Блестящие совещания. Правила эффективной групповой работы Блестящие совещания. Правила эффективной групповой работы Авторы книги оспаривают широко распространенное мнение, что совещание - это скучное мероприятие. На основе многолетней практики организации встреч они разработали методику управления эффективностью групповой работы. В книге рассказано обо всех этапах, процедурах и методах успешной групповой работы. Полезные идеи, упражнения, примеры будут интересны для всех, кто стремится овладеть необходимыми навыками продуктивной работы с группой. Манн, Иванов и Фербер 978-5-91657-535-4
489 руб.
Russian
Каталог товаров

Блестящие совещания. Правила эффективной групповой работы

Блестящие совещания. Правила эффективной групповой работы
Временно отсутствует
?
  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы о товаре
  • Отзывы ReadRate
Авторы книги оспаривают широко распространенное мнение, что совещание - это скучное мероприятие. На основе многолетней практики организации встреч они разработали методику управления эффективностью групповой работы. В книге рассказано обо всех этапах, процедурах и методах успешной групповой работы. Полезные идеи, упражнения, примеры будут интересны для всех, кто стремится овладеть необходимыми навыками продуктивной работы с группой.
Отрывок из книги «Блестящие совещания. Правила эффективной групповой работы»
Глава 1
Методическая фасилитация:
ключ к отличной встрече
Фасилитация — это оказание помощи группе в выполнении какой-либо задачи, в решении проблемы
или в достижении согласия участников обсуждения. Успешная фасилитация
предусматривает подготовку и планирование, конструктивный подход, определенные
навыки и поведение, набор рабочих инструментов.
Фасилитатором может быть не только посторонний независимый специалист, но
и руководитель или член группы, непосредственно заинтересованные в определенном
исходе встречи. В любом случае обязанностью фасилитатора является работа для
группы, а не попытка доминировать в ней. Фасилитатор влияет на процесс и направляет
его, но не вносит предложений по содержанию встречи: это прерогатива ее участников.
Высшее достижение фасилитатора — создать у членов группы ощущение, что всю
работу они выполнили самостоятельно.
Фасилитатор часто исполняет не одну, а множество ролей. Для того чтобы научиться
это делать, загляните в разделы данной главы «Уяснение роли фасилитатора» и «Баланс
между ролью фасилитатора и ролью руководителя / члена группы».
Если вы фасилитатор и участник встречи одновременно, то должны
проявлять беспристрастность. Если вы приглашенный консультант, то
помните, что роль фасилитатора отличается от роли консультанта тем,
что фасилитатор дает советы по процедуре, а не по содержанию встречи.
Если вы рассмотрите весь диапозон ролей — от планировщика
встречи до консультанта по организации, то роль фасилитатора окажется
где-то в середине. В роли фасилитатора вы делаете нечто большее,
нежели обеспечение «тыла» встречи. Вы определяете потребности группы и даете
советы по оптимальной форме встречи, а также предлагаете наилучшие инструменты
и методы для решения поставленных перед группой задач.
Вы должны проявить незаурядное внимание к потребностям группы как целого,
а также учесть интересы индивидов, составляющих группу. Но ваша основная роль
заключается в помощи всей группе. При вашем содействии она должна выполнить
поставленную перед ней задачу. Вы не специалист, которого приглашают для
установления диагноза организационных проблем, в вашу задачу не входит
предложение соответствующих усовершенствований. Вы не должны заниматься
профессиональным ростом и обучением членов группы.
Место фасилитации в спектре работ с группами
Потребности разных групп в поддержке и обслуживании их нужд не совпадают. Очень
важно осознавать разницу между этими потребностями, чтобы понять, ваша ли это
работа, соответствует ли она вашим интересам и навыкам.
В приведенной таблице перечислены услуги, в которых нуждаются разные группы,
функции фасилитатора, а также необходимые для этого знания. В этой книге мы говорим
только о фасилитации. Решение более сложных задач требует специальной подготовки
и большого опыта.
Содержание
Введение ................................................................................................................................... 13
Глава 1. Методическая фасилитация: ключ к отличной встрече ............................................... 19
Место фасилитации в спектре работ с группами ....................................................................... 20
Отношение фасилитатора к работе .......................................................................................... 22
Содержание работы фасилитатора ........................................................................................... 24
Навыки, необходимые фасилитатору ....................................................................................... 24
Уяснение роли фасилитатора .................................................................................................. 26
Баланс между ролью фасилитатора и ролью руководителя / члена группы ................................ 28
Глава 2. Знание группы ............................................................................................................ 31
Динамика группы ................................................................................................................... 31
Развитие группы .................................................................................................................... 35
Поведенческие особенности и роли, влияющие на работоспособность группы ........................... 39
Явные и скрытые проблемы группы......................................................................................... 42
Глава 3. Хорошее начало — залог успеха .................................................................................. 43
Насколько необходима встреча? .............................................................................................. 44
Встречи для сообщения информации ....................................................................................... 45
Утверждение цели .................................................................................................................. 46
Будьте бдительны ................................................................................................................... 47
Желаемые результаты............................................................................................................. 47
Контрольный список для подготовки встречи .......................................................................... 50
Глава 4. Структура успешной встречи ...................................................................................... 53
Открытие встречи .................................................................................................................. 54
Образцы основных правил ...................................................................................................... 56
Советы по выработке основных правил .................................................................................... 57
Примеры определения ролей .................................................................................................. 59
Основная задача встречи ........................................................................................................ 62
Закрытие встречи ................................................................................................................... 63
Место проведения встречи ...................................................................................................... 65
Советы по обустройству помещения для встречи ..................................................................... 66
Планирование повестки дня ................................................................................................... 68
Глава 5. Понимание процесса .................................................................................................... 71
Процесс решения проблемы .................................................................................................... 72
Этапы (шаги) процесса ............................................................................................................ 73
Инструменты для определения и анализа проблемы ................................................................ 75
Инструменты для представления идеального видения ............................................................. 77
Инструменты для выдвижения идей ........................................................................................ 78
Инструменты оценки .............................................................................................................. 79
Инструменты для принятия решения ...................................................................................... 83
Стратегическое (долгосрочное) планирование ........................................................................ 83
Ключевые компоненты процесса долгосрочного планирования ................................................ 85
Этапы процесса долгосрочного планирования ......................................................................... 87
Вопросы, на которые следует ответить перед началом составления плана ................................. 91
Специализированные подходы к процессу ............................................................................... 92
Глава 6. Выбор подходящего инструмента ................................................................................ 97
Мозговой штурм и его варианты .............................................................................................. 99
Рыхлый мозговой штурм ........................................................................................................102
Гибридный мозговой штурм / достижение консенсуса ............................................................103
Поочередный мозговой штурм ...............................................................................................105
Мозговой штурм с «липкими заметками» ................................................................................106
Мозговой штурм в подгруппах ...............................................................................................109
Мозговой штурм с разных точек зрения ..................................................................................111
Разогревающий мозговой штурм ............................................................................................112
Виртуальное картирование ....................................................................................................114
Диаграмма причинно-следственных отношений («рыбий скелет») ..........................................116
Наглядное изображение ........................................................................................................119
SWOT-анализ .........................................................................................................................121
Что является и что не является проблемой ..............................................................................123
Желание, стремление, заинтересованность ............................................................................125
Газетная статья о будущем .....................................................................................................126
Картина пути в будущее ........................................................................................................128
Определение ви.дения ............................................................................................................129
Метод однородных групп .......................................................................................................131
Отбор и группировка .............................................................................................................133
Множественное голосование..................................................................................................134
Три оставить — три выбросить ...............................................................................................136
Техника формальной группировки .........................................................................................139
Метод парных сравнений .......................................................................................................140
Решетка сравнений вариантов выбора ....................................................................................143
Анализ поля сил ....................................................................................................................146
Таблица «за» и «против» ........................................................................................................148
Голосование ..........................................................................................................................149
Уровень консенсуса ...............................................................................................................151
Светофорные карточки ..........................................................................................................154
Голосование большими пальцами ...........................................................................................155
Чувство группы ....................................................................................................................157
Глава 7. Максимальное раскрытие творческого потенциала группы ......................................159
Поощрение активного участия с начала и до конца встречи ....................................................160
Разогревающие упражнения ..................................................................................................162
Каждый, кто когда-либо… ......................................................................................................162
Картинная галерея ................................................................................................................163
Знакомство «Бинго» ..............................................................................................................164
Жонглирование именами .......................................................................................................166
Организация по дате рождения ..............................................................................................167
Личный признак ....................................................................................................................168
Метод «чего-то общего» .........................................................................................................169
Заветный предмет в кармане ..................................................................................................170
Демонстрация наших различий ..............................................................................................170
Три мячика ............................................................................................................................171
Три вопроса в парах ...............................................................................................................173
Три истинных и одно ложное утверждение ............................................................................. 174
Методы побуждения к дискуссии ............................................................................................ 174
Обсуждение по категориям участников ..................................................................................175
Молчаливое предварительное обсуждение .............................................................................175
Квакерский диалог ................................................................................................................176
Обсуждение в малых группах ................................................................................................177
Обсуждение в целой группе ...................................................................................................178
Как удерживать группу в русле обсуждаемых проблем ...........................................................179
Глава 8. Поощрение плодотворного общения ..........................................................................183
Задание тона встречи ............................................................................................................183
Умение слушать .....................................................................................................................185
Искусство невербального слушания .......................................................................................185
Искусство вербального (рефлексивного) слушания.................................................................186
Советы по рефлексивному слушанию ......................................................................................187
Высказывания с подтекстом «вы» и «я» ..................................................................................188
Умение задавать правильные вопросы ....................................................................................190
Изменение речевых формулировок .........................................................................................192
Глава 9. Урегулирование возникающих в группе конфликтов ................................................193
Предотвращение ненужных и бессмысленных конфликтов......................................................194
Источники конфликтов ..........................................................................................................195
Как выявить ценностный конфликт? .......................................................................................197
Вмешательство в конфликты ..................................................................................................198
Использование сотрудничества для разрешения конфликта в группе ......................................201
Структура плодотворного использования конфликта ..............................................................204
Процесс налаживания взаимопонимания между людьми .........................................................205
Улаживание личных конфликтов в присутствии группы ..........................................................206
Глава 10. Вмешательство: когда оно необходимо? ...................................................................207
Методы вмешательства ..........................................................................................................208
Вмешательство в связи с состоянием группы ..........................................................................208
Конкретные случаи ...............................................................................................................210
Случай первый: все устали ................................................................................................211
Случай второй: человеческая трагедия ..............................................................................211
Случай третий: эмоциональная встреча представителей общественности ...........................212
Прерывание выступления должно быть адекватным и уместным ........................................213
Адекватная приостановка выступления ...........................................................................214
Допустимые уровни вмешательства при некорректном поведении участника встречи ..............215
Случай первый: подводные камни враждебных отношений между членами группы .............217
Случай второй: нападки на фасилитатора со стороны участника встречи ............................218
Случай третий: миссис Нет ...............................................................................................219
Случай четвертый: доминирующий оратор ........................................................................220
Резюме: этапы вмешательства ...........................................................................................220
Глава 11. Использование графических материалов и иллюстраций ........................................223
Почему надо использовать графику ........................................................................................224
Разные способы обучения ......................................................................................................224
Оснащение фасилитатора.......................................................................................................225
Основные правила записей ....................................................................................................229
Использование графики для организации и упорядочения мышления .....................................230
Графика повестки дня ............................................................................................................236
Глава 12. Размышления об искусстве фасилитатора ................................................................239
Знание собственных проблем ................................................................................................239
Сохранение точки опоры .......................................................................................................241
Придумайте собственное определение успеха ........................................................................242
Этические проблемы: знать, когда надо сказать «нет» .............................................................243
Заключение ..............................................................................................................................247
Литература и другие источники ...............................................................................................249
Штрихкод:   9785916575354
Бумага:   Офсет
Масса:   495 г
Размеры:   210x 210x 17 мм
Тираж:   3 000
Сведения об издании:   Переводное издание
Тип иллюстраций:   Черно-белые
Переводчик:   Анваер А.
Метки:  Близкие метки
Отзывы
Найти пункт
 Выбрать станцию:
жирным выделены станции, где есть пункты самовывоза
Выбрать пункт:
Поиск по названию улиц:
Подписка 
Введите Reader's код или e-mail
Периодичность
При каждом поступлении товара
Не чаще 1 раза в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Мы перезвоним

Возникли сложности с дозвоном? Оформите заявку, и в течение часа мы перезвоним Вам сами!

Captcha
Обновить
Сообщение об ошибке

Обрамите звездочками (*) место ошибки или опишите саму ошибку.

Скриншот ошибки:

Введите код:*

Captcha
Обновить