История Рима. Метаморфозы вечного города История Рима. Метаморфозы вечного города Есть города, чьи имена при произнесении будят историю. Таковы Багдад, Афины, Иерусалим, Александрия, таков и Вечный город западного мира — Рим. Возникнув однажды, эти города не исчезают с карты истории. Сменяются эпохи, народы и языки, однако имя и место городов истории остается неизменным. Но на примере Рима мы видим что история — это процесс постоянного преобразования. Достаточно сказать, что Рим времен Империи населяло то же число горожан, что и в начале XX века, более одного миллиона человек, но уже к VI веку число жителей Вечного города насчитывало 90 тысяч, а в XIII веке и того меньше — всего лишь 30 тысяч. Менялось не только количество, но и состав населения, преобразовывалась структура самого города, одни градостроительные концепты сменялись другими, город разрушался и перестраивался. Там, где ныне стоит Колизей, был Золотой Дом Нерона, а там, где возвышается Палаццо Каффарелли когда-то доминировал храм Юпитера Капитолийского. Преобразованиям подвергались не только здания, но и границы города. Границы считались священными в Риме, но даже священное подвержено истории. Рим был Roma quadrata, огороженным поселением на Палатине, затем следует период Septimontium – объединения поселений на семи холмах, из которых возникает город, границей коего была стена Сервия Туллия, а потом, после всех перестроек республиканского и раннеимперского времен, стены, воздвигнутые императором Аврелианом. Время никогда не текло здесь, как длинная спокойная река. Рим переживал свои метаморфозы, пожирая следы прошлого, стирая их и даже уничтожая напрочь. Так из века в век город изменял людей, а люди меняли город. Евразия 978-5-91852-073-4
577 руб.
Russian
Каталог товаров

История Рима. Метаморфозы вечного города

  • Автор: Жан Ив Борио
  • Твердый переплет. Плотная бумага или картон
  • Издательство: Евразия
  • Кол. страниц: 368
  • ISBN: 978-5-91852-073-4
Временно отсутствует
?
  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы о товаре
  • Отзывы ReadRate
Есть города, чьи имена при произнесении будят историю. Таковы Багдад, Афины, Иерусалим, Александрия, таков и Вечный город западного мира — Рим. Возникнув однажды, эти города не исчезают с карты истории. Сменяются эпохи, народы и языки, однако имя и место городов истории остается неизменным. Но на примере Рима мы видим что история — это процесс постоянного преобразования. Достаточно сказать, что Рим времен Империи населяло то же число горожан, что и в начале XX века, более одного миллиона человек, но уже к VI веку число жителей Вечного города насчитывало 90 тысяч, а в XIII веке и того меньше — всего лишь 30 тысяч. Менялось не только количество, но и состав населения, преобразовывалась структура самого города, одни градостроительные концепты сменялись другими, город разрушался и перестраивался. Там, где ныне стоит Колизей, был Золотой Дом Нерона, а там, где возвышается Палаццо Каффарелли когда-то доминировал храм Юпитера Капитолийского. Преобразованиям подвергались не только здания, но и границы города. Границы считались священными в Риме, но даже священное подвержено истории. Рим был Roma quadrata, огороженным поселением на Палатине, затем следует период Septimontium – объединения поселений на семи холмах, из которых возникает город, границей коего была стена Сервия Туллия, а потом, после всех перестроек республиканского и раннеимперского времен, стены, воздвигнутые императором Аврелианом. Время никогда не текло здесь, как длинная спокойная река. Рим переживал свои метаморфозы, пожирая следы прошлого, стирая их и даже уничтожая напрочь. Так из века в век город изменял людей, а люди меняли город.
Отрывок из книги «История Рима. Метаморфозы вечного города»
Фрейду часто снился Рим. Перечисляя слои Вечного города, наплывавшие друг за другом в его снах: древнейший Рим, Рим Сервия, Рим Республики, Рим Августа, Рим Аврелиана, укрытый за своими стенами, — он воображает смятение гостя при виде этого хаоса камней. Вечный город, объясняет он, подобен существу, наделенному психикой, «в котором ничто, раз возникнув, не исчезало, а самые последние стадии развития сосуществуют со всеми прежними».

Века здесь, конечно, смешаны меж собой больше, чем в любом другом европейском городе. Современные римляне живут на фоне пейзажа, отличающегося удивительной сложностью, среди ограничений, какие налагает на них уважение к Истории. Но даже если они садятся в метро на станции «Колоссео» [Колизей], а их мэрия стоит на Капитолийском холме, это еще не значит, что, попадая в пробки на виа деи Фори Империали, они мысленно переносятся на Форум времен политических боев Римской республики.

В Риме, пишет Жюльен Грак, всё есть аллювий, потому что «материальные отложения каждого века не только накладываются на отложения предыдущего, но смешиваются меж собой, проникают друг в друга, реструктурируют и загрязняют друг друга». И всё есть аллюзия, потому что культурный слой, покрывающий город, — еще толще материального и еще трудней поддается измерению: «Форум, Капитолий и всё, что было после них, погребены больше под словами, чем под насыпным грунтом».

В самом деле, еще в Средние века местные жители, не понимая, что представляют собой античные развалины, облекали их в бесчисленные легенды, прежде чем туда явились эрудиты эпохи Возрождения, пестуя свою ностальгию. Современный Рим — сумма всех этих «медитаций», всех наслоившихся стилей, где каждый может найти собственное богатство в зависимости от того, что вдохновляет его лично. Рим — это город, где свидетельствовали Петр и Павел, искупая своим мученичеством, в глазах средневековых христиан, восемь веков язычества, и куда потом более тысячи лет прибывали грешники, чтобы найти прощение грехов. Но христианский Рим был еще и источником светской власти, потому что короновать императоров Священной Римской империи мог только наследник Петра. Равно город искупления и город освящения, Рим занимает особое место в сознании западных европейцев, о чем свидетельствует успех идеи юбилейных годов, заменивших с 1300 г. античные игры, где римляне возобновляли союз с богами.

От первоначального до средневекового Рима, от папского города Возрождения до современного мегаполиса каждый период присваивал памятники, оставленные в наследство предыдущим: Квиринал, резиденция президента республики, — это бывшая папская резиденция; Палаццо Мадама, где с 1871 г. заседает сенат, был дворцом семейства Медичи; в церкви святых Косьмы и Дамиана первоначально находилась библиотека Форума мира. В Средние века город ощетинился укрепленными башнями, выросшими среди античных руин; в эпохи Возрождения и барокко он старался не отставать от знаменитых итальянских городов того времени, и если в XVIII в. его облик мало изменился, то с 1871 г. столичный статус втолкнул его в новое время, к которому он был очень слабо подготовлен. Время никогда не текло здесь, как длинная спокойная река. Рим переживал свои метаморфозы, пожирая следы прошлого, стирая их и даже уничтожая напрочь: если пожар 64 г. н.э. способствовал осуществлению градостроительных замыслов Нерона, если барочный Рим мог кичиться остатками античности, то Муссолини пробивал триумфальные дороги, яростно перекраивая рабочие кварталы, истребляя во имя строительства «третьего Рима» целые века истории, которым не посчастливилось соответствовать его фантазиям.

Лаций своим обликом обязан вулканам четвертичного периода, разбросавшим на местности туф и пуццолан; здесь преобладают скалы. На плоской равнине аллювиального происхождения вьется широкими петлями Тибр, долина которого отлого понижается. Холмы на правом берегу довольно высоки: Монте-Марио, с которого веками паломникам открывался Рим, — 130 м высотой, Ватиканский холм — 72 м, Яникул — 88 м. На противоположном берегу — нечто вроде вулканического отрога Альбанских гор, почти не превышающего 60 м. Прославленные холмы античности чуть пониже, но крутой склон Авентина в пейзаже очень заметен, и Палатин возвышается над Большим цирком на 30 м. Люди в значительной мере изменили этот ландшафт: Капитолий первоначально связывал с Квириналом перешеек, который срыл Траян, чтобы разместить свой форум, судя по надписи на цоколе колонны Траяна; холм Велия, поднимавшийся между Палатином и Эсквилином, сравняли с землей муссолиниевским заступом, чтобы проложить виа дель Имперо.

Рим называют городом «первого моста», иначе говоря, здесь было первое место, где благодаря броду древние люди, пришедшие с побережья, смогли перейти Тибр. Через остров Тиберина с западной излучины реки было нетрудно пройти на небольшую равнину на противоположном берегу, где позже находился Форум Боариум (Бычий рынок); долина Велабр соединяла этот рынок с другой небольшой равниной, долгое время имевшей пористую почву, где в свое время появится Республиканский форум. Продолжением Бычьего рынка на восток служили Форум Холиториум (Овощной рынок) и Форум Пискаториум (Рыбный рынок), существование которых засвидетельствовано с давних времен; сама их площадь показывает, что объем торговли, какой занимались первые купцы, намного превосходил скромные нужды местного населения. Первоначальный город занимал также виа Салария, «Соляную дорогу»: за солью на побережье Остии приезжали с северо-востока Апеннинского полуострова (соляные копи находились по обеим сторонам устья Тибра, и Рим очень скоро основал поблизости колонию).

Римляне классической эпохи задавались вопросом, какая же милость, ниспосланная свыше, могла так сформировать это небольшое пространство между несколькими холмами и своенравной рекой. В I в. до н.э., в период, когда Рим только-только вышел из полосы гражданских войн, пока самой мрачной в его истории, поэт Проперций призывал в свидетели чужеземного путешественника в таких словах:

Странник, смотри: этот Рим, что раскинулся здесь перед нами,
Был до Энея холмом, густо поросшим травой.
На Палатине, где храм возвышается Феба Морского,
Прежде изгнанник Эвандр пас лишь коров да быков.
Не воздвигались тогда, как теперь, золоченые храмы:
Было не стыдно богам глиняным в хижинах жить.

Римляне были очень привязаны к месту своего жительства, хоть бы и скромному. Иллюстрацией этого служит речь, которую у историка Тита Ливия произносит консул Камилл, когда после разорения Рима галлами некоторые решили, что надо переселиться в Вейи, расположенный совсем близко этрусский город, который недавно захватили римские воины. Камилл возразил, ссылаясь на исключительно священный характер места, где расположен Рим: «Наш город заложен в добрый час, при свершении ауспиций. В нем нет ни одного места, которое не было бы исполнено святынь и богов. Для наших торжественных жертвоприношений места установлены с неменьшим тщанием, чем время их проведения. […] Пусть в целом городе не осталось никакого жилья, которое было бы лучше и удобнее, чем знаменитая лачуга зиждителя нашего; не лучше ли ютиться в хижинах, подобно пастухам и селянам, но средь отческих святынь и родных пенатов, нежели всем народом отправиться в изгнание? […] Не без веских причин боги и люди выбрали именно это место для основания города: тут есть и благодатные холмы, и удобная река, по которой можно из внутренних областей подвозить различное продовольствие, а можно принимать морские грузы. Есть тут и море, оно достаточно близко, чтобы пользоваться его выгодами, но все же и достаточно далеко, чтобы не подвергать нас опасности со стороны чужеземных кораблей. Наша область лежит в середине Италии — это место исключительно благоприятствует городам».

В самом начале эпохи Возрождения, когда для Рима, казалось, прошли мрачные времена, в которые из-за амбиций пап, германских императоров, французских князей, правителей итальянских городов разрушали или уродовали памятники древности, Поджо Браччолини, один из первых эрудитов, неустанно искавших следы римского прошлого, сетовал при виде руин, в которые превратился Urbs: «Разрушение этого города я не могу сравнить ни с каким другим — настолько это бедствие, выпавшее лишь ему, превосходит все прочие, как природные, так и причиненные человеческими руками. […] Лишенный всякого украшения, он лежит на земле, подобно огромному разложившемуся трупу, который подтачивают со всех сторон». Но Рим остается великим, уточняет он, потому что даже его руины являются образцовыми: Фортуна, на его взгляд, не могла выбрать более прославленной жертвы, чтобы показать, как велико ее могущество. Почти через век в своем «Дневнике» то же самое констатировал Монтень: «Мир, враг долгого владычества Рима, прежде всего сломал и раздробил все части этого восхитительного тела; а поскольку, даже совсем мертвый, поваленный и изуродованный, Рим внушал ему ужас, он похоронил сами руины; эти мелкие признаки разрушения, еще заметные на его могиле, фортуна сохранила как свидетельство его бесконечного величия, которого столько веков, столько костров, заговор всего мира, столько раз вновь приступавшего к его разрушению, не смогли истребить повсюду».

Несмотря на сумерки, опустившиеся на Рим, представление, что город познает «новое начало» и вновь обретет свое величие, никогда не исчезало. Больше ни один город в мире не носит имя Вечного города, которое со своеобразной прозорливостью придумал для него Вергилий. Прежде всего историю этого первого Рима автор настоящей книги и хотел бы воскресить, показав, как Рим Возрождения и сегодняшний Рим вписались в рамки памятников или даже руин, которые им в наследство оставил Рим Сципиона, Цезаря и Августа.

Оставить заявку на описание
?
Содержание
Вступление стр.5
I. Победоносный Рим стр.15
1. Рим до Рима стр.17
Время богов и героев стр.17
От легенд к археологии стр.22
Рим Ромула стр.25
Под покровительством Юпитера стр.29
Первые цари Рима стр.31
2. Этруски в городе стр.35
От деревни к городу стр.38
Следы этрусков стр.41
3. Рождение столицы (VI–I в. до н.э.) стр.45
От сражений к завоеваниям стр.45
Под покровительством богов стр.49
Республика водворяется стр.51
Сердце города стр.53
Полмиллиона жителей стр.57
4. Город Цезаря стр.61
Жребий брошен стр.62
Цезарь-строитель стр.65
Театр, цирк и сады стр.67
Конец Республики стр.69
5. Рим Августа стр.72
Шестнадцать лет гражданских войн (43–27 до н.э.) стр.72
Восстановленный Рим стр.77
6. Императорский город стр.85
Сердце Запада стр.87
Нерополь стр.90
Город Флавиев стр.95
Колизей стр.100
Дворец Домициана стр.105
Рим Антонинов стр.107
Форум Траяна стр.108
Рим Северов стр.111
Триумфы Северов стр.113
7. Боги города стр.115
Боги и люди стр.118
Восточные культы стр.120
Культ императора стр.124
Появление христианства стр.130
8. Последняя роскошь Империи стр.136
Победа Константина стр.138
Константин и христианство стр.140
Другой Рим стр.142
II. Покоренный Рим стр.145
9. Варвары в Риме стр.147
Конец язычества стр.147
Под опекой Константинополя стр.149
«Конец света» стр.150
Конец Западной империи стр.155
Город святого Петра стр.157
Робкая реставрация стр.159
Усиление римской церкви стр.161
10. Усиление власти пап (VI–IX вв.) стр.164
Между византийской опекой и лангобардской угрозой стр.164
Рим христианизируется стр.166
Под опекой франков стр.168
11. Схватки за власть (X–XIV вв.) стр.172
Под опекой германского императора стр.172
Конфликты папы и императора стр.174
Римская коммуна (1143 г.) стр.177
«Всякое человеческое существо полностью подчинено римскому первосвященнику» стр.180
12. Город чудес стр.183
«Нет тебе равного, Рим, хотя ты почти и разрушен» стр.183
Руины как источник назидания стр.188
13. В Риме больше нет Рима стр.192
Изгнание папы (1309–1377) стр.193
Эфемерная Римская республика (1347 г.) стр.194
Возвращение папы стр.198
Рим, разобщенный Великим расколом (1378–1417) стр.199
III. Возрождение Рима стр.203
14. Воскресение стр.205
Медленное восстановление папской власти стр.205
Время эрудитов и первых раскопок стр.208
Первые шаги для украшения города стр.210
Лучшие времена цезарепапизма стр.213
«Весь блеск прославленных дворцов» стр.217
15. Столица мира или новый Вавилон? стр.221
Город Юлия II стр.222
Разграбление1527 г. стр.229
Визит Карла V стр.235
16. Триумф католического возрождения стр.237
Воинственные папы стр.238
Новое сердце Рима стр.240
Космополитический город стр.243
Город паломников стр.246
Переустройство при Сиксте V стр.249
Великий век барокко стр.252
17. Спад стр.259
Трудности церкви стр.260
Город чиновников и церковников стр.262
«Хитросплетение тупиков, извилистых улочек…» стр.264
Новый археологический образ стр.266
18. Наполеоновские времена стр.269
Новая Римская республика стр.270
Новый римский король стр.272
IV. Столица Италии стр.279
19. Век Рисорджименто стр.281
Рим под покровительством Франции стр.284
Рим — столица Италии стр.286
Рим расширяется стр.288
Времена настоящих раскопок стр.293
Метаморфозы Пасквино стр.294
20. Черные годы стр.296
Фашистское двадцатилетие (1922–1943) стр.297
«Третий Рим» стр.300
Оккупация стр.304
21. Длиннозубая волчица стр.309
Времена восстановления стр.310
«Великолепный и убогий город» стр.313
Исторический центр стр.315
«Как женщина…» стр.317
Список литературы стр.323
Хронология стр.331
Именной указатель стр.339
Указатель римских названий стр.352
Отзывы
Найти пункт
 Выбрать станцию:
жирным выделены станции, где есть пункты самовывоза
Выбрать пункт:
Поиск по названию улиц:
Подписка 
Введите Reader's код или e-mail
Периодичность
При каждом поступлении товара
Не чаще 1 раза в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Мы перезвоним

Возникли сложности с дозвоном? Оформите заявку, и в течение часа мы перезвоним Вам сами!

Captcha
Обновить
Сообщение об ошибке

Обрамите звездочками (*) место ошибки или опишите саму ошибку.

Скриншот ошибки:

Введите код:*

Captcha
Обновить