Пропедевтическая стоматология Пропедевтическая стоматология В учебнике полно и последовательно отражены научные и методологические принципы, заложенные в федеральном государственном образовательном стандарте третьего поколения. Главы учебника дополнены современными сведениями по эндодонтическому лечению, реставрациям и методам обезболивания, информацией об использовании виртуально-реальных комплексов для формирования мануальных компетенций у будущих клиницистов, данными о стоматологическом инструментарии и об организации помощи населению. Обширный иллюстративный материал и вопросы для самопроверки позволят студентам закрепить полученные знания и подготовиться к экзамену. Учебник предназначен студентам стоматологических факультетов медицинских вузов. Издание 2-е, дополненное и переработанное. ГЭОТАР-Медиа 978-5-9704-2621-0
2232 руб.
Russian
Каталог товаров

Пропедевтическая стоматология

  • Автор: Эрнест Базикян
  • Твердый переплет. Целлофанированная или лакированная
  • Издательство: ГЭОТАР-Медиа
  • Год выпуска: 2013
  • Кол. страниц: 640
  • ISBN: 978-5-9704-2621-0
Временно отсутствует
?
  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы о товаре
  • Отзывы ReadRate
В учебнике полно и последовательно отражены научные и методологические принципы, заложенные в федеральном государственном образовательном стандарте третьего поколения. Главы учебника дополнены современными сведениями по эндодонтическому лечению, реставрациям и методам обезболивания, информацией об использовании виртуально-реальных комплексов для формирования мануальных компетенций у будущих клиницистов, данными о стоматологическом инструментарии и об организации помощи населению. Обширный иллюстративный материал и вопросы для самопроверки позволят студентам закрепить полученные знания и подготовиться к экзамену. Учебник предназначен студентам стоматологических факультетов медицинских вузов.
Издание 2-е, дополненное и переработанное.
Отрывок из книги «Пропедевтическая стоматология»
Глава 1
ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «СТОМАТОЛОГИЯ»

Стоматология как одна из самых молодых отраслей медицины сформиро-
валась в 20-х годах прошлого столетия в результате слияния зубоврачевания и
челюстно-лицевой хирургии. В то время как челюстно-лицевая хирургия раз-
вивалась в рамках общей хирургии, зубоврачевание вплоть до XVII в. не было
связано с общей медициной. До этого периода зубоврачевание являлось тем
или иным средством оказания помощи при болезнях зубов и чаще всего своди-
лось к их удалению.
Современная стоматология неразрывно связана с другими медицинскими
специальностями: терапией, хирургией, оториноларингологией, офтальмо-
логией, неврологией, рентгенологией и радиологией. Это открывает большие
возможности для ее развития и совершенствования. Стоматология сегодня
основывается также на достижениях естественных наук, физики, химии, биоло-
гии и многих разделов фундаментальной медицины: нормальной и топографи-
ческой анатомии, нормальной и патологической физиологии, патологической
анатомии, микробиологии, иммунологии, генетики.
Врач-стоматолог независимо от профиля своей работы должен уметь ока-
зывать неотложную помощь при обмороке, коллапсе, шоке, коме, сердечной
и дыхательной недостаточности, инфаркте миокарда, гипертоническом кризе,
эпилептическом состоянии, аллергических реакциях, острой травме, в том чис-
ле термической, змеиных укусах, отравлениях и т.д.
Среди операций, которые должен уметь провести врач-стоматолог, особое
место занимает трахеотомия.
Совершенствование стоматологии отражает пути развития других медицин-
ских специальностей и определяется социально-общественным строем, состоя-
нием экономики, науки, культуры.
История развития стоматологии уходит корнями в далекое прошлое. Древ-
нейшие описания лечения зубов следует отнести к 3500–3000 гг. до н.э. При
раскопках в Ниппуре — городе-государстве, религиозном центре шумерской
цивилизации (самой древней цивилизации в мире), возникшей в Нижней Ме-
сопотамии при слиянии рек Тигр и Евфрат, были найдены иероглифические
письмена, в которых содержался перечень рецептов лекарств, в том числе ис-
пользуемых для лечения зубов. В Шумере была обнаружена зубочистка из зо-
лота, которая считается древнейшей в мире.
При вскрытии пирамиды египетского фараона, жившего примерно до 2550 г.
до н.э., был найден деревянный зубной протез, лежавший вблизи его мумии.
8 Глава 1
В ходе археологических раскопок захоронений той эпохи у ряда мумий обна-
ружены следы «стоматологических» вмешательств: зубы, шинированные золо-
той проволокой; челюсти, просверленные при операции.
Кроме того, в пирамидах археологи находили отделанные золотом зубо-
чистки, глиняные пластинки с «медицинскими» записями, на одной из которых
была описана техника массажа десен.
Одни из первых сведений о зубоврачевании содержатся в медицинских па-
пирусах Древнего Египта (3000–2000 лет до н.э.). Самым известным является
папирус Эберса, где есть отдельная глава, посвященная лечению заболеваний
зубов и десен, в которой приведены составы лекарств для зубоврачевания.
В древнекитайском медицинском трактате (2500 г. до н.э.) врач Хванг Фи
приводит сведения о болезнях полости рта и зубов (гингивит, абсцесс полости
рта и др.). Кроме этого в трактате упоминаются различные болеутоляющие
средства и даже зубные протезы.
О зубоврачевании в Древней Индии упоминает «Аюрведа» — древнейший
(IX–III вв. до н.э.) литературный памятник и источник изучения медицины Ин-
дии. «Аюрведа» предписывала жевать лакричник, который очищает рот и зубы,
препятствует разрушению зубов, стимулирует слюновыделение. При кровото-
чивости десен рекомендовалось пить сок половины лимона, выжатого в чашку
с водой, или массировать десны с кокосовым маслом.
Врачи Древней Индии умели делать трепанацию черепа, владели искусством
пластических операций на лице. Зубоврачевание в то время рассматривалось
как отрасль хирургии. Выдающимся врачом той эпохи был Сушрута. Годы
жизни его неизвестны, предположительно VI–V вв. до н.э. Он мог производить
ампутации, лапаротомию, пластические операции (в частности, индийский
способ пластики носа). В качестве анестезирующих средств применял белену
и гашиш.
В своих сочинениях Сушрута перечислил 65 заболеваний органов полости
рта, из которых 23 — зубные болезни, описываются хирургические операции,
дается описание более 100 инструментов, в том числе и щипцов для извлечения
зубов.
В сочинениях Гиппократа (V в. до н.э.) большое внимание уделено вопро-
сам челюстно-лицевой хирургии, в них описаны способ выравнивания вывихов
нижней челюсти, советы и принципы лечения переломов челюстей.
Средневековье в Европе не ознаменовалось значительными достижениями
в медицине. Врачи того времени в большинстве случаев не занимались хирур-
гией, в том числе зубные болезни они лечили различными внутренними сред-
ствами.
В Древней Руси врачевание сводилось к знахарству, волшебству, чаро-
действу. Зубы в Древней Руси лечили с помощью заговоров и лекарственных
средств растительного или животного происхождения.
По мере установления отношений с Западной Европой многие культурные
традиции стали проникать в российское государство, что, безусловно, не могло
не отразиться и на состоянии врачебного дела, сосредоточенного в руках зна-
харей. Отсутствие отечественного медицинского образования привело к тому,
что в течение долгого времени в России были только врачи-иностранцы. Как и
Введение в специальность «Стоматология» 9
в Европе, появились две врачебные формы: доктора, т.е. врачи, занимавшиеся
внутренними болезнями, и лекари, т.е. хирурги, занимавшие подчиненное по-
ложение и действовавшие часто по указанию докторов.
Звание врач-дантист было установлено в 1700 г. во Франции, где под влия-
нием Фошара и других хирургов начался расцвет научного зубоврачевания.
Зубоврачевание как медицинская специальность зародилось в конце XVII —
начале XVIII вв. В первую очередь это связано с трудами выдающегося француз-
ского врача П. Фошара. Разработки по изготовлению искусственных золотых
коронок, пломбированию зубов серебряной амальгамой, а позже применение
мышьяка для некротизации пульпы (1836) и изобретение бормашины оконча-
тельно утвердили эту специальность.
Для укрепления полных съемных протезов Фошар применил пружины.
Кроме этого Фошар предложил изготавливать штифтовые зубы, которые он
делал из естественных зубов или вытачивал из кости.
В феодальной и крепостной России развитие зубоврачевания шло медлен-
нее, чем в странах Европы. Потребность в хирургии полости рта, лица особенно
остро ощущалась в период войн и эпидемий. Для этого при церквях создава-
лись больничные палаты. В XIV в. только в Москве было создано 18 обителей
с больничными палатами, где монахи проводили лечение ран лица, удаление
зубов. В период правления Дмитрия Донского на Руси появились первые лека-
ри из Европы, а при Иване III — профессиональные врачи. В свите Софьи Па-
леолог были врачи, лечившие больные зубы и болезни полости рта. При дворе
Ивана IV вместе с иностранными врачами работали русские врачи-самоучки.
Царь Иван Грозный создал Аптекарский приказ, где были лекарства для лече-
ния зубных болезней, ран лица. При Борисе Годунове в Аптекарском приказе
состояло много врачей-иностранцев, а в период царствования Михаила Рома-
нова зубы лечили врачи-ремесленники, при царском дворе врачи-иностранцы
проводили различные стоматологические операции.
Развитие отечественного зубоврачевания связано с именем Петра I. В этот
период впервые в России был построен завод по выпуску хирургического ин-
струментария и мастером Потаповым сконструирован набор инструментов для
удаления зубов.
В России порядок обучения зубному искусству впервые был изложен в
1858 г. в сборнике циркуляров Министерства внутренних дел.
В XIX в. первые зубоврачебные школы были открыты в Америке в 1839 г.,
затем в Англии в 1857 г., во Франции, Швейцарии, Германии и России в 1881 г.,
где в лечебнице Императорского человеколюбивого общества состоялось тор-
жественное открытие первой в России школы по подготовке зубоврачебных
кадров, которая стала второй в Европе после открытия в Париже (1880) анало-
гичной школы. Устав школы и программа были утверждены 4 октября 1882 г.
На первый курс школы было принято 70 учащихся, а в январе 1884 г. состо-
ялся первый выпуск — 23 человека.
За 10 лет существования школа выпустила 219 дантистов.
В 1883 г. в Петербурге проф. А.К. Лимберг организовал общество дантистов
и врачей, занимавшихся зубоврачеванием. В 1899 г. общество утвердило свой
новый устав и стало называться Петербургским зубоврачебным обществом.

7 мая 1891 г. вышло Положение государственного совета «О преобразова-
нии обучения зубоврачебному искусству», которое узаконило две категории зу-
боврачевателей — зубных врачей и дантистов. Новый устав не предусматривал
подготовку дантистов путем ученичества.
К концу XIX в. появились и другие зубоврачебные школы: в Петербурге —
школа дантистики Вонгель, в Варшаве — школа зубного врача Джемс-Леви,
в Москве — школа врача И.М. Коварского (1892), в Одессе — школа врача
И.И. Марголина (1896), в Москве — школа дантиста В. Греффе (1897), позже
в Москве были открыты еще две школы — в 1907 г. врачом Изачиком, в 1908 г.
доктором медицины Г.И. Вильга.
Вопросы реформы зубоврачебного образования в дореволюционной Рос-
сии широко обсуждались одонтологическими обществами, которые возникли
в конце 90-х годов XIX в. во многих городах России.
Огромная роль в организации курса по одонтологии принадлежит про-
фессору Н.В. Склифосовскому, который понимал необходимость препода-
вания зубных болезней на медицинских факультетах. Следует отметить, что
Н.В. Склифосовский проявлял интерес к зубоврачеванию и занимался на-
учными исследованиями по этой проблеме. Он является основоположником
изучения кариеса зубов в России в эпидемиологическом аспекте. Им впервые
установлена более высокая распространенность кариеса зубов у городских жи-
телей. Н.В. Склифосовский высказал мысль о необходимости проведения сана-
ции полости рта и профилактических мероприятий.
В 1892 г. были открыты приват-доцентуры по одонтологии при Военно-
медицинской академии (возглавил П.Ф. Федоров) и на Высших женских курсах
в Санкт-Петербурге (возглавил профессор А.К. Лимберг). А.К. Лимберг первый
в России (1891) защитил диссертацию по одонтологии на тему «Современная
профилактика и терапия костоеды зубов». А.К. Лимберг является основопо-
ложником плановой санации рта школьников. С полным основанием можно
считать, что в факультетской хирургической клинике проф. Н.В. Склифосов-
ского в Москве, Военно-медицинской академии и на Высших женских курсах в
Санкт-Петербурге были воспитаны первые ученые-стоматологи: М.М. Чемода-
нов, Н.Н. Знаменский, Н.Н. Несмеянов, А.К. Лимберг.
В 1883 г. в Санкт-Петербурге организовано первое в России научное обще-
ство дантистов, а в 1885 г. был учрежден печатный орган «Зубоврачебный
вестник». Появление печатного органа позволило в короткий срок объединить
разрозненные общества дантистов различных городов. В 1889 г. Московское
одонтологическое общество учредило свой журнал «Одонтологическое обозре-
ние». Огромную роль в деле объединения дантистов в России сыграл I Всерос-
сийский одонтологический съезд, который состоялся в Нижнем Новгороде в
1896 г. На съезде, кроме научных докладов, обсуждались вопросы подготовки
зубоврачебных кадров, был поставлен вопрос о запрещении подготовки спе-
циалистов путем ученичества и впервые была сформулирована идея санации
полости рта учащихся.
По мере становления одонтологии все больше раздавалось голосов в пользу
точки зрения, что подготовка специалистов этого профиля должна проводиться
в университетах. Так, в 1910 г. на XI Пироговском съезде было принято реше-
Введение в специальность «Стоматология» 11
ние о необходимости учреждения на всех медицинских факультетах самостоя-
тельных кафедр одонтологии с самостоятельными клиниками и техническими
лабораториями.
После организации зубоврачебных школ число специалистов по зубовра-
чеванию начинает быстро увеличиваться и к 1900 г. достигает 1657 человек.
К 1910 г. число дантистов и зубных врачей составило 5966 человек.
В 1913 г. в России практиковало 6700 зубных врачей и дантистов.
В ноябре 1918 г. вышло постановление о передаче зубоврачебного образо-
вания медицинским факультетам университетов. В 1918 г. при создании народ-
ного комиссариата здравоохранения РСФСР в его структуре была образована
зубоврачебная подсекция, которую возглавил П.Г. Дауге (1869–1946).
В марте 1920 г. в соответствии с постановлением народного комиссариа-
та здравоохранения и народного комиссариата просвещения на медицинских
факультетах государственных университетов были организованы кафедры
стоматологии. Эта мера явилась важной вехой в развитии специальности.
В соответствии с этим постановлением в апреле 1920 г. курс стоматологии ме-
дицинского факультета МГУ в Москве был реорганизован в кафедру стоматоло-
гии, которой заведовал профессор Г.И. Вильга. С 1924 по 1926 г. ею заведовал
профессор Л.А. Говсеев. На этой кафедре в то время работали будущие вид-
ные деятели стоматологии: В.А. Дубровин, И.Г. Лукомский, И.А. Бетельман,
А.Е. Верлоцкий.
Наряду с организацией кафедр на медицинских факультетах были созданы
институты: в 1919 г. в Петрограде — Институт общественного зубоврачевания,
в Киеве — Одонтологический институт. В 1922 г. в Москве создается Государ-
ственный институт зубоврачевания (ГИЗ), который в 1927 г. был переименован
в Государственный институт стоматологии и одонтологии (ГИСО), а затем в Мо-
сковский медицинский стоматологический институт (ММСИ), где срок обуче-
ния составлял 4 года. В 1928 г. был открыт Одесский научно-исследовательский
институт стоматологии — первое профильное научно-исследовательское
учреждение в стране.
В довоенный период была создана значительная материальная база по под-
готовке стоматологов. Однако война не позволила завершить начатые преоб-
разования.
В 1946 г. в стоматологических институтах срок обучения увеличен до 5 лет.
Растет число вузов, в которых ведется подготовка стоматологов. Отличитель-
ной особенностью является то, что открываются не стоматологические инсти-
туты, а стоматологические факультеты в медицинских институтах.
По мере развития специальности уже в предвоенные годы определились
три профиля: терапевтическая, хирургическая и ортопедическая стоматология.
Введение последипломной (интернатура и ординатура) специализации с целью
повышения качества подготовки молодых специалистов также имело большое
значение.
Важную роль в развитии стоматологии в нашей стране сыграло постановление
Совета Министров СССР от 05.11.1976 г. «О мерах по дальнейшему улучшению
стоматологической помощи населению». В приказе Министерства здравоохра-
нения СССР № 1166 от 10.12.1976 г. и в изданном на его основании постановлении (имеющем то же название) предусмотрен ряд мер по расширению сети
стоматологических учреждений и увеличению выпуска врачей-стоматологов.
С этой целью был открыт ряд новых стоматологических факультетов и увели-
чен прием на уже существующих. В общей сложности в нашей стране функционировало 44 стоматологических факультета и 2 стоматологических института
(в Москве и Полтаве) с общим приемом на 1-й курс 8700 человек. ММСИ им.
Н.А. Семашко был головным в СССР и остается таковым в России по высшему
стоматологическому образованию.
В 2002 г. ММСИ получил статус университета и стал называться Московским государственным медико-стоматологическим университетом (МГМСУ).
Головная роль МГМСУ в России заключается в подготовке педагогических и
научных кадров для всех регионов страны, разработке и реализации программ
повышения квалификации преподавателей и усовершенствования врачей-
стоматологов. Профессорами университета изданы учебники по профильным
стоматологическим дисциплинам, рекомендованные МЗ РФ для обучения студентов стоматологических факультетов страны.

Оставить заявку на описание
?
Содержание
Глава 1. Введение в специальность "Стоматология"
Глава 2. Организация работы врача-стоматолога
Глава 3. Стоматологический инструментарий
Глава 4. Строение зубочелюстной системы
Глава 5. Понятие о пародонте. Зубные отложения
Глава 6. Оперативная дентистрия
Глава 7. Стоматологические материалы
Глава 8. Восстановление анатомической формы и функции зуба
Глава 9. Методы восстановления дефектов зубных рядов
(ортопедическая конструкция)
Глава 10. Обезболивание в стоматологии
Глава 11. Удаление зубов
Глава 12. Биомеханика жевательного аппарата
Глава 13. Введение в ортодонтию
Глава 14. Эндодонтия
Глава 15. Методы обследования стоматологического пациента
Штрихкод:   9785970426210
Аудитория:   Для специалистов
Бумага:   Офсет
Масса:   1 150 г
Размеры:   245x 171x 40 мм
Литературная форма:   Учебник
Сведения об издании:   2-е издание
Тип иллюстраций:   Черно-белые, Цветные
Отзывы
Найти пункт
 Выбрать станцию:
жирным выделены станции, где есть пункты самовывоза
Выбрать пункт:
Поиск по названию улиц:
Подписка 
Введите Reader's код или e-mail
Периодичность
При каждом поступлении товара
Не чаще 1 раза в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Мы перезвоним

Возникли сложности с дозвоном? Оформите заявку, и в течение часа мы перезвоним Вам сами!

Captcha
Обновить
Сообщение об ошибке

Обрамите звездочками (*) место ошибки или опишите саму ошибку.

Скриншот ошибки:

Введите код:*

Captcha
Обновить