Критика цинического разума Критика цинического разума «Философия улицы!» – так говорили о книге Петера Слотердайка, имея в виду философию, вышедшую за стены библиотек и университетских аудиторий. В отличие от академических работ, книга Слотердайка вызывала интерес по нескольким причинам: она сняла у молодых интеллектуалов комплекс вины за происходящее в мире, позволила совершать «реальные» поступки, не отказываясь от моральных принципов. Только моральный троечник имеет возможность самосовершенствоваться.Глубокая, ироничная и веселая книга профессора П.Слотердайка, автора книг «Мыслитель на сцене. Материализм Ницше», «Серьезная причина быть вместе», «Солнце и смерть. Диалогические исследования» и др., с интересом и удовольствием будет прочитана и профессиональными философами, и любителями. АСТ 978-5-9757-0422-1
453 руб.
Russian
Каталог товаров

Критика цинического разума

Критика цинического разума
  • Автор: Петер Слотердайк
  • Твердый переплет. Плотная бумага или картон
  • Издательство: АСТ
  • Серия: Philosophy
  • Год выпуска: 2009
  • Кол. страниц: 800
  • ISBN: 978-5-9757-0422-1
Временно отсутствует
?
  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы о товаре
  • Отзывы ReadRate
«Философия улицы!» – так говорили о книге Петера Слотердайка, имея в виду философию, вышедшую за стены библиотек и университетских аудиторий. В отличие от академических работ, книга Слотердайка вызывала интерес по нескольким причинам: она сняла у молодых интеллектуалов комплекс вины за происходящее в мире, позволила совершать «реальные» поступки, не отказываясь от моральных принципов. Только моральный троечник имеет возможность самосовершенствоваться.Глубокая, ироничная и веселая книга профессора П.Слотердайка, автора книг «Мыслитель на сцене. Материализм Ницше», «Серьезная причина быть вместе», «Солнце и смерть. Диалогические исследования» и др., с интересом и удовольствием будет прочитана и профессиональными философами, и любителями.
Отрывок из книги «Критика цинического разума»
VIII. Критика видимости приватного
Итак, где же это Я, если оно — ни в теле, ни в душе? Блез Паскаль
Последняя великая атака критики, выступающей против иллюзий, нацелена на положение Я между природой и обществом. Проследив за ходом мыслей всех предшествовавших критиков, мы знаем, что познание имеет дело не с человеческой природой как таковой, а с природой как концепцией, с природой как чем-то сфабрикованным, с неприродной, неестественной природой. В «данном от природы» всегда заложено нечто, «присовокупленное» человеком. В открытии этого заключается итог «работы» рефлексии. Современность ут¬верждает себя в наших головах в образе разрушающих наивность, противоречащих интуиции опытов, которые странным и специфическим образом вынуждают наш интеллект развиваться, перерастая нас.
Ссылка на «природу» всегда должна значить что-то в идеоло¬гическом плане, потому что она искусственно создает наивность. Она скрывает привнесенное человеком и призвана уверить в том, что вещи от природы, то есть с самого начала, заданы в том «порядке», в котором их изображают наши всегда «заинтересованные» представ¬ления. Во всяком натурализме скрыты зерна идеологий порядка. Любой натурализм начинается как недобровольная наивность и за¬канчивается как наивность желаемая. Вначале мы неповинны в том, что считаем «порядок вещей» объективным, ведь первый взгляд ус-тремляется на вещи, а не на «очки», сквозь которые мы на них смот¬рим. В результате работы, проделанной Просвещением, эта перво¬начальная невинность оказалась безвозвратно утраченной. Просве¬щение приводит к утрате наивности и, благодаря приобретениям в самопознании, способствует краху объективизма. Оно способствует пробуждению, после которого уже невозможно вернуться в состоя¬ние спячки, и осуществляет, образно выражаясь, поворот к «очкам», на 180 градусов, то есть к собственному рациональному аппарату. Если в культуре однажды пробудилось сознание того, что существуют какие-то «очки», то старая наивность утрачивает свой шарм, пере¬ходит к обороне и превращается в узколобость, которая по своей воле желает оставаться таковой. Мифология греков волшебно-восхитительна; мифология фашизма — всего лишь бесстыдно под¬совываемый залежалый товар. В первых мифах был сделан шаг к толкованию мира; в поддельной наивности есть лишь изощренное оглупление — имеющий решающее значение метод самоинтеграции тех общественных порядков, которые претендуют на резкий рывок вперед *. Тем самым мы лишь вскользь коснулись роли мифологии в современную эпоху; на данный момент этого, возможно, и доста¬точно. Утонченное самооглупление проявляется во всех современных натурализмах: расизме, сексизме, фашизме, вульгарном биологизме и — в эгоизме.
На первый взгляд, может показаться странным и даже опас¬ным то, что эгоизм ставится в этот ряд. На самом же деле в случае с эгоизмом речь идет о некоей «природной данности» особого рода. Критика эгоизма, лучше сказать — критика видимости приватного, образует, как я полагаю, ядро всего Просвещения, в котором само¬познание цивилизованного Я достигает своей зрелости. После нее, рассуждая логически, уже не может быть никакой дальнейшей сры¬вающей покровы критики, а может быть только «практика», созна¬тельная жизнь.
Как Я приходит к своим определениям? Что образует его «ха¬рактер»? Что создает материал его самопознания? Ответ гласит: Я есть результат программировании. Оно формируется в процессе эмоциональных, практических, моральных и политических приемов дрессировки. «В начале было воспитание» (Элис Миллер).
Самопознание проходит две ступени — наивное восприятие и рефлексию. На наивной ступени никакое сознание не может вести себя как-то иначе, кроме как считать свои образцы, заданные про-граммы и приемы дрессуры Своим Собственным. Будь то восприя¬тия, чувства или мнения, оно вначале всегда вынуждено говорить: Это — я! Таково мое чувство, такова моя установка! Я — таков, I каков я есть. На рефлексивной ступени самосознание выясняет для себя: таковы мои программы, мои «формы отливки», привитые мне реакции; так я воспитан; таковым я стал; так функционируют мои «механизмы»; так работает во мне то, что одновременно есть и не есть мое я.
Формирование внутреннего мира и^создание видимости при¬ватного представляют собой такие темы Просвещения, которые обладают наибольшим подрывным потенциалом. До сегодняшнего дня так полностью и не выяснено, кто мог быть социальным носите¬лем этого импульса Просвещения. Одно из проявлений амбивален¬тности Просвещения заключается в том, что с точки зрения социо¬логии, политики и «экономики образования» может быть обосно¬ван, пожалуй, интеллект, но никак не «мудрость», не самопостижение. Субъект радикального Я-просвещения не позволяет достоверно иден-тифицировать себя в социальном плане — даже если метод такого Просвещения и опирается на реалистическую основу.
В этом отношении большинство обществ, как представляется, стремится к сознательному не-просвещению. Разве не предостере¬гал и Ницше от того «направленного против жизни просвещения», которое затрагивает питающие нашу жизнь самообманы? Можем ли мы позволить себе затрагивать «базисные фикции» — приват-ность, личность и идентичность? Во всяком случае, старые и новые консерваторы совместно пришли к «позиции», заставляющей их за¬щищать от всех посягательств рефлексии свои различные «неизбеж¬ные виды жизненной лжи», без которой невозможно было бы само¬сохранение. Нужно ли особо подчеркивать, что в этом им помогает
общий страх перед самопознанием, который соперничает с любо¬пытством? Так повсеместно продолжается спектакль, который серь¬езно разыгрывают замкнутые в себе Я, даже там, где уже давно имеются средства обеспечить лучшее знание. Именно «Я», не жела¬ющее вписываться в рамки каких бы то ни было политических фрон¬тов в обществе, и оказывает самое отчаянное сопротивление реши-тельному Просвещению. Едва ли кто-то потерпел бы, чтобы на эту территорию проникла радикальная рефлексия — в том числе и мно¬гие из тех, кто считает себя просветителями. Танец вокруг золотого тельца идентичности — это последнее и величайшее упоение анти-просвещения. «Идентичность» —так звучит волшебное заклинание отчасти тайного, отчасти открытого консерватизма; личная идентич-ность, профессиональная идентичность, национальная идентичность, политическая идентичность, женская идентичность, мужская иден¬тичность, классовая идентичность, партийная идентичность и т. п.— вот что написано на его знаменах. Одного перечисления этих суще¬ственных требований идентичности уже, в принципе, было бы доста¬точно, чтобы проиллюстрировать множественный и изменчивый ха¬рактер того, что называют идентичностью. Но никакой речи об иден¬тичности и не зашло, если бы дело не касалось устойчивой формы Я.
Формирование внутреннего мира охватывает Я как носителя этического, эротического, эстетического и политического; в этих че¬тырех измерениях мне, поначалу без всякого на то «моего» согласия, дается все, что я познаю как Мое: нормы поведения, профессио¬нальная мораль, формы сексуального поведения, чувственно-эмоциональные способы познания, классовая «идентичность», по¬литические интересы.

Оставить заявку на описание
?
Содержание
Первая часть
Разделения. Пять предварительных размышлений

1. Цинизм — сумерки ложного сознания
2. Просвещение как диалог: критика идеологий как продолжение неудавшегося диалога другими средствами
3. Критика метафизической видимости
4. После разоблачении: сумерки цинизма. Зарисовки самоопровержения этоса просветительства
5. «В поисках утраченной дерзости»

Вторая часть
Цинизм в мировом процессе

I . Физиогномический раздел
II . Феноменологический раздел
Медицинский цинизм
III . Логический раздел
IV . Исторический раздел веймарский симптом. Модели сознания немецкого модерна
Протезы — о духе техники. Функционалистские цинизмы II
Оп-ля — мы живы? Новые цинизмы и истории о трудной жизни
Штрихкод:   9785975704221
Аудитория:   18 и старше
Бумага:   Офсет
Масса:   500 г
Размеры:   205x 132x 40 мм
Оформление:   Тиснение золотом
Тираж:   2 500
Литературная форма:   Монография
Тип иллюстраций:   Без иллюстраций
Переводчик:   Перцев А
Отзывы
Найти пункт
 Выбрать станцию:
жирным выделены станции, где есть пункты самовывоза
Выбрать пункт:
Поиск по названию улиц:
Подписка 
Введите Reader's код или e-mail
Периодичность
При каждом поступлении товара
Не чаще 1 раза в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Мы перезвоним

Возникли сложности с дозвоном? Оформите заявку, и в течение часа мы перезвоним Вам сами!

Captcha
Обновить
Сообщение об ошибке

Обрамите звездочками (*) место ошибки или опишите саму ошибку.

Скриншот ошибки:

Введите код:*

Captcha
Обновить