Искушение астрологией, или Предсказание как искусство Искушение астрологией, или Предсказание как искусство Книга посвящена истории астрологии, заблуждениям и идеям, ее питавшим. Кого только не встретишь на страницах этой книги! Тут и Птолемей, и Коперник, и Тихо Браге, и Иоганн Кеплер. Сегодняшняя наука вынесла свой вердикт. Астрология признана лженаукой, но п КоЛибри 978-5-389-00721-5
208 руб.
Russian
Каталог товаров

Искушение астрологией, или Предсказание как искусство

  • Автор: Дэвид Берлински
  • Твердый переплет. Плотная бумага или картон
  • Издательство: КоЛибри
  • Серия: Galileo
  • Год выпуска: 2010
  • Кол. страниц: 352
  • ISBN: 978-5-389-00721-5
Временно отсутствует
?
  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы о товаре (1)
  • Отзывы ReadRate
Книга посвящена истории астрологии, заблуждениям и идеям, ее питавшим.
Кого только не встретишь на страницах этой книги! Тут и Птолемей, и Коперник, и Тихо Браге, и Иоганн Кеплер. Сегодняшняя наука вынесла свой вердикт. Астрология признана лженаукой, но п
Отрывок из книги «Искушение астрологией, или Предсказание как искусство»
Астрология — это лженаука. Таков суровый и неоспоримый вердикт, вынесенный современными учеными Америки и Европы. Никто из серьезных специалистов не принимает астрологию всерьез. Но вот насколько она ложная и наука ли вообще — это другой вопрос.
Первыми астрологами были вавилонские судебные чиновники или книжники. И кое-что в их записях весьма напоминает современный мир, словно увиденный сквозь марево пустыни. Есть причины и их следствия. Все происходит по одной и той же схеме. И ночное небо — огромное окно в будущее. Но есть в вавилонских рунах или руинах и иная нота. Звездное небо — еще и место, где боги открывают свою волю. Тень на Луне, затмение или планета, внезапно меняющая направление движения, — они не столько причины, гонящиеся за своими следствиями, сколько знаки, надписи, сделанные с помощью универсального кода. Мир материальных предметов существует только для выражения этой вечной драмы. Безграничный театр, в котором желание и разум порождают изменения. Вы видите, что это сущностное различие наметилось с самого начала. Итак, что такое звезды? Причины или знаки?
Но если звезды — причины деяний человеческих, как же они воздействуют на людей через просторы космоса? А если они знаки, открывающие будущее, как же тогда разум влияет на нашу жизнь? Вопросам нет конца. Настоящая мука.
Естественные науки победили время. Они приподняли завесу будущего. И освоили, хотя и не объяснили, действие на расстоянии. Но их победа оказалась в невероятно узком масштабе, она действительна, только когда исследуются материальные предметы в непрерывном движении. В повседневной жизни мы сталкиваемся с тем миром, с которым человечество сталкивалось всегда, — с миром, близким по духу астрологам. Мы планируем, замышляем, намечаем и вряд ли можем описать и уж тем паче объяснить, как наша воля определяет ход событий. Наверное, в этом нет ничего божественного, но загадка-то та же.
Пелена, за которой мы прячемся и которая скрывает будущее от наших взоров, остается на своем всегдашнем месте, разрываемая на куски науками и нашими желаниями.
Астрологи говорили с человечеством на протяжении четырех тысяч лет. Некоторые были шарлатанами, другие — людьми величайшего ума и прозорливости. Теперь все они — в бесконечных хранилищах нашей памяти, но вопросы, которые они задавали себе, и их высокие порывы навсегда остались с нами.



Пролог

Автор малопонятных книг

Гостиница "Пьяцца Армерина" была темной и мрачной — вполне в сицилийском стиле. Ужин подавали владелец и его жена, оба древние старики с морщинистыми лицами. Он готовил, она разносила. Говорили они лишь на одном языке - местном диалекте, в котором отголосков итальянского не больше, чем арабского.
Я провел тот вечер за чтением римского астролога Юлия Фирмика Матерна в гостиничной библиотеке, диваны которой источали глубокий аромат камфары. Учебник Матерна Mathesos1, помимо прочего, стал выражением стоицизма в философии и язычества в жизни. По образованию Матерн был юристом и, по некоторым сведениям, служил сенатором в Риме. Свои астрологические труды он написал, удалившись от дел на Сицилию. Его тексты выражают взвешенные суждения зрелого чело века, проницательного и знающего мир, знакомого с тем, что сицилийцы называют sistema del potere, системой власти.
Как многие юристы, он был убежден в том, что образование позволяет заглянуть в корень любой проблемы. Древние астрологи утверждали, что открыли карту рождения самой Вселенной — thema mundi1. Матерн же, размышляя о том, был ли у Вселенной день рождения, к сожалению, приходит к глубокому заключению, что "у Вселенной не было точного дня начала" [1]. В свойственной юристам манере римлянин выходит из образа и ехидно добавляет, что, как это ни грустно, но существует горькая истина: "Разум человеческий не в силах осмыслить или объяснить происхождение Вселенной". Однако, каковы бы ни были варианты ее происхождения, деяния человеческие, замечает Матерн, "вызываются движением планет и [их] различным положением".
И дальше добавляет три резких и страшных слова: "Судьба разрушает нас" [2].
При помощи ноутбука, этой странной штуки, соединяющей меня с современным миром, и Интернета (связь с которым по телефонной линии мне удалось установить в Палермо) я получил доступ к американскому сайту, где каждый может узнать свой гороскоп. Мне казалось, что Солнце, Сатурн и Меркурий у меня в седьмом доме.
Такое расположение, говорил Матерн, "дает каменщиков, кладбищенских сторожей, организаторов похорон или стражей могил" [3].
Часы на угловой церкви площади Армерина пробили полночь.
"Кладбищенский сторож"? Но потом я присмотрелся к гороскопу и заметил, что Сатурн-то не совсем в седьмом доме.
Меркурий с Солнцем точно были в нем. А вот Сатурн где-то еще. Такое расположение, сообщил мне Матерн, "дает писателей, с большим знанием.



Глава 1

Овен

Леопард Роулинсона

Я как и всякий человек, мечтал заглянуть в будущее. Но поскольку будущее неопределенно и непостижимо, сойдет и прошлое. про-. шлое. В моих путешествиях во времени книги открывают больше, чем звезды. Тем утром я тащился по берегу Сены, направляясь в Biblioth Bibliotheque Nationale de France, огромную государственную библиотеку Франции. Она похожа на вавилонский зик-курат: четыре башни из стекла и стали, мрачно возвышающиеся над цоколем, занимают по площади почти целый городской квартал. Подняться к входу можно по широким, но очень крутым ступеням из полированного дерева. И никаких перил или поручней. В сырую погоду восхождение проблематично. Пожилые исследователи очень часто поскальзываются и падают. Эта библиотека, с одной стороны, памятник неудачному замыслу и топорной архитектуре, а с другой — звено в нерушимой цепи библиотек, которая тянется из Древнего мира в XXI столе литературы" [4]. Я почувствовал себя реабилитированным.
Но следом он добавил, что "Сатурн в аспекте такой комбинации планет порождает зло, дурные характеры и авторов малопонятных книг".
Неужели у меня Сатурн в аспекте с Меркурием и Солнцем?
О да, так и есть. Теперь я и сам это понимаю.
Здесь собраны настоящие сокровища, составляющие гордость Франции.
Но гордость гордостью, а меня подкосила простуда. Такое уж выдалось время года. Весь Париж шмыгал носом. В холодном метро было полно сипло кашляющих людей, раздраженных и недовольных всем на свете. А в библиотеке меня ждали, по крайней мере, тепло, уют и мягкий свет, заливавший читальные залы и длинные гулкие коридоры. В отделе редких книг и рукописей очереди не обнаружилось. Столы в центре были свободны, и компьютеры, которые выстроились в ряд, словно присевшие в ожидании пингвины, глядели на мир темными экранами мониторов.
Библиотекарша, высокая, элегантная дама, прекрасно разбиралась в собрании рукописей, но, подобно всем работникам Bibliotheque, воспринимала посетителей как источник значительных неудобств. Я робко испросил позволения взглянуть на экземпляр "Клинописных надписей Западной Азии" генерал-майора сэра Генри Кресвика Роу-линсона. Роулинсон был одним из величайших военных исследователей XIX века. Утонченный ум и любознательность увлекли генерала в путешествие по всему Ближнему Востоку. Меня интересовал третий том его четырехтомной работы "Избранные надписи Ассирии.
Тематика: разное" [5]. Этот фолиант и есть тот самый ключик к древней астрологии. Он отмечает место, откуда разбегались дорожки к новому. Библиотекарша застыла в нерешительности — для того чтобы просто взглянуть на эту книгу, требуется особое разрешение.
Я протянул ей такое разрешение с печатью, которым меня снабдил старший библиотекарь. К этой бумажке я присовокупил свой carte de sejour1, свидетельство о рождении и последний телефонный счет. Библиотекарша изучила документы чрезвычайно внимательно. Все было в порядке. Она заполнила желтый бланк специального запроса и передала его своему помощнику, юноше с красными глазами и сопливым носом. Тот скрепил бланк подписью, моментально исчез за полками запретной территории и через пять минут вынырнул с томом Роулин-сона под мышкой. С величайшей бережностью он положил книгу на стойку. Прикасаться к ней я не имел права. Только библиотекари могли открывать фолиант и перелистывать страницы.
И я понимал их. Книга оказалась здоровенной и внушительной: где-то метр высотой и полметра шириной. Бумага толстая и посеревшая от старости. Это — первая публикация документов, возраст которых перевалил за две с половиной тысячи лет. Оригиналы, высеченные из камня, в прекрасном состоянии хранятся в Британском музее. И наверняка безболезненно протянут еще веков десять. А вот книга с их копиями буквально при смерти. Переплет потрескался, страницы порвались, и почти на каждой подтеки, а на обложке — бесформенные серые пятна. Мне сообщили, что сразу после встречи со мной фолиант отправят в отдел консервации и хранения для особой обработки. "Поздновато спохватились", — подумалось мне.
Я попросил библиотекаршу открыть книгу. Она убрала волосы за уши, натянула розовые хирургические перчатки и стала медленно переворачивать страницы. Я был заворожен, впрочем, как и она сама. Каждая страница разделена на четверти, а эти четверти заполнены сделанными от руки клинописными надписями, волнующими и непонятными одновременно. Уродливые значки напоминают флажки на тонких древках, но при этом настолько притягательны, что от них не отвести глаз. В их форме есть что-то пленительное. В начале книги идет оглавление, растянувшееся на четыре огромные страницы. Названия документов даны по-английски. Дощечка III содержит "Фрагменты надписи о жертвоприношении по обету". Дощечка XLVII более приземленная. На ней изображены "Десять ссудных таблиц". В Древнем мире жизнь шла своим чередом, как и нынче. Ссуды следовало записывать, а долги возвращать. А вот дощечка XLIX намекает на серьезную семейную драму. Это договор о продаже. Набу-Рикту-Азар с сыновьями продал свою дочь, Билат-Хазин, женщине по имени Никте-Сар для ее сына и его жены. И всего за шестнадцать сикелей серебра.
Дощечки LI-LXIV особенно интересны для астрологов. Эти дощечки, сдержанно пишет Роулинсон, заключают "величайшую работу халдеев по астрологии". Всего в данном разделе семьдесят табличек, все вместе называемые "Энума Ану Энлиль". Именно в них впервые цветы астрологии открылись ночной прохладе.
В оригиналах я не мог разобрать ни слова. Просто хотел вдохнуть дух столетий. Наконец я насмотрелся. Библиотекарша очень осторожно закрыла заплесневевший том и попросила меня расписаться на бланке запроса, указав нужную графу. Мне показалось, ей было жаль отпускать меня. Мы вместе пережили какое-то таинство.
Несколько недель спустя я принялся изучать перевод "Энумы" на английский [6]. Меня интересовали астрологические знамения, предостережения и предвестия. Одно предсказание особенно привлекло мое внимание.

Если Звезда Достоинства, Визирь Тиспака, сойдется со Скорпионом, на три года поразят землю жестокий холод, кашель и насморк.

Все абсолютно ясно. На улице стоял жестокий холод, и весь Париж непрерывно кашлял и сморкался. Вот тебе и Звезда Достоинства, и Визирь Тиспака.
Дело происходит за семь веков до Рождества Христова. Ассирийцы — хозяева "благодатного полумесяца"1. В их руках заполненные доверху амбары с зерном и согретые солнцем, омываемые рекой поля. Воды текут по воле правителей. Божества правят небесами. Царь, великий Ашшурбанипал, тяжело движется к своему привычному месту в центре мира.
Содержание
Вступление. Знаки и причины, действия и свобода
Пролог. Автор малопонятных книг
Глава 1. Овен
Леопард Роулинсона
Глава 2. Телец
Золотой язык
Глава 3. Близнецы
Великая библиотека
Глава 4. Рак
Уроки латыни
Глава 5. Лев
Арабская ночь
Глава 6. Дева
Меч скептицизма
Глава 7. Весы
Рассудительность учителей
Глава 8. Скорпион
Зловонный ветер
Глава 9. Стрелец
Гениальный астролог
Глава 10. Козерог
Последний обед астролога
Глава 11. Водолей
Был бы человек
Глава 12. Рыбы
Возвращение леопарда Роулинсона
Благодарности
Примечания и библиография
Перевод заглавия:   The Secrets of the Vaulted Sky: Astrology and the Art of Prediction
Штрихкод:   9785389007215
Аудитория:   Общая аудитория
Бумага:   Офсет
Масса:   355 г
Размеры:   207x 126x 20 мм
Оформление:   Частичная лакировка
Тираж:   4 000
Литературная форма:   Монография, Популярное издание
Сведения об издании:   Переводное издание
Тип иллюстраций:   Черно-белые
Переводчик:   Дмитриева Ольга
Негабаритный груз:  Нет
Срок годности:  Нет
Отзывы Рид.ру — Искушение астрологией, или Предсказание как искусство
Оцените первым!
Написать отзыв
1 покупатель оставил отзыв
По полезности
  • По полезности
  • По дате публикации
  • По рейтингу
5
23.05.2013 21:06
Достаточно интересная книга с историческими примерами. Написана живо, никакого занудства и академичности.
Нет 0
Да 0
Полезен ли отзыв?
Отзывов на странице: 20. Всего: 1
Ваша оценка
Ваша рецензия
Проверить орфографию
0 / 3 000
Как Вас зовут?
 
Откуда Вы?
 
E-mail
?
 
Reader's код
?
 
Введите код
с картинки
 
Принять пользовательское соглашение
Ваш отзыв опубликован!
Ваш отзыв на товар «Искушение астрологией, или Предсказание как искусство» опубликован. Редактировать его и проследить за оценкой Вы можете
в Вашем Профиле во вкладке Отзывы


Ваш Reader's код: (отправлен на указанный Вами e-mail)
Сохраните его и используйте для авторизации на сайте, подписок, рецензий и при заказах для получения скидки.
Отзывы
Найти пункт
 Выбрать станцию:
жирным выделены станции, где есть пункты самовывоза
Выбрать пункт:
Поиск по названию улиц:
Подписка 
Введите Reader's код или e-mail
Периодичность
При каждом поступлении товара
Не чаще 1 раза в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Мы перезвоним

Возникли сложности с дозвоном? Оформите заявку, и в течение часа мы перезвоним Вам сами!

Captcha
Обновить
Сообщение об ошибке

Обрамите звездочками (*) место ошибки или опишите саму ошибку.

Скриншот ошибки:

Введите код:*

Captcha
Обновить