История русской поэзии. Модернизм и Авангард История русской поэзии. Модернизм и Авангард Виктор Бердинских: История русской поэзии. Модернизм и Авангард История русской поэзии. Модернизм и Авангард Виктор Бердинских Внесерийные издания Книга профессора и писателя Виктора Бердинских посвящена модернистским и авангардным течениям в русской поэзии XX века. «Старшие» и «младшие» символисты, акмеисты, футуристы и имажинисты, обэриуты и те, кто не входил ни в одно из литературных течений, — перед нами портреты более сорока русских поэтов. В истории русской литературы, невероятно урожайной в XX веке на великую поэзию, они считаются поэтами разного уровня, но в любой другой стране едва ли не все они были бы звездами первой величины. Верно сказано: «Если чем и оправдается XX век перед Богом, так это русской поэзией...» Книга предназначена для самого широкого круга читателей: студентов, учителей, старших школьников, интеллектуалов и просто ценителей русской поэзии. Ломоносовъ 978-5-91678-174-8
534 руб.
Russian
Каталог товаров

История русской поэзии. Модернизм и Авангард

Временно отсутствует
?
  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы о товаре
  • Отзывы ReadRate
Виктор Бердинских: История русской поэзии. Модернизм и Авангард
История русской поэзии. Модернизм и Авангард
Виктор Бердинских
Внесерийные издания
Книга профессора и писателя Виктора Бердинских посвящена модернистским и авангардным течениям в русской поэзии XX века. «Старшие» и «младшие» символисты, акмеисты, футуристы и имажинисты, обэриуты и те, кто не входил ни в одно из литературных течений, — перед нами портреты более сорока русских поэтов. В истории русской литературы, невероятно урожайной в XX веке на великую поэзию, они считаются поэтами разного уровня, но в любой другой стране едва ли не все они были бы звездами первой величины. Верно сказано: «Если чем и оправдается XX век перед Богом, так это русской поэзией...»
Книга предназначена для самого широкого круга читателей: студентов, учителей, старших школьников, интеллектуалов и просто ценителей русской поэзии.
Отрывок из книги «История русской поэзии. Модернизм и Авангард»
Ампир в русской поэзии

Период с 1830-х до 1890-х годов смело можно назвать эпохой «русского ампира». Мы сознательно отбрасываем при этом термин «реализм» — в силу его аморфности, невнятности и спекулятивности содержания. К тому же этот термин, в сущности, неприменим ни к архитектуре, ни к живописи, ни к музыке своей эпохи.

«Русский ампир» — это вершина отечественного классического стиля, воплощенного и в таких ярчайших монументальных его архитектурных образцах, как арки Главного штаба, Университета, Сената и Синода в Санкт-Петербурге, и во множестве более «интимных» артефактов. Торжество классицизма завершилось в России лишь в конце XIX — начале XX веков. И на смену пришел модернизм. Катастрофизм и апокалиптичность сознания сменяют историзм позитивистов, их вера в непрерывный прогресс.

Невероятный взлет этого рафинированного мутанта отечественной культуры был, несомненно, предчувствием тотального краха державы, тектонического сдвига мощных опорных плит и фундаментальных основ российского социума: «И вершина колобродит, обреченная на слом». Думается, что беспрецедентная (сродни эпидемической) по своей широте гениальность поэзии той эпохи как раз и явилась своеобразным «прорывом вверх» — ведь будущего у этой обреченной культуры в только что наступившем ХХ столетии уже не было. Это впечатлило тогда и потрясает до сих пор весь мир — в его гуманитарно-образованной части. Но спасти саму эту культуру, ее носителей и творцов — от приближающегося «железного века» и половодья его «окровавленных рек» — не могли уже никто и ничто.

А. Ахматова в своих стихах 1959 года удивительно точно сказала:

…Из-под каких развалин говорю,
Из-под какого я кричу обвала!
Как внегашеной извести горю
Под сводами зловонного подвала!

В России 1917—1930-х годов были физически истреблены два-три поколения квалифицированных читателей - уничтожены просто по причине своего «непролетарского» происхождения. Но ведь бурная смена удивительно оригинальных поэтических школ «свалилась на голову», по сути, именно этих читательских поколений. Воспринять все это в лихорадке стремнины общественного развития и социальных катаклизмов - он (читатель) явно оказался не в состоянии в 1900-х - 1920-х годах. Из этой аудитории выжила лишь очень малая часть. Поэтому все эти свои поэтические богатства Россия медленно «пережевывала» вплоть до конца ХХ столетия. Как и что было ею воспринято, а что (порой не менее, но гораздо более ценное) оказалось отброшенным - в силу исторических реалий бурного века? Это — только одна сторона проблемы, волнующая автора данной книги.

Важен и момент ураганного оглупления, примитивизации литературы и поэзии страны — под мощным нажимом и контролем власти в эпоху советской «культурной революции». Приход многомиллионного низко квалифицированного читателя в 1920—1950-е годы стал, с одной стороны, победой массовой грамотности, а с другой — снижением всех и всяческих качественных планок. Малограмотный талант, воспевающий государство и его победы, засорял мозги не менее, чем писаревские теории 1860-х годов, отвергавшие высокую поэзию в принципе. Но все же инстинкт в душах людей требовал настоящей духовной пищи, и благодаря этому тяга и интерес к подлинной поэзии в стране никогда не прерывались, хотя число ее читателей существенно варьировалось.

Есть и третья проблема...

Обращаясь к прошлым эпохам, мы изначально бессильны ощутить животрепещущую их ткань, а значит — понять место, роль и смысл поэзии в этой «живой жизни». Мемуары современников также могут дать лишь весьма ограниченное представление о «биении пульса» той или иной эпохи.

Пронзительно осознавал это И. Бродский («Письма римскому другу»):

...Вот и прожили мы больше половины.
Как сказал мне старый раб перед таверной:
«Мы, оглядываясь, видим лишь руины».
Взгляд, конечно, очень варварский, но верный.

Множество замечательных русских поэтов первой четверти ХХ века, столь не похожих друг на друга, — это поэты не на одно, а на несколько поколений, очень мощные и прочные, вознесенные вскипающими волнами своего таланта и гения. Их время — узловой период русской литературы и культуры, давший тот посыл и тот толчок для развития всех областей нашей жизни, которые ощутимы и по сей день. Русский литературный процесс явно периодичен. Полтора десятилетия «золотого века» поэзии 1810—1820-х годов сменяются торжеством прозы — всерьез и надолго.

Историко-социологический реализм середины — третьей четверти XIX века, прославивший русскую литературу во всем мире, по меткому замечанию Е. Эткинда, опирался на обращение к человеку в его реальности, психологической, жизненной, вещественной, материальной, обожествленной и разросшейся до тотальности в своей включенности в систему общественных связей.

Но, спасая живую личность человека от надмирности романтизма, реалисты искажали ее не менее, чем романтики. А вот в русской поэзии, развивавшейся параллельно прозе, человек важен не как социальный феномен, «общественное животное», а как носитель души — то есть идеального начала жизни. В поэзии человек остается лицом к лицу с Вечностью и бесконечностью мироздания, Жизнью и Смертью, Любовью и Богом, преодолевает метафизическую бренность бытия... Поэт действительно «вечности заложник, у времени в плену» (Б. Пастернак).

Взлет русской поэзии первой четверти ХХ века, когда она вновь стала господствующим жанром литературы, сменился надолго приматом прозы, хотя развитие поэзии подспудно продолжалось и в тяжелейших условиях деспотической цензуры тоталитарного государства, всесторонне поработившего личность. Послесталинская «оттепель» раскрепостила общественный интерес и вкус к поэзии. Начался ее новый взлет, опиравшийся, кстати, и на наследие Серебряного века.

Хотя в самом ходе развития отечественной (советской) поэзии — после событий 1917 года, Гражданской войны и, по сути, до конца ХХ века — возобладала эклектика.

* * *

Если XVIII век — это горластое детство русской поэзии, XIX век — благонравная юность, то конец XIX — начало ХХ столетий (Серебряный век) — буйная молодость с ее дебошами и загулами, а эпоха Бродского — сразу золотая старость. Периода зрелости, по сути, не случилось: его подменило время «золотой клетки».

Ограничения в свободе творчества были настолько серьезны, что отечественная поэзия, помещенная под домашний арест советской идеологии, не могла развиваться естественно и плодотворно.

Впрочем, более подробно речь обо всех этих явлениях и течениях пойдет далее — применительно к конкретным историческим периодам.

Оставить заявку на описание
?
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. Смысл и назначение русской поэзии
2. История русской поэзии как история идей
2.1. Барокко и классицизм в русской поэзии
2.2. Идеи романтизма в русской поэзии первой
половины XIX века
2.3. Ампир в русской поэзии
3. Как писать историю русской поэзии? t
Часть! РУССКИЙ МОДЕРНИЗМ
Глава 1. РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ
1.1. Что такое символизм? ,
Приложения I. Константин Бальмонт.
Элементарные слова о символической
поэзии. Лекция в Латинском квартале Парижа,
весна 1900 года (Извлечения)
II. Вячеслав Иванов. Мысли о символизме
(Фрагменты)
III. Валерий Брюсов. Смысл современной поэзии
(Фрагменты публичных лекций, 1920-1921 годы)
1.2. Предвестники. Двойной портрет
1.2.1. Константин Фофанов
1.2.2. Таинственный "К. Р."
1.3. "Старшие" символисты. Двойной портрет
1.3.1. Валерий Брюсов
1.3.2. Константин Бальмонт
1.4. О других поэтах той эпохи
1.4.1. Федор Сологуб
1.4.2. Дмитрий Мережковский
1.4.3. Зинаида Гиппиус
1.4.4. Александр Добролюбов
Глава 2. "МЛАДШИЕ" СИМВОЛИСТЫ
2.1. Двойной портрет
2.1.1. Александр Блок
2.1.2. Андрей Белый
2.2. О других поэтах "младшей" ветви символизма
2.2.1. Иннокентий Анненский
2.2.2. Вячеслав Иванов
Приложение
Вячеслав Иванов. Тезисы лекций по теории поэзии
(1921-1922 годы, из архива Е.Г.Эткинда)
2.2.3. Максимилиан Волошин
Глава 3. МОДЕРНИСТСКИЕ ТЕЧЕНИЯ В РУССКОЙ
ПОЭЗИИ 1910-1920-Х ГОДОВ. АКМЕИЗМ
3.1. Что такое акмеизм?
Приложение
Что такое акмеизм?
3.2 Двойной портрет
3.2.1. Николай Гумилев
Приложение
I. Николай Гумилев. Шестое чувство
II. Виктор Шкловский. О Николае Гумилеве
3.2.2. Георгий Иванов
3.3. О других поэтах, вышедших из акмеизма
3.3.1. Михаил Лозинский
Приложение
Михаил Лозинский. В тумане
3.3.2. Михаил Зенкевич
Приложение
Михаил Зенкевич. "Под солнцем тучка сушит кисею"
3.3.3. Владимир Нарбут
3.3.4. Сергей Городецкий
Часть И. РУССКИЙ АВАНГАРД
Глава 4. ФУТУРИСТЫ
4.1. Что такое "русский футуризм"?
Приложения
I. Пощечина общественному вкусу
II. Садок судей. Предисловие
III. Алексей Крученых. Декларация заумного языка
4.2. Владимир Маяковский
Приложения
I. Владимир Маяковский. Лиличка! Вместо письма
II. Василий Каменский. Маяковский
4.3. Велимир Хлебников
Приложения
I. Велимир Хлебников. О современной поэзии
п. Велимир Хлебников. Доски судьбы (Фрагменты)
4.4. Другие поэты-футуристы
4.4.1. Игорь Северянин
Приложения
I. Игорь Северянин. Запевка
II.Александра Коллонтай - Игорю Северянину.
Христиания
(21 октября 1922 г.)
III. Булат Окуджава. Несколько слов об Игоре
Северянине
4.4.2. Алексей Крученых
Приложения
I. Алексей Крученых. Мокредная мосень
II.Давид Бурлюк. (О Крученых)
III. Алексей Крученых. Из книги "Сдвигология"
(Фрагмент)
4.4.3. Василий Каменский
Приложения
I. Василий Каменский. Из книги "Танго с коровами.
Путь энтузиаста"
(Фрагменты)
II. Игорь Северянин. Василию Каменскому
4.4.4. Давид Бурлюк
Приложение
Давид Бурлюк. Оп. 75
Глава 5. ИМАЖИНИЗМ И ИМАЖИНИСТЫ
5.1. Что такое имажинизм?
Приложение
Декларация. 30 января 1919 г
5.2. Сергей Есенин
Приложения
I. Сергей Есенин. Из письма А. Кусикову (7февраля
1923 г.)
II. Мария Берлинских. Сергей Есенин, власть
III и маргинальные слои советской эпохи
5.3. О поэтах-имажинистах
5.3.1. Александр Кусиков
5.3.2. Вадим Шершеневич
Приложения
I. Вадим Шершеневич. Поэзия 1918 года
II. Вадим Шершеневич. 2x2=5. Листы имажиниста
(Фрагменты)
5.3.3. Анатолий Мариенгоф
Приложения
I Анатолий Мариенгоф. "Руки царя Ирода"
П.Анатолий Мариенгоф. Циники (Фрагмент)
Глава 6. ОБЭРИУТЫ
6.1. Кто такие обэриуты?
Приложение
Из "Декларации" обэриутов (Фрагменты)
6.2. Николай Заболоцкий
6.3. О других обэриутах
6.3.1. Даниил Хармс
Приложения
I. Даниил Хармс. Постоянство веселья и грязи
II. Даниил Хармс. Автобиография (Фрагменты)
6.3.2. Александр Введенский
Приложение
Александр Введенский. Серая тетрадь
(Фрагменты)
6.3.3. Николай Олейников
Приложение
Николай Олейников. Таракан
Глава 7. ПОЭТЫ ВНЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ГРУПП И ТЕЧЕНИЙ
7.1. Владислав Ходасевич
7.2. Михаил Кузмин
7.3. Николай Клюев
Приложение
Николай Клюев. Стихотворения
7.4. Владимир Набоков
Приложение
Владимир Набоков. Стихотворения
Глава 8. ЧИТАТЕЛИ РУССКОЙ ПОЭЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА. ДНЕВНИК ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ ГИМНАЗИСТКИ
8.1. Сны русской души и ветер эпохи
8.2. О личности автора дневника
8.3. Дневник Нины А. (1912-1917 годы)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Примечания
Штрихкод:   9785916781748
Бумага:   Офсет
Масса:   545 г
Размеры:   216x 147x 25 мм
Тип иллюстраций:   Без иллюстраций
Метки:  Близкие метки
Отзывы
Найти пункт
 Выбрать станцию:
жирным выделены станции, где есть пункты самовывоза
Выбрать пункт:
Поиск по названию улиц:
Подписка 
Введите Reader's код или e-mail
Периодичность
При каждом поступлении товара
Не чаще 1 раза в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Мы перезвоним

Возникли сложности с дозвоном? Оформите заявку, и в течение часа мы перезвоним Вам сами!

Captcha
Обновить
Сообщение об ошибке

Обрамите звездочками (*) место ошибки или опишите саму ошибку.

Скриншот ошибки:

Введите код:*

Captcha
Обновить