Путь истинного лидера Путь истинного лидера О чем эта книга О том, что истинный лидер осознает неизбежность перемен, предчувствует потребность во всеобщей ответственности, и понимает важность привнесения моральных ценностей в экономическую систему. О том, как повышение качества решений, принимаемых лидерами позволит изменить мир к лучшему. Почему мы решили издать эту книгу Потому что эта книга ценна просто самим фактом плодотворного сотрудничества людей, ведущих разный образ жизни и представляющих такие различные культуры и ценности. Она показывает образец диалога, который нужно вести между людьми, культурами, странами, когда стороны пытаются найти взаимопонимание и построить общий мир. Для кого эта книга Для лидеров и думающих людей, - вне зависимости от их веры и убеждений. Манн, Иванов и Фербер 978-5-91657-952-9
1253 руб.
Russian
Каталог товаров

Путь истинного лидера

Временно отсутствует
?
  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы о товаре
  • Отзывы ReadRate
О чем эта книга
О том, что истинный лидер осознает неизбежность перемен, предчувствует потребность во всеобщей ответственности, и понимает важность привнесения моральных ценностей в экономическую систему. О том, как повышение качества решений, принимаемых лидерами позволит изменить мир к лучшему.

Почему мы решили издать эту книгу
Потому что эта книга ценна просто самим фактом плодотворного сотрудничества людей, ведущих разный образ жизни и представляющих такие различные культуры и ценности. Она показывает образец диалога, который нужно вести между людьми, культурами, странами, когда стороны пытаются найти взаимопонимание и построить общий мир.

Для кого эта книга
Для лидеров и думающих людей, - вне зависимости от их веры и убеждений.
Отрывок из книги «Путь истинного лидера»
Часть I
Управление собой

Для главы государства лучший способ руководить сво-
ей страной — это, в первую очередь, управлять самим
собой
Глава 1
Правильное воззрение
МОНАХ
В современном мире весьма распространено ошибочное мнение,
что буддизм делает людей пассивными, заставляет их отречься
от всего материального и просто медитировать в лесу. В действи-
тельности такая изоляция характерна только для монахов и мо-
нахинь. Как одно из философских течений буддизм ищет ответы
на классические философские вопросы: что такое истина и как ее
найти? Для чего мы живем? Что представляет собой Вселенная,
в которой мы обитаем? Какова природа человека, его долг и судь-
ба? Что хорошо и что плохо?
Однако основной вопрос, которому буддизм придает особое
значение, касается выбора правильных действий: что я должен
делать? Суть буддизма сводится к двум понятиям — правильное
воззрение и правильное действие. Правильное воззрение не име-
ет никакой ценности, если оно не подкреплено правильным дей-
ствием, а правильные действия, в свою очередь, — это основной
фактор успеха в бизнесе.
КОНСУЛЬТАНТ
Лидерство — это способность принимать решения, и не просто
любые, а именно правильные решения. Руководители глобальных
компаний принимают решения, которые оказывают влияние на ты-
сячи и даже миллионы людей, а от решений политических лидеров
Глава 1. Правильное воззрение 25
зависит жизнь десятков миллионов. Следовательно, принятие правиль-
ных решений имеет очень большое значение, поскольку некомпетент-
ность в этом вопросе может иметь катастрофические последствия.
В буддизме истинный лидер рассматривается как человек, прини-
мающий правильные решения. Это, в свою очередь, зависит от того,
в какой степени лидер способен занять правильную позицию по от-
ношению к происходящему, а также от того, обладает ли он разумом,
который Далай-лама характеризует как «спокойный, собранный
и сосредоточенный» разум, разум умиротворенный, не отягощен-
ный отрицательными мыслями и эмоциями, тренированный и сфо-
кусированный. Задача данной главы заключается в том, чтобы позна-
комить читателя с некоторыми основополагающими концепциями
буддийской философии, а также показать, каким образом практиче-
ское применение этих концепций может повысить качество жизни
и улучшить деятельность наших организаций.
Для того чтобы повысить качество принимаемых решений, лидеру
необходимо усовершенствовать свое сознание. Одна из централь-
ных концепций буддизма заключается в том, что каждый мужчина
и каждая женщина могут пойти по пути совершенствования созна-
ния, и этот шаг способен обеспечить в итоге более счастливую жизнь
им самим и другим людям. Совершенствование сознания достигает-
ся за счет правильного мышления и правильных действий. Однако
нельзя действовать правильно, не опираясь при этом на правиль-
ный образ мыслей.
Думать правильно означает размышлять над каждым действи-
ем еще до его совершения, с тем чтобы убедиться: в основе этого
действия лежат правильное намерение и правильная мотивация.
Правильное намерение состоит в том, что любое действие должно
приносить пользу каждому человеку, которого оно затрагивает, —
другими словами, что человек совершает это действие с учетом
как своего собственного благополучия, так и благополучия других
26 Часть I. Управление собой
людей . Это утверждение верно как в контексте отдельного челове-
ка, так и в контексте организации.
Правильное намерение — это первая часть буддийской концеп-
ции правильного воззрения. Вторая часть этой концепции охваты-
вает три аспекта реальности: нет ничего постоянного, все изменя-
ется; не существует ничего абсолютно изолированного; у всего есть
свои причины.
Мы склонны думать о себе как о самостоятельных, независимых
субъектах.
Точно так же и руководители считают, что их организации — это
нечто обособленное и независимое. Это ошибочная точка зрения.
Мы зависим от окружающих в таких вопросах, как жилье, пища, об-
разование и работа; организации зависят от своих работников, кли-
ентов, поставщиков и банков. Осознание этой зависимости на всех
уровнях мышления — это один из фундаментальных элементов буд-
дизма: необходимо начать с целого и увидеть себя или свою органи-
зацию как часть еще более крупного целого. Этот процесс обозна-
чается как осознание взаимозависимости — взаимозависимости,
проявляющейся особенно сильно во взаимоотношениях между
бизнесом и политикой правительства.
Этот подход аналогичен методу системной динамики, который
разработали Джей Форрестер и Марвин Мински из Массачусетского
технологического института и Института Санта-Фе.
Правильное мышление зависит от наличия спокойного, собран-
ного, сосредоточенного разума. Если ваше сознание подвержено
влиянию гнева, зависти или страха, если вам не хватает уверенно-
сти в себе, вы испытываете тревогу и ваши действия утрачивают эф-
фективность; вы не можете видеть мир в истинном свете; ваш раз-
ум уже нельзя назвать спокойным, собранным и сосредоточенным.
Чтобы избежать этого, необходимо освоить технику вниматель-
ности.
Глава 1. Правильное воззрение 27
Владение этой техникой означает способность отслеживать мо-
мент начала воздействия негативных эмоций на разум. Кроме того,
необходимо развить в себе способность контролировать свой разум ,
тем самым погашая такие эмоции. Вы должны полностью взять под
контроль состояние своего сознания и принимать решения в соот-
ветствии с правильным видением происходящего.
Правильное воззрение формируется на базе намерения, лежаще-
го в основе принимаемого решения. Правильное действие — еще
одна концепция буддизма — непосредственно связано с качеством
действий, которые компания и ее работники осуществляют в соот-
ветствии с этим решением. Человек должен совершать все свои по-
ступки с учетом их влияния на других людей.
МОНАХ
На первый взгляд, существует большая разница между бизнесом
и буддизмом, однако их общий знаменатель — то значение, кото-
рое может для них иметь счастье человека.
Компания, у которой нет счастливых работников, клиентов
и акционеров, в итоге обречена на гибель. Будда считал, что основ-
ная задача его исследований и учений заключается в поиске при-
чин отсутствия счастья, а также в определении действий, которые
необходимо предпринять для облегчения страданий. Он пришел
к выводу, что основная причина страданий человека заключает-
ся в его эгоцентричности. Будда относился к этому явлению как
к одному из законов природы.
Кроме того, эгоцентричность — это источник негативных
мыслей, последствия которых могут сказаться на других людях.
Мошен ничество, ложь, дурные намерения, агрессия, гнев, высоко-
мерие, зависть, злоба и негодование — все это негативные мысли
28 Часть I. Управление собой
или эмоции. Когда вам удастся преодолеть негативное восприя-
тие мира, вы увидите, что ваши взаимоотношения с окружающи-
ми быстро улучшаются. Это очень просто!
Люди охотнее поддерживают отношения с тем, кто думает
об их благополучии, а не с тем, кого интересует только его соб-
ственная персона. Однако многим эта мысль даже не приходит
в голову. Общаясь с другими людьми, они пытаются навязать им
свои идеи и убедить их в своем превосходстве, не проявляя ника-
кого интереса к собеседнику.
Как только человек осознает опасность угрозы, которую несут
в себе негативные мысли и эмоции, он неизбежно приходит к вы-
воду о важности контроля над ними. При этом было бы полезно
выработать в себе «систему раннего оповещения», или внутрен-
ний голос, который скажет: «Ты входишь в состояние сознания,
которое можно отнести к категории негативных. Будь осторожен:
убедись в том, что ты не теряешь контроля над своими мысля-
ми и эмоциями». Еще более важно напоминать себе следующее:
«Не забывай о том, что негативное мышление — это очень мощ-
ный процесс, поэтому не принимай никаких важных или необ-
ратимых решений в данный момент».
Со временем человек может достичь такого этапа развития,
на котором негативные мысли и эмоции просто не возникают или
появляются очень редко. Безусловно, это требует многолетней
подготовки, однако полученный результат того стоит.
КОНСУЛЬТАНТ
В изложенных выше комментариях Далай-ламы отражены перспек-
тивы учений буддизма и их применения в деловом мире. На пер-
вый взгляд, возможность сочетания принципов ведения бизнеса
Глава 1. Правильное воззрение 29
и концепций буддизма кажется маловероятной. Бизнес, для которо-
го первостепенный интерес представляют производство, прибыль
и рост, выглядит полной противоположностью буддизму, основные
принципы которого — сострадание к другим людям и благополучие
всего человечества. Однако при более внимательном рассмотрении
можно увидеть, что и принципы ведения бизнеса, и принципы буд-
дизма основаны на заботе о счастье и на принятии правильных ре-
шений. В конце концов, бизнес и буддизм не так уж несовместимы.
Когда компания начинает придерживаться принципов правильного
воззрения и правильного действия, ее эффективность в решении
таких вопросов, как формирование доверия, обеспечение благопо-
лучия и получение прибыли, резко возрастает.
Сколько времени требуется для того, чтобы внедрить в компании
такой подход?
Человеку непросто избавиться от прочно укоренившихся привы-
чек. Многие люди знали о существовании серьезных недостатков
в системе функционирования бизнеса и финансов. Тем не менее
они были потрясены, когда в 2008 году разразился экономический
кризис. Между тем этот кризис был неизбежным следствием стре-
мительного усиления глобальной взаимозависимости и ошибоч-
ных намерений лидеров, особенно в финансовом секторе. По всей
видимости, руководители компаний полностью пренебрегли по-
следствиями предпринимаемых действий для своих работников,
клиентов и общества в целом. Главный мотив, которым они руковод-
ствовались, — алчность.
Правильное воззрение состоит из двух частей: процесс принятия
решений и три ценности, или концепции, которые должны учиты-
ваться в каждом решении. Лидеры постоянно сталкиваются с необ-
ходимостью принимать решения.
В случае возникновения трудностей, будь то в личной жизни или
в работе компании, лидер должен поставить перед собой задачу
30 Часть I. Управление собой
отреагировать на эти трудности не с позиций собственной выгоды,
а с позиций выгоды для компании, а также для всех людей и органи-
заций, на которых так или иначе скажется принятое решение. Наша
задача — сделать так, чтобы весь процесс, от момента принятия ре-
шения до отслеживания его последствий, функционировал как мож-
но более эффективно. В фокусе процесса принятия решений на базе
концепции правильного воззрения всегда находятся последствия,
к которым приведет реализация этого решения.
Первое, что необходимо проанализировать в процессе принятия
решений, — это намерение, лежащее в основе рассматриваемого
действия. Это намерение должно быть позитивным, другими слова-
ми — его результаты как минимум не должны навредить людям.
В некоторых случаях предпринятое действие выгодно одним лю-
дям и неизбежно наносит ущерб другим. Тем не менее необходимо
приложить все усилия к тому, чтобы максимально уменьшить раз-
мер такого ущерба, используя для этого творческий и инновацион-
ный подходы. Данная книга содержит много примеров правильного
принятия решений.
Второй важный аспект процесса принятия решений — это состоя-
ние сознания лидера и, если это возможно, состояние сознания лю-
дей, так или иначе вовлеченных в этот процесс. Перед лицом, прини-
мающим решение, стоит сложная задача — определение появления
любых негативных элементов, таких как стремление защититься или
гнев в своих размышлениях, и вернуть свой разум в спокойное, со-
бранное и сосредоточенное состояние.
Завершая процесс принятия решения, лидер должен задать себе
вопрос: выгодны ли последствия этого решения для моей организа-
ции и для других людей, которых оно касается? В чем моя мотивация:
только личная выгода или, кроме этого, и выгода для окружающих?
Причинно-следственный аспект принятия решений стано-
вится более понятным, если проанализировать его в контексте
Глава 1. Правильное воззрение 31
буддийских принципов зависимого возникновения, взаимозависи-
мости и изменчивости всего сущего.
Ниже Его Святейшество более подробно разъясняет эти прин-
ципы.
МОНАХ
Зависимое возникновение, причины и условия — это еще один
способ определения принципа причинности, или закона причин
и следствий, или действий и их последствий.
У всего есть свои причины, и ничто не изменяется само по себе.
В этом принципе нет ничего нового, однако его глубокое осмыс-
ление играет важную роль по следующим причинам. Любое
решение влечет за собой перемены, к которым люди отнесутся
по-разному: одни — позитивно, другие — негативно. Каким бы
компетентным ни был лидер, принимающий решение, каким бы
тренированным ни был его разум, он не в состоянии предусмо-
треть все возможные последствия своих действий. Однако лиде-
ры, которые руководствуются правильными намерениями и тща-
тельно продумывают все последствия своих решений, допускают
меньше ошибок.
В этом контексте большое значение имеют еще два принципа:
способность видеть происходящее в истинном свете, а также спо-
собность анализировать возможные последствия с точки зрения
других людей и под разными углами. В следующих главах книги
мы вернемся к вопросу практического применения этих прин-
ципов.
Существует небольшое, но интересное различие между клас-
сическим законом причин и следствий и законом зависимого
возникновения: последний делает особый акцент на процессе,
32 Часть I. Управление собой
связывающем причины и следствия. При изучении этого процесса
уделяется большое внимание условиям, которые делают событие
возможным, а также условиям, от которых зависят последствия
этого события. Успех решения всегда зависит от множества усло-
вий, которые также необходимо проанализировать.
КОНСУЛЬТАНТ
Я предложил вниманию Далай-ламы один простой пример того, как
работает закон зависимого возникновения. Представьте себе ситуа-
цию, когда руководитель высокого ранга узнает, что руководитель
такого же уровня в другой, меньшей по размеру и не столь успеш-
ной компании, получает более высокую зарплату, чем он. Нормаль-
ная реакция на подобную ситуацию — вывод о ее несправедливо-
сти. Было бы неестественно, если бы этот руководитель гордился
тем, что зарабатывает меньше, чем его менее успешный коллега.
Размышляя над этой проблемой, он задает себе вопрос: «Что мне
следует предпринять в данной ситуации?» Человек, незнакомый
с концепциями правильного воззрения и правильного действия,
по всей вероятности, обратит внимание членов совета директоров
компании на то, что его труд оплачивается слишком низко, и пред-
ложит привлечь консультанта по вопросам оплаты труда, чтобы тот
проанализировал ситуацию и определил справедливый уровень
заработной платы для него. Однако, поступая таким образом, руко-
водитель не учитывает возможных последствий своих действий для
других людей.
Бизнес-лидер, который опирается на принципы правильного воз-
зрения и правильного действия и обладает хорошо тренированным
сознанием (об этом пойдет речь в главах 2 и 3), мыслит совсем по-
другому. Он спрашивает себя: «Не влияет ли алчность на мой образ
мыслей? Не становлюсь ли я на путь эгоцентризма?» Получив ответы
Глава 1. Правильное воззрение 33
на эти вопросы, бизнес-лидер может либо сразу же остановить про-
цесс, либо продолжать его очень осторожно.
Он может поразмышлять над тем, что зарабатывает намного
больше денег, чем необходимо для обеспечения комфортной жиз-
ни. Во время этих размышлений в его сознании может возникнуть
мысль о том, что многие бизнесмены, занимающие аналогичные
должности, имеют, скажем, свои лыжные домики в Аспене. Этот че-
ловек сразу же осознает, что в его сознании начинается мыслитель-
ный процесс, имеющий оттенок зависти. Затем он спрашивает себя:
«Как мое требование повлияет на других людей, работающих в ком-
пании?» Это — типичный пример внимательного отслеживания не-
гативных мыслей и эмоций.
Справедливо ли просить о повышении заработной платы? Будут
ли при этом нарушены моральные принципы? Такие вопросы сле-
дует задавать себе до тех пор, пока не найдется правильное ре-
шение.
В итоге бизнес-лидер, о котором идет речь в этом примере, мо-
жет принять решение либо обратиться к вышестоящим должност-
ным лицам с просьбой о повышении оплаты, либо не делать этого.
Однако каким бы ни было окончательное решение, человек с тре-
нированным сознанием анализирует последствия своих действий,
не забывая о том, что он должен тщательно контролировать свою
мотивацию и свои эмоции, такие как зависть.
Безусловно, на уровне компаний приходится принимать гораздо
более сложные решения. При принятии корпоративных решений
необходимо проанализировать их последствия, касающиеся всех
уровней иерархической организационной структуры компании.
Необхо димость в таком анализе обусловлена следующими причи-
нами: финансовые риски; репутация компании; выбор решения, от-
вечающего интересам большинства работников компании, а также
множества других лиц, заинтересованных в успехе ее деятельности.
34 Часть I. Управление собой
МОНАХ
Взаимозависимость — это еще одна разновидность проявления
связи между причинами и следствиями. Поскольку ничто не су-
ществует без причины, а каждая причина имеет множество след-
ствий, взаимозависимость между разными явлениями — это
вполне логичное явление.
В контексте данной книги оно иллюстрирует нашу зависимость
друг от друга. Каждое предпринятое человеком действие имеет
последствия как для него самого, так и для других людей; реакция
окружающих на действия человека оказывает влияние на него са-
мого, и так далее: этот процесс бесконечен.
Компания — это типичный пример взаимозависимой организа-
ции. Компания зависит от потребителей, политики правительства
и политических событий, а также от своих работников, клиентов,
акционеров и дистрибьюторов — их действия вместе с ответной
реакцией образуют бесконечную цепь причин и следствий.
Сеть Индры представляет собой прекрасную иллюстрацию
взаимозависимости [1]. Индра — это индийский бог, царь Вселен-
ной, который сплел сеть в форме шара. Каждый узел этой сети —
это драгоценный камень. Свет, испускаемый одним из этих кам-
ней, отражается другими камнями. Отражения возвращаются
к первому камню и снова отражаются от него. Представьте себе,
Глава 1. Правильное воззрение 35
что вы — один из таких драгоценных камней. В этой взаимозави-
симой системе с вами и с другими людьми, так же как и со всей
сетью, постоянно происходят изменения.
Лидеры признают свою зависимость от других, однако не со-
всем понимают, насколько они зависимы от реакции других, не-
подконтрольных им людей — например, клиентов или сотрудни-
ков средств массовой информации.
Лучшие из лидеров в полной мере осознают важность такого
взаимодействия для своей репутации: одна серьезная ошибка,
и потребуются десятилетия, чтобы восстановить запятнанную
репутацию.
Изменчивость всего сущего — это еще одна форма проявления
взаимосвязи между причинами и следствиями.
Учитывая тот факт, что количество причин и их следствий по-
истине неисчислимо, ничто в этом мире не постоянно и у всего
есть свои причины. Эта концепция, которую обозначают тер-
мином emptiness («пустота»), создает в буддийской литературе
большую путаницу. Термин emptiness образован от выраже-
ния empty of anything that exists inherently («свободный от всего,
что существует само по себе») — другими словами, от всего, что
не имеет причины, что абсолютно независимо. Единственное, что
существует, — это процессы, которые происходят в пределах сети
причин и следствий. Люди знают, что это так, но не принимают
этого факта; они отдали бы предпочтение приемлемому для себя
неизменному положению вещей.
Многие бизнес-лидеры совершают ту же ошибку. Они уста-
навливают те или иные цели и задачи, рассчитывая, что их
достижение обеспечит им неизменно удовлетворительный ре-
зультат. Но это невозможно. Каждая цель — это движущаяся
мишень.
36 Часть I. Управление собой
Лидеры так же, как и все остальные люди, должны осознавать, что
может возникнуть неисчислимое количество обстоятельств, дела-
ющих невозможным обеспечение неизменной удовлетворенности
без перемен, иногда приятных, а иногда нет. Мы должны считаться
с действительностью и вносить в свою жизнь многочисленные кор-
рективы. Одна из самых больших проблем современного общества
заключается в неумении людей приспосабливаться ко все ускоряю-
щимся темпам перемен. Даже компании, успешно работающие на
протяжении многих лет, не смогут оставаться успешными всегда.
КОНСУЛЬТАНТ
Изменчивость, или «постоянные изменения», проявляется в мире
бизнеса буквально во всем. Это утверждение знакомо каждому со-
временному бизнес-лидеру.
Роберт Роузен, основатель Healthy Companies International, гово-
рит об этом следующее: «Когда я путешествовал по Азии, меня осо-
бенно поразила концепция изменчивости. Суть этой концепции за-
ключается в том, что перемены — это естественное положение дел,
когда все в этом мире развивается и приходит в упадок, а неопреде-
ленность и тревога — это неотъемлемая часть жизни… Я стал смо-
треть на руководителей других компаний, с которыми встречался,
как на реальных мужчин и женщин со своими личными стремления-
ми, уязвимостью и страхами. Я понял, что на протяжении большей
части своей жизни мы пребываем в состоянии тревоги [2]».
Компании зависят от таких аспектов своей деятельности, как инно-
вации, обновление и ребрендинг продуктов, а также от способности
найти пути сохранения конкурентоспособности на глобальном рын-
ке и удовлетворять изменяющиеся потребности клиентов. Именно
поэтому из всех концепций буддизма теория изменчивости находит
самое широкое понимание в деловом мире. Однако даже несмотря на
Глава 1. Правильное воззрение 37
понимание этой концепции, многие компании реагируют на происхо-
дящие перемены слишком медленно, не успевая подхватить следую-
щую волну инноваций или вовремя вывести на рынок новый продукт.
МОНАХ
Вам, возможно, интересно, почему возникла необходимость в при-
менении трех концепций, которые имеют так много общего между
собой. Опыт, накопленный за несколько тысячелетий, показывает,
что применение каждой из этих концепций активизирует разные
отделы мозга человека, что позволяет ему более глубоко понять
реальность. Просто попробуйте сделать это сами!
Буддийскому мировоззрению не присущ элемент фатализма;
буддизм не предлагает нам слепо принимать изменения к худ-
шему как непреложный факт нашей жизни. Напротив, осозна-
вая постоянство перемен и пытаясь распознавать отрицательные
перемены на ранней стадии, можно предотвратить негативные
события, а в некоторых случаях даже превратить их в благопри-
ятные возможности.
Компании должны постоянно искать позитивные пути осу-
ществления изменений.
КОНСУЛЬТАНТ
Буддизм подчеркивает, что применение перечисленных выше кон-
цепций — причины и следствия, взаимозависимость и изменчивость
позволяет развить интеллектуальное понимание. Эти концепции
должны получить свое «воплощение»; их необходимо прочувство-
вать; они должны стать неотъемлемой частью сознания.
До тех пор пока живем в этом мире, мы неизменно будем стал-
киваться с самыми разными проблемами. Если при этом мы теряем
38 Часть I. Управление собой
надежду, тем самым уменьшаем свою способность преодолевать
трудности. Если же, с другой стороны, будем помнить о том, что
не только нам, но и другим людям приходится испытывать страда-
ния, эта более реалистичная точка зрения укрепит нашу решимость
и способность преодолевать трудности. Более того, при таком под-
ходе любое новое препятствие рассматривается как еще одна цен-
ная возможность усовершенствовать свое сознание.
Цель данной книги — помочь бизнес-лидерам выработать в себе
способность анализировать возникающие проблемы под разными
углами — в краткосрочной перспективе, в долгосрочной перспекти-
ве, а также с точки зрения разных заинтересованных лиц — и после
этого использовать расширенное видение картины происходящего
для принятия правильных решений.
Итак, один из основных принципов буддизма заключается в том,
что для полного понимания реальности (другими словами, для того
чтобы увидеть и принять происходящее в его истинном свете, че-
ловек должен стать на позицию правильного воззрения и научиться
контролировать такие негативные эмоции, как гнев или зависть.
Существуют два явления, которые мешают человеку увидеть дей-
ствительность такой, какой она есть на самом деле, — принятие
желаемого за действительное и размышление над проблемами про-
шлого так, как будто они существуют до сих пор.
Принятие желаемого за действительное — это довольно распро-
страненное явление в мире бизнеса. Рынок требует от деловых лю-
дей постоянных успехов и уверенности в правильности выбранно-
го пути. Предприниматель с пессимистическим складом ума имеет
не так уж много шансов на успех. С другой стороны, стремление быть
успешными вынуждает многих бизнесменов отбрасывать негатив-
ную информацию. Типичный пример — когда сотрудники компании
сталкиваются на рабочем месте с определенной проблемой, но дол-
го выжидают, прежде чем обратить внимание своего руководителя
Глава 1. Правильное воззрение 39
на эту проблему. Возможно, они рассчитывают на то, что проблема
решится сама собой и им не придется играть роль гонца, принесше-
го плохие новости. Когда сотрудник видит, что кто-то из коллег со-
вершает негативный поступок, например берет взятку, он не спешит
сообщать об этом руководству, опасаясь его гнева.
Подобное поведение весьма распространено, и именно поэтому
высшее руководство компаний зачастую просто не знает о возник-
ших проблемах до тех пор, пока они не приобретают глобальный
характер и ситуацию уже трудно исправить. Обратите внимание
на принцип, которого придерживается одна из компаний: «Хорошие
новости могут подождать, тогда как плохие должны передаваться
незамедлительно» [3].
Следование этому принципу обеспечивает информированность
компаний о возможности возникновения проблем еще до того, как
они повлекут за собой финансовые последствия. Это эффективный
способ осознания реальности еще до того, как станет слишком позд-
но что-либо предпринимать.
Размышление над проблемами прошлого так, как будто они суще-
ствуют до сих пор, — это еще один способ перенесения прошлого
опыта в настоящее. Если человек позволяет негативному мыслитель-
ному процессу овладеть своим сознанием, он тратит большое коли-
чество энергии на огорчения или негодование по поводу прошлых
событий. Многие бизнесмены попадают в ловушку растрачивания
эмоциональной энергии на несправедливость, которую им самим
или их компаниям довелось испытать на себе в прошлом. Постоян-
ное переживание прошлого так, как будто это настоящее, — это не-
эффективная, напрасная трата времени.
В качестве иллюстрации можно привести историю Титинарт
на Паталунг, СЕО* компании Working Diamond, Таиланд . Титинарт
* Chief Executive Offi cer (англ.) — высшая исполнительная должность в компании.
В принятой в России иерархии аналог генерального директора. Прим. ред.
40 Часть I. Управление собой
рассказала, что она очень успешно вела бизнес, но потеряла все,
когда партнер обманул ее. В результате она впала в состояние де-
прессии и гнева. По совету своей подруги Титинарт записалась на
курсы медитации. Первым образом, возникшим в ее сознании после
погружения в транс, было лицо партнера, предавшего ее. Мгновен-
но вспыхнувшая ярость вернула ее к действительности — сеанс ме-
дитации был сорван.
Успокоившись, Титинарт попыталась проанализировать свой
мыслительный процесс. Женщина мысленно снова и снова воз-
вращалась к предательству своего партнера, и в тот момент, когда
в ней вспыхивал праведный гнев, она представляла себе, что кто-
то до крови режет ее руку куском разбитого стекла. В конце концов
Титинарт поняла, что гнев, который она испытывает, существует
только в ее сознании, и это помогло ей избавиться от чувства горечи
по поводу прошлого.
МОНАХ
Как правило, решения принимаются для того, чтобы что-то изме-
нить. Процесс перемен часто рассматривают как переход от одной
ситуации к другой, однако это опасное упрощение. Ситуация,
складывающаяся в настоящем, представляет собой результат не-
исчислимого количества причин и следствий; кроме того, эта си-
туация и в настоящем зависит от многих обстоятельств.
Другими словами, ситуация постоянно изменяется, и ей не-
свойственна стабильность. Осознание этих взаимозависимостей
и взаимосвязей наполняет нас чувством здорового смирения
и заставляет принять всю сложность успешных перемен. Кроме
того, осознание этого факта приводит к применению целостно-
го, а не ограниченного подхода к процессу перемен. То есть перед
Глава 1. Правильное воззрение 41
принятием решения необходимо проанализировать все возмож-
ные последствия под разными углами. Принятие изменчивости
всего сущего укрепит вас в намерении внимательно отслеживать
процесс выполнения принятого решения.
Понять концепцию правильного воззрения достаточно легко,
однако правильное применение этой концепции требует опреде-
ленных навыков. Каждая ситуация уникальна, и готовых ответов
не существует. Понимание перечисленных выше принципов — это
первый шаг, однако человек, принимающий решения, и после это-
го должен много думать, учиться приводить к общему знаменате-
лю противоречащие друг другу цели, взвешивать краткосрочные
и долгосрочные последствия и учитывать интересы разных сто-
рон. Применение этих концепций требует практики, а с практи-
кой приходит мастерство.
Формирование правильного воззрения — это основа, на кото-
рой построены остальные концепции, изложенные в данной кни-
ге. Невозможно достичь позитивных перемен на базе ошибочного
видения ситуации.
Никогда не забывайте о принципах правильного воззрения
и правильного действия, активно применяйте эти принципы
на практике. Это позволит вам всегда принимать правильные решения.

Оставить заявку на описание
?
Содержание
От издателя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
От авторов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Часть I. Управление собой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Глава 1. Правильное воззрение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Глава 2. Правильное действие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Глава 3. Тренировка сознания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
Часть II. Управление организацией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
Глава 4. Цель лидера. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
Глава 5. Создание прибыли, рабочих мест — или счастья?. . . . . 84
Глава 6. Правильное ведение бизнеса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107
Часть III. Жизнь во взаимосвязанном мире . . . . . . . . . . . . . . . 129
Глава 7. Проблема глобализации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130
Глава 8. Предпринимательство и преодоление бедности . . . . . 150
Глава 9. Социально ответственная экономика
свободного рынка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 193
Далай-лама о шести совершенствах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194
Далай-лама о семи качествах идеального лидера
и человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198
6 Оглавление
Далай-лама о восьми мирских заботах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201
Далай-лама о списке Будды для богатых . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 206
Краткий обзор принципов буддизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 208
Примеры вытеснения негативных ментальных
факторов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210
Простые методы медитации для занятых людей. . . . . . . . . . . . . 215
Далай-лама о пяти важнейшх принципах
деятельности компаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 227
Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 228
Об авторах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235
Штрихкод:   9785916579529
Аудитория:   16 и старше
Бумага:   Офсет
Масса:   525 г
Размеры:   240x 170x 13 мм
Тираж:   2 000
Литературная форма:   Практическое пособие
Тип иллюстраций:   Черно-белые
Отзывы
Найти пункт
 Выбрать станцию:
жирным выделены станции, где есть пункты самовывоза
Выбрать пункт:
Поиск по названию улиц:
Подписка 
Введите Reader's код или e-mail
Периодичность
При каждом поступлении товара
Не чаще 1 раза в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Мы перезвоним

Возникли сложности с дозвоном? Оформите заявку, и в течение часа мы перезвоним Вам сами!

Captcha
Обновить
Сообщение об ошибке

Обрамите звездочками (*) место ошибки или опишите саму ошибку.

Скриншот ошибки:

Введите код:*

Captcha
Обновить