Журавлев 11 класс Часть 1. "Русская литература XX века". Учебник Журавлев 11 класс Часть 1. "Русская литература XX века". Учебник Учебник предназначен для учащихся 11 классов, изучающих литературу. ПРОСВЕЩЕНИЕ
176 руб.
Russian
Каталог товаров

Журавлев 11 класс Часть 1. "Русская литература XX века". Учебник

Журавлев 11 класс Часть 1. "Русская литература XX века". Учебник
Временно отсутствует
?
  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы о товаре
  • Отзывы ReadRate
Учебник предназначен для учащихся 11 классов, изучающих литературу.
Отрывок из книги «Журавлев 11 класс Часть 1. "Русская литература XX века". Учебник»
Героико-патриотическая поэзия Державина, всеохватность русской жизни и эллинская прозрачность Пушкина, волшебный романтизм Лермонтова, мифология Гоголя, космизм Тютчева, философские искания Толстого и Достоевского с их напряженным осмыслением предназначения человека, тайны жизни и смерти, думается, намечают основную перспективу в движении нашей литературы как целого. В недрах XIX столетия уже рождается следующее, которое открывается так называемым Серебряным веком литературы и искусства и проходит под знаком переосмысления прежних ценностей.
Давайте вместе совершим самое краткое путешествие по этому известному и все еще полному загадок континенту, имя которому — литература XX столетия.
В причудливо-пестрой, движущейся панораме начала века, отвергая и сменяя друг друга, складываются литературные течения, главным из которых становится символизм. Одновременно громко заявляют о себе писатели, которых традиционно именуют реалистами,— молодой Горький с его воспеванием «босяка», Бунин, сочетающий в стихах и прозе созерцательность с глубоким и тонким проникновением в психологию человека, бытописатель «реки жизни» Куприн. Центральной фигурой русской литературы становится Блок, автор пророческих стихов о судьбах России.
Это подтвердилось и судьбой самого Блока — его трагическим сопряжением с революцией 1917 г. (поэма «Двенадцать»).
Вблизи великих социальных катаклизмов и как бы в предчувствии их происходят кризис и измельчание самого символизма (недаром, в отличие от «Бесов» Достоевского, у Ф. Сологуба мы встречаем уже «Мелкого беса»). Этот новый кризис приводит к появлению новых, больших и малых, группировок: эгофутуризм (Игорь Северянин), кубофутуризм (Хлебников, Бурлюк, молодой Маяковский), крестьянские поэты (Клюев, молодой Есенин) и т. д. Итоговыми для Серебряного века русской литературы могут служить направления акмеизма (от греческого «акме» — вершина) и неоклассицизма (поэзия Гумилева, Ахматовой, Мандельштама, стихи и проза Кузмина, поэтическое творчество Волошина). С началом Октябрьского переворота происходит разделение русской литературы на два потока — в метрополии и в изгнании, в каждом из которых происходят свои
специфические процессы.
Не следует, конечно, чернить целые десятилетия в жизни народа, как нет смысла и закрывать глаза на противоречия нашего прошлого. Давайте порассуждаем вместе.
В начале 20-х гг. осуществляется широкомасштабная попытка построения искусственной «пролетарской культуры» — культуры класса, не имеющего отечества, национальной самобытности, истории, религии и народных традиций. Внутри этого течения происходит беспощадная борьба группировок («Кузница», «Октябрь», «напостовцы» и «налитпостовцы»), однако наиболее близким ортодоксальному большевизму оказывается Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), идеологи которой — «неистовые ревнители» — обрушиваются на здоровые силы в литературе, обвиняя их в несоответствии коммунистической догме. Из предреволюционного футуризма вырастает Левый фронт искусств (ЛЕФ), эпигонским оформлением крайностей которого становится конструктивизм. Расцветают декоративно-эфемерные группки, преследующие цели эпатажа обывателя и рожденные люмпенской богемой: имажинизм, биокосмизм, люминизм и т. д. Но главной силой в подцензурной литературе остаются писатели (как сформировавшиеся до Октябрьского переворота, так и новые имена), получившие наименование «попутчиков». Они образуют содружества, правда, не охватывающие всей массы писателей («Перевал», «Серапионовы братья» и их наставник Е. Замятин, крестьянские поэты Есенин, Клюев, Клычков, Орешин). К концу 20-х гг. наблюдается последовательное ужесточение цензуры; жертвами идеологического террора становятся такие талантливые писатели, как Е. Замятин,
М. Булгаков, А. Платонов; в трагическом борении с собой погибают С. Есенин и В. Маяковский. Итогом подавления остатков плюрализма и разномыслия стал Первый съезд советских писателей (1934), когда погибло большинство группировок.

Оставить заявку на описание
?
Содержание
К читателям 3
Литература начала XX века (Л. А. Смирнова)
Истоки и характер литературных исканий 8
Стремление к творческому преображению мира 9
Литературные искания сторонников революционного движения 11
Направление философской мысли начала века 12
Своеобразие реализма 15
Особенности новейшей поэзии
Модернизм: путь к новой гармонии 20
Символизм 22
Акмеизм 24
Футуризм 26
Проза XX века (О. Н. Михайлов)
Уникальность литературы Русского зарубежья 28
Идейно-эстетическая борьба 31
И. А. Бунин
Роль ''малой'' родины и дворянских традиций 32
Природа социальной двойственности 33
Влияние старшего брата Ю. А. Бунина 34
Первые опыты 34
Духовное здоровье, народное начало 35
Традиции русской классики 35
Странник 36
Новое качество прозы 37
Бунин-поэт 38
''Деревня''
Скрытая полемика с М. Горьким 39
Братья Красовы — два типа русского человека 41
Народ-философ 42
''Иоанн Рыдалец'' 44
''Господин из Сан-Франциско''
Образ греха, в котором протекает жизнь человека 45
''Полый'' человек — создание механической цивилизации 45
Тема конца, катастрофы 46
Непримиримость позиции 46
Проза 20-х гг.
Тема России 47
''Косцы'' 48
Тема любви 48
''Солнечный удар'' 49
''Жизнь Арсеньева'' 50
Новаторство романа 51
''Темные аллеи'' 52
''Чистый понедельник'' 53
А. И. Куприн
Детские годы. Роль матери 56
Суровая казарменная школа 57
Формирование личности и истоки гуманизма 58
Первые литературные опыты. Служба в полку 58
Купринские ''университеты'' 59
''Олеся'' 60
Мастерство композиции 61
На петербургском Парнасе 61
''Поединок'' 62
Образ Ромашова 64
В зените славы 64
''Гранатовый браслет'' 65
В годы великой смуты 66
Творчество 20-х гг. 66
Тема России 67
''Колесо времени'' 68
Куприн — мастер рассказа 68
''Юнкера'' 69
''Жанета'' 70
Л. Н. Андреев
Надломленность юной души 72
Раннее творчество 73
Восхождение 74
На перепутьях реализма и модернизма 75
Л. Андреев и символизм 77
Писатель-экспрессионист 77
Художественное своеобразие 78
Последние годы 79
И. С. Шмелев
Личность писателя 82
Позиция 83
Трагедия отца 83
''Солнце мертвых'' 84
''Богомолье'', ''Лето Господне'' 85
Мастерство 86
Язык произведений Шмелева 89
Неравноценность творчества 89
Б. К. Зайцев 91
Обретение религиозного сознания 92
Новое качество художника 93
''Преподобный Сергий Радонежский'' 93
''Путешествие Глеба'' 94
Беллетризованные биографии 95
Уроки Зайцева 96
А. Т. Аверченко 97
Первая русская революция 98
Журнал ''Сатирикон'' 98
Мастер юмористического рассказа 99
Аверченко и ''новое'' искусство 99
Политическая сатира 100
''Дюжина ножей в спину революции'' 101
''Смех сквозь слезы'' 102
Тэффи 103
Грустный смех 104
Художественный мир Тэффи 105
Героини Тэффи 105
В изгнании 106
В. В. Набоков 108
''Машенька'' 111
Россия Набокова 111
Набоков и классическая традиция 113
''Алгебра великолепной техники'' 113
''Одиночки'' и ''толпа'' 114
Разнообразие художественных индивидуальностей поэзии Серебряного века (Л. А. Смирнова) 117
В. Я. Брюсов
Формирование поэта. Годы детства и юности 118
Мотивы ранней лирики 119
Урбанистическая тема творчества 121
Образ человека в поэзии 10-х гг. 123
К. Д. Бальмонт
Детство и юность 124
Идеи и образы творчества 125
Причины и первые годы эмиграции 126
Образ России 127
Мироощущение лирического героя 128
Ф. Сологуб
Детство и отрочество 130
Темы и образы поэзии 130
Проза поэта 131
A. Белый
Детство и юность 131
Раннее творчество 132
Творческая зрелость 133
И. Ф. Анненский
Ранние годы 135
Творческие искания 135
Н. С. Гумилев
Детство и юность 137
Ранняя лирика 138
''Жемчуга'': поиск страны грез 140
Поэтические открытия сборника ''Огненный столп'' 141
И. Северянин
Ранние годы жизни и творчества 143
Поэтическое своеобразие 144
B. Ф. Ходасевич
Жизнь в России. Причина эмиграции 146
Своеобразие ранней лирики 146
Горькие раздумья в сборнике ''Счастливый домик'' 147
Книга ''Путем Зерна'': духовные противоречия и свершения 149
Исповедь поэта в книге ''Тяжелая лира'' 151
Трагическое восприятие мира в цикле ''Европейская ночь'' 152
Г. В. Иванов
Жизнь в России. Раннее творчество 154
Общественная и творческая деятельность в эмиграции 156
Мотив гибели души в сборнике ''Портрет без сходства'' 157
Образ родины (''Портрет без сходства'', ''1943—1958. Стихи'') 158
Значение поэзии А. Блока для творчества Г. Иванова: мотив возрожденной любви 159
Максим Горький (Л. А. Смирнова)
Ранние годы 164
Ранние рассказы 165
Горький о противоречиях народной души 166
Истоки романтической прозы 166
Гуманистическая позиция романтического героя 167
Смысл противопоставления Данко и Ларры 167
Образ духовной гармонии мира 168
''Песня о Буревестнике'' как выражение романтического идеала 169
''Фома Гордеев''. Мечта и действительность в романе 170
Фома Гордеев и его окружение. Особенности повествования 170
''На дне''
Чеховская традиция в драматургии Горького 172
''На дне'' как социально-философская драма 172
Атмосфера духовного разобщения людей. Роль полилога 173
Своеобразие внутреннего развития пьесы 173
Значение IV акта 174
Философский подтекст пьесы 175
Горький и первая русская революция 175
Роман ''Мать''. В поисках нравственной ценности революции 176
Смысл духовного преображения человека 176
Нравственный конфликт в стане революции 177
Горький в эмиграции 177
Раздумья о судьбах России 178
Новые черты автобиографической прозы 178
Отношение писателя к Октябрьской революции 1917 г. 180
''Несвоевременные мысли'' 180
Творчество периода второй эмиграции 181
''Дело Артамоновых'' — обогащение романной формы 182
''Жизнь Клима Самгина'' — образное воплощение истории 182
А. А. Блок (А. М. Турков)
Начало пути 185
''Стихи о Прекрасной Даме''. Романтический мир раннего Блока 186
Блок и символизм 188
''Выхожу я в путь, открытый взорам...'' (Блок в 1905—1908 гг.) 189
''На поле Куликовом'' 194
Поэма ''Возмездие'' 196
''Страшный мир'' 198
''...Моя тема, тема о России...'' 199
''Соловьиный сад'' 202
Накануне революции 203
''Двенадцать'' 204
Последние годы. ''Но не эти дни мы звали...'' 208
Новокрестьянская поэзия (В. П. Журавлев) 212
Н. А. Клюев
Духовные и поэтические истоки 214
Николай Клюев и Александр Блок 218
Литературное признание 219
Николай Клюев и Сергей Есенин 220
В спорах с пролетарской поэзией 223
Поэма ''Погорельщина'' 226
Поэма ''Песнь о Великой Матери'' 229
С. А. Клычков 232
П. В. Орешин 234
С. А. Есенин (А. М. Марченко)
Есенин — русская художественная идея 239
Пробуждение творческих дум 239
Начало сознательного творчества 242
Открыватель ''Голубой Руси'' 243
''Да здравствует революция!'' 249
''Жизнь образа огромна и разливчата''. Особенности метафоризма С. Есенина 251
Боль перестройки. ''Кобыльи корабли''. ''Москва кабацкая'' 253
Уроки Америки. ''Железный Миргород'' 257
Попытка прорыва 259
''Анна Снегина'' 261
''В этих строчках песня...''. ''Персидские мотивы'', ''Отговорила роща золотая...'' 266
В. В. Маяковский (А. А. Михайлов)
Детство и отрочество 279
Маяковский и футуризм 283
Драма любви, драма жизни 287
Поэма ''Облако в штанах'' 289
Революция 290
''Окна сатиры'' 292
По личным мотивам 293
Октябрь в поэзии Маяковского 296
''Теперь поговорим о дряни'' 301
Точка пули в конце 304
Литературный процесс 20-х годов (В. А. Чалмаев)
Народ и революция в поэзии и прозе: этапы становления реализма нового типа. Литературные группировки
Новый подход к оценке Октября и Гражданской войны 310
Осмысление событий революции и судьбы России: '' Пролетарские культурно-просветительные организации'' (Пролеткульт), ''Кузница'' 313
А. М. Ремизов 318
Д. А. Фурманов 320
А. С. Серафимович 322
Литературные группировки 20-х годов
ЛЕФ 326
''ПЕРЕВАЛ'' 326
КОНСТРУКТИВИЗМ, или ЛЦК 327
ОБЭРИУ 328
А. А. Фадеев 329
Роман ''Разгром'' 332
''Смена вех'' 335
И. Э. Бабель (Г. А. Белая)
Начало 340
Раннее творчество 340
''Конармия'' 341
''Одесские рассказы'' 348
Кризис 348
Е. И. Замятин (В. Г. Воздвиженский)
Начало пути 352
В годы революции 353
Роман-антиутопия ''Мы'' 355
Проза и пьесы 20-х гг. 360
За рубежом 361
Б. Пильняк (И. О. Шайтанов)
Начало пути 364
Роман ''Голый год'' как страница биографии писателя 365
''Машины и волки'': способ ориентации Б. Пильняка в стихии природы и истории 367
Исторические метафоры Пильняка: ''Повесть непогашенной луны'' 367
Борис Пильняк в 30-е гг.: романы ''Красное дерево'' и ''Волга впадает в Каспийское море'' 370
M. M. Зощенко (Г. А. Белая)
Ранние годы 373
Литературное окружение 374
Зощенко-сатирик 375
Зощенковский герой 377
Стиль писателя 378
Зощенко-моралист 380
Темы сочинений для повторения курса литературы XX века 383
Краткий словарь литературоведческих терминов 384
Аудитория:   12 лет и старше
Бумага:   Офсет
Масса:   455 г
Размеры:   220x 145x 20 мм
Тираж:   30 000
Литературная форма:   Учебник
Сведения об издании:   15-е издание
Тип иллюстраций:   Черно-белые
Художник-иллюстратор:   Богомолова О.
Составитель:   Пронина Е.
Отзывы
Найти пункт
 Выбрать станцию:
жирным выделены станции, где есть пункты самовывоза
Выбрать пункт:
Поиск по названию улиц:
Подписка 
Введите Reader's код или e-mail
Периодичность
При каждом поступлении товара
Не чаще 1 раза в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Мы перезвоним

Возникли сложности с дозвоном? Оформите заявку, и в течение часа мы перезвоним Вам сами!

Captcha
Обновить
Сообщение об ошибке

Обрамите звездочками (*) место ошибки или опишите саму ошибку.

Скриншот ошибки:

Введите код:*

Captcha
Обновить