Педагогика физической культуры и спорта Педагогика физической культуры и спорта В учебнике представлены методология и методика формирования профессионального мышления в деятельности специалистов сферы физической культуры и спорта на основе теории развивающего обучения В.В.Давыдова и методологии проектирования Г.П.Щедровицкого. Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезен студентам педколледжей физкультурного профиля, училищ олимпийского резерва и факультетов физической культуры педвузов, преподавателям, тренерам, спортсменам, слушателям факультетов и институтов повышения квалификации в области физической культуры и спорта. Академия, Academia 978-5-7695-6399-7
609 руб.
Russian
Каталог товаров

Педагогика физической культуры и спорта

Временно отсутствует
?
  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы о товаре
  • Отзывы ReadRate
В учебнике представлены методология и методика формирования профессионального мышления в деятельности специалистов сферы физической культуры и спорта на основе теории развивающего обучения В.В.Давыдова и методологии проектирования Г.П.Щедровицкого.
Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезен студентам педколледжей физкультурного профиля, училищ олимпийского резерва и факультетов физической культуры педвузов, преподавателям, тренерам, спортсменам, слушателям факультетов и институтов повышения квалификации в области физической культуры и спорта.
Отрывок из книги «Педагогика физической культуры и спорта»
ВВЕДЕНИЕ
Современная практика обучения, подготовки и переподготовки кадров для различных отраслей народного хозяйства страны требует постоянного творческого совершенствования педагогических кадров высшей школы. Решение этой задачи, в свою очередь, предъявляет новые требования к структуре и содержанию образования в различных учебных заведениях инфраструктуры
физической культуры и спорта.
Результаты многолетних теоретических и экспериментальных
исследований приводят к выводу о необходимости реализации в образовательном процессе концепции развивающего обучения и воспитания. От их успешной разработки во многом будет зависеть общая ориентация педагогической мысли и практики. Сущность этих проблем кратко можно выразить так: определяют ли обучение и воспитание человека процессы его личностного психического становления, и если определяют, то нельзя ли установить характер связи обучения и воспитания с развитием профессионально значимых качеств?
На наш взгляд, задачам вузовской реформы соответствует лишь теория, учитывающая развивающую роль обучения и воспитания в становлении личности студента и ориентированная на поиск психолого-педагогических средств, с помощью которых можно оказать существенное влияние как на общее психическое развитие студентов, так и на развитие их специальных способностей.
Реформа образования обусловила проникновение в теорию
и практику отечественной педагогической мысли новых идей,
подходов, принципов, форм организации и методов реализации процессов образования и воспитания. К таковым мы относим и «педагогическую технологию», которая может быть представлена как один из современных подходов к организации и осуществлению учебно-воспитательного процесса, и как принцип его организации, и как метод его реализации, и как способ построения обучения и воспитания одновременно. В зависимости от аспекта
анализа и интерпретации педагогическая технология может быть воспринята с разных позиций. На этапе стремительного проникновения идей педагогической технологии в российское образовательное пространство возникал вопрос о том, является ли педагогическая технология инновацией для отечественной педагогической мысли. Авторы, считающие педагогическую технологию новым подходом в реализации образовательной практики,
исходили из нескольких факторов. Во-первых, целые поколения педагогов 20—80-х гг. прошлого столетия не изучали дисциплины подобной ориентации в процессе профессионально-педагогической подготовки в вузах и техникумах. Педагогическая технология не входила и в содержание процесса повышения квалификации учителей. Во-вторых, технологический подход к педагогическим явлениям не освещался в педагогической литературе
как метод преподавания учебных дисциплин. В-третьих, проблемы педагогической технологии не обсуждались на научных, научно-практических или научно-методических конференциях и симпозиумах. В-четвертых, традиционный методический подход к преподаванию учебных дисциплин и управлению системой образования рассматривался в качестве единственно возможного и безальтернативного.
За последние 8—10 лет наши взгляды на существующую систему общего и специального образования сильно изменились: в обществе складывается мнение, что содержание и методы его реализации должны быть кардинально перестроены.
Было бы неправильно думать, что подобное изменение взглядов является результатом чисто теоретического развития наших представлений о природе и сущности образования. Его подоплеку составляют сугубо «материальные» процессы: бурное развитие технического производства и науки за последние 40—50 лет сделало невозможным сохранение существующей системы обучения
и воспитания.
Сейчас нет научно обоснованных предложений новой программы обучения и воспитания, новых методов. И это естественно, так как современная педагогическая наука не располагает для этого необходимыми средствами. Так, учитывая практические насущные задачи перестройки системы общего и специального образования, мы приходим к выводу: система педагогических исследований должна быть перестроена. Основная идея этой перестройки, на наш взгляд, заключается в том, чтобы включить в
педагогику понятия и методы психологии, логики (философии), социологии и методологии проектирования. Важно подчеркнуть, что речь здесь идет не просто об использовании данных психологии, социологии и логики в педагогической работе, а о включении психологического, логического и социологического анализа в единый предмет педагогики.
Современная подготовка в спорте, особенно в спорте высших
достижений, является сложной, многофункциональной и много-параметрической системой, требующей для своей реализации специалистов, обладающих специальным проектировочным типом мышления. Исследуя современный процесс обучения, подготовки и переподготовки кадров, мы обнаружили разрыв между требованиями, предъявляемыми к специалистам современной практикой, и уровнем профессиональной подготовки. Основными причинами такого положения дел мы считаем отсутствие теоретических основ высшего образования; фрагментарный, монопредметный характер подготовки; механическое «протаскивание» методик из практики школьного образования в практику
образования высшей школы; рутинный характер педагогического процесса с ориентацией на передачу абстрактных знаний, зачастую оторванных от практики, и т.п.
Среди духовных способностей современного специалиста есть
такая, которая на протяжении многих столетий была предметом пристального внимания ученых и которая вместе с тем до сих пор является труднейшим и загадочным предметом науки. Это — способность мыслить. Мы постоянно сталкиваемся с ней в практике физкультурно-спортивной деятельности. Основанием способности мыслить было, есть и будет рефлексивно-критическое отношение к своим и чужим умениям осознавать мир, свое место в
нем, свои и общие способы и средства его понимающего преображения и тем самым — его присвоения, его окультуривания собой.
Помочь сохранению и дальнейшему развитию этой способности
у будущих специалистов сферы физической культуры и спорта — это значит образовать в каждом студенте философа-учителя, философа-управленца, философа-тренера и т.п. Обычно познание культуры философии развития и формирования мышления определяет основы становления философской позиции каждого; например, тренер приобретает специфические черты посредством
проникновения в сущность и содержание философии того или
иного вида спорта. Развитие философии тренера, учителя, управленческого работника включает две задачи. Первая заключается в развитии осознания необходимости познания самого себя. Вторая задача — это определение целей собственной профессиональной деятельности, которые зададут точные ориентиры.
Сегодня любая сфера деятельности требует все большего количества людей, способных повседневно и планомерно принимать творческие решения. И не удивительно, как подчеркивают многие ученые, что от типа специалиста рационального, точного и критически мыслящего интерес сместился к личности изобретательной, оригинальной и остроумной. Творчество же, долгое время считавшееся основным качеством при создании произведений искусства, все больше признается основой научно-практических достижений. Однако современное образование в вузах физической культуры дидактически не включает студентов в сферу такой профессиональной деятельности, которая способствовала бы развитию творческих способностей в процессе учебной деятельности.
Интересы практики управления в сфере физической культуры и спорта диктуют необходимость решения вопроса организации системы обучения физкультурно-спортивных кадров на базе разработанной концепции обучения, при которой задачам повышения эффективности образования соответствует теория, учитывающая развивающую роль обучения и воспитания в становлении личности и ориентированная на поиск тех психолого-педагогических средств, с помощью которых можно оказать существенное влияние как на общее развитие личности, так и на
развитие творческих способностей.
В совместной физкультурно-спортивной деятельности участвуют люди с разной профессиональной подготовкой, жизненным опытом, индивидуальными чертами характера, темпераментом и т.п.
Эти отличия неизбежно накладывают свой отпечаток на оценки и мнения, порой порождая противоборство, зачастую сопровождающееся эмоциональным возбуждением. Практика показывает, что отсутствие взаимопонимания, например, между спортивным педагогом и его учениками или между спортсменами может привести к конфликтным отношениям, противодействию людей на социальном, поведенческом и психологическом уровнях. Все это возникает на основе реальных или мнимых, объективных или субъективных,
в различной степени осознанных, оценочных, мотивационных, характерологических противоречий, сопровождающихся высоким напряжением и дисгармонией эмоциональных состояний.
Конфликты могут иметь разнообразные последствия для спортивной группы или школьного класса. Известны случаи, когда межличностные конфликты приводили к снижению эффективности соревновательной и тренировочной деятельности или даже к деструктивным последствиям для субъектов конфликтного взаимодействия. Для спортивного педагога или учителя физической культуры важной задачей является не только профилактика и ликвидация конфликтов, но и умение управлять ими.
Неуклонное снижение качества образования и воспитания
в школе и высших учебных заведениях приводит к тому, что все меньше остается места для нравственности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия, порядочности, социальной активности. Это все то, чем богата была педагогика К.Д.Ушинского, А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского. Тема патриотизма практически исчезла из школьных учебников, литературы, кино, театра, живописи. Большинство школьников и студентов не знают
национальных героев, истории родного края, России. Состояние психического и физического здоровья школьников и студентов приобрело масштабы национальной трагедии.
Краткий экскурс в проблемы современной педагогики физической культуры и спорта дает представление о необходимости подготовки профессиональных компетентных специалистов, которые будут способны на основе сформированных процессов саморазвития, самосовершенствования и самоопределения разрабатывать проекты по разрешению любой проблемной практической ситуации обучения и воспитания в своей физкультурно-спортивной деятельности.

Оставить заявку на описание
?
Содержание
Введение
РАЗДЕЛ I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕЙ
И СПОРТИВНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Глава 1. История становления общей и спортивной педагогики
1.1. Возникновение и становление педагогики как искусства
воспитания и обучения детей в первобытном обществе
и древних государствах
1.2. Развитие педагогической мысли в Средние века
1.3. Развитие и становление педагогической теории в России
1.4. Основные тенденции развития педагогики спорта за рубежом
1.5. Задачи педагогики спорта как отрасли педагогической
науки в связи с проблемой социализации
Глава 2. Общеметодологические интегративные функции
развивающей педагогики физической культуры
и спорта
2.1 Педагогика спорта как метапредмет
2.2. Педагогическая технология: сущность и эволюция понятия
2.3. Система подготовки в спорте как объект проектирования и предмет исследования
Глава 3. Структура и содержание профессионально-
педагогической компетентности специалистов
в области физической культуры и спорта
3.1. Современные концепции профессиональной компетентности специалистов в психологии и педагогике
3.2. Характеристики основных компонентов компетентности
3.3. Уровни сформированности компетентности специалистов
3.4. Профессиональная компетентность специалиста
в области спорта
РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Глава 4. Теоретические и методологические основания
функционирования профессионального образования
4.1. Философско-методологические и исторические аспекты
образования
4.2. Философско-педагогические аспекты образования
4.3. Социокультурные аспекты образования
Глава 5. Комплексный анализ теории и практики
современной системы профессионального
образования
5.1. Нормативно-правовые акты регулирования дополнительного
профессионального образования
5.2. Профессиональное образование в современных условиях
5.3. Концепция дополнительного профессионального образования.
Современные аспекты профессионального образования
РАЗДЕЛ III. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАК ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Глава 6. Воображение, фантазия и импровизация
в творческой деятельности специалиста сферы
физической культуры и спорта
6.1. Понятие воображения как системообразующего компонента процесса творчества
6.2. Особенности фантазии и ее отличие от воображения
6.3. Импровизация как компонент творческой деятельности
Глава 7. Рефлексивная культура спортивного педагога
7.1. Современные полипредметные представления о категории
«рефлексия»
7.2. Сущность и структура рефлексивной культуры спортивного педагога
Глава 8. Педагогическое обоснование компьютерной
учебной деятельности в высших учебных заведениях
физкультурного профиля
8.1 Эволюция проблемы преподавания теоретических
дисциплин и ее современное состояние
8.2. Роль и значение компьютерной учебной деятельности
в преподавании теоретических дисциплин
8.3. Особенности применения компьютерных методов обучения
в институте физической культуры и спорта 185
Глава 9. Мотивационная и личностная предрасположенность
к освоению больших объемов научно-учебной
информации
9.1. Интеллектуальные и информационные способности
человека
9.2. Развитие способностей к переработке и освоению больших объемов информации
9.3. Переработка и анализ информации в экстремальной
деятельности
РАЗДЕЛ IV. СПОРТ КАК СРЕДА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЧЕЛОВЕКА
Глава 10. Спорт как специфическая среда
жизнедеятельности и формирования личности
10.1. Структура, содержание и развивающие возможности
спорта
10.2. Психолого-педагогические принципы формирования
личности в спорте
10.3. Методы, средства и формы воспитания личности в спорте
10.4. Коллектив, его воспитательные возможности.
Особенности управления коллективом в детско-юношеском
спорте
Глава 11. Учет возрастных особенностей ребенка
при обучении двигательным действиям
11.1. Характеристика особенностей развития детей 1—3 лет
11.2. Характеристика развития детей 3—6 лет
11.3. Характеристика развития детей 6—10 лет
11.4. Характеристика развития детей 10—15 лет
11.5. Характеристика развития детей 15—18 лет
РАЗДЕЛ V. ОРГАНИЗАЦИЯ, РУКОВОДСТВО И УПРАВЛЕНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА
Глава 12. Организация, руководство и управление
образовательными учреждениями в сфере
физической культуры, спорта и туризма
12.1. Современные условия развития образовательных
учреждений
12.2. Категория «организация», ее функции в современной
теории управления педагогическими системами
12.3. Категория «руководство» в современной теории управления педагогическими системами
12.4. Категория «управление организацией» в современной
теории управления социальными системами
12.5. Тенденции развития стратегического видения в современной теории управления социальными системами
Глава 13. Теоретико-методологические основы разработки
стратегии образовательного учреждения в сфере
физической культуры, спорта и туризма
13.1. Принципы разработки стратегии и управления
образовательными учреждениями
13.2. Критерии стратегии организационной модели
образовательного учреждения
Глава 14. Организационно-методические и психолого-
педагогические условия управления миграционными
процессами в спорте
14.1. Проблема миграции в спорте в свете национальной
безопасности страны
14.2. Методология управления миграционными процессами
в спорте
14.3. Реализация комплекса организационно-педагогических
условий в опытно-экспериментальной работе
по управлению миграционными процессами в спорте
Приложения
Аудитория:   18 и старше
Бумага:   Офсет
Масса:   395 г
Размеры:   217x 145x 20 мм
Тираж:   2 500
Литературная форма:   Учебник
Тип иллюстраций:   Без иллюстраций
Редактор:   Неверкович С.
Отзывы
Найти пункт
 Выбрать станцию:
жирным выделены станции, где есть пункты самовывоза
Выбрать пункт:
Поиск по названию улиц:
Подписка 
Введите Reader's код или e-mail
Периодичность
При каждом поступлении товара
Не чаще 1 раза в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Мы перезвоним

Возникли сложности с дозвоном? Оформите заявку, и в течение часа мы перезвоним Вам сами!

Captcha
Обновить
Сообщение об ошибке

Обрамите звездочками (*) место ошибки или опишите саму ошибку.

Скриншот ошибки:

Введите код:*

Captcha
Обновить