Диагностическая деятельность педагога Диагностическая деятельность педагога В пособии диагностика впервые представлена как способ гуманитаризации образования и составляющая профессиональной деятельности педагога-практика. Объясняются не только особенности, принципы и содержание, но и трудности, противоречия и риски диагностической деятельности, пути совершенствования диагностической культуры педагога. Для студентов педагогических специальностей высших и средних профессиональных учебных заведений, слушателей системы повышения квалификации и переподготовки работников образования. Как справочно-методическое пособие может быть полезно педагогам и использоваться в работе методических служб учреждений и органов управления образованием. Academia 978-5-7695-4982-3
367 руб.
Russian
Каталог товаров

Диагностическая деятельность педагога

Временно отсутствует
?
  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы о товаре
  • Отзывы ReadRate
В пособии диагностика впервые представлена как способ гуманитаризации образования и составляющая профессиональной деятельности педагога-практика. Объясняются не только особенности, принципы и содержание, но и трудности, противоречия и риски диагностической деятельности, пути совершенствования диагностической культуры педагога. Для студентов педагогических специальностей высших и средних профессиональных учебных заведений, слушателей системы повышения квалификации и переподготовки работников образования. Как справочно-методическое пособие может быть полезно педагогам и использоваться в работе методических служб учреждений и органов управления образованием.
Отрывок из книги «Диагностическая деятельность педагога»
ОТ АВТОРА
Чтобы понять, зачем нужна эта книга, обратимся к двум
коротким историям из школьной жизни.
История первая. Ее мне рассказала моя знакомая.
Забирая своего сына первоклассника после уроков из
школы, она спросила у него:
— Ну, как сегодня прошел день?
— Да так себе… Учительница какая-то обманщица.
— Разве можно так говорить про учительницу?!
— А зачем она обманывает: «Сегодня мы познакомились с буковкой “м”». Я ее и раньше зналѕ
История вторая. При аттестации одного из лицеев я спросил директора и его заместителя по воспитатель
ной работе:
— В плане воспитательной работы лицея стоит проведение вечера о любви к хлебу. У ваших учеников есть какие-то проблемы с этим?
— То есть?.. — поинтересовались руководители лицея.
— Ну, вы собираетесь воспитывать любовь к хлебу, значит, ваши лицеисты его не любят?
— Как это? — опять не поняли коллеги.
— Я пытаюсь уяснить причины, по которым вы выбрали
именно эту тему. Мне было бы понятно, если бы вы запланировали вечер о любви к стенам (они у вас исписаны), о
любви к партам (они у вас изрезаны), но о любви к хлебу…
Я не увидел брошенных кусков ни в столовой, ни около нее,
не видел играющих булкой в футбол подростков. Может,
они и без вас к хлебу относятся вполне нормально?
— Так что, разве они не должны любить хлеб?
— …
Что роднит эти истории? Очевидно, полное невнимание к реальному ребенку, его знаниям, опыту, интересамѕ
Педагоги основываются на наивном предположении, что
до них, без них, помимо них ничего в ребенке не может
быть сформировано и развито, что ребенок — это tabula
rasa, чистая доска, на которой можно писать все, что угодно.
А в ответ они получают совершенно понятное и предсказуемое отношение со стороны «объектов педагогического
влияния»: нежелание «формироваться», «развиваться»,
«воспитываться» по написанным планам, сценариям, раз-
работкам, неготовность ребят к сотрудничеству с педагогами. Чтобы обучать и воспитывать эффективно, нужно
знать реального ребенка, его действительные проблемы,
поэтому диагностика должна стать неотъемлемой составляющей педагогической деятельности.
В свое время немало говорилось о педагоге как о «ваятеле духовного мира личности», «инженере человеческих
душ». Эти представления и поныне существуют, озвучиваются и продолжают наносить свой (часто непоправимый)
вред и детям, и учителям. Если уж пользоваться подобны-
ми сравнениями, то педагог скорее садовник, который помогает ростку «проклюнуться» из зернышка, а затем сформироваться в здоровое и красивое растение. При этом из
сливовой косточки бесполезно выращивать, к примеру,
кипарис. Ребенок — не глина, не конструкционный мате-
риал для воплощения наших педагогических замыслов. Он
(как это ни странно звучит) — живое и развивающееся по
собственным законам существо. Причем часть этих законов являются общими для данного возраста, пола, обстоятельств, а другие зависят от индивидуального жизненно-
го пути конкретного человека, его предшествующего опыта
и представлений о себе, семейных традиций, состояния
здоровья. К сожалению, педагоги зачастую работают не с
человеком, а с его трафаретным образом.
В начале своего педагогического пути, когда я работал
вожатым в самом младшем отряде загородного оздоровительного (тогда — пионерского) лагеря, нечаянно услышал
разговор ребят 6 — 7 лет. Меня привлекла фраза «Мы не
дети, мы люди!» Ребята обсуждали отношение к себе со
стороны взрослых. При этом вполне разумно приводили
различные доводы и объяснения. Вывод, к которому они
пришли: «Мы маленькие люди!» Он стал для меня «золотым ключиком» в Страну Детства.
«Человеческое» отношение к обучаемым (или воспитанникам) обеспечивается тем, что педагог не формирует
их (не ваяет, не конструирует), а оказывает помощь (содействие) в самоосуществлении. Такая помогающая (содействующая) стратегия приводит к пониманию педагогической
деятельности как гуманитарной практики. Диагностика
лежит в основе гуманитарного характера педагогической
деятельности, т.е. направленности ее на помощь в само-
становлении, самоутверждении, саморазвитии человека
(подробнее об этом см. раздел 3.3).
Возвращаясь к истории о пионерском лагере и моем
«золотом ключике», признаюсь, что лишь спустя годы я
понял, что «золотой ключик» в Страну Детства — это «ключ
без права передачи». Педагог должен, как врач, не разглашать сведения о диагностируемом или, как священник,
хранить тайну исповеди. Теперь эти положения закреплены действующим законодательством об образовании. Но
важно, чтобы они стали нравственной нормой профессио-
нального поведения педагога.
Педагогическая диагностика — это не выявление слабостей и недостатков человека для последующего их осуждения. Диагностические сведения — исходный материал
для профессиональной деятельности педагога, а не повод
для навешивания «ярлыков» или обличения кого-либо:
ребенка, его родителей, коллег-педагогов. Такое отношение к ребенку, к себе, к своему взаимодействию с другими участниками образовательного процесса обеспечивает
целостный характер педагогической деятельности, когда
развитие ребенка становится условием и предпосылкой
профессионально-личностного саморазвития педагога. Эти
и другие соображения навели меня на мысль написать пособие, в котором был бы реализован гуманитарно-целостный подход к педагогической диагностике.
Следует уточнить соотношение терминов «педагогическая диагностика» и «психолого-педагогическая диагностика», которые используются в данном пособии. Известно,
что со второй половины XIX в. развитие педагогической
диагностики осуществлялось параллельно с созданием
методов психодиагностики, причем эти процессы влияли
друг на друга. Педагогическая диагностика воспринималась как вторичное направление, складывающееся в русле
психодиагностики и имеющее подчиненный характер. Та-
кое мнение распространено и по сей день, однако оно
оспаривается многими учеными, которые считают, что
педагогическая диагностика — относительно самостоятельное направление, имеющее собственную специфику, особые задачи и методы. При этом признаются недостаточная
разработанность и теоретическая обоснованность данного
направления.
Не вдаваясь в детальный анализ, можно утверждать,
что предмет психологии — распознавание, выявление,
изучение процессов преобразования человека в личность,
индивидуальность и субъект деятельности, поведения и
отношений (т.е. в субъект собственной жизни), а педагогика изучает способы целенаправленного воздействия на
эти процессы, управления ими, их оптимизации. Объединение этих наук обеспечивает технологичность (т.е. законосообразность) педагогического знания и инструментальность
(т. е. прикладную направленность) психологического.
В рамках данного пособия понятие «педагогическая диагностика» носит обобщающий характер, поскольку диагностика в деятельности педагога, как правило, имеет
комплексный характер. Действительно, без психологиче-
ских знаний трудно себе представить гуманитарный харак-
тер педагогической деятельности. Говоря о «педагогической
диагностике», мы будем иметь в виду прежде всего приклад-
ной характер ее результатов, а говоря о «психолого-
педагогической диагностике» — объективный (насколько это
возможно) характер получаемого знания о ребенке и процессах его становления.
Пособие состоит из восьми глав. В первой главе опреде-
ляется специфика диагностической деятельности педагога,
ее назначение в системе образования и основные принципы.
Вторая глава посвящена истории становления диагностической деятельности в образовании. В третьей главе раскрываются современные критерии диагностической деятель-
ности педагога и обосновывается гуманитарно-целостная
концепция ее проектирования и осуществления. Четвертая
глава посвящена освоению отдельных методов диагностики в работе педагога. В пятой главе приводится основной
инструментарий для анализа полученных диагностических
результатов. Освоение материала шестой главы позволит
педагогу разрабатывать диагностические программы. Седьмая
глава посвящена стратегическим вопросам диагностической
деятельности. В восьмой главе рассматриваются этические
и правовые ограничения, а также вопросы профессионального самоопределения и саморазвития педагога в диагностической деятельности.
Материал глав распределен по темам. В конце пособия
имеется раздел «Ответы, подсказки, размышления», в
котором приводятся возможные варианты ответов и материал к выполнению упражнений. Предполагается, что
читатель будет спорить с автором — монополия на исти-
ну не принадлежит никому, но следует внимательно изучить предлагаемые способы решения и обосновать преимущества своего варианта.
Трудно не согласиться с мнением известного отечествен-
ного ученого О. С. Гребенюка, что психологическая и пе-
дагогическая науки — это сгусток многовекового опыта
образования подрастающих поколений, результат много-
летних исследований закономерностей развития и форми-
рования человека. При подготовке пособия были исполь-
зованы результаты исследований отечественных и зарубежных ученых, а также материалы и практические рекомендации кандидата педагогических наук М.С.Байматовой
(разделы 1.4, 2.1, 2.2, 2.3, 3.2, 4.1, 4.4, 4.5, 4.6, 5.1, 6.1),
кандидата педагогических наук М.И.Еременко (раздел 5.2),
кандидата педагогических наук, доцента Р. М.Кумышевой
(разделы 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, 4.6, 5.1, 5.3, 5.4, 6.2, 6.3, 6.4, 6.5,
8.2) и кандидата педагогических наук, доцента А.В.Моло-
жавенко (разделы 1.3, 3.1, 4.2, 4.4, 4.6, 6.2, 6.3, 8.1).
Мы не стремились подкрепить каждое положение об-
ращением к тем или иным авторитетам, дать исчерпываю-
щий обзор литературы по всем обозначенным проблемам.
В пособии сделана попытка по возможности наиболее
целостно представить значимые в настоящее время про-
блемы педагогической диагностики и способы их решения. К их обсуждению и приглашаются читатели.

Оставить заявку на описание
?
Содержание
От автора

Глава 1. Диагностика как сфера профессиональной деятельности педагога
1.1. Специфика диагностической деятельности педагога

1.2. Значение и функции диагностики в педагогической деятельности

1.3. Закономерности и принципы диагностической деятельности педагога

1.4. Современный диапазон диагностической деятельности в образовании

Глава 2. Возникновение и развитие диагностики в образовании

2.1. Истоки психолого-педагогической диагностики

2.2. Психолого-педагогическая диагностика в зарубежной педагогике

2.3. Психолого-педагогическая диагностика в отечественном образовании

Глава 3. Основные понятия теории и практики диагностики в системе образования

3.1. Диагностика в терминах и категориях

3.2. Теоретические подходы в диагностической деятельности

3.3. Гуманитарно-целостная концепция диагностической деятельности

Глава 4. Диагностические методы и методики

4.1. Критерии научности диагностических методов и методик

4.2. Наблюдение. Контент-анализ

4.3. Опыт и эксперимент

4.4. Методы опроса

4.5. Социометрические методы в педагогике

4.6. Тесты в педагогической диагностике

Глава 5. Количественное описание и интерпретация результатов диагностической деятельности

5.1. Шкалы и их применение в психолого-педагогической диагностике

5.2. Применение математических и статистических методов в психолого-педагогической диагностике

5.3. Педагогическая интерпретация диагностических данных

Глава 6. Логика и структура диагностической деятельности педагога

6.1. Человек как объект диагностики

6.2. Диагностика личностного становления школьника

6.3. Диагностика индивидуального развития школьника

6.4. Диагностика субъектного развития школьника

6.5. Диагностика педагогических возможностей среды

Глава 7. Моделирование в диагностической деятельности педагога

7.1. Возможности моделирования в диагностической деятельности педагога

7.2. Структура и этапы педагогического диагностирования

7.3. Диагностика в структуре педагогического процесса

Глава 8. Диагностическая культура педагога

8.1. Трудности, противоречия и риски в диагностической деятельности педагога

8.2. Культура как характеристика диагностической деятельности педагога

Заключение

Ответы, подсказки, размышления

Приложения
Аудитория:   12 лет и старше
Бумага:   Офсет
Масса:   367 г
Размеры:   60x 90x 16 мм
Тираж:   1 500
Литературная форма:   Учебное пособие
Сведения об издании:   2-е издание
Отзывы
Найти пункт
 Выбрать станцию:
жирным выделены станции, где есть пункты самовывоза
Выбрать пункт:
Поиск по названию улиц:
Подписка 
Введите Reader's код или e-mail
Периодичность
При каждом поступлении товара
Не чаще 1 раза в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Мы перезвоним

Возникли сложности с дозвоном? Оформите заявку, и в течение часа мы перезвоним Вам сами!

Captcha
Обновить
Сообщение об ошибке

Обрамите звездочками (*) место ошибки или опишите саму ошибку.

Скриншот ошибки:

Введите код:*

Captcha
Обновить