Этнопедагогика Этнопедагогика В учебном пособии рассматриваются предмет, цели и задачи этнопедагогики, проблемы самосохранения человека и этноса в контексте современных социальных процессов, а также взаимосвязь этнопедагогики с другими отраслями научной педагогики. Содержится материал об основных этапах развития этнологического знания, раскрываются особенности антропо-, социо-, этно- и культурогенеза, дается классификация этносов. Для студентов высших учебных заведений. Academia 978-5-7695-5394-3
500 руб.
Russian
Каталог товаров

Этнопедагогика

Временно отсутствует
?
  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы о товаре
  • Отзывы ReadRate
В учебном пособии рассматриваются предмет, цели и задачи этнопедагогики, проблемы самосохранения человека и этноса в контексте современных социальных процессов, а также взаимосвязь этнопедагогики с другими отраслями научной педагогики. Содержится материал об основных этапах развития этнологического знания, раскрываются особенности антропо-, социо-, этно- и культурогенеза, дается классификация этносов. Для студентов высших учебных заведений.
Отрывок из книги «Этнопедагогика»
ГЛАВА 2
ЭТНОЛОГИЧЕСКИЕ И АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ЭТНОПЕДАГОГИКИ
2.1. Особенности и основные этапы развития
этнологического знания. Становление отечественной
этнологической школы
Необходимое условие развития этнопедагогики как науки и
практической педагогической деятельности — безусловно, ее опора на этнологическое, антропологическое, культурологическое знание. Этнопедагог должен прежде всего знать природу, границы, функции этнического «измерения» личности, во многом определяющего ее сознание, поведение. Но именно здесь мы имеем дело
с одной из самых сложных, противоречивых и дискуссионных
проблем современной науки, затрагивающих сущность нашего
знания о человеке, его происхождении, природе, месте в мире.
С одной стороны, мы можем исходить из известного постулата выдающегося этнолога Л.Н.Гумилева о том, что человек не существует вне этноса, что этническая принадлежность — необходимое, конститутивное свойство личности. С другой стороны, нельзя не учитывать, что в современном обществе мы имеем дело с очень сложной «этнической мозаикой», образовавшейся благодаря непрекращающемуся смешению (миксации) рас и народов,
нарастанию числа межэтнических браков, стремительному развитию миграционных процессов во всем мире.
Что означают сегодня понятия «этническая принадлежность»,
«этническое происхождение» в современном полиэтничном и мультикультурном обществе? В какой мере они отражают реальные причины того или иного поведения человека? Является ли этничность неким «врожденным» и неизменным качеством человека или она может меняться? Наконец, как соотносится «этническое измерение» личности с другим важнейшим ее «измерением» — социальным, гражданским, связанным с конкретным обществом, конкретным государством, членом, гражданином которого эта
личность является? На эти и многие другие вопросы мы не можем ответить, не обратившись прежде всего к этнологической и антропологической наукам, не разобравшись в смысле, содержании основных их понятий, касающихся той важной стороны личности
человека, которую мы именуем «этнической».
Теория этноса. Термин «этнос» употреблялся в Древней Греции уже в V—IV вв. до н.э. и имел широкий спектр значений: указывал на всякую совокупность одинаковых живых существ (не только людей), а именно: народ, племя, стая, толпа и т.д.
В более позднее время его стали относить только к человеческому сообществу, и он обозначал другие, не греческие племена. Такой смысл понятия «этнос», связанный с обозначением чужих народов, племен, сохранялся в истории культуры чрезвычайно долго.
Так, в Средние века он употреблялся для обозначения всего
языческого и варварского, т.е. нехристианского и неевропейского.
В западноевропейской литературе примерно с конца XIV в. за терминами «этнос» и «этничность» прочно утвердился смысл «чужой» культуры.
Определение «этнический» впервые было зафиксировано в знаменитом Оксфордском словаре английского языка в 1851 г. Вплоть до 80-х гг. XX в. в европейской и американской традиции термин «этничность» (как отнесенность к этносу, как качество этноса) связывался с маргинальностью, в Европе употреблялся только по отношению к сообществу и культуре национальных меньшинств.
И лишь благодаря книгам английских историков Б.Андерсона и Э.Хобсбаума, представителей страны, считающейся оплотом традиционализма, стала постепенно утверждаться и распространяться иная точка зрения: носители этничности не только национальные меньшинства, но и сами англичане, английское общество. Таким образом, понятие «этничность» стало приобретать смысл общечеловеческого способа выражения лояльного, или, говоря словами Л.Н.Гумилева, комплиментарного отношения к культуре своего родного народа. В США «маргинальная» интерпретация этноса и этничности оказалась наиболее устойчивой. До
сих пор там понятие «истинный американец» (т.е. белый протестант англосаксонского происхождения) многими не связывается с этничностью.
Особенность употребления понятия «этнос» в России состоит
в том, что в научном языке оно постепенно заменило русский синоним «народ», хотя в XIX в. были попытки внедрить вместо названия «этнология» термин «народоведение». Но этот вариант не прижился, возможно, и потому, что у понятия «народ» в русском языке есть и другой, исторически сложившийся неэтнологический смысл, в соответствии с которым оно употреблялось в социально-классовом ключе для обозначения низших, как правило, угнетаемых слоев общества, простолюдинов, противопоставленных господствующим аристократическим кругам. Кроме того, в обиходном, разговорном языке до сих пор нередко понятие «народ» употребляется для обозначения какой-либо группы, компании (например, «студенческий народ», «школьный народ» и т.д.). Широкий спектр значений слова «народ» в русском языке дан
в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.Даля: «люд, народившийся в известном пространстве; люди вообще; язык, племя; жители страны, говорящие одним языком; обыватели государства, страны; состоящий под одним управлением; чернь, простолюдины, низшие, податные сословия; множество людей, толпа».
Таким образом, понятие «этнос» употреблялось в литературе
задолго до того, как стало центральной категорией для особой науки — этнологии, или этнографии. В науке не существует единого мнения по поводу содержания категории «этнос», дискуссии по этому вопросу продолжаются.
Чтобы понять то или иное явление, необходимо рассмотреть,
как оно возникло, какие стадии в своем развитии прошло и как функционирует сегодня. Следует различать историю этнологии как науки и историю этнологической мысли. И если первая относительно молода и насчитывает примерно полтора столетия, то вторая — уходит своими корнями в глубь веков. Речь идет о попытках осмыслить разнообразие человеческих общностей, называемых народами, этносами, разнообразие их образа жизни, языков, традиций, обычаев, религий, понять причины этого разнообразия. Эта потребность усиливалась по мере расширения знаний об обитаемом мире, расширения географических знаний.

Оставить заявку на описание
?
Содержание
Введение

Глава 1. Этнопедагогика в системе педагогических наук

1.1. Предмет и задачи этнопедагогики

1.2. Проблема самосохранения этноса в этнопедагогике

Глава 2. Этнологические и антропологические основы этнопедагогики

2.1. Особенности и основные этапы развития этнологического знания. Становление отечественной этнологической школы

2.2. Этнологический и антропологический контекст современной этнопедагогики

2.3. Классификация этносов и особенности современной этносферы

2.4. Этничность, нация, национализм: этнопедагогика в свете современных этнологических дискуссий

Глава 3. Культурообусловленность образования

3.1. Культура этноса, этническая культура, национальная культура в контексте современной социокультурной ситуации

3.2. Моноэтническая и полиэтническая среда жизнедеятельности человека. Полиэтническая образовательная среда

3.3. Культуроемкость образовательной среды

Глава 4. Особенности межэтнической коммуникации в образовании

4.1. Этническое самосознание и этническая идентичность как факторы коммуникации в образовании

4.2. Толерантность как условие межэтнической коммуникации

4.3. Принципы межэтнической коммуникации в полиэтнической образовательной среде

Глава 5. Проблемы детства и воспитательные традиции в народной педагогике

5.1. Отношение к детству в культурах разных народов

5.2. Этические, религиозные и мифологические основы народной педагогики

Глава 6. Основные сферы и средства народной педагогики

6.1. Этнопедагогические основы воспитания. Народное трудовое воспитание

6.2. Роль игры в народной педагогике

6.3. Фольклор как средство воспитания

Глава 7. Культура этнопедагогической деятельности

7.1. Этнические аспекты педагогической культуры

7.2. Поликультурная компетентность современного педагога

Глоссарий

Литература
Аудитория:   18 и старше
Бумага:   Офсет
Масса:   340 г
Размеры:   217x 145x 16 мм
Тираж:   2 500
Литературная форма:   Учебное пособие
Сведения об издании:   2-е издание
Тип иллюстраций:   Без иллюстраций
Отзывы
Найти пункт
 Выбрать станцию:
жирным выделены станции, где есть пункты самовывоза
Выбрать пункт:
Поиск по названию улиц:
Подписка 
Введите Reader's код или e-mail
Периодичность
При каждом поступлении товара
Не чаще 1 раза в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Мы перезвоним

Возникли сложности с дозвоном? Оформите заявку, и в течение часа мы перезвоним Вам сами!

Captcha
Обновить
Сообщение об ошибке

Обрамите звездочками (*) место ошибки или опишите саму ошибку.

Скриншот ошибки:

Введите код:*

Captcha
Обновить