Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме В учебном пособии рассматриваются классические подходы к управлению, эволюция управления как науки, а также отдельные типы современного менеджмента: инновационный, финансовый, инвестиционный, кадровый, информационный и менеджмент качества. Показаны специфические особенности управленческой деятельности, представлены основы организационных форм и структур управления предприятиями в условиях рыночной экономики. Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно слушателям курсов по подготовке и переподготовке кадров социально-культурного сервиса и туризма, работникам этой сферы деятельности. Академия, Academia 978-5-7695-5168-0
418 руб.
Russian
Каталог товаров

Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме

Временно отсутствует
?
  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы о товаре
  • Отзывы ReadRate
В учебном пособии рассматриваются классические подходы к управлению, эволюция управления как науки, а также отдельные типы современного менеджмента: инновационный, финансовый, инвестиционный, кадровый, информационный и менеджмент качества. Показаны специфические особенности управленческой деятельности, представлены основы организационных форм и структур управления предприятиями в условиях рыночной экономики. Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно слушателям курсов по подготовке и переподготовке кадров социально-культурного сервиса и туризма, работникам этой сферы деятельности.
Отрывок из книги «Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме»
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебное пособие написано в полном соответствии с типовой программой по курсу «Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме», утвержденной Учебно-методическим объединением Московского государственного университета сервиса. Эта программа предусматривает иной взгляд на менеджмент, чем тот, который представлен в изданных ранее книгах специалистов по менеджменту в социально-культурном сервисе (СКС) и туризме.
Целью данного учебного пособия является ознакомление студентов, обучающихся по специальности «Социально-культурный сервис и туризм», не только с классическими подходами к управлению, эволюцией управления как науки и другими вопросами, но и с отдельными типами менеджмента: инновационным, финансовым, инвестиционным, кадровым, информационным и менеджментом качества.
Учитывая ограниченность учебного времени, выделяемого на изучение типов менеджмента, в данном учебном пособии они изложены по стандартной схеме: сущность каждого типа, организационное обеспечение определенного вида деятельности в индустрии гостеприимства и основные этапы по организации данной подсистемы общей системы менеджмента предприятий.
Отражая в известной мере специфику сферы туризма и гостиничного бизнеса, акцент в учебном пособии сделан на основах современного менеджмента.


Раздел 1
ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ
1.1. ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Практические приемы управления использовались еще в глубокой древности. Так, на глиняных табличках, датированных третьим тысячелетием до нашей эры, записаны сведения о коммерческих сделках и законах Древней Шумерии, которые являются неоспоримым доказательством существования там практики управления. Археологические раскопки предоставили доказательства существования и еще более древних систем организации и управления.
С течением времени управление организациями становилось все более четким и сложным, а сами организации — более структурированными и устойчивыми. Хорошим примером тому может служить государственное управление в Римской империи.
В настоящее время существуют различные подходы к структурированию процесса развития теории и практики менеджмента: по авторам, по времени создания, по странам и т. п.
Развитие управления не являлось последовательным движением вперед. Скорее, это были несколько подходов, которые часто совпадали по отдельным направлениям.
С изменением практики управления, развитием техники и технологии менялось и учение об управлении, но управленческая мысль никогда пассивно не следовала за практикой менеджмента.
Более того, выдвинутые и сформулированные ведущими умами
управленческой мысли новые идеи в области управления и новые подходы к его осуществлению обычно означали рубежи, отмечавшие широкие преобразования в практике управления.
В современном управлении можно встретить отдельные проявления старых приемов и методов, в частности это относится к структуре римской католической церкви, однако в целом характер такого управления отличается от современного менеджмента (табл. 1).

1.2. ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ
Теория управления как наука является относительно новым
явлением в истории бизнеса. Первая радикальная идея появилась в статье «Инженер как экономист» Генри Р. Тауна, основателя и президента «Эйле энд Таун Манифактуринг Компани». В этой статье Таун утверждал, что менеджмент является областью изучения, равной по важности инженерному делу. Как основатель торговой
палаты Таун оказал значительное влияние на деловой мир. Его статья часто упоминается как начальная точка отсчета современной науки управления.

1.2.1. Научная школа (школа научного управления). 1885—1920 гг.
Научное управление было первым систематизированным подходом в истории управленческой мысли. Его самая важная черта связана с поиском наиболее продуктивного использования человеческих и материальных ресурсов. При этом преобладало механистическое понимание человека, его места в организации и сущности его деятельности. В числе первых исследователей в области научного управления можно назвать Ф.У.Тейлора, Фрэнка и Лилиан Гилбрет.
Фредерик Уинслоу Тэйлор (1856 —1917) по образованию инженер.
Он поступил на «Midvale Steel Works» рабочим, быстро поднялся по служебной лестнице до начальника цеха и позже стал главным инженером этого предприятия. После этого работал на «Bethlehem Steel Works», затем стал заниматься консультационной деятельностью и распространением своих идей. Тейлор впервые опубликовал
свои взгляды на управление в статье, озаглавленной «Система кусочных расценок» и прочитанной им в Американском обществе инженеров-механиков в 1895 г. Его идеи были развиты в книгах «Цеховое управление» (1903) и «Основы научного менеджмента» (1911). В связи с трудностями, вызванными попытками применения его принципов в государственном арсенале, в 1911 г. был учрежден специальный комитет палаты представителей для исследования тейлоровской системы цехового управления. В 1947 г. работы Тейлора «Цеховое управление», «Основы научного менеджмента» и его показания специальному комитету были объединены и опубликованы под названием «Научный менеджмент».
Тейлор выделял следующие рациональные методы
управления:
• разделение производственных операций на составные элементы;
• подход к управлению как к активному фактору производства;
• разделение труда непосредственно в сфере управления;
• выделение планирования в качестве особой функции управления;
• применение принципа принудительной централизации орудий труда, технологических процессов, а также условий труда и методов труда;
• введение карт-инструкций;
• введение высоких научно обоснованных норм времени на отдельные операции;
• совершенствование оплаты труда для стимулирования роста выработки;
• строгое иерархическое подчинение;
• тесное сотрудничество администрации и рабочих.
Главным в концепции Ф. Тэйлора является то, что он настаивает на максимальной специализации и устранении всех посторонних элементов с целью концентрации на существе задания. Он применяет свою концепцию также к управлению, считая при этом, что работа типичного заводского контролера (такого, как клерк по стоимости, клерк по времени, инспектор, руководитель по ремонту,
руководитель, следящий за дисциплиной) состоит из ряда различных функций. Он убежден, что эти функции могут быть выделены и исполняться разными специалистами, каждый из которых был бы ответствен за свой участок работы и за рабочих. Тейлор называет эту систему «функциональным менеджментом» и для сравнения приводит систему эффективности обучения в школе, где в каждом классе преподают учителя-предметники, и в школе, где один учитель преподает все дисциплины.
Имя Тэйлора стало синонимом термина «научный менеджмент».
Его идеи поддержали многие, в частности Гантт, Гилберты, Бедо, Роуэн и Халси. Они развили это направление, которое в настоящее время называется исследованием работы или промышленной инженерией. Вместе с тем еще при жизни Тэйлора его идеи вызвали острую полемику о негуманности его системы, которая, как отмечалось, сводила рабочих на уровень эффективно функционирующих машин. В истории менеджмента он стал противоречивой фигурой, а его принципы остаются предметом многочисленных споров.
Среди других пионеров научного управления можно назвать супружескую пару Фрэнка Б.Гилбрета (1868 —1925) и Лилиан М.Гилбрет (1878 —1972). Гилбреты работали вместе над изучением утомляемости рабочего и его двигательной активности, а также над средствами улучшения общего состояния отдельного рабочего.
Ф.Гилбрет начал свой трудовой путь в качестве помощника
каменщика в начале 1900-х гг. и вместе с женой Лилиан изучал рабочие операции, используя кинокамеру в сочетании с микрохронометром — специально изобретенным им часовым механизмом. С помощью стоп-кадров Гилбреты смогли выявить и описать 17 основных движений кисти руки, которые назвали терблигами (от своей фамилии, написанной «задом наперед»).
Согласно теории Гилбретов, движения рабочего и его усталость прямо соотносятся. Когда из действий рабочего устраняли ненужное движение, снималась также определенная сумма усталости. Это не только делало труд рабочего более эффективным, но и отражалось на его общем состоянии. В своем подходе Гилбреты стояли на
научной основе, поскольку стремились к устранению бесполезных и непродуктивных действий на рабочем месте. Строго анализируя составные части трудового процесса, они искали единственный, наиболее эффективный путь исполнения работы.
Последователи Ф. Тейлора Фрэнк и Лилиан Гилбрет проводили исследования двигательной активности, а также уделяли большое внимание организации рабочего места как целого. Они разработали план продвижения для рабочих, который включал три части: рабочий сделал свою работу; рабочий обучил своего последователя; рабочий приобрел новые навыки и подготовил себя для движения к более сложной работе.
После смерти мужа Лилиан продолжила работу, но несколько
в новом направлении — исследовании человеческого фактора. В ее работах акцентировалось внимание на том, что сегодня известно как человеческий ресурс управления. Особое внимание она сосредоточила на научном отборе, обучении и распределении служащих.
Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало признаваться самостоятельной областью научных исследований. Впервые руководители-практики и ученые увидели: методы и подходы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике достижения целей организации.

Оставить заявку на описание
?
Содержание
Предисловие

Раздел 1. Теория управления производством

1.1. Эволюция управления

1.2. Школы управления

1.2.1. Научная школа (школа научного управления). 1885-1920 гг.

1.2.2. Классическая (административная) школа управления. 1920-1950 гг.

1.2.3. Школа человеческих отношений и поведенческих наук. С 1930 г. по настоящее время

1.2.4. Количественная школа. С 1950 г. по настоящее время

1.3. Современные подходы к управлению

1.3.1. Процессный подход в менеджменте

1.3.2. Системный подход в менеджменте

1.3.3. Ситуационный подход в менеджменте

1.3.4. Развитие теории управления в России

Раздел 2. Менеджмент как вид деятельности и системы управления

2.1. Понятие и сущность менеджмента

2.1.1. Современные концепции и подходы к менеджменту

2.1.2. Функции менеджмента

2.2. Цели, принципы и структура менеджмента

2.2.1. Менеджмент и его основные виды

Раздел 3. Стратегия и тактика менеджмента

3.1. Стратегическое управление

3.1.1. Основные понятия и сущность стратегического управления

3.1.2. Основные этапы стратегического управления

3.2. Тактика менеджмента

3.2.1. Оперативное управление: методы и принципы

3.2.2. Основные этапы оперативного управления

Раздел 4. Организация и иерархическое построение процессов управления

4.1. Организация как функция менеджмента

4.2. Делегирование полномочий и ответственности

4.3. Сущность и типы организационных структур

4.3.1. Понятие организационной структуры управления и ее сущность

4.3.2. Типы организационных структур управления предприятием

4.3.3. Особенности организационных структур управления в социально-культурном сервисе и туризме

4.4. Принципы построения организационных структур управления предприятием

Раздел 5. Организационные и управленческие отношения в менеджменте

5.1. Коллектив и его особенности. Группа и групповая динамика. Формальные и неформальные группы

5.2. Управление конфликтами и стрессами

5.3. Руководство коллективом

5.3.1. Влияние, власть, лидерство

5.3.2. Методы и стили управления

Раздел 6. Особенности менеджмента в отдельных видах .. деятельности

6.1. Инновационный менеджмент

6.1.1. Сущность и задачи инновационного менеджмента

6.1.2. Основные этапы разработки инновационной политики фирмы

6.2. Финансовый менеджмент

6.2.1. Понятие, цели, задачи и функции финансового менеджмента

6.2.2. Организационное обеспечение финансовой деятельности предприятия

6.2.3. Этапы разработки финансовой стратегии

6.3. Управление инвестициями

6.3.1. Виды инвестиций, их классификация

6.3.2. Функции инвестиционного менеджмента. Основные этапы разработки инвестиционной стратегии

6.4. Управление персоналом предприятия

6.4.1. Понятие, функции и концепция управления персоналом

6.4.2. Общая система управления предприятием и кадровая служба

6.4.3. Разработка кадровой политики

6.5. Информационный менеджмент

6.5.1. Понятие, сфера и функции информационного менеджмента

6.5.2. Особенности информационного менеджмента в гостиничном бизнесе и туризме

6.5.3. Организационное обеспечение информационного менеджмента. Разработка систем комплексной автоматизации

6.6. Управление качеством

6.6.1. Понятие и сущность качества продукции и услуг

6.6.2. Создание служб управления качеством в социально-культурном сервисе и туризме

6.6.3. Основные этапы разработки политики управления качеством в турбизнесе

6.7. Антикризисный менеджмент

6.7.1. Виды кризисов, их симптомы, факторы, причины. Понятие и сущность антикризисного менеджмента

6.7.2. Создание службы антикризисного управления предприятием

6.7.3. Разработка антикризисной политики

Раздел 7. Общие требования к деятельности менеджера

7.1. Модель менеджера

7.2. Самоменеджмент

Раздел 8. Зарубежный опыт менеджмента

8.1. Опыт внутрифирменного управления в США

8.2. Особенности японского менеджмента

Вопросы и задания для самопроверки

Литература
Штрихкод:   9785769551680
Аудитория:   18 и старше
Бумага:   Офсет
Масса:   300 г
Размеры:   217x 145x 16 мм
Тираж:   4 000
Литературная форма:   Учебник
Сведения об издании:   5-е издание
Тип иллюстраций:   Схемы, Таблицы
Отзывы
Найти пункт
 Выбрать станцию:
жирным выделены станции, где есть пункты самовывоза
Выбрать пункт:
Поиск по названию улиц:
Подписка 
Введите Reader's код или e-mail
Периодичность
При каждом поступлении товара
Не чаще 1 раза в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Мы перезвоним

Возникли сложности с дозвоном? Оформите заявку, и в течение часа мы перезвоним Вам сами!

Captcha
Обновить
Сообщение об ошибке

Обрамите звездочками (*) место ошибки или опишите саму ошибку.

Скриншот ошибки:

Введите код:*

Captcha
Обновить