Теория обучения Теория обучения В учебном пособии доступно изложены основные аспекты дидактики, рассмотрены современные проблемы обучения, новые направления, отражающие тенденции развития отечественного образования, средств, форм, методов и технологий обучения. Для студентов высших профессиональных учебных заведений. Может быть полезно преподавателям системы высшего педагогического образования и обучающимся в системе повышения квалификации педагогических кадров. Академия, Academia 978-5-7695-5424-7
636 руб.
Russian
Каталог товаров

Теория обучения

Временно отсутствует
?
  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы о товаре
  • Отзывы ReadRate
В учебном пособии доступно изложены основные аспекты дидактики, рассмотрены современные проблемы обучения, новые направления, отражающие тенденции развития отечественного образования, средств, форм, методов и технологий обучения.

Для студентов высших профессиональных учебных заведений. Может быть полезно преподавателям системы высшего педагогического образования и обучающимся в системе повышения квалификации педагогических кадров.
Отрывок из книги «Теория обучения»
ПРЕДИСЛОВИЕ
В разработке содержания этого учебного пособия приняли участие специалисты высшей школы, имеющие многолетний опыт преподавания предмета «Педагогика» в ведущих педагогических вузах Москвы.
Учебное пособие соответствует действующему образовательному стандарту высшего педагогического образования. Оно состоит из двух разделов, главы которых завершаются перечнями репродуктивных, проблемных и творческих вопросов и заданий, а также педагогических задач.
В первом разделе содержится материал по классической дидактике, в котором учтены самые последние достижения теории и практики образования.
Особый интерес представляет второй раздел учебного пособия, в котором рассматриваются суть и педагогическая целесообразность индивидуализации и дифференциации в обучении, их виды и формы, современная теория и практика обучения, проблемы дифференциации и индивидуализации в обучении, причины неуспеваемости школьников, психолого-педагогические условия преодоления их учебных затруднений, проблемы обучения и воспитания одаренных учащихся.
В этом разделе характеризуются природные индивидуально-типологические особенности учащихся. Описываются формы работы учителя на уроке с учениками с сильной и слабой, подвижной и инертной нервной системой, даются конкретные рекомендации по ведению развивающей и коррекционной работы с учащимися в процессе обучения.
Впервые в учебное пособие по дидактике для будущих учителей массовой школы вошел материал, посвященный здоровьесберегающему обучению в современной школе. Это вызвано ухудшающимся здоровьем школьников, значительным возрастанием числа детей школьного возраста, страдающих различными хроническими заболеваниями, одной из причин которых является неправильная организация школьного обучения.
В пособии даются краткий словарь основных дидактических
терминов, а также список литературы для самостоятельного изучения соответствующего учебного материала.
В приложении приводятся дидактические материалы, которые
на практике показали свою эффективность.
В конце учебного издания приведен разработанный автором
дидактический тест. Он создан на новой принципиальной основе, апробирован в работе со студентами в течение более 10 лет, а также на международной Олимпиаде по педагогике, проведенной в 2004 г. на базе московского педагогического государственного университета для студентов педагогических вузов и факультетов.



РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Г л а в а 1
ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИКА) КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ
1.1. Дидактика как раздел педагогики
В деятельности человека обучение всегда играло исключительно важную роль. Однако в течение долгого времени оно не являлось предметом теоретического анализа. Перемены произошли в ХVII в., когда теория обучения получила особое название — дидактика.
Слово «дидактика» заимствовано из греческого языка, в котором термин «didaktikos» означает «поучающий, относящийся к обучению», а «didasko» — «изучающий». Среди тех, кто впервые начал употреблять данный термин, можно назвать Вольфганга Ратихия (Ратке), Кристофа Хельвига, Иохима Юнга, Яна Амоса Коменского. Эти ученые использовали указанное понятие для обозначения искусства обучения.
В истории развития дидактики современные исследователи
выделяют три периода.
П е р в ы й п е р и о д приходится на время до появления трудов Я.А.Коменского. Это был донаучный период накопления педагогических фактов, когда ситуативно осмысливался опыт обучения в средневековой школе.
В т о р о й п е р и о д — начиная с появления трудов Я.А.Коменского (конец XVI — начало XVII в.) и до середины ХХ в. — характеризуется активной разработкой дидактических теорий, а также обоснованием основных закономерностей обучения.
Третий период — начиная с середины ХХ в. и до наших
дней — связан с созданием новых дидактических материалов,
бурным развитием и использованием технических средств обучения, в том числе компьютеров и пр..
До сих пор не прекращаются дискуссии о соотношении понятий «дидактика» и «педагогика». Многие рассматривают дидактику и как отрасль педагогики, и как самостоятельную науку.
И все же большинство специалистов трактуют сущность понятия дидактика как отрасль педагогической науки, изучающую проблемы образования и обучения.
Дидактика является относительно самостоятельной частью педагогической науки, в которой раскрываются общие закономерности процесса обучения.
Данная отрасль педагогической науки освещает общие вопросы организации образования, раскрывает сущность процесса обучения, содержания образования, принципы, методы, формы организации обучения, т.е. все категории, относящиеся к образованию и обучению.
Дидактика как часть педагогической науки выполняет теоретическую функцию, направленную на изучение реальных процессов обучения, установление фактов и закономерных связей между различными сторонами обучения, раскрытие их сущности, выявление тенденций развития, условий эффективной реализации и т.д.
Другая функция дидактики, нормативно-п р и к л а д н а я,
связана с разработкой проблем отбора содержания образования, установлением принципов обучения и нормативов применения методов и средств обучения и т.п.
Дидактические исследования требуют междисциплинарного
подхода, т.е. связи с различными науками. Так, дидактика тесно взаимодействует с философией. Философское знание способствует определению целей и содержания образования в теории обучения. Разрабатывая наиболее общие законы познания, философия помогает дидактике устанавливать закономерности учебной деятельности учащихся. В свою очередь, обучение — как общественное явление — служит одним из объектов изучения философии.
Исследуя влияние школьной социокультурной среды на становление личности и др. проблемы, теория обучения обращается к данным социологии.
В сотрудничестве с кибернетикой теория обучения разрабатывает теорию руководства процессом обучения; во взаимодействии с физиологией ею определяются оптимальные учебные нагрузки учащихся, устанавливаются формы, методы и средства обучения, позволяющие санологически правильно организовывать их учебную деятельность.
Тесные связи существуют между дидактикой и психологией
(общей, возрастной, педагогической). В дидактических исследованиях используются данные в области развития личности, психологических основ обучения и воспитания детей на различных интересов, мотивов и смыслов; закономерностей овладения содержанием образования учащимися и т.д. Сама педагогическая психология развивается, опираясь на данные теории обучения о
целях и методах обучения, содержании образования и др.
Данные физиологии, возрастной физиологии, анатомии также
актуальны для грамотного построения процесса обучения с учетом особенностей разных возрастных групп учащихся.
Наиболее активно теория обучения взаимодействует с системой педагогических наук. Например, теория воспитания, педагогически интерпретирующая требования общества к качествам личности, к системе ее ценностей, служит для дидактики методологической основой в разработке содержания образования и поиске эффективных способов реализации воспитывающей функции обучения.
Дидактика рассматривает наиболее общие закономерности
обучения, которые проявляются во всех видах обучения. Однако практически каждому предмету присущи свои специфические особенности обучения. Характерные особенности обучения конкретному предмету рассматриваются в предметных (частных) методиках: математики, физики, химии, иностранного языка (методика преподавания иностранного языка представлена еще более
конкретно: английская филология, романо-германская филология и т. д.).
Все частные (предметные) методики базируются на принципиальных положениях общей дидактики. В то же время и общая дидактика определяет основные закономерности обучения, опираясь на данные частных, конкретных методик. Развитие дидактики и частных методик осуществляется в единстве.
Общая дидактика исследует те свойства процесса обучения,
которые имеют место в преподавании любого учебного предмета: факторы, их порождающие, условия осуществления, эффективность. Она изучает закономерности и зависимости, обусловливающие протекание и результаты процесса обучения, исследует оптимальные формы, средства и методы, обеспечивающие достижение его образовательных, развивающих и воспитательных целей и задач. Ее теоретические положения базируются на результатах
исследований, проводимых в области частных дидактик.
Частная (предметная) дидактика изучает проблемы обучения отдельным учебным предметам. Ею определяются теоретические основы преподавания и изучения тех или иных учебных дисциплин на определенных ступенях обучения. Исключение из общего правила составляет методика начального обучения, которая отталкивается от уровня развития ребенка и охватывает дидактики различных предметов, изучаемых в начальной школе.

Оставить заявку на описание
?
Содержание
Предисловие
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Глава 1. Теория обучения (дидактика) как составная часть
общей педагогики
1.1. Дидактика как раздел педагогики
1.2. Основные дидактические понятия
1.3. Важнейшие проблемы дидактики и некоторые теоретические ее основы
Глава 2. Обучение в структуре целостного педагогического
процесса
2.1. Процесс обучения
2.2. Движущие силы процесса обучения
2.3. Функции процесса обучения
2.4. Психологические процессы познавательной деятельности
и этапы обучения
Глава 3. Законы, закономерности, принципы и правила
обучения
3.1. Законы и закономерности обучения
3.2. Принципы и правила обучения
Глава 4. Психологические и физиологические факторы
обучения
4.1. Психологические и физиологические основы обучения
Глава 5. Основы формирования содержания образования
в современной России
5.1. Сущность содержания образования
5.2. Теории формирования содержания образования
5.3. Принципы и критерии отбора содержания образования
5.4. Структура изложения содержания образования
в учебном процессе
5.5. Нормативные документы и учебные издания, отражающие
содержание образование
Глава 6. Методы и приемы обучения
6.1. Понятие «метод обучения»
6.2. Сущность и основные требования к методам обучения
6.3. Классификации методов обучения
6.4. Общая характеристика некоторых современных
методов обучения
6.5. Приемы обучения
Глава 7. Средства обучения
7.1. Понятие и система средств обучения
7.2. Информатизация и компьютеризация образования
Глава 8. Формы организации обучения в современной системе
образования
8.1. Историческая справка о развитии форм обучения
8.2. Понятие о классно-урочной системе обучения
8.3. Классификация форм обучения в современной системе
российского образования
8.4. Фронтальная, групповая и индивидуальная работа в классе
8.5. Типология и структура уроков
8.6. Дополнительные формы организации обучения
(урочные, внеурочные и внешкольные организационные
формы обучения)
8.7. Самообразование
8.8. Формы организации обучения в рамках системы образования
Глава 9. Контроль результатов учебно-познавательной
деятельности
9.1. Понятие и функции контроля результатов обучения
9.2. Виды контроля
9.3. Методы контроля
9.4. Тестовые проверки и их структурное разнообразие
9.5. Рейтинговая система проверки, учета и оценки знаний
9.6. Формы организации контроля за учебной деятельностью
учащихся
9.7. Учет результатов учебной деятельности
9.8. Педагогические требования к контролю
Глава 10. Основные современные подходы в разработке
технологий обучения
10.1. Понятие «технология обучения»
10.2. Классификации технологий обучений
10.3. Информационные технологии дистанционного обучения
Глава 11. Образовательный процесс в различных типах
учебных учреждений
11.1. Типы средних общеобразовательных учебных учреждений, основанные на классно-урочной организации обучения
11.2. Альтернативные учебные образовательные учреждения
РАЗДЕЛ II. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ОБРАЗОВАНИЯ
Глава 12. Индивидуализация и дифференциация обучения
12.1. Общие основы индивидуализации и дифференциации
обучения
12.2. Виды дифференциации обучения
12.3. Проблема дифференцированного подхода в обучении
одаренных и талантливых детей
12.4. Дифференцированный подход к слабоуспевающим
и неуспевающим школьникам
Глава 13. Природные индивидуально-типологические свойства
и их учет в процессе обучения детей в школе
13.1. Типы проблемных учащихся
13.2. Специфика обучения детей, различающихся своими
природными, индивидуально-типологическими свойствами
Глава 14. Развивающая и коррекционная работа с учащимися
в процессе обучения
14.1. Проблемы обучаемости школьников и пути их решения
14.2. Классы коррекционно-развивающего обучения
Глава 15. Здоровьесберегающее обучение в современной школе
15.1. Влияние процесса обучения на здоровье школьников
15.2. Здоровьесберегающая педагогика и ее принципы
15.3. Здоровьесберегающая организация учебного процесса
15.4. Формирование ценностного отношения школьников
к своему здоровью и здоровью окружающих
Приложение
Дидактический тест
Словарь понятий и терминов
Литература
Аудитория:   18 и старше
Бумага:   Офсет
Масса:   395 г
Размеры:   217x 145x 20 мм
Тираж:   2 000
Литературная форма:   Учебное пособие
Тип иллюстраций:   Без иллюстраций
Отзывы
Найти пункт
 Выбрать станцию:
жирным выделены станции, где есть пункты самовывоза
Выбрать пункт:
Поиск по названию улиц:
Подписка 
Введите Reader's код или e-mail
Периодичность
При каждом поступлении товара
Не чаще 1 раза в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Мы перезвоним

Возникли сложности с дозвоном? Оформите заявку, и в течение часа мы перезвоним Вам сами!

Captcha
Обновить
Сообщение об ошибке

Обрамите звездочками (*) место ошибки или опишите саму ошибку.

Скриншот ошибки:

Введите код:*

Captcha
Обновить