Общее языкознание Общее языкознание Общее языкознание. Пищальникова В.А. Учебник отражает совокупность важнейших теоретических проблем современной лингвистики в их историческом становлении. Авторы представляют базовые понятия и категории общего языкознания, сопоставляют достижения важнейших лингвистических традиций и направлений, исследуют расхождения в позициях разных лингвистических школ. Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Может быть полезен аспирантам и всем интересующимся развитием современного языковедения. Академия, Academia 978-5-7695-6221-1
989 руб.
Russian
Каталог товаров

Общее языкознание

Временно отсутствует
?
  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы о товаре
  • Отзывы ReadRate
Общее языкознание. Пищальникова В.А. Учебник отражает совокупность важнейших теоретических проблем современной лингвистики в их историческом становлении. Авторы представляют базовые понятия и категории общего языкознания, сопоставляют достижения важнейших лингвистических традиций и направлений, исследуют расхождения в позициях разных лингвистических школ. Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Может быть полезен аспирантам и всем интересующимся развитием современного языковедения.
Отрывок из книги «Общее языкознание»
ПРЕДИСЛОВИЕ
Задача вузовского курса общего языкознания состоит в том,
чтобы представить важнейшие проблемы этой науки, не только отражая их современное состояние, но и раскрывая историю их становления. Наш учебник, как, впрочем, ни один другой учебник, не может претендовать на решение этой задачи в полной мере. Сегодня даже опытному специалисту крайне трудно разобраться в тех многочисленных и разнообразных концепциях, которые были созданы лингвистами за последние два столетия, а
добиться их глубокого понимания от начинающих лингвистов,
для которых создавался этот текст, трудно вдвойне. Какого же рода проблемы поможет преодолеть эта книга?
Во-первых, как и любая другая теоретическая дисциплина, общее языкознание использует обширный терминологический аппарат — особые слова, выражающие абстрактные понятия и употребляемые только специалистами, а также слова, которые, будучи хорошо знакомы нам своим значением в повседневной речи, приобретают в научных текстах особый смысл. Мы попытаемся раскрыть значения самых важных слов-терминов и выстроить из них систему. Авторы учебника тщательно отбирали слова для объяснения базовых понятий и категорий общего языкознания, балансируя между упрощенным ученическим толкованием и сложностью настоящих теоретических построений. Мы надеемся, что и
наш читатель приложит необходимые интеллектуальные усилия, чтобы включить высказанные в этой книге соображения в собственную картину мира.
Во-вторых, в отличие от многих научных дисциплин национальные лингвистические традиции не стремятся слиться в общий поток и превратиться в некую глобальную, всеобъемлющую и все объясняющую теорию. Каждая из них занимается преимущественным изучением родного языка, поэтому специфичными могут оказаться не только основные единицы лингвистического анализа, но и открываемые законы. Можем ли мы представить себе аналогичную ситуацию в естествоведении и, например, всерьез
говорить о специфических законах, действующих только в китайской физике или немецкой химии? Едва ли. Даже если естествоиспытатели разных стран идут своим путем, это принято называть восхождением на одну общую вершину. В лингвистике таких вершин много, и самостоятельно найти точку для их обозрения начинающему лингвисту очень сложно. Поэтому в учебнике мы попытались предложить перспективу, позволяющую сопоставить достижения важнейших лингвистических традиций и направлений.
Кроме того, определенные затруднения для осознания может
вызывать типичная для лингвистики ситуация, когда различные концепции, старые и совсем новые, удивительным образом сосуществуют, не только не отрицая друг друга, но и активно взаимодействуя. Их многоголосье нередко вызывает проблемы даже в работе опытных специалистов. Поэтому авторы, включив на основании требований Государственного образовательного стандарта
Российской Федерации сведения о наиболее важных проблемах
современной лингвистики, попытались объяснить некоторые расхождения в позициях разных лингвистических школ, а также указать на наиболее интересные способы решения затронутых проблем.
Еще одна существенная особенность учебника — преимущественное использование в качестве основы для раскрытия практически всех ключевых тем курса общего языкознания («Язык и общество», «Язык и картина мира», «Язык и мышление», «Прикладная лингвистика») информации, которая может оказаться полезной для формирования навыков практической работы с текстовым материалом (в частности, в переводческой практике и в разных формах межкультурной коммуникации), а также умений,
необходимых для решения конкретных задач.
Мы надеемся, что этот учебник поможет снять некоторые трудности в освоении языковедческих дисциплин, разбудить у читателей интерес к «человеку говорящему», желание приступить к самостоятельному, более глубокому изучению загадок, которые преподносит нам язык, и обратиться для этого уже не к учебным, а теоретическим текстам и — что еще важнее — к обогащению собственного опыта работы с языком.



Г л а в а 1
ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ: ЕГО ПРЕДМЕТ,СТРУКТУРА И МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ
1.1. Какое языкознание называется общим?
В истории лингвистических учений возникновение всех древних грамматических (языковедческих) традиций было связано с обращением ученых к родному языку и, как правило, им ограничивалось. Фонетические наблюдения древних индийцев (ариев) велись над священными для них текстами Вед. Китайские ученые создали первый в мире полный толковый словарь, чтобы объяснить происхождение, строение и значение иероглифов — специфических для китайской письменности знаков. Первостепенной
заботой арабских языковедов стало сохранение языка Корана. Это объясняется характерным для ранних этапов развития каждого народа представлением о своем языке как единственном человеческом. Все другие воспринимались как выкрики, близкие к тем,что издают животные. Потому и называли иностранцев то немцами (от немые), то варварами (от греч. b

Оставить заявку на описание
?
Содержание
Предисловие 3
Глава 1. Общее языкознание: его предмет, структура и место в системе наук о человеке 5
1.1. Какое языкознание называется общим? 5
1.2. Ключевые вопросы общего языкознания 9
1.3. Основные разделы лингвистики 10
1.4. Место языкознания в системе наук 23
1.5. Междисциплинарные исследования языка 30
Глава 2. Методы лингвистического исследования 41
2.1. Сущность метода 41
2.2. Специфика научного познания мира 43
2.3. Эмпирическое и теоретическое в научном знании 46
2.3.1. Эмпирические методы 46
2.3.2. Теоретические методы 53
2.4. Специфика методов гуманитарных наук 58
2.5. Важнейшие методы лингвистических исследований 60
Глава 3. Сущность языка 77
3.1. Сущность языка в философских концепциях 78
3.2. Антиномии языка как диалектическое выражение его сущности 81
3.3. Собственно лингвистическое понимание сущности языка
(традиция) 86
3.4. Альтернативные точки зрения на сущность языка 90
3.5. Соотношение социального и биологического в языке 92
3.6. Функции языка как проявление его сущности 96
Глава 4. Происхождение и эволюция языка 104
4.1. Проблема происхождения языка в религиозных доктринах 106
4.2. Проблема глоттогенеза в древнегреческой философии 108
4.3. Звукоподражательная гипотеза происхождения языка 115
4.4. Современная научная аргументация звукоподражательной
гипотезы 117
4.5. Эмоциональная и междометная гипотезы 125
4.6. Трудовая гипотеза 127
4.7. Гипотеза кинетической речи 130
4.8. Механизмы эволюции языка в современных концепциях 132
Глава 5. Язык как знаковая система 144
5.1. Становление семиотической проблематики 146
5.2. Семиотические идеи Ч.С.Пирса и Ч.У.Морриса 148
5.3. Семиотические проблемы в языкознании 153
5.4. Семиотическая проблематика в лингвистической концепции Ф. де Соссюра 155
5.5. Альтернативные концепции языкового знака 163
Глава 6. Система и структура языка 169
6.1. Формирование системного подхода в лингвистике 169
6.2. Системность языка в учении Ф. де Соссюра 172
6.3. Система и структура языка в лингвистических теориях ХХ в. 175
6.4. Парадигматические и синтагматические отношения в языке 182
6.5. Проблема выделения языковых уровней 184
6.6. Структурные (типологические) классификации языков мира 188
6.7. Системность языка в современных лингвистических концепциях 204
Глава 7. Лингвистика текста. Текст и дискурс 211
7.1. Становление лингвистики текста как особой отрасли
языкознания 211
7.2. Проблема определения текста как лингвистического объекта 215
7.3. Лингвоцентрический подход в изучении текста: текст как единица языка 219
7.4. Текстоцентрический подход: текст как орудие коммуникации 223
7.5. Антропоцентрические исследования текста: текст как инструмент
построения картины мира. Текст и дискурс 229
7.6. Исследование текста в психолингвистике 237
Глава 8. Язык и общество 241
8.1. Исторические типы человеческих языков и общностей 242
8.2. Литературный язык 244
8.3. Территориальная дифференциация национального языка 247
8.4. Социальная дифференциация национального языка 251
8.5. Гендерная дифференциация 258
8.6. Государственное регулирование языковой ситуации 263
8.7. Языки межэтнического общения 270
8.8. Проблема билингвизма 274
Глава 9. Язык и мышление 280
9.1. Проблемы моделирования речемыслительной деятельности 280
9.2. Чувственно-наглядное и абстрактно-логическое мышление 284
9.3. Интерпретация речемыслительной деятельности в классических теориях 290
9.4. Динамическое значение языковых единиц. Понятие внутренней речи 297
9.5. Компоненты значения языковой единицы 304
9.6. Значение как когнитивная структура 307
9.7. Нейролингвистический аспект проблемы взаимоотношения
мышления и речи 319
Глава 10. Язык и картина мира 322
10.1. Философские основания изучения картины мира 323
10.2. Нейролингвистические основания моделирования
картины мира 328
10.3. Понятие картины мира в современной отечественной
психологии 332
10.4. Исследования языковой картины мира в отечественной
лингвистике 334
10.5. Понятие языкового сознания и методы его моделирования 339
10.6. Гипотеза лингвистической относительности 342
10.7. Понятие языковой личности 353
Глава 11. Прикладная лингвистика 362
11.1. Разработка и совершенствование систем письма 363
11.2. Создание словарей 366
11.3. Терминоведение как отрасль прикладной лингвистики 371
11.4. Лингвистические основания методики преподавания
иностранных языков 375
11.5. Лингвистические проблемы перевода 379
11.6. Лингвистические проблемы создания поисковых и других информационных систем 385
11.7. Лингвистика и проблемы создания искусственного
интеллекта 390
11.8. Лингвистика и проблемы права 396
Глава 12. Новые направления в изучении языка 400
12.1. Лингвистическая прагматика как отрасль «внешней»
лингвистики 401
12.2. Теория речевых актов 403
12.3. Проблема анализа коммуникативного намерения:
импликатуры и пресуппозиции 407
12.4. Проблема указания (дейксиса) 410
12.5. Когнитивные исследования языка: понятие ментальной
репрезентации 413
12.6. Форматы ментальной репрезентации 415
12.7. Сложные когнитивные структуры: схема, фрейм, скрипт, план 420
12.8. Основные положения когнитивной лингвистики 425
Литература 435
Штрихкод:   9785769562211
Аудитория:   18 и старше
Бумага:   Офсет
Масса:   520 г
Размеры:   217x 145x 23 мм
Тираж:   2 000
Литературная форма:   Учебник
Тип иллюстраций:   Без иллюстраций
Отзывы
Найти пункт
 Выбрать станцию:
жирным выделены станции, где есть пункты самовывоза
Выбрать пункт:
Поиск по названию улиц:
Подписка 
Введите Reader's код или e-mail
Периодичность
При каждом поступлении товара
Не чаще 1 раза в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Мы перезвоним

Возникли сложности с дозвоном? Оформите заявку, и в течение часа мы перезвоним Вам сами!

Captcha
Обновить
Сообщение об ошибке

Обрамите звездочками (*) место ошибки или опишите саму ошибку.

Скриншот ошибки:

Введите код:*

Captcha
Обновить