Теория литературы. В 2-х томах. Том 1 Теория литературы. В 2-х томах. Том 1 Первый том учебного пособия посвящен общим проблемам искусства и категориям эстетики, культурологии и семиотики в изучении художественной литературы (первая часть), а также систематическому изложению понятий и методов теоретической поэтики в анализе различных аспектов литературного произведения — таких, как речь, сюжет, повествование — и характеристике типических структур художественного целого, т.е. рода, жанра и стиля (вторая часть). Стремясь ознакомить читателя с широким спектром мнений по каждому вопросу и помочь ему достичь большей ясности и определенности понятий, авторы в то же время рассматривают теорию литературы как путь и средство проникновения в смысл каждого конкретного художественного произведения. Для студентов филологических факультетов вузов. Может быть рекомендовано филологам, историкам, культурологам, преподавателям и широкому кругу читателей. Академия, Academia 978-5-7695-5584-8
695 руб.
Russian
Каталог товаров

Теория литературы. В 2-х томах. Том 1

Временно отсутствует
?
  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы о товаре (1)
  • Отзывы ReadRate
Первый том учебного пособия посвящен общим проблемам искусства и категориям эстетики, культурологии и семиотики в изучении художественной литературы (первая часть), а также систематическому изложению понятий и методов теоретической поэтики в анализе различных аспектов литературного произведения — таких, как речь, сюжет, повествование — и характеристике типических структур художественного целого, т.е. рода, жанра и стиля (вторая часть). Стремясь ознакомить читателя с широким спектром мнений по каждому вопросу и помочь ему достичь большей ясности и определенности понятий, авторы в то же время рассматривают теорию литературы как путь и средство проникновения в смысл каждого конкретного художественного произведения. Для студентов филологических факультетов вузов. Может быть рекомендовано филологам, историкам, культурологам, преподавателям и широкому кругу читателей.

Оставить заявку на описание
?
Содержание
Т. 1: Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика поэтика

Оглавление

От авторов

Введение

Часть первая Литература как род деятельности: теория художественного дискурса

Глава 1. Семиотическая природа литературы

§ 1. Понятие о знаковости искусства

1. Искусство слова как вторичная знаковая система

2. Понятие о художественном языке (стиле)

§ 2. Структура художественного текста

1. Структура объектной организации

2. Структура субъектной организации

3. Структурная схема литературного произведения

Глава 2. Эстетическая природа литературы

§ 1. Эстетическое отношение

§ 2. Эстетическая деятельность

1. Целостность художественного мира

2. Типы эстетического завершения

Глава 3. Коммуникативная природа литературы

§ 1. Литература как способ духовного общения

§ 2. Коммуникативные стратегии художественного письма

1. Референтные компетенции дискурса

2. Креативные компетенции дискурса

3. Рецептивные компетенции дискурса

§ 3. Парадигмы художественности (понятие о литературном процессе)

1. Рефлективный традиционализм

2. Креативизм

3. Модернизм

Часть вторая ЛИТЕРАТУРА КАК ПРОДУКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА

Раздел первый. Литература как вид искусства

Глава 1. Художественная словесность и другие виды искусства

Введение

1. Постановка проблемы

2. Справочная литература и научная традиция

§ 1. Ситуация «Лессинг—Гердер» в истории вопроса

1. Лессинг: знаки искусства и подходящая для него предметность

2. Гердер: поэзия как «энергетическое» искусство

§ 2. Проблема наглядности словесных описаний

Глава 2. Слово (речь) как материал художественного произведения

§ 1. Особый язык или особое использование обычного языка?

1. Первый подход

2. Второй подход

§ 2. Способы решения проблемы в научной традиции

1. Нейтральные определения

2. Литературоведческая стилистика против лингвистической

3. Лингвистическая стилистика плюс поэтика

4. Лингвистический материал — носитель эстетической формы

Глава 3. Поэзия и проза

§ 1. «Готовый» поэтический образ

1. Тропы и фигуры

2. Топосы и эмблемы

§ 2. Семантически «открытый» поэтический образ

1. Постановка проблемы «нериторического» тропа

2. Параллелизм, метафора, символ

§ 3. Специфика прозаического словесного образа

1. Классификация типов прозаического слова

2. Два исторических типа идеологического и литературного слова

3. Прозаический образ в отличие от образа в поэзии

§ 4. Проблема словесного образа в истории науки

1. От идеи «особых выражений» к идее «поэтического контекста»

2. Ритм, слово и язык в поэзии и прозе (Тынянов, Бахтин и Веселовский)

Раздел второй. Структура произведения

Введение. Читатель, текст и «внутренний мир» литературного произведения

Глава 1. «Рассказанное» событие: мир героя и понятия «сюжетологии»

Введение

1. «Мир героя» как эстетическая категория

2. «Внутренний» мир произведения и другие, связанные с ним понятия

§ 1. Художественное время, пространство, событие

1. Взаимосвязь категорий и форм времени и пространства

2. Классификации форм времени-пространства с учетом фольклорной и литературной традиции

3. Категория события

§ 2. Последовательность событий: сюжет и фабула

1. Виды событий и способы их оценки

2. Варианты последовательности событий и способы разграничения сюжета и фабулы

§ 3. Элементы сюжета и источники его развития: ситуация и конфликт (коллизия)

§ 4. Сюжет и мотив, комплекс мотивов и сюжетная схема

1. Мотив и другие понятия сюжетологии

2. Мотив и структура произведения

3. Комплекс мотивов и типы сюжетных схем

Глава 2. «Событие рассказывания»: структура текста и понятия нарратологии

Введение

1. Исходное понятие

2. Субъект речи и носитель точки зрения

§ 1. Компонент и композиция. Точка зрения и перспектива

1. Постановка проблемы композиции

2. Точка зрения и перспектива

§ 2. Повествование и система композиционных форм речи

1. Термин «повествование» и классическая риторика

2. Повествование, описание и характеристика

3. Роль повествования в системе композиционных форм речи

§ 3. Повествователь и рассказчик

1. Критерии и способы разграничения

2. Сравнительная характеристика

Глава 3. Автор и герой. Границы художественного мира

§ 1. Образ автора и автор-творец

§ 2. Герой, персонаж, характер и тип

1. Литературный герой как персонаж

2. Персонаж, не являющийся героем

3. Персонаж-характер

4. Персонаж-тип

5. Проблема совпадения или несовпадения героя с типом и характером

§ 3. Система персонажей и авторская позиция

1. Определения основного понятия

2. Система персонажей и «язык» типологии героя в фольклоре и литературе

Раздел третий. Тип произведения

Введение

§ 1. Постановка проблемы. Термины и понятия

§ 2. «Теоретические» и «исторические» типы произведений

I. Род

Глава 1. Эпика

Введение

1. Эпический мир или эпический текст?

2. Постановка проблемы единства эпических жанров

§ 1. «Родовые» свойства текста эпического произведения

1. Взаимоосвещение авторской и чужой речи

2. Фрагментарность

§ 2. Эпический мир и большая форма. Тип события, структура сюжета

1. Эпический тип события

2. Структура эпического сюжета

§ 3. Малые жанры и проблема эпического субъекта

1. Точки зрения субъектов в структуре малых жанров

2. Родство больших и малых эпических форм

3. Эпическая «зона построения образа»

§ 4. К проблеме эпического героя

Глава 2. Драма

Введение

1. Вопрос о константной структуре и исторических изменениях

2. Театроведческий и литературоведческий подходы к драме

3. Три варианта теорий драмы

§ 1. «Зона построения образа» в драме. Катастрофа и катарсис

1. Пространство-время драматического события и позиция зрителя

2. Событие «завершения» в драме. Катастрофа . и катарсис

3. Аспекты «завершающего» события (варианты перехода границ)

§ 2. Сюжет драмы: выбор судьбы. Завязка, развязка и перипетия

1. Свобода выбора и необходимость

2. Характеристика понятий, описывающих драматический сюжет

§ 3. Пространство-время драматического действия и конфликт

1. Ограничение пространства-времени действия и природа конфликта

2. «Обрамляющие» ситуации и мир драмы

3. Проблема единства действия в «неклассических» вариантах драматических структур

4. Итоговое определение драматического конфликта

§ 4. Текст драмы. Сценический эпизод и композиция

1. Специфика речи в драме в сравнении с эпикой (два подхода к проблеме)

2. Основные понятия: их взаимосвязь, определения и применимость

3. Сюжетные и внесюжетные функции слова

4. Сценический эпизод в качестве компонента

§ 5. Герой в драме: драматический характер, роль, тип, амплуа

Глава 3. Лирика

§ 1. Три теории лирики

§ 2. Субъектная структура лирического произведения

§ 3. Мир лирического произведения: пространство-время, событие и сюжет

1. Рефлексия и лирическое событие

2. Проблема лирического сюжета

§ 4. Лирическая речь и образные языки лирики

II. Жанр

Введение

§ 1. Универсальная модель жанровой структуры

§ 2. Жанровый «канон» и «внутренняя мера» жанра

Глава 1. «Твердые» и «свободные» варианты эпической формы

§ 1. Варианты большой формы: эпопея и роман

1. Незавершенное настоящее и абсолютное прошлое

2. Стилистическая трехмерность и слово предания

3. «Зона контакта» и абсолютная эпическая дистанция. Образ человека

4. Исторический пример «встречи» двух жанров в одном произведении

§ 2. Средние формы: новелла, повесть, рассказ

1. Канон новеллы и стереотипы повести

2. Повесть и роман

3. Проблема рассказа

Глава 2. Классическая и неклассическая драма

Введение

§ 1. Комедия с признаками драмы и драма, похожая на комедию («Горе от ума» и «Вишневый сад»)

§ 2. Драма-трагедия («Гроза» и «Живой труп»)

§ 3. «Средний» вариант: экспериментальная драма-диспут («На дне»)

Глава 3. Проблемы динамики лирических жанров

§ 1. Идиллия и другие жанры (элегия и послание)

§ 2. Баллада

III. Стиль

Введение

1. Этимология и сфера употребления

2. Два аспекта проблемы стиля

3. Обзоры теорий и типологий стиля

Глава 1. Стиль литературного произведения

§ 1. Автор и стиль произведения

1. «Лицо» («типическое своеобразие»)

2. Системность особенностей или «примет»

3. Телеологическое соотношение «облика формы» и принципа, определяющего этот облик

§ 2. Автор и традиция

1. Стиль и традиция внехудожественного словоупотребления

2. Стиль и традиция художественного ... словоупотребления

3. Итоговое определение стиля

Глава 2. Чужой стиль в литературном произведении

Введение

1. Постановка вопроса

2. Состояние вопроса в науке

§ 1. Проблема художественной реакции на чужой стиль у Бахтина и Тынянова

1. Стилизация, подражание и стиль

2. Стилизация и пародия

3. Стилизация и вариация

4. Пародия

§ 2. Формы освоения чужого стиля и их разновидности в истории литературы

1. Подражание и стилизация

2. Пародия и вариация

Литература

Предметный указатель

Указатель имен авторов и названий художественных произведений
Аудитория:   18 и старше
Бумага:   Офсет
Масса:   566 г
Размеры:   217x 145x 30 мм
Тираж:   1 000
Литературная форма:   Учебное пособие
Сведения об издании:   3-е издание
Тип иллюстраций:   Без иллюстраций
Отзывы Рид.ру — Теория литературы. В 2-х томах. Том 1
3 - на основе 2 оценок Написать отзыв
1 покупатель оставил отзыв
По полезности
  • По полезности
  • По дате публикации
  • По рейтингу
5
05.08.2010 14:55
На данный момент данное 2-ух томное учебное пособие по теории литературы является наиболее полным и точным, именно по нему занимаются студенты филологии (большею частью) на современном этапе науки. Возможно также самостоятельное изучение теории литературы по пособию: язык внятный, у книги есть четкая система, которая не даст уйти в сторону, в то же время она гибкая (то есть привлечение дополнительных материалов возможно), вся используемая в книге терминология разъясняется в определениях, истории определений (вариантах) и на конкретных примерах.
Авторы учебного пособия (Тамарченко Н. Д., Тюпа В. И., Бройтман С. Н. – все доктора филологических наук, профессора) воплотили в нем одну идею, а именно сочетание теоретического материала с незамедлительной практикой, что отличает данное издание от идущего параллельно нему Теории литературы Хализева (между тем рассматриваемого и здесь).
1-ый том посвящен Теории Художественного Дискурса, Теоретической поэтике. 1-ый том учебного пособия разделен на две части: первая вводная называется «Литература как род деятельности: теория художественного дискурса», вторая «Литература как продукт деятельности: теоретическая поэтика» здесь есть следующие разделы: «Литература как вид искусства», «Структура произведения», «Тип произведения» и в самом конце говорится о Роде, Жанре и Стиле.
Также присутствует обширный список использованной литературы (от начала времен до Умберто Эко, Ролана Барта), стандартный предметный указатель, и, что интересно, Указатель имен авторов и названий художественных произведений (в основном знакомые со школы поэты и писатели России).
И, конечно имеет смысл приобрести оба тома, во втором пойдет «Историческая поэтика», без сомнения не менее интересной и полной чем поэтика теоретическая.
Учебник даст полное представление о теории литературе как о науке, и необходимые знания для литературоведческого «предпринимательства».
Книга по качеству соответствует своей цене не только внутренностью, но внешними признаками.
Нет 0
Да 0
Полезен ли отзыв?
Отзывов на странице: 20. Всего: 1
Ваша оценка
Ваша рецензия
Проверить орфографию
0 / 3 000
Как Вас зовут?
 
Откуда Вы?
 
E-mail
?
 
Reader's код
?
 
Введите код
с картинки
 
Принять пользовательское соглашение
Ваш отзыв опубликован!
Ваш отзыв на товар «Теория литературы. В 2-х томах. Том 1» опубликован. Редактировать его и проследить за оценкой Вы можете
в Вашем Профиле во вкладке Отзывы


Ваш Reader's код: (отправлен на указанный Вами e-mail)
Сохраните его и используйте для авторизации на сайте, подписок, рецензий и при заказах для получения скидки.
Отзывы
Найти пункт
 Выбрать станцию:
жирным выделены станции, где есть пункты самовывоза
Выбрать пункт:
Поиск по названию улиц:
Подписка 
Введите Reader's код или e-mail
Периодичность
При каждом поступлении товара
Не чаще 1 раза в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Мы перезвоним

Возникли сложности с дозвоном? Оформите заявку, и в течение часа мы перезвоним Вам сами!

Captcha
Обновить
Сообщение об ошибке

Обрамите звездочками (*) место ошибки или опишите саму ошибку.

Скриншот ошибки:

Введите код:*

Captcha
Обновить