Инфекционные болезни и эпидемиология Инфекционные болезни и эпидемиология В учебнике рассмотрены основные проблемы инфекционной патологии человека. Современные представления об этиологии, эпидемиологии, патогенезе, клинической картине, диагностике, лечении и профилактике инфекционных болезней изложены с акцентом на инфекции, наиболее актуальные для здравоохранения РФ вследствие их высокой распространенности на территории страны, социально-экономической значимости, тенденции к ухудшению эпидемической обстановки или имеющейся угрозы заноса инфекции из-за рубежа. Описаны новые нозологические формы инфекцион ных болезней. Учебник подготовлен в соответствии с программами по инфекционным болезням и эпидемиологии, утвержденными Министерством образования и науки РФ, Министерством здравоохранения РФ, и предназначен студентам лечебных факультетов медицинских вузов. ГЭОТАР-Медиа 978-5-9704-2578-7
2083 руб.
Russian
Каталог товаров

Инфекционные болезни и эпидемиология

Временно отсутствует
?
  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы о товаре
  • Отзывы ReadRate
В учебнике рассмотрены основные проблемы инфекционной патологии человека. Современные представления об этиологии, эпидемиологии, патогенезе, клинической картине, диагностике, лечении и профилактике инфекционных болезней изложены с акцентом на инфекции, наиболее актуальные для здравоохранения РФ вследствие их высокой распространенности на территории страны, социально-экономической значимости, тенденции к ухудшению эпидемической обстановки или имеющейся угрозы заноса инфекции из-за рубежа. Описаны новые нозологические формы инфекцион ных болезней.

Учебник подготовлен в соответствии с программами по инфекционным болезням и эпидемиологии, утвержденными Министерством образования и науки РФ, Министерством здравоохранения РФ, и предназначен студентам лечебных факультетов медицинских вузов.
Отрывок из книги «Инфекционные болезни и эпидемиология»
Глава 1
ОБЩАЯ ЭПИДЕМИОЛОГИЯ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ
БОЛЕЗНЕЙ ЧЕЛОВЕКА, ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Введение в эпидемиологию(краткая история эпидемиологии)

Эпидемиология (от греч. epi- — над-, demos — народ и logos — наука) — это
фундаментальная медицинская наука, относящаяся к области профилактиче-
ской медицины и изучающая причины возникновения и особенности распро-
странения заболеваний в обществе с целью применения полученных знаний
для решения проблем здравоохранения. Она включает 2 раздела с одной мето-
дологией исследования: эпидемиологию инфекционных и эпидемиологию
неинфекционных болезней. Эпидемиология относится к древним наукам. Она
зародилась в общественном опыте борьбы с эпидемиями еще в древние време-
на. Повальные болезни с глубочайшей древности представляли собой наиболее
тяжелые бедствия человечества. С самого начала становления эпидемиологии
как науки предметом ее изучения была заболеваемость в период эпидемий
(надорганизменный уровень организации жизни). В этом заключается прин-
ципиальное отличие эпидемиологии от клинической медицины, предметом
изучения которой служит болезнь как таковая (организменный и суборганиз-
менный уровни организации жизни).
Термином « эпидемия» изначально определяли заболеваемость, явно пре-
вышающую привычный, спорадический (рассеянный) уровень либо болезнь,
возникающую там, где ее ранее не было. В последующем этот термин стали
применять для того, чтобы подчеркнуть инфекционную (заразную) природу
повышенной заболеваемости. Однако до осново полагающих открытий в
области бактериологии в понятие «эпидемия» этого смысла не вкладывали,
так как в то время вообще не существовало дифференциации болезней и раз-
личные авторы применяли в случае массовых заболеваний обобщающие
названия: «чума», «мор», «по ветрие», «повальные болезни» и т.п. По мере
выделения и обозначения отдельных болезней к категории эпидемий стали
относить повышенную заболеваемость с однородными клиническими про-
явлениями.
История повальных болезней, охватывавших народы на протяжении мно-
гих веков, есть не только история неисчислимых бедствий и тяжелейших
социальных потрясений, сопровождавшихся огромным количеством уноси-
мых этими болезнями жертв, но это есть также история напряженной работы
человеческой мысли, стремящейся познать сущность происходящих при этом
явлений и изыскать меры борьбы с ними. Первые описания эпидемий приве-
дены в исторических сочи нениях.
16 Общая часть. Глава 1
Из древних книг, в которых встречаются упоминания о заразных болезнях,
можно назвать в хронологическом порядке (приблизительно) следующие:
– египетские папирусы;
– Библия;
– индийские Веды — 4 книги, около 1500 лет до н.э.
Но время их составления установить трудно, так как до VII в. до н.э. они
передавались устно. Законы Ману в Индии, изданные приблизительно в 1280 г.
до н.э., китайская письменность того же периода. Илиада и Одиссея Гомера,
описывающие в поэтической форме события, происходившие за 1000 лет до
н.э. Автор дает картину мора, посланного на ахенян разгневанным богом Аппо-
лоном. «Отец истории» Геродот описал эпидемии проказы в Персии в V–VI вв.
до н.э. Спартанский историк и военачальник Фукидид в «Истории Пело-
понесской войны» повествовал о моровом заболевании, известном также как
«аттическая чума». По мнению одних авторов, речь идет об эпидемии сыпного
тифа, по мнению других — о чуме, натуральной оспе или сочетании заболева-
ний (430–425 гг. до н.э.). Позже описание сходной эпидемии дал Гален (моро-
вая язва Антонина с 165 по 170 г.). Сохранились описания первой исторически
доказанной чумы (Юсти нианова чума, 527–565 гг.), эпидемий чумы IV в. («чер-
ная смерть») и более поздних времен. Существуют многочисленные историче-
ские описания эпидемий сифилиса, натуральной оспы (сыпных болезней),
тифозных лихорадок, холеры. Следует признать, что только натуральная оспа,
проказа и чума имеют историю, почти совпадающую с историей человеческой
культуры, а история остальных инфекционных болезней — это история в луч-
шем случае 3–4 столетий, а для большинства немногим более 100 лет.
На раннем этапе развития медицины применяли главным образом клиниче-
ский подход, своими целями преследовавший выделение инфекционных болез-
ней из общей группы заболеваний человека и их распределение по нозологиче-
ским формам. Например, из группы чумы вычленить действительно чуму, из
группы тифы — сыпной и брюшной тифы и т.д. Однако одно лишь описание
клинической картины не отвечало на основные вопросы: почему возникает
болезнь и по какой причине развивается эпидемия? Применение морфологиче-
ского и функционального подходов позволяло получить данные, лишь частич-
но освещавшие вопрос о причинах формирования повышенной заболеваемости
населения. Необходимо было изучить условия (обстоятельства) и общие факто-
ры возникновения эпидемий. Вместе с тем уже на первых этапах развития эпи-
демиология широко использовала так называемые сопоставления времени и
места появления эпидемий, а также характер их проявлений.
В сочинениях Гиппократа (460–377 гг. до н.э.) уже существуют обобщения в
отношении признаков эпидемий («Семь книг об эпидемиях»). В них указано
на «эпидемическую конституцию мест и лет», т.е. приуроченность эпидемий к
определенным местам и временным периодам. Также выделен и 3-й признак
проявления эпидемий — неравномерность поражения отдельных социальных
групп. При описании эпидемии «черной смерти» отмечено, что «оборванные
толпы ранее всех других падают жертвами ангела смерти, затем поражаются
люди среднего достатка… Знатные же, полководцы и судьи, пользующиеся
всеми удобствами и наслаждениями жизни, редко поражаются болезнью, но
при развитии эпидемии и они не остаются пощаженными». Гиппократ искал
причины повальных болезней в воздухе и был одним из первых «миазма тиков».
В книге «О ветрах» он писал: «Когда воздух будет наполнен миазмами такого
Общая эпидемиология 17
рода, которые враждебны природе людей, тогда люди болеют». В эссе «О воз-
духе, водах и местностях» Гиппократ предположил, что факторы окружающей
среды и характеристики хозяев, например характер труда, поведения, обычаи,
могут влиять на развитие заболевания. Но это были только первые попытки
объяснить и выявить причины повышенной заболеваемости.
Крупнейший после Гиппократа врач античной древности Клавдий Гален
(около 138–201 гг.) писал, что наиболее опасные болезни называются моровы-
ми. От этих болезней погибает больше людей, чем от всех других. Вслед за Гип-
пократом он полагал, что «моровое» состояние воздуха приносит лихорадку, но
Гален знал об опасности общения с больными «мором» и нахождения вместе с
больным чахоткой, а также вместе с теми, кто выдыхает «гнилостный» воздух.
В античном мире было сформулировано 2 обобщающих представления о при-
чинах, условиях и механизмах развития эпидемий, а также об их природе.
• С одной стороны, наблюдения за эпидемиями, периодически возникаю-
щими в одних и тех же местах и имеющими характерные признаки, позво-
лили сформулировать гипотезу, объясняющую развитие эпидемий именно
в определенных местах и в определенные годы. Причиной поражения
людей считали особое болезнетворное начало, имеющее теллурическое
(от лат. tellus — земля; буквально «из недр») либо космическое проис-
хождение и получившее название «миазма» (от греч. miasma — скверна).
В качестве миазмов рассматривали «все вредные, дурные испарения… из
низших мест, болот и вязких рытвин» (Уильям Шекспир «Буря»), а также
исходящие от трупов людей, животных и просто от грязи, поднимающие-
ся в воздух, разносящиеся ветром и проникающие в организм людей при
вдохе. Следы миазматической теории можно найти и сегодня в названиях
некоторых болезней. Например, латинский перевод названия болезни
малярия означает «дурной воздух». Позже появилось учение об «эпиде-
мических конституциях». По этой теории болезни возникают в результате
конституциональных изменений организма под воздействием тех или
иных экзогенных причин. В Средние века, в период господства астрологи-
ческих представлений, неравномерную заболеваемость в различных соци-
альных группах связывали с космическими воздействиями. Так, особен-
ности эпидемии «черной смерти» объясняли тем, что «бедные находятся
под неограниченным влиянием Сатурна, а люди „средней крепости тела“
подчиняются Луне и Меркурию».
• С другой стороны, наблюдения за отдельными эпидемиями свидетельство-
вали об их «ползучем» распространении, возникновении очагов в тех местах,
куда прибывали больные люди. Можно полагать, что именно на основе
подобных наблюдений параллельно миазматической теории развивалась
контагиозная (от лат. contagi — прикасаться) гипотеза происхождения эпи-
демий. Согласно этой теории эпидемии развиваются при передаче от боль-
ных людей здоровым некоего болезнетворного «начала». Фукидид пред-
полагал существование некоего животного контагия (contagium animatum),
передающего инфекционные болезни. Римский поэт Тит Лукреций Кар
в поэме «О природе вещей» прямо указал, что у каждой инфекции есть
особые «семена». Другой римлянин, Марк Теренций Варрон, верил в
существование мельчайших животных (animalcula quaedam minuta), прино-
сящих эпидемии. Предполагалось, что передача болезни происходит при
контакте — совместном нахождении больных и здоровых.
18 Общая часть. Глава 1
Основываясь на этих предположениях, люди в те времена применяли край-
не примитивные и неэффективные, а порой избыточные по современным пред-
ставлениям меры изоляции и карантина. Для уничтожения миазмов в воздухе
разжигали костры, били в колокола, а для предотвращения проникновения их в
организм надевали защитные маски. Эмпирические мероприятия по личной
гигиене и профилактике были облечены в форму религиозных обрядов и обы-
чаев. В памятниках египетской письменности, в Библии можно найти целый
ряд предписаний для населения, направленных на предупреждение болезней.
Так, Библия запрещает загрязнять почву внутри лагеря, предписывая опреде-
ленным способом устраивать кладбища, для отправления естественных надоб-
ностей выходить за черту лагеря и испражнения засыпать землей. Имеется
предписание не употреблять для питья болотную воду, не есть свинину как
часто зараженную трихинеллезом. С большими подробностями представлены в
Библии правила по борьбе с инфекционными болезнями, особенно с проказой.
Подозрительного по проказе больного осматривает священник, и в случае при-
знания его прокаженным на шею подвешивается звонок, он выселяется за пре-
делы стана, причем вещи больного, не взятые им с собой, сжигаются. Больным
проказой запрещалось посещать церкви, мельницы, пекарни, булочные, поль-
зоваться колодцами, другими источниками воды, т.е. находиться в местах ско-
пления народа, производства пищевых продуктов и источников питьевой воды.
Населению запрещалось прикасаться к трупам людей и животных. Лица же,
в силу необходимости касавшиеся трупов, должны были на протяжении 7 дней
дважды совершить омовение. Жилище умершего в целях дезинфекции окро-
плялось жертвенной водой и т.д. Сюда же может быть отнесено применение
более 3000 лет назад в Китае, а затем и в других странах вариоляции, установле-
ние санитарных законов у древних евреев, индусов, китайцев и др. Всякие
нарушения правил по общественной и личной гигиене и профилактике счита-
лись тяжелым преступлением и вели к жестоким наказаниям. Строительный
устав Нерона предписывал очищать улицы и хозяйства от мусора. В Риме уже в
I в. были построены водопровод и канализация. В Греции для дезинфекции
помещений сжигали серу. Но все эти мероприятия были результатом только
предположений. Закономерности распространения эпидемий были еще мало
известны. Эпидемиология в тот период делала только первые шаги.
В эпоху Возрождения контагиозная гипотеза получила развитие в трудах
современника и школьного товарища Коперника — врача и астронома Джиро-
ламо Фракасторо (1478–1553), заметившего, что заразные болезни сходны с
брожением, т.е. передаются от одного к другому посредством «живого болез-
нетворного начала» (contagium vivum). Именно Фракасторо ясно определил
материальность болезнетворного начала и ввел в медицину термин «инфек-
ция », благодаря чему эпидемические болезни стали рассматривать как инфек-
ционные, а не как конституциональные. Наиболее полно эта теория была
представлена в его книге «О контагии, контагиозных болезнях и лечении»
(1546). Богатый матери ал для своих трудов Фракасторо получил в результате
сильного распространения чумы в XIV в. С этого времени в медицинском мире
началась ожесточенная борьба между сторонниками учения о контагии и миаз-
матической теории. Наиболее ярким сторонником последней стал английский
врач Сайдэнгам, также известный как «английский Гиппократ».
В России уже в ХI в. применялась изоляция больных и захоронение умер-
ших от заразных (повальных) болезней на специальных кладбищах, а с XIV в.

Оставить заявку на описание
?
Содержание
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Общая эпидемиология
Глава 2. Общая патология инфекционных болезней
СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Глава 3. Антропонозы
Глава 4. Зоонозы
Глава 5. Сапронозы
Глава 6. Паразитарные болезни
Глава 7. Трансмиссивные спонгиоформные энцефалопатии
Штрихкод:   9785970425787
Бумага:   Офсет
Размеры:   217x 145x 50 мм
Тираж:   500
Литературная форма:   Учебник
Сведения об издании:   3-е издание
Тип иллюстраций:   Черно-белые
Отзывы
Найти пункт
 Выбрать станцию:
жирным выделены станции, где есть пункты самовывоза
Выбрать пункт:
Поиск по названию улиц:
Подписка 
Введите Reader's код или e-mail
Периодичность
При каждом поступлении товара
Не чаще 1 раза в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Мы перезвоним

Возникли сложности с дозвоном? Оформите заявку, и в течение часа мы перезвоним Вам сами!

Captcha
Обновить
Сообщение об ошибке

Обрамите звездочками (*) место ошибки или опишите саму ошибку.

Скриншот ошибки:

Введите код:*

Captcha
Обновить