Методика воспитательной работы Методика воспитательной работы В пособии рассмотрены принципы гуманистической воспитательной системы, методы и приемы которой основаны на личностно-ориентиро-ванном подходе. Описана история ее развития, даны сравнительные характеристики различных воспитательных школ. Подробно изложены методика индивидуальной и коллективной работы с детьми, педагогические технологии, система психологической диагностики. Особое внимание уделено вопросам самоуправления и творческого самовоспитания личности в ученическом коллективе. Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно педагогам различных воспитательных и учебных учреждений. Academia 978-5-7695-4103-2
173 руб.
Russian
Каталог товаров

Методика воспитательной работы

Временно отсутствует
?
  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы о товаре
  • Отзывы ReadRate
В пособии рассмотрены принципы гуманистической воспитательной системы, методы и приемы которой основаны на личностно-ориентиро-ванном подходе. Описана история ее развития, даны сравнительные характеристики различных воспитательных школ. Подробно изложены методика индивидуальной и коллективной работы с детьми, педагогические технологии, система психологической диагностики. Особое внимание уделено вопросам самоуправления и творческого самовоспитания личности в ученическом коллективе. Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно педагогам различных воспитательных и учебных учреждений.
Отрывок из книги «Методика воспитательной работы»
Глава I. ВОСПИТАНИЕ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Воспитание как культурно-исторический феномен • Современные
подходы к воспитанию • Особенности воспитания • Воспитательный процесс и его сущность

1. ВОСПИТАНИЕ КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ
ФЕНОМЕН

Воспитание — процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе.

Любая деятельность становится продуктивной и развивающей,
если она осуществляется продуманно, осмысленно, с предвидением конечного результата. Не является исключением и воспитание как деятельность педагога. Являясь основной категорией педагогической науки, «воспитание» как понятие трактуется по-разному.
Издревле слово «воспитание» означало «вскармливание», «питание» ребенка. Но формирующемуся человеку нужна не только материальная, физическая пища, ему еще очень важна
пища духовная. Человеческое дитя становится Человеком только благодаря воспитанию, которое и обогащает его духовно и нравственно.
И сегодня воспитание является одной из основных категорий
педагогики, но при этом все-таки не имеет общепринятого определения. Воспитание как явление, определяющее развитие личности, можно рассматривать с различных точек зрения.
• Воспитание — это целенаправленная профессиональная деятельность педагога, направленная на максимальное развитие личности ребенка через вхождение его в контекст современной культуры и становление его как активного строителя собственной жизни на основе определения мотивов и ценностей.
• Воспитание — это целостный, сознательно организованный педагогический процесс формирования и образования личности в учебно-воспитательных учреждениях специально подготовленными специалистами.
• Воспитание — это целенаправленная, управляемая и открытая система взаимодействия детей и взрослых, направленная на развитие и саморазвитие человека в определенных культурных и социально-экономических условиях.
В зависимости от времени, уровня развития общества и его направленности (конкретно-исторических условий) менялось и понимание воспитания.
На протяжении многих сотен лет (до XIX в.) философы и ученые считали, что воспитание должно ориентироваться на формирование привычек, навыков по добыванию, производству продуктов питания, изготовлению одежды, жилища, орудий производства, уходу за детьми.
В течение многих веков воспитание на Руси подразумевало помощь человеку в овладении христианскими добродетелями сообразно его природе и назначению.
В XIX в. К.Д. Ушинский указывал на нравственные основы воспитания, определяя его как «духовное питание» воспитанника и восхождение на новый уровень отношений с миром и с самим собой.
В советский период XX в. осуществлялось коммунистическое воспитание, целью которого провозглашалось всестороннее гармоничное развитие личности в процессе передачи старшими поколениями общественно-исторического опыта новым, младшим поколениям через подготовку их к жизни и труду, необходимому для обеспечения дальнейшего развития общества.
В 90-е гг. XX в. воспитание рассматривалось как педагогическое управление процессом развития личности.
В современных условиях (начало XXI в.) Педагогический энциклопедический словарь, например, предлагает следующее определение: воспитание — относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется.
Мы видим, что подходы к определению понятия «воспитание»
разнообразны и разноплановы. Воспитание может рассматриваться как общественное явление, деятельность, процесс, ценность, система, воздействие, взаимодействие и т.д. Основой воспитания и сегодня являются общечеловеческие ценности, идеалы, законы нравственности. Оно целенаправленно и способствует приобретению человеком определенной системы знаний и взглядов, убеждений, умений и опыта.

2. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ
В современной теории воспитания к определению понятия «воспитание» существует два подхода: объектный и субъектный.
1. Объектный подход рассматривает ребенка как объект педагогического процесса. В этом случае главной направляющей силой развития и формирования ребенка является внешнее воздействие.
Многие ученые видят главный смысл воспитания в целенаправленном управлении развитием личности (М.Монтессори, Л.И.Новикова, С.Д.Поляков,
Н.Л. Селиванова), в целенаправленном воздействии на сознание и поведение ребенка (Ю.К.Бабанский), в целенаправленном создании условий для развития личности (А.В.Мудрик).
В ходе развития общества и педагогической мысли сложились
два уровня понимания воспитания: в широком смысле воспитание рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность, в узком смысле воспитание предстает как специально организованная деятельность воспитателей и воспитанников, направленная на реализацию целей воспитания в условиях педагогического процесса. Эта деятельность называется воспитательной работой педагога, целью которой является разностороннее развитие личности ребенка.
2. Субъектный подход ориентирует взгляд на ребенка как
субъекта воспитания. «Воспитание — это непрерывное становление к целостности» (Г.С.Батищев). «Воспитание — это способ связи требований и правил жизни с законами Вечности» (Я.А. Коменский). Воспитание — Теория воспитания — раздел педагогики, раскрывающий сущность,
закономерности, движущие силы воспитания, его основные структурные элементы, а также концепции воспитания и воспитательные системы.
Подход — это методологическая ориентация учителя, побуждающая к использованию определенной характерной совокупности взаимосвязанных идей, понятий и способов
педагогической деятельности.
это «путь овладения на Земле этикой существования» (Н. К. Рерих).
«Воспитание (от древнерусск. възъпитание — возвышенное, духовное питание человека, связанное с умением извлекать спрятанное) — деятельность по развитию духовного мира личности, направленная на оказание ей педагогической поддержки в самоформировании своего нравственного образа» (Е.В.Бондаревская, С.В.Кульневич). Такие взгляды предполагают признание ребенка как главной, высшей ценности в педагогическом процессе, осознание и признание его права на самоопределение, признание приоритетности субъект-субъектных отношений в области образования и воспитания. Только в результате построения таких отношений ребенок становится активным субъектом жизни (в том числе и воспитания). Гуманистическая парадигма воспитания, где ребенок рассматривается как субъект развития и воспитания, берет свое начало в философских трудах Б. Спинозы, Р. Декарта, И. Канта
и других ученых, которые пропагандировали новый взгляд на человека как на субъекта жизни, истории, культуры. Большое влияние на теорию воспитания оказали идеи гуманистической психологии (А.Маслоу, К.Роджерс и др.), педагогические взгляды и учения педагогов прошлого (К.Н.Вентцель, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, Я.Корчак и др.), призывавших строить педагогическую деятельность с учетом индивидуально-психологических, возрастных особенностей личности ребенка, помогать развитию
и совершенствованию его природных задатков. Гуманистические идеи воспитания легли в основу следующих подходов в воспитании.
Культурологический подход (Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова,
В.А.Караковский) предоставляет личности возможность не только прикоснуться к национальному культурному наследию, но и осознать себя творцом культурных ценностей.
Личностный подход (А.В.Мудрик) предполагает, что все психические процессы, свойства и состояния конкретного ребенка зависят от его индивидуальной и социальной жизнедеятельности и определяются закономерностями его развития. Надо помочь ребенку осознать себя как личность со своими возможностями через самоосознание и самоопределение.
Личностно-деятельностный подход (А. Г.Асмолов, Л.И. Божович, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев и др.) рассматривает ребенка как активного строителя собственной жизни. Педагогика должна помочь ему «стать самим собой». Обучение и воспитание должны строиться по линии субъектно-ориентированной
организации жизнедеятельности детей как субъектов совместной деятельности.
Личностно-ориентированный подход (Ш.А.Амонашвили,
Е.В.Бондаревская) предполагает действия педагога, направленные на преодоление противоречия между воспитанием «для всех» и воспитанием «для каждого» на основе внимания к личности, ее индивидуальному сознанию, жизненному опыту, индивидуальному творческому потенциалу. Личностно-ориентированное воспитание видит человека как главную ценность и цель воспитания,
поддерживает и развивает его субъектные свойства и индивидуальность, вводит его в мир культуры, пробуждает творческий потенциал личности, стимулирует ребенка к самостоятельности.
Системно-деятельностный подход рассматривает воспитание как целенаправленный процесс. Системное рассмотрение предполагает выделение структурных элементов, определение их функций, функциональных связей.
Средовый подход (Ю.С.Мануйлов) ориентирует на воспроизведение в воспитательном пространстве мира детства. Такой взгляд меняет традиционное представление о системе воспитания как устойчивой, неизменной, строго организованной на систему, близкую к среде жизнедеятельности, со спецификой самоорганизации,
актуализации деятельности каждого участника этой системы.
Субъектно-деятельностный подход (В.А. Сластёнин) строится на основе теории самоорганизации: воспитание основывается не на прямых причинно-следственных зависимостях, а протекает неоднозначно под воздействие разнообразных внешних и внутренних факторов. В соответствии с данной гуманистической парадигмой личность выступает как самоорганизующийся субъект в любых сферах деятельности.
Технологический подход (Г.К.Селевко) предполагает, что технология представляет практически обоснованную систему воспитательной деятельности, применяемую педагогом в целях преобразования окружающей среды и формирования духовных ценностей.
Философско-антропологический подход (Л.М.Лузина) строится
на стремлении педагога максимально учесть разносторонние знания о человеке с целью его целостного восприятия и понимания.
Воспитание осуществляется в контексте самой жизни во всей ее полноте и непосредственности.
Ценностный (аксиологический) подход (В.А.Караковский,
Н.Е.Щуркова) предполагает ориентацию на определенный набор ценностей, которые в большинстве технологий представлены общечеловеческими ценностями, а также понятиями: Человек (абсолютная ценность), Семья, Труд, Знание, Культура, Отечество, Земля, Мир.
Такое разнообразие гуманистических подходов свидетельствуют о том, что воспитание — это конкретно-историческое явление, которое тесным образом связано с политическим, социальным, экономическим, культурным развитием и состоянием общества. Поэтому воспитание рассматривается как социальное явление — исторически сложившаяся совместная деятельность людей по использованию духовных, материальных, финансовых,
человеческих ресурсов для развития членов общества на протяжении их жизни.

Оставить заявку на описание
?
Содержание
Глава I. Воспитание, воспитательный процесс 3
1. Воспитание как культурно-исторический феномен 3
2. Современные подходы к воспитанию 4
3. Особенности воспитания 7
4. Воспитательный процесс и его сущность 14
Глава II. Воспитательные системы школы и социума 19
1. Воспитательная система: сущность, структура,
характеристика основных компонентов 19
2. Этапы и методика становления и развития воспитательной системы, критерии оценки 22
3. Характеристика воспитательных систем 24
Гуманистическая воспитательная система (школа № 825
Москвы, система В.А.Караковского) 25
«Педагогика общей заботы» как воспитательная система . . 26
«Педагогика успеха» 27
Школа диалога культур 28
Воспитательная система сельской школы 31
Справедливые сообщества 33
Вальдорфская школа 35
Воспитательная система школ глобального образования . . 36
Воспитательные системы в социуме 37
Пионерская организация 38
Скаутская организация 39
Глава III. Система деятельности педагога-воспитателя 42
1. Система воспитательной работы школы и характеристика деятельности педагога-воспитателя 42
2. Методика планирования воспитательной работы в школе и классе 47
3. Личностно-ориентированный подход и методика
индивидуальной работы с учащимися 52
Глава IV. Методы педагогического взаимодействия 61
1. Педагогическое взаимодействие: сущность и принципы 61
2. Методы, приемы и средства воспитания 63
3. Алгоритм анализа педагогической ситуации и решения педагогических задач 68
Глава V. Детский коллектив в педагогическом процессе 70
1. Основные характеристики детского коллектива 70
Структура коллектива 71
Поле коллектива 71
Роли и статусы в коллективе 72
2. Этапы развития детского коллектива 73
3. Самоуправление в коллективе 74
4. Сотрудничество взрослых и детей 75
5. Организация коллективной деятельности 77
6. Разновидности детского коллектива 79
Глава VI. Методика работы с родителями школьника 83
1. Основы педагогического взаимодействия с родителями школьника 83
2. Психолого-педагогическая диагностика семьи 85
3. Педагогическое просвещение родителей 86
4. Формы сотрудничества с родителями школьника 90
Глава VII. Технология в воспитательном процессе 92
1. Общая характеристика педагогических технологий 92
2. Сущность технологического подхода к обучению
и воспитанию. Проектирование педагогических технологий . . 94
3. Использование технологического подхода
в воспитательном процессе 97
4. Психолого-педагогическая диагностика 101
5. Технология профессиональной ориентации школьников . . . . 106
Глава VIII. Национальное своеобразие воспитания 113
1. Сущность и содержание национального воспитания.
Воспитание интернационализма и культуры
межнационального общения. Толерантность и
веротерпимость 113
2. Патриотизм и гражданственность, основные характеристики.
Воспитание патриотизма и гражданственности 123
Глава IX. Организация учебной и самостоятельной работы
студентов 130
Семинар 1 130
Семинар 2 130
Семинар 3 131
Практическое занятие 1 132
Практическое занятие 2 132
Практическое занятие 3 133
Лабораторное занятие 1 134
Лабораторное занятие 2 134
Семинар 4 135
Семинар 5 137
Лабораторное занятие 3 138
Практическое занятие 4 139
Приложения 140
Аудитория:   18 и старше
Масса:   165 г
Размеры:   217x 145x 8 мм
Тираж:   2 500
Литературная форма:   Учебное пособие
Сведения об издании:   5-е издание
Тип иллюстраций:   Схемы
Отзывы
Найти пункт
 Выбрать станцию:
жирным выделены станции, где есть пункты самовывоза
Выбрать пункт:
Поиск по названию улиц:
Подписка 
Введите Reader's код или e-mail
Периодичность
При каждом поступлении товара
Не чаще 1 раза в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Мы перезвоним

Возникли сложности с дозвоном? Оформите заявку, и в течение часа мы перезвоним Вам сами!

Captcha
Обновить
Сообщение об ошибке

Обрамите звездочками (*) место ошибки или опишите саму ошибку.

Скриншот ошибки:

Введите код:*

Captcha
Обновить