Педагогическая риторика Педагогическая риторика Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 050100 — Педагогическое образование (квалификация «бакалавр»). Цель учебника — обеспечить формирование у студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», знаний о закономерностях порождения, передачи и восприятия речи в образовательной среде и умений пользоваться речью как средством решения профессиональных задач. В книге освещены теоретические основы педагогической риторики (ее предмет, структура, функции), проанализированы коммуникативные ситуации, возникающие в процессе профессионального педагогического общения, рассмотрены риторический канон как основа создания текста, особенности речевой деятельности учителя, жанры речи педагога. Значительное место занимает материал практического характера: тексты объяснительной речи и иных профессионально значимых речевых жанров, аналитические и конструктивные задания. Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Academia 978-5-4468-0151-0
1072 руб.
Russian
Педагогическая риторика

Педагогическая риторика

Оцените первым!
  • Твердый переплет. Плотная бумага или картон

Мы принимаем к оплате:

Нас выбирают!
100
%
Гарантия возврата
Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 050100 — Педагогическое образование (квалификация «бакалавр»).
Цель учебника — обеспечить формирование у студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», знаний о закономерностях порождения, передачи и восприятия речи в образовательной среде и умений пользоваться речью как средством решения профессиональных задач. В книге освещены теоретические основы педагогической риторики (ее предмет, структура, функции), проанализированы коммуникативные ситуации, возникающие в процессе профессионального педагогического общения, рассмотрены риторический канон как основа создания текста, особенности речевой деятельности учителя, жанры речи педагога. Значительное место занимает материал практического характера: тексты объяснительной речи и иных профессионально значимых речевых жанров, аналитические и конструктивные задания.
Для студентов учреждений высшего профессионального образования.
Читать описание
Read.ru рекомендует:
Характеристики товара
Аудитория: Для специалистов
Бумага: Офсет
Размеры: 217x 145x 13 мм
Тираж: 1 000
Литературная форма: Учебник
Сведения об издании: 2-е издание
Тип иллюстраций: Без иллюстраций
Метки: Близкие метки

Оставить заявку на описание
Содержание
Предисловие .................................................................................................... 3
Введение .......................................................................................................... 4
Раздел 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА КАК НАУКА
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ
В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Предмет педагогической риторики ......................................................... 6
1.2. Педагогическая риторика и общая риторика. Педагогическая
риторика и другие виды красноречия .................................................... 9
1.3. Коммуникативная ситуация как базовая категория педагогической
риторики ..................................................................................................15
1.3.1. Понятие коммуникативной ситуации ..........................................15
1.3.2. Коммуникативное намерение .......................................................19
1.3.3. Предмет речи ................................................................................ 23
1.3.4. Образ автора речи ..........................................................................37
1.3.5. Особенности адресата речи ......................................................... 40
Раздел 2. СОЗДАНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ КАК ЕДИНИЦЫ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ
2.1. Риторический канон ...............................................................................51
2.2. Инвенция ................................................................................................ 52
2.2.1. Родовидовая характеристика предмета речи ............................... 52
2.2.2. Определение предмета речи ......................................................... 58
2.2.3. Выделение свойств предмета речи .............................................. 65
2.2.4. Сравнение предметов, явлений, ситуаций,
людей (сравнение) ....................................................................... 70
2.2.5. Обращение к происхождению или смыслу слова (имя) .............74
2.2.6. Соотношение целого и частей предмета речи ............................ 79
2.3. Композиция высказывания ................................................................... 83
2.3.1. Хрия. Строгое рассуждение .......................................................... 88
2.3.2. Заголовок ...................................................................................... 90
2.4. Языковое оформление высказывания ...................................................91
2.4.1. Стили речи .................................................................................... 92
2.4.2. Экспрессивные средства языкового выражения ........................ 95
Тропы ............................................................................................. 96
Фигуры речи .................................................................................. 96
Раздел 3. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА
3.1. Основы теории речевой деятельности ................................................. 118
3.1.1. Понятие речевой деятельности в психолингвистике ................. 118
3.1.2. Механизмы речевой деятельности ..............................................124
3.1.3. Специфика речевой (коммуникативной) деятельности
педагога ........................................................................................127
3.2. Слушание в профессиональной деятельности педагога ..................... 131
3.2.1. Значение слушания ...................................................................... 131
3.2.2. Понятие «слушание как вид речевой деятельности» ................133
3.2.3. Специфика профессионального педагогического слушания ...138
3.2.4. Педагогический потенциал невербальных средств общения ...143
3.3. Говорение в профессиональной деятельности педагога.....................153
3.3.1. Значение профессионального говорения учителя .....................153
3.3.2. Речевые особенности процесса говорения учителя ..................153
3.3.3. Подготовка и исполнение устного речевого высказывания .....158
3.4. Педагогический диалог .........................................................................161
3.5. Письмо в профессиональной деятельности учителя ..........................167
3.5.1. Письмо как вид речевой деятельности .......................................167
3.5.2. Особенности письма в профессиональной деятельности
педагога ........................................................................................ 172
3.6. Чтение в профессиональной деятельности педагога ..........................177
3.6.1. Чтение как вид речевой деятельности ........................................177
3.6.2. Виды чтения .................................................................................179
Раздел 4. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ
4.1. Типология педагогических жанров.......................................................188
4.2. Речевые жанры в ситуации обучения. Объяснительная речь ............194
4.2.1. Коммуникативная цель ...............................................................195
4.2.2. Образ автора ................................................................................196
4.2.3. Адресат .........................................................................................198
4.2.4. Фактор прошлого ........................................................................201
4.2.5. Фактор будущего .........................................................................203
4.2.6. Диктум ......................................................................................... 204
4.2.7. Языковое воплощение .................................................................205
4.3. Жанр лекции ......................................................................................... 213
4.4. Категория ясности речи в педагогических жанрах информативного
характера. Приемы предупреждения неясности .................................224
4.5. Речевые жанры педагогического воздействия и взаимодействия ......232
4.6. Притча как дидактический жанр воздействующего характера ..........240
Развернуть
Отрывок из книги «Педагогическая риторика»
ВВЕДЕНИЕ

Формирование коммуникативной компетентности будущих учи-
телей предполагает развитие у них умений и навыков решения с по-
мощью речевой деятельности профессиональных задач. В число
этих задач входит вооружение учащихся основами знаний в соответ-
ствующей области науки, формирование у школьников необходи-
мых умений на базе полученных знаний, воспитание и развитие
учащихся средствами предмета обучения. Данные виды профессио-
нальной деятельности эффективно осуществляются лишь в том слу-
чае, если педагог осознает специфику педагогического общения,
значимость владения культурой профессиональной речи, нормами
профессионального речевого поведения. Именно речь следует рас-
сматривать в качестве средства решения педагогом профессиональ-
ных задач, возникающих в различных ситуациях: ситуациях обуче-
ния и воспитания, коллегиальной выработки тех или иных решений,
презентации проектов и под. Все это требует введение в содержание
профессиональной подготовки педагога дополнительного компо-
нента, предполагающего освоение будущим учителем опыта про-
фессиональной коммуникативной деятельности. Теоретической
основой данного компонента должна стать риторика как особая об-
ласть знаний о закономерностях эффективного использования речи
в процессе профессиональной коммуникации.
Педагогическая риторика входит в группу наук о речи, рассмат-
ривающих особенности профессиональной речевой коммуникации —
частных риторик, которые сложились на базе категорий, законов и
принципов общей риторики, зародившейся еще в античной культу-
ре. Как отмечает Н.А.Ипполитова, «педагогическая риторика как
разновидность частной риторики обеспечивает решение проблемы
формирования коммуникативной компетентности будущего учителя».
Педагогическая риторика — это область знаний о закономерно-
стях создания и условиях эффективности профессиональной пу-
бличной речи педагога. Основная цель педагогической риторики —
формирование и развитие языковой личности будущего учителя,
осознанно владеющего средствами педагогической коммуникации в
целях управления познавательной деятельностью учащихся, их лич-
ностным развитием, в целях организации профессионального обще-
ния членов педагогического сообщества, в целях репрезентации
профессиональных ценностей в публичной речи. Курс педагогиче-
ской риторики направлен на формирование у студентов профессио-
нальной коммуникативной компетенции, знаний о закономерно-
стях организации педагогического речевого общения, о речевых
средствах организации учебного общения, умений профессиональ-
но пользоваться речью в различных ситуациях.
Специфика содержания курса педагогической риторики обуслов-
лена двумя обстоятельствами. Во-первых, обязательным условием
востребованности риторического знания является его прикладной
характер. Теоретические положения педагогической риторики на-
правлены на практическое применение, на решение реальных задач,
связанных с воспитанием и образованием. Во-вторых, образова-
тельная среда как контекст профессиональной деятельности педаго-
га обусловливает специфику речевого поведения учителя, который
является лидером прежде всего в учебном общении.
Педагогическая риторика как особое направление гуманитарной
подготовки будущего учителя интегрирует различные области рече-
ведения: учение о коммуникативной ситуации и о риторическом ка-
ноне, основы психолингвистики, теории жанра. Поэтому содержа-
ние риторической подготовки будущих учителей определяется сле-
дующими направлениями:
• изучение экстралингвистической основы речи учителя;
• анализ процесса создания высказывания как основной единицы
педагогической коммуникации;
• характеристика различных видов речевой профессиональной пе-
дагогической деятельности;
• описание жанров речи учителя как единиц профессионального
общения.
Курс педагогической риторики предназначен для формирования
профессиональной коммуникативной компетенции бакалавра по
любым направлениям педагогического профиля.
Развернуть
Рекомендуемое

Найти пункт
 Выбрать станцию:
жирным выделены станции, где есть пункты самовывоза
Выбрать пункт:
Поиск по названию улиц:
Подписка 
Введите Reader's код или e-mail
Периодичность
При каждом поступлении товара
Не чаще 1 раза в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Мы перезвоним

Возникли сложности с дозвоном? Оформите заявку, и в течение часа мы перезвоним Вам сами!

Captcha
Обновить
Сообщение об ошибке

Обрамите звездочками (*) место ошибки или опишите саму ошибку.

Скриншот ошибки:

Введите код:*

Captcha
Обновить