Социальная психология личности Социальная психология личности В пособии характеризуется процесс усвоения человеком социального опыта и его активного воспроизводства через формирование установок и ценностей, а также рассматриваются особенности социального поведения человека, развития Я-концепции и идентичности. Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Academia 978-5-7695-5883-2
674 руб.
Russian
Каталог товаров

Социальная психология личности

Временно отсутствует
?
  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы о товаре
  • Отзывы ReadRate
В пособии характеризуется процесс усвоения человеком социального опыта и его активного воспроизводства через формирование установок и ценностей, а также рассматриваются особенности социального поведения человека, развития Я-концепции и идентичности. Для студентов учреждений высшего профессионального образования.
Отрывок из книги «Социальная психология личности»
Предисловие
Основная задача любого учебного пособия — познакомить
читателей, находящихся в начале своей профессиональной социализации, с традиционным знанием, одновременно очертив основные линии его развития, задав то «проблемное поле», в котором им придется осуществлять собственный научный поиск. Естественно, подобная задача предполагает определенный стиль изложения. Однако в области социальной психологии личности выдержать его, пожалуй, особенно трудно. Общеизвестное утверждение, что социальная психология имеет короткую историю, но
богатое прошлое, в наибольшей степени может быть отнесено
именно к той ее части, которая обращается к анализу личности.
Адекватно решить задачу знакомства читателя с социальной
психологией личности — одновременно и исторически сложившейся и лишь намечающей пути своего развития на рубеже тысячелетий — довольно трудно, если вообще возможно. Отсутствие целостности, определенная конфликтность самой предметной области вызывают сложности при необходимости ее учебного толкования. Признаемся, что именно вопросы структурирования
излагаемого материала составляли для нас наибольшую проблему.
Сложность построения учебного пособия, в центре внимания
которого — личность как социальное качество человека, обусловливается также общим состоянием наиболее содержательно близкой психологической области, а именно психологии личности.
Пожалуй, в психологической науке нет более спорного понятия, нежели «личность». История и современное состояние теоретического психологического знания включает в себя богатый спектр различных теорий личности. Авторы учебников по психологии личности в один голос говорят о невозможности однозначного
определения данного понятия, апеллируя либо к многогранности самого изучаемого феномена, либо к его принципиальной иллюзорности. Трудно не согласиться с точкой зрения А.Г.Асмолова, одного из признанных авторитетов в исследовании личности, утверждающего, что в этой области отсутствует единый стержень,
который позволял бы рассматривать ее как целостную систему знаний.
Нам представляется, что описанные трудности структурирования могут быть преодолены за счет выбора в качестве системообразующего какого-то одного «стержневого» понятия (или проблемы), которое, с одной стороны, указывало бы на его социально-психологическую принадлежность, а с другой — содержание которого бы обязательно отражалось в большинстве общепсихологических теорий личности. В качестве такого понятия нами было
выбрано понятие «социализация», хотя, естественно, — это далеко не единственный возможный подобный «стержень». Этот выбор и обусловил следующую логику изложения.
В первой части пособия дан краткий историко-гносеологический обзор модификаций социально-психологических трактовок проблемы «личность и общество» — в основном через анализ различных теорий социализации, а также сложившихся логик изучения содержания, институтов и различных агентов социализации.
Вторая его часть содержит анализ социального поведения человека и его возможных регуляторов: норм, ролей, ценностей.
Третья часть пособия посвящена вопросам взаимосвязи аттитюдов и поведения.
В четвертой части представлены возможные «ответы» человека на социальное влияние, своего рода результаты социального «самоконструирования» личности, прежде всего — социально обусловленной системы представлений человека о самом себе.
В заключительной пятой части учебного пособия очерчены
основные линии актуального развития данной проблематики,
тесно связанные с современными особенностями социальной
дина мики в целом: специфика социально-психологического подхода к изучению личности в эпоху стремительных социальных изменений, кризис идентичности и ценностей, особенности совладающего поведения в трудных жизненных обстоятельствах.
Мы понимаем, что довольно большая часть проблем осталась
за пределами нашего рассмотрения. Так, раздел, посвященный теоретическим подходам к анализу социализации, мог бы быть значительно шире в силу многочисленности мотивационных концепций, да и проблема соотношения когнитивных и мотивационных процессов в социальном становлении личности в целом раскрыта нами далеко не полностью. Мы фактически не затрагивали поведенческую составляющую социального «самоконструирования» личности (выражающуюся, например, в индивидуальных различиях разрешения ролевых конфликтов), а также лишь отметили актуальные направления дискуссий о соотношении аффективных и когнитивных процессов в конструировании идентичности.
При разработке данного учебного пособия были проанализированы зарубежные учебники по социальной психологии и психологии личности, а также использован опыт чтения курсов лекций по социальной психологии личности и психологии установки студентам, специализирующимся по социальной психологии на факультете психологии МГУ имени М.В.Ломоносова.
Именно для студентов — будущих социальных психологов — оно и написано. Однако мы старались по возможности сделать пособие интересным и для других студентов-гуманитариев — было бы по крайней мере самонадеянным полагать, что глобальная проблема социальной сущности человека «принадлежит» одной лишь социальной психологии.
Пользуясь возможностью, мы с большим удовольствием выражаем благодарность своим коллегам по кафедре социальной психологии за активную помощь. Мы глубоко признательны Галине Михайловне Андреевой, студентами которой мы когда-то были и у которой с радостью продолжаем учиться сейчас: ее конструктивные советы и рекомендации не только направляли наш поиск, но
и воодушевляли, придавая уверенности. Мы благодарны также
Александру Ивановичу Донцову, который в свое время поставил перед нами задачу разработки учебных курсов, легших в основу данного пособия, а затем стимулировал на определенном этапе необходимость рефлексии опыта их чтения. Мы хотим также поблагодарить Татьяну Гавриловну Стефаненко за множество предложений и идей, высказанных с присущими ей долготерпением и доброжелательностью.

Оставить заявку на описание
?
Содержание
Предисловие
ЧАСТЬ I
ЛИЧНОСТЬ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ:
ИСТОРИКО-ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА
Гл а в а 1. Специфика социально-психологического подхода
к пониманию личности
1.1. Введение
1.2. Проблема личности в классической социологии и первых
социально-психологических концепциях
1.3. Развитие проблематики социальной психологии личности
1.4. Социальная психология личности как самостоятельная
предметная область
Гл а в а 2. Социализация: понятие, содержание, механизмы
2.1. Понятие социализации
2.2. Основные тенденции в анализе социализации
2.3. Основные теоретические подходы к анализу социализации
2.4. Содержание социализации: инкультурация, интернализация, адаптация или конструирование социальности?
Гл а в а 3. Институты и агенты социализации
3.1. Культура как агент социального влияния на личность
3.2. Семья как институт социализации
3.3. Образовательные институты и личность
3.4. Влияние средств массовой информации
3.5. Влияние новых информационных технологий
ЧАС Т Ь II
РЕГУЛЯЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Гл а в а 4. Нормативная регуляция социального поведения
4.1. Понятие социального поведения и его регуляторов
4.2. Нормативная и ролевая регуляция социального поведения
4.3. Девиантное поведение
Гл а в а 5. Ценностная регуляция социального поведения
5.1. Ценности и ценностные ориентации личности
5.2. Теория универсального содержания и структуры ценностей Ш.Шварца и У.Билски
ЧАС Т Ь III
СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ И ПОВЕДЕНИЕ
Гл а в а 6. Социальная установка: понятие, структура,
формирование и изменение
6.1. Понятие аттитюда: история изучения
6.2. Структура и функции аттитюда
6.3. Формирование социальных установок: подходы к изучению
6.4. Изменение социальных установок
Гл а в а 7. Влияние аттитюдов на поведение
7.1. Связь между аттитюдом и поведением
7.2. Установки, предсказывающие поведение
7.3. Личностные факторы, влияющие на взаимосвязь
аттитюдов и поведения
7.4. Влияние ситуационных переменных на взаимосвязь
аттитюда и поведения
7.5. Роль намерений во взаимосвязи аттитюдов и поведения
человека
7.6. Иерархическая структура диспозиций личности
Гл а в а 8. Влияние поведения на аттитюды
8.1. Самопрезентация и ролевое поведение. Психология
самоубеждения
8.2. Когнитивный диссонанс. Психология самооправдания
8.3. Самовосприятие и самоатрибуция
ЧАСТЬ IV
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА О СЕБЕ
КАК РЕЗУЛЬТАТ ЕГО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Гл а в а 9. Я-концепция и идентичность
9.1. Формирование Я0концепции: факторы и механизмы
9.2. Структурные компоненты Я0концепции
9.3. Проблематика идентичности: предпосылки становления
и развитие представлений
9.4. Представления о персональной и социальной
идентичностях в социально0психологических концепциях
Гл а в а 10. Динамические аспекты Я-концепции
и идентичности
10.1. Изменчивость и стабильность Я-концепции
и идентичности
10.2. Временны те аспекты Я0концепции и идентичности
ЧАСТЬ V
ЧЕЛОВЕК В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ:
«НЕУЛОВИМАЯ» ЛИЧНОСТЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
Гл а в а 11. Социальные изменения и личность
11.1. Социальные изменения: многообразие подходов
11.2. Личность в неопределенности как результат социальных изменений
Гл а в а 12. Кризис идентичности и ценностей
12.1. Кризис идентичности в условиях радикальных
социальных изменений
12.2. Кризис социальных и персональных ценностей
Гл а в а 13. Совладание с повседневными трудностями
в условиях социального кризиса
13.1. Проблема совладающего поведения: история
и современность
13.2. Личностные и социальные ресурсы совладания
Литература
Штрихкод:   9785769558832
Аудитория:   18 и старше
Бумага:   Офсет
Масса:   385 г
Размеры:   217x 145x 20 мм
Тираж:   3 500
Литературная форма:   Учебное пособие
Тип иллюстраций:   Без иллюстраций
Отзывы
Найти пункт
 Выбрать станцию:
жирным выделены станции, где есть пункты самовывоза
Выбрать пункт:
Поиск по названию улиц:
Подписка 
Введите Reader's код или e-mail
Периодичность
При каждом поступлении товара
Не чаще 1 раза в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Мы перезвоним

Возникли сложности с дозвоном? Оформите заявку, и в течение часа мы перезвоним Вам сами!

Captcha
Обновить
Сообщение об ошибке

Обрамите звездочками (*) место ошибки или опишите саму ошибку.

Скриншот ошибки:

Введите код:*

Captcha
Обновить