Методика обучения литературе в начальной школе Методика обучения литературе в начальной школе Учебник развивает идеи петербургской методической школы, основан на результатах проведенных авторами исследований, учитывает вариативность современного школьного образования. Учебник организует самостоятельную работу студентов и в области изучения теории и в овладении профессиональными методическими умениями. Задания нацеливают на изучение разных подходов к решению одной проблемы, выбор и обоснование собственной педагогической позиции. Для студентов высших учебных заведений. Academia 978-5-7695-5944-0
522 руб.
Russian
Каталог товаров

Методика обучения литературе в начальной школе

Временно отсутствует
?
  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы о товаре
  • Отзывы ReadRate
Учебник развивает идеи петербургской методической школы, основан на результатах проведенных авторами исследований, учитывает вариативность современного школьного образования. Учебник организует самостоятельную работу студентов и в области изучения теории и в овладении профессиональными методическими умениями. Задания нацеливают на изучение разных подходов к решению одной проблемы, выбор и обоснование собственной педагогической позиции.

Для студентов высших учебных заведений.
Отрывок из книги «Методика обучения литературе в начальной школе»
Г л а в а 1

МЕТОДИКА НАЧАЛЬНОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК НАУКА

1.1. Выделение методики начального
литературного образования как самостоятельной
отрасли методической науки
Методика начального литературного образования настолько
молода, что процесс приобретения ею самостоятельного статуса в кругу методических дисциплин еще не завершен. В течение многих лет методика чтения являлась составной частью методики изучения родного языка, а чтение как школьный предмет — частью курса «Русский язык», поэтому естественно, что и в науке, и в школьной практике превалировали задачи языкового образования, речевого развития, формирования навыка чтения и общеучебных умений. Начальной школе отводилась пропедевтическая
роль. Методика преподавания литературы в средней школе развивалась как самостоятельная наука, и точки пересечения с начальным этапом образования были крайне редки.
Во второй половине ХХ в. в методике все чаще стала звучать мысль о необходимости эстетического подхода к изучению художественного произведения в начальной школе, о приобщении младших школьников к литературе как искусству. Исследования психологии восприятия литературы младшими школьниками показали, что потенциальные возможности детей значительно превышают востребованный обучением уровень. Стали появляться экспериментальные методические исследования, предлагающие
принципиально новый подход к введению младших школьников
в мир литературы. В лаборатории Л. В.Занкова были созданы учебники З.И.Романовской «Живое слово», направленные на общее развитие учеников на уроках чтения; Н.Н.Светловской была разработана теория развития читательской самостоятельности школьников; в публикациях Е.А.Адамович, М.С.Васильевой, В.Г.Горецкого, М.И.Омороковой, Т.Г.Рамзаевой и других говорилось о
необходимости анализа произведения в единстве формы и содержания; в ряде диссертационных исследований предлагались творческие виды работы с текстом (Л.А.Горбушина, О. В.Кубасова, Л.Н.Мали, Л.В.Нефедова и др.); разрабатывалась методика лиО.В.Чмель). Однако невостребованность общественной системой идей развивающего обучения, наличие единой программы, строго
определенного в советской школе круга обязательного чтения сдерживали внедрение в широкую практику методических инноваций.
Перестройка создала условия для нового этапа развития методики как науки. Изменение социокультурной ситуации в 90-е гг. XХ в. потребовало пересмотра цели обучения в школе в целом и цели изучения литературы в частности. Стала очевидной необходимость выстраивания единого курса литературного образования с первого по выпускной класс, возникла потребность в разработке нового содержания и методов начального литературного образования, основанных на отношении к литературному произведению как к предмету искусства, части художественной культуры.
Методика начального обучения русскому языку не могла самостоятельно решить эту задачу в полной мере, так как предметом ее изучения всегда являлась речевая, а не эстетическая деятельность ребенка. Но и методика литературы в средней школе не была готова к решению этой задачи: специфика возраста младших школьников, необходимость соединять литературное образование с обучением технике чтения и формированием элементарных учебных умений сделали невозможным простой перенос методики литературы в начальную школу. Таким образом, сама жизнь способствовала появлению методики начального литературного образования как новой отрасли методической науки.

1.2. Объект и предмет методического исследования

Каждая наука имеет свой объект и предмет исследования.
Объект — это та область действительности, которая исследуется данной наукой, предмет — те связи, отношения, закономерности, законы, которые выявляются в ходе исследования, поэтому предметов исследования в рамках одной науки может быть множество. Трактовка объекта и предмета исследования меняется с течением времени, поскольку меняются общественные условия, развивается сама наука, появляются новые данные смежных наук.
О б ъ е к т исследования методики начального литературного образования сегодня — процессы литературного образования ребенка, становления его культурного поля. Термин «литературное образование» традиционно включает в себя три взаимосвязанных процесса: воспитание личности в процессе общения с
литературой; обучение, т. е. систематизированное изучение литературы как одной из школьных дисциплин; литературное развитие, трактуемое и как возрастной, и как учебный процесс. В последнее время педагоги, философы, культурологи, определяя сущность понятия «образование», возвращаются к лексическому значению слова и видят смысл образования в создании образа человека, т.е. на первый план выдвигают интересы личности, осваивающей культурное пространство, поэтому объектом методических исследований выступает и становление как процесс саморазвития личности.
П р е д м е т а м и исследования методики начального литературного образования выступают:
• теоретические основы методики (методические, литературоведческие, психологические, психолингвистические, дидактические, педагогические закономерности, на которых основываются
методические концепции);
• связи детской литературы и культурного пространства;
• литературное произведение (и произведения других искусств) как предмет освоения ребенком;
• ребенок как читатель, автор, развивающаяся личность;
• цели, содержание, методы литературного образования и развития ребенка;
• диагностика литературного образования и развития ребенка;
• современные ресурсы учебного назначения и т.д.
В зависимости от цели и объема конкретного методического
исследования предмет его может быть широким (например: соотношение возрастного и учебного процесса литературного развития учащихся начальной школы) или узким (например: методические условия изучения басни с учетом жанровой специфики).
Методика — прикладная наука, это значит, что результаты исследований всегда ориентированы на их практическое использование. Как и любая предметная методика, методика начального литературного образования призвана ответить на следующие основные вопросы, сформулированные В.В.Голубковым:
• зачем учить? (Цель обучения литературному чтению);
• чему учить? (Содержание начального литературного образования, соответствующее цели);
• как учить? (Методы, соответствующие цели, содержанию, возрасту учеников);
• почему так, а не иначе? (Научное обоснование избранного
пути).
Эти вопросы традиционно задаются с точки зрения ученого-
методиста и учителя, но сегодня этого уже недостаточно. Когда дети приходят в школу, меняется их социальный статус, они становятся учащимися, т.е. учащими себя, образующими себя в процессе обучения. Поэтому необходимо посмотреть на эти вопросы с точки зрения ученика, и тогда мы получим следующую парадигму:
• зачем я учусь? (Цель обучения, осознаваемая ребенком);
• чему я учусь? (Личностно-принятое содержание литературного образования, соотнесенное с целью);
• как я учусь? (Какие способы освоения содержания использует ребенок);
• почему я учусь так, а не иначе? (Какие из используемых способов обучения наиболее эффективны для конкретного ученика и почему).
Развитие методики как науки строится не на замене одной парадигмы другой, а на их сближении и взаимосвязи. Вряд ли ответы на вопросы «зачем учитель учит?» и «зачем ребенок учится?» будут совпадать. Первоклассник, конечно, не может поставить перед собой цель духовного саморазвития, вхождения в пространство культуры, освоения языка словесного искусства. Такую далеко идущую перспективную цель ставит ученый; учитель реализует
эту цель в рамках избранной системы литературного образования; ученик решает учебную задачу конкретного урока, постепенно осознавая, что учится быть читателем, что хорошая книга рождает переживание, побуждает к размышлению, к выбору своей позиции. Поиск методических путей, реализующих в программах и учебниках обе парадигмы, — одно из направлений развития
методики начального литературного образования как науки.

1.3. Связь методики начального литературного
образования с другими науками

Методика начального литературного образования возникла на
стыке наук и развивается в тесной взаимосвязи с различными науками: методиками преподавания литературы и русского языка, теорией и историей литературы, культурологией, психологией, педагогикой, дидактикой, информатикой. Однако методика не заимствует из смежных областей готовое знание, а интерпретирует его в соответствии со своими задачами. Так, методическая интерпретация идеи уровневого строения литературного произведения как художественного целого и психологических закономерностей процесса восприятия текста дала основание для построения системы читательских умений; психолингвистические модели порождения речи позволили обосновать методику стимулирования литературного творчества школьников; дидактический принцип преемственности обучения дал основания для выстраивания процесса непрерывного литературного образования. М.А.Рыбникова, один из основоположников методики преподавания литературы,
очень точно назвала методику сочетанием расчета и вдохновения.
Преподавание литературы немыслимо без вдохновения, эмоциональной заразительности, собственной интерпретации произведения, но строить урок, рассчитывая только на наитие, значит не быть профессионалом. Именно точный расчет, основанный на понимании специфики искусства, возрастных особенностей детей, закономерностей соотношения обучения и развития, умении устанавливать связи между изучаемыми произведениями, знании культурного контекста позволит сделать урок и эмоциональным, и результативным. Поэтому и методисту, и учителю необходимы знание истории развития методики, широкий кругозор, умение соотносить данные смежных наук с целями и задачами литературного образования ребенка и постоянная рефлексия — осмысление собственного и чужого опыта преподавания литературного чтения.

Оставить заявку на описание
?
Содержание
Глава 1. Методика начального литературного образования
как наука 4
1.1. Выделение методики начального литературного образования
как самостоятельной отрасли методической науки 4
1.2. Объект и предмет методического исследования 5
1.3. Связь методики начального литературного образования
с другими науками 7
1.4. Методы исследования 8
1.5. Актуальные проблемы методики начального литературного образования 10
Глава 2. Литература как искусство и как школьная дисциплина 12
2.1. Функции литературы как искусства 12
2.2. Художественное произведение как предмет изучения
в начальной школе 15
2.3. Чтение как речевая и эстетическая деятельность 18
2.4. Цель, задачи и принципы построения литературного чтения как школьной дисциплины 20
Глава 3. Психологические основы развивающего обучения литературе 24
3.1. Психологические основы формирования навыка чтения 24
3.2. Новообразования дошкольного и младшего школьного возраста и специфика детского восприятия художественного
произведения 27
Глава 4. Литературное развитие ребенка
как основная цель обучения литературе в начальной школе 34
4.1. Понятие «литературное развитие» 34
4.2. Критерии литературного развития школьников 35
4.3. Методика выявления уровня восприятия художественного
произведения 37
4.4. Уровни восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возраста 40
4.5. Методика выявления читательского кругозора, предпочтений и интересов школьников 48
4.6. Методика выявления мотивов чтения
и литературно-творческой деятельности школьников 49
4.7. Диагностика литературного творчества младшего школьника 55
4.7.1. Критерии и уровни речевого развития младшего
школьника 55
4.7.2. Методика проведения срезовой работы
по выявлению уровня речевого развития ребенка 58
4.7.3. Оценка результатов срезовой работы 59
Глава 5. Содержание начального литературного образования
в условиях вариативного обучения 63
5.1. Государственный образовательный стандарт по литературному чтению 63
5.2. Дидактические требования к содержанию образования
и их методическая интерпретация 64
5.3. Основные элементы содержания литературного образования 67
5.3.1. Круг чтения 67
5.3.2. Система читательских и литературно-творческих умений 71
5.3.3. Навык чтения как элемент содержания литературного
образования 85
5.3.4. Теоретико-литературные знания 86
5.3.5. Эмоционально-оценочная деятельность на уроке
литературного чтения 89
Глава 6. Методы и приемы начального литературного образования 91
6.1. Классификация методов и приемов начального литературного образования 91
6.2. Принципы организации школьного анализа художественного
произведения и структура урока литературного чтения 100
6.3. Приемы анализа художественного произведения 116
6.3.1. Подготовка к выразительному чтению как прием анализа текста 117
6.3.2. Стилистический анализ текста 120
6.3.3. Композиционный анализ 126
6.3.4. Эвристическая беседа, выявляющая характер персонажа. Составление рассказа о герое 139
6.3.5. Составление рассказа от лица героя 141
6.3.6. Составление «палитры» настроения героя и автора 142
6.3.7. Анализ иллюстрации 144
6.3.8. Словесное рисование 152
6.3.9. Графическое рисование 154
6.3.10. Сопоставительный анализ литературных произведений 158
6.3.11. Составление киносценария, видеоклипа 161
6.3.12. Проектирование балетного спектакля 166
6.4. Объяснительно-иллюстративный метод и приемы
его реализации 170
6.4.1. Рассказ учителя, демонстрация и анализ внетекстового материала 170
6.4.2. Сообщение сведений, необходимых для эстетического
восприятия текста 171
6.5. Методика совершенствования навыка чтения 172
Глава 7. Методика работы с познавательной книгой 176
7.1. Специфика научно-познавательной и научно-художественной детской литературы как объекта читательской деятельности ребенка 176
7.2. Методические принципы организации работы с познавательной литературой 178
7.3. Приемы работы с познавательной книгой 181
7.3.1. Определение темы и основной мысли текста 181
7.3.2. Выделение известной и новой информации 182
7.3.3. Постановка познавательных вопросов к тексту 182
7.3.4. Составление плана текста 183
7.3.5. Сопоставительный анализ произведений разных видов 184
7.3.6. Литературные игры как прием работы
с познавательной книгой 187
Глава 8. Методика формирования библиографической
компетентности 189
8.1. Понятие «библиографическая компетентность» 189
8.2. Содержание работы по формированию библиографической
компетентности 190
8.3. Знакомство с элементами книги и их функциями 192
8.4. Создание книжки-малышки 195
8.5. Анализ и составление аннотации (ролевая игра) 197
8.6. Знакомство с каталогами.
Экскурсия в библиотеку 199
8.7. Знакомство с периодическими изданиями для детей.
Чтение-рассматривание. Эвристическая беседа 201
Глава 9. Вариативные подходы к развитию речи младших школьников на уроках литературного чтения 204
9.1. Понятия «речевое развитие», «развитие речи», «литературное творчество» 204
9.2. Основные подходы к развитию речи на уроках литературного чтения 206
9.3. Принципы организации работы по стимулированию
литературного творчества младших школьников 207
9.4. Классификация видов сочинений, используемых на уроках литературного чтения 215
9.5. Методика обучения сочинениям разных видов 217
9.6. Достоинства и недостатки пересказа как метода развития речи 230
Глава 10. Методика формирования культурного поля младшего
школьника 235
10.1. Понятие «культурное поле школьника» 235
10.2. Метаметодический подход к формированию культурного поля ребенка 239
10.3. Способы формирования культурного поля младшего
школьника 240
10.3.1. Анализ произведения в историко-культурном контексте 240
10.3.2. Метод проектов и его реализация 251
Глава 11. Литературное образование как методическая система 255
11.1. Понятие «методическая система». Иерархия методических
систем литературного образования 255
11.2. Выбор учебно-методического комплекта
для начального этапа литературного образования 257
11.3. Система уроков по литературному произведению 260
11.4. Виды и формы урока литературного чтения 265
Приложение 268
Современные учебно-методические комплекты
по литературному чтению 269
Список литературы 273
Предметный указатель 277
Штрихкод:   9785769559440
Аудитория:   18 и старше
Бумага:   Офсет
Масса:   335 г
Размеры:   217x 145x 20 мм
Тираж:   2 000
Литературная форма:   Учебник
Тип иллюстраций:   Без иллюстраций
Отзывы
Найти пункт
 Выбрать станцию:
жирным выделены станции, где есть пункты самовывоза
Выбрать пункт:
Поиск по названию улиц:
Подписка 
Введите Reader's код или e-mail
Периодичность
При каждом поступлении товара
Не чаще 1 раза в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Мы перезвоним

Возникли сложности с дозвоном? Оформите заявку, и в течение часа мы перезвоним Вам сами!

Captcha
Обновить
Сообщение об ошибке

Обрамите звездочками (*) место ошибки или опишите саму ошибку.

Скриншот ошибки:

Введите код:*

Captcha
Обновить