Зоология позвоночных. Учебник Зоология позвоночных. Учебник Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки «Биология» (квалификация «бакалавр»). На современном уровне в учебнике последовательно рассмотрены строение, развитие, физиология, экологи, поведение, практическое значение всех классов типа Хордовые от Бесчерепных до Млекопитающих, а также типа Полухордовые. Наряду с классическими сведениями в учебнике отражены новейшие результаты ультраструктурных и молекулярно-биологических исследований последних десятилетий, а также находки новых групп животных. Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Academia 978-5-7695-7971-4
1773 руб.
Russian
Каталог товаров

Зоология позвоночных. Учебник

Временно отсутствует
?
  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы о товаре
  • Отзывы ReadRate
Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки «Биология» (квалификация «бакалавр»).
На современном уровне в учебнике последовательно рассмотрены строение, развитие, физиология, экологи, поведение, практическое значение всех классов типа Хордовые от Бесчерепных до Млекопитающих, а также типа Полухордовые.
Наряду с классическими сведениями в учебнике отражены новейшие результаты ультраструктурных и молекулярно-биологических исследований последних десятилетий, а также находки новых групп животных.
Для студентов учреждений высшего профессионального образования.
Отрывок из книги «Зоология позвоночных. Учебник»
Предисловие

Зоология позвоночных относится к числу важнейших компонентов фундамен-
тального биологического образования, и ей посвящаются обстоятельные обще-
образовательные дисциплины, рассчитанные на студентов младших курсов био-
логических факультетов университетов. Соответствующие разделы биологической
науки, несмотря на их во многом классический характер, достаточно динамично
развиваются, что требует непрерывного совершенствования зоологии позвоноч-
ных как учебной дисциплины. Актуальность этой дисциплины поддерживается и
тем, что наука о различных сторонах организации, жизнедеятельности позвоноч-
ных животных, их месте в биосфере и значении для жизни человека по-прежнему
находит в природе неисчерпаемое множество объектов, загадок и проблем.
В учебниках, выпущенных за последние годы, как правило, достаточно полно
излагаются материалы, касающиеся разнообразия позвоночных животных, вопро-
сов их систематики, зоогеографии, биологии. В качестве примера можно привести
книгу В. М. Константинова и С. П. Шаталовой (2004 ). В то же время вполне назре-
ла необходимость усовершенствовать разделы данной дисциплины, освещающие
внутреннюю организацию позвоночных животных и их приспособление к зани-
маемым природным нишам. Известные пособия, созданные в стенах Московского
университета им. М. В. Ломоносова, такие как выдержавший 7 изданий (7-е —
в 1966 г.) учебник под редакцией Н. А. Бобринского и Б. С. Матвеева или двухтом-
ный учебник Н. Н. Карташева и Н. П. Наумова (1979 ), в своё время получили высо-
кую оценку, но ныне стали малодоступны и в значительной степени устарели.
Учебник, предлагаемый вниманию читателя, написан учениками упомянутых
авторов, долгое время преподававшими этот предмет под их руководством на
биологическом факультете Московского университета им. М. В. Ломоносова.
Авторы стремились уделить повышенное внимание процессам взаимодействия
органов тела, их взаимной координации, определяющим общие свойства целост-
ного организма — свойства, которые в процессе приспособительной эволюции
приходят к точному соответствию существенным для организма факторам внеш-
ней среды. Таким образом, в предлагаемом учебнике особый акцент сделан на
адаптивной стороне организации позвоночных животных.
Предмет изучения в курсе зоологии позвоночных, строго говоря, несколько
шире, его составляет тип Хордовые. Поэтому собственно позвоночным в из-
ложении материала предшествуют подтипы Бесчерепные и Оболочники. А для
лучшего понимания места хордовых в животном царстве и современного взгляда
на их происхождение описана также организация типа Полухордовые, близкие к
хордовым, представителей вторичноротых. Этот раздел написан В. В.Малаховым.
Остальные разделы написаны совместно В. Д. Васильевым и Ф. Я. Дзержинским.
При подборе иллюстраций к учебнику авторы стремились увеличить долю ори-
гинальных рисунков.
При выполнении работы по составлению учебника авторы пользовались помо-
щью многих коллег, которые дали им важные советы. Неоценимую помощь в ре-
дактировании текста и в подготовке иллюстраций авторам оказал К. Б. Герасимов,
затем нужно упомянуть Л. П. Корзуна, Г. И. Гончарову, Т. И. Гринцевичене,
А . Н. Кузнецов а, Н. В. Хмелев скую, А . С. Сев ерцов а, В. В. Шахпаронов а.
Н. Н. Емельченко изготовила по просьбе авторов несколько десятков высококаче-
ственных оригинальных иллюстраций. На последнем этапе подготовки учебника
неоценимую помощь авторам оказала Е. Е. Коваленко, детально проработавшая
рукопись и давшая многие десятки ценных замечаний и советов. Всем названным
коллегам, а также уважаемым рецензентам, сделавшим много конструктивных
замечаний и предложений, авторы приносят глубокую благодарность.

Оставить заявку на описание
?
Содержание
Предисловие.............................................................................................................................. 3
Введение.................................................................................................................................... 5
Тип Хордовые (Chordata)… ……………………………………………………………………………………… 6
Характеристика типа Хордовые… ……………………………………………… 6
Подтип Бесчерепные (Acrania)… …………………………………………………………………………… 6
Подтип Оболочники (Tunicata), или Личиночнохордовые (Urochordata)… …………… 20
Класс Асцидии (Ascidiae)… ……………………………………………………………… 21
Класс Сальпы (Salpae)… …………………………………………………………………… 27
Класс Аппендикулярии (Appendiculariae)…………………………………………… 30
Тип Полухордовые (Hemichordata)………………………………………………………………………… 31
Класс Кишечнодышащие (Enteropneusta)…………………………………………… 32
Класс Крыложаберные (Pterobranchia)… …………………………………………… 43
Происхождение хордовых животных………………………………………… 48
Подтип Позвоночные (Vertebrata), или Черепные (Craniata)… ……………………………… 52
Характеристика подтипа………………………………………………………… 52
Обзор системы подтипа Позвоночные… …………………………………… 57
Геологическая история позвоночных… ……………………………………… 62
Общий очерк организации позвоночных……………………………………… 64
Раздел Бесчелюстные (Agnatha)…………………………………………………………………………… 87
Класс Круглоротые (Cyclostomata)… ………………………………………………… 87
Характеристика класса… ………………………………………………………… 87
Подкласс Миноги (Petromyzones)………………………………………………… 89
Строение тела миноги……………………………………………………………… 89
Подкласс Миксины (Myxini)… …………………………………………………… 98
Разнообразие, распространение, образ жизни и значение
круглоротых……………………………………………………………………………… 99
Эволюционная история бесчелюстных… …………………………………… 101
Раздел Челюстноротые (Gnathostomata)… …………………………………………………………… 106
Надкласс Рыбы (Pisces)…………………………………………………………………………… 109
Характеристика надкласса… …………………………………………………… 109
Организация хрящевых рыб (Chondrichthyes)……………………………… 109
Организация костных рыб… ……………………………………………………… 127
Общий очерк организации рыб…………………………………………………… 139
Разнообразие, распространение и образ жизни
современных рыб………………………………………………………………………… 154
Класс Хрящевые рыбы (Chondrichthyes)… ………………………………………… 154
Подкласс Химеры, или Цельноголовые (Holocephali)…………………… 160
Класс Костные рыбы (Osteichthyes)…………………………………………………… 161
Подкласс Лопастепёрые (Sarcopterygii)………………………………………… 161
Подкласс Лучепёрые рыбы (Actinopterygii)…………………………………… 164
Адаптации костных рыб…………………………………………………………… 186
Эволюционная история рыб… …………………………………………………… 187
Поведение, хозяйственное значение и охрана рыб……………………… 193
Класс Земноводные, или Амфибии (Amphibia)…………………………………… 197
Характеристика класса… ………………………………………………………… 197
Организация амфибий… …………………………………………………………… 198
Некоторые особенности внутренней морфологии
хвостатых земноводных… ………………………………………………………… 218
Обзор физиологических особенностей амфибий… ……………………… 219
Поведение амфибий…………………………………………………………………… 222
Разнообразие, распространение и образ жизни
современных амфибий… …………………………………………………………… 225
Выход позвоночных животных на сушу
и эволюционная история амфибий… ………………………………………… 230
Значение и охрана амфибий… …………………………………………………… 241
Анамнии и амниоты… ……………………………………………………………… 242
Характеристика амниот… ……………………………………………………… 242
Происхождение амниот… ………………………………………………………… 246
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (Reptilia)……………………………… 247
Характеристика класса… ………………………………………………………… 247
Строение тела пресмыкающихся… …………………………………………… 248
Обзор эколого-физиологических особенностей
рептилий…………………………………………………………………………………… 268
Поведение рептилий… ……………………………………………………………… 273
Разнообразие, распространение, образ жизни
и значение современных рептилий… ………………………………………… 275
Подкласс Черепахи (Testudines, s. Chelonia)… ……………………………… 275
Подкласс Лепидозавры (Lepidosauria)… ……………………………………… 279
Подкласс Архозавры (Archosauria)… …………………………………………… 286
Эволюционная история рептилий……………………………………………… 287
Класс Птицы (Aves)… ……………………………………………………………………… 293
Характеристика класса… ………………………………………………………… 293
Организация птиц… ………………………………………………………………… 295
Экология и поведение птиц… …………………………………………………… 331
Разнообразие, распространение и образ жизни современных
птиц… ……………………………………………………………………………………… 335
Эволюционная история птиц… ………………………………………………… 363
Хозяйственное значение и охрана птиц… ………………………………… 368
Класс Млекопитающие, или Звери (Mammalia)… ……………………………… 369
Характеристика класса… ………………………………………………………… 369
Организация млекопитающих…………………………………………………… 371
Поведение млекопитающих… …………………………………………………… 411
Разнообразие, распространение, образ жизни и значение
современных млекопитающих… ………………………………………………… 413
Подкласс Звери (Theria)……………………………………………………………… 416
Происхождение и эволюционная история млекопитающих… …… 433
Охрана млекопитающих… ………………………………………………………… 441
Список литературы................................................................................................................443
Предметный указатель.......................................................................................................... 444
Указатель русских названий животных ...............................................................................448
Указатель латинских названий животных............................................................................455
Отзывы
Найти пункт
 Выбрать станцию:
жирным выделены станции, где есть пункты самовывоза
Выбрать пункт:
Поиск по названию улиц:
Подписка 
Введите Reader's код или e-mail
Периодичность
При каждом поступлении товара
Не чаще 1 раза в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Мы перезвоним

Возникли сложности с дозвоном? Оформите заявку, и в течение часа мы перезвоним Вам сами!

Captcha
Обновить
Сообщение об ошибке

Обрамите звездочками (*) место ошибки или опишите саму ошибку.

Скриншот ошибки:

Введите код:*

Captcha
Обновить