Теория и методика гимнастики. Учебник Теория и методика гимнастики. Учебник Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки \"Педагогическое образование\" профиль \"Физическая культура\" (квалификация \"бакалавр\"). В учебнике рассматриваются вопросы теории и методики преподавания гимнастики как спортивно-педагогической дисциплины, в частности техника выполнения гимнастических упражнений, основные средства гимнастики, формы организации занятий и др. Специальные главы посвящены истории развития гимнастики, организации и проведению соревнований. Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Может представлять интерес для преподавателей физической культуры, тренеров, фитнес-инструкторов, педагогов дополнительного образования и других специалистов физической культуры. Academia 978-5-7695-8002-4
1280 руб.
Russian
Каталог товаров

Теория и методика гимнастики. Учебник

Теория и методика гимнастики. Учебник
Временно отсутствует
?
  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы о товаре
  • Отзывы ReadRate
Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки "Педагогическое образование" профиль "Физическая культура" (квалификация "бакалавр").
В учебнике рассматриваются вопросы теории и методики преподавания гимнастики как спортивно-педагогической дисциплины, в частности техника выполнения гимнастических упражнений, основные средства гимнастики, формы организации занятий и др. Специальные главы посвящены истории развития гимнастики, организации и проведению соревнований.
Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Может представлять интерес для преподавателей физической культуры, тренеров, фитнес-инструкторов, педагогов дополнительного образования и других специалистов физической культуры.
Отрывок из книги «Теория и методика гимнастики. Учебник»
Предисловие

Занятия гимнастикой предъявляют к занимающимся свои особые
требования и оказывают на них специфическое воздействие. Гимна-
стические упражнения в совокупности со словом педагога, музыкой,
условиями, в которых проводятся занятия, средствами восстановле-
ния работоспособности на спортивных занятиях обладают огромны-
ми по своей силе и разносторонности возможностями воздействия
на занимающихся как индивидуальностей, личностей, субъектов по-
знавательной и практической деятельности в целом.
Содержание учебника предусматривает обогащение занимающих-
ся знаниями, умениями, навыками, опытом — двигательным, эсте-
тическим, эмоциональным, волевым, общения, нравственным, спор-
тивным, трудовым и др. Оно ориентирует их на овладение не только
учебным материалом по гимнастике, но и знаниями по другим смеж-
ным дисциплинам, что обеспечивает разностороннюю образован-
ность будущего педагога, его нравственную воспитанность и хоро-
шую спортивную подготовку. При работе над учебником коллектив
авторов исходил из следующих принципиальных п о л о ж е н и й.
1. Гимнастика является научной, спортивно-педагогической дис-
циплиной. Она имеет свои специфические средства и методы воз-
действия на занимающихся, свою теорию и историю.
2. Гимнастические упражнения в сочетании с другими средствами
предоставляют возможность избирательного и разностороннего воз-
действия на двигательную, а через нее и на другие функции организ-
ма, психические и личностные свойства занимающихся.
3. Гимнастические упражнения многоструктурны и многофунк-
циональны, что позволяет использовать их в оздоровительных, об-
разовательных, воспитательных и прикладных целях.
4. При овладении гимнастическими упражнениями в активное
взаимодействие вовлекаются все органы и системы организма, за-
4
действуются психические и личностные свойства занимающихся,
которые выступают как личности, как субъекты познания и практи-
ческой деятельности.
5. Гимнастические упражнения и их комплексы могут применять-
ся (в качестве тестов) при изучении (оценке) и развитии способно-
стей занимающихся к различным видам спортивной, учебной и про-
фессиональной деятельности.
6. Успех в овладении знаниями, двигательными умениями и на-
выками в области гимнастики рассматривается в зависимости от
способностей занимающихся и методического мастерства педагога.
Взаимоотношения между педагогом и учеником носят личностный
характер. Они могут быть непосредственными и опосредованными —
через учебный материал, коллектив и других лиц, имеющих дело с
обучением и воспитанием занимающихся гимнастикой (родители,
школьные учителя, врач).
7. Методологической основой содержания учебника является уче-
ние о личности, деятельности и способностях занимающихся, системно-
структурный подход к изучаемым явлениям и принцип истори-
зма.
Учебник состоит из трех самостоятельных и в то же время логи-
чески связанных ч а с т е й.
В первой части изложены основы теории и методики гимнасти-
ки, дана ее характеристика как спортивно-педагогической, научной
дисциплины и история развития. С достаточной полнотой освеща-
ются терминология, основы техники выполнения гимнастических
упражнений и методика обучения им. В ней приводятся правила
предупреждения травматизма, дается подробная характеристика физ-
культурных залов, гимнастических площадок и их оборудования. За-
вершается эта часть изложением методики организации научной ра-
боты по гимнастике.
Во второй части речь идет об основных средствах гимнастики:
строевых, общеразвивающих, прикладных, акробатических упраж-
нениях, упражнениях на гимнастических снарядах. Особое внимание
уделено художественной и ритмической гимнастике.
Третья часть посвящена занятиям гимнастикой в школе: уроку
гимнастики, особенностям занятий с детьми подготовительной и
специальной медицинской групп, массовым гимнастическим высту-
плениям, планированию и учету работы по гимнастике. В ней рас-
крываются вопросы организации и проведению соревнований, про-
гнозирования способностей и спортивной тренировке юных гимна-
стов, спортивной ориентации и контроля за функциональным со-
стоянием занимающихся, методики начального отбора детей для за-
нятий гимнастикой со спортивной направленностью.
Заканчивается эта часть перечнем требований к методической
подготовке учителя физической культуры, специалиста в области
гимнастики.
Учебник разработан на кафедре гимнастики Российского государ-
ственного педагогического университета имени А. И. Герцена. В ра-
боте над его подготовкой принимало участие не одно поколение пре-
подавателей кафедры.
Авторы выражают большую благодарность и сердечное признание
ушедшим из жизни дорогим учителям, коллегам, ведущим ученым,
специалистам в области гимнастики за их труд и наследие: первому
автору и заведующему кафедры гимнастики доктору педагогических
наук, профессору Н. К.Меньшикову, кандидату педагогических наук,
доценту О. А. Каминскому, кандидату педагогических наук, доценту
Н. Д. Скрябину, доценту В. К. Семенову.

Оставить заявку на описание
?
Содержание
Предисловие.............................................................................................. 3
Часть I. Основы теории и методики преподавания
гимнастики....................................................................................... 5
Глава 1. Гимнастика как спортивно-педагогическая
дисциплина....................................................................................... 5
1.1. Задачи и методические особенности гимнастики........................... 6
1.2. Классификация видов гимнастики................................................ 10
1.2.1. Образовательно-развивающие виды гимнастики............... 13
1.2.2. Оздоровительные виды гимнастики.................................... 15
1.2.3. Спортивные виды гимнастики............................................. 20
1.3. Гимнастика как учебно-педагогическая и научная
дисциплина...................................................................................... 22
Глава 2. Исторический обзор развития гимнастики.............................. 25
2.1. Закономерности развития гимнастики.......................................... 25
2.2. Гимнастика у древних народов....................................................... 26
2.3. Гимнастика в эпоху Средневековья............................................... 33
2.4. Гимнастика в эпоху Возрождения.................................................. 34
2.5. Гимнастика в Новое время............................................................. 36
2.6. Возникновение национальных систем гимнастики..................... 38
2.7. Развитие гимнастики во второй половине XIX —
начале XX века................................................................................. 43
2.8. Гимнастика в дореволюционной России....................................... 45
2.9. Развитие гимнастики в России после 1917 г.................................. 52
2.10. Возможные путидальнейшего развития гимнастики.................... 64
Глава 3. Терминология гимнастики........................................................... 66
3.1. Характеристика гимнастической терминологии........................... 66
3.2. Правила употребления гимнастической терминологии............... 67
3.2.1. Способы образования терминов.......................................... 67
3.2.2. Правила применения терминов........................................... 68
3.2.3. Правила сокращения терминов........................................... 69
3.3. Запись гимнастических упражнений............................................. 71
3.3.1. Формы и типы записи упражнений..................................... 71
3.3.2. Текстовая запись конкретных упражнений......................... 72
489
3.4. Правила записи общеразвивающих упражнений......................... 74
3.4.1. Запись общеразвивающих упражнений без предмета........ 74
3.4.2. Положения и движения звеньев тела................................... 77
3.4.3. Запись общеразвивающих упражнений с предметами....... 81
3.5. Правила записи упражнений: на снарядах, вольных,
акробатических и художественной гимнастики............................ 84
3.5.1. Запись упражнений на гимнастических снарядах.............. 84
3.5.2. Упражнения на гимнастической стенке, скамейке
и в парах................................................................................ 86
3.5.3. Запись акробатических упражнений................................... 89
3.5.4. Запись вольных упражнений................................................ 91
3.5.5. Запись упражнений художественной гимнастики.............. 92
Глава 4. Предупреждение травматизма на занятиях
по гимнастике................................................................................ 94
4.1. Причины травматизмаи способы его предупреждения................ 94
4.2. Характеристика травм на занятиях по гимнастике
и их профилактика.......................................................................... 97
4.3. Требования к месту проведения занятий...................................... 98
4.4. Страховка, помощь и самостраховка как меры
предупреждения травматизма.......................................................101
4.5. Обучение приемам страховки и помощи..................................... 103
4.6. Врачебный контроль и самоконтроль.......................................... 105
Глава 5. Основы техники гимнастических упражнений...................... 108
5.1. Техника гимнастических упражнений и закономерности,
лежащие в ее основе..................................................................... 108
5.2. Статические упражнения.............................................................. 113
5.3. Динамические упражнения...........................................................116
5.3.1. Основные понятия и законы динамики.............................118
5.3.2. Отталкивание и приземление.............................................119
5.3.3. Реактивное движение и реактивная сила (реакция
опоры), хлестовое движение...............................................121
5.3.4. Вращательные движения.....................................................123
5.3.5. Маховые упражнения......................................................... 126
5.3.6. Силовые упражнения.......................................................... 129
5.4. Правила анализа техники исполнения гимнастических
упражнений....................................................................................130
Глава 6. Основы обучения гимнастическим упражнениям..................132
6.1. Теоретические и методологические основы обучения
гимнастическим упражнениям......................................................132
6.2. Знания, двигательные умения,навыки и способности
гимнастов....................................................................................... 134
6.3. Обучение гимнастическим упражнениям................................... 144
6.3.1. Ознакомление с изучаемым упражнением, создание
о нем предварительного представления............................ 146
490
6.3.2. Разучивание упражнения................................................... 153
6.3.3. Закрепление и совершенствование техники исполнения
упражнения......................................................................... 155
6.4. Практическая реализация принципов дидактики
при обучении упражнениям......................................................... 156
6.5. Методы, приемы и условия успешного обучения
гимнастическим упражнениям..................................................... 158
Глава 7. Физкультурные залы, гимнастические площадки
и их оборудование....................................................................... 164
7.1. Физкультурные залыи их оборудование...................................... 164
7.2. Многокомплексные гимнастические снаряды.............................171
7.3. Гимнастические площадкии их оборудование.............................174
7.4. Технические средства, используемые на занятиях
по гимнастике в общеобразовательной школе.............................176
Глава 8. Методика проведения научной работы по гимнастике.........178
8.1. Гимнастика как научная дисциплина...........................................178
8.2. Структура научно-исследовательской работы и этапы
ее проведения................................................................................ 183
8.3. Методологические характеристики исследования...................... 187
8.3.1. Выбор темы исследования.................................................. 188
8.3.2. Проблема и актуальность исследования............................ 189
8.3.3. Гипотеза, цель и задачи исследования............................... 192
8.4. Методы исследования................................................................... 196
8.4.1. Анализ и обобщение литературных данных...................... 196
8.4.2. Педагогическое наблюдение............................................... 198
8.4.3. Опрос (анкетирование, интервью, беседа)........................ 199
8.4.4. Теоретические методы научного познания....................... 200
8.4.5. Педагогическое тестирование............................................ 201
8.4.6. Педагогический эксперимент............................................. 202
8.4.7. Формулирование выводов и подведение
итогов исследования........................................................... 203
8.5. Требования к стилю написанияи оформлению работы............. 205
Часть II. Основные средства гимнастики............................................... 209
Глава 9. Строевые, общеразвивающие и прикладные упражнения... 209
9.1. Строевые упражнения.................................................................. 209
9.2. Общеразвивающие упражнения...................................................218
9.3. Прикладные упражнения............................................................. 224
Глава 10. Упражнения гимнастического многоборья............................. 238
10.1. Вольные упражнения.................................................................... 238
10.2. Упражнения на коне..................................................................... 243
10.3. Упражнения на кольцах................................................................ 250
10.4. Опорные прыжки.......................................................................... 260
10.5. Упражнения на брусьях.................................................................271
491
10.6. Упражнения на перекладине........................................................ 284
10.7. Упражнения на брусьях разной высоты...................................... 295
10.8. Упражнения на гимнастическом бревне..................................... 301
Глава 11. Акробатические упражнения.................................................... 308
11.1. Характеристика и назначение акробатических
упражнений................................................................................... 308
11.2. Обучение основным акробатическим упражнениям...................310
Глава 12. Упражнения художественной и ритмической
гимнастики................................................................................... 325
12.1. Характеристика и назначение упражнений художественной
гимнастики.................................................................................... 325
12.2. Характеристика и назначение упражнений ритмической
гимнастики.................................................................................... 334
12.2.1. Содержание упражнений.................................................... 336
12.2.2. Составление комплексов упражнений............................... 340
12.3. Музыкально-ритмическое воспитание........................................ 344
12.4. Музыкальное сопровождение на занятиях по гимнастике........ 353
Часть III. Основы формы занятий гимнастикой................................... 358
Глава 13. Занятия гимнастикой в общеобразовательных
учреждениях................................................................................. 358
13.1. Урок гимнастики в школе............................................................. 358
13.1.1. Общие требования к уроку и его типы.............................. 358
13.1.2. Построение и структура урока........................................... 360
13.1.3. Организация урока и способы управления
занимающимися.................................................................. 369
13.2. Особенности занятий гимнастикой с учащимися,
имеющими отклонения в состоянии здоровья
и физического развития.................................................................375
13.3. Формы занятий по гимнастикев режиме учебного дня.............. 378
13.4. Внеклассные формы занятий гимнастикой................................ 381
13.5. Массовые гимнастические выступления и праздники............... 384
13.5.1. Программа выступлений.................................................... 385
13.5.2. Сценарий массового выступления..................................... 391
13.5.3. Подготовка и проведение выступления............................. 393
Глава 14. Прогнозирование способностей гимнастов и методика
отбора детей для занятий гимнастикой со спортивной
направленностью......................................................................... 395
14.1. Требования гимнастики как вида спорта к способностям
занимающихся............................................................................... 395
14.2. Изучение и развитие способностей у гимнастов........................ 395
14.3. Контроль за функциональным состоянием
занимающихся................................................................................416
Глава 15. Основы спортивной тренировки юных гимнастов................ 420
15.1. Ориентация и отбор детей для занятий гимнастикой
со спортивной направленностью................................................. 420
15.2. Спортивная тренировка................................................................ 423
15.3. Этапы спортивной тренировки.................................................... 425
15.3.1. Начальная спортивная тренировка.................................... 426
15.3.2. Начальная специализированная тренировка.................... 427
15.3.3. Углубленная специализированная тренировка
гимнастов 13 — 16 лет.......................................................... 428
15.4. Принципы спортивной тренировки гимнастов.......................... 430
15.5. Путь к высокому спортивному мастерству.................................. 432
Глава 16. Планирование и учет работы по гимнастике......................... 434
16.1. Планирование учебной работы по гимнастике в школе............ 435
16.2. Планирование учебного материала по гимнастике в высших
учебных учреждениях.................................................................... 441
16.3. Оценка и учет успеваемости......................................................... 443
16.4. Планирование и контроль учебно-тренировочного процесса
по гимнастике................................................................................ 444
Глава 17. Организация и проведение соревнований
по гимнастике.............................................................................. 447
17.1. Педагогическое и агитационное значение соревнований.......... 447
17.2. Виды и характеристика соревнований........................................ 448
17.3. Документы, необходимыедля проведения соревнований.......... 449
17.4. Состав и работа судейской коллегии на соревнованиях............ 455
17.5. Подготовка и проведение соревнований..................................... 456
17.6. Судейство соревнований.............................................................. 458
17.7. Особенности проведения массовых соревнований.................... 459
17.8. Подготовка судей по гимнастике................................................. 461
Глава 18. Методическая подготовка учителя физической культуры,
специалиста в области гимнастики.......................................... 462
18.1. Методическая подготовка студентов на занятиях
по гимнастике................................................................................ 462
18.2. Основы педагогического мастерства учителя физической
культуры и его профессиональный имидж.................................. 464
Приложение............................................................................................473
Краткий словарь гимнастических терминов................................473
Конспект урока № 28 для VI класса............................................ 479
Штрихкод:   9785769580024
Бумага:   Офсет
Масса:   550 г
Размеры:   217x 145x 25 мм
Тираж:   1 000
Литературная форма:   Учебник
Тип иллюстраций:   Черно-белые
Метки:  Близкие метки
Отзывы
Найти пункт
 Выбрать станцию:
жирным выделены станции, где есть пункты самовывоза
Выбрать пункт:
Поиск по названию улиц:
Подписка 
Введите Reader's код или e-mail
Периодичность
При каждом поступлении товара
Не чаще 1 раза в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Мы перезвоним

Возникли сложности с дозвоном? Оформите заявку, и в течение часа мы перезвоним Вам сами!

Captcha
Обновить
Сообщение об ошибке

Обрамите звездочками (*) место ошибки или опишите саму ошибку.

Скриншот ошибки:

Введите код:*

Captcha
Обновить