CXX. Читаю Сенкевича III
CXXI. Читаю Сенкевича IV
CXXIII. Поэзия и проза молодых III, или Прелести постмодернизма V
CXXIV. Критикую критиков II
CXXVIII. Поэзия и проза молодых IV
CXXX. Пора представиться
CXXXI. Мой роман с футурологией III
CXXXIII. Поэзия и проза молодых V
CXXXIV. Поэзия и проза молодых VI
CXXXVIII. Поэзия и проза молодых VII
CXXXIX. Книга о Гомбровиче
CXLVIII. Поэзия и проза молодых VIII

Часть 3. Разное
Книги детства
Unitas oppositorum: проза Х. Л. Борхеса
Мой Милош
Станция "Солярис"
"Осмотр на месте". Послесловие к Послесловию.
Господин Ф. (рассказ)
Карманный компьютер фанатов научной фантастики

Язневич В.И. Станисла Лем о литературе: библиографическая справка
Персоналии
Перевод заглавия:   Moj Poglad na Literature
Штрихкод:   9785170363599
Аудитория:   18 и старше
Бумага:   Офсет
Масса:   695 г
Размеры:   205x 132x 35 мм
Оформление:   Тиснение золотом
Тираж:   3 000
Литературная форма:   Авторский сборник, Письма, Эссе, Рассказ
Тип иллюстраций:   Схемы
Переводчик:   Язневич В., Борисов В., Душенко К., Левшин Игорь
Отзывы Рид.ру — Мой взгляд на литературу
Оцените первым!
Написать отзыв
3 покупателя оставили отзыв
По полезности
  • По полезности
  • По дате публикации
  • По рейтингу
5
02.03.2013 20:51
Вообще говоря, даже обычное литературное творчество Станислава Лема (я имею в виду его художественные произведения) настолько глубоки, настолько необычны, настолько такие над которыми надо думать, а не просто проглатывать страницу за страницей, то произведения критические или даже философские должны быть еще более глубокими, и эта книга только подтверждает данное ощущение. Все это действительно так и это для простого читателя и хорошо и не очень.
Хорошо потому, что нам в очередной раз предоставляется возможность заглянуть в душу действительно мудрого, опытного и образованного человека, который представит нам свои рассуждения относительно различных литературных проблем, относительно различных авторов, относительно различных литературных произведений, как известных так и не очень.
А не очень потому, что произведения Лема довольно сложно читать. Иногда начинаешь просто теряться в мысли автора, неясно что же именно он хотел сказать, что в итоге приводит к некоторому недопониманию. Естественно основная проблема тут не в писателе а как раз в читателе, в его неподготовленности, но мы уже настолько привыкли что нам многое разжевывают, что стали уже не так хорошо воспринимать чистую мысль.
Что еще мне импонирует в этой книге. То, что она представляет собой не полное философское законченное произведение а скорее сборник заметок и эссе, которые писались Лемом по различным поводом на всем протяжении его долгого творческого пути. Чем это хорошо? Да тем что если вдруг какое-то исследование покажется вам чрезмерно сложным и непонятным, то его можно пропустить и перейти к следующему. А кроме того, среди этих многочисленных эссе наверняка найдется несколько написанных на произведения, с которыми вы были очень хорошо знакомы, что позволит вам сравнить ваши собственные впечатления и понимание и мысли мэтра и мастера по тому же поводу. Это очень здорово и доставит вам немало приятных минут, а также заставит кое о чем задуматься, поскольку не все в понимании даже очень простых произведения окажется таким уж простым.
Мне книга понравилась. Читал я ее в несколько приемов. периодически отставляя в сторону чтобы дать мозгам отдохнуть, так как такой серьезной нагрузки от литературных произведений они давно не испытывали. Некоторые эссе я позже перечитывал, причем не по одному разу и уверен, что буду перечитывать их и в дальнейшем, так как они вызвали неподдельный и живой интерес.
Рекомендую почитать эту книгу всем кто хочет с одной стороны поразмыслить над серьезной литературой, а с другой стороны почитать не менее серьезную так сказать "литературу о литературе". Немного сейчас издается таких книг, поэтому их, а тем более написанных таким мастером, пропускать никак нельзя.
Нет 0
Да 1
Полезен ли отзыв?
3
08.11.2010 17:09
Книга замечательно умна, парадоксальна (как многое в философском наследии Лема) и... много хороших слов можно еще сказать. Это, что касается "бочки меда". А "ложкой дегтя", на мой не слишком просвещенный взгляд, считаю перенасыщенность текста терминологией, без которой можно было бы легко обойтись. Что, по-видимому, и стало причиной "очепяток" в тексте, когда заумная фраза так и оставалась "заумью" вследствие ошибок в согласовании времен, падежей и ошибочной пунктуации. За первые 100 страниц я "увяз" по крайней мере в пяти таких фразах.
Кроме всего прочего, удивительно симпатичный разбор литературного мастерства Филипа Дика.
Нет 0
Да 1
Полезен ли отзыв?
3
16.07.2009 17:59
Последняя книга С. Лема, выпущенная издательством АСТ, где читатели могут ознакомиться со взглядом писателя на литературу в целом.
Прекрасное издание серии "Философия", выпущено так же в серии "Лем" с более плохой бумагой и простым оформлением обложки.
Нет 0
Да 0
Полезен ли отзыв?
Отзывов на странице: 20. Всего: 3
Ваша оценка
Ваша рецензия
Проверить орфографию
0 / 3 000
Как Вас зовут?
 
Откуда Вы?
 
E-mail
?
 
Reader's код
?
 
Введите код
с картинки
 
Принять пользовательское соглашение
Ваш отзыв опубликован!
Ваш отзыв на товар «Мой взгляд на литературу» опубликован. Редактировать его и проследить за оценкой Вы можете
в Вашем Профиле во вкладке Отзывы


Ваш Reader's код: (отправлен на указанный Вами e-mail)
Сохраните его и используйте для авторизации на сайте, подписок, рецензий и при заказах для получения скидки.
Отзывы
Найти пункт
 Выбрать станцию:
жирным выделены станции, где есть пункты самовывоза
Выбрать пункт:
Поиск по названию улиц:
Подписка 
Введите Reader's код или e-mail
Периодичность
При каждом поступлении товара
Не чаще 1 раза в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Мы перезвоним

Возникли сложности с дозвоном? Оформите заявку, и в течение часа мы перезвоним Вам сами!

Captcha
Обновить
Сообщение об ошибке

Обрамите звездочками (*) место ошибки или опишите саму ошибку.

Скриншот ошибки:

Введите код:*

Captcha
Обновить