От лавок до пассажей От лавок до пассажей Книгой \"От лавок до пассажей\" (авторы-составители В.А. Киприн, С.М. Малыгин, Е.А. Тончу) начинается публикация изданий из серии \"Торговый и промышленный мир Москвы\". В книге представлена эволюция московской торговли с момента основания города до начала ХХ века. В данном издании показано развитие отдельных московских торговых центров: Красной, Новой, Болотной и Лубянской площадей, улиц Кузнецкий мост, Тверская, Охотный ряд. Содержится подробное изложение истории строительства отдельных торговых зданий: Теплых рядов по ул. Ильинке, Старого и Нового гостиных дворов... Иллюстративный материал книги представлен фрагментами планов Москвы XVI-XX веков, архивными графическими материалами, историческими видами города, отдельных зданий и их интерьеров. Тончу 978-5-91215-092-0
1258 руб.
Russian
Каталог товаров

От лавок до пассажей

Временно отсутствует
?
  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы о товаре
  • Отзывы ReadRate
Книгой "От лавок до пассажей" (авторы-составители В.А. Киприн, С.М. Малыгин, Е.А. Тончу) начинается публикация изданий из серии "Торговый и промышленный мир Москвы".
В книге представлена эволюция московской торговли с момента основания города до начала ХХ века. В данном издании показано развитие отдельных московских торговых центров: Красной, Новой, Болотной и Лубянской площадей, улиц Кузнецкий мост, Тверская, Охотный ряд. Содержится подробное изложение истории строительства отдельных торговых зданий: Теплых рядов по ул. Ильинке, Старого и Нового гостиных дворов...
Иллюстративный материал книги представлен фрагментами планов Москвы XVI-XX веков, архивными графическими материалами, историческими видами города, отдельных зданий и их интерьеров.
Отрывок из книги «От лавок до пассажей»
Лубянский пассаж. (Из книги "От лавок до пассажей", 2014 г.). От главного редактора

Владение, где в 1882 году был построен Лубянский пассаж, было самым крупным из трех в квартале, ограниченном улицами Рождественкой, Пушечной (Софийкой), Лубянской площадью и Театральным проездом. Оно занимало всю восточную его часть. Своей восточной стороной (28 саж.) оно было ориентировано на Лубянскую площадь, северной (54 саж.) – на улицу Пушечную (Софийку), а южной (44 саж.) – на Театральный проезд.

С 1820-х годов на красные линии улицы, площади и проезда выходили двух- и трех - этажные здания магазинов и лавок. По границе с соседним владением располагался протяженный деревянный сарай в каменных столбах. В центре хозяйственного двора были поставлены каменные погреба, сеновалы и сарай.

Центральное положение в этом комплексе торговых зданий занимало двухэтажное здание с подвалом, выходившее на площадь. Со стороны двора оно имело третий, антресольный, этаж. Архитектурное оформление главного фасада характерно для послепожарной застройки Москвы и полностью отвечало канонам ампирной архитектуры 1820 – 1830-х годов.

В застройке по Театральному проезду выделялся двухэтажный корпус с проездной аркой в центре. Оформление его фасада также было выдержано в стилистике ампира. Застройка по улице Софийка представляла собой единый протяженный двухэтажный корпус, не имевший акцентированно выраженного центра.

Сложившаяся в 1820-х годах планировочная структура владения просуществовала почти без изменений до начала 80-х годов XIX века. Незначительные изменения были связаны с ремонтом построенных зданий и касались в основном замены обветшавших окон, дверей, полов, печей и крыш.

В 1843 году это владение купил московский купец И. В. Алексеев, семейству которого оно принадлежало до 1912 года. При его сыне, потомственном почетном гражданине А. И. Алексееве, в 1882 году была осуществлена реконструкция владения, в результате которой значительно изменилась его планировочная структура и стилистика отдельных зданий.

В западной части владения, по границе с соседями, на месте разобранного протяженного сарая было построено торговое здание иного типа по сравнению с существовавшими магазинами – пассаж, получивший впоследствии название Лубянского. Пассаж построили по проекту архитектора А. Г. Вейденбаума. Торжественное освящение нового пассажа состоялось 25 сентября 1883 года.

Располагаясь в центре квартала, вдоль его поперечной оси, Лубянский пассаж удачно соединил Театральный проезд, обращенный к Китай-городу, с улицей Софийкой (Пушечной), которая к этому времени приобрела важное торговое значение. С ней были связаны ранее построенные пассажи: Голицынский, между улицами Петровкой и Неглинной, и Попова (Джамгарова), между Софийкой и Кузнецким Мостом.

Лубянский пассаж имел две продольные крытые галереи, освещенные стеклянными фонарями, и одну поперечную, выходившую во двор. Под всем зданием пассажа размещался сводчатый подвал. По обеим сторонам галереи располагались квадратные в плане лавки, в каждой из которых имелись отдельный вход и внутренняя лестница на второй этаж. Поперечная галерея вела к служебной пристройке,__ сделанной со стороны двора к пассажу. В ней находились туалеты и другие подсобные помещения. Корпуса пассажа, выходившие на красную линию Театрального проезда и улицы Софийки (Пушечной), в отличие от остальной части здания были трехэтажными. Их одинаково оформленные насыщенные декоративными элементами фасады, решенные в формах эклектики, были характерны для торговых зданий 80-х годов XIX века. Входы в галереи выделены слабо выступающими ризалитами с треугольными фронтонами. Первые два этажа на фасадах были объединены высокими арочными окнами, оформленными профилированным архивольтом с замковым камнем в центре. При этом арки главных входов были шире остальных. Оконные проемы верхнего этажа отличались небольшими размерами и узкими простенками. Завершались фасады гладким антамблементом и карнизом с сухариками. Над ними проходило ограждение в виде металлической решетки в каменных столбах.

В отделке интерьеров были использованы подольский камень, из которого сделали ступени лестниц в галереях, лещадные плиты для мощения полов в галереях, дубовый паркет для полов в магазинах, зеркальные стекла для витрин и чугунные винтовые лестницы, ведущие на антресоли. Стены внутри здания были оштукатурены и обработаны прямоугольными филенками.

Пассаж имел духовое отопление.

В нем преобладала торговля мануфактурой, готовым платьем, пряжей и нитками, шляпами и прочим товаром. Подвал пассажа использовался для склада товаров мелких магазинов. В 1883 году, еще до завершения строительства пассажа, был разработан проект его расширения за счет возведения новой крытой галереи, имевшей Г-образную в плане форму. Одной стороной она должна была примкнуть к восточному фасаду строящегося пассажа, а другой – к двухэтажному протяженному зданию магазинов, выходивших на красную линию улицы Софийки (Пушечной). Со стороны Театрального проезда галерея получала самостоятельно оформленный фасад. Корпус магазинов по Софийке (Пушечной) также предполагалось реконструировать, изменив его планировку и расширив оконные проемы первого этажа, превратив их в витрины. В итоге была реализована лишь часть предложенного проекта – та, что касалась корпуса по Софийке. Несколько позднее пассаж получил выход в сторону Лубянской площади. Во вновь построенном здании и реконструированном двухэтажном корпусе по Софийке разместилась торговля мануфактурой, золотыми и серебряными изделиями и кондитерскими товарами.

Одновременно со строительством и расширением пассажа кардинально реконструировали здание, обращенное к Лубянской площади, что привело к изменению его облика. Его главный фасад получил более насыщенное декоративное убранство в формах эклектики. Два входа в центре оформили в виде двух симметрично расположенных четырехколонных портиков с выступающими балконами на столбах. Ризалиты были увенчаны глухими аттиками и украшены гербом владельца.

В плане здание состояло из двух анфилад торговых залов, размещенных вдоль главного и дворового фасадов. В центре корпуса, в глубине, сделали трехмаршевую парадную лестницу на второй этаж.

В здании на первом этаже располагались магазины, а на втором и в антресолях – трактиры.

В результате реконструкции владения в 80-х годах сформировался комплекс торговых зданий, включивший в себя большие магазины с анфиладной системой залов, отдельные магазинчики и пассажи – крытые торговые улицы с лавками в двух ярусах.

До конца века во владении велись мелкие работы, в основном ремонтного характера. В 1885 году в корпусе пассажа, выходившем на площадь, окна первого этажа расширили, превратив их в витрины, и заменили деревянную лестницу на каменную, идущую в антресольный этаж. Аналогичную переделку окон на витрины осуществили в 1887 году в корпусе, располагавшемся по красной линии Театрального проезда. В конце века балконы со стороны площади были разобраны по причине их ветхости.

В начале XX века перестроили двухэтажный торговый корпус по Театральному проезду. Над ним возвели третий этаж, заменили деревянные перекрытия на своды Монье. В здание провели центральное отопление. Центр фасада с большими тройными окнами был объединен в пластическую композицию наподобие ризалита, над которой возвышался сложно профилированный аттик. Простенки между широкими окнами ризалита были обработаны прямоугольными филенками. Над восточной частью здания возвели высокий четырехгранный шатер, который внес элемент асимметрии в решении фасада. Этому же способствовало смещение с оси здания главного входа, оформленного в виде портала. На одной оси со входом разместили главную лестницу, объединившую торговые залы всех трех этажей.

В целом архитектуру фасада в стилистическом плане можно отнести к переходному периоду, где еще сохраняются элементы эклектики, но общая асимметричная композиция связана с модерном. В здании в начале века находились контора и магазин тюлевых товаров. В 1908 году в корпусе, обращенном на Лубянскую площадь, в правой части по фасаду сделали большие витражные окна в два этажа.

В 1912 году владение приобрел потомственный почетный гражданин Иван Матвеевич Грушин. В 1910-х годах чистый доход от сдачи внаем помещений магазинов и лавок Лубянского пассажа составлял почти 160 000 рублей.

В 1920-х годах в Лубянском пассаже размещался театр кооператива Центрального управления лесной промышленности. Вход в него был со стороны Софийки (Пушечной).

На втором этаже здания размещались зал на 200 мест, фойе и библиотека, а на первом – гардероб и туалеты. Лубянский пассаж просуществовал до 1950-х годов, когда вся застройка квартала была разобрана и на их месте было построено здание универсального магазина «Детский мир».

Проектные работы проводились в период с 1954 по 1956 годы авторским коллективом творческих работников архитектурной мастерской Мосгипротранса Министерства транспортного строительства СССР и Союзгипроторга Министерства торговли СССР с привлечением 10 проектных других министерств. Автор проекта архитектор А. Н. Душкин, член-корреспондент Академии архитектуры СССР, с соавторами архитекторами Г. Аквилевым, Ю. Вдовиным, инженерами: Л. Глиэром и А. Рытовым.

При строительстве здания магазина «Детский мир» были фрагментарно сохранены сводчатые подвалы Лубянского пассажа.

Оставить заявку на описание
?
Штрихкод:   9785912150920
Аудитория:   18 и старше
Бумага:   Офсет
Масса:   1 550 г
Размеры:   290x 220x 30 мм
Тираж:   500
Литературная форма:   Художественно-исторический очерк, Книга-альбом
Тип иллюстраций:   Черно-белые, Фотографии черно-белые, Карты, Планы
Составитель:   Тончу Елена
Отзывы
Найти пункт
 Выбрать станцию:
жирным выделены станции, где есть пункты самовывоза
Выбрать пункт:
Поиск по названию улиц:
Подписка 
Введите Reader's код или e-mail
Периодичность
При каждом поступлении товара
Не чаще 1 раза в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Мы перезвоним

Возникли сложности с дозвоном? Оформите заявку, и в течение часа мы перезвоним Вам сами!

Captcha
Обновить
Сообщение об ошибке

Обрамите звездочками (*) место ошибки или опишите саму ошибку.

Скриншот ошибки:

Введите код:*

Captcha
Обновить