Экологические основы природопользования Экологические основы природопользования В учебном пособии рассмотрено современное состояние природных ресурсов и окружающей среды, даны теоретические основы рационального природопользования, основы природоохранного законодательства, освещены вопросы охраны природы в России и международного сотрудничества в этой области, показана роль экологического образования в рациональном природопользовании. Для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. Может быть полезно учителям школ, лицеев, колледжей. Academia 978-5-7695-6710-0
437 руб.
Russian
Каталог товаров

Экологические основы природопользования

Временно отсутствует
?
  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы о товаре
  • Отзывы ReadRate
В учебном пособии рассмотрено современное состояние природных ресурсов и окружающей среды, даны теоретические основы рационального природопользования, основы природоохранного законодательства, освещены вопросы охраны природы в России и международного сотрудничества в этой области, показана роль экологического образования в рациональном природопользовании.

Для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. Может быть полезно учителям школ, лицеев, колледжей.
Отрывок из книги «Экологические основы природопользования»
Антропогенные воздействия на природу на разных этапах
развития человеческого общества
Окружающая природная среда обладает естественным устойчивым равновесием протекающих в ней процессов, которое сложи-
лось в течение многих миллионов лет.
Древнейшие люди своей жизнедеятельностью влияли на существующее в природе равновесие не больше, чем другие виды животных до тех пор, пока численность их была небольшой, а средства производства примитивными. На протяжении многих тысячелетий численность древнейших людей регулировалась естественными процессами: наличием доступной пищи, укрытий, болезнями, хищниками, паразитами и т.д. Жили древнейшие люди за счет
присваивающего хозяйства: сбора съедобных растений, ловли рыбы, охоты.
Как известно, начальную форму социальной организации древнейших людей называют первобытным человеческим стадом, или праобщиной (В.П.Алексеев, 1984, 1998). Зарождение ее, видимо, совпадает со временем выделения человека из животного мира, с сознательным изготовлением и применением орудий труда (около 2,7 млн лет назад), а завершение – с формированием общинно-родового строя (100–40 тыс. лет назад). Полагают, что переход от праобщины к родовой общине происходил постепенно в раннем и среднем палеолите. Прогрессивное развитие каменных орудий, становление современного человека и постепенное формирование родового общества свидетельствуют о
том, что праобщина не была застывшей единообразной формой существования наших предков.
Историки различают раннюю праобщину древнейших людей и более раз-
витую праобщину неандертальцев, которую иногда называют первобытной
общиной. Праобщины представляли собой, предположительно, небольшие
группы людей из 20–30 взрослых особей. Трудно представить, чтобы большая
группа древнейших людей могла прокормить себя при слабой технической оснащенности и трудности добывания пищи. Собирательство требует значительного времени и дает немного сравнительно низкокалорийной пищи. Охота на
крупных животных, используемая неандертальцами, была тяжелой и опасной,
не всегда удачной, часто сопровождалась многими жертвами (В.П.Алексеев,
Г.А.Першиц, 1990). Группы наших предков передвигались с места на место ту-
да, где было безопаснее и больше пищи. Следы деятельности древнейших людей на местах стоянок быстро сглаживались природой, как только охотники и
рыболовы покидали их.
В тех случаях, когда укрытия (пещеры, навесы скал) были удобными, а по
соседству находилось много добываемых животных и съедобных растений,
группы древнейших людей долго жили оседло. Известны стоянки, которые использовали многие поколения людей в течение нескольких столетий.
Сведений о ранних этапах воздействия людей на окружающую среду сравнительно немного. Чаще всего оно сказывалось на численности крупных животных, которых добывали при коллективных охотах. Некоторые исследователи полагают, что исчезновение пещерного медведя, шерстистого носорога, мамонта связано с перепромыслом их первобытными охотниками (Н.К.Вере-
щагин, 1981).
Раннеродовая община, как и праобщина, характеризовалась примитивным
присваивающим способом хозяйствования. Однако ни во временнум, ни в пространственном отношении раннеродовая община не была единообразной. За
25–30 тыс. лет существования человечество прошло значительный путь развития и в разных районах создало разнообразные формы производственной деятельности. Заметно расширился ассортимент орудий труда. Важное значение
имело изобретение лука со стрелами, широкое использование которого считают гранью между двумя этапами присваивающей хозяйственной деятельности: архаическим собирательством и более развитым охотничье-собирательным
хозяйством, во многих районах сочетавшимся с рыболовством и бортничеством.
Однако эта грань не универсальна. Известны общества древних охотников, которые применяли другие орудия эффективной дистанционной охоты – духовые
стрелометательные трубки и бумеранги. Однако применение лука со стрелами
было распространено намного шире по сравнению с другими орудиями дистанционной охоты, поэтому именно со временем его распространения связывают
рубеж между двумя этапами присваивающей экономики. Археологически эти
периодысоответствуют: первый–среднемупалеолиту (100–40 тыс. лет назад),
второй – мезолиту (с 14–12 до 6 тыс. лет назад) и неолиту (с 7–6 тыс. лет до
4 тыс. лет до н.э.).
Важное значение имели и другие изменения в производительных силах, в
частности приручение волка и использование собак для охоты (15–10 тыс.
лет назад), совершенствование водных транспортных средств, орудий рыболовства и охоты на морского зверя. Совершенствовались и производственные навыки коллективной охоты. Совместный труд только в самых простейших случаях был основан на примитивной кооперации при сборе плодов, выкапывании съедобных кореньев и др. Однако полного разделения трудовых
операций между членами общины тогда не было, хотя при загонной охоте
выделялись опытные организаторы, смелые и осторожные загонщики, носильщики, новички и т.д. Усложнение производственных навыков требовало хозяйственной специализации, особенно при охоте на крупных животных. Естественно, это лишь вероятные предположения о тех довольно далеких от
нас временах, палеонтологических и археологических свидетельств о которых
сохранилось очень мало.
Позднеродовая община позднего мезолита (с 14–12 тыс. лет до 6 тыс. лет
до н.э.) и неолита (с 7–6 тыс. лет до 4 тыс. лет до н.э.) характеризуется развитием производящего хозяйства земледельцев, земледельцев-скотоводов, скотоводов.
Развитие производящего хозяйства было важнейшим достижением первобытной общины, фундаментом дальнейшего развития человечества, способствовало формированию главнейших отраслей
сельского хозяйства: земледелия и животноводства, сохранившихся в основе до настоящего времени.
Вслед за волком были одомашнены овцы и козы (около 9–8 тыс.
лет назад), затем крупный рогатый скот (8–6 тыс. лет назад), верблюды (5–4 тыс. лет назад) и лошади (около 5 тыс. лет назад). К более позднему времени относится одомашнивание осла, ламы, северного оленя. С развитием животноводства воздействие деятельности людей на природу многократно усилилось. Выпас крупных стад
скота на пастбищах сопровождался изменением растительности и
вытеснением диких травоядных копытных животных из коренных
местообитаний.
Наиболее ярко воздействие сельскохозяйственной деятельности сказалось
на естественных природных ландшафтах Северной Африки в неолите. История освоения людьми Северной Африки запечатлена в многочисленных на-
скальных рисунках – фресках и петроглифах, которые были изучены и расшифрованы благодаря многим экспедициям, тщательным исследованиям послед-
них десятилетий (А.Лот, 1984). Схема антропогенных изменений, построенная
на основании наскальных рисунков, хорошо согласуется с данными радиоуглеродного, палинологического анализов и археологическими сведениями.
Трудно представить, что мертвая сейчас пустыня Сахара в неолитические
времена была благодатным местом для жизни людей и животных. Известный
американский эколог Г.Кларк писал, что в конце последнего оледенения «Сахара, по всей вероятности, представляла собой в высшей степени благоприятную среду обитания для рыболовов, охотников, скотоводов… Озеро Чад за-
нимало площадь в восемь раз большую, чем в настоящее время. Плоскогорья
были покрыты средиземноморскими лесами, и на всей территории были распространены крупные животные». Населяли тогда территорию современной
Сахарынегритянские землевладельческие народы.Уже за 5тыс. лет дон.э.от
них остались замечательные наскальные рисунки, а культурные слои (включая кухонные отложения) начали накапливаться с 8 тыс. лет дон.э., затемза
4 тыс. лет до н.э. появились кочевые скотоводческие племена. Видимо, аридизация Сахары происходила в связи с естественными атмосферными процессами, а перевыпас скота приводил к опустыниванию. Так, по мнению французских ученых, своим засушливым климатом судано-сахарская зона Африки обязана тому, что понижения атмосферного давления здесь редки, в то время как
в неолите они происходили чаще, что влекло за собой выпадение осадков
(Capot-Ray, 1953). В 4–2 тыс. до н.э. люди и многочисленные стада животных
жили в благоприятных условиях, а рядом с людьми обитали крупные травоядные звери, такие как слоны, носороги, бегемоты. Около 2 тыс. лет до н.э. произошли изменения в растительности Сахары – из средиземноморской она становится характерной для сухих саванн, происходит быстрое опустынивание.
После 2тыс. лет до н.э. в наскальных рисунках отсутствуют изображения представителей пресноводной фауны: моллюсков, рыб, крокодилов и их остатки в
культурных слоях. В своей деятельности люди в этот период широко использовали лошадей (как раз тогда появились колесницы), разводили крупный рогатый скот, охотились на жирафов, антилоп, страусов.
Описание Сахары, составленное древнегреческим историком Геродотом
(490–425 гг. до н.э.) в V в. до н.э., уже соответствует современному ее облику:
цепи дюн, тянущиеся через весь материк, от берегов Нила до Атлантического океана, затерянные в песках оазисы, отделенные друг от друга двухнедельными переходами через необитаемые пространства и соединенные караванными тропами. Сходные описания Сахары сделаны Страбоном (64 г. до н.э. –
20 г. н.э.) в начале нашей эры и Плинием Старшим в 60 г. н.э.

Оставить заявку на описание
?
Содержание
Предисловие..............................................................................3
Введение .............................................................................................5
Антропогенные воздействия на природу на разных этапах
развития человеческого общества ..........................................8
Экологические кризисы и экологические катастрофы .......13
Вопросы терминологии .........................................................17
Классификация природных ресурсов ...................................20
Аспекты охраны природы .....................................................22
Принципы и правила охраны природы ...............................23
Контрольные вопросы .............................................................26
Глава 1. Краткий очерк истории охраны природы ........................27
Ранние этапы охраны природы ............................................27
История охраны природы в нашей стране ..........................28
Современный этап охраны природы ....................................34
Контрольные вопросы .............................................................36
Глава 2. Использование и охрана атмосферы ................................37
Строение и газовый состав атмосферы ................................37
Баланс газов в атмосфере ......................................................40
Воздействие деятельности человека
на газовый состав атмосферы ...............................................41
Загрязнение атмосферы .........................................................41
Последствия загрязнения и нарушения
газового баланса атмосферы ................................................48
Меры по предотвращению загрязнения и охране
атмосферного воздуха ...........................................................53
Правовые основы охраны атмосферы .................................55
Мониторинг качества и степени загрязнения атмосферы ..56
Контрольные вопросы .............................................................57
Глава 3. Рациональное использование и охрана водных
ресурсов ..............................................................................58
Природная вода и ее распространение ................................58
Круговорот воды в природе .................................................60
Роль воды в природе и хозяйственной деятельности
людей ......................................................................................62
Истощение и загрязнение водных ресурсов .........................63
Основные загрязняющие вещества
и поставщики загрязнений ....................................................67
Определение степени загрязнения воды ...............................68
Рациональное использование водных ресурсов, меры
по предотвращению их истощения и загрязнения ..............71
Очистные сооружения и оборотные системы
водоснабжения .......................................................................73
Правовая охрана водных ресурсов .......................................74
Мониторинг водных ресурсов, качества
и загрязнения воды ................................................................75
Контрольные вопросы .............................................................76
Глава 4. Использование и охрана недр ...........................................77
Полезные ископаемые и их распространение ......................77
Распределение и запасы минерального сырья
в мире и в России ...................................................................79
Использование недр человеком ............................................81
Исчерпаемость минеральных ресурсов ................................82
Основные направления по рациональному использованию и охране недр ..............................................................83
Охрана природных комплексов при разработке
минеральных ресурсов ..........................................................86
Правовые основы рационального использования
и охраны недр ........................................................................90
Государственный мониторинг состояния недр ...................92
Контрольные вопросы .............................................................93
Глава 5. Использование и охрана земельных ресурсов .................94
Почва, ее состав и строение ..................................................94
Роль почвы в круговороте веществ в природе.
Хозяйственное значение почв ...............................................98
Естественная и ускоренная эрозия почв.
Виды ускоренной эрозии .....................................................100
Система мероприятий по защите земель от эрозии ..........107
Результаты антропогенного воздействия на почвы
и меры по ее охране .............................................................108
Правовая охрана почв .........................................................113
Контрольные вопросы ...........................................................114
Глава 6. Рациональное использование
и охрана растительности .................................................115
Роль растений в природе и жизни человека ......................115
Лес как важнейший растительный ресурс планеты ...........117
Антропогенное воздействие на лесные ресурсы планеты
и его последствия .................................................................119
Лесные ресурсы России, причины их сокращения ............121
Рекреационное значение лесов ............................................121
Рациональное использование, воспроизводство
и охрана лесов в России ......................................................122
Охрана растительности лугов и пастбищ ..........................129
Использование и охрана хозяйственно ценных и редких
видов растений .....................................................................130
Правовая охрана растительности .......................................131
Контрольные вопросы ...........................................................132
Глава 7. Использование и охрана животного мира ......................133
Роль животных в круговороте веществ в природе
и в жизни человека ...............................................................133
Воздействие человека на животных ...................................135
Причины вымирания животных .........................................138
Охрана редких и вымирающих видов ................................143
Охрана важнейших групп животных ..................................148
Правовая охрана животного мира .....................................156
Контрольные вопросы ...........................................................157
Глава 8. Охрана ландшафтов ........................................................159
Определение ландшафтов. Их классификация ..................159
Особо охраняемые территории ...........................................160
Рекреационные территории и их охрана ............................165
Антропогенные формы ландшафтов, их охрана ...............166
Правовая охрана ландшафтов ............................................169
Контрольные вопросы ...........................................................170
Глава 9. Организация рационального природопользования
и охраны природы в России ............................................171
Контрольные вопросы ...........................................................174
Глава 10. Международное сотрудничество в области
рационального природопользования
и охраны природы ..........................................................175
История международного природоохранного
движения ...............................................................................175
Природоохранные конвенции и межгосударственные
соглашения ...........................................................................178
Роль международных организаций в охране природы .....180
Контрольные вопросы ...........................................................182
Глава 11. Среднее эколого-природоохранное образование ..........183
Экологическое образование в школе .................................184
Основная базовая и полная средняя школа .......................186
Образовательная область «филология» ............................187
Предметы нравственно-эстетического цикла ..................188
Образовательная область «обществознание» ...................188
Образовательная область «естествознание» .....................189
Физико-математическая образовательная область .........190
Образовательная область «технология» ............................191
Внеклассная и внешкольная работа .................................192
Работа студентов образовательных учреждений
в заповедниках и национальных парках ...........................198
Эколого-природоохранное образование в учреждениях
среднего профессионального образования ......................199
Контрольные вопросы ..........................................................200
Заключение ...................................................................................202
Список литературы ............................................................204
Штрихкод:   9785769567100
Аудитория:   Общая аудитория
Бумага:   Офсет
Масса:   310 г
Размеры:   215x 145x 12 мм
Тираж:   5 000
Литературная форма:   Учебное пособие
Сведения об издании:   10-е издание
Отзывы
Найти пункт
 Выбрать станцию:
жирным выделены станции, где есть пункты самовывоза
Выбрать пункт:
Поиск по названию улиц:
Подписка 
Введите Reader's код или e-mail
Периодичность
При каждом поступлении товара
Не чаще 1 раза в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Мы перезвоним

Возникли сложности с дозвоном? Оформите заявку, и в течение часа мы перезвоним Вам сами!

Captcha
Обновить
Сообщение об ошибке

Обрамите звездочками (*) место ошибки или опишите саму ошибку.

Скриншот ошибки:

Введите код:*

Captcha
Обновить