Методика преподавания русского языка в начальных классах Методика преподавания русского языка в начальных классах Пособие содержит систематический курс методики обучения грамматике, чтению, литературе, орфографии и развитию речи младших школьников. В нем нашли отражение реалии последних лет в образовании: ориентированность на современные методы развивающего обучения, на организационные формы разноуровневого образования, на программы и учебники разных типов, направленность на личностно-ориентированное обучение, учитывающее интересы, способности и одаренность детей. Для студентов учереждений высшего профессионального образования. Может быть рекомендовано студентам средних педагогических учебных заведений, а также учителям школ. Academia 978-5-7695-9169-3
830 руб.
Russian
Каталог товаров

Методика преподавания русского языка в начальных классах

Методика преподавания русского языка в начальных классах
Временно отсутствует
?
  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы о товаре
  • Отзывы ReadRate
Пособие содержит систематический курс методики обучения грамматике, чтению, литературе, орфографии и развитию речи младших школьников. В нем нашли отражение реалии последних лет в образовании: ориентированность на современные методы развивающего обучения, на организационные формы разноуровневого образования, на программы и учебники разных типов, направленность на личностно-ориентированное обучение, учитывающее интересы, способности и одаренность детей. Для студентов учереждений высшего профессионального образования. Может быть рекомендовано студентам средних педагогических учебных заведений, а также учителям школ.
Отрывок из книги «Методика преподавания русского языка в начальных классах»
ОТ АВТОРОВ


Методика преподавания русского языка не бедна общими кур-
сами, адресованными учителям – как практикующим, так и гото-
вящимся: имена Ф.И. Буслаева, А.Д. Алферова, Н.К. Кульмана,
П.О. Афанасьева, А.В. Текучева, Н.С. Рождественского, С.П. Редо-
зубова, Н.П. Каноныкина, Т.Г. Рамзаевой и многих других под-
тверждают это.
Но время течет, накапливается новое – в языкознании, в дидак-
тике, в психологии, в организации образовательных систем, в
требованиях социального развития общества.
В предлагаемой книге авторы стремились отразить реалии по-
следних десятилетий, успехи науки и гуманистическое направление
образования, современные прагматические устремления, плюра-
лизм типов школ, программ и учебников, в какой-то мере – вариа-
тивность методики, порождаемую разнотипностью образователь-
ных систем, поисками в области индивидуально-ориентированного
обучения, в развитии интересов, способностей, одаренности детей.
Длительное время методика обучения развивалась, имея в виду
коллективное обучение, в условиях системы уроков. Авторы, разу-
меется, не ставят под сомнение эти организационные формы обуче-
ния. Но нельзя не учитывать целей индивидуального обучения, осо-
бенно домашнего, семейного, а также все возрастающую роль само-
обучения, поискового, исследовательского характера методики.
Методика из науки, обращенной только к учителю, все более
превращается в науку для учащихся: и в осознании ими содержа-
ния учебного предмета, его структуры, способов презентации; и в
осознании учеником собственной познавательной деятельности в
исследовательских методиках; и в умении обобщать изученное,
моделировать его; и в применении на практике, в деятельностной
сфере; наконец, в самоконтроле и самооценке.
Авторы стремились опираться в построении методического
курса на достижения лингвистики: на функциональную грамма-
тику, морфемику, теорию словообразования, фонологию и фоне-
тику, теорию культуры речи, теорию речевой деятельности, типо-
логию и лингвистику текста, функциональную стилистику и сти-
листику художественной речи. В книге учтены также успехи пси-
хологии восприятия речи, общения, восприятия художественной
литературы, усвоения механизмов чтения, письма, проверки ор-
фограмм и пр. Авторы опирались также на современные дидакти-
ческие типологии методов, на теории развивающего обучения,
4 интеллектуального развития школьников, формирования умствен-
ных действий.
Конкретно – по разделам курса. В методике изучения языковой
теории дается характеристика грамматического материала как
исследуемой школьниками системы; где возможно, методика опи-
рается на языковое чутье учащихся, на практический языковой
навык; выявляются функции грамматических категорий и форм с
опорой на образцовые тексты и на языковую прагматику. Ис-
пользуются словари и другие справочные материалы.
В разделе «Методика правописания» вводятся его принципы,
ступени формирования орфографического действия, анализиру-
ются разные направления методики правописания.
В разделе «Методика обучения грамоте» введены основы изу-
чения звукослоговой системы русского языка, механизмы чтения
и письма, моделирование языковых единиц – от звукового состава
до структуры предложения.
Методика чтения и литературы представлена проблемами со-
отношения задач техники чтения – беглого, правильного, созна-
тельного, выразительного – и литературного образования, фор-
мирования личности читателя, проблемами сочетания эстетиче-
ского и литературоведческого подходов.
Методика развития речи опирается на психологию речи, на сис-
тему «говорящий – слушающий», на механизмы говорения и ауди-
рования, структуру текста, на критерии культуры речи в действии.
Во всех разделах книги значительное место отводится истории
методики русского языка – от [«Азбуки»] И. Федорова до наших
дней. Исторический принцип помогает проследить тенденции
развития нашего предмета, те полемические пространства, между
полюсами которых развертывались дискуссии: букварные или
звуковые методы обучения грамоте? Дедуктивные методы в грам-
матике или наблюдения над языком? Грамматическое или анти-
грамматическое направление в обучении орфографии? Подража-
ние или творчество в развитии речи? Формально-грамматический
или функционально-семантический подход в изучении языка?
Авторы надеются, что методика в их изложении предстанет пе-
ред студентами не как простой, случайный набор практических ре-
цептов.
Раздел «Методика обучения грамоте» написан В.Г. Горецким,
раздел «Методика чтения и литературы» – О.В. Сосновской, все
остальное написано М.Р. Львовым.
Авторы выражают признательность рецензентам: профессору,
доктору педагогических наук А.П. Еремеевой, профессору, доктору
педагогических наук С.А. Леонову и профессору, доктору филоло-
гических наук М.Л. Каленчук за доброжелательную помощь.

Оставить заявку на описание
?
Содержание
От авторов.......................................................................................................................3
ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................................5
Глава 1. Теория и методика обучения русскому языку как наука.............................5
Глава 2. Науки о языке – основа его методики ...........................................................7
Глава 3. Психолого-дидактические аспекты методики русского языка .................12
Глава 4. Русский язык как учебный предмет в школе ..............................................16
Глава 5. Очерк истории методики русского языка как науки..................................21
Раздел I. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ...................................................31
Глава 1. Общее понятие ..............................................................................................32
Обучение грамоте как особая ступень овладения первоначальными
умениями письма и чтения .....................................................................32
Задачи, стоящие перед обучением грамоте.................................................34
Учебно-методический комплект по обучению грамоте.............................35
Методы обучения грамоте, их классификация...........................................37
Глава 2. Исторический очерк методики обучения грамоте .....................................39
История методов обучения грамоте............................................................39
Буквослагательный метод ............................................................................40
Переход к звуковым методам ......................................................................44
Глава 3. Ступени обучения чтению и письму............................................................48
Выбор методики ............................................................................................48
Добукварный период ....................................................................................48
Звукослоговые схемы, схемы буквенные, звуковые ...................................49
Работа со слогом, слогоделение...................................................................52
Знакомство с ударением ...............................................................................55
Изучение звуков ............................................................................................56
Знакомство с буквами...................................................................................60
Глава 4. Работа учащихся и учителя..........................................................................62
Механизм чтения, его составляющие..........................................................62
Чтение слогов в букварных « столбиках» ...................................................65
Чтение и разбор букварных текстов............................................................66
Обучение письму ...........................................................................................70
Уроки обучения грамоте ..............................................................................73
Раздел II. МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ И ЛИТЕРАТУРЫ...........................................77
Глава 1. Очерк истории методики чтения..................................................................78
Зарождение метода объяснительного чтения .............................................78
К. Д. Ушинский – родоначальник метода объяснительного чтения .........79
Взгляды Л. Н. Толтого на процесс обучения чтению .................................83
Критика метода объяснительного чтения передовыми
методистами XIX в. ................................................................................84
Развитие и совершенствование метода объяснительного чтения в XIX в. ... 85
Методика воспитательного чтения Ц. П. Балталона .................................91
Метод литературно-художественного чтения ............................................93
Метод творческого чтения ...........................................................................95
Развитие методики чтения в 30–70-е годы XX в........................................97
458 Глава 2. Современная система обучения чтению и литературе ............................ 102
Пропедевтический этап литературного образования младших
школьников........................................................................................... 103
Учебный материал для чтения и литературоведческой пропедевтики
в начальных классах............................................................................. 105
Роль взрослого в формировании ребенка-читателя ................................ 107
Организация живых впечатлений и творческая деятельность детей
в системе литературного образования младших школьников ..........112
Глава 3. Методика работы над навыком чтения .................................................... 120
Качества навыка чтения............................................................................. 120
Этапы становления навыка чтения у начинающего чтеца ..................... 122
Работа над правильностью и беглостью чтения...................................... 123
Работа над сознательностью чтения......................................................... 130
Работа над выразительностью чтения...................................................... 137
Глава 4. Научные основы анализа художественного произведения ....................... 142
Литературоведческие основы анализа художественного произведения... 142
Психологические особенности восприятия художественного
произведения младшими школьниками ............................................. 144
Методические закономерности работы с художественным текстом
в начальных классах............................................................................. 148
Глава 5. Методика чтения и анализа художественного произведения
в начальных классах................................................................................... 148
Первичное восприятие текста.................................................................... 149
Анализ художественного произведения на уроке чтения ....................... 150
Методика работы с художественным произведением на этапе
вторичного синтеза .............................................................................. 153
Творческие работы учащихся по следам прочитанного произведения . 154
Несколько слов о школьном театре .......................................................... 157
Глава 6. Особенности работы над произведениями разных родов и жанров ......... 158
О родах литературных произведениий ..................................................... 158
Методика работы над эпическими произведениями в начальных
классах................................................................................................... 159
Методика работы над лирическими произведениями в начальных
классах................................................................................................... 165
Методика работы над драматическими произведениями
в начальных классах............................................................................. 167
Глава 7. Работа с детской книгой .............................................................................171
О воспитательной роли книги ....................................................................171
Истоки современной системы работы с детской книгой......................... 172
Современная система формирования читательской
самостоятельности младших школьников ........................................ 176
Подготовительный этап обучения работе с детской книгой............... 177
Начальный этап обучения работе с детской книгой ............................... 178
Основной этап обучения работе с детской книгой .................................. 180
Типология уроков внеклассного чтения....................................................181
Глава 8. Уроки чтения в современной школе ......................................................... 185
Требования к урокам чтения ..................................................................... 185
Задачи современного урока чтения........................................................... 186
Типология уроков чтения .......................................................................... 186
Подготовка учителя к уроку чтения ......................................................... 189
459
Раздел III. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ТЕОРИИ
(изучение фонетики, лексики, морфемики, словообразования,
грамматики – морфологии и синтаксиса)............................................................. 195
Глава 1. Краткие исторические сведения по «школьной грамматике»................. 196
Глава 2. Воспитательные и развивающие возможности предмета
«русский язык» ............................................................................................200
Пути реализации воспитательной функции языка...................................200
Формирование языковых понятий ............................................................202
Изучение закономерностей и структуры языка........................................205
Углубленное изучение русского языка......................................................207
Развивающая роль теории языка...............................................................208
Глава 3. Методы изучения русского языка в школе .................................................209
Языковой анализ как метод .......................................................................209
Метод конструирования............................................................................. 211
Сравнительно-исторический метод........................................................... 212
Наглядные методы ...................................................................................... 213
Метод рассказа учителя ............................................................................. 214
Эвристические, или поисковые, методы ................................................... 215
Игра как метод ............................................................................................ 217
Коммуникативные методы......................................................................... 218
Программированное обучение и компьютер ........................................... 219
Глава 4. Учебник русского языка и дополнительные пособия ..............................220
Роль учебника, его функции.......................................................................220
Требования к текстам в учебнике .............................................................. 221
Типы учебников и пособий ........................................................................223
Виды работы учащихся по учебнику.........................................................225
Глава 5. Методика изучения разделов курса. Методика фонетики и графики .......... 226
Понимание функций произносительных единиц речи.............................226
Умения учащихся ........................................................................................228
Процесс обучения. Методы, приемы.........................................................229
Трудности фонетики и графики.................................................................230
Глава 6. Методика лексики и семантики. Методика морфемики
и словообразования ..................................................................................... 231
Содержание: языковые понятия, умения учащихся ................................. 231
Учебный процесс. Методические приемы. Трудности.............................233
Обобщения. Обратная связь ......................................................................236
Глава 7. Методика изучения грамматики................................................................237
Морфология. Части речи ...........................................................................237
Имя существительное. Лексическое и грамматическое значение ...........238
Тема «Род имен существительных» ...........................................................239
Тема «Число имен существительных»....................................................... 241
Тема «Склонение имен существительных» ...............................................242
Глава 8. Имя прилагательное ...................................................................................246
Лексическое и грамматическое значение имен прилагательных ............246
Тема «Род имен прилагательных».............................................................248
Тема «Число имен прилагательных».........................................................249
Тема «Склонение имен прилагательных» .................................................250
Словообразование имен существительных и прилагательных ...............254
Глава 9. Глагол ..........................................................................................................255
Лексическое и грамматическое значение глаголов ..................................255
460 Тема «Время глагола». Прошедшее время ............................................... 257
Тема «Настоящее время глагола» ............................................................. 258
Тема «Инфинитив». Неопределенная форма глагола ............................. 261
Тема «Будущее время глагола (простое и сложное)» .............................. 263
Знакомство с наклонениями и залогами глаголов .................................. 265
Словообразование глаголов...................................................................... 268
Глава 10. Разные темы курса морфологии............................................................... 269
Знакомство с местоимением ...................................................................... 269
Знакомство с именами числительными .................................................... 271
Знакомство с наречиями ............................................................................ 273
Служебные части речи. Союзы. Предлоги ............................................... 274
Глава 11. Синтаксис ................................................................................................... 275
Место и роль синтаксиса в грамматическом курсе.................................. 275
Предложения, их виды ............................................................................... 276
Члены предложения. Словосочетания ...................................................... 279
Однородные члены предложения.............................................................. 281
Сложные предложения ............................................................................... 282
Прямая и косвенная речь ........................................................................... 283
Раздел IV. МЕТОДИКА ПРАВОПИСАНИЯ (орфографии и пунктуации) ............289
Глава 1. Сравнительно-исторический анализ обучения
правописанию (XIX–XX вв.) .................................................................... 290
Грамматические основы обучения правописанию .................................. 290
Позиция К. Д. Ушинского .......................................................................... 291
Антиграмматическое направление ........................................................... 294
Глава 2. Свойства русского правописания как основа его методики................... 296
Общее понятие ............................................................................................ 296
Алфавит....................................................................................................... 297
Графика ....................................................................................................... 297
Орфография ................................................................................................ 298
Пунктуация ................................................................................................. 299
Принципы русской орфографии. Морфологический принцип .............. 300
Фонематический принцип.......................................................................... 302
Традиционный принцип орфографии....................................................... 303
Принцип дифференциации значений ........................................................ 304
Принцип фонетический.............................................................................. 305
Принципы пунктуации............................................................................... 306
Глава 3. Формирование орфографических действий и навыка правописания .... 307
Орфограмма ................................................................................................ 307
Орфографическая зоркость ....................................................................... 309
Правила правописания ...............................................................................311
Мотивация орфографической работы...................................................... 313
Ступени формирования умений по орфографии ..................................... 315
Речевой слух ................................................................................................ 316
Семантическая работа в усвоении правописания.................................... 317
Глава 4. Методы и приемы обучения правописанию............................................. 318
Выбор методов............................................................................................ 318
Языковой анализ и синтез ......................................................................... 319
Запоминание ............................................................................................... 321
Решение грамматико-орфографических задач......................................... 322
461
Алгоритмы...................................................................................................324
Ступени сжатия алгоритма ........................................................................326
Виды упражнений в правописании............................................................327
Имитативные упражнения (виды списывания) ........................................328
Виды диктантов...........................................................................................329
Грамматико-орфографическое комментирование ................................... 331
Самостоятельное письмо, выражение мысли, его роль в правописании...332
Глава 5. Изучение ошибок учащихся.......................................................................333
Классификация ошибок..............................................................................334
Диагностика и прогнозирование ошибок.................................................335
Исправление и предупреждение ошибок ..................................................337
Глава 6. Урок русского языка (грамматика и орфография)...................................338
Общие требования к уроку.........................................................................338
Типология уроков русского языка ............................................................340
Структурные компоненты уроков русского языка ..................................342
Планирование уроков и подготовка к ним...............................................345
Раздел V. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ ................................ 351
Глава 1. Очерк истории развития «дара слова» в русской школе XIX–XX вв....352
К. Д. Ушинский ............................................................................................352
Основные направления в методике развития речи ..................................353
Тенденции 60-х годов XX в. .......................................................................356
Глава 2. Психолого-лингвистические основы развития речи учащихся...............357
Речь и ее виды..............................................................................................357
Речь и мышление .........................................................................................359
Высказывание.............................................................................................. 361
Типы речи (текста) ......................................................................................362
Теории строения текста ..............................................................................364
Факторы речевого развития человека.......................................................366
Глава 3. Культура речи и методика..........................................................................368
Критерии культуры речи ............................................................................368
Глава 4. Методы развития речи учащихся ..............................................................370
Имитативные методы .................................................................................370
Коммуникативные методы.........................................................................372
Метод конструирования.............................................................................375
Риторика в начальных классах ..................................................................377
Глава 5. Уровни работы по развитию речи учащихся ...........................................380
Уровень произносительный .......................................................................380
Направления работы на произносительном уровне ................................ 381
Уровень лексический (словарная работа).................................................385
Грамматический уровень работы по развитию речи...............................388
Глава 6. Уровень текста в развитии речи ................................................................393
Виды школьных текстовых упражнений...................................................393
Типология ученических работ и компоненты системы развития речи......394
Пересказы и изложения, их значение, цели и виды..................................397
Методика изложений отдельных видов ....................................................399
Творческие пересказы и изложения........................................................... 401
Глава 7. Уровень текста (продолжение). Устные и письменные сочинения .........403
Сочинение как самовыражение личности.................................................403
Подготовительные ступени к сочинению .................................................405
Исполнение, реализация подготовленного .............................................. 409
Анализ детских сочинений..........................................................................411
Глава 8. Об отдельных видах сочинений ................................................................ 414
Сочинения-миниатюры .............................................................................. 414
Описание картины ...................................................................................... 415
Сочинения на литературные темы ............................................................ 417
Сочинение сказок ....................................................................................... 419
Сочинения на основе опыта и наблюдений учащихся ............................ 421
Литературное творчество школьников .................................................... 422
Глава 9. Речевые ошибки учащихся, их диагностика и исправление ................... 426
Типы и причины речевых ошибок ............................................................ 426
Характеристика лексических ошибок....................................................... 428
Морфологические ошибки......................................................................... 430
Синтаксические ошибки ............................................................................ 431
Логические и композиционные ошибки ................................................... 433
Исправление и предупреждение речевых ошибок ................................... 434
Глава 10. Организационные формы занятий по развитию речи школьников ..........436
Типология организационных форм развития речи ................................. 436
Язык, речь, ее развитие, языковая личность ............................................ 437
Раздел VI. ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ .................... 443
Задачи и формы внеурочной работы ........................................................ 444
Языковые игры ........................................................................................... 445
Кружок русского языка.............................................................................. 447
Ребенок дома............................................................................................... 448
Виды внеклассных занятий ........................................................................ 449
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ................................................................................ 451
Штрихкод:   9785769591693
Аудитория:   Для специалистов
Бумага:   Офсет
Масса:   350 г
Размеры:   217x 145x 26 мм
Тираж:   1 000
Литературная форма:   Учебное пособие
Тип иллюстраций:   Черно-белые
Отзывы
Найти пункт
 Выбрать станцию:
жирным выделены станции, где есть пункты самовывоза
Выбрать пункт:
Поиск по названию улиц:
Подписка 
Введите Reader's код или e-mail
Периодичность
При каждом поступлении товара
Не чаще 1 раза в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Мы перезвоним

Возникли сложности с дозвоном? Оформите заявку, и в течение часа мы перезвоним Вам сами!

Captcha
Обновить
Сообщение об ошибке

Обрамите звездочками (*) место ошибки или опишите саму ошибку.

Скриншот ошибки:

Введите код:*

Captcha
Обновить