Методика преподавания изобразительного искусства Методика преподавания изобразительного искусства Учебник создан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 050100 – Педагогическое образование (квалификация «бакалавр» профиль «начальное образование») и отражает новые требования стандарта третьего поколения по формированию общеучебных действий, формированию личностных, предметных и метапредметных достижений учащихся. В учебнике освещены теоретические основы преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях, дается целостный обзор различных концептуальных подходов и содержится обширный методический материал, необходимый для проведения практических занятий. Рассматриваются возможности интегрированного обучения предметам художественно-эстетического цикла. Анализируется лучший педагогический опыт в области современного художественного образования. Предыдущее издание выходило под названием «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе». Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Academia 978-5-7695-7988-2
860 руб.
Russian
Каталог товаров

Методика преподавания изобразительного искусства

Методика преподавания изобразительного искусства
Временно отсутствует
?
  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы о товаре
  • Отзывы ReadRate
Учебник создан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 050100 – Педагогическое образование (квалификация «бакалавр» профиль «начальное образование») и отражает новые требования стандарта третьего поколения по формированию общеучебных действий, формированию личностных, предметных и метапредметных достижений учащихся.

В учебнике освещены теоретические основы преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях, дается целостный обзор различных концептуальных подходов и содержится обширный методический материал, необходимый для проведения практических занятий. Рассматриваются возможности интегрированного обучения предметам художественно-эстетического цикла. Анализируется лучший педагогический опыт в области современного художественного образования. Предыдущее издание выходило под названием «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе».

Для студентов учреждений высшего профессионального образования.
Отрывок из книги «Методика преподавания изобразительного искусства»
ПРЕДИСЛОВИЕ

Современная общеобразовательная школа должна помочь ста-
новлению личности, обладающей такими важнейшими качествами,
как инициативность, способность творчески мыслить и находить не-
стандартные решения, проявлять готовность к самообразованию на
протяжении всей жизни. Неслучайно первым пунктом президентской
инициативы 2010 г. «Наша Новая школа» является переход на новые
образовательные стандарты, содержащие требования к образователь-
ным программам, к результатам образования, к условиям, которые
должны быть созданы для достижения этих результатов.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)
ставят перед учителями задачу формирования у учащихся «универсаль-
ных учебных действий, умения учиться, способности к саморазвитию
и самосовершенствованию. Все это достигается путем осознанного,
активного приобретения учащимися социального опыта. При этом
знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от
соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они форми-
руются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными дей-
ствиями самих учащихся»1. Поэтому особую значимость приобретает
учебно-ме то дическое обеспечение образовательного процесса.
В учебнике приведены образцы разработок по различным видам
художественного творчества для младших школьников, примеры
годового иллюстрированного планирования уроков по классам,
даны советы и рекомендации по созданию наиболее эффективных
педагогических условий, обеспечивающих развитие художественно-
творческой активности школьников. В учебнике уделено внимание
организации межпредметных связей, введению проблемных ситуаций
и разнообразных игр в преподавание изобразительного искусства.
Рассматриваются возможности интегрированного обучения предме-
там художест венно-эстетического цикла с точки зрения различных
концепций и подходов.
Профессиональная деятельность учителя изобразительного ис-
кусства включает преподавательскую, научно-методическую и
культурно-просвети тельскую работу. Она направлена на развитие,
обучение и воспитание учащихся средствами искусства. Учитель
1 Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе:
от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г.Ас молова. — М., 2008.

ИЗО должен хорошо владеть рисунком, живописью, композицией,
разнообразными декоративными техниками, знать историю искусств,
педагогику и психологию. Не всякий хороший художник может быть
успешным учителем. Педагогическое мастерство требует специальной
подготовки и упорного труда.
Учитель ИЗО должен владеть передовыми технологиями, направ-
ленными на творческое саморазвитие личности учащихся, осознан-
ное приобретение ими личного опыта понимания и переживания
искусства, навыков изобразительной деятельности.
Искусство преподавания требует и знания самого предмета, и
усвоения основных положений педагогики, психологии, физиоло-
гии, и понимания закономерностей методики организации учебно-
воспитательного процесса, и умения творчески использовать все эти
знания в практике преподавания.
Педагогическое мастерство приходит не сразу, а в процессе еже-
дневного кропотливого труда. Учителю необходимо постоянно рабо-
тать над собой, овладевать новыми методиками, изучать передовой
опыт. Преподавание становится искусством, когда педагог проявляет
интуицию, умеет перестроить учебный процесс в связи с неожиданно
возникшей ситуацией, творчески подходит к делу.
Современные технологии развития личности учащегося на заня-
тиях ИЗО включают организацию образовательного пространства ху-
дожественными средствами, создание эмоционально-благоприятной
атмосферы на уроке, психологическую поддержку, диалогичность
общения учителя с учениками, ценностное отношение к личностному
опыту учащегося в изобразительной деятельности и др.
Уроки ИЗО имеют огромное значение в развитии у детей худо-
жественного вкуса. Для этого учителю необходимо знакомить уча-
щихся с основными принципами эстетики, использовать шедевры
изобразительного искусства, а в практической работе следить за тем,
чтобы рисунки, вылепленные фигурки и выполненные декоративные
изделия соответствовали критериям красоты.
Для профессионально-педагогиче ской готовности учителя ему
необходимы качества творческого мышления, так как практические
задачи, которые решает учитель в ходе своей педагогической деятель-
ности, являются задачами комплексными и многосторонними. При
их решении учителю важно принимать во внимание все многообразие
условий, образующих конкретную ситуацию деятельности. Поэтому
перенос теоретических знаний в практику не является прямым; он
включает в себя ряд переходных звеньев, которые интегрируются
вокруг определенной практической проблемы, имеющей целостный
и многосторонний характер, и переводится на язык практических
действий учителя. Творчески мыслящий учитель умеет в случае не-
обходимости быстро переключиться с одного способа действий на
другой, разнообразить способы обучения, быстрее находить новые
пути решения разного рода учебно-воспитательных задач, контроли-
ровать и оценивать процесс и результаты мыслительной деятельно-
сти учащихся. На уроках учитель осуществляет прямое и косвенное
руководство познавательной и творческой деятельностью учащихся:
демонстрирует наглядный материал, рассказывает, объясняет, пока-
зывает приемы работы, создает проблемные ситуации, наблюдает и
контролирует самостоятельную работу детей и др.
Реализация метода проектов и исследовательского метода на
практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых
знаний он превращается в организатора познавательной, исследо-
вательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологи-
ческий климат в классе, так как учителю приходится переориенти-
ровать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на
разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на
приоритет деятельности исследовательского, поискового, творче-
ского характера.
Преподавание изобразительного искусства в школе требует мето-
дики обучения, отвечающей основным принципам дидактики. Как
бы ни строилась концепция или авторская программа, какие бы
методы при этом ни использовались, в процессе обучения учащийся
должен усвоить знания, умения и навыки в единой, последователь-
ной системе.
Основная задача преподавания изобразительного искусства в
школе — развитие творческого потенциала личности, эмоциональ-
ности, духовности, при общение школьников к искусству через тео-
ретические знания и практическую деятельность, их эстетическое
воспитание.
Обязательный теоретический и практический уровень художе-
ственного развития учащихся обозначен в Государственном образо-
вательном стандарте.
Как подходить к оценке детского творчества? Самые новые взгля-
ды на эту проблему, такие как безотметочный подход или балльно-
рейтинговая оценка, также рассмотрены в этом учебнике. Даны
оригинальные методики оценки рисунков на различные темы, раз-
работаны объективные критерии их оценки. Учтена специфика соз-
дания декоративных, скульптурных, архитектурных и дизайнерских
работ.
В книге также освещены актуальные вопросы современной мето-
дики преподавания ИЗО (арт-терапия, интегрированное обучение,
применение игр, компьютерная графика и др.), их изучение будет
востребовано в соответствии с образовательными стандартами тре-
тьего поколения и переходом на подготовку бакалавров и магистров
художественного образования.
Учебник будет необходим не только для подготовки учителей
ИЗО в высшей школе, но и для их обучения в системе среднего
специального образования, а также для системы повышения ква-
лификации.

Оставить заявку на описание
?
Содержание
Предисловие ..................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ
ИСКУССТВУ .................................................................................................... 6
1.1. Педагогические условия успешного обучения
изобразительному искусству .................................................................... 6
1.2. Учет возрастных особенностей младших школьников
в процессе занятий изобразительным искусством ................................21
1.3. Основные концепции художественного образования
школьников и анализ действующих программ
по изобразительному искусству на современном этапе ........................28
Концепция В.С.Кузина «Школа реалистического рисунка —
освоение графической грамоты» ...........................................................29
Концепция Б.М.Неменского «Формирование художественной
культуры как части духовной культуры» ................................................36
Концепция Т.Я.Шпикаловой «Развитие эмоционально-
эстетического отношения к традиционной национальной
культуре в процессе комплексного преподавания искусства» ..............45
Сравнительный анализ действующих программ по ИЗО .....................55
Новые программы преподавания ИЗО ..................................................61
Планируемые результаты освоения программы
Н.М.Сокольниковой по изобразительному искусству
к концу 4 класса ...................................................................................... 64
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ................................69
2.1. Урок как основная форма учебно-воспитательной работы
в школе .....................................................................................................69
2.2. Учебно-воспитательные задачи урока и основные подходы
к составлению конспектов уроков по изобразительному
искусству ...................................................................................................82
1 класс ..................................................................................................87
2 класс ..................................................................................................91
3 класс ..................................................................................................95
4 класс ..................................................................................................97
2.3. Организация межпредметных связей и возможности
интегрированного обучения изобразительному искусству ................. 114
Интегрированное преподавание искусства ..................................... 121
Интегрированный курс «Искусство» ...............................................129
2.4. Оценка знаний и умений школьников по изобразительному
искусству ................................................................................................. 161
Безотметочное оценивание ............................................................... 176
Рейтинговая оценка ........................................................................... 178
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЕ ......................................................................................................... 181
3.1. Содержание занятий по изобразительному искусству в начальной
школе и общие методические указания к их проведению .................. 181
3.2. Введение художественно-дидактических игр и игровых
упражнений в структуру урока ..............................................................196
3.3. Возможности применения арт-терапии на занятиях
изобразительным искусством ................................................................208
Арт-терапевтическое восприятие произведений искусства ............ 210
Арт-терапевтическое рисование ....................................................... 211
Арт-терапевтическая лепка ............................................................... 217
Арт-терапевтическая работа с природными материалами ............. 219
Арт-терапевтическое конструирование ............................................220
Арт-терапевтическое использование музыки ..................................221
Примеры применения арт-терапевтических методик
в школьной практике ........................................................................222
3.4. Принципы и закономерности годового календарно-
иллюстративного планирования уроков изобразительного
искусства .......................................................................................................226
Литература .....................................................................................................248
Аудитория:   Для специалистов
Бумага:   Офсет
Масса:   200 г
Размеры:   216x 145x 12 мм
Тираж:   1 000
Литературная форма:   Учебное пособие
Сведения об издании:   5-е издание
Тип иллюстраций:   Черно-белые
Отзывы
Найти пункт
 Выбрать станцию:
жирным выделены станции, где есть пункты самовывоза
Выбрать пункт:
Поиск по названию улиц:
Подписка 
Введите Reader's код или e-mail
Периодичность
При каждом поступлении товара
Не чаще 1 раза в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Мы перезвоним

Возникли сложности с дозвоном? Оформите заявку, и в течение часа мы перезвоним Вам сами!

Captcha
Обновить
Сообщение об ошибке

Обрамите звездочками (*) место ошибки или опишите саму ошибку.

Скриншот ошибки:

Введите код:*

Captcha
Обновить