Перинатальная психология и психиатрия. В 2 томах. Том 1 Перинатальная психология и психиатрия. В 2 томах. Том 1 В двухтомном учебном пособии изложены медицинские, психологические, педагогические и социальные аспекты антенатального периода развития ребенка. Рассмотрены психологические закономерности формирования симбиотической диады «мать-ребенок» и триады «отец-мать-ребенок», помогающие осознать важность раннего контакта и взаимодействия матери с новорожденным, особенно в тех случаях, когда ребенок рождается преждевременно или с проявлением неонатальных заболеваний. Показана важность оказания психологической поддержки при взаимодействии медицинского персонала с беременной, роженицей и родильницей, даны рекомендации по осуществлению этого взаимодействия. Особое внимание уделено психопатологическим синдромам раннего детского возраста. Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Академия, Academia 978-5-7695-6030-9
920 руб.
Russian
Каталог товаров

Перинатальная психология и психиатрия. В 2 томах. Том 1

Временно отсутствует
?
  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы о товаре
  • Отзывы ReadRate
В двухтомном учебном пособии изложены медицинские, психологические, педагогические и социальные аспекты антенатального периода развития ребенка. Рассмотрены психологические закономерности формирования симбиотической диады «мать-ребенок» и триады «отец-мать-ребенок», помогающие осознать важность раннего контакта и взаимодействия матери с новорожденным, особенно в тех случаях, когда ребенок рождается преждевременно или с проявлением неонатальных заболеваний. Показана важность оказания психологической поддержки при взаимодействии медицинского персонала с беременной, роженицей и родильницей, даны рекомендации по осуществлению этого взаимодействия. Особое внимание уделено психопатологическим синдромам раннего детского возраста. Для студентов учреждений высшего профессионального образования.
Отрывок из книги «Перинатальная психология и психиатрия. В 2 томах. Том 1»
ПРЕДИСЛОВИЕ
Последние десятилетия XX в. ознаменованы возросшим интересом к проблемам перинатальной медицины и психологии. Интегративное взаимопроникновение этих дисциплин привело к возникновению новой науки — перинатальной медицинской психологии. Объектом ее изучения является уникальная симбиотическая диада «мать—плод», трансформирующаяся в диаду «мать—
новорожденный ребенок» и триаду «отец—мать—новорожденный
ребенок» [Батуев А.С., 2000; Брехман Г.И., 2005; Добряков И. В., 2005].
Долгое время в родовспомогательных учреждениях мать и ребенок были разделены: мать наблюдали акушеры в послеродовом отделении, ребенка — неонатологи в отделении новорожденных.
После родов лишь на короткое время кормлений мать имела возможность видеть ребенка, воспринимая его как объект медицинского ухода. Психоэмоциональная связь, возникшая пренатально, разрушалась, ребенок испытывал стресс, связанный с лишением сенсорного мира матери [Мещерякова С.Ю., 1996; Stern D.N.,
2000; Филиппова Г. Г., 2002; Цареградская Ж. В., 2002; Винникот Д.В., 2005; Прихожан А.М., Толстых Н.Н., 2005]. В рамках перинатальной психологии инициировалось изучение психологии беременных и родильниц, закономерностей возникновения и функционирования психики плода и новорожденного, сложных процессов, происходящих в системах «семья, ожидающая рождение ребенка» и «семья новорожденного» [Эйдемиллер Э. Г., 1999; Коваленко Н.П., 2000; Абрамченко В.В., 2004].
Результатом практического воплощения психологических исследований стали гуманизация родовспоможения, семейно-ориентированные роды, совместное пребывание матери и ребенка в послеродовом периоде, поддержка и поощрение грудного вскармливания по требованию ребенка. Плод перестал восприниматься как «отросток» тела матери, началось активное изучение его эмоциональной и сенсорной деятельности. Субъектному восприятию плода помогают методы визуализации внутриутробно развивающегося ребенка, возможности проведения электроэнцефалографии, кардиотокографии плода и другие методы пренатальной диагностики.
Объективизация методов наблюдения за плодом дала толчок
развитию фетальной медицины, позволяющей выявлять антенатальные заболевания задолго до рождения ребенка [Стрижаков А.Н., 2000; Шабалов Н.П., 2004; Володин Н.Н., 2005]. В настоящее время активно изучают сложности диадического взаимодействия при вынашивании больного плода. Для принятия правильных решений необходимо знать основы перинатальной медицинской этики. Существует острая необходимость взаимодействия акушеров-гинекологов и неонатологов, микропсихиатров и неврологов, психологов и психотерапевтов, специалистов по социальной работе и педагогов для совместного сопровождения диады «мать—ребенок» на этапах беременности, родов и послеродового становления триады «отец—мать—ребенок».
Настоящее учебное пособие знакомит с особенностями всестороннего оказания помощи в перинатальном периоде, раскрывает вопросы «перинатального следа» в развитии личности, подчеркивая значимость мультидисциплинарного подхода при изучении проблем психологии и психотерапии перинатального периода.


Р а з д е л I
ПРЕНАТАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА, НАЧАЛО ФОРМИРОВАНИЯ ДИАДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Ребенок в утробе матери обнаруживает такую душу, которая
обладает действительным для себя бытием еще не в нем самом, а только в матери, почему его душа и не в состоянии еще поддержать сама себя, но скорее поддерживается только душою матери. Однако это нерасторжимое единство душ тем менее кажется непонятным, что самость ребенка не может оказать еще никакого противодействия самости матери, но совершенно открыта для непосредственного воздействия на нее души матери.
Г. Гегель

Гл а в а 1
МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ АНТЕНАТАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
1.1. Внутриутробное развитие плодного яйца
Новая жизнь начинается со слияния мужской и женской половых клеток. В их слившихся ядрах встречаются 23 материнские и 23 отцовские хромосомы, давая толчок развитию нового человеческого организма. Внутриутробное развитие человека продолжается в течение 10 лунных (акушерских), или 9 календарных, месяцев, т.е. 40 недель — в среднем 280 дней. В этом периоде развития выделяют эмбриональный, или зародышевый (первые 8 недель), и плодный (фетальный) периоды.
Первый месяц развития (0—4 недели). Эмбриональный период — наиболее ответственный во внутриутробном развитии
(рис. 1.1). В это время интенсивно развиваются все эмбриональ ные и неэмбриональные структуры околоплодного пузыря, плаценты, пуповины. Оплодотворение яйцеклетки происходит в ампулярной части маточной трубы.
Оплодотворенная яйцеклетка называется зиготой и имеет полный набор хромосом (46 ХХ или 46 ХY). В первый день зачатия уже определен пол ребенка. Далее идет серия следующих делений, постепенно их темп нарастает. Примерно на 3—4-е сутки плодное яйцо становится похожим на тутовую ягоду (лат. morus — морула). К середине 6-х суток зародыш достигает стадии 107 клеток и превращается в зрелую бластоцисту, или плодный пузырек, который отличается от морулы наличием округлой полости, а также
структурой и расположением клеток. Стенка бластоцисты состоит из плоских клеток первичного цитотрофобласта, а к одному из ее полюсов, получившему название эмбрионального, изнутри прилегает кучка крупных бластомеров, образующих зародышевый узелок — эмбриобласт.
Незадолго до имплантации, т. е. погружения плодного пузырька в слизистую оболочку матки, от вентральной поверхности эмбриобласта отщепляется тонкий слой клеток первичной энтодермы.
Таким образом, еще до начала имплантации возникают два первых зародышевых листка — эктодерма (первичная эктодерма, или эпибласт) и энтодерма, начинается процесс гаструляции. Начало имплантации относится к 6—7-м суткам внутриутробной жизни.
Большинство зародышей имплантируются на задней стенке матки, как правило, в части, соответствующей яичнику, из которого вышла яйцеклетка. Слизистая оболочка полости матки находится к этому времени в начале, или расцвете, секреторной фазы.
В течение 2-й недели идет развитие в основном внезародышевых частей как системы жизнеобеспечения будущего ребенка.
Клетки зародышевого узелка принимают форму двухслойного
диска диаметром 0,25 мм. На 3-й неделе между двумя слоями клеток диска образуется третий слой. Формируются три зародышевых листка: средний — вновь образованный слой клеток; наружный — слой клеток, который остается над ним; внутренний — слой, расположенный под ним. Впоследствии клетки каждого листка дадут начало строго определенным органам и тканям. Средний листок дает начало хорде — скелетному тяжу, который проходит вдоль средней линии со стороны спины зародыша. Хорда — это будущий позвоночник. Кроме хорды средний листок даст начало мышцам скелета, хрящам, костям, внутренним органам, сосудам, сердцу, крови, лимфе, половым железам и оболочкам, выстилающим все полости тела. Из клеток наружного листка образуются кожный покров, покровная ткань зубов, чувствительная ткань (эпителий) ушей, глаз, носа, а также волосы и ногти. Помимо этого наружный листок дает начало развитию нервной системы будущего человека. Клетки внутреннего листка образуют
в дальнейшем эпителиальную выстилку органов пищеварительной и дыхательной систем, эпителий печени и поджелудочной железы.
На 17—20-е сутки происходит еще одно очень важное событие: тело зародыша обособляется от внезародышевых частей. Оно уже имеет свою пространственную ориентацию: передний конец (будущая голова) и задний конец (будущий таз и нижние конечности). На 3-й неделе появляются зачатки всех основных функциональных систем и органов человеческого организма: пищеварительной (кишечная трубка и поджелудочная железа), дыхательной (зачатки трахеи и двух бронхов) и выделительной (закладывается предпочка). Начинается формирование нервной системы: на
переднем конце тела зародыша появляется широкая пластинка — будущий мозг человека, образуется нервный гребень — начало вегетативной нервной системы. Формируется кровеносная система, которая необходима зародышу для обеспечения питания. Образуются первые кровеносные сосуды, они прорастают от зародыша в материнскую матку через пупочную ножку (зачаток пуповины) и дают начальное формирование плаценты. Формируется сердечная трубка — будущее сердце человека.
На 4-й неделе у зародыша из пупочной ножки образуется пупочный канатик, благодаря которому он может свободно плавать в околоплодных водах выросшего амниона (плодного пузыря).
Эмбрион имеет цилиндрическую форму, обладает крупным головным отделом. На 23-и сутки развития начинает сокращаться сердце зародыша. Оно выступает в виде большого вздутия на брюшной стороне тела. Появляются зачатки печени, двенадцатиперстной кишки, легких, происходит закладка первичной почки на месте предпочки, увеличивается мозговой отдел, образуются зачатки всех
отделов головного мозга человека. Начинается развитие глаз и формирование рта, закладываются зачатки внутреннего уха. По обеим сторонам от хорды образуются зачатки мускулатуры. Появляются зачатки конечностей в виде маленьких почек по бокам тела. К концу 1-го месяца уже сформированы прообразы всех систем организма и всех основных органов. Организм имеет билатеральную, т.е. двустороннюю, симметрию относительно плоскости, которая делит его на две одинаковые половины (левую и правую), свойственные взрослому человеку. Длина тельца эмбриона
составляет 5—8 мм, масса — 2—3 г.

Оставить заявку на описание
?
Содержание
Предисловие
РАЗДЕЛ I. ПРЕНАТАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА,
НАЧАЛО ФОРМИРОВАНИЯ ДИАДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Глава 1. Медицинские аспекты антенатального развития ребенка
1.1. Внутриутробное развитие плодного яйца
1.2. Внезародышевые части (послед)
1.3. Методы оценки состояния плода и фетоплацентарной системы (пренатальная диагностика)
1.4. Медицинская охрана плода: влияние заболеваний и
медикаментозной терапии беременной на пренатальное развитие ребенка
1.5. Лечение и профилактика заболеваний плода
1.6. Статистические показатели в перинатологии
Глава 2. Психологические, педагогические
и социальные аспекты антенатального развития ребенка
2.1. Эмоциональные реакции супругов
при ожидании ребенка
2.2. Психологические особенности переживания
беременности
2.3. Внутриутробный психологический опыт плода
2.4. Пренатальное воспитание
2.5. Школа дородовой подготовки
2.6. Психофизиологическое развитие плода
2.7. Опыт народных традиций при общении с беременной
Глава 3. Этические аспекты антенатального наблюдения
3.1. Проблемы пренатальной медицинской этики
3.2. Психологические особенности взаимодействия медицинского персонала с беременной
Глава 4. Пренатальная психотерапия и психокоррекция
4.1. Психотерапия семьи, планирующей беременность
4.2. Психотерапия и психокоррекция на этапе беременности
РАЗДЕЛ II. ЗНАЧЕНИЕ РОДОВ В ФОРМИРОВАНИИ
ДИАДЫ «МАТЬ—РЕБЕНОК» И ТРИАДЫ
«ОТЕЦ—МАТЬ—РЕБЕНОК»
Глава 5. Медицинские аспекты интранатального периода
5.1. Физиология родовой деятельности
5.2. Оценка состояния младенца при рождении. Адаптация
ребенка к внеутробному существованию
Глава 6. Психологические, педагогические и социальные аспекты интранатального периода
6.1. Психология интранатального периода
6.2. Теория базовых перинатальных матриц
6.3. Социально-психологическая поддержка во время родов
6.4. Традиционная родильная обрядовость
РАЗДЕЛ III. АДАПТАЦИЯ РОДИЛЬНИЦЫ И НОВОРОЖДЕННОГО
В ПОСТНАТАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ
Глава 7. Медицинские аспекты послеродового и неонатального периодов
7.1. Физиология послеродового периода
7.2. Физикальное обследование новорожденного. Адаптация
к внеутробной жизни
7.3. Физиологические (транзиторные) состояния новорожденных.
Уход за здоровым новорожденным
7.4. Вакцинация и скрининг новорожденных
7.5. Уход за здоровым новорожденным ребенком
7.6. Заболевания новорожденных неонатального периода
7.7. Заболевания новорожденных раннего неонатального периода
7.8. Основные принципы выхаживания больных новорожденных
7.9. Анатомо-физиологические особенности и болезни
недоношенных новорожденных
Глава 8. Психологические, педагогические и социальные аспекты постнатального периода
8.1. Диадные взаимоотношения в послеродовом периоде
8.2. Психологические и социальные особенности
новорожденного
8.3. Социально-эмоциональные способности новорожденного
8.4. Послеродовая депрессия матери
и ее влияние на ребенка
8.5. Особенности психологического состояния родителей
недоношенных детей
8.6. Методы выхаживания и воспитания ребенка в родильной
обрядовости
Глава 9. Этические аспекты постнатального периода
9.1. Этические проблемы неонатологии
9.2. Эмоциональные реакции медицинского персонала
в критических ситуациях
Глава 10. Психотерапия и психокоррекция в послеродовом
периоде
10.1. Психологическая помощь семье и женщине, родившей
больного ребенка
10.2. Психологическая помощь женщине, потерявшей ребенка
Штрихкод:   9785769560309
Номер тома:   1
Количество томов:   В 2-х частях
Аудитория:   18 и старше
Бумага:   Офсет
Масса:   370 г
Размеры:   217x 145x 20 мм
Тираж:   2 000
Литературная форма:   Учебное пособие
Тип иллюстраций:   Черно-белые, Графика
Отзывы
Найти пункт
 Выбрать станцию:
жирным выделены станции, где есть пункты самовывоза
Выбрать пункт:
Поиск по названию улиц:
Подписка 
Введите Reader's код или e-mail
Периодичность
При каждом поступлении товара
Не чаще 1 раза в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Мы перезвоним

Возникли сложности с дозвоном? Оформите заявку, и в течение часа мы перезвоним Вам сами!

Captcha
Обновить
Сообщение об ошибке

Обрамите звездочками (*) место ошибки или опишите саму ошибку.

Скриншот ошибки:

Введите код:*

Captcha
Обновить