Теория языка. Вводный курс Теория языка. Вводный курс В пособии рассмотрены основные вопросы курса «Введение в языкознание» в соответствии с действующей программой. Разделы курса «Язык и мышление», «Природа и сущность языка», «Классификации языков мира», «Фонологические и грамматические теории», «Семасиология» раскрываются с учетом новейших достижений языковедения — социо- и психолингвистики, синхронической и диахронической, когнитивной лингвистики. Для студентов филологических специальностей высших учебных заведений. Академия, Academia 978-5-7695-6141-2
683 руб.
Russian
Каталог товаров

Теория языка. Вводный курс

Временно отсутствует
?
  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы о товаре
  • Отзывы ReadRate
В пособии рассмотрены основные вопросы курса «Введение в языкознание» в соответствии с действующей программой. Разделы курса «Язык и мышление», «Природа и сущность языка», «Классификации языков мира», «Фонологические и грамматические теории», «Семасиология» раскрываются с учетом новейших достижений языковедения — социо- и психолингвистики, синхронической и диахронической, когнитивной лингвистики.

Для студентов филологических специальностей высших учебных заведений.
Отрывок из книги «Теория языка. Вводный курс»
ВВЕДЕНИЕ
Язык — одна из самых таинственных мировых загадок, которую люди пытаются разгадать не одно тысячелетие. Донаучные представления о языке отражены в многочисленных мифах, легендах и религиозных сочинениях. Зарождение научной картины мира предполагало, разумеется, и накопление достоверных знаний о языке. Первые филологические знания формировались в самых разных науках о человеке и его мире, древнейшей из которых была философия (Древняя Индия, Древняя Греция, Древний Рим, Китай, Арабский Восток и др.). Накопленные за много веков наблюдения и знания о языке и родственных связях между отдельными языками приблизительно к XVIII в. создают основу для выделения языкознания в специальную научную дисциплину, уже располагающую «своим» предметом и методом (сравнительно-историческим) изучения языковых явлений.
Я з ы к о з н а н и е (языковедение), или л и н г в и с т и к а (от лат. lingua «язык»), — наука, изучающая человеческий язык вообще и отдельные (живые или мертвые) языки. В связи с этим выделяют общее и частное языкознание.
О б щ е е языкознание рассматривает все то, что свойственно любому языку мира (или большинству языков). К важнейшим проблемам общего языкознания относятся проблема природы и сущности языка, вопросы, связанные с его устройством и организацией, система языка, закономерности его происхождения, развития и функционирования, классификация языков мира, методология, методы и приемы лингвистических исследований, связь языкознания с другими науками (философией, логикой, психологией, филологией, этнографией, историей, социологией, семиотикой, анатомией и физиологией, математикой, статистикой, кибернетикой и др.). К ним относится также проблема возникновения и развития письма.
Ч а с т н о е языкознание занимается изучением отдельных языков или группы родственных языков. Существует, например, русское, чешское, польское, китайское языкознание (или, соответственно, русистика, богемистика, полонистика, китаистика). Языкознание, изучающее германские языки (английский, немецкий,
нидерландский, шведский, датский, норвежский, исландский и др.), называют германистикой, языкознание, изучающее славянские языки, — славистикой и т.д. Общее и частное языкознание располагают особой теоретической базой (ср.: теоретические основы славистики, теоретическая грамматика английского языка и т.п.). Наряду с теоретическим существует прикладное языковедение, которое решает как общие, так и частные задачи: обучение
языкам, создание письма, культура речи, создание систем автоматического перевода, автоматического поиска и т.п.
В зависимости от целей и задач исследования частное языковедение может быть либо синхроническим (от греч. syn «вместе с» и chronos «время»), если изучает языковые явления в одной временной плоскости (напр., современный английский язык безотносительно к его истории), либо диахроническим (от dia «сквозь, через»), историческим, если прослеживается историческое развитие языка,
затрагивающее разные его временные периоды (напр., историческая грамматика русского (украинского, белорусского) языка).
Каждое направление располагает особым арсеналом лингвистических м е т о д о в (от греч. methodos «путь познания») — совокупностью научно-исследовательских приемов изучения языка, связанных с определенной лингвистической теорией и методологией.
Важнейшими методами синхронического языкознания являются описательный, структурные (дистрибутивный, трансформационный, компонентный), типологический, статистический и др.
Диахроническая лингвистика своим становлением обязана сравнительно-историческому и историко-сравнительному методам.
Первый разработан для сравнения родственных языков в их историческом развитии, а второй — для изучения языковых явлений одного и того же языка на разных этапах его развития.
М е т о д о л о г и я — это философское учение об основных путях и способах познания языковой действительности. Содержание методологии определяется ведущими принципами познания (принципы системности, историзма и взаимосвязи теории и практики), законами диалектики (перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания) и категориями (наиболее общими понятиями типа единичное и общее, конкретное и абстрактное, тождество и различие). Философские и общенаучные принципы, законы и категории находят специфическое преломление в собственно лингвистических принципах, законах и категориях,
лежащих в основе того или иного лингвистического учения (о звуковом составе языка, о словарном составе, учение о грамматическом строе и т.п.).
Осмыслить принципы основных учений о языке, раскрыть закономерности формирования и функционирования языковых единиц, установить взаимосвязь языковых категорий — важнейшая задача курса «Теория языка».

Оставить заявку на описание
?
Содержание
Введение

Язык как система

Объект и предмет науки о языке

Язык и речь

Единицы языка и единицы речи

Природа и сущность языка

«Биологическая» теория языка

Психологические подходы к сущности языка

Язык как общественное явление

Язык и мышление

Основные этапы порождения речи

Функции языка

Проблема происхождения языка

Легенды и мифы

Античные теории

Язык — продукт человеческого естества

Социальные теории происхождения языка

Яфетическая теория

Материалистическая теория

Развитие и функционирование языка

Основные понятия

Языковые контакты

Социальные условия развития и функционирования языка

Генеалогическая классификация языков мира

Фонетика и фонология

Фонетика

Фонетическое членение речи

Звуки речи. Акустические свойства звуков

Просодика

Фонетические процессы

Чередования

Фонология

Из истории фонологии

Фонема и звук

Восприятие звуков и фонема

Историческая фонология. Конвергенция и дивергенция

Фонологические школы

Современные теории фонемы

Письмо

Язык и письмо

Исторические предпосылки возникновения письма

Этапы развития письма. Типы письма

Основные категории письма

Графика и орфография

Лексикология

Основные понятия

Слово как предмет лексикологии

Лексическое значение слова. Аспекты лексического значения

Проблема «тождества слова»

Моносемия

Полисемия. Способы ее развития

Омонимия

Синонимия

Антонимия. Функции антонимов

Паронимия

Типы лексических полей

Динамика словарного состава и его стилистическое расслоение

Лексикография

Основные понятия

Основные типы словарей

Фразеология

Категориальные свойства фразеологической единицы

Классификация фразеологических единиц

Фразеологическое значение

Источники возникновения фразеологических единиц

Этимология

Морфемика и словообразование

Морфемный состав слова

Типы морфов

Словообразовательная структура слова

Производные и производящие слова (основы)

Словообразовательный тип

Словообразовательная модель

Словообразовательное значение

Способы словообразования

Грамматика

Морфология

Грамматическое значение

Способы и средства выражения грамматических значений

Грамматическая форма

Грамматическая категория

Историческое развитие морфологии

Синтаксис

Основные понятия

Словосочетание

Предложение

Историческое развитие синтаксического строя

Основные учебные пособия

Список условных сокращений
Аудитория:   18 и старше
Бумага:   Офсет
Масса:   445 г
Размеры:   217x 145x 20 мм
Тираж:   1 000
Литературная форма:   Учебное пособие
Сведения об издании:   4-е издание
Тип иллюстраций:   Таблицы
Отзывы
Найти пункт
 Выбрать станцию:
жирным выделены станции, где есть пункты самовывоза
Выбрать пункт:
Поиск по названию улиц:
Подписка 
Введите Reader's код или e-mail
Периодичность
При каждом поступлении товара
Не чаще 1 раза в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Мы перезвоним

Возникли сложности с дозвоном? Оформите заявку, и в течение часа мы перезвоним Вам сами!

Captcha
Обновить
Сообщение об ошибке

Обрамите звездочками (*) место ошибки или опишите саму ошибку.

Скриншот ошибки:

Введите код:*

Captcha
Обновить