Конфликтология в социальной работе Конфликтология в социальной работе В пособии раскрываются социальная природа конфликта и его особенности, рассматриваются структура и этапы развития конфликта. Особое внимание уделяется управлению конфликтами в социальной работе, методикам разрешения конфликтов в процессе социальной работы. Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно также специалистам по социальной работе. Академия 978-5-7695-4937-3
540 руб.
Russian
Каталог товаров

Конфликтология в социальной работе

Временно отсутствует
?
  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы о товаре
  • Отзывы ReadRate
В пособии раскрываются социальная природа конфликта и его особенности, рассматриваются структура и этапы развития конфликта. Особое внимание уделяется управлению конфликтами в социальной работе, методикам разрешения конфликтов в процессе социальной работы. Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно также специалистам по социальной работе.
Отрывок из книги «Конфликтология в социальной работе»
ВВЕДЕНИЕ
Эволюция цивилизации сопровождается возникновением и развитием самых разнообразных конфликтов. Конфликты, являясь частью жизни каждого индивида, порождают проблемы как индивидуального, так и социального характера; различные по масштабу, причинам, структуре, длительности и «стоимости», они требуют единой методологии как при исследованиях, так и при практическом
их регулировании.
Понимание конфликта как социального явления и определение
его роли в социогенезе, определение детерминант конфликтного поведения — приоритетные в настоящее время направления конфликтологии.
Конфликт — важная составляющая социально-психологических проблем, но, несмотря на постоянно растущее число исследований в этом направлении, проблема конфликта остается во многом неразрешенной. В отечественной и зарубежной психологической науке существуют различные взгляды на природу конфликтов и их социальную роль. Противоположные позиции представлены как в зарубежной психологии и социологии (Р.Дарендорф, Г. Зиммель, Л. Козер, К. Левин, Д. Морено, Т. Парсонс, У.Сам нер, А.Смолл, К.Томпсон, К.Хорни, К.Юнг, Р.Блейк и Дж.Моутон, Р. Ликерт и Дж. Г. Ликерт, М.Фоллет, M. Раким, K.Томас), так и в отечественной психологии (К.А.Абульханова-Славская, B.C.Алишев, О.В.Аллахвердова, А.Я.Анцупов, Н.В.Гришина, А.И.Донцов, С.И.Ерина, М.М.Кашапов, Н.В.Клюева, Т.И.Марголина, B. C.Мерлин, В. Н. Мясищев, В. В. Новиков, Л.А. Петровская, Т.А. Полозова, С.Л. Прошанов, А.А. Реан, В.П.Трусов, Б.И.Хасан, В.А.Хащенко, Р.Х.Шакуров, А.И.Шипилов).
В процессе конфликта изменяется система отношений и ценностей, люди как бы по-иному начинают воспринимать реальность, совершая поступки, которые были для них ранее несвойственны.
Конфликтом принято называть трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями. Буквально слово «конфликт» означает «столкновение».
Конфликты, как правило, возникают между людьми в связи с
решением тех или иных вопросов их жизнедеятельности, а также в условиях противоречий. Однако не всякое противоречие приводит к конфликтам. Это случается тогда, когда оно затрагивает интересы людей, социальный статус личности или группы, престиж, моральное достоинство.
Социальная работа как учебная дисциплина призвана решать
весьма важные задачи по формированию социального работника-профессионала, среди которых — овладение умениями с гражданских, гуманистических позиций анализировать и оценивать социальные явления и конфликтные ситуации, компетентно определять пути и способы оптимального разрешения социальных проблем,
а также знаниями методик моделирования и прогнозирования
социальных процессов, происходящих в обществе, конкретных
общностях и малых группах.
Социальная работа рассматривается как деятельность, цель
которой — разрешение разнообразных конфликтов человека (клиента), попавшего в силу тех или иных жизненных обстоятельств в кризисную ситуацию. Поэтому в современных условиях социальная работа как прикладная наука вынуждена опираться на парадигмы различных теорий. Например, в толковом словаре «Социальные технологии» отмечены два подхода: системный, или структурный (социально-организационный), и психосоциальный.
Конфликт в свете используемых в социальной работе традиционных теоретических подходов рассматривается как явление скорее деструктивное и потому требующее скорейшего вмешательства.
Следовательно, профессиональное взаимодействие с клиентом, как правило, строится в форме психосоциальной терапии, цель которой — разрешение конфликтов или предотвращение их развития.
Современная теория конфликта доказывает, что конфликт —
многоаспектный феномен. По мнению американского социолога
Р.Парка, только там, где присутствует конфликт, поведение становится сознательным.
Будучи одной из фундаментальных социальных парадигм XX в., теория конфликта не только может, но и должна быть воспринята и использована современной теорией социальной работы, так как конкуренция и конфликт являются основой всех видов и форм социальных практик и взаимодействий. В рамках социальной работы конфликт может рассматриваться на следующих уровнях.
1. Уровень фундаментальной социологической теории как методологически ориентированной базы профессиональной деятельности социального работника, как отправной точки для социального взаимодействия. Конфликт рассматривается как явление всеобъемлющее, содержащее в себе как положительные, так и отрицательные функции, способное выступать основой и дестабилизации, и стабильности социальных отношений.
2. Средний уровень. Социальный работник может использовать те или иные учения как основные подходы к анализу реальных социальных противоречий и конфликтов.
3. Уровень определенного вида психосоциальных технологий,
которые позволяют осуществлять профилактику, диагностику,
разрешение конфликта и управление конфликтной ситуацией.
Первым шагом социального работника в понимании проблемного поля социального конфликта, содержания деятельности в рамках конфликтного взаимодействия должно стать определение понятия «конфликт». Это сделать не просто.
Современных исследователей все больше и больше занимает
вопрос о легитимности, обоснованности их деятельности перед лицом как безграничных возможностей, так и «опасностей» современного естествознания. В связи с этим все чаще «классическое» естествознание определяют как частный случай современного естествознания и ставят вопрос о роли субъекта в социальной науке, пытаются ответить на вопросы: зачем? почему?
С тех пор как в ХIХ в. естествоиспытатели отпраздновали независимость естественной науки, разорвавшей оковы философии, в ХХI в. пытаются восстановить организующую роль философского мышления, поскольку в социологии и социальной психологии существует множество теорий, по-разному трактующих конфликт.
Так, где заканчивается противоречие и начинается конфликт?
Английский социолог Э.Гидденс четко разводит такие понятия, как «конфликт» и «противоречие». По его мнению, конфликт — реальная борьба, не зависящая от причин, его вызвавших, тогда как противоречие — это несовпадающие интересы, которые не всегда приводят к столкновению. Разводя понятия «конфликт» и «противоречие», другие авторы называют «противоречие» конфликтной
ситуацией.
«Социальная работа является особым видом деятельности,
цель которой — удовлетворение социально гарантированных и
личностных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий, содействующих восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию».
В рамках данного определения социальной работы конфликт
необходимо рассматривать во всех аспектах его развития в социуме: «противоречие—конкуренция—конфликт».
Содержание
Введение

Раздел I. Понятие конфликта и его развитие
в социальной работе

Глава 1. Возникновение конфликтологических идей, становление конфликтологии

Глава 2. Социальная природа конфликта, его особенности

2.1. Значение социальной напряженности и конфликта в социальной работе

2.2. Социальные коммуникация и конфликты

2.3. Личностные причины конфликтов

2.4. Культурные и возрастные факторы конфликта

Раздел II. Структура и этапы развития
конфликта

Глава 3. Структура конфликта

3.1. Источники конфликта

3.2. Субъекты конфликта (конфликтующие стороны)

3.3. Объект и предмет конфликта

3.4. Процесс конфликта

Глава 4. Развитие конфликта

4.1. Динамика конфликта и модели его развития

4.2. Объективное противоречие и его обострение

4.3. Инцидент и конфликтная ситуация

4.4. Реакция субъектов на конфликт: деструктивный
и конструктивный пути развития конфликтов

Раздел III. Управление конфликтами в социальной работе

Глава 5. Межличностные и межгрупповые процессы

5.1. Сотрудничество, компромисс и конкуренция

5.2. Конструктивная дискуссия

5.3. Проблема коммуникации в конфликтных ситуациях

5.4. Проблема принятия решения во время конфликта

5.5. Саморегуляция социального работника в процессе разрешения конфликта

5.6. Моббинг-конфликт

Глава 6. Модели управления развитием конфликтов в социальной работе

6.1. Управление конфликтом

6.2. Конструктивные и диструктивные последствия конфликта

6.3. Урегулирование и разрешение конфликта

6.4. Подходы к управлению развитием конфликтов

6.5. Медиация (посредничество): процесс и стадии

6.6. Разновидности ролей посредника

6.7. Особенности деятельности посредника и основы эффективного посредничества

6.8. Первоначальный контакт с конфликтующими сторонами
и выбор стратегии медиации


6.9. Отношения между посредником и субъектами конфликта
и влияние их на принятие решения

6.10. Методы сбора данных о конфликте: интервью, анализ
конфликта и создание плана медиации

Глава 7. Методики разрешения конфликтов в процессе социальной работы

7.1. Разрешение конфликтов в социальной работе: актуальные проблемы, дискуссии и тенденции

7.2. Ведение переговоров

7.3. Сферы разрешения конфликтов социальными работниками

Практикум по конфликтологии

Словарь терминов

Литература
Штрихкод:   9785769549373
Аудитория:   18 и старше
Бумага:   Офсет
Масса:   280 г
Размеры:   220x 145x 16 мм
Тираж:   2 500
Литературная форма:   Учебное пособие
Тип иллюстраций:   Без иллюстраций
Отзывы
Найти пункт
 Выбрать станцию:
жирным выделены станции, где есть пункты самовывоза
Выбрать пункт:
Поиск по названию улиц:
Подписка 
Введите Reader's код или e-mail
Периодичность
При каждом поступлении товара
Не чаще 1 раза в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Мы перезвоним

Возникли сложности с дозвоном? Оформите заявку, и в течение часа мы перезвоним Вам сами!

Captcha
Обновить
Сообщение об ошибке

Обрамите звездочками (*) место ошибки или опишите саму ошибку.

Скриншот ошибки:

Введите код:*

Captcha
Обновить