Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века В учебном пособии дается описание развития теории и практики обучения умственно отсталых детей в различные исторические эпохи в нашей стране и за рубежом. Значительное место отводится освещению вопросов советской олигофренопедагогики. В качестве приложения в книге дается дневник Е.К.Грачевой - самобытного и самоотверженного педагога-дефектолога, в XIX веке организовавшего первый в России приют для глубоко умственно отсталых детей. Для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. Academia 978-5-7695-4334-0
846 руб.
Russian
Каталог товаров

Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века

Временно отсутствует
?
  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы о товаре
  • Отзывы ReadRate
В учебном пособии дается описание развития теории и практики обучения умственно отсталых детей в различные исторические эпохи в нашей стране и за рубежом. Значительное место отводится освещению вопросов советской олигофренопедагогики.
В качестве приложения в книге дается дневник Е.К.Грачевой - самобытного и самоотверженного педагога-дефектолога, в XIX веке организовавшего первый в России приют для глубоко умственно отсталых детей.

Для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов.
Отрывок из книги «Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века»
ПРЕДИСЛОВИЕ
ко 2-му изданию
Любое общество на пути своего развития решает ряд социальных проблем,
одной из которых является определение и преодоление социальных и биоло-
гических причин, обусловливающих появление детей с отклонениями в физи-
ческом и психическом развитии. Решение этой проблемы предполагает повы-
шение материального и культурного уровня жизни людей, уровня развития
просвещения, здравоохранения, охраны труда и преодоление социальных при-
чин неблагополучия.
Среди детей с отклонениями в развитии большую группу составляют дети
с интеллектуальной недостаточностью. Это объясняется большим многообра-
зием факторов, вызывающих такое состояние, и требует от общества, с одной
стороны, значительных усилий по преодолению социальных и биологических
предпосылок возникновения подобных состояний и, с другой стороны, взве-
шенного научно обоснованного подхода к определению критериев интеллек-
туальной недостаточности.
Гуманистический подход базируется на максимальном развитии физиче-
ских и духовных сил каждого члена общества. Недооценка развития интеллек-
туальных и других качеств личности чревата снижением социальной значимо-
сти человека, что является важной социальной проблемой. Общество должно
стремиться к максимальному вниманию по отношению к каждому своему члену
и созданию оптимальных условий воспитания и обучения детей, в том числе и
с проблемами в развитии, позволяющих поднять их личностную и социальную
значимость.
В связи с этим возникает необходимость в продолжении исследований в
одной из областей специальной педагогики, занимающейся вопросами теории
воспитания, обучения и социальной адаптации лиц с интеллектуальной недо-
статочностью, с целью совершенствования учебно-воспитательного процесса в
специальных учреждениях, а также обогащения теории и практики обучения.
Специальная педагогика накопила немало ценных наработок, заслуживаю-
щих осмысления, развития и использования. Без знания этапов, пройденных в
своем развитии олигофренопедагогикой, трудно прогнозировать перспективы
развития помощи детям с интеллектуальной недостаточностью и разрабатывать
меры профилактики данного явления. Изучение исторического опыта — необ-
ходимое условие динамического развития той или иной отрасли знаний, важ-
ная предпосылка становления будущего специалиста.
Одним из ярких представителей отечественной дефектологии, посвятив-
ших себя сбору и анализу исторического материала по истории воспитания и
обучения детей с недостатками интеллектуального развития, был Хананий
Самсонович Замский.
Хананий Самсонович Замский родился 30 мая 1913 г. в г. Барановичи.
С ранних лет в мальчике проявилась тяга к знаниям, поиску истины, что
способствовало формированию таких черт характера, как целеустремленность,
трудолюбие, творческое отношение к делу. В 1935 г. Хананий Замский посту-
пает в Московский педагогический государственный дефектологический ин-
ститут. В 1939 г. по его окончании он получил право преподавания русского
языка и литературы и назначен учителем вспомогательной школы при Науч-
но-практическом институте специальных школ. Благодаря работе в школе у
молодого учителя сформировалось в дальнейшем умение строить отношения
с воспитанниками, преодолевая возрастной барьер. В эти годы Х.С.Замский
параллельно с приобретением педагогического опыта активно готовится к
исследовательской работе. Он успешно сдает конкурсные экзамены и посту-
пает в аспирантуру Московского педагогического государственного дефекто-
логического института. Его образованием и творческими поисками руководи-
ли такие крупные специалисты, как Л.В. Занков, Ф.М.Новик и др. Своей
научной специальностью Х.С.Замский избрал историю отечественной и зару-
бежной олигофренопедагогики. Работы ученого привлекали внимание специ-
алистов. На основе отечественных и зарубежных материалов государственных
архивов Х.С.Замский систематизировал и определил основные этапы разви-
тия учения о слабоумии, теории и практики воспитания и обучения умствен-
но отсталых детей за рубежом и в нашей стране.
Научные поиски и практическая работа в школе молодого ученого были
прерваны в связи с началом Великой Отечественной войны. В 1947 г. после
разгрома Квантунской армии милитаристской Японии он демобилизовался.
Х. С. Замский был награжден медалями «За отвагу», «За победу над фашист-
ской Германией», «За победу над Японией». После окончания войны Хана-
ний Самсонович возобновляет занятия в аспирантуре и одновременно работа-
ет учителем вспомогательной школы.
Значимым событием в научном мире стала защита Х.С.Замским в 1950 г.
кандидатской диссертации. Она была написана на основе тщательного изуче-
ния и обобщения собственного опыта и накопленного в теории и практике
материала. Его работа содержала ценные методические рекомендации по по-
вышению эффективности обучения и воспитания детей, имеющих недостатки
интеллектуального развития.
После защиты диссертации в январе 1950 г. Х.С. Замский был назначен
заведующим кафедрой педагогики и психологии Барановичского учительско-
го института. Хананий Самсонович преподает в институте, работает в практи-
ческих учреждениях, пишет научные работы. В сентябре 1951 г. он становится
заведующим кафедрой олигофренопедагогики МГПИ им. В.И.Ленина, кото-
рой руководит на протяжении последующих 23 лет. За это время ученый про-
водит огромную работу по подготовке высококвалифицированных специали-
стов, большинство из которых являются его учениками. При непосредствен-
ном участии Х.С.Замского творческий и дружный коллектив кафедры успеш-
но занимается разработкой теоретических основ олигофренопедагогики, оли-
гофренопсихологии, специальных методик. Многие члены кафедры, продол-
жая традиции, заложенные Учителем, стали авторами учебников, учебных и
методических пособий для студентов и педагогов, а также учебной литературы
для специальных школ.
Х.С.Замский продолжает работу и в качестве преподавателя кафедры. Им
был разработан курс «Олигофренопедагогика». Большой популярностью у сту-
дентов пользовался его курс «История олигофренопедагогики», а также спец-
курсы и спецсеминары, учебный материал которых отличался высоким науч-
но-теоретическим уровнем и отражал достижения в области дефектологии и
смежных с ней наук.
Хананий Самсонович не оставляет и занятия наукой. В 60-е гг. ХХ в. по
заданию Академии педагогических наук СССР он пишет ряд разделов науч-
ного труда «Школы для умственно отсталых детей за рубежом», посвященных
анализу зарубежного опыта оказания помощи лицам с аномалиями в разви-
тии. В 1967 г. этот труд получил первую премию АПН СССР. Х.С.Замский
активно участвовал в написании и издании ряда учебников и вузовских про-
грамм по различным учебным дисциплинам, имевшим исключительное зна-
чение для подготовки студентов-дефектологов. Ежегодно под его редакцией
выходили сборники научных трудов сотрудников возглавляемой им кафедры,
посвященные важным проблемам отечественной дефектологии.
Х.С.Замского отличала необыкновенная работоспособность. Ученый не
ограничивался рамками избранного направления, он интересовался актуаль-
ными проблемами отечественной дефектологии разных периодов, что позво-
лило ему стать признанным специалистом в области отечественной дефекто-
логии, а также известным организатором и инициатором развития отечествен-
ного высшего дефектологического образования.
В период с 1961 по 1971 г. Х. С.Замский руководил дефектологическим
факультетом Московского государственного педагогического института
им. В.И.Ленина в качестве декана. Благодаря его усилиям укрепляется авто-
ритет факультета как научного и педагогического центра, готовящего квали-
фицированных специалистов.
По инициативе Х.С.Замского совершенствуются учебные планы, разраба-
тываются и утверждаются программы по специальным дисциплинам. Ученый
создал благоприятные условия для повышения квалификации сотрудников
факультета, для подготовки и защиты ими кандидатских диссертаций. Непос-
редственно под руководством Х.С.Замского подготовлено и защищено около
20 кандидатских диссертаций. Многие его аспиранты стали ведущими специ-
алистами в области дефектологии.
Х.С.Замский оказывал также помощь практическим работникам в популя-
ризации их педагогического опыта. При его непосредственном участии были
подготовлены к печати и опубликованы монографии учителей А.Н.Смирно-
вой, У.М.Муртузалиевой, А.И. Раку и др. По инициативе Х.С.Замского и при
его непосредственном участии были созданы дефектологические факультеты
в Свердловском, Иркутском и Ташкентском педагогических институтах. На
протяжении многих лет он оказывал помощь в организации и совершенство-
вании учебно-воспитательного процесса на этих факультетах.
Х.С.Замскому принадлежит большая заслуга в популяризации достижений
отечественной дефектологии за рубежом, куда он неоднократно выезжал для
чтения лекций и участия в работе международных конференций. Хананий
Самсонович принимал участие в организации и становлении дефектологиче-
ского образования в Польской Народной Республике и Германской Демокра-
тической республике.
Х.С.Замский является автором более 60 работ по широкому спектру про-
блем отечественной дефектологии, многие из которых переведены на иност-
ранные языки.
В 1976 г. увидела свет монография Х.С.Замского «История олигофренопе-
дагогики», которая получила вторую премию Академии педагогических наук
СССР. Она переиздавалась (1980 г.) и до сих пор является настольной книгой
студентов, обучающихся по специальности «Олигофренопедагогика». Ряд на-
учных трудов Х.С.Замского отмечены дипломами МГПИ им. В.И.Ленина.
За первое издание книги (1995 г.), которую вы держите в руках, ученый
был удостоен первой премии на конкурсе научно-исследовательских работ
МПГУ.
Эта книга представляет собой фундаментальное исследование. Она позво-
ляет ознакомиться с накопленным опытом и определить направления даль-
нейших изысканий в области аномального детства. В ней нашли отражение
результаты многолетних историко-научных исследований автора. Эта работа
выходит за рамки узкой специально-педагогической проблематики. Она при-
влечет внимание не только дефектологов, психологов, медиков и других спе-
циалистов, но и представителей широкой общественности и государственной
власти, так как проблема лиц с аномалиями развития необычайно остра и
актуальна, ведь положение этих лиц и отношение к ним является показателем
уровня развития общества, экономики, культуры, народного образования и
здравоохранения.
Исследование Ханания Самсоновича Замского — это основа для дальней-
шего изучения аномального детства с целью повышения эффективности учеб-
но-воспитательного процесса в специальных учреждениях, поиска и разра-
ботки методов и приемов обучения и воспитания данной категории детей,
осуществления индивидуального подхода, совершенствования содержания
обучения.
Ученики Х.С.Замского

Оставить заявку на описание
?
Содержание
Предисловие ко 2-му изданию
Об этой книге и ее авторе. (К изданию 1995 г.)
Введение
Часть I. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПОМОЩИ СЛАБОУМНЫМ И УЧЕНИЯ О СЛАБОУМИИ

Экономическая и социальная обусловленность характера отношений общества к аномальным лицам
Глава 1. Отношение к слабоумным в древности и Средние века

Глава 2. Влияние Великой французской буржуазной революции на отношение общества к слабоумным

Глава 3. Активизация общественной помощи слабоумным и развитие учения о слабоумии во второй половине XIX—начале XX века

ЧАСТЬ II. ИСТОРИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ СЛАБОУМНЫХ ЗА РУБЕЖОМ

Глава 4. Врачебно-педагогическая деятельность Э.Сегена и И.Гуггенбюля и их роль в развитии теории и практики воспитания и обучения слабоумных

Глава 5. Воспитание и обучение умственно отсталых детей в Германии

Глава 6. Воспитание и обучение умственно отсталых детей в Англии

Глава 7. Воспитание и обучение умственно отсталых детей во Франции

Глава 8. Из истории первых мероприятий по воспитанию и обучению умственно отсталых детей в других европейских государствах (краткий обзор)

Глава 9. Воспитание и обучение умственно отсталых детей в США

Глава 10. Обзор состояния воспитания и обучения умственно отсталых детей за рубежом в 70-е годы ХХ века

Часть III. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ В РОССИИ ДО ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Глава 11. Борьба русской общественности за осуществление мероприятий по призрению, лечению и воспитанию слабоумных

Глава 12. Приюты для умственно отсталых. Деятельность Екатерины Константиновны Грачевой

Глава 13. Медико-педагогические учреждения для аномальных детей. Врачебно-педагогическая деятельность Всеволода Петровича Кащенко

Глава 14. Вспомогательные классы и школы для умственно отсталых детей в России

Часть IV. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ В СССР

Глава 15. Установление новых принципов общественной помощи аномальным детям и борьба с организационными трудностями в осуществлении этой помощи в первые годы Советской власти (ноябрь 1917—1923)

Глава 16. Становление теоретических основ специальной педагогики. Мероприятия советского правительства по организационному укреплению вспомогательной школы (1924—1931)

Глава 17. Ослабление специфики вспомогательной школы вследствие пороков в отборе учащихся (1931—1936 годы)

Глава 18. Анализ деятельности педологов

Глава 19. Перестройка вспомогательной школы после постановления ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 года «О педологических извращениях в системе наркомпросов»

Глава 20. Вспомогательная школа и олигофренопедагогика в период Великой Отечественной войны и в послевоенные годы

Глава 21. Принципы диагностирования умственной отсталости в отечественной дефектологии и организация отбора детей во вспомогательные школы

Приложение. 36 лет среди больных детей. Дневник Е.К.Грачевой

Литература
Именной указатель
Штрихкод:   9785769543340
Аудитория:   18 и старше
Бумага:   Офсет
Масса:   590 г
Размеры:   240x 170x 20 мм
Тираж:   2 000
Литературная форма:   Учебное пособие
Сведения об издании:   2-е издание
Отзывы
Найти пункт
 Выбрать станцию:
жирным выделены станции, где есть пункты самовывоза
Выбрать пункт:
Поиск по названию улиц:
Подписка 
Введите Reader's код или e-mail
Периодичность
При каждом поступлении товара
Не чаще 1 раза в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Мы перезвоним

Возникли сложности с дозвоном? Оформите заявку, и в течение часа мы перезвоним Вам сами!

Captcha
Обновить
Сообщение об ошибке

Обрамите звездочками (*) место ошибки или опишите саму ошибку.

Скриншот ошибки:

Введите код:*

Captcha
Обновить