Физиология Физиология В учебном пособии с учетом возрастных и половых особенностей развития человека показана роль нервной, эндокринной, сердечнососудистой и дыхательной систем в регуляции обмена веществ. На основании данных анатомии и физиологии человека рассмотрены механизмы адаптации организма к двигательной активности; изложены физиологические механизмы компенсации нарушенных функций организма методами адаптивной физической культуры. Для студентов высших учебных заведений. Может заинтересовать работников физической культуры и спорта, осуществляющих образовательную деятельность. Академия, Academia 978-5-7695-5422-3
888 руб.
Russian
Каталог товаров

Физиология

Временно отсутствует
?
  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы о товаре
  • Отзывы ReadRate
В учебном пособии с учетом возрастных и половых особенностей развития человека показана роль нервной, эндокринной, сердечнососудистой и дыхательной систем в регуляции обмена веществ. На основании данных анатомии и физиологии человека рассмотрены механизмы адаптации организма к двигательной активности; изложены физиологические механизмы компенсации нарушенных функций организма методами адаптивной физической культуры. Для студентов высших учебных заведений. Может заинтересовать работников физической культуры и спорта, осуществляющих образовательную деятельность.
Отрывок из книги «Физиология»
ПРЕДИСЛОВИЕ
Организм человека — сложная многоуровневая система. Все
его клетки и ткани поддерживают между собой связь, их деятельность четко скоординирована, все органы и системы человеческого тела функционируют согласованно, представляя организм как единое целое не только в процессе работы, но и в состоянии физиологического покоя (и даже во время сна). Сердце прокачивает кровь, направляя ее по всему организму, желудочно-кишечный
тракт «переваривает» питательные вещества, почки выводят из организма продукты распада, легкие усваивают кислород, мышечный тонус находится в оптимальном режиме. Умственная или физическая работа повышают активность всех систем организма.
С увеличением физической нагрузки возрастает и физиологическая активность мышц. Активным мышцам необходимо больше питательных веществ и кислорода, в них выше скорость обменных процессов и более эффективно происходит выведение продуктов распада. В учебном пособии рассмотрены процессы адаптации организма к физическим нагрузкам и механизмы компенсации нарушенных функций.
Содержание учебного материала отличается от традиционного, так как включает не только изложение теоретического материала по различным отделам физиологии, но и описание практических занятий. В пособии рассматриваются вопросы общей и возрастной физиологии, физиологии физической культуры и спорта,
основы адаптивной физической культуры. Приведены основные
методы и способы исследования физиологической нормы развивающегося организма в состоянии относительного покоя, в процессе выполнения физических упражнений, а также в восстановительном периоде после их окончания.



РАЗДЕ Л I
ОБЩАЯ И ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ
Гл а в а 1
История и методы физиологических исследований
Основополагающими вопросами рассмотрения любой фундаментальной науки являются история ее зарождения, основные этапы развития, предмет и методы исследования.
1.1. История развития физиологической науки
Основными разделами современной физиологии является совокупность физиологических знаний, которые подразделяются на ряд отдельных, но взаимосвязанных направлений — общую, частную и прикладную физиологию.
Общая физиология — изучает общие для всех живых организмов механизмы основных жизненных процессов; частная — функции тканей, органов и систем. К прикладной физиологии относят возрастную физиологию и физиологию физического воспитания и спорта. Первая рассматривает закономерности индивидуального развития организма, вторая изучает изменение структур и функций организма под воздействием оздоровительной и спортивной тренировок.
Физиология, как и другие науки, возникла из потребностей
медицины. Нельзя лечить больного человека, не зная, как функционируют отдельные органы и системы его организма. Первоначальные представления о функциях организма были сформулированы врачами и учеными Древней Греции — Гиппократом (460—377 лет до н. э.) и Аристотелем (384—322 гг. до н. э.), Древнего Рима — Галеном (201—131 гг. до н. э.), Древнего Китая, Индии.
Развитию физиологии в эпоху Возрождения способствовали
достижения в анатомии. Труд А.Везалия «Структура человеческого тела» (1543) изменил направление последующих исследований в физиологии. В 1628 г. английский врач В.Гарвей открыл круги кровообращения. Этот год считается годом рождения физиологии как науки. В эту же эпоху французский ученый Р. Декарт ввел понятие «рефлекс» (отражение). XVIII в. отмечен работами гениального русского ученого М.В.Ломоносова и немецкого физика Г.Гельмгольца о трехкомпонентной природе цветового зрения;трактатом чеха Г.Прохазки о функциях нервной системы и наблюдениями итальянца Л.Гальвани о животном электричестве в нервах и мышцах. В XIX в. английский физиолог Ч.Шеррингтон сформулировал основные положения об интегративных процессах в нервной системе (1906). Итальянец А.Моссо провел первые исследования по утомлению. И.Р.Тарханов зарегистрировал изменения постоянных потенциалов кожи человека при раздражении (феномен Тарханова).
Этап развития физиологии второй половины XIX и начала
XX в. связан с именем великого русского ученого И.М.Сеченова (1829—1905). Ему принадлежат основополагающие исследования во многих разделах физиологии: изучение газового состава крови, процессов утомления и «активного отдыха», открытие в 1862 г.
торможения в центральной нервной системе («сеченовское торможение»). В труде «Рефлексы головного мозга» (1863) И.М.Сеченов впервые теоретически обосновал физиологическую природу психических процессов человека и описал рефлекторный механизм его поведенческих реакций.
Идеи И.М.Сеченова были продолжены его учениками Н.Е.Введенским и А.А.Ухтомским. Н.Е.Введенский (1852—1922) сформулировал понятия о парабиозе (от греч. para — возле; bio — жизнь) и лабильности нервной и мышечной тканей. А.А.Ухтомский (1875—1942) создал учение о доминанте (от лат. dominantis — господствующий). И.П.Павлов (1849—1936) в условиях хронического эксперимента впервые обосновал механизм образования условных рефлексов. Его работы открыли новый раздел физиологии — физиологию высшей нервной деятельности. В 1904 г. за работы в области нервной регуляции пищеварения И.П.Павлову была присуждена Нобелевская премия. Физиологические основы поведения человека и роль сочетанных рефлексов были разработаны В.М.Бехтеревым (1857—1927).
Большая заслуга в развитии современной физиологии принадлежит ученикам И.П.Павлова. Так, Л.А.Орбели (1882—1958) создал учение об адаптационно"трофической функции симпатической нервной системы. К.М.Быков (1886—1959), применив метод условных рефлексов, впервые показал роль коры головного мозга в регуляции функций внутренних органов. П.К.Анохин (1899—1974) ввел понятие о функциональных системах, лежащих в основе формирования целостных поведенческих фактов. Крупный вклад в развитие физиологии внесли М.Н.Ливанов — основатель отечественной электроэнцефалографии, В. В.Парин, возглавивший исследования в новой отрасли — космической физиологии, Н.А.Бернштейн — один из основных разработчиков физиологии двигательной активности, и многие другие исследователи.
Возрастная анатомия и физиология как самостоятельная наука определилась и стала развиваться в России только с конца Х1Х в.
Основоположником ее считают русского педиатра Н.П.Гундобина.
В 1906 г. была опубликована его книга «Особенности детского возраста». Н.П. Гундобин был одним из основателей и руководителей Союза борьбы с детской смертностью в России (1913).
В 1922 г. открылся Государственный научный институт охраны материнства и детства, который возглавил профессор Г.Н.Сперанский. Большой вклад в развитие возрастной анатомии и физиологии внесли выдающиеся советские педиатры Г.С.Медовиков, М.С.Маслов, А.Ф.Тур, В.И.Молчанов, Ю.Ф.Домбровская и многие другие.
Первый опубликованный учебник по физиологии физических
нагрузок принадлежит английскому исследователю Ф.Ла Гранжу — «Физиология физической нагрузки» (1889). А.В.Хилл получил Нобелевскую премию за исследования энергетического метаболизма (1921). Основателем отечественной физиологии спорта является А.Н.Крестовников (1885—1955), написавший первый учебник по физиологии человека для студентов институтов физической культуры (1938) и первую монографию по физиологии спорта (1939). В области физиологии спорта работали известные ученые Е.К.Жуков, В.С.Фарфель, Н.В.Зимкин, А.С.Мозжухин и др.
В 1996 г. был утвержден Государственный образовательный
стандарт по специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физиче ская
культура)». Инициатором и разработчиком данного направления стала кафедра теории и методики адаптивной физической культуры им. П.Ф.Лесгафта, возглавляемая академиком С.П.Евсе евым.

Оставить заявку на описание
?
Содержание
Предисловие 3
Раздел I. ОБЩАЯ И ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ
Гл а в а 1. История и методы физиологических исследований 4
1.1. История развития физиологической науки 4
1.2. Физиология как предмет и характеризующие его понятия 6
1.3. Методы физиологических исследований 8
1.4. Биоэлектрическая активность возбудимых тканей 9
Практическое занятие 1.1. Методы физиологических
исследований. 13
Гл а в а 2. Онтогенез 14
2.1. Физиологические закономерности роста и развития человека 14
2.2. Акселерация. Биологический возраст 17
2.3. Критические и сенситивные периоды онтогенеза 19
2.4. Физическое развитие 20
Практическое занятие 2.1. Методы определения физического
развития 21
Гл а в а 3. Регуляторные системы организма человека 30
3.1. Эндокринная система 30
3.1.1. Общая характеристика эндокринной системы 30
3.1.2. Гипоталамо-гипофизарная система 33
3.1.3. Щитовидная железа 36
3.1.4. Паращитовидные (околощитовидные) железы 37
3.1.5. Вилочковая железа (тимус, или зобная железа) 37
3.1.6. Надпочечники 38
3.1.7. Поджелудочная железа 39
3.1.8. Половые железы 40
3.1.9. Эпифиз (шишковидная железа) 41
3.1.10. Возрастные особенности эндокринной системы 41
3.1.11. Изменение эндокринных функций под влиянием
мышечной нагрузки и при стрессе 42
3.2. Нервная система 44
3.2.1. Организация нервной системы 44
3.2.2. Структура и функциональные свойства нейронов 46
3.2.3. Рефлекторная деятельность нервной системы 50
3.2.4. Нервные центры и их свойства 51
3.2.5. Принципы координации деятельности центральной
нервной системы 53
3.2.6. Функции спинного мозга 55
3.2.7. Функции головного мозга 57
3.2.8. Возрастные особенности нервной системы 70
Практическое занятие 3.1. Знакомство с принципом строения
и функционирования эндокринной системы 73
Практическое занятие 3.2. Изучение рефлекторной
деятельности нервной системы 74
Практическое занятие 3.3. Выявление межполушарной
асимметрии 77
Практическое занятие 3.4. Исследование функционального
состояния вегетативного отдела нервной системы 78
Практическое занятие 3.5. Исследование соотношения
функциональной активности отделов вегетативной нервной
системы 80
Гл а в а 4. Сенсорные системы 81
4.1. Зрительная сенсорная система 82
4.2. Слуховая сенсорная система 85
4.3. Вестибулярная сенсорная система 87
4.4. Соматосенсорная система 88
4.5. Возрастные особенности сенсорных систем 89
Практическое занятие 4.1. Исследование функций зрительной
сенсорной системы. 91
Практическое занятие 4.2. Исследование функционального
состояния вестибулярной системы 94
Практическое занятие 4.3. Исследование функционального
состояния двигательной сенсорной системы 96
Гл а в а 5. Высшая нервная деятельность 98
5.1. История возникновения учения о высшей нервной
деятельности 98
5.2. Условия образования и виды условных рефлексов 99
5.3. Торможение условных рефлексов 101
5.4. Сон и бодрствование 104
5.5. Формирование внимания и памяти 105
5.6. Развитие второй сигнальной системы 108
5.7. Типы высшей нервной деятельности 109
5.8. Возрастные особенности высшей нервной деятельности 110
Практическое занятие 5.1. Исследование силы нервной
системы 112
Практическое занятие 5.2. Исследование лабильности
нервной системы 115
Практическое занятие 5.3. Исследование внимания и памяти 116
Гл а в а 6. Физиология системы крови 120
6.1. Внутренняя среда организма 120
6.2. Функции крови 120
6.3. Общая характеристика крови 121
6.4. Состав и физико-химические свойства плазмы 122
6.5. Форменные элементы крови 124
6.6. Группы крови 128
6.7. Регуляция системы крови 130
6.8. Возрастные особенности крови 130
6.9. Изменение показателей крови под влиянием мышечных
нагрузок 133
Практическое занятие 6.1. Исследование микроскопических
препаратов крови лягушки и человека 135
Гл а в а 7. Система кровообращения 137
7.1. Работа сердца 137
7.2. Физиологические свойства сердечной мышцы 138
7.3. Функциональные показатели сердечной деятельности 142
7.4. Механизмы регуляции сердечной деятельности 148
7.5. Общая характеристика кровеносных сосудов 150
7.6. Движение крови по сосудам (гемодинамика). Давление
крови 151
7.7. Регуляция кровообращения 153
7.8. Возрастные особенности сердечно$сосудистой системы 153
7.9. Изменение функциональных показателей кровообращения
при мышечных нагрузках 155
Практическое занятие 7.1. Определение частоты сердечных
сокращений и расчет длительности сердечного цикла
по пульсу 157
Практическое занятие 7.2. Регистрация электрокардиограммы
человека 159
Практическое занятие 7.3. Измерение кровяного давления. 162
Гл а в а 8. Система дыхания 166
8.1. Дыхательный аппарат и его функции 166
8.2. Внешнее дыхание 168
8.3. Функциональные показатели системы дыхания 168
8.4. Газообмен 170
8.4.1. Газообмен в легких 171
8.4.2. Транспорт газов кровью 172
8.4.3. Обмен газов между кровью и тканями 174
8.5. Регуляция дыхания 175
8.6. Возрастные особенности системы дыхания 176
8.7. Изменение показателей дыхания при мышечных нагрузках 178
Практическое занятие 8.1. Изучение механизма дыхательных
движений на модели Дондерса 180
Практическое занятие 8.2. Измерение жизненной емкости
легких. Спирометрия. 182
Практическое занятие 8.3. Определение объема легочной
вентиляции (ЛВ). 184
Практическое занятие 8.4. Влияние гипервентиляции
на задержку дыхания 185
Раздел II. ФИЗИОЛОГИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Гл а в а 9. Физиология нервно-мышечного аппарата 188
9.1. Структура и функция скелетной мышцы 188
9.2. Механизмы сокращения и расслабления мышечного волокна 192
9.3. Химизм и энергетика мышечного сокращения 194
9.4. Формы и типы мышечного сокращения 196
9.5. Методы исследования физиологических функций организма человека, применяемые в практике физической культуры и спорта 199
Практическое занятие 9.1. Комплексный метод исследования
изменения физиологических функций под влиянием
динамической работы 202
Гл а в а 10. Физиологическая характеристика мышечной
деятельности 205
10.1. Современная классификация физических упражнений 206
10.2. Физиологическая характеристика спортивных поз
и статических нагрузок 207
10.3. Физиологическая характеристика стандартных циклических и ациклических движений. Нестандартные движения 209
10.3.1. Стандартные циклические движения 209
10.3.2. Стандартные ациклические движения 215
10.3.3. Физиологическая характеристика нестандартных
движений 216
Практическое занятие 10.1. Исследование влияния
статического напряжения на физиологические функции
организма 218
Практическое занятие 10.2. Исследование изменения
физиологических функций в организме под влиянием
динамической работы максимальной мощности 220
Практическое занятие 10.3. Исследование изменения
функциональных показателей под влиянием работы
субмаксимальной мощности 221
Практическое занятие 10.4. Исследование изменения
функциональных показателей в процессе выполнения
работы большой мощности 223
Практическое занятие 10.5. Изучение динамики изменения
функций в организме при выполнении работы умеренной
мощности 224
Гл а в а 11. Физиологические состояния, возникающие
в организме в процессе выполнения физических
упражнений 228
11.1. Предстартовые состояния 228
11.2. Разминка 231
11.3. Врабатывание 233
11.4. Устойчивое состояние 234
11.5. Утомление 236
11.5.1. Механизмы развития утомления в центральной
нервной системе 237
11.5.2. Развитие утомления в эндокринной системе 238
11.5.3. Развитие утомления в системе вегетативного
обеспечения мышечной деятельности 239
11.5.4. Развитие утомления в исполнительных органах 240
11.6. Физиологическая сущность восстановительных процессов 241
11.6.1. Характеристика процессов восстановления 242
11.6.2. Методы и средства, ускоряющие процессы
восстановления 244
Практическое занятие 11.1. Исследование предстартового
состояния 246
Практическое занятие 11.2. Исследование развития утомления при выполнении динамической циклической работы 247
Гл а в а 12. Развитие физических качеств 249
12.1. Физиологические основы развития мышечной силы 250
12.1.1. Факторы, обеспечивающие развитие мышечной силы 251
12.1.2. Понятие о силовом дефиците мышц 253
12.2. Физиологические основы развития быстроты 254
12.2.1. Факторы, обеспечивающие развитие быстроты 256
12.3. Физиологические основы развития выносливости 257
12.3.1. Формы выносливости 257
12.3.2. Факторы, обеспечивающие развитие выносливости 258
12.4. Физиологические основы развития ловкости и гибкости 260
12.5. Возрастные особенности развития физических качеств 261
Практическое занятие 12.1. Определение произвольной
статической силы 268
Практическое занятие 12.2. Определение максимального
потребления кислорода. 269
Гл а в а 13. Формирование двигательных навыков 274
13.1. Общая характеристика умений и двигательных навыков 274
13.2. Стадии формирования двигательных навыков 275
376
13.3. Физиологические основы совершенствования двигательных навыков 277
13.4. Понятие о функциональных системах 278
Практическое занятие 13.1. Исследование автоматизированных и неавтоматизированных двигательных навыков. 280
Гл а в а 14. Спортивная тренировка 282
14.1. Понятие о спортивной тренировке и ее принципах 282
14.2. Физиологические основы состояния тренированности 283
14.3. Физиологические показатели тренированности 284
14.3.1. Показатели тренированности в состоянии покоя 284
14.3.2. Показатели тренированности при стандартной работе 286
14.3.3. Показатели тренированности при предельной работе 287
14.4. Характеристика предпатологических и патологических
состояний спортсменов 288
Практическое занятие 14.1. Исследование показателей
тренированности в состоянии относительного мышечного
покоя 293
Практическое занятие 14.2. Исследование физиологических
показателей тренированности при выполнении стандартной
(дозированной) нагрузки 295
Практическое занятие 14.3. Исследование показателей
тренированности при выполнении предельной физической
нагрузки 297
Гл а в а 15. Физиологические основы оздоровительной
тренировки 300
15.1. Влияние образа жизни и условий внешней среды
на здоровье и работоспособность современного человека 300
15.2. Роль физической культуры в условиях современной жизни 301
15.2.1. Влияние на здоровье и работоспособность человека
гипокинезии и гиподинамии 301
15.2.2. Оптимизация двигательной активности человека 304
15.3. Эффекты оздоровительной физической культуры 315
15.4. Физическая работоспособность 316
Практическое занятие 15.1. Физическая работоспособность. 318
Практическое занятие 15.2. Исследование физического
состояния. 321
Практическое занятие 15.3. Экспресс$оценка уровня
соматического здоровья лиц, занимающихся оздоровительной
физической культурой. 322
Гл а в а 16. Физиологические основы занятий физической
культурой и спортом в образовательных
учреждениях 326
16.1. Суточная двигательная активность и ее влияние на здоровье 326
16.2. Значение физической культуры и спорта в сохранении
здоровья детей и подростков 328
16.3. Физиологические воздействия школьного урока физической культуры на детский организм 331
16.4. Физиологическое обоснование урока физической культуры в школе 335
16.5. Физиологическое обоснование внеурочных форм занятий
физическими упражнениями 338
Практическое занятие 16.1. Исследование физической
работоспособности школьников. 342
Раздел III. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ
КОМПЕНСАЦИИ НАРУШЕННЫХ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА
Гл а в а 17. Медико-физиологическое обоснование
компенсации нарушенных функций организма 344
17.1. Формирование компенсаций 344
17.2. Морфофункциональные особенности формирования
двигательных функций у детей с различными отклонениями
в здоровье 346
Гл а в а 18. Нормализация патологически измененных
функций и деятельности организма как целого 350
18.1. Характеристика детей с отклонениями в состоянии
здоровья и развитии, обучающихся в коррекционных
образовательных учреждениях 351
18.2. Роль адаптивной физической культуры в системе
реабилитации 355
18.3. Физиологические механизмы лечебного действия
адаптивной физической культуры 356
18.4. Особенности восстановительного лечения у детей 360
Практическое занятие 18.1. Показатели сердечно$сосудистой
системы у детей с патологическими нарушениями 363
Список литературы 367
Аудитория:   18 и старше
Бумага:   Офсет
Масса:   490 г
Размеры:   217x 145x 20 мм
Тираж:   3 000
Литературная форма:   Учебное пособие
Тип иллюстраций:   Графика, Таблицы, Графики
Отзывы
Найти пункт
 Выбрать станцию:
жирным выделены станции, где есть пункты самовывоза
Выбрать пункт:
Поиск по названию улиц:
Подписка 
Введите Reader's код или e-mail
Периодичность
При каждом поступлении товара
Не чаще 1 раза в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Мы перезвоним

Возникли сложности с дозвоном? Оформите заявку, и в течение часа мы перезвоним Вам сами!

Captcha
Обновить
Сообщение об ошибке

Обрамите звездочками (*) место ошибки или опишите саму ошибку.

Скриншот ошибки:

Введите код:*

Captcha
Обновить