Психология физической культуры и спорта Психология физической культуры и спорта В учебнике рассматриваются основные вопросы психологии физической культуры и спорта. Описываются потребности и мотивы двигательной активности, особенности воспитания в процессе занятий физической культурой. Дается психологическая характеристика спортивной деятельности, рассматриваются вопросы психологии обучения и спортивной тренировки, психологические основы физической, технической и тактической подготовки и др. Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Может быть полезен преподавателям физического воспитания, тренерам, спортсменам и всем, кто занимается или интересуется физической культурой и спортом высших достижений. Академия, Academia 978-5-7695-6833-6
815 руб.
Russian
Каталог товаров

Психология физической культуры и спорта

Временно отсутствует
?
  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы о товаре
  • Отзывы ReadRate
В учебнике рассматриваются основные вопросы психологии физической культуры и спорта. Описываются потребности и мотивы двигательной активности, особенности воспитания в процессе занятий физической культурой. Дается психологическая характеристика спортивной деятельности, рассматриваются вопросы психологии обучения и спортивной тренировки, психологические основы физической, технической и тактической подготовки и др. Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Может быть полезен преподавателям физического воспитания, тренерам, спортсменам и всем, кто занимается или интересуется физической культурой и спортом высших достижений.
Отрывок из книги «Психология физической культуры и спорта»
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы физической культуры и спорта. Долгие годы психологическая наука не участвовала в различных сторонах общественной жизни страны и не оказывала на них влияние. За последние годы наблюдается прогресс в области психологического обеспечения различных сторон жизни общества. Современные психологические знания применяются во многих сферах общественной жизни — в бизнесе, политике, системе образования подрастающего поколения и т.д. Вместе с тем за последние десятилетия психология все более находит применение в сфере физической культуры и спорта. Психологи оказывают практическую помощь как отдельным спортсменам, так и спортивным командам, помогая им в адаптации к тренировочным нагрузкам, в создании социально-психологического климата в команде, настраивая их на реальную победу в сложных изменяющихся условиях
спортивных соревнований. Все большее количество специализированных психологов оказывают реальную помощь занимающимся спортом и физической культурой.
В школах все активнее применяются новые технологии учебно-воспитательной работы, но одновременно усложняются программы, увеличивается учебная нагрузка. Ныне действующая система физического воспитания в школе в основном построена на основе традиционного образования, где личность воспринимается через призму определенных параметров (показатели развития физических качеств, степень владения двигательными умениями и навыками, уровень теоретических знаний) и выступает как средство достижения этих функций.
Теория физической культуры в силу традиции уделяет слишком большое внимание телесной (физической) стороне по сравнению с духовной (психической) стороной активности человека.
В настоящее время в этой области спорта наметились благоприятные тенденции. Проникновение элементов спортивной культуры в физическую культуру создают условия для интенсификации физической подготовки детей и подростков (В.К.Бальсевич). Совершенствование системы физического воспитания оказывает развивающее воздействие на воспитание полноценной личности в рамках физической культуры и спорта. Таким образом,появляется возможность построить систему физического воспитания так, чтобы физическое развитие учащихся осуществлялось сопряженно с психическим. При таком методическом подходе можно добиться полноценного развития индивида в образовательном процессе, а физическую культуру сделать действенным фактором формирования личности в самом полном смысле этого слова.
Еще больше психологических проблем в современном спорте.
Основной проблемой психологии спорта является задача изучения и формирования психомоторных способностей спортсмена.
Психомоторные факторы не только определяют процесс развития специальных спортивных способностей, определяют эффективность деятельности в любом виде спорта, но и являются детерминирующим фактором развития личности человека.
Не менее важной являются проблемы спортивной одаренности и роли нейрофизиологических свойств в ее возникновении.
В свое время Б.М.Теплов сформулировал положение о том, что не отдельные способности как таковые непосредственно определяют возможность успешного выполнения той или иной деятельности, а лишь то своеобразное сочетание способностей, которые характеризуют данную личность. Это, собственно, и является одаренностью. Ее надо рассматривать, исходя из требований, которые предъявляет человеку конкретная деятельность, и учитывать при этом следующее: 1) требования самой деятельности; 2) общественную ценность этой деятельности в данный момент времени; 3) критерии ее успешности в настоящее время.
Способность людей в экстремальных условиях сохранять высокую работоспособность, преодолевать последствия влияния повышенных нагрузок на психику, умение успешно противостоять воздействию разнообразных стрессогенных факторов также являются проблемами спортивной психологии.
«Вечная» проблема исследования особенностей личности спортсмена вновь оказалась в авангарде спортивно-психологической проблематики. Речь идет об изучении направленности личности, об особенностях личностных структурных характеристик высококвалифицированных спортсменов вообще и представителей различных видов спортивной деятельности в частности.
Зарубежные исследователи много внимания уделяют изучению
мотивационных конструкторов спортсмена (целевые ориентации,
ценности, уверенность в своих силах). Особый интерес представляют исследования целевых доминирующих ориентаций: на собственное «Я» или на задачу. Ясно, что такие ориентации во многом определяют отношение спортсмена к тренировке, к партнерам по команде. Эго-ориентированные спорт смены в командных видах спорта слишком озабочены повышением собственного социального статуса, что не может не сказаться на психологическом
климате в команде.
Среди социально-психологических проблем особое место занимает проблема оптимизации взаимодействий спортсменов в команде. Специалисты все больше внимания обращают на механизмы освоения ролей спортсменами в процессе взаимодействия.
Оно стимулируется воздействием ролевых ожиданий со стороны значимых для спортсмена лиц, с которыми он вступает в общение. Мы знаем много примеров снижения эффективности деятельности спортсмена в команде из-за того, что его ролевые ожидания не совпали с его истинными возможностями. Например,лидерские позиции, сформированные спортсменом в одной команде, могут войти в противоречие с социальными позициями,которые складываются у него в новой команде.
Наиболее распространены три основных подхода к проблеме
взаимоотношений спортсмена и тренера: социально-эмоциональный, который акцентирует внимание на взаимных аффективных влияниях спортсмена и тренера, поведенческий и организационный. Особый интерес представляет первый подход, в котором можно выделить проблему стрессогенного поведения тренера. В рамках двух других подходов изучаются особенности взаимного восприятия спортсмена и тренера; факторы их взаимопонимания; причины и пути разрешения конфликтов; особенности работы тренера с юными спортсменами; особенности разнополых и однополых диад «тренер—спортсмен».
В процессе решения спортсменом задач спортивной деятельности имеют место сложнейшие механизмы оценки текущей ситуации, прошлого и наиболее вероятного будущего, поиск адекватных этой ситуации решений. В этом плане для психологов открывается возможность не только познать эти механизмы, но и найти пути оптимизации и рационализации процесса принятия решений.
Повышение роли интеллектуальных моментов в спортивной
деятельности требует дальнейшего изучения когнитивных механизмов психомоторных действий. Формирование установки на определенные действия, опережающая подготовка создают возможности, с одной стороны, для предупреждения появления нежелательных ситуаций, а с другой стороны, для заблаговременной подготовки адекватных реакций на возникновение тех или иных
обстоятельств, обеспечивающих решение оперативных задач.
По-прежнему одной из основных практических проблем психологии спорта тренеры и руководители команд считают проблему психологической подготовки. Предпосылками построения психологической подготовки являются знания об особенностях психической конституции спортсменов, а также индивидуальных характеристик структуры и динамики психофизиологического состояния в процессе тренировок и соревнований. В физической, технической и тактической подготовке сильнейшие атлеты более или менее сравнялись по своим возможностям. Побеждает тот, кто имеет преимущество в психологической подготовленности.
Настраиваться на физическую работу, сохранять посредством
психорегуляции уровень мотивационного потенциала, выдерживать физические нагрузки — все это требует соответствующего психологического обеспечения физической активности человека.
Можно утверждать, что спортивные психологи много сделали
для научного обоснования средств и методов эффективной подготовки людей, действующих в экстремальных условиях. Больше того, в таких областях психологии, как инженерная, космическая психология, психология труда и ряде других, используются идеи, возникшие в стенах спортивно-психологических лабораторий.
Подавляющее большинство средств и методов психологической подготовки спортсменов можно с успехом использовать и для оптимизации психологических условий двигательной активности в широком смысле этого слова. Однако каждое, самое эффективное, средство психорегуляции, взятое само по себе, не может дать того результата, какой может обеспечить комплексное
применение различных средств, реализуемых с определенной логикой и в определенной системе. И если нет на 100% эффективного средства психической регуляции, то нет и универсального средства, одинаково полезного для всех. Поэтому в практической работе психологи максимум внимания уделяют реализации принципа индивидуального подхода к работе со спортсменом, с его своеобразным личностным и психофизиологическим статусом.
Специалисты, работающие в области физического воспитания
и спортивной тренировки, нуждаются в психологических знаниях. Эти знания необходимы также тем, кто посвятил себя благородному делу адаптивной физической культуры, кто занимается проблемами спортивного менеджмента, кто внедряет массовую физическую культуру. Этим специалистам и адресован этот учебник.
Этот учебник подготовлен коллективом кафедры психологии
Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (РГУФКиТ) и содержит два больших раздела: «Психология физической культуры» и «Психология спорта».
В разделе I рассматриваются основные общепсихологические вопросы применительно к сфере физической культуры, обобщен и представлен необходимый для понимания и развития двигательных действий материал. Раздел II посвящен рассмотрению специальных вопросов психологии спорта. В нем дается психологическая характеристика спортивной деятельности, рассматриваются вопросы психологии обучения и спортивной тренировки, психологические основы физической, технической и тактической подготовки, приводится анализ важной в педагогическом отношении проблемы значения спорта в формировании личности спортсмена и тренера.

Оставить заявку на описание
?
Содержание
Введение
РАЗДЕЛ I. ПСИХОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Глава 1. Предмет психологии физической культуры
и воспитания
1.1. Общее понятие культуры
1.2. Физическая культура
1.3. Психология физической культуры
1.4. Подходы и принципы психологии физической культуры
1.5. Связь психологии физической культуры и спорта с другими науками
1.6. Психология физического воспитания
1.7. Методы психологии физической культуры и воспитания
Глава 2. Потребности и мотивы двигательной активности
2.1. Актуальность проблемы потребностей и мотивов двигательной активности
2.2. Потребности: природа и место в психической организации человека
2.3. Мотивы: природа и место в структуре личности
Глава 3. Психологические закономерности возрастного
развития детей и подростков
3.1. Общее понятие психологии развития
3.2. Основные категории психологии возрастного развития
3.3. Периодизации возрастного развития
3.4. Основные закономерности возрастного развития
3.5. Психологическая характеристика возрастных
периодов
Глава 4. Психологические основы воспитания
4.1. Воспитание с точки зрения психологии
4.2. Цели воспитания
4.3. Средства воспитания
4.4. Теории воспитания
4.5. Социально-психологические аспекты воспитания
4.6. Особенности воспитания в процессе занятий физической
культурой
Глава 5. Психология познания и освоения двигательных
действий
5.1. Получение и преобразование информации человеком
5.2. Познание мира и сознание
5.3. Познавательные психические процессы
5.4. Принципы развития познавательных процессов
5.5. Познание в физическом воспитании
5.6. Виды действий в деятельности человека
5.7. Действие и движение
5.8. Действие, операция и навык
5.9. Психологическая структура двигательных навыков
5.10. Навыки, умения, привычки
5.11. Возрастные особенности воспитания двигательных навыков и качеств
Глава 6. Личность и психологические основы ее формирования в процессе физического воспитания
6.1. Генезис понятия личности
6.2. Понятия человека, индивида, индивидуальности
и персоны
6.3. Основные теории личности в зарубежной психологии
6.4. Основные теории личности в отечественной психологии
6.5. Структура и содержание личности
6.6. Двигательная активность как важное условие развития
личности ребенка
6.7. Развитие жизненно важных качеств личности в связи
с двигательной деятельностью
Глава 7. Психология малых групп в системе физической
культуры
7.1. Понятие малой группы
7.2. Развитие малой группы
7.3. Малая группа — спортивная команда
7.4. Межличностные отношения в группе
7.5. Руководство малой группой — спортивной командой
7.6. Особенности малых групп детей и подростков различного возраста
РАЗДЕЛ II. ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА
Глава 8. Предмет психологии спорта
Глава 9. Методы психодиагностики в спорте
9.1. Задачи психодиагностики в спорте
9.2. Общее представление о психодиагностике
9.3. Психодиагностические методы в спорте
Глава 10. Психологические основы отбора в спорте
10.1. Специальные способности и критерии профессиональной
пригодности в спорте
10.2. Основные методологические принципы психологического
отбора
10.3. Система психологического отбора в спорте
10.4. Практика психологического отбора
Глава 11. Психологические особенности формирования юного
спортсмена
11.1. Актуальность изучения психологических особенностей
формирования юного спортсмена
11.2. Биологические предпосылки формирования юного спортсмена
11.3. Особенности психического развития юных спортсменов
11.4. Психологические закономерности спортивного
совершенствования
11.5. Роль тренера в становлении личности юного спортсмена
Глава 12. Особенности личности спортсмена
12.1. Структура личности
12.2. Специфика мотивов личности в спорте
12.3. Формирования личности в спорте
12.4. Групповое взаимодействие как фактор воспитания личности спортсмена
12.5. Лидерство в спорте и личность
Глава 13. Личность и авторитет тренера
13.1. Структура личности тренера
13.2.Ролевые позиции тренера
13.3. Зависимость эффекта воздействия от авторитета
тренера
13.4. Педагогические способности тренера
Глава 14. Психология спортивных команд
14.1. Общее понятие о спортивной команде как о малой
социальной группе и коллективе
14.2. Формальная структура спортивной команды
14.3. Неформальная структура спортивной команды
14.4. Психологические особенности деятельности тренера
в спортивной команде
14.5. Сплоченность и психологический климат в спортивной команде
Глава 15. Психологические особенности тренировочной
и соревновательной деятельности
15.1. Общая характеристика спортивной деятельности
15.2. Психологическая структура учебно-тренировочной
деятельности
15.3. Психологические основы подготовки спортсмена
в системе учебно-тренировочной деятельности
Глава 16. Психологические основы физической подготовки
16.1. Психологическая направленность средств физической
подготовки
16.2. Особенности познания физических качеств
Глава 17. Психологические основы технической подготовки
17.1. Психологическая структура двигательных навыков в спорте
17.2. Психологические механизмы технической подготовки
17.3. Особенности протекания психических процессов
при технической подготовке
17.4. Формирование и совершенствование спортивных навыков
Глава 18. Психологические основы тактической подготовки
18.1. Психологическая характеристика тактики в спорте
18.2. Тактическое мышление в спорте
18.3. Основные закономерности тактической подготовки
Глава 19. Волевая подготовка спортсмена
19.1. Психологические основы волевых действий в спортивной деятельности
19.2. Специфика препятствий и трудностей в спортивной
деятельности
19.3. Волевые качества личности
19.4. Волевая подготовка спортсмена
19.5. Самовоспитание воли
Глава 20. Психические состояния в спортивной деятельности
20.1. Понятие о функциональном состоянии организма
20.2. Общая характеристика психических состояний в спортивной деятельности
20.3. Актуальные отрезки спортивной деятельности
20.4. Структура психического состояния
20.5. Трехмерная модель психического состояния
20.6. Классификация психических состояний
20.7. Динамика психического состояния
20.8. Психическая готовность к соревновательной деятельности
Глава 21. Психологическая подготовка спортсменов и команд
21.1. Основы психологической подготовки
21.2. Виды психологической подготовки
21.3. Средства и методы психологической подготовки
21.4. Индивидуальный подход при психологической подготовке
21.5. Психологические факторы надежности спортсмена
Глава 22. Психология управления поведением и деятельностью спортсмена в ситуациях соревнования
22.1. Предпосылки применения управляющих воздействий
22.2. Психология секундирования
22.3. Применение средств психической регуляции в процессе
соревнований
Штрихкод:   9785769568336
Аудитория:   18 и старше
Бумага:   Офсет
Масса:   430 г
Размеры:   217x 145x 20 мм
Тираж:   2 500
Литературная форма:   Учебник
Тип иллюстраций:   Без иллюстраций
Отзывы
Найти пункт
 Выбрать станцию:
жирным выделены станции, где есть пункты самовывоза
Выбрать пункт:
Поиск по названию улиц:
Подписка 
Введите Reader's код или e-mail
Периодичность
При каждом поступлении товара
Не чаще 1 раза в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Мы перезвоним

Возникли сложности с дозвоном? Оформите заявку, и в течение часа мы перезвоним Вам сами!

Captcha
Обновить
Сообщение об ошибке

Обрамите звездочками (*) место ошибки или опишите саму ошибку.

Скриншот ошибки:

Введите код:*

Captcha
Обновить