Информационное обеспечение систем управления Информационное обеспечение систем управления В учебнике рассматривается методология информационного обеспечения с точки зрения процессного и информациологического подходов в управлении обработкой, передачей и накоплением данных. Приводятся описания и применение различных моделей хранения, информационной переработки реляционных и объектно-ориентированных среди систем баз данных, методология проектирования информационных систем, организации диалога человек-машина, обеспечения информационной безопасности в автоматизированных системах управления. Излагаются информационные технологии многозадачных и многопользовательских информационных систем управления. Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Академия, Academia 978-5-7695-6301-0
1417 руб.
Russian
Каталог товаров

Информационное обеспечение систем управления

Временно отсутствует
?
  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы о товаре
  • Отзывы ReadRate
В учебнике рассматривается методология информационного обеспечения с точки зрения процессного и информациологического подходов в управлении обработкой, передачей и накоплением данных. Приводятся описания и применение различных моделей хранения, информационной переработки реляционных и объектно-ориентированных среди систем баз данных, методология проектирования информационных систем, организации диалога человек-машина, обеспечения информационной безопасности в автоматизированных системах управления. Излагаются информационные технологии многозадачных и многопользовательских информационных систем управления. Для студентов учреждений высшего профессионального образования.
Отрывок из книги «Информационное обеспечение систем управления»
Предисловие
Современная экономика стремится к возрастанию объема и усложнению задач, решаемых в различных областях науки, организации производства, в процессе планирования и анализа, финансовой работы, связей с поставщиками и потребителями про
дукции, оперативное управление которыми невозможно без организации современной системы информационных технологий управления (ИТУ).
Применение в деятельности общества процессов информатизации и информациологического (процессного) подхода базируется на применении современных достижений в области управления. Своевременность информационного отражения управляемых процессов взаимодействий, возможность их моделирования, анализа, синтеза, прогнозирования при исследованиях требует освоения методологии проектирования информационных систем
управления (ИСУ). Информациологический подход, лежащий в основе управления, одинаково присущ как федеральным, региональным, местным органам, так и предприятиям, фирмам, кор-порациям, которые проводят инжиниринговые исследования и
реинжиниринг организационных структур, разработку научных подходов в информационном обеспечении (ИО) управления.
Система информационных технологий (ИТ) для управления — это совокупность информационных процессов взаимодействия объектов и субъектов, построенная на основе информатики,
принципов систематизации информационных взаимосвязей, объектового и процессного подходов к организации различных функциональных действий.
В современных условиях наряду с финансовыми, материальными, человеческими и другими ресурсами эффективное информационное обеспечение управления представляет собой ценный ресурс организации. Следовательно, повышение эффективности
человеческой деятельности становится одним из направлений совершенствования деятельности предприятия в целом. Наиболее очевидным способом повышения эффективности протекания
трудового процесса является его автоматизация.
Трудности, возникающие при решении задачи автоматизированной поддержки управленческого труда, связаны с его спецификой. Управленческий труд отличается сложностью и многообразием, наличием большого числа форм и видов, многосторонними связями с различными явлениями и процессами. Это прежде всего труд творческий и интеллектуальный, в основном связанный с ИТ. Поэтому автоматизация управленческой деятельности
изначально связывалась только с автоматизацией некоторых вспомогательных, рутинных операций. Но бурное развитие информационных компьютерных технологий, совершенствование технической платформы и появление принципиально новых
классов программных продуктов привели в наши дни к изменению подходов в автоматизации управления не только производ-ством, но и другими процессами.
Главным направлением автоматизации деятельности и ее усовершенствования, приспособления к современным условиям стало массовое использование новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники, формирование на ее основе высокоэффективных информационноуправленческих технологий.
Средства и методы информатики широко используются в управлении и маркетинге. Новые технологии, основанные на компьютерной технике, требуют радикальных изменений организационного управления, его регламента, кадрового потенциала, системы
документации, фиксирования, переработки и передачи информации. Особое значение имеет внедрение ИТУ, значительно расширяющее возможности использования компаниями информационных ресурсов (ИР). Развитие ИТ связано с организацией системы обработки данных и знаний, последовательного их развития
до уровня интегрированных автоматизированных систем управ-ления, охватывающих по вертикали и горизонтали все уровни и звенья научноисследовательских работ (НИР), проектирования,
производства и сбыта.
Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационные технологии — это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации, вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами ИТУ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники, а базируются они на принципах информатики.
Основной эффект ИТУ проявляется в систематизации и автоматизированных режимах их применения. При этом основная цель автоматизированных информационных технологий (АИТ) — получать посредством переработки первичных данных информацию нового качества, на основе которой вырабатываются оптимальные управленческие решения. Это достигается за счет интеграции информации, обеспечения ее актуальности и непротиворечивости, использования современных технических средств для внедрения и функционирования качественно новых форм инфор-мационной поддержки деятельности аппарата управления.
Автоматизированные информационные технологии предполагают использование комплекса соответствующих технических средств, реализующих информационный процесс и системы управления этим комплексом (как правило, это программные сред-
ства и организационнометодическое обеспечение, увязывающее действия персонала и технических средств в единый технологический процесс).
Поскольку существенную часть технических средств для реа-лизации ИТ занимают средства компьютерной техники, то часто под ИТ, особенно под новыми технологиями, понимаются компьютерные ИТ, хотя понятие «информационные технологии» относится ко всякому преобразованию информации, в том числе и на бумажной основе.
Необходимость действовать в условиях рыночной экономики, все обостряющейся конкуренции товаропроизводителей обуслав-ливает повышенные требования к профессиональным качествам
специалистов, ответственности руководителей за результаты и последствия принимаемых решений. Чрезвычайно актуальными становятся учет временного фактора и организация анализа материальных, товарных, финансовых потоков, поиск обоснован
ных решений в регулировании производственнохозяйственных и финансовых ситуаций. Все эти требования и проблемы могут быть легко преодолены применением АИТ управления.
Подготовка специалистов различного профиля (практически всех профессий) в современной высшей школе должна предусматривать овладение фундаментальными знаниями информатики, а также умением активно использовать системы ИТ в своей
профессиональной деятельности. Широкое применение персональных компьютеров, средств коммуникаций, облегченный до ступ к базам данных (БД) и базам знаний (БЗ), использование интеллектуальных технологий и их систем обеспечивают специ-
алисту реальные возможности для выполнения аналитических, прогнозных функций, подготовки управленческих решений в современном технологическом режиме обработки информации.
Учитывая актуальность и необходимость применения систем ИТ в деятельности специалистов, в частности в областях автоматизации и управления в технических системах и смежных с ними наук, дисциплина «Информационное обеспечение управления»
необходима для всех сфер и уровней профессиональной подготов-ки в научных и производственных направлениях начиная со сред
ней школы.
Комплексный информациологический подход к обеспечению информатизации деятельности общества и его структур реализуется в современных условиях путем применения интегрированных ИТУ и их систем.
В данном учебнике описаны и раскрыты методологии процессного обеспечения, информационных систем управления, модели процессов передачи, обработки, накопления и хранения информации в системе управления базами данных (СУБД) ИС, методология концептуального, логистического и физического проектирования ИСУ и его программного обеспечения (ПО), комплексносистемный подход к организации информационной безопасности в ИСУ.
В гл. 1 на базе системного и комплексного подходов рассмотрены основы информатики и информатизации жизнедеятельности общества, особенности ИТУ в коммуникациях различного вида управления, обработки, передачи и накопления данных.
В гл. 2 представлены модели передачи, обработки, накопления и хранения информации в СУБД ИСУ. Описана современная методология управления информационными процессами в БД.
В гл. 3 рассмотрены вопросы организационнотехнического обеспечения проектирования ИСУ, которое представляет в условиях автоматизации деятельности фирм и организаций отдельный
предмет для рассмотрения, так как дает возможность реализовать системную организацию информационной деятельности пред-приятий, форматировать структуры информационных систем, подсистем и различных модулей ИТ. Здесь большое значение имеет концептуальное, логическое и физическое проектирование, методы организации диалога человек—машина.
В гл. 4 представлены технологии обеспечения информационной безопасности (ИБ) в ИСУ организаций, предприятий и регионов. С позиций комплексного и системного подходов в ней
рассмотрены нормативноправовое, программное, технологическое и организационное обеспечение ИБ функционирования ИСУ, ее подсистем и модулей управления, методология доступа и защиты данных.
В гл. 5 рассматриваются ИТ и программное обеспечение, которое является базовой частью ИСУ, и поэтому здесь широко и достаточно глубоко освещены вопросы как системного, так и конкретного применения ИТУ в многозадачных и пользовательских ИСУ. Представлена методология формирования ПО в ИТУ для документирования, логистики, различных видов управлений.
Особое внимание уделено программным средствам ИСУ, поиска, хранения и переработки информации.

Оставить заявку на описание
?
Содержание
Предисловие 3
Список сокращений 7
Глава 1. Процессное обеспечение информационных систем управления 11
1.1. Информациологические процессы в системах управления 11
1.1.1. Информациологический подход в сферах управления 11
1.1.2. Информациология управления в обществе 14
1.1.3. Процессный подход к управленческим функциям 21
1.2. Жизненный цикл информационной системы, принципы и методология построения ее составляющих 23
1.2.1. Информатика и процессы в информационных системах управления 23
1.2.2. Понятие и содержание информации в управлении 27
1.2.3. Методология построения информационных
процессов в информационных системах управления 45
1.2.4. Организационнотехническое обеспечение
информационных процессов управления 58
1.3. Структурная организация баз данных и управление ими 64
1.3.1. Основные положения структурной организации баз данных 64
1.3.2. Иерархическая и сетевая модели баз данных 69
1.3.3. Основные источники международного опыта формирования информационной базы данных процессов управления обществом 75
Глава 2. Модели процессов передачи, обработки, накопления и хранения информации в СУБД информационных систем 79
2.1. Принципы организации баз данных, ресурсное обеспечение и методология управления информационными процессами в них 79
2.1.1. Нормативные базы информационного обеспечения управления в различных сферах деятельности и описания моделей данных «сущности—связи» 79
2.1.2. Ресурсы и информационные связи в базе данных корпоративно правовой информации 85
2.1.3. Государственный учет информационных ресурсов и данных 87
2.1.4. Ресурсы экономической и научнотехнической
информации государственной системы России 89
2.1.5. Российские информационные ресурсы и основные
данные библиотечной сети 90
2.1.6. Информационные ресурсы и данные природных процессов и явлений 92
2.1.7. Информационные ресурсы и основные данные
федеральных и муниципальных органов власти 94
2.1.8. Информационные ресурсы и информационные связи государственной системы статистики 94
2.1.9. Информационные ресурсы и связи финансовой
и внешнеэкономической деятельности Российской Федерации 97
2.1.10. Информационные ресурсы и основные данные социальной сферы РФ 98
2.1.11. Информационные ресурсы и основные данные
отраслей материального производства 99
2.2. Реляционные и объектноориентированные среды и системы баз данных и информационное обеспечение автоматизированных систем управления 100
2.2.1. Основные положения формирования моделей
баз данных в информационной системе управления 100
2.2.2. Формирование и характеристики объектно
ориентированных форм моделей в базах данных 102
2.2.3. Особенности реляционных баз данных 103
2.2.4. Объектнореляционные среды и методы 104
2.2.5. Объектноориентированные технологии в базах данных 106
2.2.6. Языки описания и манипулирования данными в СУБД 108
2.2.7. Стандартизация объектных баз данных 111
2.2.8. Применение и характеристики современных
объектноориентированных СУБД 112
2.3. Методология хранения данных в базах данных 114
2.3.1. Модели процессов передачи, обработки, накопления и хранения информации в СУБД 114
2.3.2. Методология построения и программного обеспечения хранилищ данных 118
2.4. Модели данных и информационных связей 126
2.4.1. Описание моделей информационных систем управления 126
2.4.2. Анализ информсвязей моделей управления данными информационных систем управления 131
2.4.3. Организация блочных моделей баз данных
интегрированных систем управления 135
Глава 3. Методология проектирования информационных систем 140
3.1. Структурная методология и функциональное проектирование 140
3.1.1. Информационная система и архитектура банков данных 140
3.1.2. Структурная организация баз данных и управление ими 143
3.2. Физическое, концептуальное и логическое проектирование баз данных . 145
3.3. Технология проектирования базы данных 155
3.4. Модель «сущность—связь» в проектировании баз данных 157
Глава 4. Информационная безопасность функционирования информационных систем управления и защита процессов переработки информации 163
4.1. Современные подходы к технологиям, методам и средствам обеспечения доступа к компонентам ЭВМ 163
4.2. Методы и средства организации обеспечения, хранения и переработки информации в компьютерных системах информационных систем управления 172
4.2.1. Общие положения по формированию защищенных
информационных систем управления 172
4.2.2. Функциональное администрирование информационных систем и технология обеспечения защиты от НСД 174
4.2.3. Методы и средства защиты процессов переработки информации в информационных системах управления 183
4.3. Комплексное обеспечение информационной безопасности в компьютерных сетях 188
4.3.1. Основные положения обеспечения информационной безопасности в компьютерных сетях ИСУ 188
4.3.2. Технологии и правила защиты программного обеспечения и процессов переработки информации в компьютерных сетях 189
4.3.3. Технологии обеспечения информационной безопасности при работе в операционных системах DOS и Windows 192
4.3.4. Технологии обеспечения информационной безопасности при работе в операционной системе Linux 197
4.3.5. Технологии, модели и средства защиты процессов переработки информации при работе в Интернете 199
4.3.6. Технологии информационной безопасности при работе в Интранете 202
4.3.7. Управление и мониторинг компьютерной системы 207
4.4. Стратегии, модели и системы предотвращения несанкционированного доступа в информационную систему управления 218
4.4.1. Стратегии обеспечения информационной безопасности 218
4.4.2. Модели безопасности по разграничению доступа
в информационную систему управления 220
4.4.3. Модели контроля целостности информации
в информационных системах управления 242
4.4.4. Модели защиты при отказе в обслуживании 251
4.4.5. Модели анализа безопасности программного обеспечения и взаимодействия объектов ВС 256
4.5. Оценка защищенности информационных систем управления 262
4.5.1. Международный и отечественный опыт по оценке защищенности 262
4.5.2. Методология оценки межсетевой безопасности 265
Глава 5. Информационные технологии многозадачных
и многопользовательских интеграционных систем управления 277
5.1. Формирование моделей программного обеспечения информационных технологий на основе функционального и логистического программирования 277
5.1.1. Модели программного обеспечения офисных технологий 277
5.1.2. Программное обеспечение поиска и индексирования документов в ИСУ 287
5.1.3. Особенности стандартизации программного обеспечения документирования 293
5.2. Программные средства информационных технологий управления предприятием 294
5.2.1. Общие положения и классификация программных средств информационных технологий управления 294
5.2.2. Типовые программные средства управления «1СПарус» 296
5.2.3. Программное обеспечение управления предприятием с помощью ERPсистем 299
5.2.4. Программное обеспечение управления проектами, инвестированием и планированием 305
5.2.5. Программное обеспечение информационных технологий бухгалтерского учета 311
5.2.6. Модели программного обеспечения логистических технологий процессов управления потоками в многопользовательских системах 318
5.2.7. Описание концептуальной модели CALS 320
5.2.8. Информационные технологии управления данными
и программные модели 324
Список литературы 331
Отзывы
Найти пункт
 Выбрать станцию:
жирным выделены станции, где есть пункты самовывоза
Выбрать пункт:
Поиск по названию улиц:
Подписка 
Введите Reader's код или e-mail
Периодичность
При каждом поступлении товара
Не чаще 1 раза в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Мы перезвоним

Возникли сложности с дозвоном? Оформите заявку, и в течение часа мы перезвоним Вам сами!

Captcha
Обновить
Сообщение об ошибке

Обрамите звездочками (*) место ошибки или опишите саму ошибку.

Скриншот ошибки:

Введите код:*

Captcha
Обновить