Управление знаниями организации Управление знаниями организации Представлены особенности современной экономики — экономики знаний. Раскрыты понятия «информация» и «знания», дана классификация знаний. Показаны роль и виды знаний на производственном предприятии. Выделены социально-психологические аспекты управления знаниями. Рассмотрены вопросы человеческого капитала, интеллектуальных ресурсов, нематериальных активов предприятия. Отдельная глава посвящена проектированию целей и задач, функций и профессиональных ролей, организационной структуры и системы управления знаниями производственного предприятия. Для студентов экономических и управленческих специальностей, научных работников и аспирантов, менеджеров и специалистов производственных предприятий, а также для всех, кто интересуется индивидуальным и организационным развитием на основе активного, целенаправленного создания и использования информации и знаний. Кнорус 978-5-4060-0490-6, 978-5-406-01878-1, 978-5-406-00490-6
168 руб.
Russian

Москва Санкт-Петербург Новосибирск Екатеринбург
Астрахань Казань Омск Тольятти
Барнаул Кемерово Оренбург Тюмень
Волгоград Краснодар Пермь Ульяновск
Воронеж Красноярск Ростов-на-Дону Уфа
Иваново Липецк Рязань Хабаровск
Ижевск Нижний Новгород Самара Челябинск
Иркутск Новокузнецк Саратов Ярославль
Книги Бизнес-литература Менеджмент. Управление Менеджмент Управление организацией
Остальные жанры
Управление знаниями организации

Управление знаниями организации

Оцените первым!
Мягкий переплет. Крепление скрепкой или клеем
Издательство: Кнорус
Страниц: 344
ID: 437470
ISBN: 978-5-4060-0490-6, 978-5-406-01878-1, 978-5-406-00490-6

Наличие: временно отсутствует


Представлены особенности современной экономики — экономики знаний. Раскрыты понятия «информация» и «знания», дана классификация знаний. Показаны роль и виды знаний на производственном предприятии. Выделены социально-психологические аспекты управления знаниями. Рассмотрены вопросы человеческого капитала, интеллектуальных ресурсов, нематериальных активов предприятия. Отдельная глава посвящена проектированию целей и задач, функций и профессиональных ролей, организационной структуры и системы управления знаниями производственного предприятия. Для студентов экономических и управленческих специальностей, научных работников и аспирантов, менеджеров и специалистов производственных предприятий, а также для всех, кто интересуется индивидуальным и организационным развитием на основе активного, целенаправленного создания и использования информации и знаний.
Развернуть
Рассказать друзьям:

Характеристики товара

Штрихкод: 9785406004906
Год выпуска: 2012
Аудитория: Для специалистов
Бумага: Газетная
Масса: 236 г
Размеры: 200x 140x 13 мм
Тираж: 300
Литературная форма: Учебное пособие
Тип иллюстраций: Без иллюстраций

Оставить заявку на описание Оставить заявку на описание

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ КАТЕГОРИИ "ЗНАНИЯ"-. ВИДЫ
ЗНАНИЙ
1.1. От индустриальной экономики к экономике знаний
1.2. Науки, направленные на изучение знаний
1.3. Знания: понятия и общая классификация
1.4. Информация и знания
Контрольные вопросы
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
2.1. Абстрактные и конкретные знания
2.2. Теоретические знания, формы их представления
2.3. Практические знания
Контрольные вопросы
ГЛАВА 3. КОГНИТИВНЫЕ ЗНАНИЯ
3.1. Производственная наука. Общие подходы в научных исследованиях
3.2. Общие методы проведения научных исследований
3.3. Психологические методы исследования
3.4. Методология проектирования
3.5. Когнитивная психология
3.6. Эвристика как наука
3.7. Управление инновациями
Контрольные вопросы
ГЛАВА 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
4.1. Значение социально-психологических знаний на предприятии
4.2. Психология личности
4.3. Социальная психология. Малые группы
Контрольные вопросы
ГЛАВА 5. ЛИЧНОСТНЫЕ ЗНАНИЯ
5.1. Личность и ее неявное знание
5.2. Эксперт, искусственный интеллект, аналитик, когнитолог
5.3. Способы извлечения личностных знаний
Контрольные вопросы
ГЛАВА 6. ФОРМАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
6.1. Фрагментарные знания в виде представлений, ментальных моделей, отрывочных сведений
6.2. Языки описания информации и знаний
6.3. Система моделей как форма представления знаний
6.4. Формализация знаний с помощью художественных средств. Игровая составляющая в управлении знаниями
Контрольные вопросы
ГЛАВА 7. ЗНАНИЯ О ТОМ, КАК ИЗУЧАТЬ И ОСВАИВАТЬ ЗНАНИЯ
7.1. Обучающаяся организация. Виды обучения
7.2. Андрагогика - наука об обучении взрослых
7.3. Проблемы и пути повышения эффективности обучения
Контрольные вопросы
ГЛАВА 8. ЧЕЛОВЕК - КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРА В УПРАВЛЕНИИ ЗНАНИЯМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
8.1. Человеческий капитал, интеллектуальные ресурсы предприятия
8.2. Виды и результаты интеллектуальной деятельности человека на предприятии
8.3. Интеллектуальный капитал, интеллектуальные активы предприятия как результат интеллектуальной деятельности
Контрольные вопросы
ГЛАВА 9. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
9.1. Цель, задачи, подходы к построению системы знаний предприятия
9.2. Политика и стратегия управления знаниями на предприятии. Задачи создания и
использования знаний
9.3. Профессиональные роли, необходимые для выполнения операционных задач производства знаний на предприятии
9.4. Функции управления знаниями на предприятии
9.5. Построение организационной структуры
9.6. Технологии производства знаний
Контрольные вопросы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Развернуть

Отрывок из книги «Управление знаниями организации»

В настоящее время человечество вступило в такую фазу своего
развития, когда знания становятся ключевым конкурентным преимуществом личности, организации, общества. При этом множество знаний индивидуумов образует знания организации, а множество знаний
индивидуумов и организаций — знания общества. В свою очередь, общество должно обеспечивать условия для создания и передачи знаний
между организациями и индивидуумами; такую же функцию берут
на себя организации для своих сотрудников.
Традиционно в этом процессе была высока роль общества и созданных им научных и образовательных организаций, специализирующихся на создании и передаче знаний. Хозяйственные организации
лишь эксплуатировали готовые знания своих сотрудников, практически не делая вклада в создание новых. Исключение составляли организации, занимавшиеся высокими технологиями, в которых соединялись прикладная наука и производство. Тем не менее и там внимание
уделялось только определенным видам технических знаний, необходимых для проектирования и изготовления изделий. Однако в современном динамичном и конкурентном обществе этого недостаточно.
В нем значительно возрастает роль управленческих, экономических,
социальнопсихологических знаний. Соответственно ведущим фактором развития организации и общества становится экономический
и социальный менеджмент, точнее, те их ветви, которые направлены
на создание, передачу и применение знаний.
Каждой организации необходимы знания по информационному
обеспечению, проведению научных исследований, обучению (самообучению) персонала. Научная работа, некогда существовавшая как обособленный вид деятельности человека, все более тесно сливается с его
хозяйственной деятельностью. Обучение в процессе работы рядового
сотрудника организации приобретает все большую актуальность.
В настоящее время тенденцией становится все большее проникновение рыночных отношений внутрь организации. В этом случае организация (прежде всего средние и крупные предприятия, предприятия
интегрированного типа) становится миниобществом и все, что присуще обществу, присуще и ей. Следовательно, организации необходимы
6 все виды знаний, которые существуют в обществе. Владение не только
техническими, производственными, экономическими, но и социальнопсихологическими, когнитивными, педагогическими знаниями становится насущно необходимым, причем с созданием соответствующих
внутриорганизационных институтов или хотя бы организационных
процедур в рамках существующей организационной структуры. Более
того, не только привлечение знаний, но и создание собственных. Одна
ко это невозможно без умения использовать знания в их абстрактном
и конкретном, теоретическом и практическом виде. Требуется также
умение формализовать знания от простейшей формы текстового описа
ния до создания сложных экспертных систем и мультимедийных обу
чающих программ.
Все это обусловливает необходимость управления знаниями
в организации. Важнейшей составляющей управления знаниями явля
ется обучение. В коммерческих организациях, в том числе на произ
водственных предприятиях, оно имеет многие особенности, связанные
с тем, что носителями знаний являются образованные (взрослые) люди.
Вопервых, взрослые обладают множеством личностных знаний,
существующих в виде опыта, умений, ментальных представлений. Эти
знания необходимо выявить и формализовать, хотя сделать это можно
лишь частично.
Вовторых, обучение новым знаниям взрослых людей имеет спе
цифику. Взрослый человек сформировался как личность и во многом
утратил те мотивы, которые определяли успех обучения в детстве
и юношестве — любопытство, любознательность, стремление быть пер
вым. Кроме того, значительно изменилась физиология тела и мозга —
повысилась утомляемость, уменьшилась скорость психических процес
сов и т.д.
Втретьих, создание и передача знаний требует особых отноше
ний, особого организационного климата, построенного на доверии,
открытости, взаимодействии и взаимопомощи. Однако среди взрослых
существует гораздо больше барьеров, чем среди детей, гораздо больше
отличий, чем общего, гораздо больше соперничества, неприязни и даже
вражды, чем дружбы. Все это обусловливает значительные трудности
в совместной работе по созданию, передаче и использованию знаний.
В представленной работе достаточно сжато, доступно представ
лена система знаний, без которых невозможно эффективное функцио
нирование и развитие организации. При этом поставлен акцент на про
мышленное предприятие. Несмотря на то что в настоящее время многие
российские промышленные предприятия прекратили существование
или находятся в неустойчивом состоянии, а часть предприятий значи
7
тельно уменьшили объемы производства, восстановление промышлен
ного потенциала является условием выживания и укрепления России.
Однако это восстановление невозможно без овладения новыми мето
дами хозяйствования и управления, в том числе и управления знаниями.
Кроме того, производство знаний становится самостоятельной
отраслью современной экономики. И здесь у России имеется значи
тельный потенциал, который абсолютно не востребован. Отличитель
ными характеристиками ментальности российского человека являют
ся его любознательность, креативность, увлеченность вплоть до азарта
(куража). Признано всеми, что в России накоплен огромный потенци
ал высокообразованных людей, опыт педагогической и научной дея
тельности. Российскому человеку нужно только «встряхнуться»,
оправиться от пережитых потрясений глобальных исторических пере
ходов, а сил для активной творческой жизни у него вполне достаточно.
Тем более что именно инициативная, созидательная деятельность
является основой для материального благополучия, которого россия
нам всегда так не хватало.
Наука менеджмента в 1980е гг. обратила свое внимание на необ
ходимость управления знаниями на предприятии. Большой вклад в тео
рию и практику управления знаниями организации внесли такие уче
ные, как К. Виг, К.Э. Свейби, Т. Ллойд, П. Друкер, Р. Аккоф, Т. Шульц,
Г. Беккер, Я. Менцер, М. Поляни, И. Новак, Х. Такеуши, Л. Прусак,
П. Сендж, Дж. Беллингер. Каждый из них сделал вклад в определен
ной области исследований. Так, Т. Шульц и Г. Беккер разработали тео
рию человеческого капитала как совокупности способностей человека,
дающую возможность получения дохода. М. Поляни, И. Новак, Х. Та
кеуши обратили внимание на использование неявных знаний, перевод
их в явные и передачу всем членам организации. Значительных успе
хов в развитии теории самообучающейся организации добились такие
ученые, как К. Аджарис, П. Сендж, Д. Тис. В методологию оценки интел
лектуального капитала предприятия и включения его в состав активов
значительный вклад сделали П. Страссман и К.Э. Свейби.
Российские ученые в последние десятилетия прошлого века под
держали это современное научное направление и приложили усилия
по адаптации разработанной зарубежными учеными теории к услови
ям российского общества и экономики.
Так, работы Р.И. Капелюшникова, И.М. Албекова, Т.Г. Леонова,
С.А. Дятлова, Т.Ю. Базарова посвящены использованию человеческо
го капитала в российских условиях. Работы И.Т. Балабанова, Р.А. Фат
хутдинова, Э.А. Уткина, С.Д. Ильенковой, Г.Я. Гольдштейна направле
ны на стратегический и инновационный аспект управления знаниями.
8
Вопросы обучения, в том числе взрослых людей, исследуются такими
учеными, как С.А. Дятлов, Т.А. Федотова, А.А. Вербицкий, С.И. Змеев,
Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская, А.Г. Ковалев. Большой вклад в обоб
щение, популяризацию и развитие теории управления знаниями дела
ют российские ученые Б.З. Мильнер, С.М. Климов.
Наибольший вклад в настоящее время сделан многочисленными
российскими и зарубежными учеными, работающими в области инфор
матики, которая имеет ярко выраженное прикладное значение — тео
рия систем поддержки принятия решений, информационные системы
управления, методология моделирования исследуемой предметной
области и др.
В российской периодике и интернетпространстве число научных
работ, посвященных управлению знаниями организации, непрерывно
растет. В исследования по этому направлению включаются все больше
молодых ученых. Создаются специальные сайты, например сайт
«Управление знаниями» (www.kmclub.ru) и соответствующие почто
вые рассылки. Накопление количества малых и больших научных работ
в недалеком будущем обязательно приведет к качественным измене
ниям.
Теория управления знаниями требует дальнейшего и постоянно
го совершенствования и развития. Прежде всего в учебном пособии
определены две области этого научного направления: производство
знаний и управление производством знаний. Для каждой из них необ
ходимы свои подходы, методологии, технологии. В современной тер
минологии укоренилось словосочетание «управление знаниями»,
но, как и в любом виде деятельности, следует отделить базу — непос
редственно производственную деятельность от надстройки — управ
ленческой деятельности.
Другим направлением является интеграция и слияние в единую
систему разрозненных элементов производства знаний: научных иссле
дований и разработок, информационных технологий, обучения.
В деятельность по производству и управлению знаниями все боль
ше включаются социальнопсихологические подходы и методы — это
основной резерв в повышении эффективности производства знаний в
организациях.
Для управления производством знаний необходимо разработать
соответствующую методологию построения организационной структу
ры и системы управления знаниями. В организационной системе сле
дует определять новые (или проявляющие себя поновому в соответ
ствии с поставленной задачей управления знаниями) должности,
профессии, специальности и специализации; поставить перед ними
цели и задачи, связать их решение в единые процессы, выполняемые
по определенным технологиям.
Эти и другие аспекты рассмотрены в данном учебном пособии,
которое содержит обзор и анализ научных достижений, относящихся
к различным самостоятельно развивающимся сферам науки, но объе
диняющимся в настоящее время на платформе управления знаниями
организации.
Следует пояснить употребление в данном пособии терминов «орга
низация» и «предприятие». По мнению автора, к раскрытию понятий,
обозначенных этими терминами, можно применить правовой, эконо
мический и социальный подходы.
Согласно гл. 4 «Юридические лица» Гражданского кодекса Рос
сийской Федерации с правовой точки зрения организации рассматри
ваются как юридические лица, имеющие определенную организацион
ноправовую форму. При этом предприятия являются разновидностью
этих форм, выделенных по признаку собственности — государствен
ные и муниципальные унитарные предприятия.
С экономической точки зрения организация рассматривается как
предприятие — от слова «предпринимать» — начать делать чтото, при
ступать к чемулибо. В этом случае понятия «организация» и «пред
приятие» идентичны и означают самостоятельный хозяйственный
субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ,
оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей.
Социальный подход рассматривает организацию как социальный
институт — объединение людей, сознательно координирующих свою
деятельность для достижения поставленных целей.
Представленное учебное пособие посвящено теме управления зна
ниями, в нем затрагиваются преимущественно экономический
и социальный аспекты общественной деятельности человека. В связи
с этим используется и тот, и другой термин, но когда выделяется про
изводственная сторона, то используется термин «предприятие», при
акценте на социальную и социальнопсихологическую сторону — тер
мин «организация». В тех случаях, когда рассматриваются общие воп
росы, автор использует термин «организация».
Пользуясь случаем, автор желает успеха всем россиянам, которые
стремятся к самосовершенствованию и развитию, делают свой вклад
в становление и процветание России!
Развернуть

Рекомендуемое

Отзывы
19.09.2010 19:43 Andreynic ( 1.5, 0.3 )
Представленный труд - УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ, что позиционирует книгу, прежде всего, как привлечение внимания целевой аудитории к управлению знаниями на предприятии, действующем в условиях современной экономики - экономики знаний.
Основная цель книги - разработка системы управления знаниями на предприятии. Автор шаг за шагом - начиная от базовых принципов и классификации "знаний" до разложения по полочкам социально-психологических аспектов и роли человека в процессе познания, обучения и передачи знаний, подводит читателя к обоснованности выбора ролей и их взаимодействия в системе управления знаниями.
Основная ценность книги - глубокое погружение в нюансы теоретических и практических, явных и неявных знаний, методов выявления и их формализации.
Интерес представляет место андрагоники (науки об обучении взрослых) в процессе изучения и...
Отзывов на странице: . Всего: 1
*

 
*

 

 
Положительная
Нейтральная
Отрицательная
*

 
Spell Check
Обновить
 

Ваш отзыв опубликован!

Ваш отзыв на товар «Управление знаниями организации» опубликован. Редактировать его и проследить за оценкой Вы можете
в Вашем Профиле во вкладке Отзывы


Ваш Reader's код: (отправлен на указанный Вами e-mail)
Сохраните его и используйте для авторизации на сайте, подписок, рецензий и при заказах для получения скидки.

Подписка 

Введите Reader's код или e-mail
Периодичность
При каждом поступлении товара
Не чаще 1 раза в неделю
Не чаще 1 раза в месяц

Мы перезвоним

Возникли сложности с дозвоном? Оформите заявку и мы перезвоним Вам сами.

Ваше имя и фамилия:*
Телефон:*
E-mail:

Если нам не удастся связаться с Вами, на адрес электронной почты будет выслано уведомление и возможный ответ на тему Вашего запроса.
Тема:*
 
 №:
Для идентификации владельца Заказа, пожалуйста, авторизуйтесь. В противном случае Read.ru не может гарантировать звонка оператора по данной заявке.
Удобное время для звонка:* Перезвонить сейчас     Выбрать время звонка

Дата:    С:    По:    Время московское

Введите код:*

Captcha
Обновить

Сообщение об ошибке


Обрамите звездочками (*) место ошибки или опишите саму ошибку.

Скриншот ошибки:

Введите код:*

Captcha
Обновить
Укажите ваш пол