Педагогическая риторика Педагогическая риторика Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 050100 — Педагогическое образование (квалификация «бакалавр»). Цель учебника — обеспечить формирование у студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», знаний о закономерностях порождения, передачи и восприятия речи в образовательной среде и умений пользоваться речью как средством решения профессиональных задач. В книге освещены теоретические основы педагогической риторики (ее предмет, структура, функции), проанализированы коммуникативные ситуации, возникающие в процессе профессионального педагогического общения, рассмотрены риторический канон как основа создания текста, особенности речевой деятельности учителя, жанры речи педагога. Значительное место занимает материал практического характера: тексты объяснительной речи и иных профессионально значимых речевых жанров, аналитические и конструктивные задания. Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Academia 978-5-4468-0151-0
1072 руб.
Russian
Педагогическая риторика

Педагогическая риторика

Оцените первым!
  • Твердый переплет. Плотная бумага или картон

Мы принимаем к оплате:

Нас выбирают!
100
%
Гарантия возврата
Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 050100 — Педагогическое образование (квалификация «бакалавр»).
Цель учебника — обеспечить формирование у студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», знаний о закономерностях порождения, передачи и восприятия речи в образовательной среде и умений пользоваться речью как средством решения профессиональных задач. В книге освещены теоретические основы педагогической риторики (ее предмет, структура, функции), проанализированы коммуникативные ситуации, возникающие в процессе профессионального педагогического общения, рассмотрены риторический канон как основа создания текста, особенности речевой деятельности учителя, жанры речи педагога. Значительное место занимает материал практического характера: тексты объяснительной речи и иных профессионально значимых речевых жанров, аналитические и конструктивные задания.
Для студентов учреждений высшего профессионального образования.
Читать описание
Read.ru рекомендует:
Характеристики товара
Аудитория: Для специалистов
Бумага: Офсет
Размеры: 217x 145x 13 мм
Тираж: 1 000
Литературная форма: Учебник
Сведения об издании: 2-е издание
Тип иллюстраций: Без иллюстраций
Метки: Близкие метки

Оставить заявку на описание
Содержание
Предисловие .................................................................................................... 3
Введение .......................................................................................................... 4
Раздел 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА КАК НАУКА
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ
В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Предмет педагогической риторики ......................................................... 6
1.2. Педагогическая риторика и общая риторика. Педагогическая
риторика и другие виды красноречия .................................................... 9
1.3. Коммуникативная ситуация как базовая категория педагогической
риторики ..................................................................................................15
1.3.1. Понятие коммуникативной ситуации ..........................................15
1.3.2. Коммуникативное намерение .......................................................19
1.3.3. Предмет речи ................................................................................ 23
1.3.4. Образ автора речи ..........................................................................37
1.3.5. Особенности адресата речи ......................................................... 40
Раздел 2. СОЗДАНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ КАК ЕДИНИЦЫ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ
2.1. Риторический канон ...............................................................................51
2.2. Инвенция ................................................................................................ 52
2.2.1. Родовидовая характеристика предмета речи ............................... 52
2.2.2. Определение предмета речи ......................................................... 58
2.2.3. Выделение свойств предмета речи .............................................. 65
2.2.4. Сравнение предметов, явлений, ситуаций,
людей (сравнение) ....................................................................... 70
2.2.5. Обращение к происхождению или смыслу слова (имя) .............74
2.2.6. Соотношение целого и частей предмета речи ............................ 79
2.3. Композиция высказывания ................................................................... 83
2.3.1. Хрия. Строгое рассуждение .......................................................... 88
2.3.2. Заголовок ...................................................................................... 90
2.4. Языковое оформление высказывания ...................................................91
2.4.1. Стили речи .................................................................................... 92
2.4.2. Экспрессивные средства языкового выражения ........................ 95
Тропы ............................................................................................. 96
Фигуры речи .................................................................................. 96
Раздел 3. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА
3.1. Основы теории речевой деятельности ................................................. 118
3.1.1. Понятие речевой деятельности в психолингвистике ................. 118
3.1.2. Механизмы речевой деятельности ..............................................124
3.1.3. Специфика речевой (коммуникативной) деятельности
педагога ........................................................................................127
3.2. Слушание в профессиональной деятельности педагога ..................... 131
3.2.1. Значение слушания ...................................................................... 131
3.2.2. Понятие «слушание как вид речевой деятельности» ................133
3.2.3. Специфика профессионального педагогического слушания ...138
3.2.4. Педагогический потенциал невербальных средств общения ...143
3.3. Говорение в профессиональной деятельности педагога.....................153
3.3.1. Значение профессионального говорения учителя .....................153
3.3.2. Речевые особенности процесса говорения учителя ..................153
3.3.3. Подготовка и исполнение устного речевого высказывания .....158
3.4. Педагогический диалог .........................................................................161
3.5. Письмо в профессиональной деятельности учителя ..........................167
3.5.1. Письмо как вид речевой деятельности .......................................167
3.5.2. Особенности письма в профессиональной деятельности
педагога ........................................................................................ 172
3.6. Чтение в профессиональной деятельности педагога ..........................177
3.6.1. Чтение как вид речевой деятельности ........................................177
3.6.2. Виды чтения .................................................................................179
Раздел 4. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ
4.1. Типология педагогических жанров.......................................................188
4.2. Речевые жанры в ситуации обучения. Объяснительная речь ............194
4.2.1. Коммуникативная цель ...............................................................195
4.2.2. Образ автора ................................................................................196
4.2.3. Адресат .........................................................................................198
4.2.4. Фактор прошлого ........................................................................201
4.2.5. Фактор будущего .........................................................................203
4.2.6. Диктум ......................................................................................... 204
4.2.7. Языковое воплощение .................................................................205
4.3. Жанр лекции ......................................................................................... 213
4.4. Категория ясности речи в педагогических жанрах информативного
характера. Приемы предупреждения неясности .................................224
4.5. Речевые жанры педагогического воздействия и взаимодействия ......232
4.6. Притча как дидактический жанр воздействующего характера ..........240
Развернуть
Отрывок из книги «Педагогическая риторика»
ВВЕДЕНИЕ

Формирование коммуникативной компетентности будущих учи-
телей предполагает развитие у них умений и навыков решения с по-
мощью речевой деятельности профессиональных задач. В число
этих задач входит вооружение учащихся основами знаний в соответ-
ствующей области науки, формирование у школьников необходи-
мых умений на базе полученных знаний, воспитание и развитие
учащихся средствами предмета обучения. Данные виды профессио-
нальной деятельности эффективно осуществляются лишь в том слу-
чае, если педагог осознает специфику педагогического общения,
значимость владения культурой профессиональной речи, нормами
профессионального речевого поведения. Именно речь следует рас-
сматривать в качестве средства решения педагогом профессиональ-
ных задач, возникающих в различных ситуациях: ситуациях обуче-
ния и воспитания, коллегиальной выработки тех или иных решений,
презентации проектов и под. Все это требует введение в содержание
профессиональной подготовки педагога дополнительного компо-
нента, предполагающего освоение будущим учителем опыта про-
фессиональной коммуникативной деятельности. Теоретической
основой данного компонента должна стать риторика как особая об-
ласть знаний о закономерностях эффективного использования речи
в процессе профессиональной коммуникации.
Педагогическая риторика входит в группу наук о речи, рассмат-
ривающих особенности профессиональной речевой коммуникации —
частных риторик, которые сложились на базе категорий, законов и
принципов общей риторики, зародившейся еще в античной культу-
ре. Как отмечает Н.А.Ипполитова, «педагогическая риторика как
разновидность частной риторики обеспечивает решение проблемы
формирования коммуникативной компетентности будущего учителя».
Педагогическая риторика — это область знаний о закономерно-
стях создания и условиях эффективности профессиональной пу-
бличной речи педагога. Основная цель педагогической риторики —
формирование и развитие языковой личности будущего учителя,
осознанно владеющего средствами педагогической коммуникации в
целях управления познавательной деятельностью учащихся, их лич-
ностным развитием, в целях организации профессионального обще-
ния членов педагогического сообщества, в целях репрезентации
профессиональных ценностей в публичной речи. Курс педагогиче-
ской риторики направлен на формирование у студентов профессио-
нальной коммуникативной компетенции, знаний о закономерно-
стях организации педагогического речевого общения, о речевых
средствах организации учебного общения, умений профессиональ-
но пользоваться речью в различных ситуациях.
Специфика содержания курса педагогической риторики обуслов-
лена двумя обстоятельствами. Во-первых, обязательным условием
востребованности риторического знания является его прикладной
характер. Теоретические положения педагогической риторики на-
правлены на практическое применение, на решение реальных задач,
связанных с воспитанием и образованием. Во-вторых, образова-
тельная среда как контекст профессиональной деятельности педаго-
га обусловливает специфику речевого поведения учителя, который
является лидером прежде всего в учебном общении.
Педагогическая риторика как особое направление гуманитарной
подготовки будущего учителя интегрирует различные области рече-
ведения: учение о коммуникативной ситуации и о риторическом ка-
ноне, основы психолингвистики, теории жанра. Поэтому содержа-
ние риторической подготовки будущих учителей определяется сле-
дующими направлениями:
• изучение экстралингвистической основы речи учителя;
• анализ процесса создания высказывания как основной единицы
педагогической коммуникации;
• характеристика различных видов речевой профессиональной пе-
дагогической деятельности;
• описание жанров речи учителя как единиц профессионального
общения.
Курс педагогической риторики предназначен для формирования
профессиональной коммуникативной компетенции бакалавра по
любым направлениям педагогического профиля.
Развернуть
Рекомендуемое
Анатолий Уткин Татьяна Кузнецова
966 руб.
Светлана Шулежкова
305 руб.
Алексей Иванович ... Михаил Яковлевич ...
958 руб.
Елена Долбик Валентина Леонович
748 руб.
Александр Тимофее...
347 руб.
Николай Алефиренко
250 руб.
Виктор Андросов Татьяна Пыжова
546 руб.
Татьяна Рыжкова Игорь Николаевич ...
468 руб.
Татьяна Рыжкова Игорь Николаевич ...
345 руб.
Мария Юрьевна Сид... Людмила Семеновна...
956 руб.
Любовь Перекрестова Н. Романенко
1 036 руб.
Евгений Ролин Олег Николаевич К...
493 405 руб.
Галина Червякова Татьяна Пантелеева
440 руб.
Ольга Семибратова
642 руб.
Виталий Леонтьев Александр Сугак
1 358 руб.
Людмила Ленкевич
423 301 руб.

Найти пункт
 Выбрать станцию:
жирным выделены станции, где есть пункты самовывоза
Выбрать пункт:
Поиск по названию улиц:
Подписка 
Введите Reader's код или e-mail
Периодичность
При каждом поступлении товара
Не чаще 1 раза в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Мы перезвоним

Возникли сложности с дозвоном? Оформите заявку, и в течение часа мы перезвоним Вам сами!

Captcha
Обновить
Сообщение об ошибке

Обрамите звездочками (*) место ошибки или опишите саму ошибку.

Скриншот ошибки:

Введите код:*

Captcha
Обновить