Литературное образование дошкольников Литературное образование дошкольников Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 050100 – Педагогическое образование (профиль «дошкольное образование», квалификация «бакалавр»). В учебнике рассматривается история той части русского фольклора и литературы, которая создавалась для детей дошкольного возраста или вошла в круг их чтения. Отдельная глава посвящена современной детской зарубежной литературе. Особое внимание уделено методике приобщения детей к чтению, воспитанию компетентных читателей. Книга создана на основе предыдущего издания, выходившего под названием «Детская литература. Методика приобщения детей к чтению». Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Может быть рекомендован студентам педагогических колледжей, воспитателям дошкольных учреждений, учителям начальной школы, родителям дошкольников. Academia 978-5-7695-8709-2
788 руб.
Russian
Каталог товаров

Литературное образование дошкольников

Литературное образование дошкольников
  • Автор: Зинаида Гриценко
  • Твердый переплет. Целлофанированная или лакированная
  • Издательство: Academia
  • Год выпуска: 2012
  • Кол. страниц: 352
  • ISBN: 978-5-7695-8709-2
Временно отсутствует
?
  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы о товаре
  • Отзывы ReadRate
Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 050100 – Педагогическое образование (профиль «дошкольное образование», квалификация «бакалавр»).
В учебнике рассматривается история той части русского фольклора и литературы, которая создавалась для детей дошкольного возраста или вошла в круг их чтения. Отдельная глава посвящена современной детской зарубежной литературе. Особое внимание уделено методике приобщения детей к чтению, воспитанию компетентных читателей. Книга создана на основе предыдущего издания, выходившего под названием «Детская литература. Методика приобщения детей к чтению».
Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Может быть рекомендован студентам педагогических колледжей, воспитателям дошкольных учреждений, учителям начальной школы, родителям дошкольников.
Отрывок из книги «Литературное образование дошкольников»
ПРЕДИСЛОВИЕ


Cовременная образовательная среда требует новых путей в реали-
зации востребованных временем идей. Одной из таких новаций яв-
ляется введение в учебный процесс (направление бакалавриата 050100
«Педагогическое образование», профиль «дошкольное образование»)
учебной дисциплины «Литературное образование дошкольников»,
содержание которой тесно связано с методикой приобщения дошколь-
ников к чтению, имеет интегративный характер и компетентностный
подход к ее освоению.
Методологическими установками процесса изучения дисципли-
ны должны стать следующие положения, обсуждаемые в течение
длительного времени и нашедшие понимание у современных иссле-
дователей.
1. Становление читателя в человеке начинается в дошкольном дет-
стве, в пору слушания и рассматривания книг, и длится всю жизнь.
2. Ребенок вырастет компетентным читателем только тогда, когда
рядом с ним будет грамотный взрослый — родитель и воспитатель,
осознающий свою миссию в деле становления читателя.
3. Человек читающий, умеющий думать над книгой, — это обще-
ственно значимая личность. Именно в ней надо видеть будущее стра-
ны, нации, культуры. Ее надо поддерживать и развивать.
4. Литературное образование дошкольников невозможно без
знания истории детской литературы, умения анализировать художе-
ственные произведения, созданные для детей и повествующие о детях,
вводить их в круг детского чтения.
5. Психология восприятия детьми художественных произведений
и книжных иллюстраций должна быть в центре внимания в процессе
решения всех вопросов, связанных с литературным образованием
дошкольников.
Содержание работы по приобщению детей к чтению в современ-
ных дошкольных учреждениях не может быть устойчивым. С одной
стороны, происходит коррекция имеющихся и появление новых
образовательных программ с обязательными изменениями в блоке
«Художественная литература». С другой — меняется литературный
процесс, появляются новые, актуальные для нынешних детей произ-
ведения, отражающие новое видение проблем детства. В связи с этим
сформировать профессиональный подход к работе по литературному
образованию дошкольников можно только на основе прочных теоре-
тических, историко- литературных и научно- методических знаний.
Нельзя начинать все заново, без учета традиций и достижений детской
литературы и методики детского чтения прежних лет. Это нужно для
того, чтобы у новой учебной дисциплины была прочная содержатель-
ная основа, широкий культурный контекст, научно обоснованный и
практически проверенный комплекс методов, форм, средств и приемов
работы, совершенствование которого привело бы к ощутимым и со-
циально значимым результатам в деле приобщения детей к чтению.
В процессе литературного образования дошкольников в современ-
ных детских учреждениях в центре внимания должно быть два объ-
екта: ребенок, находящийся в сензитивном периоде своего развития,
и детская литература, чрезвычайно интересный и самодостаточный
вид искусства, основным инструментом которого является слово, об-
раз. «Образ» и «образование» — однокоренные слова. Чтобы человек
мог назвать себя образованным, одних знаний недостаточно. Необ-
ходимо иметь широкий образ мыслей, нравственно продуктивный
образ жизни и светлый образ той идеи, которая может привести к
усовершенствованию мира и самого человека и будет способствовать
«формированию целостной картины мира, в том числе первичных
ценностных представлений»1.
Со времени выхода в свет первого издания книги мало что измени-
лось в детском чтении. Но пусть для всех — автора, преподавателей,
студентов, других групп читателей в осмыслении проблем детского
чтения, в разработке и усвоении новой дисциплины, в практическом
ее воплощении важной будет мысль китайского мудреца Конфуция:
«Хватит клясть тьму, лучше зажги свою маленькую свечку».
Для активной работы студентов в конце каждой главы даны вопро-
сы, задания, выводы, которые приведут к новым знаниям, ценность
которых будет заключаться в их самостоятельном освоении.
В заключение автор не может не поблагодарить за дружеские беседы
по поводу новой учебной дисциплины кандидата филологических наук,
доцента кафедры методики развития речи ГОУ ВПО МПГУ А. В. Лия-
скину и внимательное чтение, поддержку и техническую помощь
Л. Л. Гриценко и Л. А. Арановича.

Оставить заявку на описание
?
Содержание
Предисловие ............................................................................................................. 3
ЧАС Т Ь I
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Гл а в а 1. Специфические особенности литературы
для детей дошкольного возраста ................................................... 5
Гл а в а 2. Русское устное народное творчество ...........................................16
Народная сказка ................................................................................................17
Поэтика сказки ............................................................................................22
Сказки о животных .....................................................................................25
Волшебные сказки ......................................................................................27
Бытовые и авантюрные сказки ...................................................................33
Докучные сказки .........................................................................................35
Детский фольклор .............................................................................................35
Творчество взрослых для детей ...................................................................38
Произведения, перешедшие из взрослого фольклора в детский ..............42
Произведения, сочиненные самими детьми ..............................................50
Малые фольклорные жанры .............................................................................51
Пословицы ..................................................................................................52
Поговорки .................................................................................................. 56
Загадки .........................................................................................................57
Поэтика загадок ....................................................................................59
Современное состояние жанра .............................................................59
Гл а в а 3. Становление и развитие русской детской литературы ...........61
Гл а в а 4. Русская детская литература Нового времени:
виды, жанры, темы ...................................................................... 80
Литературная сказка .........................................................................................80
Русская детская поэзия .....................................................................................95
Поэзия XIX в. — детям ..............................................................................102
Поэзия XX в. .............................................................................................. 112
Природоведческая литература ........................................................................127
Изображение ребенка в русской литературе XIX в.
о детях и для детей ...........................................................................................140
Детская литература рубежа XIX — XX вв. .......................................................146
Детский рассказ XX в. .....................................................................................154
Научно-познавательная литература в круге чтения дошкольников ............168
Гл а в а 5. Современная зарубежная литература в круге чтения
дошкольников ................................................................................... 178
Гл а в а 6. Иллюстрация в книге для детей .................................................194
Требования к иллюстрациям в книге для детей ..................................... 199
ЧАС Т Ь I I
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
Гл а в а 7. Литературное образование дошкольников
как учебная дисциплина ...............................................................203
Гл а в а 8. Система понятий в учебной дисциплине
«Литературное образование дошкольников» .......................... 211
Гл а в а 9. Отбор художественных произведений и книг
для чтения дошкольникам ............................................................223
ЧАСТЬ I I I
МЕТОДИКА ПРИОБЩЕНИЯ К ЧТЕНИЮ
РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА
Введение ...........................................................................................................230
Гл а в а 10. История методики детского чтения ........................................235
Вопросы становления детской литературы и детского чтения
в первой половине XIX в. ................................................................................239
Виссарион Григорьевич Белинский (1811 — 1848) ....................................244
Николай Гаврилович Чернышевский (1825 — 1889) ................................248
Николай Александрович Добролюбов (1836 — 1861) ...............................250
Вопросы становления детской литературы и детского чтения
во второй половине XIX в. ..............................................................................253
Вопросы методики детского чтения первой половины XX в. .......................257
Методика детского чтения в 40 — 80-е годы XX в. .........................................270
Современное состояние методики детского чтения ......................................276
Глав а 11. Круг детского чтения. Принципы его формирования ...........282
Глава 12. Типы детских изданий и детских текстов ................................297
Глава 13. Работа дошкольного учреждения и семьи
по приобщению детей к книге .......................................................301
Методы работы по детскому чтению в дошкольном учреждении
и семье .............................................................................................................302
Виды бесед с дошкольниками и родителями ...........................................302
Выразительное чтение воспитателя как метод приобщения
детей к книге..............................................................................................308
Рассказывание ...........................................................................................309
Приемы работы по приобщению детей к чтению ......................................... 314
Заучивание стихов наизусть ...................................................................... 315
Сообщение детям биографии автора .......................................................320
Формирование книжного уголка в дошкольном учреждении ................326
Занятия по литературе в дошкольном учреждении .......................................328
Анализ художественного текста ......................................................................335
Рекомендуемая литература ...................................................................................340
Штрихкод:   9785769587092
Аудитория:   Для специалистов
Бумага:   Офсет
Масса:   300 г
Размеры:   217x 145x 30 мм
Тираж:   1 500
Литературная форма:   Учебное пособие
Тип иллюстраций:   Черно-белые
Отзывы
Найти пункт
 Выбрать станцию:
жирным выделены станции, где есть пункты самовывоза
Выбрать пункт:
Поиск по названию улиц:
Подписка 
Введите Reader's код или e-mail
Периодичность
При каждом поступлении товара
Не чаще 1 раза в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Мы перезвоним

Возникли сложности с дозвоном? Оформите заявку, и в течение часа мы перезвоним Вам сами!

Captcha
Обновить
Сообщение об ошибке

Обрамите звездочками (*) место ошибки или опишите саму ошибку.

Скриншот ошибки:

Введите код:*

Captcha
Обновить