Русская деревня. Собрание русской живописи Русская деревня. Собрание русской живописи Деревня. Многие русские художники-пейзажисты XIX века посвятили свои картины деревне. В этом альбоме – репродукции их картин, сопровожденные отрывками из произведений писателей и поэтов России ХIХ века, тоже повествующих о деревне. В результате такого симбиоза живописи, поэзии и прозы создано в сущности самостоятельное произведение, своеобразное литературно-художественное полотно под названием «Русская деревня». В отличие от подобного альбома «Крестьянский мир», где практически все картины изображают самих крестьян, их труд и жанровые сцены из жизни сельской общины, здесь преобладают пейзажные виды деревни, ее улиц, домов и хозяйственных построек. Произведения более шестидесяти художников показывают нам жизнь деревень, разбросанных по необъятным просторам России. Под огромным высоким небом мы видим их то утопающими в снегу, то во время весенней оттепели, то в клубах летней пыли. С сочувствием и интересом художники пишут живописные уголки деревни и окружающую ее природу, и почти всегда получается, что прекрасная природа подчеркивает бедность и убогость крестьянского жилья. Словом, «ты и убогая, ты и обильная… матушка Русь», как писал Н.А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Но мне хочется привести и другую цитату Некрасова: Все рожь кругом, как степь живая, Ни замков, ни морей, ни гор... Спасибо, сторона родная, За твой врачующий простор! Во второй половине ХIX века у русской интеллигенции отмечается значительный рост интереса к русской деревне. «Никогда русская деревня или просто деревенская глушь не пользовались таким благосклонным вниманием образованного русского общества, как в настоящее время», – писал Г.И. Успенский в своих записках «Из деревенского дневника». В деревне искали нечто «спасительное для человечества от эгоистически направленной цивилизации». Интеллигенцию призывали учиться нравственности у деревни. Возникло и действовало с 1860 по 1910 год такое течение социально-политической мысли, как народничество, которое превратилось в идеологию интеллигенции Российской империи. Повсеместно звучали призывы к сближению с народом, поискам своих корней, своего места в мире. России предрекали самобытный путь развития, который в отличие от капитализма Европы был бы основан на принципах организации крестьянской общины и в конце концов создал бы в стране русский общинный социализм. Именно во времена господства этих настроений в русском обществе и было создано большинство полотен данного альбома. Среди исключений можно назвать работы И.М. Танкова «Праздник в деревне» и «Деревня», относящиеся к концу ХVIII века. Они и по стилистике отличаются от остальных картин, написанных в добротной реалистической манере. Значительная часть художников, чьи работы помещены в альбоме, были членами Товарищества передвижных художественных выставок. Деревня с широкой центральной улицей, двумя рядами домов по сторонам, как правило, не имевшими спереди палисадников, и большой лужей посреди дороги – типичный сюжет многих полотен. Лужа, оставшаяся с весны в глубоких колеях дороги, часто не высыхала до конца мая, а высохнув, поднималась облаками пыли. Большинство изб до ХIX века топилось «по-черному», да и впоследствии «черные» избы (без труб) встречались вплоть до начала ХХ века. На картинах мы видим избы и с трубами, и без труб. Художники в погоне за живописностью не искали специально признаков нищеты и разрушения, деревенская нищета сама встречала их почти на каждом шагу. Дырявые соломенные и щербатые тесовые крыши, покосившиеся или вросшие в землю избушки с подслеповатыми окошками то и дело попадают в сюжеты работ. Очень характерны в этом плане «Изба» В.И. Сурикова (1873) с прогнутой, как спина старой лошади, крышей и «Деревня Гретня после дождя» (1927) Е.И. Столицы. Впрочем, нищету и известное невнимание жителей к благоустройству деревни легко понять, если вспомнить историю русского крестьянства центральной части России. В условиях крепостного права крестьянин столетиями не принадлежал себе. Г.И. Успенский, например, так определял барщину, которой крестьянин был вынужден отдавать где шесть, а где и семь дней в неделю, – «никогда, никому и никем не объяснимая работа целой деревни на один господский дом», работа не на себя, когда все собственное «житьишко мужика – дело не стоящее внимания». В оставшиеся часы мужику не до благоустройства. Да и после реформы, отменившей крепостное право, русская деревня не стала богатой. Совсем иначе выглядит село на картине «Северная деревня» (1908) московского художника Д.Э. Мартена, с документальной четкостью изобразившего улицу северной деревни; добротные, высокие, как принято на севере, дома с высокими же трубами. На Русском Севере жили более свободные люди, там не было крепостного права. Украшают деревенские пейзажи видные издалека храмы, стоящие, как правило, на высоких местах. В нарядной картине Г.Г. Чернецова «Село» мы видим группу храмов вблизи. Несколько работ посвящены устройству деревенских хозяйственных дворов, дань этому сюжету отдал даже знаменитый И.И. Шишкин («Деревенский двор», 1860). Есть картины, показывающие интерьер изб, например работы Ник. Чернова и В.М. Максимова с одинаковым названием – «Внутренний вид избы» (1869). Максимов прекрасно знал натуру, потому что сам происходил из крестьян и вырос в деревне. В альбоме почти нет сюжетов, посвященных труду крестьян, полотно С.А. Виноградова «На гумне», где показана молотьба, и картина жатвы Б.М. Кустодиева – это скорее исключения. Зато есть работы, изображающие страшное деревенское бедствие – пожары. Запоминается «Пожар» (1891) Н.С. Матвеева, на которой освещенная красным заревом крестьянка держит перед собой икону, чтобы беда не коснулась ее дома. Но все-таки в целом произведения в альбоме подобраны так, что надо всем царит, как сказал Н.А. Некрасов, «врачующий простор» родной Русской земли, тот самый, который позже позволил другому певцу воскликнуть: Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю», Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою!» (С. Есенин) Завораживающая красота деревенских пейзажей заставляет испытывать гордость за землю, которой с таким мастерством и любовью посвятили свое творчество русские художники. Константин Коровин сказал однажды о тонких лирических пейзажах Л.Л. Каменева, что в них «сквозит какая-то неземная поэзия русских лесов, дорог, холмов, прикрытых кустами, и освещенные солнцем деревни». Этой поэзией проникнуты работы многих художников, создавших, подобно И.И. Левитану, «пейзажи настроения». Мы встретим в альбоме полные особой одухотворенности картины Ф.А. Васильева, в том числе известные полотна «Возвращение стада» (1868) и «Оттепель» (1871). Художник прожил всего 23 года, но навсегда вошел в число корифеев русского искусства. Увидим лирическую сцену «Утро в деревне» (1861) А.П. Попова, веселый «Сенокос» (1917) Б.М. Кустодиева, «Сельский вид» К.П. Бодри, «Вечерний вид в деревне» М.К. Клодта (1874) и еще много других работ известных и малоизвестных широкой публике живописцев. Самая первая по времени работа в этом альбоме – уже упомянутая «Деревня» И.М. Танкова датирована 1770 годом. Самая последняя – «Осень в деревне» М.В. Нестерова написана в 1942 году. Составители альбома задались целью познакомить зрителя с широким кругом прекрасных русских художников-пейзажистов, зачастую этому зрителю незнакомых. Большинство представленных работ находятся не в Третьяковской галерее и Русском музее, хотя таких тоже достаточно, а в провинциальных музеях России и бывших республик СССР. Здесь мы видим картины из художественных музеев Костромы, Иркутска, Пскова, Рязани, Риги, Полтавы, Нижнего Новгорода, Омска, Саратова и др. Органичным дополнением к картинам служат фрагменты произведений русских писателей и поэтов того же времени. Их мысли и впечатления, описание быта деревни, размышления о ее судьбе словно вдыхают жизнь в безмолвные изображения. И мы слышим, как на рассвете скрипят ворота, кричат и ссорятся с пастухами бабы, выгоняя скот в поле, как звучит отовсюду хрюканье, блеяние, мычание, ржание… Или как ночью за наглухо закрытыми воротами коровы жуют жвачку, фыркают, роясь в сене, лошади и время от времени глупые овцы перебегают из одного угла хлева в другой. Писатели рассказывают о трудах и заботах крестьян, об отношениях с господами, о поборах и оброках. Разные деревни, разные люди. У одной деревни – трехаршинный чернозем, у другой – глина, и сколько мужик ни бейся, из нужды не вылезает, пишет С.Т. Аксаков. «В одной народ – разиня, в другой – первый работник, в третьей и разиня, и ленивый, да еще плутоватый», – вторит Г.И. Успенский. И.С. Тургенев с удовольствием описывает встретившуюся ему опрятную деревню. А.И. Эртель упоминает поборы, придуманные одной помещицей: каждый крестьянский двор должен был сдать ей в год по конскому хвосту, а каждая девка – по косе. Поэты славят деревенское уединение, русскую природу и тоже с бесконечной болью пишут о деревенской нищете. Ф.И. Тютчев называет деревню «край родной долготерпенья». И все же Сергею Есенину принадлежат и такие строки: Гляну в поле, гляну в небо, И в полях и в небе рай. Белый город 978-5-7793-4558-3
3948 руб.
Russian
Каталог товаров

Русская деревня. Собрание русской живописи

Временно отсутствует
?
  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы о товаре
  • Отзывы ReadRate
Деревня. Многие русские художники-пейзажисты XIX века посвятили свои картины деревне. В этом альбоме – репродукции их картин, сопровожденные отрывками из произведений писателей и поэтов России ХIХ века, тоже повествующих о деревне. В результате такого симбиоза живописи, поэзии и прозы создано в сущности самостоятельное произведение, своеобразное литературно-художественное полотно под названием «Русская деревня».

В отличие от подобного альбома «Крестьянский мир», где практически все картины изображают самих крестьян, их труд и жанровые сцены из жизни сельской общины, здесь преобладают пейзажные виды деревни, ее улиц, домов и хозяйственных построек.

Произведения более шестидесяти художников показывают нам жизнь деревень, разбросанных по необъятным просторам России. Под огромным высоким небом мы видим их то утопающими в снегу, то во время весенней оттепели, то в клубах летней пыли. С сочувствием и интересом художники пишут живописные уголки деревни и окружающую ее природу, и почти всегда получается, что прекрасная природа подчеркивает бедность и убогость крестьянского жилья. Словом, «ты и убогая, ты и обильная… матушка Русь», как писал Н.А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Но мне хочется привести и другую цитату Некрасова:

Все рожь кругом, как степь живая,
Ни замков, ни морей, ни гор...
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор!

Во второй половине ХIX века у русской интеллигенции отмечается значительный рост интереса к русской деревне. «Никогда русская деревня или просто деревенская глушь не пользовались таким благосклонным вниманием образованного русского общества, как в настоящее время», – писал Г.И. Успенский в своих записках «Из деревенского дневника». В деревне искали нечто «спасительное для человечества от эгоистически направленной цивилизации». Интеллигенцию призывали учиться нравственности у деревни. Возникло и действовало с 1860 по 1910 год такое течение социально-политической мысли, как народничество, которое превратилось в идеологию интеллигенции Российской империи. Повсеместно звучали призывы к сближению с народом, поискам своих корней, своего места в мире. России предрекали самобытный путь развития, который в отличие от капитализма Европы был бы основан на принципах организации крестьянской общины и в конце концов создал бы в стране русский общинный социализм.

Именно во времена господства этих настроений в русском обществе и было создано большинство полотен данного альбома. Среди исключений можно назвать работы И.М. Танкова «Праздник в деревне» и «Деревня», относящиеся к концу ХVIII века. Они и по стилистике отличаются от остальных картин, написанных в добротной реалистической манере. Значительная часть художников, чьи работы помещены в альбоме, были членами Товарищества передвижных художественных выставок.

Деревня с широкой центральной улицей, двумя рядами домов по сторонам, как правило, не имевшими спереди палисадников, и большой лужей посреди дороги – типичный сюжет многих полотен. Лужа, оставшаяся с весны в глубоких колеях дороги, часто не высыхала до конца мая, а высохнув, поднималась облаками пыли.

Большинство изб до ХIX века топилось «по-черному», да и впоследствии «черные» избы (без труб) встречались вплоть до начала ХХ века. На картинах мы видим избы и с трубами, и без труб. Художники в погоне за живописностью не искали специально признаков нищеты и разрушения, деревенская нищета сама встречала их почти на каждом шагу. Дырявые соломенные и щербатые тесовые крыши, покосившиеся или вросшие в землю избушки с подслеповатыми окошками то и дело попадают в сюжеты работ. Очень характерны в этом плане «Изба» В.И. Сурикова (1873) с прогнутой, как спина старой лошади, крышей и «Деревня Гретня после дождя» (1927) Е.И. Столицы.

Впрочем, нищету и известное невнимание жителей к благоустройству деревни легко понять, если вспомнить историю русского крестьянства центральной части России. В условиях крепостного права крестьянин столетиями не принадлежал себе. Г.И. Успенский, например, так определял барщину, которой крестьянин был вынужден отдавать где шесть, а где и семь дней в неделю, – «никогда, никому и никем не объяснимая работа целой деревни на один господский дом», работа не на себя, когда все собственное «житьишко мужика – дело не стоящее внимания». В оставшиеся часы мужику не до благоустройства. Да и после реформы, отменившей крепостное право, русская деревня не стала богатой.

Совсем иначе выглядит село на картине «Северная деревня» (1908) московского художника Д.Э. Мартена, с документальной четкостью изобразившего улицу северной деревни; добротные, высокие, как принято на севере, дома с высокими же трубами. На Русском Севере жили более свободные люди, там не было крепостного права.

Украшают деревенские пейзажи видные издалека храмы, стоящие, как правило, на высоких местах. В нарядной картине Г.Г. Чернецова «Село» мы видим группу храмов вблизи. Несколько работ посвящены устройству деревенских хозяйственных дворов, дань этому сюжету отдал даже знаменитый И.И. Шишкин («Деревенский двор», 1860). Есть картины, показывающие интерьер изб, например работы Ник. Чернова и В.М. Максимова с одинаковым названием – «Внутренний вид избы» (1869). Максимов прекрасно знал натуру, потому что сам происходил из крестьян и вырос в деревне.

В альбоме почти нет сюжетов, посвященных труду крестьян, полотно С.А. Виноградова «На гумне», где показана молотьба, и картина жатвы Б.М. Кустодиева – это скорее исключения. Зато есть работы, изображающие страшное деревенское бедствие – пожары. Запоминается «Пожар» (1891) Н.С. Матвеева, на которой освещенная красным заревом крестьянка держит перед собой икону, чтобы беда не коснулась ее дома.

Но все-таки в целом произведения в альбоме подобраны так, что надо всем царит, как сказал Н.А. Некрасов, «врачующий простор» родной Русской земли, тот самый, который позже позволил другому певцу воскликнуть:

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю»,
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою!»
(С. Есенин)

Завораживающая красота деревенских пейзажей заставляет испытывать гордость за землю, которой с таким мастерством и любовью посвятили свое творчество русские художники. Константин Коровин сказал однажды о тонких лирических пейзажах Л.Л. Каменева, что в них «сквозит какая-то неземная поэзия русских лесов, дорог, холмов, прикрытых кустами, и освещенные солнцем деревни». Этой поэзией проникнуты работы многих художников, создавших, подобно И.И. Левитану, «пейзажи настроения». Мы встретим в альбоме полные особой одухотворенности картины Ф.А. Васильева, в том числе известные полотна «Возвращение стада» (1868) и «Оттепель» (1871). Художник прожил всего 23 года, но навсегда вошел в число корифеев русского искусства. Увидим лирическую сцену «Утро в деревне» (1861) А.П. Попова, веселый «Сенокос» (1917) Б.М. Кустодиева, «Сельский вид» К.П. Бодри, «Вечерний вид в деревне» М.К. Клодта (1874) и еще много других работ известных и малоизвестных широкой публике живописцев. Самая первая по времени работа в этом альбоме – уже упомянутая «Деревня» И.М. Танкова датирована 1770 годом. Самая последняя – «Осень в деревне» М.В. Нестерова написана в 1942 году.

Составители альбома задались целью познакомить зрителя с широким кругом прекрасных русских художников-пейзажистов, зачастую этому зрителю незнакомых. Большинство представленных работ находятся не в Третьяковской галерее и Русском музее, хотя таких тоже достаточно, а в провинциальных музеях России и бывших республик СССР. Здесь мы видим картины из художественных музеев Костромы, Иркутска, Пскова, Рязани, Риги, Полтавы, Нижнего Новгорода, Омска, Саратова и др.

Органичным дополнением к картинам служат фрагменты произведений русских писателей и поэтов того же времени. Их мысли и впечатления, описание быта деревни, размышления о ее судьбе словно вдыхают жизнь в безмолвные изображения. И мы слышим, как на рассвете скрипят ворота, кричат и ссорятся с пастухами бабы, выгоняя скот в поле, как звучит отовсюду хрюканье, блеяние, мычание, ржание… Или как ночью за наглухо закрытыми воротами коровы жуют жвачку, фыркают, роясь в сене, лошади и время от времени глупые овцы перебегают из одного угла хлева в другой.

Писатели рассказывают о трудах и заботах крестьян, об отношениях с господами, о поборах и оброках. Разные деревни, разные люди. У одной деревни – трехаршинный чернозем, у другой – глина, и сколько мужик ни бейся, из нужды не вылезает, пишет С.Т. Аксаков. «В одной народ – разиня, в другой – первый работник, в третьей и разиня, и ленивый, да еще плутоватый», – вторит Г.И. Успенский. И.С. Тургенев с удовольствием описывает встретившуюся ему опрятную деревню. А.И. Эртель упоминает поборы, придуманные одной помещицей: каждый крестьянский двор должен был сдать ей в год по конскому хвосту, а каждая девка – по косе.

Поэты славят деревенское уединение, русскую природу и тоже с бесконечной болью пишут о деревенской нищете. Ф.И. Тютчев называет деревню «край родной долготерпенья». И все же Сергею Есенину принадлежат и такие строки:

Гляну в поле, гляну в небо,
И в полях и в небе рай.
Отрывок из книги «Русская деревня. Собрание русской живописи»
Предисловие


Деревня. Многие русские художники-пейзажисты XIX века посвятили свои картины деревне. В этом альбоме – репродукции их картин, сопровожденные отрывками из произведений писателей и поэтов России ХIХ века, тоже повествующих о деревне. В результате такого симбиоза живописи, поэзии и прозы создано в сущности самостоятельное произведение, своеобразное литературно-художественное полотно под названием «Русская деревня».


В отличие от подобного альбома «Крестьянский мир», где практически все картины изображают самих крестьян, их труд и жанровые сцены из жизни сельской общины, здесь преобладают пейзажные виды деревни, ее улиц, домов и хозяйственных построек.


Произведения более шестидесяти художников показывают нам жизнь деревень, разбросанных по необъятным просторам России. Под огромным высоким небом мы видим их то утопающими в снегу, то во время весенней оттепели, то в клубах летней пыли. С сочувствием и интересом художники пишут живописные уголки деревни и окружающую ее природу, и почти всегда получается, что прекрасная природа подчеркивает бедность и убогость крестьянского жилья. Словом, «ты и убогая, ты и обильная… матушка Русь», как писал Н.А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо».


Но мне хочется привести и другую цитату Некрасова:

Все рожь кругом, как степь живая,
Ни замков, ни морей, ни гор...
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор!


Во второй половине ХIX века у русской интеллигенции отмечается значительный рост интереса к русской деревне. «Никогда русская деревня или просто деревенская глушь не пользовались таким благосклонным вниманием образованного русского общества, как в настоящее время», – писал Г.И. Успенский в своих записках «Из деревенского дневника». В деревне искали нечто «спасительное для человечества от эгоистически направленной цивилизации». Интеллигенцию призывали учиться нравственности у деревни. Возникло и действовало с 1860 по 1910 год такое течение социально-политической мысли, как народничество, которое превратилось в идеологию интеллигенции Российской империи. Повсеместно звучали призывы к сближению с народом, поискам своих корней, своего места в мире. России предрекали самобытный путь развития, который в отличие от капитализма Европы был бы основан на принципах организации крестьянской общины и в конце концов создал бы в стране русский общинный социализм.


Именно во времена господства этих настроений в русском обществе и было создано большинство полотен данного альбома. Среди исключений можно назвать работы И.М. Танкова «Праздник в деревне» и «Деревня», относящиеся к концу ХVIII века. Они и по стилистике отличаются от остальных картин, написанных в добротной реалистической манере. Значительная часть художников, чьи работы помещены в альбоме, были членами Товарищества передвижных художественных выставок.


Деревня с широкой центральной улицей, двумя рядами домов по сторонам, как правило, не имевшими спереди палисадников, и большой лужей посреди дороги – типичный сюжет многих полотен. Лужа, оставшаяся с весны в глубоких колеях дороги, часто не высыхала до конца мая, а высохнув, поднималась облаками пыли.


Большинство изб до ХIX века топилось «по-черному», да и впоследствии «черные» избы (без труб) встречались вплоть до начала ХХ века. На картинах мы видим избы и с трубами, и без труб. Художники в погоне за живописностью не искали специально признаков нищеты и разрушения, деревенская нищета сама встречала их почти на каждом шагу. Дырявые соломенные и щербатые тесовые крыши, покосившиеся или вросшие в землю избушки с подслеповатыми окошками то и дело попадают в сюжеты работ. Очень характерны в этом плане «Изба» В.И. Сурикова (1873) с прогнутой, как спина старой лошади, крышей и «Деревня Гретня после дождя» (1927) Е.И. Столицы.


Впрочем, нищету и известное невнимание жителей к благоустройству деревни легко понять, если вспомнить историю русского крестьянства центральной части России. В условиях крепостного права крестьянин столетиями не принадлежал себе. Г.И. Успенский, например, так определял барщину, которой крестьянин был вынужден отдавать где шесть, а где и семь дней в неделю, – «никогда, никому и никем не объяснимая работа целой деревни на один господский дом», работа не на себя, когда все собственное «житьишко мужика – дело не стоящее внимания». В оставшиеся часы мужику не до благоустройства. Да и после реформы, отменившей крепостное право, русская деревня не стала богатой.


Совсем иначе выглядит село на картине «Северная деревня» (1908) московского художника Д.Э. Мартена, с документальной четкостью изобразившего улицу северной деревни; добротные, высокие, как принято на севере, дома с высокими же трубами. На Русском Севере жили более свободные люди, там не было крепостного права.


Украшают деревенские пейзажи видные издалека храмы, стоящие, как правило, на высоких местах. В нарядной картине Г.Г. Чернецова «Село» мы видим группу храмов вблизи. Несколько работ посвящены устройству деревенских хозяйственных дворов, дань этому сюжету отдал даже знаменитый И.И. Шишкин («Деревенский двор», 1860). Есть картины, показывающие интерьер изб, например работы Ник. Чернова и В.М. Максимова с одинаковым названием – «Внутренний вид избы» (1869). Максимов прекрасно знал натуру, потому что сам происходил из крестьян и вырос в деревне.


В альбоме почти нет сюжетов, посвященных труду крестьян, полотно С.А. Виноградова «На гумне», где показана молотьба, и картина жатвы Б.М. Кустодиева – это скорее исключения. Зато есть работы, изображающие страшное деревенское бедствие – пожары. Запоминается «Пожар» (1891) Н.С. Матвеева, на которой освещенная красным заревом крестьянка держит перед собой икону, чтобы беда не коснулась ее дома.


Но все-таки в целом произведения в альбоме подобраны так, что надо всем царит, как сказал Н.А. Некрасов, «врачующий простор» родной Русской земли, тот самый, который позже позволил другому певцу воскликнуть:


Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю»,
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою!»
(С. Есенин)


Завораживающая красота деревенских пейзажей заставляет испытывать гордость за землю, которой с таким мастерством и любовью посвятили свое творчество русские художники. Константин Коровин сказал однажды о тонких лирических пейзажах Л.Л. Каменева, что в них «сквозит какая-то неземная поэзия русских лесов, дорог, холмов, прикрытых кустами, и освещенные солнцем деревни». Этой поэзией проникнуты работы многих художников, создавших, подобно И.И. Левитану, «пейзажи настроения». Мы встретим в альбоме полные особой одухотворенности картины Ф.А. Васильева, в том числе известные полотна «Возвращение стада» (1868) и «Оттепель» (1871). Художник прожил всего 23 года, но навсегда вошел в число корифеев русского искусства. Увидим лирическую сцену «Утро в деревне» (1861) А.П. Попова, веселый «Сенокос» (1917) Б.М. Кустодиева, «Сельский вид» К.П. Бодри, «Вечерний вид в деревне» М.К. Клодта (1874) и еще много других работ известных и малоизвестных широкой публике живописцев. Самая первая по времени работа в этом альбоме – уже упомянутая «Деревня» И.М. Танкова датирована 1770 годом. Самая последняя – «Осень в деревне» М.В. Нестерова написана в 1942 году.


Составители альбома задались целью познакомить зрителя с широким кругом прекрасных русских художников-пейзажистов, зачастую этому зрителю незнакомых. Большинство представленных работ находятся не в Третьяковской галерее и Русском музее, хотя таких тоже достаточно, а в провинциальных музеях России и бывших республик СССР. Здесь мы видим картины из художественных музеев Костромы, Иркутска, Пскова, Рязани, Риги, Полтавы, Нижнего Новгорода, Омска, Саратова и др.


Органичным дополнением к картинам служат фрагменты произведений русских писателей и поэтов того же времени. Их мысли и впечатления, описание быта деревни, размышления о ее судьбе словно вдыхают жизнь в безмолвные изображения. И мы слышим, как на рассвете скрипят ворота, кричат и ссорятся с пастухами бабы, выгоняя скот в поле, как звучит отовсюду хрюканье, блеяние, мычание, ржание… Или как ночью за наглухо закрытыми воротами коровы жуют жвачку, фыркают, роясь в сене, лошади и время от времени глупые овцы перебегают из одного угла хлева в другой.


Писатели рассказывают о трудах и заботах крестьян, об отношениях с господами, о поборах и оброках. Разные деревни, разные люди. У одной деревни – трехаршинный чернозем, у другой – глина, и сколько мужик ни бейся, из нужды не вылезает, пишет С.Т. Аксаков. «В одной народ – разиня, в другой – первый работник, в третьей и разиня, и ленивый, да еще плутоватый», – вторит Г.И. Успенский. И.С. Тургенев с удовольствием описывает встретившуюся ему опрятную деревню. А.И. Эртель упоминает поборы, придуманные одной помещицей: каждый крестьянский двор должен был сдать ей в год по конскому хвосту, а каждая девка – по косе.


Поэты славят деревенское уединение, русскую природу и тоже с бесконечной болью пишут о деревенской нищете. Ф.И. Тютчев называет деревню «край родной долготерпенья». И все же Сергею Есенину принадлежат и такие строки:


Гляну в поле, гляну в небо,
И в полях и в небе рай.

Оставить заявку на описание
?
Содержание
АЛАДЖАЛОВ, МАНУИЛ ХРИСТОФОРОВИЧ
На Волге
Весна в деревне
Деревня летом
Деревенская улица
Деревня
Деревенский пейзаж
АРХИПОВ, АБРАМ ЕФИМОВИЧ
Деревенский двор
Северная деревня. Мостки
Северная деревня. 1903
Деревня
АТКИНСОН, ДЖОН
Русская деревня. 1803
БАЖИН, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ
Вечер в деревне. Оттепель. 1898
БОДРИ, КАРЛ ПЕТРОВИЧ
Сельский вид
Сельский пейзаж с крестьянами. 1845
БРЮЛЛОВ, ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Весна. 1875
ВАСИЛЬЕВ, ТИМОФЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ
Сельский пейзаж. Первая треть XIX века
ВАСИЛЬЕВ, ФЕДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ
Пейзаж. Парголово. 1868
Деревенская улица
Перед дождем. 1870
Оттепель. 1871
Деревенский двор. 1867
Вечер. 1869. Фрагмент
Изба
Землянка. 1870
Возвращение стада. 1868
После дождя. Проселок. 1869
Гумно. 1868
После грозы. 1868
ВЕЛЬЦ, ИВАН АВГУСТОВИЧ
Весной в окрестностях Санкт-Петербурга. 1896
ВЕРЕЩАГИН, ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ
Пейзаж с мальчиками
ВИНОГРАДОВ, СЕРГЕЙ АРСЕНЬЕВИЧ
Северная деревня. 1902
Деревня
Вечер в деревне
На гумне. 1916
ГИНЕ, АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ
Водопой. 1880
Деревенский пейзаж с озером
ГОРАВСКИЙ, АПОЛЛИНАРИЙ ГИЛЯРИЕВИЧ
Клевер в цвету. 1895
Вечерний пейзаж
ГОРБАТОВ, КОНСТАНТИН ИВАНОВИЧ
Зимняя деревня. 1912
Деревенский пейзаж с полем и церковью. 1920-е
ЖУКОВСКИЙ, СТАНИСЛАВ ЮЛИАНОВИЧ
Старая деревня. 1909
Зима
Плотина. 1909
Весна. Май
Осень. 1896
Под вечер. 1910
КАЗАНЦЕВ, ВЛАДИМИР ГАВРИЛОВИЧ
Морозная ночь. 1884
Зимний вечер
КАМЕНЕВ, ВАЛЕРИАН КОНСТАНТИНОВИЧ
Жатва. 1853
Вид в окрестностях Гатчины. 1867
КАМЕНЕВ, ЛЕВ ЛЬВОВИЧ
Пейзаж. 1861
Пейзаж с рекой. 1872
Деревня
Саввина слобода близ Звенигорода. 1867
КИСЕЛЕВ, АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ
Стадо у ручья. 1888
Деревня. 1893
Въезд в деревню. 1891
Над обрывом. 1899
Возвращение стада. Вечер. 1882
Пейзаж с озером. 1890
Деревенский пейзаж с женщиной и ребенком
КЛЕВЕР, ЮЛИЙ ЮЛЬЕВИЧ
Зимний пейзаж с избушкой. 1899
Зима
Закат солнца зимой. 1891
Весна в деревне. 1880
Зимний день в деревне. 1891
КЛОДТ, МИХАИЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
Село в Орловской губернии. 1864
Возвращение стада в деревню. 1870
Деревенский пейзаж. 1857
Русская деревня. 1867
У плотины. 1864
Вечерний вид в деревне. Орловская губерния. 1874
Полдень
КЛОДТ, НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Зимний пейзаж с мостиком
КНАППЕ, КАРЛ ФРИДРИХ
Русская деревня зимой. 1798
Окрестности Санкт-Петербурга.
Повозка с кирпичом. 1798
Сельская сцена. 1802
КОВАЛЕВСКИЙ, ПАВЕЛ ОСИПОВИЧ
Лошади на деревенском дворе. 1878
Хлев. 1869
КОНДРАТЕНКО, ГАВРИИЛ ПАВЛОВИЧ
Зимний вечер
КОРЗУХИН, АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ
Зимой в деревне. 1882
КОРИН, АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
Деревня Лазарево
Деревня. 1903
Деревня Марьино. После 1904–1906
КОРОВИН, КОНСТАНТИН АЛЕКСЕЕВИЧ
Зимой. 1894
Село на севере России. Середина 1890-х
Двор. 1904
Ранняя весна. Вторая половина 1870-х
Деревня. 1896
Ранняя весна. 1914
Зимой. 1900
КРЫЖИЦКИЙ, КОНСТАНТИН ЯКОВЛЕВИЧ
Двор. 1888
Зимний пейзаж. 1880
Деревня на берегу речки. 1905
КУСТОДИЕВ, БОРИС МИХАЙЛОВИЧ
Гроза. 1919
Жатва. 1914
Осенний сельский праздник. 1914
Сельский праздник. 1919
Изба. Костромская губерния. 1909–1917
Сенокос. 1917
Деревенский праздник. 1910
КЮН, А.
Пейзаж
ЛЕВИТАН, ИСААК ИЛЬИЧ
Саввинская слобода под Звенигородом. 1884
Деревенька
Солнечный день. Весна. 1876–1877
Изба после захода солнца
Деревня. На берегу реки. 1883
Золотая осень. Слободка. 1889
Сумерки. 1900
Пасмурный день. 1890
Осень. Дорога в деревне. 1877
Перед грозой. 1879
Маковский, Александр Владимирович
Сельский пейзаж
Весна. 1928
Деревенский пруд. 1900
МАКОВСКИЙ, НИКОЛАЙ ЕГОРОВИЧ
Сельский пейзаж. 1871
МАКСИМОВ, ВАСИЛИЙ МАКСИМОВИЧ
Внутренний вид избы. 1869
Внутренний вид избы
МАРТЕН, ДМИТРИЙ ЭМИЛЬЕВИЧ
Северная деревня. 1908
МАТВЕЕВ, НИКОЛАЙ СЕРГЕЕВИЧ
Пожар. 1891
Неизвестный художник
Пейзаж в Мартышкино
Крестьянский двор. Вторая четверть XIX века
Троицын день в Красном Селе близ Москвы. 1840-е
Окрестности деревни
Крестьянский двор
НЕСТЕРОВ, МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ
Осень в деревне. 1942
ОЗНОБИШИН, ЕГОР АНДРЕЕВИЧ
Деревня. Вторая половина XIX века
ОРЛОВ, А.Г.
Последние лучи. 1895
ОСТРОУХОВ, ИЛЬЯ СЕМЕНОВИЧ
В деревне
ПЕРЕПЛЕТЧИКОВ, ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
Осень в деревне. 1890
Деревенский пейзаж. 1886
Двор в деревне
Весна. 1897
У большой реки. 1912
ПОЛЕНОВ, ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ
Приволжский поселок. 1897
Деревня Тургенево. 1885
Русская деревня (Северная деревня). 1889
ПОПОВ, АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ
Утро в деревне. 1861
Деревенский двор
ПРОТОПОПОВ, А.Ф.
Крестьянский дворик. 1874
ПРЯНИШНИКОВ, ИЛЛАРИОН МИХАЙЛОВИЧ
Крестьянский двор
РАУХ, ИОГАНН НЕПОМУК
Деревенский двор. 1838
РЯБУШКИН, АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ
В деревне. К обедне. 1903
В деревне. Девушка с ведрами. 1898
СИЛЬВЕРСВАН, АНДРИАН КАРЛОВИЧ
Весна
СОЛОМАТКИН, ЛЕОНИД ИВАНОВИЧ
Пожар в деревне. 1870
Пожар в деревне
Метель. 1876
СТЕПАНОВ, АЛЕКСЕЙ СТЕПАНОВИЧ
Околица. 1914
Март
СТОЛИЦА, ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ
Хмурый день. 1925
Деревня Гретня после дождя. 1927
В солнечный день. 1928
Калужская баба. 1929
Задворки. 1928
Дом у рыбака. 1929
Талый снег. 1900
СУРИКОВ, ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ
Изба. 1873
СУХОДОЛЬСКИЙ, ПЕТР АЛЕКСАНДРОВИЧ
В деревне. 1882
ТАНКОВ, ИВАН МИХАЙЛОВИЧ
Праздник в деревне
Деревня. 1770
Цириготи, Николай Григорьевич
Сжатое поле
ЧЕРНЕЦОВ, ГРИГОРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ
Село
ЧЕРНОВ, НИКОЛАЙ
Внутренний вид избы
ШИШКИН, ИВАН ИВАНОВИЧ
Деревенский двор. Конец 1860-х
ЭЛЛЕРТ, НИКОЛАЙ ЛЮДВИГОВИЧ
В избе
ЭРАССИ, МИХАИЛ СПИРИДОНОВИЧ
Русская деревня
ЮДИН, С.
К вечерне. 1880
ЯРЦЕВ, ГЕОРГИЙ ФЕДОРОВИЧ
Село. 1890
ЯСНОВСКИЙ, ФЕДОР ИВАНОВИЧ
Первый снег. 1875
Штрихкод:   9785779345583
Аудитория:   16 и старше
Бумага:   Мелованная
Размеры:   300x 215x 20 мм
Литературная форма:   Альбом
Тип иллюстраций:   Цветные, Репродукции картин
Отзывы
Найти пункт
 Выбрать станцию:
жирным выделены станции, где есть пункты самовывоза
Выбрать пункт:
Поиск по названию улиц:
Подписка 
Введите Reader's код или e-mail
Периодичность
При каждом поступлении товара
Не чаще 1 раза в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Мы перезвоним

Возникли сложности с дозвоном? Оформите заявку, и в течение часа мы перезвоним Вам сами!

Captcha
Обновить
Сообщение об ошибке

Обрамите звездочками (*) место ошибки или опишите саму ошибку.

Скриншот ошибки:

Введите код:*

Captcha
Обновить