Тысячелетие вокруг Каспия Тысячелетие вокруг Каспия Книга выдающегося отечественного историка и географа Л.Н.Гумилева является дополнением к теоретическому трактату \"Этногенез и биосфера Земли\" и представляет собой глубокое этнологическое исследование ойкумены Евразии за период в 1500 лет. Автор раскрывает перед читателями малоизвестные страницы истории множества этносов (хуннов, тюркютов, уйгуров, хазар, кыпчаков, половцев и др.), последовательно сменявших друг друга на просторах Великой степи с III в. до н. э. по XII в. н. э. Печатается по первому изданию (\"Азернешр\", Баку, 1991). Айрис-Пресс, Айрис 978-5-8112-3728-9, 978-5-8112-4422-5, 978-5-8112-4890-2, 978-5-8112-5425-5
274 руб.
Russian
Каталог товаров

Тысячелетие вокруг Каспия

Временно отсутствует
?
  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы о товаре (1)
  • Отзывы ReadRate
Книга выдающегося отечественного историка и географа Л.Н.Гумилева является дополнением к теоретическому трактату "Этногенез и биосфера Земли" и представляет собой глубокое этнологическое исследование ойкумены Евразии за период в 1500 лет. Автор раскрывает перед читателями малоизвестные страницы истории множества этносов (хуннов, тюркютов, уйгуров, хазар, кыпчаков, половцев и др.), последовательно сменявших друг друга на просторах Великой степи с III в. до н. э. по XII в. н. э.
Печатается по первому изданию ("Азернешр", Баку, 1991).
Отрывок из книги «Тысячелетие вокруг Каспия»
4. Неудовлетворенность
Но как обобщить исторические факты? Оказывается, удовлетворившего бы нас способа нет, понятно; ибо это можно сделать только путем сознательного отказа от аберраций дальности и близости и еще некоторых привычных представлений, распространенных настолько, что они сделались не только привычными, но и обязательными.
Обыватель привык считать, что древний человек был настолько бездарнее современных жителей промышленных городов, что лишь постепенно — путем смены десятков поколений — накапливал способности и внедрял изобретения. На этом весьма зыбком основании возникло представление, разделяющееся и учеными, что время, т. е. развитие в прошлом, шло медленнее, чем сейчас, и потому палеолит, например, кажется для историков единой эпохой, вроде затянувшейся эпохи Ренессанса. Это аберрация дальности, такая же как уверенность ребенка в том, что солнце — не больше кулака. Однако предки современных полинезийцев, хотя и не имели железных орудий, смогли пересечь Тихий океан на бальсовых плотах в те же сроки, что и Т. Хейердал. Предки майя, не зная современной селекции и генетики, вывели культурный вид хлопчатника, удвоив количество его хромосом, что постепенно сделать нельзя, а североамериканские индейцы, пользуясь обсидиановыми наконечниками для стрел, приручили одичавших испанских мустангов и освоили прерии менее чем за 60 лет.[16]
Дилетантам кажется, что этническая история — это «жизнь без начала и конца», а калейдоскоп «случайностей» ни в какую схему не укладывается, хотя бы уже потому, что разные наблюдатели видят разные стороны любого явления. Да, современники никогда не замечали пассионарного толчка. Все происходящее казалось им естественным. Древние римляне триста лет не замечали, что республика сменилась империей, и лишь когда Диоклетиан изменил придворный этикет, обнаружили, что у них — монархия. Таковы последствия абберации близости, усугубляемые игнорированием параллельных процессов, — например, история ландшафта или климата. Последние вообще воспринимаются как нечто постоянное, хотя изменяются иной раз еще быстрее, чем политические формы власти.
Но этнолог, находясь в должном отдалении от сюжета, видит смену цвета времени, даже тогда, когда делает поправку на плавность перехода одной эпохи в другую. Однако при этом он отходит от привычного — пересказа источников, потому что вместо живых рассказов летописцев он получает цепочки сухих сведений о событиях. Ему предстоит обнаружить логику событий, как палеобиологу или геологу, только иных процессов и в иных временных масштабах. Но ведь это прямой отход от методов гуманитарных наук. Допустимо ли такое нарушение канона, когда речь идет об изучении человека?
Да! Не только допустимо, но и необходимо.
Принято думать, что гуманитарные науки — это те, которые изучают человека и его деяния, а естественные науки изучают природу: живую, мертвую и косную, т. е. ту, которая никогда не была живой.
Это банальное деление неконструктивно и полно противоречий, делающих его бессмысленным. Медицина, физиология и антропология изучают человека, но не являются гуманитарными науками. Древние каналы и развалины городов, превратившиеся в холмы, — антропогенный метаморфизированный рельеф, — находятся в сфере геоморфологии, науки естественной. И наоборот, география до XVI в., основанная на легендарных, часто фантастических рассказах путешественников, переданных через десятые руки, была наука гуманитарная, так же как геология, основанная на рассказах о всемирном потопе и Атлантиде. Даже астрономия до Коперника была наукой гуманитарной, основанной на изучении текстов Аристотеля, Птолемея, а то и Косьмы Индикоплова. Люди предпочитали жить на плоской Земле, окруженной Океаном, нежели на шарике, висящем в бесконечном пространстве — Бездне. Эти мнения бытуют еще и ныне, несмотря на всеобщее среднее образование.
Исходя из сказанного, легко заключить, что деление типов мышления, а тем самым — наук, по предмету изучения, — неправомерно. Гораздо удобнее деление по способу получения первичной информации. Тут возможны два подхода: чтение, выслушивание или сообщение плодов свободной мысли — мифотворчество — и наблюдение, иногда с экспериментом — т. е. исследование, или естествознание в прямом смысле этого слова. При таком делении этнология, основанная на эмпирическом обобщении наблюденных фактов, становится частью естествознания, а роль эксперимента в ней выполняет, как и в криминалистике, — экспертиза, не допускающая противоречивости свидетельств источников. Ведь и при расследовании преступления проводят сличение показаний, а не просто верят свидетелям, часто весьма заинтересованным в том, чтобы их версия была принята. Почему же считать летописцев беспристрастными?

Оставить заявку на описание
?
Содержание
Предисловие
ГЛАВА I . КЛЮЧ К РЕШЕНИЮ ПОСТАВЛЕННОЙ ЗАДАЧИ
1. География поведения
2. Кривая этногенеза
3. История и этнология
4. Неудовлетворенность
5. Практический смысл этнологии
6. Физический смысл этногенеза
7. Уровни исследования и масштабы
8. Разочарование
9. Слово об утратах
10. Биполярность этносферы
11. Место человека в этногенезе
ГЛАВА II . ОБРАЗ ОЙКУМЕНЫ
12. Между двух океанов
13. Почему китайцы не проникли в Европу?
14. Туран и Иран
15. Между Ираном и Китаем
16. Глухой угол
17. Окоем
ГЛАВА III . В АРЕАЛЕ ПЫЛАЮЩЕЙ ПАССИОНАРНОСТИ
18. Великая степь Евразийского континента
19. Монголия до хуннов
20. Хунну и фаза подъема кочевого мира
21. Хунны разных сортов
22. Больные вопросы
23. Помехи
24. Фаза надлома и конец восточных хуннов
25. Без родины и отечества
ГЛАВА IV . В АРЕАЛЕ ЭТНИЧЕСКИХ СМЕЩЕНИЙ
26. Поиск начала эпохи
27. Загадка и задача
28. Встречи
29. Свободное место
30. Великая пустыня и север
31. Великая пустыня и юго-запад
32. Великая пустыня и юг
33. Цивилизация II–IV вв
34. Варварство II–IV вв
35. Каины и авели
36. Диалог об этнографии древней и новой
37. Смена цвета времени
38. Как добыть достоверную информацию?
39. Олень, или непредвиденная победа
40. Аттила, Аэций и фазы этногенеза
41. Война 450–472 гг. и этногенез
42. Три поражения
43. Катастрофа
ГЛАВА V . В АРЕАЛЕ ЗАТУХАЮЩЕЙ ПАССИОНАРНОСТИ
44. Между историческими и природными закономерностями
45. Алтайское укрытие
46. Инерционная фаза — тюркский «вечный эль»
47. Тюркюты и хазары
48. Обновленный Китай — династия Тан
49. Конец тюркютов
50. Авары истинные и ложные
ГЛАВА VI . В АРЕАЛЕ ОСТЫВАЮЩЕЙ ПАССИОНАРНОСТИ
51. Уйгуры
52. Фаза обскурации — Уйгурское ханство
53. Логика жизнеотрицания
54. Последствия соблазна
55. Последние хунны
56. Последние сяньбийцы
57. Несовместимость
ГЛАВА VII . НА ИЗЛЕТЕ
58. Фаза и состояние
59. Персистенты
60. Позабытый этнос
61. Началось с трагедии
62. Опыт осмысления
63. Гузы и печенеги
64. Куда девались гузы?
65. «Куманы, иже рекомые половцы»
ГЛАВА VIII . НА ЧУЖБИНЕ
66. После конца: этнические осколки
67. «Мир ислама»
68. Египет и тюрки
69. Химера на Ниле
70. Надлом в «Мире ислама»
71. Химера на Джейхуне
72. Халифат и химеры
73. Этнос и химеры
ГЛАВА IX . БОГАТЫРИ, РЫЦАРИ И УБИЙЦЫ
74. «Христианский мир» (Сhrеtiante)
75. Пассионарный перегрев
76. Деяния куманов и сельджуков
77. Конец эпохи
78. Обновление этнической истории
ГЛАВА X . ХРОНОСОФИЯ
79. Легенда к синхронистической таблице
80. Синхронистические таблицы
81. Диахрония как принцип
82. Диахронические таблицы этногенеза. Легенда
ГЛАВА XI . МИФ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
83. Память и истина
84. Друзья и недруги великой степи
85. Неполноценных этносов нет!
86. Миф против науки
Толковый словарь понятий и терминов
Штрихкод:   9785811237289, 9785811244225, 9785811248902
Аудитория:   Общая аудитория
Бумага:   Офсет
Масса:   390 г
Размеры:   205x 130x 20 мм
Оформление:   Тиснение золотом
Литературная форма:   Художественно-исторический очерк, Научно-исследовательское издание
Тип иллюстраций:   Без иллюстраций
Метки:  Близкие метки
Отзывы Рид.ру — Тысячелетие вокруг Каспия
5 - на основе 2 оценок Написать отзыв
1 покупатель оставил отзыв
По полезности
  • По полезности
  • По дате публикации
  • По рейтингу
5
08.09.2011 15:25
,,Тысячелетие вокруг Каспия,, - это всеобъемлющая монография Л.Н. Гумилева, этнологическое исследование событий происходивших на протяжении полутора тысячелетнего периода на территории Евразийского континента, простирающегося от Великой Китайской Стены до Карпат. Именно целостность панорамы исторических событий, описываемых в книге, привязка их к географическим изменениям вмещающего разные этносы ландшафта, делают эту книгу ценным инструментом для изучения истории народов, населявших и населяющих этот обширный регион.
Нет 0
Да 4
Полезен ли отзыв?
Отзывов на странице: 20. Всего: 1
Ваша оценка
Ваша рецензия
Проверить орфографию
0 / 3 000
Как Вас зовут?
 
Откуда Вы?
 
E-mail
?
 
Reader's код
?
 
Введите код
с картинки
 
Принять пользовательское соглашение
Ваш отзыв опубликован!
Ваш отзыв на товар «Тысячелетие вокруг Каспия» опубликован. Редактировать его и проследить за оценкой Вы можете
в Вашем Профиле во вкладке Отзывы


Ваш Reader's код: (отправлен на указанный Вами e-mail)
Сохраните его и используйте для авторизации на сайте, подписок, рецензий и при заказах для получения скидки.
Отзывы
Найти пункт
 Выбрать станцию:
жирным выделены станции, где есть пункты самовывоза
Выбрать пункт:
Поиск по названию улиц:
Подписка 
Введите Reader's код или e-mail
Периодичность
При каждом поступлении товара
Не чаще 1 раза в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Мы перезвоним

Возникли сложности с дозвоном? Оформите заявку, и в течение часа мы перезвоним Вам сами!

Captcha
Обновить
Сообщение об ошибке

Обрамите звездочками (*) место ошибки или опишите саму ошибку.

Скриншот ошибки:

Введите код:*

Captcha
Обновить