Психофизиология профессиональной деятельности Психофизиология профессиональной деятельности В учебнике освещены основные темы психофизиологии профессиональной деятельности. Представлены психологические и психофизиологические методы изучения профессиональной деятельности, рассмотрены вопросы психофизиологии памяти, внимания, эмоций, сознания в профессиональной деятельности человека, психофизиологии профессионального отбора и определения профпригодности, основы профессиографии. Особое внимание уделено проблеме психофизиологических функциональных состояний, их влиянию на эффективность деятельности человека. Описаны подходы и методы контроля функциональных состояний в деятельности различных профессиональных групп, коррекции неблагоприятных состояний работников. Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Может быть полезно психологам-практикам, педагогам учебных заведений среднего специального образования, специалистам в области эргономики и организации труда, менеджмента, социальным работникам, инженерам-конструкторам. Академия, Academia 978-5-7695-6435-2
718 руб.
Russian
Каталог товаров

Психофизиология профессиональной деятельности

Временно отсутствует
?
  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы о товаре
  • Отзывы ReadRate
В учебнике освещены основные темы психофизиологии профессиональной деятельности. Представлены психологические и психофизиологические методы изучения профессиональной деятельности, рассмотрены вопросы психофизиологии памяти, внимания, эмоций, сознания в профессиональной деятельности человека, психофизиологии профессионального отбора и определения профпригодности, основы профессиографии. Особое внимание уделено проблеме психофизиологических функциональных состояний, их влиянию на эффективность деятельности человека. Описаны подходы и методы контроля функциональных состояний в деятельности различных профессиональных групп, коррекции неблагоприятных состояний работников.

Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Может быть полезно психологам-практикам, педагогам учебных заведений среднего специального образования, специалистам в области эргономики и организации труда, менеджмента, социальным работникам, инженерам-конструкторам.
Отрывок из книги «Психофизиология профессиональной деятельности»
Предисловие
Дисциплина «Психофизиология профессиональной деятельности» занимает важное место в курсе подготовки специалистов по управлению персоналом. Современные принципы управления персоналом опираются на идеологию системного подхода, рассматривающую человека в качестве стратегического ресурса любой организации, во многом определяющим успешность компании на рынке товаров и услуг. Реализация этого подхода предполагает гармоничное сочетание знаний в самых разных областях — права, экономики, социальных и медико-психологических наук,
что, в свою очередь, определяет уровень и качество подготовки менеджера по персоналу, который должен обладать системным мышлением и разносторонними познаниями. В этой связи комплексное изучение вопросов психологии и физиологии, которое предлагает курс «Психофизиология профессиональной деятельности»,
представляется весьма актуальным.
Значительная часть программы подготовки менеджера по персоналу ориентирует его на достижение, главным образом, экономических целей организации. Одно из ключевых условий этого процесса — сохранение физического здоровья и поддержание оптимального психофизиологического состояния работников. Известно, что ухудшение состояния здоровья работников влечет за
собой серьезные экономические потери: рост страховых выплат по болезни; прямые медицинские затраты, расходы на обучение работников взамен выбывших из-за несчастных случаев, травматизма, снижение производительности труда. «Стоимость» этих затрат в экономике развитых стран непрерывно повышается, достигая, например, в США более 150 млрд долларов в год, в Канаде — 14,4 млрд, в Великобритании — 10 млрд фунтов стерлингов.
Из всех компенсаций, выплаченных работникам по временной
нетрудоспособности, 50 % выплачено лицам с психическими расстройствами. 25 % всех средств, которые расходуют посетители аптек, приходятся на антидепрессанты. Аналогичная динамика характерна для других развитых стран.
Приведенные данные подтверждают, что оптимальное психофизиологическое состояние работника (функциональный комфорт) и достаточный резерв здоровья являются важнейшими компонентами человеческих ресурсов организации. Особую актуальность проблема сохранения этих ресурсов приобрела в настоящее время в связи с ростом конкуренции на рынке товаров и услуг,
нестабильностью фондовых рынков, кризисными явлениями в
экономике развитых стран, слияниями и поглощениями. Нередко в интересах выживания организации (учреждения) руководители проводят политику ужесточения организационных мер для повышения производительности труда (обеспечения роста продаж, оказанных услуг). Это приводит к кратковременному выигрышу, но в перспективе чревато нарастанием негативных явлений и сдачей позиций фирмы (организации) на рынке, в том числе по причине развития у работников неблагоприятных психофизиологических состояний (профессионального стресса) и ухудшения состояния здоровья.
Поэтому изучение специалистами по управлению персоналом
вопросов, связанных с обеспечением его работоспособности, психофизиологией профессионального отбора и с определением профпригодности, адаптации к экстремальным условиям деятельности, с оценкой рабочей нагрузки работников, профессионализации, которые освещаются в рамках курса «Психофизиология
профессиональной деятельности», является важным компонентом их профессиональной подготовки.
Особое место в курсе отводится проблеме психофизиологических функциональных состояний работников — взаимной обусловленности медико-психологических характеристик работника и особенностей его профессиональной деятельности. С одной стороны, уровень здоровья и психофизиологические состояния работника во многом влияют на эффективность протекания трудовой деятельности, а, с другой стороны, их формирование определяется способом организации этой деятельности. Широкомасштабные исследования позволяют заключить, что уровень здоровья и особенности психофизиологических состояний определяют характеристики самой работы (санитарногигиенические условия);
взаимодействие работников (прежде всего, ролевые конфликты);
особенности развития карьеры; организационная структура и
организационный климат; уровень социальной поддержки. И если «вклад» первой группы факторов (санитарно-гигиенических условий) благодаря мерам по охране труда и промышленной безопасности постепенно уменьшается, то удельный вес других — неуклонно растет.
Поэтому основная задача любого специалиста по управлению
персоналом организации заключается в возможно более полном учете факторов, от которых зависят развитие неблагоприятного состояния, изменения в состоянии здоровья. Немаловажен прогноз принимаемых управленческих решений в организации с точки зрения их последствий для здоровья работников. Учет этих факторов при организации работы коллектива позволит добиться наиболее полной реализации потенциала сотрудников, их удовлетворенности работой, максимальной отдачи на рабочем месте и, как
следствие, эффективного функционирования всей организации.
Этот учебник вобрал в себя многолетний опыт преподавания
автором курса психофизиологии профессиональной деятельности и смежных дисциплин (транспортной психологии, психофизиологии) в Государственном университете управления и Московском институте инженеров транспорта, а также опыт его работы в Государственном научно-исследовательском испытательном институте (военной медицины) Министерства обороны и в Открытом акционерном обществе «Российские железные дороги».
Учебник состоит из 12 глав, в которых полно и всесторонне раскрыто содержание курса.
В главе 1 представлены предмет, задачи и основные понятия
психологии профессиональной деятельности, в главе 2 — методы, которые она использует для изучения состояния работников.
Глава 3 посвящена психофизиологии воприятия, памяти, внимания, эмоций и сознания.
Основы профессиографии раскрыты в главе 5.
Темы профпригодности и профессионального отбора освещаются в главе 6.
Деятельностная природа профессионализации представлена в
главе 6, а психофизические компоненты работоспособности — в главе 7.
Проблемам адаптации человека к экстремальным условиям деятельности посвящена глава 8.
В главе 9 предметом рассмотрения становится тяжесть труда, а в главе 10 — психофизиологические функциональные состояния.
Тема распределения функций между человеком и машиной рассмотрена в главе 11.
Психофизиологическим основам обеспечения безопасности
труда уделено специальное внимание в главе 12.
Автор выражает благодарность рецензентам — доктору медицинских наук, профессору В.В.Козлову и доктору психологических наук А.А.Обознову за высказанные замечания и рекомендации и выражает надежду на то, что преподаватели данной дисциплины выскажут критические замечания и пожелания в отношении пособия по адресу olegrybnikov@mail.ru.

Оставить заявку на описание
?
Содержание
Предисловие
Глава 1. Предмет, задачи, основные понятия психофизиологии профессиональной деятельности
1.1. История психофизиологии профессиональной деятельности
1.2. Задачи психофизиологии профессиональной деятельности
1.3. Основные понятия общепсихологической теории деятельности
1.4. Теория функциональных систем П.К.Анохина
Глава 2. Методы психофизиологии профессиональной
деятельности
2.1. Методы психофизиологии
2.2. Особенности применения методов психофизиологии
профессиональной деятельности
Глава 3. Психофизиология восприятия, памяти, внимания, эмоций и сознания в профессиональной деятельности человека
3.1. Психофизиология восприятия
3.2.Психофизиология памяти
3.3. Психофизиология внимания
3.4. Психофизиология эмоций
3.5. Психофизиология сознания
Глава 4. Основы профессиографии
4.1. Виды профессиограмм
4.2. Психограмма как модель индивидуально-психологических качеств профессионала
4.3. Технология и методы составления профессиограмм
Глава 5. Психофизиология профессионального отбора и определения профпригодности
5.1. История определения профпригодности
5.2. Теоретические основы формирования системы оценки
профпригодности
5.3. Понятие о профессионально важных качествах (ПВК)
5.4. Отборочные процедуры, использующиеся при проведении оценки профессиональной пригодности
Глава 6. Деятельная природа профессионализации
6.1. Структура профессионализма
6.2. Периодизация профессиональной жизни субъекта труда
6.3. Приобретение знаний, формирование умений и навыков в процессе профессиональной подготовки
6.4. Преобразование личности в процессе профессиональной
деятельности
6.5. Формирование индивидуального стиля деятельности
6.6. Кризисы профессионального развития человека
6.7. Деформации личности профессионала и профессиональный
маргинализм
Глава 7. Психофизиологические компоненты
работоспособности
7.1. Виды работоспособности
7.2. Стадии работоспособности
7.3. Способы оценки работоспособности
7.4. Детерминанты работоспособности
7.5. Психофизиологические предпосылки поддержания
работоспособности
Глава 8. Психофизиологические детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям деятельности
8.1. Экстремальные факторы труда
8.2. Общий адаптационный синдром
8.3. Уровни адаптации
8.4. Адаптация к условиям профессиональной деятельности
8.5. Факторы, определяющие особенности, динамику и успешность адаптации
Глава 9. Измерение и анализ физиологических и психологических рабочих нагрузок
9.1. Основные понятия
9.2. Оценка тяжести физического труда
9.3. Особенности оценки тяжести труда при статическом напряжении мышц
9.4. Эргономическая концепция анализа работы, напряжения
организма и стресса
9.5. Оценка тяжести умственного труда
Глава 10. Психофизиологические функциональные состояния.
Роль и место функционального состояния в деятельности
10.1. Структура и типология психических состояний
10.2. Компоненты психических состояний
10.3. Основные классы психических состояний
10.4. Профессиональный стресс
10.5. Профилактика и коррекция неблагоприятных психических состояний
Глава 11. Методы распределения функций
11.1. Человеко-машинные системы
11.2. Подходы к распределению функций между человеком и машиной
11.3. Практическое решение задач на распределение функций
11.4. Опасности автоматизации
Глава 12. Психофизиологические основы обеспечения безопасности труда
12.1. Личный фактор и его роль в аварийной ситуации
12.2. Понятия ошибки, аварийной ситуации, катастрофы (аварии)
12.3. Теоретические концепции обеспечения безопасности труда
12.4. Анализ причин нарушения безопасности труда
12.5. Группы причин совершения ошибочного действия
Приложения
Литература
Штрихкод:   9785769564352
Аудитория:   18 и старше
Бумага:   Офсет
Масса:   390 г
Размеры:   217x 145x 20 мм
Тираж:   2 000
Литературная форма:   Учебник
Тип иллюстраций:   Без иллюстраций
Отзывы
Найти пункт
 Выбрать станцию:
жирным выделены станции, где есть пункты самовывоза
Выбрать пункт:
Поиск по названию улиц:
Подписка 
Введите Reader's код или e-mail
Периодичность
При каждом поступлении товара
Не чаще 1 раза в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Мы перезвоним

Возникли сложности с дозвоном? Оформите заявку, и в течение часа мы перезвоним Вам сами!

Captcha
Обновить
Сообщение об ошибке

Обрамите звездочками (*) место ошибки или опишите саму ошибку.

Скриншот ошибки:

Введите код:*

Captcha
Обновить