Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании Рассмотрены аспекты глобального процесса информатизации образования. Представлены дидактические, психолого-педагогические и методические основы применения информационных и коммуникационных технологий для решения задач обучения и образования. Обобщен отечественный и зарубежный опыт практической реализации обучения, ориентированного на развитие личности обучаемого с помощью указанных технологий. Изложены современные подходы к созданию и использованию средств информационных и коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Основное внимание уделено наиболее важным теоретическим и практическим аспектам оптимального использования современных средств информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных учреждениях. Для студентов высших учебных заведений. Academia 978-5-7695-5705-7
399 руб.
Russian
Каталог товаров

Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании

Временно отсутствует
?
  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы о товаре
  • Отзывы ReadRate
Рассмотрены аспекты глобального процесса информатизации образования. Представлены дидактические, психолого-педагогические и методические основы применения информационных и коммуникационных технологий для решения задач обучения и образования. Обобщен отечественный и зарубежный опыт практической реализации обучения, ориентированного на развитие личности обучаемого с помощью указанных технологий. Изложены современные подходы к созданию и использованию средств информационных и коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Основное внимание уделено наиболее важным теоретическим и практическим аспектам оптимального использования современных средств информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных учреждениях.

Для студентов высших учебных заведений.
Отрывок из книги «Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании»
Предисловие
Многих учителей в настоящее время интересуют вопросы использования средств информационных и коммуникационных
технологий (ИКТ) в учебном процессе. Техника и технологии, которые развивались после появления книгопечатания, не оказывая особого влияния на систему образования, неожиданно стали влиять на педагогические технологии, не всегда адекватно трансформировать формы и методы обучения. Использование возможностей этих технологий приводит к изменению традиционных методик обучения всем предметам, внесению коррективов
в педагогическую теорию и практику, поиску новых моделей образования.

Основная цель данного учебного пособия — объяснить, что
компьютер — друг и помощник учителей и учеников. Конечно, в одной книге невозможно описать все многообразие инновационных процессов, поэтому здесь рассмотрены важнейшие аспекты глобального процесса информатизации образования, а также наиболее значимые теоретические и практические аспекты использования современных средств ИКТ в профессиональной
деятельности учителя.
Основное внимание уделяется описанию возможности применения современного оборудования и программного обеспечения на уроках информатики, методики создания учителями электронных средств учебного назначения и их использования на уроках и во внеурочной деятельности.
В данном учебном пособии представлен список семинарских
и лабораторных занятий, которые рекомендуется проводить в
рамках дисциплины «Использование ИКТ в образовании» (Приложение 1).
В ходе лабораторных и семинарских занятий студенты смогут
ознакомиться с современными приемами и методами использования средств ИКТ в учебной и внеучебной деятельности.
У некоторых педагогов вызывают беспокойство стремительное
развитие компьютерной техники, распространение систем автоматизации управления учебным заведением, расширение спектра электронных средств образовательного назначения, лавинообразное информационное наполнение Интернета. Прежде всего учителя беспокоит не столько трансформация методики обучения, сколько возможность замены его на электронного педагога, который будет беспристрастно «закачивать» знания в головы учащихся. Пессимисты говорят даже о возможности увольнения преподавателей и закрытия традиционных учебных заведений.
Постараемся развеять мрачные прогнозы.
Во-первых, «умные» технологии нуждаются в умных людях.
В странах с более высоким уровнем информатизации, где технологии широко используются во всех сферах жизни общества, возрастает и роль педагога. Именно педагог становится штурманом в океане знаний, сохраняющим и передающим информацию в потоке стремительно развивающихся технологий. У учителя появляется больше свободного времени для индивидуальной работы с учащимися. Многие педагоги отмечают, что их профессиональная деятельность в условиях широкого использования возможностей современных технических и аудиовизуальных средств становится более интересной, творческой.
Во-вторых, уровень информатизации общества определяет
уровень и темпы развития науки и технологии, а следовательно, экономическое и социальное будущее страны. С одной стороны, в таком обществе высокий уровень образования перестает быть привилегией элитарных слоев и становится доступным большей части населения. С другой стороны, каждому активному члену общества необходимо постоянно работать над повышением своей квалификации самостоятельно либо получать дополнительное
образование, что неизбежно приводит к увеличению числа обучаемых в учреждениях образования разного уровня и, как следствие, к увеличению числа педагогов. Поэтому опасения, касающиеся сокращения числа педагогов в учебных заведениях, совершенно не обоснованы.
Сочетание теоретической и практической составляющих по-
зволит сформировать компетентность в области использования возможностей современных средств ИКТ в профессиональной деятельности преподавателя информатики.


ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время особую роль приобретает информатизация
всех сфер жизнедеятельности человека: науки, производства, образования. Информационные и коммуникационные технологии становятся катализатором научно-технического и общественного прогресса.
Процесс информатизации общества затрагивает жизненные
интересы всех членов общества. Информатизация активно проникает во все сферы социальной практики. Вместе с тем система отечественного образования значительно отстает в понимании и принятии этих тенденций. Приведем лишь несколько причин этого отставания.
Первая причина вызвана тем, что современная педагогика не
использует на должном уровне достижения смежных наук: социологии, психологии, возрастной физиологии, теории управления. Вторая причина обусловлена тем, что в педагогической науке явно недостаточно изучены и реализованы на практике дидактические возможности современных средств ИКТ. Третья причина объясняется укоренившейся традицией усовершенствования практики обучения через индивидуальный опыт отдельных
педагогов. Однако динамику развития процесса информатизации образования эти традиции явно не ускоряют.
Одним из приоритетных направлений информатизации современного общества является процесс информатизации образования. Информатизация в сфере образования сопровождается внедрением средств информационных и коммуникационных технологий в предметные области, профессиональную деятельность педагогов и организацию управления учебно-воспитательным процессом.
Информатизация образования неизбежно приводит к трансформации всех компонентов образовательной системы. Для того чтобы эта трансформация выражалась в совершенствовании форм и методов обучения и воспитания, необходимо не только поставлять в школы современное оборудование и программное обеспечение, электронные средства учебного и образовательного назначения, но и организовать специальную подготовку работников системы образования в области создания и использования средств информационных технологий в повседневной профессиональной деятельности.
Необходимость этой подготовки обусловлена тем, что современный учитель должен не только обладать фундаментальными знаниями в своей предметной области, но и хорошо знать уникальные возможности ИКТ и уметь применять их в учебном процессе. Учитель информатики должен уметь использовать эти средства как в качестве объекта изучения, так и в качестве средства обучения. Данные средства постоянно развиваются, поэтому учитель информатики должен не только следить за развитием
цифровых технологий, но и постоянно совершенствовать методы, средства обучения и способы организации практической и познавательной деятельности учащихся, реализуемые с использованием средств ИКТ; осваивать и использовать на практике автоматизированные системы управления учебно-воспитательным процессом.
Современные обучающие системы позволяют учителю отка-
заться от утомительных повторов информации и сосредоточить внимание на индивидуальной помощи обучаемым, решении задач гармоничного развития интеллектуальной и творческой составляющих личности. Наибольшую ценность средства ИКТ в качестве средств обучения приобретают в руках квалифицированного,
творческого педагога. Следовательно, роль учителя в этих условиях не только остается ведущей, но и становится более сложной.
Данное обстоятельство обусловлено следующим:
• учителю требуется дополнительная подготовка, чтобы педагогически целесообразно использовать в учебном процессе новейшие средства информатизации и коммуникации;
• учителю следует владеть методикой эффективного использования учебного времени в новых условиях;
• учитель должен уметь выбирать электронные средства учебного назначения, подбирать для урока или самостоятельной работы обучаемых учебный материал из распределенных ресурсов сети Интернет, разрабатывать методику проведения занятий с использованием этих средств;
• учитель должен уметь не только педагогически целесообразно использовать уже готовые электронные средства учебного назначения, программные пакеты и системы в учебном процессе, но и адаптировать и даже разрабатывать собственные.
Все это дает основание полагать, что о снижении роли учителя и упрощении его работы в новых условиях не может быть и речи.
Развитие технологий и их применение в учебном процессе
потребует непрерывного профессионального самосовершенствования педагогов. Подготовка учителя в области создания и использования средств ИКТ в образовании должна носить опережающий характер. Прежде всего это связано с тем, что педагогам необходимо «разговаривать на одном языке» с «продвинутыми»
учащимися, чтобы усилия, направленные на достижение ими
высокого уровня образования и подготовку к жизни в информационном обществе, были не напрасны. Число разного рода учебных и методических материалов, представленных на электронных носителях, постоянно увеличивается. Учитель должен следить за техническими новинками, знать о новых учебниках, учебных и методических пособиях, учебно-методических комплексах, уметь оценивать их качество и выбирать лучшие.
Информатизация образования влечет за собой изменения как
в области технико-технологического обеспечения деятельности учителя информатики, так и в области физиолого-гигиенических аспектов этой деятельности. Ученые предполагают, что темпы развития технологий в следующее десятилетие будут, по крайней мере, соответствовать научному и технологическому прогрессу
прошедшего десятилетия. Следовательно, можно прогнозировать неизбежное расширение использования в профессиональной деятельности любого специалиста различных средств информатики и информационных и коммуникационных технологий.
В связи с этим учителю информатики следует обеспечить такую базовую подготовку в области использования методов и средств информатики, информационных и коммуникационных технологий, которая будет гарантировать ему не только необходимый уровень информационной культуры члена современного общества, но и определенный уровень профессиональной подготовки.

Оставить заявку на описание
?
Содержание
Предисловие 3
Введение 5
Глава 1. Дидактические основы создания и использования
современных ИКТ 8
1.1. Цели и задачи дисциплины 8
1.2. Основные понятия и определения предметной области —
информатизации образования 10
1.3. Дидактические возможности средств ИКТ 21
1.4. Совершенствование педагогических технологий и моделей обучения в условиях информатизации образования 23
1.5. Информационное взаимодействие образовательного
назначения 31
Глава 2. Технологии мультимедиа, гипермедиа
и телекоммуникации 36
2.1. Определение технологий мультимедиа, гипермедиа
и телекоммуникации 36
2.2. Основные возможности технологии телекоммуникации 40
2.3. Технологии телекоммуникации в учебной и воспитательной деятельности 48
2.4. Технологии мультимедиа и телекоммуникации как средств для реализации активных методов обучения информатике 56
Глава 3. Электронные образовательные ресурсы 62
3.1. Электронные средства учебного назначения, их состав
и типология 62
3.2. Дидактические и методические цели использования электронных средств учебного назначения в образовательном процессе 70
3.3. Использование баз данных и баз знаний в учебном процессе 74
3.4. Экспертные обучающие системы и системы искусственного интеллекта 77
3.5. Организация интерактивного процесса обучения 83
Глава 4. Создание электронных средств учебного назначения 85
4.1. Современные подходы к проектированию и разработке
информационных образовательных ресурсов 85
4.2. Этапы разработки электронных средств учебного назначения 103
4.3. Анализ, оценка и экспертиза электронных программно-
методических и технологических средств учебного
назначения 111
Глава 5. Использование средств ИКТ на уроках
информатики 116
5.1. Информационные и коммуникационные технологии на уроках информатики как объект изучения и средство обучения 116
5.2. Особенности методики проведения уроков информатики
с использованием средств ИКТ 118
5.3. Использование интерактивной доски и ее программно-
аппаратных средств на уроках информатики 125
5.4. Электронный портфолио для оценки учебных и творческих достижений учащегося 134
5.5. Изучение ИКТ в школах Великобритании 141
Глава 6. Автоматизация управления учебным заведением 147
6.1. Автоматизация информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного
управления учебным заведением 147
6.2. Состав системы автоматизации управления учебным
заведением 150
6.3. Обзор современных систем автоматизации управления
учебным заведением 151
Глава 7. Информационно-образовательная среда 160
7.1. Формирование и функционирование информационно-
образовательной среды 160
7.2. Программные и программно-аппаратные решения
для организации информационно-образовательной среды .........163
7.3. Примерная программа информатизации школы 169
7.4. Перспективные направления внедрения средств
информатизации и коммуникации в систему образования 172
Глава 8. Педагогико-эргономические условия
эффективного и безопасного использования средств
вычислительной техники и ИКТ в образовательных
целях 175
8.1. Назначение и оборудование кабинета информатики 175
8.2. Влияние компьютера на функциональное состояние
организма и здоровье учащегося 180
8.3. Возможные негативные последствия психолого-
педагогического воздействия средств ИКТ на учащегося 189
8.4. Основные требования к рабочим помещениям с ПК 194
Заключение 207
Приложения 209
Приложение 1. Примерная тематика семинарских и лабораторных занятий, рекомендуемых при изучении дисциплины 209
Приложение 2. Пример написания методики проведения урока 210
Приложение 3. Набор показателей для характеристики ЭСОН 211
Приложение 4. Оценочный лист качества ЭСОН 213
Список литературы 216
Образовательные сайты и порталы 219
Аудитория:   18 и старше
Бумага:   Офсет
Масса:   295 г
Размеры:   217x 145x 18 мм
Оформление:   Лакировка
Тираж:   2 000
Литературная форма:   Учебное пособие
Сведения об издании:   1-е полное издание
Тип иллюстраций:   Без иллюстраций
Отзывы
Найти пункт
 Выбрать станцию:
жирным выделены станции, где есть пункты самовывоза
Выбрать пункт:
Поиск по названию улиц:
Подписка 
Введите Reader's код или e-mail
Периодичность
При каждом поступлении товара
Не чаще 1 раза в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Мы перезвоним

Возникли сложности с дозвоном? Оформите заявку, и в течение часа мы перезвоним Вам сами!

Captcha
Обновить
Сообщение об ошибке

Обрамите звездочками (*) место ошибки или опишите саму ошибку.

Скриншот ошибки:

Введите код:*

Captcha
Обновить